Фотограф царя:
Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет
потерянного мира – Российской Империи накануне Первой
мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от
средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик
растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного
населения России.
В начале 1900–х годов Прокудин–Горский
разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил
поддержку царя Николая II. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915
году, он провел обзор одиннадцати регионов, путешествуя в специально
оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей
сообщения.
Прокудин–Горский уехал из России в1918 году, сначала в Норвегию и Англию,
а потом окончательно во Францию. К тому времени царь
и его семья были расстреляны, а империя, которую Прокудин–Горский так
тщательно запечатлел, была уничтожена. Его уникальные изображения России
накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его
наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году. Стеклянные пластинки были
отсканированы, и в результате применения нового процесса цифровой
хроматографии были получены яркие цветные изображения.
«Чудеса фотографии» - так называлась последняя выставка Прокудина–Горского
в России в марте 1918 года. На этой выставке, открытой в Николаевском зале
Зимнего дворца, были представлены фотографии Прокудина–Горского, сделанные им
во время путешествий по Российской Империи.
Прокудин–Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был
химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у
известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих
оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство
цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Прокудин– Горский задумал и разработал план использования новых
технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической
фотодокументации Российской Империи. Хотя этот
проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было
ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой
и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций». Получив
в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный
железнодорожный вагон с темной комнатой и имея на руках два
разрешения, обеспечивающих ему доступ в запретные зоны и содействие со
стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин–Горский провел фотообзор
Российской Империи с 1907 по 1915 год и прочитал много лекций, иллюстрируя
свою работу. Прокудин–Горский уехал из России в 1918 году после революции в
России и окончательно поселился в Париже, где умер в 1944 году.
|
Портрет Сергея Михаиловича Прокудина-Горского
Сергей Михайлович Прокудин–Горский (1863–1944) сидит возле горной реки.
Предполагается, что это река Каролицхали на
Кавказе, возле порта Батуми на восточном побережье Черного моря.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
По реке Каролицхали, ок.1907–1915.
Цифровое цветное изображение.
Отдел эстампов и фотографий,
Библиотека Конгресса
(LC-DIG-ppmsc-03991) (1)
|
Ночевка у камня на берегу Чусовой
На этой фотографии изображены Сергей Михайлович Прокудин–Горский и члены
его рабочей группы на ночном привале. Это место расположено возле реки
Чусовая, на западной стороне Уральских гор.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Ночевка
у камня на берегу Чусовой, 1912.
Цифровое цветное изображение.
Отдел эстампов и фотографий,
Библиотека Конгресса.
(LC-DIG-ppmsc-04445) (2)
|
|
|
Военнопленные австрийцы у барака
В начале Первой мировой войны Прокудин–Горский
сфотографировал группу военнопленных из Австро–Венгерской
Империи. Вероятно, это поляки, украинцы и представители других славянских
национальностей, находящиеся в заключении в неопределенном месте на дальнем
севере Европейской России возле Белого моря. Это изображение случайно не
было конфисковано пограничной охраной, как это случилось с огромным
большинством изображений политического характера, когда Прокудин–Горский
навсегда уехал из России в 1918 году.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Военнопленные
австрийцы у барака, 1915.
Цифровое цветное изображение.
Отдел эстампов и фотографий,
Библиотека Конгресса
(LC-DIG-ppmsc-04423) (3)
|
Стеклянный негатив
Здесь Вы видите один из нескольких тысяч стеклянных негативов
Прокудина-Горского. Негативы имели два назначения: во-первых, фотограф
использовал их в процессе создания стеклянных слайдов для своих
иллюстрированных лекций о достопримечательностях Российской Империи. Прокудин-Горский
демонстрировал слайды через проектор с красным, зеленым и синим фильтрами.
В результате совмещения трех частей каждого изображения получался полноцветный вариант. Во-вторых, Прокудин-Горский
использовал негативы для печати черно-белых снимков, которые помещал в
альбомы.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Австрийские
военнопленные у барака. 1915.
Стеклянный негатив.
Отдел эстампов и фотографий,
Библиотека Конгресса. (60)
|
|
|
Справочный альбом фотограий
Прокудин-Горский составил хронику своих путешествий по Российской
Империи в виде альбомов с фотографиями. Каждый альбом состоял из печатных
снимков, созданных на основе стеклянных негативов и расположенных в альбоме
в хронологическом порядке. Здесь показана страница из альбома 1915 года по
его последней известной нам поездке.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
По
Мурманской железной дороге. 1915. Альбом фотографий.
Отдел эстампов и фотографий,
Библиотека Конгресса (59)
|
|