Чудеса фотографии:  восстановление фотографического наследия С. М. Прокудина-Горского


Фотограф царя:
Сергей Михайлович Прокудин-Горский

Сергея Михайловича Прокудина–Горского Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, он провел обзор одиннадцати регионов, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне, предоставленном ему Министерством путей сообщения.

Прокудин–Горский уехал из России в1918 году, сначала в Норвегию и Англию, а потом окончательно во Францию. К тому времени царь и его семья были расстреляны, а империя, которую Прокудин–Горский так тщательно запечатлел, была уничтожена. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году. Стеклянные пластинки были отсканированы, и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены яркие цветные изображения.

«Чудеса фотографии» - так называлась последняя выставка Прокудина–Горского в России в марте 1918 года. На этой выставке, открытой в Николаевском зале Зимнего дворца, были представлены фотографии Прокудина–Горского, сделанные им во время путешествий по Российской Империи.

Прокудин–Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Прокудин– Горский задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи. Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций». Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в запретные зоны и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин–Горский провел фотообзор Российской Империи с 1907 по 1915 год и прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу. Прокудин–Горский уехал из России в 1918 году после революции в России и окончательно поселился в Париже, где умер в 1944 году.

По реке Каролицхали

Портрет Сергея Михаиловича Прокудина-Горского

Сергей Михайлович Прокудин–Горский (1863–1944) сидит возле горной реки. Предполагается, что это река Каролицхали на Кавказе, возле порта Батуми на восточном побережье Черного моря.


Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
По реке Каролицхали, ок.1907–1915.
Цифровое цветное изображение.
Отдел эстампов и фотографий,
Библиотека Конгресса
(LC-DIG-ppmsc-03991) (1)

Ночевка у камня на берегу Чусовой

На этой фотографии изображены Сергей Михайлович Прокудин–Горский и члены его рабочей группы на ночном привале. Это место расположено возле реки Чусовая, на западной стороне Уральских гор.


Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Ночевка у камня на берегу Чусовой, 1912.
Цифровое цветное изображение.
Отдел эстампов и фотографий,
Библиотека Конгресса.
(LC-DIG-ppmsc-04445) (2)

Ночевка у камня на берегу Чусовой

Военнопленные австрийцы у барака

Военнопленные австрийцы у барака

В начале Первой мировой войны Прокудин–Горский сфотографировал группу военнопленных из Австро–Венгерской Империи. Вероятно, это поляки, украинцы и представители других славянских национальностей, находящиеся в заключении в неопределенном месте на дальнем севере Европейской России возле Белого моря. Это изображение случайно не было конфисковано пограничной охраной, как это случилось с огромным большинством изображений политического характера, когда Прокудин–Горский навсегда уехал из России в 1918 году.


Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Военнопленные австрийцы у барака, 1915.
Цифровое цветное изображение.
Отдел эстампов и фотографий,
Библиотека Конгресса
(LC-DIG-ppmsc-04423) (3)

Стеклянный негатив

Здесь Вы видите один из нескольких тысяч стеклянных негативов Прокудина-Горского. Негативы имели два назначения: во-первых, фотограф использовал их в процессе создания стеклянных слайдов для своих иллюстрированных лекций о достопримечательностях Российской Империи. Прокудин-Горский демонстрировал слайды через проектор с красным, зеленым и синим фильтрами. В результате совмещения трех частей каждого изображения получался полноцветный вариант. Во-вторых, Прокудин-Горский использовал негативы для печати черно-белых снимков, которые помещал в альбомы.


Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Австрийские военнопленные у барака. 1915.
Стеклянный негатив.
Отдел эстампов и фотографий,
Библиотека Конгресса. (60)

Австрийские военнопленные у барака

По Мурманской железной дороге

Справочный альбом фотограий

Прокудин-Горский составил хронику своих путешествий по Российской Империи в виде альбомов с фотографиями. Каждый альбом состоял из печатных снимков, созданных на основе стеклянных негативов и расположенных в альбоме в хронологическом порядке. Здесь показана страница из альбома 1915 года по его последней известной нам поездке.


Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
По Мурманской железной дороге. 1915. Альбом фотографий.
Отдел эстампов и фотографий,
Библиотека Конгресса (59)

 

 

По материалам сайтов http://www.loc.gov,    http://ps-spb2008.narod.ru,    http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/