Подготовка к путешествию, о котором мы столько мечтали, началась еще в апреле: бронировались гостиницы, экскурсии, билеты на теплоход до Соловецких островов. В первоначальный план были внесены существенные корректировки: чтобы уложиться в жесткие сроки - с 13 по 25 июля - пришлось отказаться от маршрута через Валдай и заезда в Каргополь на обратном пути. Эти замечательные места остаются в наших мечтах!
Не всем планам суждено было сбыться: нас не принял Валаам! На 23 июля была забронирована экскурсия, но из-за штормового предупреждения (а штормы на Ладоге - не редкость!) ни один теплоход из Сортавалы не выпускали. Поэтому после прогулки по городу Сортавала было принято решение: маршрут завершен, отправляемся в обратный путь. Домой!
Но вернёмся к началу путешествия. Итак, главной целью путешествия были три острова-музея: Кижи (№1), Соловки (№2), Валаам (№3). И именно в таком порядке. А добираются в Кижи обычно на теплоходе из Петрозаводска. Но 1000 км от Москвы до Петрозаводска не преодолеть без ночевки. Любой навигатор маршрут Москва - Петрозаводск показывает так: Москва-Тверь-Торжок-Валдай-Великий Новгород-Чудово-Кириши-Волхов-Сясьстрой-Лодейное Поле-Олонец-Петрозаводск. Т.е. до пункта №1 можно добраться только на третий день пути, после двух ночёвок. А для них-то и нужно было определить места с учетом одного достаточно важного показателя: цена! Маршрут строился так, чтобы сделать путешествие бюджетным и не слишком утомительным, т.е. ежедневный переезд должен быть не более 450 км. Кроме того, проезжать через Валдай и Великий Новгород и не задержаться там хотя бы на денёк - глупо, а задержаться - значит выбиться из жёсткого графика! Именно поэтому маршрут Москва-Петрозаводск был сформирован нестандартно.

13 июля 2013 г.     Москва - Устюжна - Пикалёво (620 км)
Ранним утром два экипажа по 3 человека покидают столицу и по малозагруженным дорогам через Бежецк-Красный Холм-Молоково-Сандово в 12:30 прибывают в городок Устюжна (460 км от Москвы). После прогулки по городу и обеда в кафе мы преодолеваем ещё 160 км и прибываем в гостиницу "Металлург" в городе Пикалёво. В пути был сделан небольшой привал, а по причине очень жаркой погоды самый отчаянный даже совершил небольшой заплыв.

Устюжна
Когда-то город называли Устюг-Железный, потому что он стоял на «железном поле» - огромных залежах руды, которую издавна использовало местное население. В какой-то степени этот город — колыбель русской металлургии. Уровень кузнечного дела в Устюжне был настолько высок, что при Петре Первом город был одним из крупнейших центров оружейного дела, превосходя даже Тулу. Многие устюжане позднее стали основателями кузнечного дела на Урале.
Устюжна стала прототипом для города N. из бессмертной комедии Гоголя "Ревизор". 10 мая 1829 года вологодский помещик и поэт Платон Волков приехал в Устюжну, выдал себя за тайного представителя корпуса жандармов и навёл страху на местных чиновников. В центре Устюжны сохранилась гостиница, в которой Волков остановился и обобрал до нитки градоначальника.

14 июля 2013 г.     Пикалёво - Тихвин - Александро-Свирский монастырь - Олонец (268 км)
В программе дня - 2 монастыря: Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь (г. Тихвин, 42 км от Пикалёво) и Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Александро-Свирский монастырь находится в деревне Старая Слобода в 27 км от Лодейного Поля. От Тихвина до Лодейного Поля можно ехать по трассе А-114 (Вологда - Новая Ладога) и затем по Р-21 ("Кола"), но этот маршрут - 240 км! И мы выбираем экстремальный путь, короче на 50 км, через село Алёховщина по лесной дороге - местами гравийка, местами грунтовка. И практически полное отсутствие других автомобилей! За 6 км до Лодейеого Поля прямо из лесу всё-таки выскакиваем на трассу "Кола", по которой и долетаем до Александро-Свирского.
Вечером прибываем в город Олонец (36 км от Александро-Свирского монастыря) и поселяемся в одноименной гостинице.

Олонец  - это уже Карелия! По-карельски Олонец —  Anus (финны деликатно зовут его Aunus).
Видео о городе Олонец от канала ОТР   

Достопримечательности Олонца

15 июля 2013 г.     Олонец - Петрозаводск (140 км)- КИЖИ
Хорошо, что на въезде в Петрозаводск нас встретил брат одного из членов экипажа-1! По всему городу велись дорожно-строительные работы, многие улицы были просто перекрыты. Но мы благополучно доехали вслед за нашим проводником до  гостиницы "Лососинская" . Заселившись в гостиницу, пешком отправляемся к Речному вокзалу, откуда отправляется "Комета" в Кижи (1 час 15 минут). Билеты на экскурсию в Кижи были куплены заранее, еще в Москве. Вечером, вернувшись в город, прогуливаемся по Онежской набережной Петрозаводска.

Петрозаводск  - столица Карелии. Первые поселения появились тут еще в VI-V в.в до н. э., но официально город возник в 1703 г., когда по приказу Петра I здесь построили оружейный завод. Петрозаводск раскинулся на берегу Онежского озера — второго по величине пресноводного водоема Европы.
Онежская набережная - это полтора километра вымощенного карельским гранитом берега. Необычность набережной состоит в том, что на ней установлено огромное количество памятников и скульптур, подаренных Петрозаводску городами-побратимами. Некоторые из памятников выглядят весьма страно. Трудно понять, какую глубокую мысль заложил американский скульптор Рафаэль Консуэгра в композицию «Рыбаки». Затавляют напрячь мозги и другие композиции: норвежский подарок «Место встречи», работа французского скульптора «Спящая красавица» из города-побратима Ла-Рошель, «Тюбингенское панно» (Германия). Заканчивается набережная установленным неподалёку от Дворца бракосочетаний Деревом желаний с выступающей на стволе ушной раковиной. Многие верят в то, что достаточно прошептать в это ухо самое сокровенное желание, и оно непременно сбудется.

Достопримечательности Петрозаводска

16 июля 2013 г.     Петрозаводск - Кивач - Гирвас - Кемь (410 км)
Трасса "Кола" поражает наше воображение: оказывается, в России есть трасса европейского уровня! И дорожное полотно, и разметка - превосходные. Плюс ко всему - карельские красоты. Омрачает эту красотищу только одно: все гранитные скалы вдоль дороги испещрены дурацкими граффити типа "Здесь был Я".
Теплоход на Соловки отправляется из поселка Рабочеостровск, что в 12 км от Кеми. На берегу Белого моря рядом с пристанью в Рабочеостровске расположен
Туркомплекс "Причал". Билеты на теплоход предварительно бронируюся на сайте этого туркомплекса и выкупаются непосредственно перед отплытием в Администрации. Многие туристы, следующие на Соловки, останавливаются здесь. Мы выбрали (по указанной ранее причине) Туркомплекс "Кузова" в Кеми. На охраняемой автостоянке туркомплекса мы оставим свои автомобили до возвращения с Соловков.

Кемь
Многие помнят по фильму «Иван Васильевич меняет профессию», как шведский посол требовал Кемскую волость и почти получил ее, однако мало кто знает, где она находится. Кемь – город, административный центр муниципального образования «Городское поселение Кемское». Расположен в устье реки Кеми у ее впадения в Белое море.
Название города и реки Кемь происходит от слова «Кем» или «Кям», что означает большая вода, большая река.
Первые поселения коренных племен появились в этом месте еще в VIII-IX веках. Торгуя с местными племенами и осваивая северные земли, эту местность постепенно обживали новгородцы. Однако настоящий толчок в развитии Кеми произошел вместе с развитием Соловецкого монастыря. В 1450 году Кемь, как поместье новгородской посадницы Марфы Борецкой, было пожертвовано ею в вотчину Соловецкому монастырю. 16 мая 1785 года Указом императрицы Екатерины II «городку Кемскому» был пожалован статус уездного города. 22 августа 1785 года в Кеми побывал Олонецкий губернатор, великий русский поэт Гавриил Романович Державин, который и зачитал высочайший указ. В 1802 году Кемь была переведена из Олонецкой в состав Архангельской губернии. С этого времени в Кеми стали развиваться быстрыми темпами парусное судостроение, солеварение и добыча речного жемчуга.
По адресу ул. Ленина,д. 10 сохранилось построенное в 1925 г. здание Управления Соловецких лагерей. В газете «Новые Соловки» от 06 декабря 1925 г. в статье «Дом УСЛОНа в Кеми» сообщалось: «…Имеет для самого города большое значение. Несомненно, что он будет центром экономической жизни г. Кеми. Он расположен на центральной улице и в центре города. В первом этаже будут помещаться магазин, банк, столовая, парикмахерская, часовая мастерская; во втором – гостиница, фотография и служебные комнаты». В настоящее время это здание – частное владение, в котором расположен ресторан, архив Налоговой инспекции и магазины.
В городе сохранились два памятника русского церковного зодчества: деревянный шатровый Успенский собор, построенный в 1717 году, и кирпичный Благовещенский собор, освященный в 1904 году.

Рабочеостровск
Селение было основано в 1888 году, благодаря постройке в этом месте лесопильного завода купцов Шергольда и Суркова.
В 1923-1939 г.г. здесь находился Кемский пересыльно-распределительный пункт (Кемперпункт) Соловецкого лагеря. К настоящему времени от него остались лагерное кладбище и здание штрафного изолятора.
На месте старого подворья Соловецкого монастыряна на окраине Рабочеостровска снимался фильм "Остров" (реж. П.Лунгин). Декорации к фильму частично сохранились.

17 - 20 июля 2013 г.     СОЛОВКИ
Рано утром 17 июля на двух такси выезжаем из гостиницы. Теплоход "Василий Косяков" отправляется от причала Рабочеостровска в 8 часов утра, а нужно еще успеть выкупить билеты на теплоход и занять очередь на посадку - желающих уехать, похоже, значительно больше, чем может вместить 160-местный теплоход. Первыми на посадку проходят организованные тургруппы, затем такие же как и мы - заранее забронировавшие билеты, а потом - все остальные, купившие посадочные талоны в самую последнюю минуту перед отходом теплохода. Так что даже палуба забита пассажирами, как говорится, "под завязку". Теплоход "Василий Косяков" построен в 1982 г. в Находке; его мощность - 631 л.с., грузоподъемность - 37 т, скорость хода - 20-25 км/ч. Поэтому полсотни километров до Тамариного причала на Б.Соловецком острове теплоход преодолевает за 2 часа. В пути теплоход атакует несметное количество чаек. Очень не повезло одной пассажирке на палубе теплохода: на глазах у изумлённой публики самая наглая из этих птичек выхватила из её руки только что купленный в кафетерии теплохода пончик.
С погодой нам повезло - шторма не было. И мы в соответствии с расписанием прибываем на СОЛОВКИ! Правда, здесь нас поджидает первая накладка: хозяйка, с которой была предварительная договорённость об аренде жилья, нас не встретила и на телефонные звонки не отвечала. Как выяснилось через 2 дня, она чуть ли не накануне нашего приезда потеряла мобильник. Но буквально за несколько минут здесь же, возле причала, мы нашли себе нового домохозяина. Так что проблема жилья была решена оперативно. Заселившись в дом буквально в нескольких метрах от Соловецкого монастыря, мы на скорую руку изучили ближайшие окрестности на предмет питания: и магазины, и кафе совсем рядом. Так что после вполне достойного обеда можно было смело приступать к выполнению экскурсионной программы. Все экскурсии были забронированы в Соловецком экскурсбюро заранее по телефону.

17 июля.    История и архитектура Соловецкого монастыря
Пешеходная 3-часовая экскурсия. После нее остается еще достаточно времени для самостоятельной прогулки.
18 июля.    Остров Анзер
Попасть на Анзер нелегко. Экскурсии проводятся с благословения наместника монастыря по вторникам и четвергам при отсутствии штормового предупреждения. Нам здорово повезло: экскурсия начиналась в 9 часов утра, а штормовое предупреждение пришло только в 10:00, когда наш теплоходик уже целый час трепали волны. Из-за шторма до Анзера вместо обычных двух часов мы добирались почти 4 часа!
19 июля.   
Это был достаточно напряженный день - 3 экскурсии:
(1) Гора Секирная. Свято-Вознесенский скит
(2) Ботанический сад — Макарьевская пустынь
(3) Озера и каналы Соловков (Лодочный поход по малому кругу озерно-канальной системы)

20 июля.    Большой Заяцкий остров
Заяцкий остров относится к категории зон строгой заповедности, поэтому экскурсия возможна только в составе экскурсионной группы в сопровождении экскурсовода.
Что мы не успели посмотреть?
Эх, еще бы пару дней! Хотелось бы, конечно, взять на прокат велосипед и по дамбе, построенной в XIX веке, проехать на остров Большая Муксалма.
Не хватило времени на очень интересную экскурсию "Филипповские садки. Особенности Белого моря". В программе этой 2-часовой пешеходной экскурсии: посещение первоначального места поселения преподобных Зосимы и Германа Соловецких и святой источник рядом с кельей прп. Зосимы; знакомство с геологическими и гидрологическими особенностями, флорой и фауной Белого моря, а также с Филипповскими садками — уникальным гидротехническим сооружением, возведенным в XVI веке при соловецком игумене Филиппе.
Жаль, что не удалось понаблюдать за белухами (белыми китами). Соловки — одно из немногих мест на планете, куда белухи приходят для воспроизведения потомства.
А еще местные жители на своих мощных моторных лодках предлагают рыбалку в Белом море! Но.....

Вечером 20 июля тот же теплоход "Василий Косяков" доставляет нас в Рабоччеостровск, откуда на такси мы возвращаемся в Кемь, в туркомплекс "Кузова".


21 июля 2013 г.     Кемь - Петрозаводск (410 км)
После завтрака в гостинице, оседлав наших застоявщихся авто-лошадок, отправляемся в Петрозаводск. По дороге закупаем продукты и устраиваем пикник-обед на берегу одного из многочисленных карельских озер: колбакски на гриле, картошечка, отваренная на газовой плитке... Хорошо, что в машинах есть все: и мебель, и столовая утварь... И репеллент: комары, которых не было на Соловках, напали на нас в Карелии!
Вечером прибываем в знакомую уже гостиницу "Лососинская".


22 июля 2013 г.     Петрозаводск - Сортавала (250 км)
Расстояние незначительное, карельская дорога отличная, поэтому уже к полудню мы добираемся до мини-гостиницы "Волна" в Сортавале. Погода продолжает нас радовать, и после вкусного обеда в ресторанчике по рекомендации администратора гостиницы мы отправляемся к водопаду - месту съёмок фильма "А зори здесь тихие", а затем в парк "Рускеала".
Вечером в сауне при гостинице устраиваем прощальную вечеринку, поскольку следующий день у нас - безавтомобильный.
Гостиница "Волна" удивила: общий туалет в коридоре, но в каждом двух-местном номере в углу установлена душевая кабина!


23 июля 2013 г.     Сортавала - Москва (410 км), Сортавала - Носково
Утром нас ожидает "пренеприятное известие" - из-за штормового предупреждения наше путешествие на Валаам откладывается на неопределенное время. В не очень радостном настроении, но с надеждой на то, что штормовое предупреждение все-таки отменят, отправляемся на пешую (после прощальной вечеринки накануне с утра за руль не рискуем садиться: береженого Бог бережёт!) прогулку по городу. Во время прогулки набредаем на торговца корзинками, у которого скупаем большую часть товара. На причале выясняем, что шторм разбушевался, ни одно судно на Валаам не выпустят! Дальнейшее ожидание бессмысленно, решено: на Валаам мы отправимся через год, в июне 2014!
Мы покидаем Сортавалу. Экипаж-1 кратчайшим путем (Лодейное Поле - Алёховщина - Тихвин - Пикалёво - Чагода - Бабаево) к полуночи добирается до деревни Носково Вологодской области. А Экипаж-2, остановившись на ночлег в провинциальной гостинице, на следующий день  - 24 июля - прибывает домой, в Москву!