Таруса  — старинный русский город, расположенный у впадения реки Таруса в реку Ока, в 36 км от Серпухова, в 70 км от Калуги.
Благодаря тому, что город обошла стороной индустриализация (здесь не строились заводы, не проложена ж/д дорога), Таруса сохранила практически в первозданном состоянии свой исторический центр — постройки XVIII-XIХ веков. В основном это одно- и двухэтажные дома с участками, находящиеся в частном владении по настоящее время. Поэтому Таруса имеет статус природно-архитектурного заповедника и внесена в перечень исторических городов России.

«Тарусу давно следовало бы объявить природным заповедником. Почему до сих пор мы упорно пренебрегаем красотой природы и силой её культурного и морального воздействия на человека? Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».

Паустовский «Письмо из Тарусы», 1956

Таруса впервые упоминается в летописи в 1246 году как центр удельного владения тарусского князя Юрия, сына князя Михаила Черниговского. В XIII-XV в.в. город побывал центром и удельного княжества, и собственного княжества, а в конце XIV века вошел в состав Великого княжества Московского. В середине XV в. Тарусой недолго владели литовцы. В XVI—XVII веках Таруса — важный укреплённый пункт «береговой» защиты (по Оке) на южных подступах к Москве. Но постепенно место Тарусы как крепости-защитника занял город Алексин. В 1654 году в городе свирепствовала эпидемия чумы. К 1681 году в Тарусе оставалось лишь 20 жилых дворов. В XVIII в. укрепления больше уже не поддерживались и в 1760 году они были размыты разливом реки.
Таруса была родовым гнездом предков
Петра I : дед его матери, Натальи Кириловны Нарышкиной фигурирует в Боярской книге 7135 года (1627) в числе дворян по городу Тарусе.
В конце XVIII в. Таруса получила собственный герб — серебряный щит, вдоль которого сверху вниз шла голубая полоса, изображавшая протекающую через город реку Тарусу. В 1779 году здесь произошёл опустошительный пожар, после которого город перепланировался по регулярному, очень удачному плану. Планировка того времени сохранилась и доныне.
К началу XIX века в Тарусе проживало около 600 жителей, имелось 70 домов, две церкви и один небольшой кирпичный заводик, где работало всего 10 человек. Главной характеристикой города продолжали быть медленное развитие, удалённость от торговых маршрутов, второстепенность по сравнению с Серпуховым и Алексиным. К середине XIX в. в городе проживало уже около трёх тысяч человек, открылось первое уездное училище, больница, аптека, работали бумажно-ткацкая фабрика и кожевенный завод. К 1870 году каждый десятый житель Тарусы был причислен к купеческому сословию, каждый второй — к мещанскому, каждый шестой — крестьянин.
С конца XIX в. благодаря своей живописности Таруса стала популярным местом отдыха. В начале XX в. с лёгкой руки художников Василия Поленова и В.А.Ватагина её прозвали «русским Барбизоном» Первая волна интеллигенции, приехавшей в Тарусу — Поленовы, Цветаевы, Борисов-Мусатов, Ватагин.
Советская власть в Тарусе была установлена 27 декабря 1917 года. В 1929 году город становится районным центром Тарусского района Серпуховского округа Московской области. В 1930-х годах случилась новая волна «эмиграции» в Тарусу. Она была расположена за 101-м километром, и поэтому туда отправляли после заключения в ссылку «политических».
С 24 октября по 19 декабря 1941 года город был оккупирован немецкими войсками, но заметным разрушениям не подвергся.
В начале 1970-х город стал любимым пристанищем диссидентов. Продолжалась и традиция 101-го километра. Здесь, дожидаясь визы на выезд из СССР, жил Иосиф Бродский; гостил Александр Гинзбург, приезжал Солженицын, построил себе дачу Святослав Рихтер. Именно места, связанные со знаменитыми жителями Тарусы, и являются её достопримечательностями.

Ежегодно в середине июня в историческом центре города проходит детский фестиваль «Петухи и гуси в городе Тарусе» . Этот добрый детский праздник с узнаваемым названием из стихотворения Николая Заболоцкого уже называют неотъемлемой принадлежностью тарусского лета.
Н.Заболоцкий в середине прошлого века с легкой грустью показал быт и сонную тишину городка на Оке:

Целый день стирает прачка,

Муж пошел за водкой.

На крыльце сидит собачка

С маленькой бородкой.

Целый день она таращит

Умные глазенки,

Если дома кто заплачет -

Заскулит в сторонке.

А кому сегодня плакать

В городе Тарусе?

Есть кому в Тарусе плакать -

Девочке Марусе.

Опротивели Марусе

Петухи да гуси.

Сколько ходит их в Тарусе,

Господи Исусе!

Праздник традиционно начинается с костюмированного шествия ребят в сопровождении огромных ростовых кукол — Гуся и Петуха. Многие участники карнавала наряжаются в костюмы птиц, ставших символами фестиваля. На различных площадках города одновременно проходят выступления детских танцевальных коллективов, мастер-классы художников и мастеров народного творчества.

Достопримечательности Тарусы

Петропавловский собор

Собор Петра и Павла
Собор теплый, зимний. Сравнительно небольшие его размеры были определены немногочисленным населением Тарусы. Проект постройки храма был разработан калужским губернским архитектором Иваном Денисовичем Ясныгиным. Здание, возведенное в 1785 году, заменило собой небольшую деревянную церковь, освященную в честь св. Николая Чудотворца и полностью уничтоженную пожаром 1779 года. Величие и красота нового собора были по достоинству отмечены горожанами. Храм был возведен всего за 4 года — рекордный для своего времени срок, особенно если учесть архитектурную сложность проекта — необычную продолговатую форму и трехъярусную колокольню. Все счета на постройку оплачивались лично императрицей Екатериной II . В XIX веке к храму были пристроены еще два придела: Святителя и Чудотворца Николая (освящен 25 июня 1823 года) и Успения Пресвятой Богородицы (освящен 1 октября 1833 года). В результате форма слбора приняла вид усеченного креста, в соответствии с православной традицией. Первый иконостас для церкви не соответствовал ее величественному внешнему виду, поэтому в 1807 году местные купцы Иван Иванович и Дмитрий Яковлевич Иконниковы за собственный счет приобрели новый иконостас с двумя аналоями и двумя балдахинами. В 1930-х годах Петропавловский собор был закрыт, купола и колокольня были разобраны. В здании собора разместился Дом пионеров. В 1998 году здание собора было передано Православной Церкви. К восстановлению храма приступили в 2001 году. В 2009 году Петропавловский собор был полностью восстановлен.

Воскресенский храм

Храм Воскресения Христова
Церковь в селе Воскресенском рядом с Тарусой существовала еще до 1572 года. В 1571 году под Тарусой произошло сражение русских войск с армией Девлет-Гирея. Село Воскресенское вместе с храмом было сожжено. Позже деревянная церковь была выстроена заново и простояла до 20-х годов XVII века. В 1628-1654 годах на месте старой обветшавшей церкви была возведена новая каменная. По мнению историков, в XVI-XVII веках в Тарусе находился мужской монастырь во имя митрополита Петра. Монастырь стоял на берегу Оки неподалеку от Воскресенской церкви. После закрытия обители вся церковная утварь и иконы были переданы Воскресенскому храму. В XVIII-XX веках храм не раз перестраивался, менялись его внешний облик идекор. В 1757 году появился придел Боголюбской иконы Божией Матери. Эта икона являлась чудотворной и два раза — в 1848 и 1871 годах — спасала Тарусу от эпидемии холеры. С этой иконой по всему городу, начиная от Воскресенской церкви, проходил крестный ходом. В 1898-1903 годах храм был расширен за счет организации еще одного бокового придела — в честь святителя Димитрия Ростовского. После этого храм сильно изменился: классическое храмовое здание стало напоминать нарядные шатровые церкви XVI-XVII веков. Шатры венчали основной объем храма, крыльцо, колокольню, над приделами поднялись луковичные главки.
В 1919 году храм Воскресения Христова был закрыт, потом на некоторое время он открывался и окончательно был закрыт в 1930 году. Храм обезглавили, снесли шатры, колокольню. Иконы и церковная утварь были уничтожены или расхищены. Церковные постройки были конфискованы. Бывшую церковно-приходскую школу отдали под жилье. В здании храма располагались балетная труппа, пекарня, зерносклад, склад райпо. За советский период храм не раз переживал пожары. Поэтому ни одного фрагмента росписи, пригодного для реставрации, не сохранилось.
В 1988 году разрушенный на 70% храм был передан приходу. Сразу же началось его восстановление. В 1990-1991 годах была построена колокольня. 27 сентября 1991 года на ней установили позолоченный крест. В 1992 году над церковью был установлен купол, храм оштукатурен и побелен. В 1993-1998 годах были установлены три иконостаса, велась роспись храма. Руководила работами по украшению храма и иконостасов художница и реставратор икон И.В.Ватагина. Все восстановительные работы проводились благодаря участию благотворителей, которыми выступали и частные предприниматели, и организации, и прихожане. Оказывала помощь и городская администрация.
В 1997 году около храма установили большой поклонный каменный крест, изготовленный Анатолием Комелиным в память о православных христианах, похороненных вокруг храма на старом погосте, и всех тех, кто участвовал в восстановлении храма, но до его завершения не дожил.
В 1998 году храм полностью восстановили. Особенно почитаются в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших», «Калужская» и «Боголюбская», икона преподобного Иоанна Предтечи, а также образ святителя Николая Чудотворца.


Часовня и источник

Часовня Боголюбской иконы Божией Матери и Святой источник
Святой родник на дне Игумнова оврага под Воскресенской горой был известен жителям Тарусы с 1650 г. Раньше этот родник обеспечивал водой весь город, каждый день тарусяне приходили сюда, набирали воду в вёдра и уносили их домой на коромыслах (до середины XX века водопровода в городе не было). Несмотря на то, что вода из святого источника считалась целебной, она использовалась не только как питьевая, но и для повседневных хозяйственных нужд: рядом с источником был построен своеобразный бассейн — «полоскалка», в котором стирали белье.
Даже в годы советской власти, когда православие подвергалось гонениям, святой источник не был забыт, на Крещение все верующие города приходили сюда, чтобы помолиться и набрать святой воды.
В июле 2006 г. во время крестного хода к Петропавловскому собору у святого источника был заложен и освящён камень для возведения будущей часовни и купальни. Строительство часовни заняло чуть менее полутора лет: в октябре 2007 г. оно началось, а в конце 2008 г. завершилось. Работы по облагораживанию этого места продолжились, источник был оформлен известняком, поставлена ограда, восстановлен мостик, а дорога из центра Тарусы к часовне заасфальтирована. Летом 2009 г. часовню освятили в честь покровительницы Тарусы — Боголюбской иконы Божией Матери.
Скромная часовня и купальня, построенные в древнерусском стиле, родник с целебной водой и дивная природа, окружающая эти святыни, образуют уникальное место для уединения, созерцания, молитвы и оздоровления.


Цветаевский камень

Музей семьи Цветаевых, цветаевский камень, памятник М.Цветаевой
Особая память связывает с Тарусой имя Марины Ивановны Цветаевой. Ее отец ее, Иван Владимирович Цветаев, основатель Музея изящных искусств, в конце XIX века выбрал Тарусу для летнего отдыха. Дача, где жили Цветаевы, стояла на вершине холма у южной окраины Тарусы. Она не сохранилась. Но в октябре 1992 года в восстановленном доме, купленном в 1899 г. дедом М. Цветаевой по материнской линии — так называемом «Доме Тьо» (Таруса, ул. Розы Люксембург, 30), был открыт Тарусский музей семьи Цветаевых .
В экспозиции музея представлены материалы, посвященные как Марине Цветаевой, так и всей ее семье. Среди мемориальных экспонатов музея есть мебель из московского дома в Трехпрудном переулке, в котором родилась М.Цветаева, предметы, принадлежащие ей, ее близким и родным, тарусским родственникам и друзьям.

Памятник Цветаевой

В 1934 году в Париже Цветаева писала: «Я хотела бы лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в тех местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уже нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов… поставили с тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать МАРИНА ЦВЕТАЕВА» .
Кладбища того уже нет, но камень(тарусский доломит) стоит. В первый раз камень был поставлен усилиями Семена Островского в 1962 году, но затем его убрали и восстановили только в октябре 1988 года.
В октябре 2006 года на высоком берегу Оки был установлен памятник Марине Цветаевой (архитектор проекта — Борис Мессерер, скульптор — Владимир Соскиев). До появления памятника это место было в довольно убогом состоянии, но тем не менее, в нем было нечто замечательное, что заставило авторов монумента выбрать именно его для установки памятника. Они долго боролись за получение этого места. Рядом с фигурой поэтессы на берегу Оки растет дерево красной рябины, о которой Цветаева писала в своих стихах.


Дом-музей Паустовского, памятник Паустовскому

«Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с ее плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветет между берез и сосен черемуха. Окрестности сказочные... места здесь чудесные... В Москву не тянет...».

Константин Паустовский

Памятник Паустовскому

Единственный в России мемориальный Дом-музей К.Г.Паустовского (Таруса, ул. Пролетарская, 2) открылся для посещения 31 мая 2012 года, в день 120-летия писателя. В этом доме он жил. Согласно завещанию Паустовский и похоронен был в Тарусе.
В доме воссоздана подлинная обстановка 50-60-х годов ХХ века. Представлены личные вещи писателя, полностью реконструирован рабочий кабинет. Все последствия пожара, случившегося в мае 2010 года, устранены. Дом писателя был передан его родственниками в федеральную собственность и является филиалом
Московского литературного музея-центра К.Г.Паустовского .
24 августа 2012 года на высоком берегу Оки в Городском парке был установлен памятник К.Г.Паустовскому — «певцу» Тарусы. При создании памятника скульптор Вадим Церковников опирался на знаменитую фотографию Паустовского, сделанную в Тарусе во время его прогулки со своим любимцем — собакой, по кличке Грозный.


Памятник Ахмадулиной

Памятник Ахмадулиной
Жизнь и творчество Беллы Ахатовны Ахмадулиной тесно связаны с Тарусой; ему посвящены несколько циклов ее стихотворений, в которых город и его окрестности отражены с выразительной проникновенностью. Открытие памятника в Тарусе состоялось 14 сентября 2013 года. Памятник установлен на видовой площадке Тарусского городского сада на высоком берегу Оки, неподалеку от памятников Цветаевой и Паустовскому.
Автор памятника — академик-секретарь Президиума Российской академии художеств, Народный художник РФ Борис Асафович Мессерер. Многие годы его жизни связаны с Б.Ахмадуллиной супружеством, творческим и общественным единомыслием, общими друзьями и, наконец, любовью к Тарусе. Бориса Асафовича тоже можно назвать патриотом Тарусы. Он создал несколько серий акварелей, посвященных городу; по его инициативе и при его авторском архитектурном участии в городе был установлен памятник Цветаевой. Зураб Церетели безвозмездно отлил памятник в бронзе, московский фонд «Толерантность» собрал средства на установку, многие десятки местных граждан с радостью выходили на воскресники по благоустройству набережной. И даже, когда вдруг не хватило спонсорских денег, жители Тарусы «скидывались» — кто по 100 рублей, кто по тысяче.


Памятник Заболоцкому

Памятник Заболоцкому
Первый и единственный в России памятник основателю бронзового века русской литературы Николаю Алексеевичу Заболоцкому был открыт в Тарусе 11 июля 2015 года. Бронзовый бюст работы скульптора Николая Казачка на двухметровом основании установлен на пересечении улиц Карла Либкнехта и Луначарского у киноконцертного зала «Мир», неподалеку от дома, где поэт жил летом 1957 и 1958 годов.
Заболоцкий приехал в Тарусу весной 1957 года. Поселиться здесь на лето ему порекомендовал живший в ту пору в Москве венгерский поэт Антал Гидаш, который уже отдыхал в этих местах. Гидаш лично взялся подыскать в Тарусе дом для своего русского собрата по перу, который блестяще перевел на русский язык его поэму «Стонет Дунай». Вместе с супругой Агнессой он остановил свой выбор на домике с двумя уютными комнатами, выходившими во двор, по улице Карла Либнехта. Заболоцкий приехал из Москвы с дочерью Наташей. Дачная квартира ему понравилась сразу, напомнив чем-то далекий город отрочества и юности Уржум. Понравилось и то, что поверх садов и крыш домов виднелась река, перед домом толкались петухи, куры и гуси — совсем как когда-то в Сернуре, где прошло его детство. Его стихотворение «Городок» стало гимном маленького городка.
Работал здесь Заболоцкий увлеченно, cамые лучшие строки поэт посвятил Оке, тарусской природе:

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод...

Николай Алексеевич так хорошо чувствовал себя в Тарусе, что решил купить себе здесь дачу и жить в ней круглый год. Вскоре отыскался и новый рубленый дом на тихой зеленой улице Некрасова, выходящий к заросшему лесом оврагу. 4 сентября 1958 года Заболоцкий приехал в Москву, чтобы подготовиться к приезду в столицу итальянских поэтов, с которыми он встречался год назад в Риме. А в Тарусу выехала его жена Екатерина Васильевна с сыном Никитой. Они договорились, что и Николай Алексеевич приедет туда позже. Но этому уже не суждено было сбыться: казались почти семь лет тюрем и лагерей — у него обострилась болезнь сердца, и утром 14 октября 1958 его не стало. Среди бумаг, оставшихся после смерти поэта, нашли нарисованный им план домика, который он намеревался приобрести в Тарусе.

Могила Борисова-Мусатова

Могила В.Э.Борисова-Мусатова
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов  — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд» — приехал в Тарусу по приглашению И.В.Цветаева. С марта по октябрь 1905 года художник жил и работал на даче «Песочное».
«Теперь я в Тарусе в глуши, — писал Борисов-Мусатов Александру Бенуа в 1905 году, — как-то странно — такая тишина среди всеобщего смятения. Какие-то надежды, какие-то ужасы долетают до меня. Какие-то дороги забастовали…».
Здесь художник написал свои лучшие картины: «Осенняя песнь», «Куст орешника», «Венки васильков», «Реквием». Здесь 26 октября (8 ноября) 1905 года он умер, здесь и похоронен на крутом косогоре над Окой, теперь он называется Мусатовский косогор . Вид отсюда можно узнать по картине Борисова-Мусатова «Осенняя песнь».
В 1910 году на могиле художника было установлено надгробие работы его однокашника-саратовца скульптора А.Т.Матвеева. «Спящий мальчик» — так чаще всего называют этот памятник: на постаменте красного гранита в форме параллелепипеда покоится вырезанная в технике высокого рельефа фигура мальчика–подростка.


Дом В.А.Ватагина в Тарусе
(ул. Пролетарская, 35)
Василий Алексеевич Ватагин  — известный российский художник-анималист, скульптор, ученый-зоолог, действительный член Академии художеств.
Впервые Ватагин побывал в Тарусе в 1902 г., проникся её красотой и решил в этом городке поселиться. В 1914 г. он построил здесь дом в стиле старой архитектуры русского севера. На каменном этаже-фундаменте стоит деревянное здание самого дома. Сначала Дом Ватагина состоял из трёх этажей, спустя несколько лет верхний этаж разобрали и сделали из него пристройку, ещё позднее под крышей была устроена мансарда. Нельзя сказать, что дом художника отличается особо внушительными размерами, однако в своём архитектурном облике это здание смогло уместить множество элементов разных стилей. Нижний этаж из камня восходит к традиционной городской застройке рубежа XIX—XX веков, модерн проявляется в общей асимметричной композиции и контрастном сочетании окон со срубом стен второго этажа, наружная лестница с крыльцом в виде башенки заимствована из северного зодчества.
В создании интерьеров своей мастерской Ватагин принимал непосредственное участие. В оформлении внутреннего пространства присутствуют роспись по дереву, изделия из глины, керамические изделия, комнаты меблированы в стиле индийского эпоса, мастерскую украшает ещё и декоративное панно на ту же тематику. Все эти детали интерьера сохранились до наших дней.
В саду, разбитом около Дома Ватагина, среди разросшихся елей, берез и пихт, которые сажал сам художник, спрятались его любимые персонажи — вырезанные из камня мартышка и горный баран.


Тарусский краеведческий музей
(ул. Энгельса, 4)
Стандартная для всех краеведческих музеев экспозиция находится в бывшем доме купцов Позняковых — памятнике архитектуры XIX столетия. В мкзеео можно увидеть: раздел народных промыслов и литературно-художественный раздел, а также, разумеется, экспозицию, посвященную истории и этнографии края. «Хит» музея — это лучшая в Европе коллекция ключей и замков.

Тарусская картинная галерея
(ул. Ленина, 1А)
В 1963 г. несколько энтузиастов объединились и решили на общественных началах создать художественный музей, этот момент и можно считать основанием Тарусской картинной галереи. Попытки организовать что-либо подобное предпринимались и до этого, но каждый раз на пути возникали непреодолимые сложности.
Первым пристанищем тарусской коллекции художественного искусства стала трапезная Петропавловского собора, затем экспонаты переехали в новое отдельное здание из двух этажей. В 1968 г. художественная галерея в Тарусе стала филиалом Калужского областного художественного музея.
Для учредителей галереи, принявших непосредственное участие в её открытии, музей стал родным детищем. Они потратили бесконечно много сил и времени на сбор картин, привлечение художников и налаживание добрых отношений с руководителями других художественных музеев. Некоторые тарусяне даровали музею свои личные собрания, например, фонды музея существенно пополнились за счёт картин учёного Н.П.Ракицкого. В течение всей жизни он коллекционировал произведения искусства, которые позднее были переданы в разные музеи региона. Тарусской художественной галерее Ракицкий подарил более 200 предметов своей коллекции. Были и другие бесценные пополнения, например, несколько картин в Тарусу прислала Государственная Третьяковская галерея.


Дача С.Т.Рихтера

Дача Рихтера

Святослав Теофилович Рихтер  — один из крупнейших пианистов XX века.
Одиноко стоящий на берегу Оки деревянный дом-башня сразу виден любому, кто едет в Тарусу на машине. Это и есть знаменитый
«Дом на Оке» . История дачи Святослава Рихтера началась в 1950 г., когда на высоком берегу Оки на каменном основании выросло деревянное строение, словно устремлённое ввысь и оттого напоминающее больше не дачный домик, а старинную дозорную башню, с высоты которой прекрасно обозреваются все окрестности. Причина такой архитектурной особенности весьма прозаична: в распоряжении пианиста был ограниченный земельный участок, поэтому дом пришлось строить с соответствующим расчётом. Появление дачи связано с мечтами Рихтера об уединённой жизни в каком-нибудь спокойном живописном месте, где можно было бы остаться наедине со своими мыслями и природой. Пианисту приглянулся пустующий домик, расположенный в окрестностях Тарусы, он перевёз туда небольшой кабинетный рояль и рядом построил ещё один дом, необычный и в то же время очень простой. Этот дом и стал тарусской дачей Рихтера. Святослав Рихтер любил свою загородную дачу и считал её идеальным местом, чтобы творить. Именно здесь он за одно лето подготовил более 10 программ для зарубежных гастролей. Тарусская дача Рихтера не была светским салоном, из гостей здесь можно было увидеть разве что самых близких друзей и изредка учеников, да и останавливались они, как правило, в соседних деревнях, а на дачу приезжали только с визитами.
Бесконечные гастроли и переезды не давали пианисту проводить в «Доме на Оке» много времени, однако Рихтер хранил в сердце нежные воспоминания о своей даче и стремился сюда при любой возможности. Идея пианиста о том, чтобы
«сделать что-то хорошее для Тарусы» , не отпускавшая его с конца 1980-х годов, реализовалась в основании в Тарусе регулярных музыкальных фестивалей: каждый год в июле около «Дома на Оке» проводится ежегодный фестиваль фонда Святослава Рихтера.

По материалам Википедии и сайтов http://visit-tarusa.ru/, https://tonkosti.ru, https://www.tripadvisor.ru,

http://www.kaluga-museum.ru, http://dostoprimechatelnosti-m.ru, https://www.rutraveller.ru