23 февраля., четверг.      Коломна 
К месту сбора все 3 экипажа прибыли без опозданий и без каких-либо серьезных затруднений добрались до коломенского кремля, откуда и было решено начать знакомство с этим городком. Экскурсии заранее не заказывались. Как оказалось - зря! 4 выходных дня и Масленица вызвали небывалый туристический ажиотаж. По счастью в интернете были найдены телефоны местных частных экскурсоводов. Первый же звонок принес нам удачу: экскурсовод Елена была занята, но связала нас с Анастасией. Путешествие под ее руководством по кремлю и посаду было весьма познавательным, интересным, и, несмотря на продолжительность, совсем не утомительным.

Коломенский кремль
В 2013 г. Коломенский кремль вошел в десятку победителей конкурса «Россия 10» , организованного телеканалом «Россия 1» и Русским географическим обществом. Эта победа Коломенского кремля удивила многих, в том числе и самих коломенцев. Ведь в десятку вошли Петергоф, Кижи, Троице-Сергиева Лавра, озеро Байкал, Ммаев курган ("Родина-мать")!
Коломенский кремль - одна из самых больших и мощных крепостей своего времени. Был построен на месте деревянного, который неоднократно разрушался во время набегов татар на Русь. Практически ни один поход ханов Золотой Орды не обходился без захвата Коломны.
1 января 1238 года Коломну захватил Бату-хан (хан Батый). Город был разграблен и сожжён дотла. В 1293 году город был сожжен братом хана Тохты -военачальником Туданом, которого русские летописи называют Дюденем. В 1382 году хан Тохтамыш, желая разогнать страх, напавший на татар после Куликовской битвы, с большим войском пошёл на Москву. Татары ворвались в Москву и подвергли её разгрому. Но после того, как один из отрядов, которые хан отправил по московским владениям, подошел к Волоку и был разбит находившимся там князем Владимиром Андреевичем Серпуховским, Тохтамыш покинул Москву и отправился восвояси, захватив по дороге Коломну. В 1408 году напал на Коломну отступавший после неудачной попытки захватить Москву хан Едигей. И снова горели деревянные стены Коломенского кремля. В следующий раз Коломенский кремль был захвачен и сожжён в июле 1439 года казанским ханом Улу-Мухаммедом после неудавшейся хану попытки завладеть Москвой. Последний золотоордынский хан Ахмат летом 1472 года пошёл на Русь, чтобы восстановить в прежней силе татарское иго. Когда об этом узнал великий князь Иван III, он спешно выехал в Коломну. Ему вовремя удалось укрепить берег Оки. Ахмет, увидев многочисленные полки, отступил. Но через восемь лет он снова пошёл на Русь. И снова Иван III собрал большое войско на Оке и сам безвыездно находился в Коломне при войсках с 23 июля по 30 сентября 1480 года, то есть более двух месяцев. Но Ахмет побоялся вступить в бой с войсками Ивана III. Это было концом татарского ига на Руси.
В 1521 году под Коломной произошёл прорыв войска крымского хана Мехмеда I Гирея во время похода на Москву. Разрушение дерявянных укреплений послужило толчком к строительству прочных каменных стен Коломенского кремля.
Каменный кремль строился в царствование Василия III в 1525—1531 г.г. Летопись говорит об этом следующее: в 1525 году «князь великий Василий Иванович велел град Коломну делати камен», а в 1531 году -«… того же лета доделан бысть город Коломна камен».
В XVI веке, после строительства каменных стен, врагам ни разу не удавалось взять приступом Коломенский кремль. Да и во времена Смуты польские интервенты и отряды «тушинского вора» оказывались в Коломне не в результате штурма крепости, а вследствие нерешительности и предательских настроений временщиков, окончательно запутавшихся в смене царских особ.
Вполне вероятно, что строительством Коломенского кремля руководил итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Старый), принимавший участие в строительстве Московского Кремля который и взял за образец. Коломенский кремль имеет итальянские черты и определенное сходство с московским: машикули — бойницы подошвенного боя в башнях, боевой парапет с зубцами в форме ласточкиного хвоста, граненые башни основной ограды, отводные башни. Кремли похожи, но отнюдь не одинаковы.
К середине XVII века граница Московского государства отодвинулась от Коломны. Город утратил оборонное значение. Горожане занялись ремеслом и торговлей, что позволило быстро оправиться после польско-литовской интервенции. В это время Коломна была одним из одиннадцати крупнейших городов России. Потеря оборонительного статусагорода сделалао содержание кремля нерентабельным, он начал разрушаться и разбираться местными жителями для постройки гражданских зданий. Разрушение кремля было остановлено указом Николая I в 1826, но к тому времени существенная часть стен и башен кремля уже была разрушена.
Коломенский кремль имел 16 башен, из которых три были проездными, и ворота в западном и северном пряслах. До наших дней сохранились два участка стен, одно прясло целиком и 7 башен: Пятницкие ворота, Погорелая (Алексеевская), Спасская, Симеоновская, Ямская (Троицкая), Грановитая и Коломенская (Маринкина) башня.

Коломенская (или Круглая наугольная) башня была некогда западной сторожевой городской башней, стоящей на страже Московско-Рязанской дороги. Это самая высокая из всех сохранившихся башен. Её высот - 31 метр, диаметр – около 13 метров. Выполнена башня в виде многогранника с количеством граней 20, но издали она кажется круглой. В башне 8 этажей, а ее верхняя часть из-за ряда навесных декоративных бойниц (машикулей) напоминает корону с мелкими зубчиками.
Более известное название - Маринкина башня - восходит к временам Смуты. В популярной легенде уже невозможно отличить: где правда, а где - вымысел. Достоверно известно, что Марина Мнишек с сыном жила в Коломне в 1611-1612 г.г. Этот факт подтверждается документами: "А была Коломна вся за нею, а чины были царьския все: бояре и дворяне, и дети дворянские, и стольники, чашники и ключники, и всякие дворовые люди. А писалася "царицею" ко всем боярам и воеводам".
Наиболее распространенной является версия, согласно которой Мнишек со своим возлюбленным - атаманом Заруцким и малолетним сыном Иваном бежали в Астрахань, прихватив немало награбленного в Коломне. Спасаясь от погони, беглецы якобы были вынуждены спрятать часть богатств верстах в двадцати пяти от города, возле хутора Богородского, который лежал в урочище Старцевский брод. Награбленное свалили в яму, накрыли сверху створами кованых ворот, которые были сняты с Пятницкой башни, и только затем засыпали землей. На это место было наложено страшное заклятие и всякий, кто его здесь искал, был объят неимоверным ужасом и уходил восвояси. Уже миновав рязанские земли Марина с сыном и Заруцкий в июле 1614 года были схвачены и под конвоем отправлены в Москву. Достоверно известно, что Заруцкого и пятилетнего сын Марины были казнены. Что же касается ее самой, то тут даже у историков нет единого мнения.
В народе живет предание, что Марина Мнишек и ее малолетний сын Иван были замурованы в Коломенской башне. В одном варианте легенды утверждается, что здесь она и приняла свою смерть, истосковавшись по воле, По другой версии Марина "обернулась сорокой и улетела через окно-бойницу". А есть и те, кто полагает, что не сорокой она обернулась, а вороном черным, и по ночам летал этот ворон вокруг башни и страшным карканьем будил все окрестности. И вот однажды ночью местный епископ с коломенскими священниками в сопровождении воеводы Данила поднялись в башню и окропили ее священной водой. С тех пор душа Марины все летает вокруг башни, а сесть на нее не может. И мечется неприкаянная по всей Рассее до сих пор, и пугает народ своим жалобным криком.
Так все было на самом деле, или нет, но именно легенда о заточении жены Лжедмитрия в стенах Коломенской башни послужила поводом для проведения летом 1903 г. первых археологических раскопок петербуржскими археологами, преподавателями приюта принца Ольденбургского Г.Т.Синюхаевым и М.А.Ратмановым. Правда, не было обнаружено ни останков Марины, ни клада, ни вообще каких-либо исторических исторических свидетельств, подтверждающих легенду о Марине Мнишек.

                                                Действующие церкви и монастыри на территори Кремля

Крестовоздвиженский собор Брусенского монастыря

Успенский Брусенский женский монастырь  — один из двух действующих монастырей на территории Коломенского Кремля.
После взятия Казани, поход на которую начинался в Коломне, по указанию Ивана Грозного была построена каменная шатровая церковь Успения Пресвятой Богородицы, со временем стала основной в Брусенском монастыре. Монастырь был основан в 1552 году и изначально был мужским. Первыми насельниками монастыря были участники Казанского похода.
В Смутное время монастырь сильно пострадал и был восстановлен уже как женский. До середины XVIII века все строения монастыря, за исключением Успенской церкви, были деревянными. К концу XVIII века деревянные постройки постепенно заменяются каменными: в 1790-х гг. сооружена надвратная колокольня, в 1820-е гг. — ограда с псевдоготическими башнями. Расцвет обители приходится на вторую половину XIX века: построены три каменных корпуса с хозяйственными постройками, в 1850-1852 годах — дом настоятельницы, а в 1855 году возведен Крестовоздвиженский собор. В 1881—1883 годы с западной стороны Успенской церкви построено здание для трапезной и богадельни, а сама церковь перестроена.
В 1922 году монастырь был закрыт, его насельницы выселены, а здания приспособлены под жильё и склад. В дальнейшем были разрушены надвратная колокольня и завершения Крестовоздвиженского собора. В советское время считалось, что
«поздние постройки, в том числе Воздвиженский собор, значительного художественного интереса не представляют». В 1971—1980 годы была проведена реставрация Успенской церкви, в результате которой ей был возвращён первоначальный облик.
28 августа 1997 года в Успенском соборе состоялась первая Божественная литургия, а 13 октября 1997 года по решению Священного Синода Русской Православной Церкви в Коломенском Успенском Брусенском женском монастыре возобновлена монашеская жизнь.


Новоголутвинский монастырь

Ново-Голутвин Свято-Троицкий женский монастырь  — действующий монастырь, расположенный на территории коломенмкого кремля.
Монастырь был возведен на территории, где с 1350 по 1799 год находилась архиерейская резиденция, в которой проживали епископы и архиепископы, управлявшие Коломенской епархией. В 1799 году по приказу императора Павла I Коломенская епархия была упразднена, а в архиерейские палаты была переведена часть братии из Богоявленского мужского монастыря. Новый монастырь стал именоваться Ново-Голутвин, а находящийся на окраине Коломны Богоявленский монастырь – Старо-Голутвин.
От архиерейского дома обители досталось несколько зданий XVII века: построенный в 1705 году Троицкий собор и белокаменные палаты Архиерейского корпуса.










Успенский собор

Успенский кафедральный собор был заложен в 1379 г. квеликим нязем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск над Золотой Ордой на реке Воже. Строительство собора длилось один год. Храм Успения - двухэтажный, трёхглавый, на высоком подклете, с позакомарным покрытием - был больше, чем московские соборы того времени. В росписи собора в 1392 г. по предположению принимал участие Феофан Грек.
23 июня 1552 г. в Успенском соборе епископ Феодосий II благословил царя Иоанна Грозного на поход против крымских татар, осаждавших Тулу. Владыке царь приказал
«не исходити из церкви, дондеже что Бог произведет». Татары отступили. 3 июля того же года епископ благословил царя и русские полки в поход на Казань. Иоанн Грозный взял с собою главную святыню собора - Донскую икону Божией Матери. По окончании похода её перенесли в Москву.
В своё время красота Успенского Собора потрясла архидиакона Павла Алеппского, который в своем «Путешествиии Антиохийского патриарха Макария в Россию в середине XVII века» писал:
«Она весьма величественна и высока и как бы висячая; в неё входят по высокой лестнице с трёх сторон, соответственно трём её дверям. Она вся из тёсаного камня, приподнята на значительную высоту и кругом имеет кайму скульптурной работы во всю толщу стен. Косяки дверей и окон походят на отшлифованные колонны - редкостная работа, так что косяки кажутся изящными, как тонкие колонны. Церковь имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми, четырёхугольными, резными из деревянных досок фигурами в виде крестов величиной с ладонь. На куполах позолоченные кресты. Большой купол над хоросом, два других над боковыми алтарями. Главный алтарь имеет три больших окна со стёклами, и в нём висят два больших зеркала. В хоросе перед царскими дверями помещён большой круг. Архиерейское место каменное, с очень большим куполом, помещается близ южных дверей, ибо церковь имеет, по обыкновению, три двери... все эти двери с двумя створами из чистого железа. Над каждой из них образ, над большой дверью образ Успения Богородицы; дабы народ знал имя церкви... Под этой церковью много склепов и подвалов».
В 1672 году собор был из-за ветхости разобран, а на его месте за 10 лет был возведён новый храм, сохранившийся до наших дней.
В 1929 году храм был закрыт и разграблен: были уничтожены все иконы, Царские врата и некоторые детали уникального резного иконостаса.
В 1989 году собор был возвращён РПЦ. С 1991 г. при соборе действует первое в Московской епархии православное братство во имя святого благоверного князя Димитрия Донского.

Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь   (Церковь Воздвижения Креста Господня) —  распологается рядом с Пятницкими воротами коломенского кремля.
Существует легенда, что некогда на этом месте стояла церковь, которая в момент вторжения в город захватчиков-иноверцев ушла под землю вместе со священником и молящимися. И по сей день, говорят в народе, если припасть ухом к земле, можно расслышать и звон подземных колоколов, и ход непрекращающейся с тех пор литургии.
Деревянный Крестовоздвиженский храм с приделом во имя мучеников Флора и Лавра известен с XV в., но в конце века он запустел, вероятно, после эпидемии моровой язвы, и богослужения в нём какое-то время не совершались. В 1764 г. на месте деревянной постройки была воздвигнута каменная двухъярусная церковь с колокольней.
В середине XVIII в. близ Пятницких ворот в двадцати метрах от Крестовоздвиженской церкви находился кабак (он просуществовал до 1780-х гг.) В 1783 г. настоятель храма обратился к архиерею с просьбой направить в губернские органы власти запрос о ликвидации кабака, так как:
«Божественной литургии весьма препятствует в том питейном доме нередко случающиеся непристойные игры, срамные песни, скачки и пляски»... С 1790 по 1825 годы в церкви хранился список с главной святыни города - Донской иконы Богоматери, перенесённый сюда по распоряжению епархиального начальства для лучшей сохранности. Однако коломенцы усиленно просили вернуть святыню на прежнее место. После того, как ворота отреставрировали, а для иконы сделали надёжный киот, митрополит Московский и Коломенский Филарет распорядился возвратить её на прежнее место.
В 1832-1837 гг. церковь Воздвижения Креста Господня была перестроена в стиле ампир на средстава коломенских купчих - сестер Марии Кирилловны Шараповой и Неониллы Кирилловны Колесниковой.
В 1920-е гг. в церкви образовался свой приход, в котором служили монахи, изгнанные из Троицкого Ново-Голутвина монастыря. В 1930-е гг. все они были арестованы, судьбы их неизвестны. Крестовоздвиженский храм стал последним из храмов Коломенского кремля, который закрыли в 30-е годы. После закрытия в здании храма разместилась картонажная артель инвалидов. Практически вся церковная утварь оказалась утрачена. Главки и верхние ярусы колокольни были разрушены. В 1980-е гг. в храме находились мастерская и склад Коломенского краеведческого музея.
В 1994 г. храм возвращен православной общине. В 1996 г. на Крестопоклонной неделе Великого поста была совершена первая Божественная литургия. Изографами написан новый двухъярусный иконостас по традиционной технологии. В церковь переданы старинные иконы. В 2000 г. храм полностью восстановлен.










Воскресенская церковь
Тихвинская церковь
церковь Николы Гостиного
Продолжение следует  
.

24 февраля, пятница.     Алпатьево 



25 февраля, суббота.     Коломна. Музей пастилы. Музей калача.



26 февраля, воскресенье.     Зарайск 



Страница в стадии разработки