Болхов  - один из красивейших и богатых святынями малых городов России. Местоположение города с населением всего 13 тысяч человек - в Орловском Полесье, самом сердце Центральной России. Болховский район находится на севере Орловской области, неподалеку от границ Калужской, Тульской и Брянской областей. Болхов стоит на реке Нугрь (Нухрь, как ее называли в старину), при впадении в нее речек Болховки и Клечетни. Обе они уже в XIX в. превратились в ручьи - по местному преданию, Болховка высохла вследствие заклинания старухи-волшебницы, у которой в этой реке утонул сын. Крупнейший историк Орловского края Г.М.Пясецкий писал о Болхове в 1875 г.: «Он расположен между несколькими холмами, которые, постепенно возвышаясь над берегом реки, придают городу живописный вид». Нугрь впадает в Оку на границе с Тульской областью.
Территория района представляет собой неровную возвышенность, покрытую холмами, изрезанную многочисленными оврагами, ручьями и речками. Разнообразие геологических пород привело к неравномерному характеру почв: пески, супеси, чернозем на юге и на возвышенных участках. Когда-то окрестности Болхова представляли собой густые дремучие леса, ныне это лесостепь. Богат мир фауны: на территории района водятся дикие кабаны, лисицы, волки, медведи, лоси, олени, белки; встречаются разнообразные пернатые.
Округа Болхова - живописнейший уголок Среднерусской возвышенности - просторы полей, перелески, березовые рощи... Издавна это были места, овеянные преданиями и легендами. История Болхова корнями уходит в древний период истории Руси. С ней он разделил и времена княжеских усобиц, и татарщину, и литовское разорение, но через все испытания поднялся, отразив в своей многовековой истории судьбу России.
Первое упоминание об одном из древних городов России - Болхове относится к осени 1196 года, когда город, входивший в состав Черниговского княжества, взял и сжег владимирский князь Всеволод III Большое Гнездо. После гибели в Орде 20 сентября 1246 года черниговского князя Михаила Всеволодовича его сыновья разделили отцовские владения на ряд более мелких княжений. Надо полагать, что Болхов вошел в Карачевский удел князя Мстислава Михайловича.
Позднее, в конце XIII—начале XIV веков Карачевское княжество делится на более мелкие уделы - Козельский и Звенигородский
*) , город сперва входит в Звенигородский удел, а позднее достается младшему сыну князя Адриана Звенигородского Ивану по прозвищу Болх и, в свою очередь, становится центром самостоятельного удела, а князь Иван - родоначальником рода князей Болховских. Надо полагать, что Болхов прекратил свое существование около 1406 года в связи с военным разгромом литовцами Карачевского и вассальных ему Звенигородского, Козельского и Болховского княжеств, а князья Болховские были вынуждены отъехать к Великому Князю Московскому на положение служилых князей, исполняя впоследствии должности государевых наместников и воевод.

* ) Здесь имеется в виду ныне не существующий город Звенигород, входивший в Карачевское княжество и прекративший свое существование предположительно около 1406 года. Князь же Звенигородский Александр Федорович с сыном Федором и князьями Михаилом Ивановичем Хотетовским, Свидригайлом Ольгердовичем, Патрикеем Наримантовичем и Семеном Перемышльским в 1408 году покинули свои владения, попавшие под власть литовцев, и выехали на московскую службу. Остатки древнего Звенигородского городища сохранились у села Спасского, недалеко от города Орла.

В начале XVI века земли в верховьях Оки после изнурительной войны переходят под власть Московского государства, и правительство деятельно принимается за восстановление старых и строительство новых городов на южных границах. В Разрядной книге под 1555 годом упоминается, что на реке Нугри стоит воевода Михаил Петрович Репнин, а «город делал Григорий Иванов сын Нагово». С этого времени на Нугрь регулярно посылаются воеводы. Само же название новопостроенного города впервые указано только под 1556 годом: «На Нугри в Болхове». Вторая половина XVI века и особенно начало XVII столетия в истории Болхова заполнены осадами, набегами и битвами. Годы Смутного времени принесли Болхову неисчислимые бедствия, город переходил из рук в руки, а его окрестности становились ареной больших и малых сражений. Их них наиболее известен по своим трагическим последствиям Болховский бой 30-31 апреля 1608 года между полками Дмитрия Шуйского, брата царя Василия Шуйского, и отрядами Лжедмитрия II - одно из крупнейших сражений периода Смуты, закончившееся сокрушительным разгромом русских войск. Болхов неоднократно осаждали поляки, литовцы и татары, но болховитяне непрерывно «биющесь» на обгорелых крепостных стенах, посадских дворах и огородах не только отбивали штурмы, но и зачастую смелыми вылазками прогоняли неприятеля, оставлявшего в их руках пленных и знамена.
Военная история Болхова заканчивается во второй половине XVII века, хотя Болховская крепость, артиллерия и гарнизон поддерживаются в боевом состоянии вплоть до начала следующего столетия. В 1696-1698 годах сильно обветшавшие к тому времени укрепления Болховского кремля были даже обновлены и усилены. Но новой крепости так и не дано было испытать себя в деле, а в 1706 году, проезжая через Болхов, Петр I распорядился снять с укреплений пушки. Стены и башни кремля простояли до 1753 года (по другим данным - до 1748 года), когда случившийся Великий пожар
«истребил оное укрепление вовсе без остатка».
С Болховом и его окрестностями связаны имена Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, декабриста Сергея Кривцова, поэта А.Н.Апухтина, участника русско-турецкой войны 1877-1878 годов генерал-майора В.Н.Лаврова, просветителя народов Алтая Макария Глухарева. В сражениях войны 1877-1878 годов на Балканах отличился 138-й пехотный Болховский полк, в котором служил вольноопределяющимся будущий писатель Всеволод Гаршин. Болховские храмы расписывали художники Ф.А.Бруни и М.Н.Васильев, чей отец был священником местной Введенской церкви. Далеко за пределами Орловской губернии были известны иконостасы работы болховского мастера Абашеева и произведения здешней иконописной мастерской.
Была у болховичей еще одна гордость
городские храмы. По количеству церквей в XVII-XVIII веках Болхов превосходил все прочие города Орловщины, и в 1681 году даже предполагалось учредить в Болхове самостоятельную епархию, куда вошли бы Орел, Карачев, Кромы, Мценск и Новосиль. В начале XX века в Болхове насчитывалось 26 храмов, и по количеству церквей и соборов он уступал лишь Ельцу и губернскому центру Орлу.
В свое время Болхов пользовался славой одной из кожевенных столиц России. В 1719 году фискалы Свенской ярмарки доносили киевскому губернатору:
«…В Болхове есть кожевенные заводы превеликие…» , а к 1797 году их число в городе достигло 107! В отличие от своих соседей, жителей города Мценска, которые были известны как люди дерзкие, задиристые и склочные, болховитяне слыли людьми простоватыми и даже несколько с глупинкой. Про них сказывали, что они «звоном рака встречали». Но эта простота была особого рода, про которую говорят, что она хуже воровства. На всю Россию прославились знаменитые сапоги с картонными подметками, поставлявшиеся болховскими купцами русской армии в Крымскую кампанию 1853-1856 годов.
В 1918-1919 годах в Болхове были образованы художественно-научный и краевой музеи, созданные стараниями местного художника-краеведа И.К.Гаврилова. Жажда этого энтузиаста-собирателя была поистине ненасытной, иные экспонаты он добывал, по его же словам, даже под угрозой собственной жизни. В переписке с Москвой он то просил прислать
«хотя бы записку, написанную рукой тов. Ленина» , то сетовал на то, что в экспозиции не представлены работы современных художников - кубистов и футуристов. Уже в 20-е годы музей насчитывал до трех тысяч экспонатов, в том числе картины, предметы старинного быта, археологическую, нумизматическую, геологическую коллекции, научную библиотеку. В картинной галерее были представлены работы немецких и фламандских живописцев, а из русских мастеров - Брюллова, Левицкого, Бруни, Айвазовского; в нее входила коллекция бронзы и фарфора, гравюр и рисунков. При музее были образованы общества юных друзей музея и любителей старины и искусства, проводились лекции и беседы. И это при том, что музей существовал почти без всяких средств и помощи, а в его штате были лишь дошедший до крайней бедности заведующий и уборщица.
Начавшийся в 1930-е годы антирелигиозный погром не обошел и Болхов. Были взорваны Тихвинский собор Оптина монастыря, ряд других храмов. Сильно пострадал город и во время войны, пропала или оказалась уничтоженной большая часть экспонатов музея, а само здание бывшей богадельни, где он помещался, сожжено.
Тем не менее наибольший урон памятники Болхова понесли в послевоенное время. На государственную охрану были поставлены церковь Троицы, Троицкий собор Оптина монастыря, Рождественский собор в одноименном женском монастыре и крыльцо(!) Спасо-Преображенского собора. Поскольку остальные храмовые строения в категорию памятников архитектуры не вошли, а их запущенные фасады отнюдь не украшали город, то и выходом из положения становился снос. Таким образом, с 1945-го по 1970 годы оказалось уничтожено более десятка церквей. Заключительным аккордом этой волны варварства стал взрыв, несмотря на протесты Общества охраны памятников, в 1970 году колокольни церкви Николы Гончарного, венчавшей самую высокую точку города.
И вообще послереволюционное время жестоко обошлось с Болховом. Население некогда процветавшего городка сократилось с 30 тысяч (1917 г.) до 12,9 (1989 г.) человек. Новые пути сообщения, в том числе железные дороги, прошли мимо, а старые - знаменитый тракт Москва—Киев - оказались забытыми. Припорошил городок и чернобыльский «снег». Утрата же дорогих городу памятников архитектуры довершила урон, а ничего нового, что имело бы хоть какие-то архитектурные достоинства, взамен снесенного возведено не было.
По счастью, ключевые и наиболее древние памятники Болхова, формирующие его живописный силуэт, сохранились, а проведенные в последнее время на Спасо-Преображенском соборе, Троицкой и Георгиевской церквах реставрационные работы позволили, хотя бы частично, вернуть городу его прежнюю красоту. И сейчас, как и прежде, обозревая с высоты Троицкого Оптина монастыря панораму города, хочется повторить слова И.М.Долгорукова, известного литератора своего времени, мемуариста, проезжавшего здесь в 1817 году:
«А Болхов издали - картина!».

Троицкий собор

Троицкий Рождества Богородицы Оптин монастырь основан, по преданию, в XV веке князьями Милославскими. После разорения литовцами, по писцовой книге 1628 г., в монастыре находились две деревянные церкви: Рождества Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка. Когда в 1648 г. царь Алексей Михайлович женился на дворянке из рода Милославских, судьба прежде бедствовавшей обители изменилась. Вотчина Милославских находилась в Болховском уезде, а в монастыре издавна хоронились их предки. Посыпавшиеся щедрые дары позволили начать каменное строительство. В 1668 г. началось строительство первой каменной постройки на Орловщине - Троицкого собора, по которому обитель стала именоваться Троицкой. По смерти главной вкладчицы Марии Милославской в 1669 г., строительство затянулось до 1706 г.
Жертвователями монастыря также являлись цари Федор Алексеевич, Иоанн V и ПетрI, царица Софья и императрица Елизавета Петровна. В 1705 г. в монастыре побывал Петр I и повелел «быть архимандрии». В 1792г. при монастыре учреждена Тихвинская ярмарка.
В XIX веке монастырь продолжал расширяться. Была возведена теплая церковь Св.Иоанна Крестителя с колокольней (1861-1864), новая ограда с башнями, настоятельский и келейный корпуса. В 1852-1856 г.г. воздвигли монументальный Тихвинский собор. С 1844 по 1847 г.г. настоятелем монастыря был известный просветитель народов Алтая Макарий Глухарев (похоронен на территории обители).
Монастырь был закрыт в 1923 г. Разрушены Тихвинский собор и церковь Св.Иоанна Крестителя. Монастырские постройки разбиты на щебень для дорог. Остался только
Троицкий собор . Cобор был построен как миниатюрное подобие Успенского храма Московского Кремля в 1668 г. на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской. Во все времена монастырь и Троицкая церковь имели царственных покровителей из Дома Романовых, т.к. супруга царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего) - царица Мария Ильинична Милославская была Болховской уроженкой; здесь приняли "последнее целование" отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Посещали монастырь цари Иоанн Грозный и Петр I, поэтому кресты Троицкой церкви увенчаны императорскими коронами. Троицкий собор является уникальным памятником архитектуры ХVII века. Такого типа памятника на территории Орловщины больше нет, он включен в Федеральный список памятников культуры и архитектуры.
С августа 2001 г. благословением архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина монастыря, как женского. Восстанавливается Троицкий собор.
Особо почитаемой и уникальной иконой этого храма является икона преподобного Макария Алтайского. Сам Троицкий собор и усыпальница у его стен - это место погребения преподобного Макария Алтайского. 31 мая 2010 года усыпальница открыта для молитвенного поклонения.
Преподобный архимандрит Макарий (в миру - Михаил Яковлевич Глухарев; 1792-1847 г.г.) известен как православный миссионер и переводчик. Его перевод Ветхого Завета использовался при работе над Синодальным переводом Библии на русский язык. В Москве архимандрит Макарий принял благословение на миссионерские труды от митрополита Филарета (Дроздова) и в 1830 году прибыл на Алтай, где занялся просвещением местного населения. Здесь за тринадцать с половиной лет миссионерского служения отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 их детей. Из-за болезни по собственному прошению он был уволен из миссии и определен настоятелем Болховского Свято-Троицкого Оптина монастыря Орловской губернии, где и скончался 15 мая в 1847 году. Здесь архимандрит Макарий и был погребен. Причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
В храме Троицы Живоначальной находится также чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Тихвинская икона Богородицы г. Болхова явилась чудесным образом на сосне у стен Болховского Оптина монастыря около 1620 года в день памяти священномученика Мокия. Именно так написано в древних монастырских летописях. Икона была обретена 24 мая по новому стилю, ныне на этот день приходится память учителей словенских святых Кирилла и Мефодия. Икона Богородицы была торжественно перенесена в монастырь, где для нее был построен величественный Тихвинский собор. Рядом, у монастырского пруда, находился Тихвинский колодец, который славился своей целебной водой. Одно время монастырь даже носил название Тихвинского. На месте обретения чудного образа Божией матери была устроена каменная часовня. В этот день монахи монастыря (Болховский Оптин монастырь был изначально мужским) совершали крестный ход к месту обретения чудесного образа. Часовня была разрушена, сегодня не ее месте находится крест, в дальнейших планах монастыря есть идея восстановить ее на старом фундаменте. После революции, когда монастырь был закрыт, Тихвинская икона хранилась в музее г. Орла, а в годы войны по просьбе жителей Болхова была перенесена в Христорождественский храм Болхова, тогда это был единственный действующий храм. С мая 2010 года Тихвинская икона Божией Матери постоянно пребывает в храме Троицы Живоначальной.
Имеется также в храме уникальная икона священноисподведника Георгия Коссова с частицами его мощей. Эта современная икона была написана по эскизам послушниц монастыря. Отец Георгий был священником храма в селе Спас-Чекряк Болховского уезда, подвижником благочестия Болховского края, целителем душ и телес страждущих, предсказателем и чудотворцем. 13-16 августа 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе отец Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника.

Спасо-Преображенский собор

Собор Спаса Преображения
В 1671 году на средства окольничего и воеводы Ивана Ивановича Ржевского - предка А.С.Пушкина - в кремле на вершине Красной горы был построен двухэтажный деревянный Спасо-Преображенский собор. Впоследствии воеводу, геройски погибшего при обороне крепости Чигирин в 1678 году, погребли в построенном им храме. Позднее рядом с отцом похоронили и его сына, воеводу Т.И.Ржевского, убитого во время Астраханского восстания (1705 г.). В 1841-1844 годах на его месте по проекту архитектора Малахова П.А. был возведен величественный 6-престольный каменный собор, до сих пор определяющий живописный силуэт города. В 1833 году мастерами из городов Мценска и Болхова Орловской губернии была построена 4-ярусная колокольня (о чем свидетельствуют сохранившиеся на ней надписи). Впоследствии на ней на высоте около 40 метров были установлены башенные часы, подаренные городу местным врачом Солонко. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 20 км от Болхова.
Удивительна история возведения нового собора. Церковный староста - купец Иосиф Акулов - горячо взялся за это дело, казавшееся совершенно безнадежным. Во всем полагаясь на помощь Николая Чудотворца, он дал обет: весь доход от продажи волов отдавать на соборный храм. Покупая стада громадными партиями несколько раз в году, купец помечал рога животных «НЧ» (Николай Чудотворец) и говорил, что волы принадлежат Святителю. А партии скота проходили всегда с большим барышом: владельцы пастбищ предоставляли их стадам Акулова И.В. обычно, бесплатно. Так при небесном заступничестве Николая Угодника началось строительство нового Спасо-Преображенского собора. Участвовали в строительстве и купцы Шестаковы. В ноябре 1851 года были освящены престолы верхнего храма: во имя Печерской иконы Богородицы, Святых мучениц Софии и ее дочерей, а главный престол - в честь Преображения Господня.
В настоящее время собор восстанавливается на добровольные пожертвования населения и организаций Орловской области. В 2004 году водружены новые купола и золотые кресты. При проведении раскопок были обретены мощи священо-исповедника протоиерея Георгия Косова (уроженца города Болхов) в митре и с крестом в правой руке.

Троицкий храм

Троицкий храм (Храм Святой Живоначальной Троицы) расположен рядом со Спасо-Преображенским собором на территории бывшего кремля. Это один из старейших и ярчайших памятников архитектуры города Болхов.
Нынешний 5-главый храм возведен вместо деревянного в 1708 году из красного кирпича. Строителем его считается старинный купеческий род Бобковых.
Дивные узоры церкви, ее выразительный силуэт делают храм настоящей жемчужиной русской православной архитектуры: ажурные архивольты, красочные ширинки с разноцветными изразцами, карнизы с поясом кокошников из раковин, сочетание красного кирпича и белого камня. Оформление исполнено в духе Московских посадских храмов XVIII столетия. Колокольня с богатым убранством была пристроена позже.
В Троицкой церкви хранилась явленная Казанская икона Божией Матери. На месте ее чудного явления купцом Качановым была построена каменная часовня, которая до настоящего времени не сохранилась.
С августа 2001 года эта церковь восстанавливается.

Христорождественский храм

Собор Рождества Христова
Ансамбль церквей Рождества Христова и святителя Алексия Митрополита Московского расположен в северо-восточной части города Болхова на высоком берегу реки Нугрь. Когда-то они принадлежали Христорождественскому монастырю, упраздненному в 1664 году.
Каменное здание церкви Рождества было построено не позднее 1680 года. Здание храма представляет собой восьмерик на прямоугольном основании.
Этот действующий сегодня и уцелевший в богоборческие годы храм стал хранителем многих святынь из церквей и обителей Болхова. Церковный приход церкви существовал даже в оккупированном Болхове с разрешения немецких властей.
Ныне здесь прибывают особо чтимые Иерусалимский образ Божией Матери, мера с иконы Успенского собора Московского кремля, чудотворная Тихвинская икона Богородицы из Троицкого Оптина монастыря (этот образ был явлен в городе и стал Небесным Покровом Болхова), резной образ святой мученицы Проскевы Пятницы, редкий (времен Ивана Грозного) образ Спасителя.

Введенская церковь

На сводах Рождественской церкви сохранились росписи XIX века. Этот храм является соборной городской церковью, одной из самых известных в Болхове. В настоящее время возродился в Болхове крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери от Христорождественской церкви к Троицкому Оптину монастырю.
Церковь Алексия Митрополита Московского была надвратной церковью Христорождественского монастыря. Первое каменное здание храма было построено в 1701 году.
В годы советской власти здание Алексеевской церкви и другие церковные постройки были перестроены и до сих пор используются как жилые дома (ул. Воровского д. 14, 19).

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Ныне существующая каменная церковь была построена с 1792 по 1800 год стараниями купца Василия Лоснева. Этот небольшой храм расположен на низком пологом берегу реки Нугрь. Церковь необычна по архитектуре - имеет план в виде греческого креста. С глубокой древности это был казачий приход. Здесь прибывают глубоко-чтимые верующими святыни: иконы Божией Матери взыскания погибших и троеручица, крест с частью ризы Господней, древний образ святителя Николая.
Церковь была закрыта в 1932 году, а в период оккупации вновь открыта и более не закрывалась. Во время Великой отечественной войны в этой церкви укрывались жители Болхова при обстрелах.

Георгиевский храм

Церковь Георгия Победоносца расположена на одном из холмов в центре города и является уникальным памятником архитектуры. Ее 76-метровая колокольня - самая высокая в области. Этот старинный храм был построен в 1740 году, когда Болхов был еще городом-крепостью, защищавшим южные рубежи Руси.

Афанасьевская церковь

Кирпичная Георгиевская церковь - бесстолпный двусветный четверик, перекрытый купольным сводом с главкой. Трапезная с Знаменским и Иоанно-Воинским приделами построена в 1825, году позже расширена, многоярусная колокольня с луковичным куполом - в 1852.
Храм был закрыт в 1930 году и занят складом. В 2004 году возвращен верующим и отреставрирован.

Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских расположена в северной части города Болхова. Храм был построен в 1800 году на месте одноименной деревянной на средства купца Адриана Илларионовича Богомолова. Церковь кирпичная с декором в стиле классицизма. Трёхсветный одноглавый четверик с трапезной, в которой были Владимирский и Адриано-Наталиевский приделы, и колокольней. Трапезная была расширена в 1875 году.
В 1930 году храм был закрыт и занят под склад, а колокольня сломана.
В 2007 году церковь отреставрировали.





По материалам Википедии и сайтов http://nsmyslov.narod.ru, http://bolhov.ru/,

http://www.temples.ru, http://sobory.ru/, http://www.vidania.ru