Боровск   - один из древнейших городов Калужского края находится недалеко от границы с Московской областью. Свое название получил от векового бора, среди которого он был построен. Остатки дремучих лесов еще и теперь покрывают эту часть Калужской области.
Боровск впервые упоминается в летописи в 1358 году, в духовной грамоте московского князя Ивана II Красного, среди городов ему принадлежащих.
Вначале он принадлежал Рязанскому княжеству, а затем много раз переходил от одного князя к другому, прежде чем окончательно присоединиться к Москве. Находясь на ее южных подступах, Боровск играл роль оборонительного пункта, был окружен валом и дубовым острогом с двумя проезжими и четырьмя глухими башнями.
В 1444 году в двух километрах от города был основан Пафнутьевский монастырь, который к 90-м годам XVI столетия был обнесен мощными каменными крепостными стенами.
Их строил знаменитый русский зодчий «горододелец» Федор Конь. С этих пор стратегическое значение Боровска перешло к монастырю-крепости. В 1610 году, когда Лжедмитрий II («Тушинский вор») выступил из Калуги в Москву, на его пути в Пафнутьевском монастыре укрепился Боровский гарнизон, усиленный до 10 тысяч человек, не считая вооружённых крестьян из окрестных деревень под начальством князя Михаила Волконского и воевод Якова Змиева и Афанасия Челищева. По одной из версий, эти двое воевод оказались предателями и впустили тушинцев и поляков в боковые монастырские ворота. Началась страшная резня. Воевода Волконский, собрав вокруг себя группу верных воинов, мужественно бился с врагом. Под ударами польских сабель он пал смертью храбрых в монастырском соборном храме.
В этой битве погибло 12 тысяч человек. Героическая смерть Михаила Волконского увековечена в большой картине художника В.К.Демидова «Подвиг князя Волконского», находящейся в Калужском художественном музее.
Не успел город оправиться после разорения тушинцами, как при Михаиле Романове был вновь опустошен одной из польских шаек.
Со второй половины XVII века Боровск становится одним из центров старообрядчества. Сюда был сослан в монастырь протопоп Аввакум, убеждённый противник церковной реформы. Здесь же, в Боровске, находились в заключении и умерли за веру замученные голодом боярыня Федосья Морозова и ее сестра Евдокия Урусова. Образ боярыни Морозовой широко известен по гениальному произведению художника В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», находящемуся в Третьяковской галерее в Москве.
В 1776 году Боровск, насчитывавший пять тысяч жителей, становится уездным городом Калужской губернии. Боровчане вели торговлю пенькой, хлебом, конопляным маслом, холстом, занимались садоводством и огородничеством. На пяти парусных фабриках выделывалась парусина для русского флота.
При Петре I город отдаляется от границы на безопасное расстояние, а при учреждении губерний входит в состав Московской. При Екатерининской административной реформе в 1777 году Боровск получает герб и статус уездного города Калужского наместничества (позже — Калужской губернии), а в 1779 году — городской план, согласно которому исчезают последние остатки Боровской крепости.
В Отечественную войну 1812 года Боровск сильно пострадал от французов. Через Боровск осенью 1812 года дважды прошли отступавшие наполеоновские войска, один раз из Москвы в Малоярославец, а потом, проиграв Малоярославецкое сражение, обратно на Смоленскую дорогу. Город они при этом почти полностью сожгли и разграбили. Наполеон провел в Боровске одну ночь в доме купца Большакова, ныне ул. Ленина дом 12.
Из историко-архитектурных памятников наибольший интерес представляет Пафнутьев-Боровский монастырь.
Он обнесен каменной стеной с шестью башнями: пять из них четырехугольные, трехъярусные, пирамидальной формы и одна башня круглая. В стене есть три ряда бойниц (верхний, средний и нижний бой), у которых помещались стрельцы с пищалями и пушки. Кроме бойниц, на верху стен устроены специальные «осадные стоки», по которым осажденные лили во время приступов на неприятеля кипяток, расплавленную смолу.
На окраине Боровска сохранился архитектурный памятник деревянного русского зодчества начала XVII века — Покровская церковь в бывшем селе Высоком. Сейчас она на реконструкции.
В Боровске начал свою педагогическую и научную деятельность знаменитый русский учёный К.Э.Циолковский. Он прожил в Боровске с 1880 до 1892 года. На доме, в котором жил учёный, установлена мемориальная доска. Сейчас там музей. Одна из улиц города названа именем К.Э.Циолковского.
В деревне Комлево, которая почти слилась с Боровском, в 1763 году родился знаменитый русский флотоводец, генерал-адъютант, адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин (1763-1831).
С 15 октября 1941 по 4 января 1942года Боровск был оккупирован немецкими войсками. На площади Ленина возвышается красивый обелиск. Здесь братская могила стрелков латышской дивизии и партизан, павших в боях за освобождение Боровска во время Великой Отечественной войны.


                                                                                  Боровское граффити

Пафнутьев монастырь

Пафнутьев-Боровский мужской монастырь  - наверное, самый суровый монастырь в Подмосковье. (Собственно, это уже Калужская область, но граница проходит совсем рядом, и здесь все точно такое же, как в ближней Верее. Еще километров через восемьдесят пейзаж уже не спутаешь с подмосковным.) Он стоит на берегу Истерьмы — ручья, впадающего в реку Протву, стоит в низине, точно войско в укрытии. Протва петляет, подмывая то правый, то левый берег. Кругом старинные села, леса со всех сторон окаймляют горизонт. Кажется, что земля эта создана для жизни самой мирной: хлебопашества, охоты, рыбной ловли. Но тихая Протва долгое время была ближней границей московской земли: местом опасным (сейчас сказали бы — стратегическим). Недаром монастырь окружен мощными стенами и вели в него чисто военные проезды в двух башнях.
Монастырь основан в середине XV века монахом одного из здешних монастырей Пафнутием. Пафнутий родился в Кудинове под Боровском, но дед его был татарином, присланным сюда из Золотой Орды для сбора дани. В ту пору монастыри играли иной раз важную политическую роль. Крупным политиком был и Пафнутий: он враждовал с митрополитом и был союзником московского князя, вероятно, хорошо понимая, что только Москве удастся объединить русские земли. Авторитет его был очень велик, к нему за советом и благословением съезжались почти со всей России. Одним из его учеников был Иосиф Волоцкий — тоже видный политик и писатель Древней Руси.
Первые сведения о монастыре похожи на поэтическую легенду: крошечный деревянный монастырь в густом бору, среди поющих птиц, где настоятель, добрый и мудрый, творит чудеса. Действительность была куда суровее: вражда с Василием Боровским, поджоги монастыря и поначалу — бедность. Но монастырь быстро рос и богател. Среди его вкладчиков были не только крупнейшие бояре, но и сам великий князь. Ко временам Ивана Грозного монастырь владел уже множеством сел, деревень и угодий.
В 1476 году закончен каменный собор (вероятно, довольно скромный), в 1511 году построена каменная трапезная, а к концу XVI века, словно в предчувствии грозных событий, возвели на месте старого огромный новый собор и каменные стены вокруг монастыря. Для тех лет монастырь был довольно сильным укреплением. Подошедший к Боровску в 1610 году «тушинский вор» (Лжедимитрий II) не смог взять его до тех пор, пока двое изменников-воевод (по одной из версий) не открыли ворота. Битва продолжалась в монастыре. И хотя исход боя был уже ясен, воевода Михаил Волконский, будучи раненым, продолжал сражаться. Он был оттеснен к собору и там у его стен изрублен. В страшном побоище погибло двенадцать тысяч человек. Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. В память об этой обороне и о подвиге М.Волконского много лет спустя, в 1777 году, Боровск-город получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке.
Когда миновало «смутное время», принесшее Руси столько бед, первой заботой государства было укрепление западных и юго-западных границ. Заново был укреплен и Пафнутьев монастырь. «Городовые мастера» писали царю Михаилу Федоровичу, что стены крепости развалились «до земли». Вероятно, они немного преувеличили, потому что часть этих стен (три прясла от Оружейной башни до Входной) и одна башня (Круглая) и сейчас существуют. Эти стены заметно отличаются от более поздних: они относительно н изкие, с широкими зубцами, предельно скромные и по-своему красивые.
Входная, Георгиевская и Оружейная башни, которые стали настоящим символом монастыря, построены в ближайшие после литовского нашествия годы. Строителем их долгое время считали Федора Коня, возводившего одну из крупнейших крепостей в Европе — Кремль в Смоленске. Но истинный автор стал известен недавно. Это Трофим Шарутин, потомственный каменщик из Кашина. Семья Шарутиных дала в XVII веке несколько замечательных зодчих.
Башни, завершающиеся расщепленными зубцами (на Руси их называли «ласточкин хвост»), удивительно соединяют в себе строгость с изысканной красотой. Георгиевская башня была проездной. Как и во многих русских крепостях, старые входы в монастырь согнуты под прямым углом, чтобы легче было отсекать неприятеля.
Тайницкая и Сторожевая башни построены в середине XVII века. Тайницкая позднее была надстроена, но Сторожевая не подвергалась никаким переделкам. Облик ее составляет разительный контраст башням начала XVII века. Могучий нерасчлененный объем, наклонные машикули, бойницы с наличниками, не просто маленькие, а крошечные по отношению к стене, создают образ дикой, чудовищной силы. Башня сейчас стоит непокрытой, без шатра, и это еще больше усиливает ее монументальность.
За стенами монастыря поместился целый городок. Разновременные и разнородные здания подчинены четкой иерархии: в центре — собор, палаты и кельи у стен, второстепенные церкви — в дальней от входа северной части. Но все это расположено свободно, безо всякой симметрии, будто ненароком.
Первое, что видишь, пройдя через Святые ворота, построенные уже в конце XIX века, — это трапезная, самое старое здание монастыря. У нее здесь только один ровесник — небольшая «погребная палата» против западного входа в собор. Наряд середины XVIII века на ее фасаде закрыл собой детали начала XVI века. Возможно, это и есть та «поварня у городской стены», которая, как уверяли мастера в письме к Михаилу Федоровичу, одна только и уцелела.
Здание трапезной выглядит довольно сурово: стены неимоверной толщины, окошки крошечные. Никаких украшений, кроме узорчатых поясков из кирпича. Но зато уж пояски — обычный орнамент XVI века — смотрятся здесь как драгоценность. Основная часть трапезной: большая палата и при ней две маленькие — келарская и вторая (с плоским сводом), вероятно, церковь 1511 года. Помещения первого этажа служили кладовыми. Своды огромной (почти в 200 кв. м) трапезной палаты, как и в Грановитой палате Московского Кремля, опираются на мощный центральный столп. Во времена, когда не умели перекрывать большие площади однопролетным сводом, эта красивая и прочная конструкция применялась довольно часто.

Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова в Пафнутьевом монастыре
Кирпичный двухэтажный корпус, объединяющий в себе большую одностолпную трапезную палату, Христорождественский храм и келарскую. Сооружен в 1511 г., над северной папертью постройки в 1690 г. на средства князя К.О.Щербатова сооружена ярусная колокольня в духе московского барокко. В келарской в 1776-1812 г.г. помещался Онуфриевский придел.
Храм был закрыт в 1923 г., до 1930-х занят музеем, затем клубом. Отреставрирован в 1960-х.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьевом монастыре

Рождественский собор монастыря — одно из самых совершенных воплощений архитектуры XVI века. В его облике есть что-то крепостное, он и впрямь служил в 1610 году последним прибежищем для защитников монастыря. По плану это самый традиционный русский храм — четырёхстопный и пятиглавый. В его архитектуре заметно влияние форм Архангельского собора Московского Кремля, но уже глубоко переработанных. Конструктивная схема выражена в соборе с такой яркостью, что ее можно понять, еще не заходя внутрь. Своды опираются на четыре столпа, и в месте пересечения сводов со стеной образуются закомары — мощные полукружия. Огромная стена расчленена в соответствии с внутренним делением храма на три части. В каждом поле — узкое окно с простым наличником, и как отзвук его — щелевидное окно в закомаре, подчеркивающее вертикальность всего построения. Ниши закомар, неглубокие ниши-филенки фасадов образуют богатую и сложную пластику стен, не нарушая общей монолитности собора. Порталы при всей их скульптурности довольно скромны.
Пострадавший во время битвы 1610 года, собор был восстановлен на средства крупного воеводы боярина Лыкова, который в «смутное время» дважды защищал Москву: в 1608 году от войск Лисовского и в 1609-м — от крымских татар. Позже, в 1651 году, на средства царевны Ирины Михайловны был построен маленький северный придел. Он придал собору живописность, несколько нарушив идеальную симметрию его объемов.
В середине XVIII века, когда монастырь успел забыть о своем оборонном назначении, облик собора стал казаться слишком суровым. Его решили приукрасить. Сверх глав положили несколько рядов кирпича и установили на этих своеобразных постаментах новые главки, поменьше основных. Сделано это было, вероятно, еще и потому, что шатровые верха башен и колокольня, построенная в конце XVII века, «приглушили» звучание собора. После переделки он стал и выше и резче по силуэту. Когда при недавней реставрации 1970х. годов надстройки были сняты, оказалось, что роль собора в ансамбле монастыря упала — просчет очень поучительный, показывающий, какой осторожности требует обращение со сложным организмом ансамбля.
Внутри собор кажется еще огромнее, чем снаружи. Тут господствуют сплошные вертикали, и это безостановочное движение вверх настраивает на торжественный и возвышенный лад. Стены, столпы, своды и барабаны — все расписано фресками. Появились они, как гласит надпись внизу, в 1644 году и столько раз переписывались, что теперь можно понять только общую композицию. Но фрески не погибли — их необычайная живучесть объясняется техникой их исполнения: написанные по сырой штукатурке, они составляют с ней, по сути дела, одно целое. Когда удалили поздние записи, на одном из столпов предстало юное лицо воина и нежно-зеленый плащ, небрежно завязанный на его груди. Краски были такими свежими, будто собор расписали вчера.
Монастырь на Протве в течение трех веков был одним из художественных центров Руси. Здесь работали крупнейшие зодчие и живописцы древности, например Дионисий. Вместе с неким Митрофанием он расписывал собор. Фрески привели современников в неописуемый восторг, и вскоре Дионисий работал уже в Москве, среди прославленных мастеров.
В самом конце XVII века в монастыре возвели огромную пятиярусную колокольню взамен прежней звонницы. Многовековой опыт подсказал зодчим точное место для нее — впритык к трапезной. Колокольня так вжилась в ансамбль, что уже невозможно вообразить, что когда-то ее не было. Она лишена грации шатровых колоколен XVII века, но вполне гармонирует с мужественным обликом монастыря. Три нижних яруса, квадратные в плане, образуют высокое основание колокольни, на котором стоят два яруса восьмигранных. Такая композиция называлась «восьмерик на четверике». Но поставлен восьмерик не совсем обычно — так, что углы его направлены к серединам стен и углам четверика. Нижний ярус служил входом на колокольню и в трапезную. Во втором помещались ризница и небольшая библиотека: среди прочих редкостей здесь хранилось Евангелие 1533 года с великолепными миниатюрами, подаренное новгородским архимандритом Макарием, бывшим монахом Пафнутьева монастыря (сейчас оно в Государственном Историческом музее, где нашли приют и уникальные царские врата из монастыря). Аркады первого и третьего ярусов были заложены еще в первой половине XVIII века. Когда они были открытыми, то и весь образ колокольни был другим — арки, славно эхо, многократно повторялись во всех ярусах. Интересно, что колокола Колокольня опоясана несколькими рядами изразцов. Живописная архитектура этого времени страстно любила их за яркость и красочность. Хотя стоили они очень дорого (за тридцать изразцов платили в конце XVII в. столько же, сколько за лошадь), в некоторых постройках ими облицовывались целые стены. Все изразцы монастырской колокольни — фантастические птицы, клюющие плоды, жизнерадостные пропойцы с подписью «херувим» — московского производства: они встречаются во многих монастырях и церквах. Автор «херувима» известен — это был Степан Иванович Полубес, имевший мастерскую в Гончарной слободе (на современной улице Володарского). Изображения на изразцах верхних ярусов колокольни снизу не рассмотреть, видно только яркое пятно. Поэтому иногда употребляли четвертушки сборных изразцов (в одном из монастырей под Новгородом употреблены даже четвертушки двуглавого орла — государственного герба!).
К концу XVII века монастырь необычайно разбогател (немного позже, в 1744 году, у него было одиннадцать тысяч крепостных) и изумлял современников своим великолепием и красотой. «Церкви божий, — писал один из них,— и град, и кельи, и все строение каменное гораздо стройны». Появились каменные палаты настоятеля (севернее собора; в 1760 г. к ним была пристроена церковь Митрофания), кельи у входных ворот, маленькие больничные палаты с церковью Ильи (1670) и братские кельи, очень длинные и необычные в плане — изогнутые соответственно изгибу стены. Почти все палаты были в три этажа (впоследствии всюду, кроме настоятельских палат, третьи этажи разобрали). В XVIII веке нового уже ничего не строили и занялись переделками.
В 1812 году французы ненадолго захватили город и монастырь, многое сожгли, многое разрушили. Следы этого разбоя остались надолго. В 1837 году был составлен проект придания всем постройкам «новейшего» вида.
Николаевская эпоха словно старалась и древности одеть в казенный мундир. К счастью, эта затея сорвалась, была пристроена только трапезная к собору (взамен старой паперти) да оштукатурены некоторые палаты. Суровый облик монастыря остался памятью о той поре, когда мирный год казался редкостью.
В 1923 г. монастырь был акрыт. На территории размещались ремесленная школа (позже школа механизации, в 1962-1992 - сельхозтехникум) и музей (закрыт в 1930-х). В 1955 начаты реставрационные работы, с 1968 на части территории монастыря действовал музей.
Тот, кто бывал в Пафнутьевом в середине пятидесятых годов, видел чудовищную картину: равнодушие оказалось не менее страшным врагом, чем литовские и французские захватчики. Бывший в монастыре до 1956 года музей закрыли, а новые хозяева зданий принялись хозяйствовать по принципу «после нас хоть потоп». «Потоп» наступил быстрее, чем рассчитывали: центральная глава рухнула, раздавив своей тяжестью все, что под ней стояло. Сейчас глава уже восстановлена, это стоило и трудов и денег. Работа была временами столь опасной, что впору назвать ее подвигом реставраторов. Но была ли эта катастрофа неожиданной? Нет, собор разваливался на протяжении многих лет. В архивных документах ещё в XVIII веке отмечалось наличие трещин в сводах и стенах. Их заделывали, но причину не устраняли.
В 1990 г. монастырь был возвращен верующим, а полностью передан епархии в 1992 г.
Не многим суждено побывать на крыше собора Пафнутьева монастыря — это не место для экскурсий. А жаль! Долго поднимаешься по лестнице, проходящей в северной стене, лестнице, похожей на неимоверно глубокую бойницу. Идешь в полутьме, потеряв счет ступеням, локтями задевая стены, сохранившие здесь первоначальную обмазку, плотную, как перламутр. И когда уже начинает казаться, что конца этому не будет, лестница выходит на крышу и ты попадаешь в удивительный мир. Все воспринимается здесь с первозданной силой и свежестью: белизна собора, синева неба, полоса дальних лесов. Вознесенный на один уровень с верхами колокольни и башен, видишь не только весь монастырь, но и все окрестности. На юго-востоке — Рябушенская слобода. Ее церковь с безупречной точностью поставлена на самом краю обрыва, над Протвой. За слободой, тоже на берегу Протвы, Русиново с ее церковью — постройки 1812 года. А на западе, за верхушками сосен, с крыши собора видна великолепная рощинская церковь и обесцвеченные дымкой церкви Боровска и его ближайших окраин.

Боровск. Благовещенский собор

Благовещенский собор является одним из древнейших на калужской земле. По архитектуре его можно отнести к памятникам XVII в. Собор пятиглавый, каменный, с двумя приделами, устроенными в 1819 г. Иконы древние, греческого письма. Особенно замечательна икона св. Николая - резная в рост человека. Святитель изображен с моделью храма в одной руке и мечом в другой. Эта икона особо почиталась прихожанами и украшена была ими серебряной ризой, по преданию она относится к XIV в. Происхождение иконы свт. Николая относят ко времени Димитрия Донского. До 1812 года она находилась в деревянном храме, который сгорел во время нашествия французов, а потом была найдена во рву.
Соборный Благовещенский храм - каменный. Архитектор и время создания неизвестны. По данным 1654 г. церковь Николая Чудотворца с приделом пророка Илии стояла на посаде на площади.
По преданию, древний деревянный собор был на городище приблизительно на месте современного корпуса присутственных мест (районная администрация). В 1715 году из-за ветхости был перестроен и освящен в Благовещенский с приделами в честь Николая Чудотворца и “Казанской” иконы Божией Матери. В 1738 году храм уже значится как соборный Благовещенский. В 1865 году упоминается придел мученика Никиты. Нынешний вид собора сложился к середине XIX в.
Перед Великой Отечественной войной храм был закрыт, колокола сброшены. Наружная роспись была задрапирована чёрным полотном. Открыт он был зимой 1941 года во время оккупации города немцами. По распоряжению бургомистра была возобновлена служба, а сброшенные коммунистами в 1930-х годах колокола были восполнены за счёт окрестных церквей. Для этой цели был выделен грузовик, на котором немцы объехали ближайшие деревенские церкви, сняли с них колокола и водрузили их на собор. Там они провисели до наших дней. Недавно их заменили на новые. Во время оккупации артиллерийским снарядом была повреждена арка полукруглого окна во втором ярусе среднего фасада колокольни.
В настоящее время храм остается городским соборным. Наиболее значимыми святынями храма считаются: резная деревянная скульптура Николая Чудотворца именуемого «Никола Можайский», резная деревянная скульптура Николая Чудотворца именуемого «Никола Зарайский» XVII века, резная деревянная скульптура святой великомученицы Параскевы Пятницы конца XVIII века, иконы Казанской Божией Матери и преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца.

Боровск. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Роще

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Роще упоминается впервые в 1654 г. как церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. апостола Андрея Первозванного в «служной» слободе Пафнутьева монастыря.
Храм в селе Роща (Рощинская слобода) был построен прихожанами в 1708 г. Его кирпичное здание включало в себя холодный четверик и теплую трапезную часть с печным отоплением. На зиму холодная половина храма закрывалась. Храм и примыкающее к нему кладбище обнесены каменной оградой. Престолов три: центральный освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, южный - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный - во имя святителя Василия Великого.
Главный пятиярусный иконостас украшен деревянной резьбой с позолотой. В храме находится образ со Святой Горы Афон Иверской иконы Божией Матери. В 1823 г. в дар храму была подарена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Прихожанами также особо почитается икона "Утоли моя печали", обретенная, по преданию, в реке Протве. Из утвари особо замечательно Евангелие небольшого размера, напечатанное в 1668 г. при царе Алексее Михайловиче.
В 1840 г. московским купцом И.В.Волковым при храме была построена богадельня. До 1905 г. на приходе действовала одноклассная земская школа для мальчиков.
В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в храма совершались регулярно.

Боровск. Храм Спаса Преображения на Взгорье

Храм Спаса Преображения на Взгорье
В архивных документах за 1621 г. значится, что на посаде на Спасской улице была церковь Преображения Спаса, и «та церковь в приход крымских людей сгорела», поп был убит в Пафнутьевом монастыре.
Вполне возможно, что храм с того времени перестраивался не один раз, в 1746 г. он значился деревянным, а в 1804 г. на деньги московского купца Василия Степановича Просвирьина был построен каменный храм Спаса Преображения с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя апостолов Петра и Павла.
В 1916 г. церкви принадлежали одноэтажный и двухэтажный дома, сохранившиеся до сих пор.
В 1923 г. храм закрыли и стали использовать здание в качестве мельницы. Во время оккупации 1941-1942 гг. храм был превращен фашистами в склад оружия и амуниции, а при отступлении они подожгли его. Какое-то время в нем продавали керосин.
В конце 1980-х гг. усилиями местных энтузиастов во главе с мэром г. Боровска В.С.Канунниковым была проведена консервация и наружная реставрация храма. До 2002 г. здесь находился склад городских коммунальных служб. В настоящее время он передан РПЦ.

Боровск. Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь упоминается в 1650 г. с приделами Симеона Столпника и Иоанна Предтечи. В последующее время храм, вполне возможно, перестраивался не один раз, пока в 1814 г. «тщанием прихожан и добротолюбием жертвователей» не был построен каменный храм и каменная колокольня. В храме имелись приделы во имя св.вмч. Иоанна Воина и во имя иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих радость.
В 1916 г. за храмом числились дома священно- и церковнослужителей, построенные на средства церкви в 1888 г., а также были приписаны часовня преп. Пафнутия в Кудинове и церковь Покрова на Высоком.
В 1923 г. храм закрыли и разместили здесь МТС. В 1941-1942 гг. в ходе военных действий здание храма получило серьезные повреждения. До 1990-х гг. его использовали под водонапорную башню.
К настоящему времени сохранилась только основная часть храма. Сейчас храм восстанавливается.

Боровск. Церковь Всех Святых

Церковь Всех Святых
История появления этого храма связана с Всехсвятской общиной, объединявшей старообрядцев, принявших Окружное послание 1862 г. и именовавшихся «окружниками».
В 90-х гг. XIX в. общине разрешили построить молельню, которая в конце 1890-х гг. была освящена. С 1908 г. молельный дом начинает приобретать внешний облик храма. Храм поражал современников добротностью постройки и роскошью отделки. К марту 1909 г. была отстроена колокольня, а 22 марта на неё подняли колокола.
События 1917 г. внесли свои поправки в жизнь храма и его общины. Весной 1928 г. на проходившей в Боровске конференции текстильщиков среди прочих был поднят вопрос об изъятии у православных общин несколько храмов и приспособлении их под культурно-просветительские учреждения. В 1929 г. в связи с этим храм Всех Святых был закрыт, и в нем почти сразу расположился Дом культуры. Вместо креста на колокольню установили флюгер, его погнутые остатки видны и сейчас. В 70-е гг. XX в. здание храма полностью было перестроено, и только колокольня и отреставрированные ворота в парк напоминают о его былой красоте.
В настоящее время там располагается отдел районного ДК — Центр искусств.


Боровск. Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Боровск издавна считался оплотом старообрядчества. Сейчас в Боровске 2 старообрядческих общины.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (второй общ.)
Храм общины старообрядцев, «не приемлющих Окружного послания», или противоокружников был освящен 18 июня 1912 г. В нем находился придел святителя Николы.
И без того довольно короткая жизнь храма была прервана в 1929 г. решением о его закрытии. С 1930-х гг. здесь расположился гараж — прообраз современного автотранспортного предприятия №1364, и поныне занимающего территорию прилегающую к храму. До недавнего времени техника предприятия размещалась в самом храме. Лишь усилия энтузиастов и неравнодушных к памятникам города людей способствовали ее выводу из святого для старообрядцев места и передачи храма в руки старообрядческой общине. Но сил и средств для того, чтобы содержать еще одну церковь, у общины пока нет.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (первой общ.) был заложен в 1906 г., а 18 декабря 1908 г. — торжественно освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1914 г. была построена колокольня, 15 февраля 1914 г. на нее подняли колокола.
В 1940 г. храм был закрыт, и здесь расположилась деревообрабатывающая артель. Во время оккупации города фашистами храм передали верующим, которые сделали ремонт и с 30 ноября по 7 декабря 1941 г. совершали богослужения. После чего распоряжением немецкого коменданта храм стали использовать под тюрьму для русских военнопленных. Он вновь был обезображен. В 1945 г. здесь устроили хранилище зерна и овощей, позже храм передали инкубаторной станции, размещавшейся там до 1990 г.
18 января 1990 г. храм вернули Боровской старообрядческой общине, 4 апреля он был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В настоящее время храм восстанавливается и благоустраивается.

Боровск. Церковь Бориса и Глеба

Церковь Бориса и Глеба впервые упоминается в 1644 г.: он стоял на посаде в вотчине Пафнутьева монастыря.
По мнению профессора архитектуры М.Т.Преображенского постройка каменной церкви Бориса и Глеба была начата в конце XVII в. Согласно документам ее возвели прихожане в 1704 г., а колокольню пристроили в XVIII в. При трапезной храма был устроен придел во имя Пафнутия Боровского Чудотворца. Храм не раз подвергался переделкам, а в 1889 г. серьезно пострадал от пожара.
В 1916 г. храм числился приписанным к церкви Живоначальной Троицы.
В 1929 г. его закрыли, а здание стали использовать как зернохранилище. В 1962 г. храм состоял на учете памятников архитектуры и использовался под склад Райпотребсоюза. Боровским реставрационным участком была проведена его реставрация.
В 90-х гг. XX в. храм был передан РПЦ и в настоящее время является действующим.

Боровск. Церковь Дмитрия Солунского в Рябушках

Церковь Дмитрия Солунского в Рябушках до 1764 г. принадлежала Свято-Пафнутьеву Боровскому монастырю. Известно, что храм в селе был еще в XVII в. Со временем древняя церковь обветшала, и в 1804 г. на ее месте прихожанами и жертвователями был построен небольшой бесстолпный каменный храм. Над невысоким четвериком расположена ротонда второго яруса, которая придает зданию монументальность. С трех сторон ротонда имеет тройные оконные проемы, за счет которых в храм проникает много света. Купол ротонды увенчан древней глухой главой. В храме три престола: центральный - в честь великомученика Дм.Солунского, северный - в честь святителя Николая, южный - в честь великомученика Георгия Победоносца.
Главной святыней храма является чудотворный образ великомученика Дм.Солунского, написанный по левкасу и вызолоченной сусальным золотом.
В настоящее время храм является действующим.

Боровск. Часовня в память Ф.Морозовой и Е.Урусовой

Часовня в память Ф.Морозовой и Е.Урусовой Появление памятника-часовни на Боровском городище связано с последними годами жизни здесь сестер Соковниных - боярыни Феодосьи Прокопьевны Морозовой (в иночестве Феодора) и княгини Евдокии Прокопьевны Урусовой.
Около двух лет терпели они лишения сначала в остроге, а затем в земляной яме. Первой мученически скончалась княгиня Урусова (11 сентября 1675 г.), следом (2 ноября 1675 г.) умерла боярыня Морозова. В 1682 г. на могилу сестер братья положили белокаменную надгробную плиту. Это место стало чтимым у старообрядцев — со своими горестями и печалями приходили они православные на могилу святых жен и просили о помощи.
После дарования свободы вероисповедания (1905 г.) по инициативе настоятеля Всехсвятской старообрядческой общины г. Боровска о. Карпа Тетеркина ежегодно с 1906 г. на могилу сестер совершался крестный ход, а чуть ранее (1904-1905 гг.) боровский купец Н.П.Глухарев начал хлопотать в Министерстве внутренних дел о разрешении поставить на могиле сестер-мучениц крест. Тогда же старообрядцы впервые подняли вопрос о создании памятника на месте погребения Морозовой и Урусовой. В 1912 г. эта идея, казалось, близилась к реализации. Был создан даже Комитет по сооружению памятника, в который входили П.П.Рябушинский, М.И.Бриллиантов, А.И.Морозов и другие. К сожалению, этой идее не было суждено осуществиться вследствие запрещения полиции. Потом началась 1-я мировая война, за ней — гражданская и годы советской власти...
Только во второй половине 80-х гг. XX в. деятельность боровских страообрядцев вновь активизировалась. В январе 1990 г. им был возвращен храм Покрова Пресвятой Богородицы, и его настоятель о. Артемон счел необходимым установить недалеко от места погребения боярыни Морозовой и княгини Урусовой памятный крест (в начале 80-х гг. XX в. на месте захоронения сестер была возведена пристройка к райкому партии). Эти намерения осуществились в 1996 г., когда было получено разрешение от администрации Боровска и района о выделении старообрядческой общине участка земли на Городище.
И, наконец, 17-18 мая 2000 г. на I (19) Учредительном Всероссийском съезде старообрядцев Русской Православной Старообрядческой Церкви, проходившем в Москве, был создан Комитет по строительству памятника-часовни боярыне Морозовой и княгине Урусовой в г. Боровске. В Комитет вошли: митрополит Алимпий, о. Леонид Гусев, Е.И.Мшюванова, С.Кокорин, Е.Е.Елисеев, И.А.Солдатенков, В.И.Осипов. Эскизный проект часовни архитекторам предложили изготовить на конкурсной основе. В результате двух проведенных конкурсов победил проект новосибирского архитектора А.П.Долнакова.
Согласно архитектурно-планировочному решению, главной композиционно-художественной идеей часовни является прославление христианского подвига мучениц. Центральный купол часовни символизирует покровительство Пресвятой Богородицы страдалицам боярыне Морозовой и княгине Урусовой, два малых купола на боковых западных закомарах символизируют жизнь и мученическую смерть этих святых жен, два других купола посвящены еще двум боровским мученицам Марье Даниловой и инокине Иустине, принявшим страдания вместе с свв. Феодорой и Евдокией.
Со стороны главного входа часовни по обеим сторонам в стене предусмотрены ниши с иконами, где смогут поставить свечи те паломники, которые приедут к часовне, когда она будет закрыта. Освещение часовни предполагается естественным — за счет 4 оконных проемов в центральном барабане.
Внутреннее пространство часовни делится на 2 части. Верхняя посвящена прославлению мучеников за древлее благочестие, в центре ее 4 житийных иконы образуют квадратный колодец, через который тусклый дневной свет просачивается в нижнюю, подземную часть. Подземная часть часовни символизирует земляную яму, где томились мученицы в последние дни своей жизни. Сюда ведут крутые ступени. В настоящее время здесь находится надгробная плита с могилы сестер.


По материалам Википедии и сайтов http://www.borovskold.ru, http://phototravels.narod.ru,

http://www.temples.ru, http://sobory.ru/, http://www.borovsk.org, http://www.mochaloff.ru