Москва - Лиски - Дивногорье (650 км)
Лиски - Костомарово (60 км)
Лиски - Павловск - Белогорье (115 км)
Павловск - Москва (700 км)

Дивногорье…     Название этого изумительно красивого места обязано меловым столбам. Именно за свой неповторимый вид и причудливые формы эти нерукотворные колонны в народе получили название «дивы».
Ещё в 1917 году В.П.Семёнов-Тян-Шанский, сын знаменитого путешественника П.П. Семёнова-Тян-Шанского предлагал создать здесь заповедник по типу американских национальных парков. Однако революция внесла свои коррективы, и специалисты вернулись к идее выдающегося географа значительно позже. Только в 1991 году здесь был организован природный архитектурно-археологический музей-заповедник. К сожалению, Дивногорью не удалось избежать сметающего всё на своём пути вихря масштабных советских преобразований: часть див была взорвана в связи со строительством железной дороги между городами Лиски и Острогожск, поскольку строители опасались, что останцы могут обрушиться на полотно.
Сегодня музей-заповедник «Дивногорье» занимает площадь 1100 гектаров. Его территория включает пойменную часть рек Тихая Сосна и Дон, крутые склоны коренного правого берега этих рек, степные участки с меловыми отложениями. Интересный факт: согласно Книге рекордов Гиннеса в реке Тихая Сосна в 1924 г. была выловлена самка осетра весом 1227 килограммов, из кoтopoй пoлyчили 245 кг икpы выcoчaйшeгo кaчecтвa. B ceгoдняшниx цeнax oнa cтoилa бы $289 000. В наше время осетры в реке не водятся.
Сегодня на площади заповедника расположены: памятники истории и архитектуры – пещерные меловые церкви середины XVII века; Маяцкий археологический комплекс памятников середины IX-X вв.; памятники археологии эпохи бронзы II тыс. до н.э.; памятник археологии - верхнепалеолитическая стоянка; памятники природы – меловые столбы-останцы Дивы, уникальные ландшафтные образования, реликтовая растительность, насекомые эндемики.
В охраняемых границах земель природоохранного и историко-культурного назначения музея-заповедника находится действующий мужской Свято-Успенский Дивногорский монастырь.

Первое упоминание о Дивногорье встречается в описании путешествия
митрополита Пимена в Царьград в 1389 году: «Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, давно же красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною».
В XVI веке при Иване Грозном сказание о хождении в Царьград было включено в состав Лицевого летописного свода и проиллюстрировано: на одном из рисунков были изображены Малые Дивы с пятью столбами, причём каждый из столбов изображён с дверями, а на одном из них расположен киот для иконы.
Побывал в этих местах и
Петр I , отметив свое пребывание «не малой» пушечной пальбой с кораблей, по справедливости назвав Дивногорье «парадижем» Русской земли.

Уникальные ландшафтные образования и реликтовая растительность
Степной ландшафт – исчезающий тип природного сообщества для Европейской части Евразии, представленный ковыльными степями, уникальной склоновой флорой сниженных Альп, реликтовыми видами насекомых.
В 20-х годах XX столетия известный советский ботаник Б.М.Козо-Полянский, проводя исследования в Центральном Черноземье, обнаружил целый район реликтовых растений. Он назвал его «страной живых ископаемых». Дивногорье оказалось восточной окраиной этой удивительной страны, где в течение сотен тысяч и миллионов лет неоднократные изменения жизненных условий меняли состав и растительности, и животных форм. Все живые редкости Дивногорья — «памятники» различных эпох.
Некоторые места и урочища Дивногорья можно смело назвать ботанической Меккой: на плато и косогорах, на обрывистых склонах балок приютились редкие растения, радующие глаз всеми цветами радуги, поражающие разнообразием изумительных запахов. Здесь можно встретить представителей флоры горных степных склонов России и переселенцев из стран Средиземноморья, попавших сюда в теплую межледниковую эпоху. На территории заповедника выявлено более 250 видов естественной флоры сосудистых растений, принадлежащих к 147 родам и 44 семействам. Это такие виды как горицвет весенний, ковыль тырса и перистый, шалфей остепненный и такие редкие растения как осока низкая, проломник мохнатый, истод меловой, адонис весенний, ломонос цельнолистый. Чрезвычайно разнообразен животный мир Дивногорья. Хотя здесь и нет крупных млекопитающих, но зато сообщество насекомых — пестрое и уникальное — поражает знатоков. Более 25 видов редких насекомых, выявленных на территории заповедника, занесены в Красную книгу.

Большие и Малые дивы
Меловые Дивы - меловые столбы и скалы из крепкого мела, поднимающиеся тут и там громадными исполинами получили свое название как чудо природы — «диво дивное». Памятники природы - единственные в регионе меловые столбы - останцы Дивы, удивительным образом сохранившиеся до наших дней - свидетельства далекого прошлого Земли. На сегодняшний день в районе Дивногорья остались две группы меловых столбов: у санатория "Дивногорье" – "Малые Дивы" и у хутора "Дивногорье" – "Большие Дивы".
Малые Дивы располагаются в низовье Дивногорской балки, открывшейся в пойме Дона. Высота их достигает 5–7 метров.
Большие Дивы нависают над речкой Тихая Сосна, возвышаясь из крутого склона речной долины. Высота Див достигает 8 метров, диметр их основания около 20 м.
Существует еще одна Безымянная дива, размещающаяся в балке Голой. Она имеет пикообразную форму и достигает высоты 4 м.

Маяцкое городище -  это составная часть Маяцкого комплекса, который кроме городища включает в себя обширное селище, могильник и "хутор гончаров". В археологическом отношении памятник уникален.
Происхождение названия Маяцкого городища не совсем ясно. Возможно, в XVII веке каменные стены крепости служили своеобразным маяком для плавающих по Дону или тут находился какой-либо специальный маяк.
В IX-X веках на дивногорских землях жили племена, представлявшие салтово-маяцкую археологическую культуру и находившиеся под контролем хазарского кагана. Каменная крепость являлась, видимо, замком хазарского феодала – тудуна, посланного главой Хазарского государства в пограничный район каганата. Основное же население Маяцкого городища составляли аланы, проживавшие на поселении и несшие пограничную службу под началом хазарских командиров. Упадок Маяцкого городища приходится на первую половину X века, когда Хазарский каганат стал терять свои политические позиции и земли. Территория здешних степей перешла печенегам, которые стали использовать окрестные земли как пастбища.
В 1975-1982 г.г. в Маяцкой крепости велись раскопки. И каждый сезон приносил новые и новые удивительные открытия.

Как и почти все крепости Хазарии, Маяцкая была относительно невелика – 95 х 80 м. К одной из стен изнутри примыкала цитадель. Обороноспособность усиливалась рвами, выходившими на крутой обрыв к долине Дона. Небольшая длина стен позволила обойтись без башен. Крепость воздвигнута без фундаментов, но это не технический просчёт. При толщине до 6 метров высота стен могла достигать 10 метров, и они при этом не давали крена.
Гладкие белые блоки послужили прекрасным материалом для гравировки на них десятков разнообразных знаков и рисунков. Такого количества произведений изобразительного искусства Хазарского каганата, как в Маяцкой крепости, пока не дал ни один памятник. Резцом для мастера служило любое остроконечное орудие, но самым удобным был обыкновенный нож. Ряд изображений свидетельствует об умелой руке художника, большинство же наносили обычные люди. Однако независимо от мастерства автора изображения отражали сложный и далеко не всегда понятный нам комплекс языческих верований, представления о мирах нижнем, среднем и верхнем, календарные циклы и, возможно, героический эпос. Именно в этом их громадная научная ценность.
Второе открытие в Маяцкой крепости не менее значимо. То, что в Хазарии использовалась руническая письменность, было известно. Надписи на блоках городища находили ещё в конце XIX в. Они были короткие, из нескольких знаков, прочтению поддавались плохо и явно не отражали весь алфавит. Участники раскопок в Маяцкой крепости не очень надеялись на открытие новых надписей. И вдруг обнаружился блок, на гранях которого было сразу три текста: один короткий, второй из 25 знаков, а третий ошеломил – две строки с 65 знаками. О таком хазарская археология ещё не знала, да могла бы и не узнать: что блок с уникальными руническими текстами находился не в кладке стены, а среди обломков и каменного крошева. Тонны этого балласта в ходе раскопок выносили в отвал. Туда последовал и драгоценный блок, и там в последний момент один из студентов случайно заметил процарапанные значки.

Воссозданный поселок IX-X веков

Во избежание новых случайностей надпись тут же в полевых условиях срисовали, а сам блок, насколько это было возможно, тщательно упаковали и отправили в Государственный Эрмитаж. Сегодня Эрмитаж хранит одно из крупнейших собраний хазарских древностей.
В том, что через несколько месяцев надпись будет прочитана, никто не сомневался – тюркские рунические надписи Южной Сибири и Монголии довольно успешно читаются уже более ста лет. Но произошла осечка. Тюрко-язычная огласовка надписи результата не дала, хотя форма знаков не вызывала сомнения в их принадлежности к тюркским руническим алфавитам Евразии. Не удалось прочитать надпись и одному из крупнейших тюркологов современности С.Г. Кляшторному. Маяцкая крепость расположена в том районе, где преобладали не хазары и тюркоязычные болгары, а ираноязычные аланы. В том, что это так, не оставляет сомнений исследованный рядом с крепостью могильник, в котором форма погребального сооружения была типично аланской – катакомба с входным коридором, дромосом.
Сезон 1982 года стал последним для экспедиции в Маяцкой крепости, несмотря на то, что раскопками было раскрыто менее четверти её площади.
Причина в том, что возобладало чувство ответственности археологов за судьбу памятника. Известняковые блоки раскопанных участков стен, более 1000 лет пробывшие под покровом земли в стабильном влажностном режиме, оказавшись на воздухе, начали интенсивно терять влагу, осыпаться, а затем и трескаться. Стены пришлось срочно засыпать грунтом до решения сложного вопроса о консервации. Этим должен был заняться Государственный заповедник «Дивногорье». Маяцкому археологическому комплексу повезло: через несколько лет грянула перестроечная разруха, а за ней и разграбление земельного фонда. Нет уверенности, что сегодня отдали бы под хазарский заповедник 1400 га плюс более 10000 га природоохранной зоны, где запрещена любая хозяйственная деятельность, а передвигаться разрешается только тропами туристического маршрута.

Свято-Успенский монастырь

Свято-Успенский монастырь

История монастыря

Хотя документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, существует версия о существовании здесь обители в более раннее время. Аргументами для такого предположения служат, во-первых, пещерные стасидии - крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти до пола прорезаны стены в длинном коридоре, огибающем пещерный храм с трех сторон (такие ниши - стасидии характерны для некоторых древних монастырей и связаны с обычаем афонских монахов хоронить в них умерших). Во-вторых, обращают на себя внимание граффити на стенах подземелий, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.
Однако, даже если предположить древнее происхождение монастыря, существование здесь действующей обители в XIV-XVI веках сомнительно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом постоянного противостояния Русского государства и татар.
Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов
Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили пещеры.
С 1653 года ведёт своё начало Д ивногорский монастырь. Вместе с казацким полком бежали из Приднепровья и монахи, испытывавшие преследования от поляков-католиков. Вот эти иноки и стали основателями Дивногорского монастыря. Во главе их стоял игумен Гурий.
«В 161 (то есть 1653) году,  - писал он царю Алексею Михайловичу, -  построили они в Дивных горах монастырь и церкви поставили кельи и ограду около монастыря учинили своими трудами».
Монахами были устроены две церкви: во имя Успения Пречистой Богородицы «выбита в камени в столбе у горы, а на берегу реки Дона - церковь великого чудотворца Николы». Всего в новой пустыни было 15 монахов и бельцы. В пещерных кельях, пропитанных известью жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Основатели обители своим трудом создали первый пещерный монастырь в пределах Дона.
Предположительно монахам помогали казаки, поселившиеся в городе Острогожске и его окрестностях, но, вероятно, эта помощь была недостаточной. Поэтому основатель монастыря игумен Гурий и его преемник Андроник неоднократно обращались с просьбами о материальной помощи к Московскому правительству. Монастырю было пожаловано небольшое денежное жалованье, мельница и покос.
Летом и осенью 1670 года возле стен монастыря разворачивались события крестьянской войны под предводительством Степана Разина. 26 сентября возле стен монастыря состоялось решающее сражение между силами разинцев и царскими войсками. Повстанцы потерпели поражение, которое вынудило их уйти с Дона. К разинцам примкнул вкладчик монастыря - острогожский полковник И. Дзиньковский.
Находясь вблизи Кальмиусской сакмы (шлях из Крымского ханства в Московию), монастырь часто подвергался нападениям татар. Поэтому при третьем игумене (Тихоне) в 1671 году часть братии бежала из монастыря. Они удалились к западу от Дона, в местность близ Суджи и Мирополья, где над рекой Псёл основали новый монастырь в честь Николая Чудотворца (Белогорская Николаевская пустынь на территории нынешней Курской области).

Вид на монастырь с "крыши" пещерного храма Иоанна Предтечи

В Дивах осталось 10 человек во главе с игуменом Тихоном. Постоянная опасность то от татар, то от «воровских людей» заставляла братию запасаться средствами обороны: на монастырской колокольне, рядом с тремя небольшими колоколами, были установлены две железные и одна медная пушки. В случае опасности монахи укрывались в пещерах, имевших несколько выходов.
Положение монастыря после 1670 года было весьма незавидным. 1677 году около ста человек татар напали на Дивногорскую обитель и увели оттуда двух лошадей. Монахам, очевидно, удалось отсидеться за монастырскими стенами.
Не взирая на опасности, иноки во главе с игуменом Тихоном восстанавливали разрушенное. В 1673 году царь Алексей Михайлович пожаловал монахам Дивногорского монастыря право безоброчно построить мельницу на реке Потудани, в 1686 году обитель получает без перекупки оброчную С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом. К этому времени обитель была не только крупным хозяйственным организмом, но и центром духовного просвещения, борьбы с расколом. В 1684 году инок монастыря Герман отправился в центр раскола - город Черкасск, проповедовал там два года и после испытанных там притеснений вернулся в свою обитель.
В монастыре существовала хорошая библиотека, монастырь привлекал к себе людей как крупный духовный и хозяйственный центр. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и свои традиции, рядом жили русские и украинцы. Эта ситуация сохраняется и поныне.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Малых Дивах

Опираясь на труд этих поселенцев, в 1693 году монахи расширили прежнюю малую пещерную церковь в Малых Дивах, заброшенную с 1658 года, и освятили ее алтарь во имя Иоанна Предтечи.
В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: «Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянною стеною, воздвигнутой для защиты от татар».
В дневнике Патрика Гордона есть еще любопытная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой скале. А выше часовни виднелись развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу гипотезы о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.
Петр Первый гостил в обители в мае 1699 года. К приезду Петра число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице - адмирал Корнелий Крюйс описывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши». В административном отношении Дивногорский монастырь первоначально входил в Патриаршую область. С открытием Белоградской епархии в 1666 году, монастырь, как и весь Острогожский уезд, вошел в состав этой новой епархии. С наибольшей вероятностью можно сказать, что удаленный от епархиального управления, Дивногорский монастырь жил почти самостоятельно.
В 1699 году была открыта Воронежская епархия, Дивногорский монастырь был приписан к епархии св. Митрофана, первого епископа Воронежского. При нем Дивногорский монастырь достиг своего наивысшего экономического подъема. Монастырь получил 900 четей пашенной земли, но к 1714 года благосостояние монастыря падает. В 1714 году здесь проживало 12 иноков. Несмотря на ослабление обители, Дивногорский монастырь оставался крупным духовным центром на Дону. В монастыре строятся каменные
храмы Успения Богородицы и Владимирской иконы Божией Матери. В 1742-1745 годах на монастырском подворье в Острогожске действует семинария.
О настоятелях монастыря за XVIII столетие сохранились отрывочные сведения. После архимандрита Амвросия, современника св. Митрофана, упоминается архимандрит Анания. В 1721 году называется настоятель архимандрит Гавриил, при котором была построена Преображенская церковь на Острогожском монастырском подворье. В 1727-1737 гг. упоминается архимандрит Варфоломей. В это время дивногорский архимандрит занимает влиятельное положение. В 1742 году в Дивногорский монастырь назначен архимандрит Лазарь. В 1753 году дивногорские монахи избрали себе в настоятели игумена Шатрищевского монастыря Феодосия, который вскоре был посвящен в архимандриты. Однако, вступивший в 1763 году в управление Воронежской епархией
Св. Тихон Задонский,

Крест на "крыше" пещерного храма Иоанна Предтечи

перевел Феодосия в Лебедянский монастырь за то, что последний не занимался Острогожской духовной школой. Затем недолго настоятельствовал игумен Зосима, после него - игумен Иов.
Между тем в 2-й половине XVIII в. произошли крупные изменения в положении русских монастырей.
Екатерина II лишила монастыри земельных владений, крепостных крестьян, но Дивногорский монастырь был оставлен на своем содержании, так как был причислен к монастырям малороссийским. Но в 1786 (по другим данным - в 1788) Дивногорский монастырь был все же лишен своей вотчины и последовало его закрытие. Братия монастыря, состоявшая из 7 человек, была переведена в другие монастыри Воронежской епархии, а архимандрит Иов назначен настоятелем Коротоякского Вознесенского монастыря.
С закрытием многих монастырей в царствование Екатерины II не хотело мириться народное чувство, веками воспитанное в любви к монашеству и монастырям, особенно пустынным. Поэтому, когда миновало Екатерининское царствование, в разных местах начинаются попытки восстанавливать закрытые пустыни. Дивногорский монастырь с его «дивами», пещерною церковью и длинными подземными переходами, подобными Киевским пещерам, всегда возбуждал не только любопытство, но и благоговейное чувство в населении.

Успенский храм (в центре) и трапезная церковь Сицилийской иконы Божьей Матери (справа)

В 1813 г. на имя преосвященного Воронежского Антония I было подано прошение «от жителей уездных городов Коротояка и Острогожска - дворян, купцов и войсковых жителей». Несмотря на стремление духовных властей возродить монастырь, дело столкнулось с серьезными трудностями. Храмы обители служили приходскими церквями, монастырские постройки были заняты церковным причтом. Заготовленное прошение в Синод пролежало в архиве Воронежской Духовной Консистории семь лет, пока настоятель Коротоякского монастыря не выступил с ходатайством о перенесении его обители в Дивногорье, в связи с аварийным состоянием монастырских построек и отсутствием средств и места для их восстановления. По этому ходатайству в августе 1827 года Воронежским архиепископом Антонием Вторым было направлено прошение в Синод, и в январе 1828 года последовал указ о перенесении обители на новое место. Коротоякский монастырь стал подворьем Дивногорского Успенского монастыря, в который и была переведена часть братии.
После сорокалетнего запустения обитель восстанавливается, и начинается бурная строительная деятельность, в результате которой был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки второй половины XVIII - первой половины XIX вв.
Коротоякские монахи неохотно покидали обжитые места, и сам настоятель жил в Коротояке. Начались противоречия между братией, часто сменявшиеся настоятели не могли справиться с положением. Лишь в 1860 году, когда после восьми предшественников игуменом стал Анфим, ссоры удалось прекратить. Помимо этого, долгое время жизнь монастыря осложнялась спорами с местным населением из-за
храма в честь Владимирской иконы Богоматери, которая перешла к монастырю в 1856 году.
В 1831 году в Коротояке, как и по всей России бушевала эпидемия холеры. На одном из меловых столбов Больших Див, по откровению Богоматери одной благочестивой женщине, была обретена
Чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Екатерина Илларионовна Коломенская жила в г. Коротояк. Ей во сне явилась Царица Небесная и повелела взять Ее икону из Дивногорского монастыря и помолиться перед ней. «Если не возьмете иконы, то все помрете». Старица та утром пошла в соборную церковь и рассказала народу об увиденном. Народ поверил сновидице, зная ее благочестивую жизнь.
Испросив благословления местных пастырей, многие из жителей Коротояка двинулись в тот же день 1 июля (по старому стилю) в Дивногорский монастырь просить виденную во сне икону. Объяснив причину своего прихода в монастырь, коротоякские жители просили настоятеля иеромонаха Анфима выдать им икону, виденную во сне. Но таковой иконы не оказалось в монастыре. Коломенская глубоко верила в истинность своего сновидения. Она не отступала и просила разыскать икону. Настоятель и братия созвали всех, находившихся в монастыре, спрашивая об иконе. Один престарелый служитель именем Андрей, человек благочестивый, живший еще в Вознесенском Коротоякском монастыре и в свободное время приходивший в Дивногорск, когда тот еще был приписною церковью к слободе Селявной, сказал, что видел на меловом столбе, что при дороге на Острогожск, древнюю икону. Сновидица и все пришедшие с нею поспешили к указанному столбу. Не доходя до столба, сновидица издали увидела икону и указала на нее, сказав, что это тот самый лик, в каком являлась ей Божия Матерь во сне.
Все с великой радостью устремились к столбу. Икона была глубоко врезана в столбе, а в монастыре по не давности открытия едва ли можно было отыскать лестницу надлежащей длины, да и до самого монастыря было не близко, поэтому один из пришедших начал ползком взбираться на крутизну горы. Схватившись левою рукой за столб, правою коснулся иконы, и икона тотчас сдвинулась со своего места, в коем с древних лет стояла неподвижно, и, он, взяв икону на руки. Снес ее вниз без всякого затруднения. Несмотря на то, что с этой горы и без ноши человеку невозможно идти, а спускаться ползком (место обретения иконы было в тот момент незаселенным, так как хутор Дивногорский появился только в начале XX века. Вследствие этого столь долго икона могла оставаться забытой).
После совершения молебна перед иконой и крестного хода по улицам города, холера в Коротояке прекратилась. Образ прославился многочисленными исцелениями и получил название в народе Исцелийского. Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря. Икона пользовалась такой популярностью, что много месяцев в году отсутствовала в обители, находясь поочередно в Коротояке, Острогожске, Алексеевке, Боброве, избавляя их жителей от эпидемий, пожаров, засухи.
Евгений Марков, описывая в 1891 году поездку в монастырь, приводит свой разговор с одним из иноков обители:
«Икона только и кормит монастырь! Круглый год ходит. Теперь Матушка из Боброва вышла, а где ходит - неизвестно».

"Звонница" в Дивногоье

Представление о том, каким почитанием пользовалась икона Дивногорской Сицилийской Божией Матери даёт рассказ одного из участников крестного хода в начале XX века, священника П. Сергеева: «Из монастыря с Чудотворной иконой вышло 6-7 тысяч, в Коротояке уже эта толпа достигла тысяч до 30... За 4 версты от (Острогожска)...тысячи народа встретили Святыню с зелеными ветвями в руках, многие бросали цветы, венки и букеты к носилкам. Торжество было неописуемое. Народу, говорят, было не менее, как 70-80 тысяч. Признаюсь, я такого торжества еще не видывал! Видал я большие крестные ходы и в Петрограде, и в Москве, устраивал и сам грандиозные, но описанный превосходил всякое мое представление!». Обретенная в 1831 году икона Богоматери, относилась к Сицилийскому иконографическому типу. В честь нее был освящен алтарь пещерной церкви в Больших Дивах. С нее было сделано несколько списков. Один из которых дошел до наших дней и пребывает сегодня в Трапезном храме Дивногорского монастыря.
В 1854 году Дивногорской обители были переданы пещеры соседнего Шатрищенского монастыря. Он был закрыт еще в 1764 году, но его пещеры продолжали почитаться окрестным населением. Кроме того, к северу от Дивногорья крестьянин П. П. Курбатов в 1851 году начал копать пещеру. Спустя два года к нему присоединился Н. М. Шатов. В 1858 году эти пещеры были переданы монастырю, а крестьяне зачислены в состав братии.
В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит приписана община пещерокопателей, в дальнейшем оформленная как Белогорский Воскресенский монастырь.
Пещерокопательство возобновилось в Малых Дивах в середине XIX века. Бывший настоятель монастыря, схимник Меркурий своими руками соорудил себе гробницу. В 1863 году была освящена
наземная Трапезная церковь, а в 1886 году - главный храм в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. В монастыре был деревянный водопровод, обнаруженный в 1960 году во время земляных работ.
С марта 1898 года настоятелем Дивногорского монастыря состоит архимандрит Флорентий, который был выдающийся хозяин. Архимандрит Флорентий, в мире Федор Рышков, происходил из крестьян. Отец его был известен своей набожностью, и детей воспитывал в том же духе. Еще мальчиком о. Флорентий часто бывал в Задонской обители, где на него обратила внимание известная старица, подвижница Матрона Наумовна. Она предрекла ему, что он будет монах. В монашество поступил в Задонском Богородицком монастыре, в 1874 году был перемещен в Воронежский Митрофанов монастырь. В ноябре 1882 года назначен братским духовником. В ноябре того же года награжден набедренником, в 1792 году - наперстным крестом от Святейшего Синода. В 1894 году награжден благочинным Митрофанова монастыря. Указом Святейшего Синода от 10 марта 1898 года назначен настоятелем Дивногорского Успенского монастыря. 15 марта того же года возведен в сан архимандрита. Благодаря его трудам и практическим знаниям, Дивногорский монастырь стал одним из благоустроеннейших монастырей в Воронежской епархии. Он же с братией монастыря встретил эпоху большевистских гонений на Русскую Православную Церковь и закрытие монастыря.
В 1903 году было торжественно отмечено 250-летие обители. Но в 1918 году началось разорение монастыря. Газеты так описывали это событие:
«Недавно в Острогожск пришло известие, будто бы Дивногорский монастырь ограблен проезжающим отрядом красноарменйцев. Как оказалось впоследствии из расспросов на месте, никакого грабежа в монастыре не было. Была, просто-напросто, реквизиция имеющихся в монастыре лишних кроватей».
В 1924 году монастырь закрыли, уничтожили иконы, богатейшую библиотеку, утварь, разрушили надвратную колокольню. На месте монастыря организовали дом отдыха. Монахов расстреляли.
После упразднения монастыря, принадлежавшие ему ранее пещеры, стали приходить в упадок и разрушаться. Большой урон наносили посетители. В церкви Больших Див появились трещины, меловые глыбы могли сорваться на железную дорогу. В плохом состоянии находились пещеры Малых Дивах, нуждалась в охране и уникальная природа Дивногорья.
Для восстановления и сохранения наследия Дивногорья в 1988 году учреждён филиал Воронежского краеведческого музея, преобразованный в 1991 году в Государственный природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье».
Под защиту музея-заповедника были взяты пойменная часть и крутые склоны коренного правого берега реки Тихой Сосны и Дона, меловые столбы - дивы, пещерные храмы, археологический комплекс Маяцкое городище, уникальные ландшафты, растительный и животный мир.
При помощи специалистов из Эстонии, Москвы, Воронежа была отреставрирована пещерная церковь. Вокруг Больших Див была благоустроена территория: установлена лестница, ведущая к пещерному храму и к Маяцкому городищу, обустроены пешеходные дорожки, оборудовано место для установки туристических палаток на берегу Тихой Сосны.
Первое богослужение состоялось 28 августа 1991 года в пещерной церкви Больших Див, где в 1831 году была чудесно обретена Сицилийская икона Божией Матери.
В 1997 году монастырь возвращён Воронежской епархии. Первым был передан разрушенный Успенский храм, алтарная частькоторого была полностью уничтожена в 1951-1952 годах. Вскоре начались богослужения, а затем большие восстановительные работы. В 2003 году на куполе храма установлен крест. Обустроено хозяйство монастыря: подведены вода и газ, возделывается земля, есть пасека, коровы. С 2004 года в селении Масловка существует подворье монастыря.
В 1998 году наместником назначен игумен Парфений, в настоящее время - архимандрит.
Богослужения совершаются каждый день, для помощи паломникам при епархиальном управлении работает экскурсионно-паломнический центр.


Успенская церковь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Деревянная Успенская церковь появилась в монастыре через несколько лет после его основания, освящение её состоялось в 1659 году. Простояла она чуть менее века, и в 1751 году (по другим данным в 1755 году) её, обветшалую, разобрали. На месте старого храма возвели новый, каменный. Этот храм простоял в монастыре вплоть до конца 1870-х годов, когда было принято решение не ремонтировать его, а построить другой - в столь любимом тогда византийском стиле.
Вот как описывал собор один из современников:
"Главная или соборная церковь в честь праздника Успения Пресвятыя Богородицы занимает центральное место в монастыре, построена в византийском стиле, в форме креста, однопрестольная, начата постройкой, с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Серафима (Аретинского), в 1880 году, окончена в 1886 году; сделана из хорошего кирпича и прочно - толстые стены и соразмерность её частей обещают её долгое существование. Окна проднланы в куполе, по образцу древних церквей. Такое освещение в церквах не портит живописи, лики не искажаются светом, и благоприятно влияет на молящихся: не режет глаз, не отвлекает и располагает к сосредоточенности, к молитвенному настроению".

Икона Сицилийской Божией Матери

Ошибся автор, пообещав храму "долгое существование". После 1924 года Успенский собор ещё напоминал "бывшую культовую постройку", а в 1950-годы уже приобрёл черты барака. Слом купола власти оправдывали серьёзными повреждениями, которые он якобы получил во время войны, Но вот, например, Н.С.Анидалов, проживший всю свою жизнь в этих краях и пристально наблюдавший за состоянием упразднённого монастыря на протяжении нескольких десятилетий, отмечал: "Во время войны 1941-45 годов главный купол летнего храма имел лишь пробоину снарядом и мог быть легко восстановлен, но в 1950 и в 1951 годах эта часть храма с куполом, алтарём и клиросами были разобраны якобы на стройматериалы, но монолит стен был лищь превращён в щебёнку".
Историческая постройка была совершенно искажена, и после возвращения монастыря Церкви на восстановление соборного Успенского храма ушло несколько лет.
Церковь во имя Успения Божией Матери представляет собой однопрестольный, крестообразный храм. С правой стороны арки в трапезной части храма размещается деревянный столярной резной работы киот. В нем помещена главная святыня монастыря — Чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Эта риза украшена драгоценностями, которые жертвовали разные люди: на короне крестик из бриллиантов, два рубина (дублеты) и две звезды, в каждой по одному бриллианту средине и семь алмазов по бокам. Венец на Богоматери украшен жемчугом, бриллиантами и дублетами рубина и изумруда. На венчике Спасителя находится крест из жемчуга с четырьмя бриллиантами, укрепленными в золото, и алмазною осыпью, укрепленною в серебро. Ризы Спасителя и Богоматери украшают жемчуг, три бриллианта, алмаз и рубин.


Церковь во имя Чудотворной Сицилийской иконы Божией Матери

Церковь Иконы Божией Матери "Сицилийская"
Церковь основана в 1860 году по благословению преосв. Иосифа Воронежского в 1860 году на месте прежней каменной Владимирской церкви (постройки 1750-х). Кирпичный трапезный храм устроен в восточной части прямоугольного двухэтажного корпуса. Церковь однопрестольная, выделена главкой, покрытой железом.
Храм был закрыт в 1920-х, в 1990-х отремонтирован.


Пещерные храмы

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Церковь во имя Рождества Иоанна Предтечив Малых Дивах «выбита» в меловом береговом кряже Малых Див на высоте 40 м, свод церкви поддерживают четыре меловых столба. По легенде церковь основана греческими монахами Ксенофонтом и Иоасафом. Первые упоминания об этой церкви относятся к середине XVII века. В 1690 году рядом с храмом в меловом столбе была вырублена колокольня. Окончательно её облик сложился в 40-50-е годы XIX века.
Внешне церковь Иоанна Предтечи является скалой, облицованной блоками из мела, с галереей для крестного хода и алтарем. На каждом повороте галереи находятся часовни. Внутренние помещения выполнены в псевдоготическом стиле. Из двух притворов церкви — с северной и южной стороны — открываются вход и выход в пещеры, выкопанные в прилегающей к монастырю меловой горе. При них находятся три жилых кельи. Икон в алтаре нет. Их приносят из монастыря к богослужению.
К юго-востоку от пещерной церкви в меловом столбе в 1690 году вырублена колокольня. До настоящего времени сохранились арки звона и в основании небольшая келья с коробовым сводом.
Церковь освящена и в 1997 году передана Дивногорскому мужскому монастырю. Реставрируется музеем-заповедником.


Церковь Сицилийской иконы Божией Матери

Церковь Сицилийской Иконы Божией Матери в Больших Дивах
В двух километрах от Дивногорского Успенского монастыря, на правом берегу реки Тихая Сосна, при ее впадении в Дон, расположены Большие Дивы, в меловом столпе которых находится пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери.
По преданию, пещерная церковь в Больших Дивах была вырыта основателями Дивногорского монастыря, которые принесли сюда икону «Сицилийская Божия Матерь». Икона стала очень популярна в 1831 году, когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры. Только в 1856 году по указу Воронежской духовной консистории, здешние пещеры были переданы Дивногорскому монастырю. К концу XIX века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры.
В пещерах в Больших Дивах выражена редкая особенность, присущая некоторым древним пещерным монастырям и связанная со своеобразным обычаем афонских монахов. Это
стасидии  – крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинном коридоре, огибающем пещерный храм с трех сторон. Длина коридора 95 м. Он начинается у юго-западного угла храма и после пяти поворотов возвращается в середину северного нефа и ранее использовался для крестных ходов. Возможно с участием мирян. В стасидиях пещерных монастырей находили «сложенные кости человеческие… не обретено только черепов». По древнему обычаю афонских монахов, «ровно через три года после смерти инока открывают его могилу; кости собирают в отдельное помещение, а черепы разбираются иноками к себе в келии или складываются особо». В планировочной и фасадной композиции комплекса на Больших Дивах главенствует пещерный храм. Группа келий, размещенная левее храма, отодвинута на второй план. Вертикальная ось входа в церковь, в прошлом завершенная крестом на высоком столпе подчеркнута цепочкой выразительных пятен, убывающих по ширине.
Шесть массивных прямоугольных пилонов и промежуточные квадратные опоры строенных арок делят храм на пять зон: наиболее крупная восточная часть главного нефа; его средний наименее значительный участок; притвор на главной оси; два боковых нефа. Клиросы вписываются в прямоугольное пространство храма, врезаясь в восточную пару пилонов. Алтарь напоминает алтари наземных церквей, объединяющие полукруглую апсиду с прямоугольными объемами жертвенника и дьяконника по сторонам. В связи с этим они ориентированы поперек главной оси храма. Примечательна и строго симметричная пирамидальная композиция из пяти ниш разной формы и высоты в алтарной апсиде. Предположительно окончательное архитектурное оформление пещер определилось не позднее середины XIX века.
В советское время храм был закрыт и многие годы не использовался. В конце 1980-х годов в пещерной церкви была проведена научная реставрация. Сегодня этот храм действующий, богослужения проводятся регулярно. В храме много икон, но из них можно отметить две: за правым клиросом в большом золоченом киоте, с металлическими золочеными полуколоннами, находится Сицилийская икона Божией Матери (копия чудотворной, одинаковой с ней формы и размера). За левым клиросом в сребропозлащенной ризе находится икона Вм. Пантелеймона.


Панорамные фото Дивногорского музея-заповедника

П.Никольский "ДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ". Исторический очерк. ВОРОНЕЖ, 1904 г. 


Костомарово. Спасский монастырь
Вблизи села Костомарово уже многие века на меловых холмах среди живописной природы действует Спасская святая обитель, а ныне – Свято-Спасский женский монастырь.
Согласно легенде сам
Андрей Первозванный около двух тысяч лет назад поставил каменный крест на вершине одной меловой горы и основал там пещерный монастырь. Пейзаж отчетливо напоминал ему Иерусалимскую землю. Исследования показывают, что зарождение пещеростроительства происходило не позднее VIII–Х веков, но возможно и более раннее устройство пещер в Донском регионе в начальные века нашей эры первыми христианами времён апостола Андрея Первозванного.
За свою долгую историю Свято-Спасский монастырь повидал и претерпел многое. Строительство и устройство пещер проходило на протяжении всего существования обители. Последним было организовано в начале XX века строительство пещерного храма, названного в честь
преподобного Серафима Саровского, которое завершилось уже в наше время.
Всего же пещер в меловых холмах, относящихся непосредственно к монастырю – восемь. Самая большая из них – огромный подземный Спасский храм, который долгое время являлся основой Костомаровского Святого места. Его свод возведен на двенадцати больших колоннах, а сам храм может единовременно вместить до 2000 человек.

Подземный Собор Спаса Нерукотворного образа

Его своды покоятся на 12 огромных меловых колоннах. Храм строился в три захода: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. До революции он имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. В стенах высечены кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь. В дореволюционное время в Спасском ските отмаливали свои грехи паломники со всей России, а в известной на всю Россию пещере Покаяния совершалось Таинство исповеди. С приходом Советской власти храм со всеми Костомаровскими пещерами был закрыт. Последнего из отшельников, жившего в пещере Покаяния, отца Петра, расстреляли в 1937 прямо на месте принятия исповеди.
Старец Петр предсказал, что монастырь будет дважды возрождаться. Первый раз это произошло во время Великой Отечественной войны. В этих местах шли ожесточенные бои, и под натиском вражеских немецких войск в пещерах Костомаровского скита укрывались советские солдаты и местные жители. А после встречи в 1943 году Сталина с митрополитом Сергием, давшей возможность открытия и восстановления православных церквей, в 1946 году была возобновлены богослужения и в Спасском храме, официально зарегистрировав его как Спасскую приходскую церковь близлежащих сел.

Церковь Серафима Саровского

Восстановление святыни шло быстро, но уже в начале 60-х годов, по указанию Н.С Хрущева, местные власти, под предлогом непригодности помещения церкви к дальнейшей эксплуатации, закрывают храм, все внешние постройки сжигают, а пещеры затапливают. Кем-то из особо рьяных солдат была прострелена Валаамская икона Божией Матери  : целились в голову, в плечо Богородицы, в лик Спасителя-Младенца. Тогда же исчезла и Плащаница с изображением Успения Божией Матери.
Второй раз обитель возродилась в наши дни. В 1993 году под недостроенными сводами
храма Серафима Саровского прошла первая служба. Трудами простых верующих начинается расчистка пещер, проведено электричество, заложен фундамент под наземную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Церковь иконы Божией Матери "Взыскание погибших"

Уже в 1997 году в Свято-Спасской обители поселяются в небольшом строительном вагончике первые три насельницы-монахини. Общими усилиями паломников и монахинь отреставрирован пещерный комплекс, возведен сестринский корпус, состоящий из нескольких келий, трапезной и домовой церкви, проведена асфальтированная дорога к святыне. И уже в 1999 году Священным Синодом Русской Православной Церкви принят Устав Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря во главе с настоятельницей Серафимой. В этом же году монастырь был и юридически оформлен городскими властями Воронежа.
Далеко за пределы России распространяется молва о чудесных явлениях: свечение всполохами стоп Спасителя на иконе, внезапные освещения крестных ходов столбами света, благоухание места, где покоилась Плащаница Успения Божией Матери, а в 2001 году здесь начала кровоточить та самая простреленная икона Валаамской Божией Матери.



Белогорье. Воскресенский монастырь
Белогорье - одна из святынь Воронежской епархии, которая долгое время находилась в запустении. Эта обитель находится в 4 км от г.Павловска, на склоне меловой гряды, протянувшейся по правому берегу Дона. Подъем к пещерам крут и тернист, почти недоступное место. Сами пещеры огромны, белогорский комплекс - самое крупное культовое подземелье искусственного происхождения в России. Они имеют три яруса и спускаются в глубину на 70 м. В нижнем ярусе пещер есть коридор, который раньше, как гласит предание, позволял проникнуть на левый берег Дона. Общая протяженность пещер ранее составляла 2 км 200 м, в настоящее время сохранились незасыпанными около 900 м.
Монастырь основан в 1798 году
Марией Шерстюковой, первой настоятельницей обители. Дочь украинского казака Константина Босого, она получила благословение на монашеские труды в Белогорье, будучи на богомолье в Киево-Печерской лавре. Труды Марии по устройству пещер в Белогорье первое время вызывало противодействие местного населения и властей.
В начале XIX века последовал указ
Александра II о тщательном расследовании дела Марии. В случае положительного исхода дела предполагалось оказать Марии необходимую помощь. Специальная комиссия всесторонне изучила дело и вынесла вердикт об искренности духовных намерений пещерокопательницы, после чего преследования были остановлены, а из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма. В знак благодарности за оказанную помощь Мария посвятила храм св. Александру Невскому  - небесному патрону Александра II. Освящение храма состоялось 30 августа 1819 года, его осуществил протоиерей Киево-Печерской лавры Афиноген Печерский.
Основательница монастыря скончалась 22 июня 1822 года в возрасте восьмидесяти двух лет и была погребена на вершине пещерной горы в специально устроенном склепе. Ту часть пещер, которая была выкопана при жизни Марии, называют старыми пещерами. Копание пещер продолжилось и после её смерти: эти пещеры стали называть новыми.
Постепенно Белогорской общиной были выстроены несколько храмов, каменная колокольня, гостиница для богомольцев и братские кельи на вершине горы. В 1882 году Указом Святейшего Синода был учрежден при Белогорских пещерах Воскресенский Белогорский монастырь. Перед началом революции, в 1917 году, в штате монастыря числился 41 человек. Но с самых первых лет советской власти для Белогорского монастыря наступают тяжелые дни. Так, 29 мая 1918 года в монастырь приехало 12 всадников-красногвардейцев, которые, по сути дела, ограбили монастырь. В скором времени была конфискована земля. Монахи и послушники были вынуждены покинуть монастырь. Остались в разоренной обители игумен и при нем несколько стариков. Они прожили в монастыре до 1922 года, а затем тоже покинули монастырь.
Незадолго до этого некто Борис Михайлович Клейст сумел уговоритm руководство Белогорского волисполкома сдать ему в аренду подворье бывшего монастыря. Это было оформлено специальным договором, в котором предусматривалось на средства Клейста организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать пришедшие в ветхость постройки монастыря, приобрести рабочий скот и сельхозинвентарь в размере, обеспечивающем обработку земельного участка при бывшем монастыре, который также выделялся ему по договор. Предусматривалось, что Клейст в пользу волисполкома будет отчислять 50 процентов прибыли.
На территории монастыря была построена часовня, в которую Борис Михайлович c бывшими монахами обители, проживающими в соседних селах, перенес мощи основателей пещерного монастыря - Марии Шерстюковой и Ивана Тищенко. На поклонение к мощам стекалось большое количество верующих, что не могло укрыться от посторонних глаз. Вскоре об этом было донесено в народный суд Павловского уезда. По распоряжению уездного прокурора Ткачева на место указанных событий был командирован уездный следователь Борис Усатов.
По окончании судебного следствия Клейст был приговорен к десяти годам лишения свободы с конфискацией имущества. К ответственности были привлечены все, активно помогавшие ему. Но этим дело не закончилось. Новой властью был разработан показательный процесс по
"несостоятельности останков святых Марии и Ивана". В процессе активное участие принимал следователь Борис Усатов, который собственноручно осуществлял осквернение и уничтожение останков умерших Шерстюковой и Тищенко.
В1924-1927 годах все надворные постройки монастыря были распроданы на снос. Каменный собор был взорван по распоряжению Павловского райисполкома в 1931 году.
Несмотря на все бедствия, жизнь в пещерах не останавливалась, по большим праздникам сюда продолжали стекаться верующие. Здесь совершались молебны и крестные ходы. Особенно много народа собиралось 12 сентября на престольный праздник в день памяти благоверного князя Александра Невского и освещения пещерного храма.
С начала 90-х годов в пещерной церкви вновь по престольным праздникам стали служить молебны. По благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия начались восстановительные работы. А В 2003 г. Белогорский Воскресенский мужской монастырь вновь стал действующим.



По материалам Википедии и сайтов www.nice-places.com, http://russian-temples.ru, http://russights.ru,

www.ruschudo.ru, http://sobory.ru, http://www.temples.ru