Город Дятьково расположен в северной части Брянской области, на южных склонах Смоленско-Московской возвышенности, на небольшой речке Олешне, недалеко от реки, впадающей в Болву. Название, вероятнее всего, происходит от слова «дядя».
Первое письменное упоминание о деревне Дятьково содержится в писцовой книге поместных и вотчинных земель Брянского уезда 1626—1629 гг., составленной князем Петром Звенигородским и подьячим Ковелиным:
«…Деревня Дятьково на речке Шумоветке, а в ней крестьян: двор Андрюшка да Ивашка Ивановы дети Вашутина, да племянник их Ивашко Федоров сын; двор Демидко да Михейко Игнатовы да с ними живёт Васька Мишуков; двор Федька Истомин с Савком Федоровым, да бобылей; двор Неустройка Сазонов с Огапком Степановым; двор пуст Демидко Игнатова, а Демидко бежал безвестно…»
С XVIII века развитие населённого пункта связано с династией стекольщиков Мальцовых . К концу XVIII века семейство Мальцовых владело 16 стекольными и хрустальными заводами. В 1790 году Марья Васильевна, вдова Акима Васильевича Мальцова, решив расширить производство, строит новый завод в лесу поблизости от деревни Дятьково. Продукция дятьковского завода уже в 1796 году не уступала изделиям славившегося тогда Гусевского хрустального завода. Главным образом завод выпускал высокохудожественный хрусталь с вирутозно тонкой («мальцовской») алмазной гранью и изделия с нацветом. Широко известна была и гутная посуда с яркой расцветкой и цветочной орнаментацией, предназначенная для крестьянского обихода. На первой публичной выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1829 году дятьковский хрусталь был отмечен золотой медалью.
В 1798 году предприятие перешло Ивану Акимовичу Мальцову, при котором создаётся целая промышленная империя с центром в Дятькове. Дело отца в 1853 году продолжил сын Сергей. В мальцовском заводском округе на землях Калужской, Орловской и Смоленской губерний трудилось около 100 тысяч человек, производя механизмы всех видов, стройматериалы, мебель, сельхозпродукты и т.д. В заводском округе ходили свои суррогаты денег, была своя служба охраны, железная дорога в 202 версты и своя система судоходства. Для содержания и развития своих владений
Сергей Иванович Мальцов в 1875 году учредил Мальцовское промышленно-торговое товарищество с правлением в Дятькове. С.И.Мальцов впервые за историю российской промышленности сооружает на дятьковском заводе газогенераторные печи, начинает выпускать стекло под названием «медный рубин», варит урановое стекло. В конце своей жизни Мальцов решил варить в Дятьково цветные стекла. С этой целью он пригласил сюда чеха Вацлава Риккля (он приехал в 1896 году). С заводом сотрудничала художница Елизавета Меркурьевна Бём . Известен набор для вина конца XIX века её разработки, изготовленный Дятьковским заводом.
В 1918 году все фабрики и заводы Мальцовых были национализированы, создан трест «Государственного мальцовского фабрично-заводского округа» с центром в Дятькове. В 20-х годах после ремонта оборудования вновь заработал Дятьковский хрустальный завод. После образования Брянской губернии (1920—1929 гг.) Дятьково становится во главе самой крупной в губернии волости с количеством жителей около 66 тысяч человек. По переписи населения 1923 года в самом городе проживало 6048 человек, в городе и рабочих поселках действовало до 20 промышленных предприятий. Дятьковский район превратился в один из крупнейших промышленных районов страны, где производилось 10% оконного стекла и 6% цемента от общего объма их производства в стране. В 1938 году Дятьково присваивается статус города.
4 октября 1941 г. город был оккупирован немецко-фашистскими войсками. С первых дней оккупации в городе и районе началось формирование партизанских отрядов, подпольных и диверсионных групп. Боевые действия партизан не были безрезультатны. На территории Дятьковского района, прямо в тылу врага была восстановлена Советская власть. Эта территория стала называться «Советский район» или «Партизанск». 15 сентября 1943 г. город был освобожден. При отступлении немецкими войсками была уничтожена вся промышленность, сожжены почти все жилые постройки города. Хрустальный завод был полностью разрушен. В конце 1945 года началось восстановление завода.
В 1983 году город был награждён Орденом Отечественной войны первой степени, а в 2011 получил почётное звание города партизанской славы.
За годы советской власти бренд «Хрусталь из Дятьково» стал известен по всей России и за рубежом.
Дятьковский хрустальный завод - обладатель международной премии «Золотой Меркурий», Международной «Золотой Звезды», «Алмазной Звезды», нескольких Международных Европейских наград за качество. Постоянное участие в отечественных и международных выставках и ярмарках приносило неизменный успех, признание, многочисленные награды. На Дятьковском хрустальном заводе выполнялись знаменитые призы - «Хрустальная боксерская перчатка»; «Хрустальный конек» - приз газеты «Московские новости» по фигурному катанию; «Хрустальный пеликан» - награда для лучших учителей России; «Богиня медицины» - награда для врачей. Люстры из дятьковского хрусталя украшают Дворец правительства в Гаване и Музей Ковра в Баку, Третьяковскую галерею и зал заседаний «Президент-отеля» в Москве.
К моменту распада СССР на заводе были заняты 5 тыс. человек. В постсоветское время поддерживать предприятие в прежнем состоянии не удалось. Компания оказалась в кризисе. В итоге предприятие было признано банкротом, а на базе ОАО «Дятьковский хрусталь» было открыто новое предприятие - 
ООО «Дятьковский Хрустальный завод плюс» . Предприятие также, как и раньше, изготавливает посуду из высококачественного хрусталя ручной работы, заказные изделия, необычные сувениры на любой вкус. В 2002 году продукция предприятия вошла в список «100 лучших товаров России». Однако численность мастеров по сравнению с советскими временами сократилась более, чем в 10 раз. В 2017 году производством дятьковского хрусталя были заняты лишь 200 человек. В 2019 завод запустил новый цех, в котором производят посуду для напитков, светильники, вазы, чаши и заказные эксклюзивные изделия.

Фотография начала XX в.
  Увеличить

Храм в честь Преображения Господня
Достопримечательностью Дятькова в XIX в. был построенный Мальцовыми в 1810 г. Преображенский храм .
До 1810 года деревня Дятьково входила в приход села Спасское (Прудки), ныне не существующего. Однако после строительства Дятьковской хрустальной фабрики (1790), положившего начало бурному росту Дятькова, встал вопрос о переносе прихода в Дятьково. По просьбе секунд-майора И.А.Мальцова епархиальным начальством было дано разрешение на возведение нового храма вместо прежнего, малопоместительного. Строительство продолжалось с 1807 по 1810 год. Камееный храм с колокольней был выстроен в греческом стиле. После освящения храма деревня Дятьково была переименована в село, а приход села Спасского был упразднен (к середине XIX века исчезло и само селение; ныне на его месте - деревня Латышовка).
На протяжении XIX века дятьковский храм несколько раз перестраивался и расширялся. В 1838 году к храму были симметрично пристроены два придела. В 1845 году храм и колокольня были перестроены в итальянском стиле. В 1848 году было завершено строительство придельного храма во имя святителя Василия Великого. Он был выстроен из чугунных слитков и располагался над фамильным склепом Мальцовых возле святого алтаря с восточной стороны храма. К 1855 году относятся сведения о последней перестройке храма, в ходе которой был установлен новый иконостас, а из алтаря был устроен ход к фамильному склепу и в сам придельный храм.
Мальцовы не жалели денег на внутреннее убранство храма. Заказ на изготовление икон для нового иконостаса они разместили в Санкт-Петербургской академии художеств. Все иконостасы были убраны белым, тисненным прозрачным хрусталем, изготовленным на хрустальной фабрике села Дятьково. В первую очередь на себя обращали внимание иконы: «Введение в храм Пресвятой Богородицы» и «Тайная вечеря», которые создал художник Лавров. За внутреннее убранство, выполненное мастерами хрустальной фабрики, белокаменную «жемчужину» иногда называли восьмым чудом света.

«Первое, что поражает чувство зрителя во внутренней части храма - это хрустальные иконостасы, тяжеловесные, изящной работы, как бы плавающие в воздухе, хрустальные паникадила, и вместо висячих лампад, из разных хрусталей искуснейшего мастерства многоценные, разноцветные подсвечники. Вообще все иконостасы искусной живописи; но иконостас, вновь устроенный в настоящей церкви, особенно поразителен. Путешественники, проходящие богомольцы, купечество, дворяне, как бы по какому обету и зову, идут и едут в Дятьковскую церковь, и смотреть церковь, и слушать певчих. Содержание икон для жителей Дятькова, и вообще всего прихода, придумано самими храмоздателями. Иконы и написаны в академии художеств, на желтой плотной латуни, во весь рост. Все они, в позолоченных огромного размера рамах, украшенных резьбою рококо, представляют как бы некий великий божественный сад.»
(Красовский Стефан. Преображенский храм села Дятькова, Орловской губернии, Брянского уезда. - Санкт-Петербург: тип. Эдуарда Веймара, 1862)

После Октябрьской революции храм продолжал работать до момента своего закрытия и последующего разрушения в 1929 году. В феврале 1929 года по указанию НКВД было принято решение о ликвидации памятника-часовни как связанного с именем собственника крупных заводов С.И.Мальцова - «человека эксплуатировавшего население целого округа». Полученный при демонтаже чугун использовали при дорожном строительстве. А 4 марта 1929 года антирелигиозно настроенные граждане, комсомольцы и милиционеры фактически уничтожили и сам храм. Вандалами был разрушен хрустальный иконостас, многие иконы сожжены. Окончательное закрытие храма состоялось 21 октября 1929 г., его имущество было передано Дятьковскому Горсовету. Церковное здание использовалось для культпросветработы (под клуб-кино). Спустя несколько лет храм был полностью разобран.
До наших дней чудом сохранились отдельные элементы внутреннего убранства Преображенского храма: подсвечник из многоцветного стекла, лампада и один элемент декора хрустального иконостаса. Данные предметы являются экспонатами постоянно действующей выставки в Дятьковском музее хрусталя.

Преображенский храм
  Увеличить

Храм в честь Преображения Господня
В 1988 году в Дятькове было вновь зарегистрировано общество верующих, которым было разрешено строительство церкви. Новый храм, который также был назван Преображенским, был заложен 13 июня 1989 года, а 17 августа 1990 года Епископ Орловский и Брянский Паисий совершил его освящение. Этот храм стал первым из новосооружённых храмов в епархии.
Новый Преображенский храм (архитектор - В.Н.Городков) гораздо скромнее прежнего по архитектуре и вместительности и расположен совсем в другом месте (прежний храм стоял на месте центральной площади нынешнего города).
В 1994 году у стен нового храма было произведено символическое перезахоронение праха семьи Мальцовых. Это место обозначено дубовым крестом. Надпись на табличке гласит: «Ваши труды не забыты потомками».

Церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина

Церковь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
Храм-памятник, освященный в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», был основан в 1999 году по благословению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека (Лебедева). В декабре того же года состоялось освящение места под храм и закладка первого камня.
Все строительные работы осуществлялись при поддержке дятьковской администрации и губернатора Брянской области. Работы закончились в начале 2003 года, и новая церковь была освящена архиепископом Мелхиседком 27 марта.
При строительстве храма авторы проекта - Е.И.Вольнова и Л.А.Чижов - стремились убранство храма максимально приблизить к мальцовским временам. Например, установить под куполом храма хрустальное паникадило. Администрация завода хрусталя пошла навстречу и подарила храму люстру из Дома культуры предприятия. Огромных размеров, более четырех метров в диаметре, оно не вписывалось в габариты церкви. Проблему решал конструктор Леонид Чижов.

Хрустальный иконостас

Хрустальное убранство храма состоит из нескольких тысяч деталей. Его украшает единственный в России (быть может, и в мире) хрустальный иконостас, изготовленный мастера Дятьковского хрустального завода. Больше года потратили стеклодувы и литейщики завода на изготовление нескольких тысяч деталей. На восстановление иконостаса ушло более 8 тонн хрусталя. Реставраторы постарались в точности повторить работу старых мастеров. При разработке эскизов иконостаса использовались сохранившиеся чертежи 200-летней давности. Сегодня иконостас - гордость не только Брянской области, но и всей России. Ведь икона Неопалимая Купина — защитница пожарных и всех воинов Отечества.

Музей хрусталя

Музей хрусталя
Дятьковский хрустальный завод - всемирно известный, крупнейший и старейший центр русского художественного стеклоделия. Его история насчитывает более 200 лет. И почти два столетия лучшие образцы продукции предприятия бережно собирали и хранили. Сегодня они представлены в заводском музее стекла и хрусталя. Здесь имеются изделия, выполненные в начале XIX века. Многие экспонаты пострадали в период Второй Мировой войны, когда их эвакуировали из города. Принцип пополнения коллекции музея заключался в том, что с предприятия в музей передавались такие образцы, которые представляли определенный исторический интерес, а так же художественную или технологическую ценность. Кроме того, здесь оставались конкурсные работы мастеров и авторские произведения художников мастерских. Изделия, расположенные на полках этого музея, выполнены из хрусталя, цветного и бесцветного стекла с помощью разнообразных методов обработки и декорирования.

Ранее музей был частью того самого Хрустального завода и располагался на его территории. В 1976 году для него было построено отдельное двухэтажное здание. Коллекция старого и современного дятьковского стекла размещена в светлых, просторных залах площадью более 2 тысяч квадратных метров. Музей находится в центре города.
Экспозиция музея создавалась под руководством самых авторитетных в нашей стране искусствоведов-стекольщиков Н.А.Ашариной и Е.Г.Рачук.

Зал «старины» представляет образцы продукции XIX столетия от массового ассортимента до заказных многопредметных сервизов ручной работы и уникальных произведений, поражающих сложностью исполнения, гармонией формы и декора. Причем производство XIX - начала XX века охватывает практически все известные мировой стекольной практике приемы и методы выработки и декора стекла. Одним из примечательных экспонатов этой выставки является подсвечник из трехслойного стекла, свидетельствующий о виртуозном исполнительском мастерстве старых дятьковских умельцев. В XIX столетии завод был постоянным участником промышленных и художественных выставок, получал множество наград и многократно - право изображать на изделиях Государственный Герб. К сожалению, значительная часть старой коллекции была безвозвратно потеряна во время Великой Отечественной войны.

"После бала"

"Парк"

Современный стиль продукции завода формируют профессиональные художники, каждый из которых - неповторимо яркая творческая индивидуальность. Над разработкой нового ассортимента, над созданием уникальных декоративных произведений, спортивных призов, памятных работ трудятся заслуженные художники России М.Кизлов, 3. Чумакова, талантливые художники стекла В.Погребной, Е.Вольнова, С.Шувалов. Экспозиция музея представляет творчество непревзойденного по силе и оригинальности таланта заслуженного художника России, лауреата Золотой медали Академии художеств И.В.Мачнева. Помимо большого количества разнообразной посуды (и из хрусталя, и из цветного стекла) в музее можно полюбоваться и очень красивыми хрустальными декоративными композициями. Например, «После бала». Встречаются и довольно большие по размерам инсталляции. Такие, как «Парк».
К сожалению, у музея не очень удобный график работы: со вторника по субботу с 10:30 до 18:00, воскресенье и понедельник - выходные дни.   






По материалам Википедии и сайтов http://www.bryansktowns.ru/dyatkovo/, https://tropki.ru/, http://topbryansk.ru/, http://www.russia-open.com/