Ферапонтово  - село в Кирилловском районе Вологодской области. Расположено на берегах Бородаевского и Паского озер (бассейн Сухоны - одного из истоков Северной Двины). Село возникло вокруг Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря.

Святые врата Ферапонтова монастыря

Монастырь основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом, пришедшим из Москвы вместе с Кириллом Белозерским и поселившимся вначале на берегу Сиверского озера (будущий Кирилло-Белозерский монастырь). По не очень ясным причинам Ферапонт оставался на Сиверском озере только год, а затем ушел к Бородаевскому озеру, примерно в 20 километрах на северо-восток. Уже через десять лет после основания монастыря Ферапонт отправился в Можайск по приглашению звенигородского князя Андрея Дмитриевича, дяди Василия Темного, и основал там Лужецкий монастырь. В это время будущий Ферапонтов монастырь был довольно небольшим, существенно меньшим, чем соседний Кирилло-Белозерский. В середине XV века настоятелем монастыря становится Мартиниан Белозерский, бывший до этого монахом Кирилло-Белозерского монастыря, а позже основавший Спасский Вожеозерский монастырь. Мартиниан был влиятельным церковным деятелем своего времени, и при нем начинается рост и процветание монастыря. В нем была одна из лучших библиотек в государстве. В 1447 году Мартиниан, наряду с игуменом Кирилло-Белозерского монастыря Трифоном, благословил Василия Темного на поход против Дмитрия Шемяки, который перед этим ослепил Василия и взял с него обещание не претендовать на московский престол. Поход, как известно, завершился удачно, и Василий добился назначения Мартиниана игуменом Троице-Сергиева монастыря. Ферапонт и Мартиниан впоследствии были причислены к лику святых и считаются покровителями монастыря. В конце XV века в монастыре произошел большой пожар, после чего началось каменное строительство. Большие вклады в монастырь делали Василий III и Иван Грозный. Для росписи собора Рождества Богородицы пригласили самого значительного художника Руси того времени, Дионисия, благодаря чему Ферапонтов монастырь сейчас и является выдающимся памятником русской средневековой культуры.
Интересно, что при всем том монахи не озаботились строительством каменной ограды. В результате в Смутное время, в 1614 году, монастырь был взят и разграблен польскими отрядами, которые так и не смогли захватить соседний Кирилло-Белозерский монастырь. Монастырь переживает второй подъем в 1640-е годы, после чего начинается упадок монастырского хозяйства - цари больше не числятся среди спонсоров обители. С 1666 по 1676 год в Ферапонтов монастырь был сослан патриарх Никон, позже переведенный в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом он считал себя действующим патриархом и требовал особого к себе отношения, а так как никакой уверенности в том, что его не вернут к власти, не было, монастырским властям приходилось считаться с его запросами. Так, специально для Никона из монастырских, естественно, средств построили отдельный корпус келий. Это, разумеется, никак не облегчало финансовое положение монастыря. Весь XVIII век он находился на грани банкротства, а в 1798 году был упразднен, церкви сделали приходскими. После этого многие здания монастыря были уничтожены или значительно перестроены. В 1857 году, наконец, выстроили сохранившуюся до наших дней каменную ограду. В 1904 году монастырь был вновь открыт, на этот раз как женский, в связи с 500-летием со дня основания. Начались реставрационные работы.
После революции монастырь снова был закрыт, настоятельница игуменья Серафима, позже канонизированная, расстреляна, а реставрация прервана на 50 лет. Наконец, в 1970-е годы тут был открыт музей фресок Дионисия. В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря был внесен в
список мирового наследия ЮНЕСКО, наконец-то хоть в чем-то опередив соседний Кириллов.

Ферапонтов монастырь.

Колокольня, собор Рождества и церковь преп. Мартиниана

Самое старое и самое интересное здание монастыря -  собор Рождества Богородицы (1490), одно из самых старых сохранившихся зданий Русского Севера (старше есть только в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и Старой Ладоге). Собор похож на Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1497—1498) и, возможно, построен тем же мастером - Прохором Ростовским. Храм одноглавый (сохранившаяся глава в стиле барокко - новая), с замечательным оформлением стен, особенно фасада. Но собор замечателен не только этим - таких в России все-таки пока достаточно - а тем, что в нем практически без изменений дошли до нас фрески конца XV века, выполненные Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром.

Собор Рождества Богородицы. Стенопись Дионисия. Святитель Николай Чудотворец

Это единственная церковь в России, сохранившая столь древние фрески без позднейших изменений, да к тому же выполненные величайшим живописцем своего времени. Более того, храм расписали сразу после его строительства и с тех пор не переделывали, то есть здесь архитектура и живопись представляют единый комплекс в том виде, в каком он был задуман его создателями в конце XV века. Собор расписан внутри целиком, от пола до куполов, а также его западная стена снаружи. Сохранилось несколько сот квадратных метров фресок, выполненных характерными желтыми, коричневыми и зелеными красками на голубом фоне. Кроме фресок, Дионисий выполнил также иконостас собора, детали которого сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге, а также (одна икона) в музее Кирилло-Белозерского монастыря.

Собор Рождества Богородицы находится в центре комплекса храмов, соединенных общими папертями. С юга к нему пристроена шатровая церковь Мартиниана (1641), содержащая захоронение Мартиниана, над которым установлена единственная в России резная деревянная рака. С севера находится колокольня (XVI—XVII века) (под ней главный вход в комплекс), а еще дальше -  Трапезная Палата и небольшая одноглавая церковь Благовещения (1530—1531). Другой комплекс состоит из Святых Ворот с объединенными в одно помещение церквями Богоявления и Ферапонта (1649), единственными действующими в монастыре, пристроенных к Казенной Палате (XVI век). Монастырская ограда гораздо позже всех других сохранившихся зданий и была сооружена в 1857 году.
В монастыре размещается
Музей Фресок Дионисия.
Монастырь очень живописно расположен между двумя озерами (вход с берега Бородаевского озера) и виден издалека со всех сторон. В двух километрах на юг от монастыря находится Цыпина Гора
(высота 204 метра), самый высокий из окрестных лесистых холмов, а у ее северного подножья, на берегу небольшого озера - деревянная церковь Ильи Пророка на Цыпином погосте в ужасном состоянии.


По материалам Википедии



Вид на Горицкий монастырь с горы Мауры

Село Горицы расположено на территории Вологодской области, на левом берегу Шекснинского водохранилища.
Название Горицы (причем допустимы ударения и на первый, и на второй слог) связано с горами, около которых расположен поселок: Маура, Никитская и Городок. Две последние после постройки Шекснинского водохранилища превратились в острова, между которыми проходит путь теплохода, а
Маура и сейчас господствует над окружающей местностью, придавая ей особую живописность. Высота Мауры над уровнем моря – 185 м.
На вершине горы сохранился огромный валун, «следовой камень», на котором можно увидеть отпечаток, очень похожий на след человеческой стопы. Согласно преданию, след этот принадлежит архимандриту московского Симонова монастыря, преподобному Кириллу, который именно с Мауры увидел место для своей будущей обители – Кирилло-Белозерского монастыря.

Поклонный крест на горе Мауре

В 1997 году, в честь 600-летия знаменитой обители, рядом с камнем был поставлен Поклонный крест, а в 2000 году восстановлена и освящена деревянная часовня, надпись на которой гласит: «Часовня во имя Преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских (чудотворцев) воздвигнута на горе Маура, откуда открылось им место, указанное Пречистой Богородицей Преподобному Кириллу…».
В южной части села расположен
Воскресенский Горицкий женский монастырь. «Монастырь опальных княгинь» - так в народе называют Воскресенскую обитель в Горицах. Основала Горицкий монастырь в 1544 году княгиня Ефросинья Хованская (по мужу Старицкая) – жена последнего удельного князя Андрея Старицкого, который являлся младшим сыном московского великого князя Ивана III. В 1563 году княгиня организовала заговор против великокняжеской власти, желая посадить на престол не царского сына, тогда еще младенца, а его двоюродного брата – старицкого князя Владимира Андреевича, своего собственного сына.

Часовня Кирилла и Ферапонта

Заговор не удался. Ефросинью насильно постригли в монахини и сослали в ею же созданную обитель – в Горицы. Через 6 лет на князя Владимира последовал еще один донос – его и всю семью Старицких убили, а Ефросинью утопили в Шексне. После этих событий в Горицкий монастырь стали ссылать жен и близких родственников лиц, попавших в опалу: здесь жила четвертая жена Ивана Грозного «старица царица Дарья» (в миру – Анна Колтовская); бывала в Горицах и вдова Ивана IV Мария Нагая (инокиня Марфа), которую после гибели в Угличе царевича Дмитрия заточили в Выксунскую пустынь, недалеко от Череповца. В XVII веке Горицкий монастырь была сослана дочь Бориса Годунова Ксения, через столетие здесь оказалась после смерти от оспы своего 14-летнего жениха Петра II юная княгиня Екатерина Долгорукая. Во время польско-литовского нашествия беззащитная Горицкая обитель была разрушена, многие монахине были убиты и ранены. Однако постепенно монастырь восстановился и вновь стал жить мирной жизнью. В эпоху правления Петра I появились заметные трудности в жизни Горицкого монастыря, равно как и многих других обителей. Постепенно прекратились вклады в монастыри, стало гораздо меньше богатых инокинь, обитель лишилась лежащих вокруг ее земель, отписанных в пользу казны.

Горицкий монастырь (вид со стороны Шексны)

Но судьбой уготовлено было пережить Горицкой обители через некоторое время расцвет. Связан он с именем великой подвижницы-праведницы игумении Маврикии (в миру Марии Ходневой). Четыре с половиной десятилетия была настоятельницей монастыря и превратила его в одну из самых процветающих женских обителей. При ее правлении в монастырь возвращается Общежительный устав, была взята в аренду земля под огороды и кирпичные заводы, возродилось изготовление одежды и обуви. Поток инокинь в монастырь (среди которых были и знатные особы) вновь увеличился. В разное время в монастыре бывало от 40 до 700 насельниц. В начале ХХ века в монастыре проживало около 700 сестер. В подчинение Горицкой обители находились Фетиньинский, Никулинский и Зосимо-Ворбозомский скиты.
В 1932 году монастырь закрыли. Многие монахини были репрессированы, некоторым удалось укрыться в деревнях. Последняя игуменья монастыря Зосима (Рыбакова) в 1929 году была арестована, впоследствии – расстреляна.
После закрытия монастыря в его стенах разместился Дом инвалидов.

Воскресенский собор

В 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Горицкий монастырь снова стал действующим. Сейчас здесь проживает 10 насельниц во главе с игуменьей, монахиней Евфалией (Лебедевой), переехавшей в Горицкую обитель в 1996 году. В наши дни идет трудная работа по восстановлению полуразрушенных зданий монастыря. Свою жизнь монахини обеспечивают себе сами: здесь есть большое подсобное хозяйство, где содержатся породистые коровы, козы и куры. Монастырь имеет свой сад, огороды, поля, где растет картофель и кормовые культуры. Оборудована пасека, теплицы. Территория монастыря украшена многочисленными цветами – розами, лилиями, азалиями. Обители жертвуют благотворители, пополняется Горицкий монастырь и иконами, в том числе старинными.

Троицкий собор

На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.
Главная постройка монастыря –
Воскресенский собор.
Двухэтажный каменный Воскресенский церковь построена местными, кирилловскими мастерами, в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена. К собору примыкают приделы во имя Св. Кирилла Белозерского, Богоматери Одигитриии и Свв. Дмитрия и Екатерины. Последний сооружен в 1611 году царицей Марфой Нагой в память о своем убитом сыне - царевиче Дмитрии.
В настоящее время церковь не действует и нуждается в значительной реставрации.
Троицкий собор.
В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения инокинь Евдокии-Евфросинии и Александры-Юлиании - вдовы князя Юрия, брата Ивана Грозного вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

Введенская церковь

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. После возрождения монастыря он был переведён за пределы монастыря.
Введенская церковь.
Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище. Действовала она в советское время дольше других, вплоть до 1941 года. Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота.
В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.
Во Введенской церкви находится большая икона Тихвинской Богоматери. Икона чудотворная: многие семьи приезжают молиться ей о даровании ребенка и получают чудесную помощь.

Стена с угловой башней

Покровская церковь.
В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря. В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время - контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью. В Покровском храме монастыря находится ковчег с мощами преподобных отцов Киево-Печерских, частицы мощей Преподобного Александра Свирского, святителя Феодосия Черниговского, вологодских святых – преподобного Феодосия Тотемского и Ефросина Синозерского.

Въездные ворота

Монастырские стены.
Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до второй половины XX века. С трех сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.
Монастырский водопровод.

Часовня Иоанна Предтечи

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник. Водопровод действует и сейчас.

В 1905 году при игуменье Андриане были построены монастырская пристань и каменная
часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.


По материалам Википедии