Ферапонтово - село в Кирилловском районе Вологодской области. Расположено на берегах Бородаевского и Паского озер (бассейн Сухоны - одного из истоков Северной Двины). Село возникло вокруг Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря.
Монастырь основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом, пришедшим из
Москвы вместе с
Кириллом Белозерским
и поселившимся вначале на берегу Сиверского озера (будущий Кирилло-Белозерский монастырь).
По не очень ясным причинам Ферапонт оставался на Сиверском озере только год, а затем ушел к Бородаевскому озеру, примерно в
20 километрах на северо-восток. Уже через десять лет после основания монастыря Ферапонт отправился в Можайск по приглашению
звенигородского князя Андрея Дмитриевича, дяди Василия Темного, и основал там Лужецкий монастырь. В это время будущий Ферапонтов
монастырь был довольно небольшим, существенно меньшим, чем соседний Кирилло-Белозерский. В середине XV века настоятелем монастыря
становится
Мартиниан Белозерский,
бывший до этого монахом Кирилло-Белозерского монастыря, а позже основавший Спасский Вожеозерский
монастырь. Мартиниан был влиятельным церковным деятелем своего времени, и при нем начинается рост и процветание монастыря. В нем
была одна из лучших библиотек в государстве. В 1447 году Мартиниан, наряду с игуменом Кирилло-Белозерского монастыря Трифоном,
благословил Василия Темного на поход против Дмитрия Шемяки, который перед этим ослепил Василия и взял с него обещание не претендовать
на московский престол. Поход, как известно, завершился удачно, и Василий добился назначения Мартиниана игуменом Троице-Сергиева
монастыря. Ферапонт и Мартиниан впоследствии были причислены к лику святых и считаются покровителями монастыря. В конце XV века в
монастыре произошел большой пожар, после чего началось каменное строительство. Большие вклады в монастырь делали Василий III и
Иван Грозный. Для росписи собора Рождества Богородицы пригласили самого значительного художника Руси того времени,
Дионисия,
благодаря чему Ферапонтов монастырь сейчас и является выдающимся памятником русской средневековой культуры.
Самое старое и самое интересное здание монастыря - собор Рождества Богородицы (1490), одно из самых старых сохранившихся зданий Русского Севера (старше есть только в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и Старой Ладоге). Собор похож на Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1497—1498) и, возможно, построен тем же мастером - Прохором Ростовским. Храм одноглавый (сохранившаяся глава в стиле барокко - новая), с замечательным оформлением стен, особенно фасада. Но собор замечателен не только этим - таких в России все-таки пока достаточно - а тем, что в нем практически без изменений дошли до нас фрески конца XV века, выполненные Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром.
Это единственная церковь в России, сохранившая столь древние фрески без позднейших изменений, да к тому же выполненные величайшим живописцем своего времени. Более того, храм расписали сразу после его строительства и с тех пор не переделывали, то есть здесь архитектура и живопись представляют единый комплекс в том виде, в каком он был задуман его создателями в конце XV века. Собор расписан внутри целиком, от пола до куполов, а также его западная стена снаружи. Сохранилось несколько сот квадратных метров фресок, выполненных характерными желтыми, коричневыми и зелеными красками на голубом фоне. Кроме фресок, Дионисий выполнил также иконостас собора, детали которого сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге, а также (одна икона) в музее Кирилло-Белозерского монастыря.
Собор Рождества Богородицы находится в центре комплекса храмов, соединенных общими папертями.
С юга к нему пристроена шатровая
церковь Мартиниана
(1641), содержащая захоронение Мартиниана, над которым установлена единственная в России резная
деревянная рака. С севера находится колокольня (XVI—XVII века) (под ней главный вход в комплекс), а еще дальше -
Трапезная Палата
и небольшая одноглавая
церковь Благовещения
(1530—1531). Другой комплекс состоит из
Святых Ворот
с объединенными в одно помещение
церквями Богоявления и Ферапонта
(1649), единственными действующими в монастыре, пристроенных
к Казенной Палате (XVI век). Монастырская ограда гораздо позже всех других сохранившихся зданий и была сооружена в 1857 году.
Село Горицы
расположено на территории Вологодской области, на левом берегу Шекснинского водохранилища.
В 1997 году, в честь 600-летия знаменитой обители, рядом
с камнем был поставлен
Поклонный крест,
а в 2000 году восстановлена и освящена деревянная часовня, надпись на которой
гласит: «Часовня во имя Преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских (чудотворцев) воздвигнута на горе Маура, откуда
открылось им место, указанное Пречистой Богородицей Преподобному Кириллу…».
Заговор не удался. Ефросинью насильно постригли в монахини и сослали в ею же созданную обитель – в Горицы. Через 6 лет на князя Владимира последовал еще один донос – его и всю семью Старицких убили, а Ефросинью утопили в Шексне. После этих событий в Горицкий монастырь стали ссылать жен и близких родственников лиц, попавших в опалу: здесь жила четвертая жена Ивана Грозного «старица царица Дарья» (в миру – Анна Колтовская); бывала в Горицах и вдова Ивана IV Мария Нагая (инокиня Марфа), которую после гибели в Угличе царевича Дмитрия заточили в Выксунскую пустынь, недалеко от Череповца. В XVII веке Горицкий монастырь была сослана дочь Бориса Годунова Ксения, через столетие здесь оказалась после смерти от оспы своего 14-летнего жениха Петра II юная княгиня Екатерина Долгорукая. Во время польско-литовского нашествия беззащитная Горицкая обитель была разрушена, многие монахине были убиты и ранены. Однако постепенно монастырь восстановился и вновь стал жить мирной жизнью. В эпоху правления Петра I появились заметные трудности в жизни Горицкого монастыря, равно как и многих других обителей. Постепенно прекратились вклады в монастыри, стало гораздо меньше богатых инокинь, обитель лишилась лежащих вокруг ее земель, отписанных в пользу казны.
Но судьбой уготовлено было пережить Горицкой обители через некоторое время расцвет. Связан он с именем великой
подвижницы-праведницы игумении Маврикии (в миру Марии Ходневой). Четыре с половиной десятилетия была настоятельницей
монастыря и превратила его в одну из самых процветающих женских обителей. При ее правлении в монастырь возвращается
Общежительный устав, была взята в аренду земля под огороды и кирпичные заводы, возродилось изготовление одежды и обуви.
Поток инокинь в монастырь (среди которых были и знатные особы) вновь увеличился. В разное время в монастыре бывало от
40 до 700 насельниц. В начале ХХ века в монастыре проживало около 700 сестер. В подчинение Горицкой обители находились Фетиньинский,
Никулинский и Зосимо-Ворбозомский скиты.
В 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Горицкий монастырь снова стал действующим. Сейчас здесь проживает 10 насельниц во главе с игуменьей, монахиней Евфалией (Лебедевой), переехавшей в Горицкую обитель в 1996 году. В наши дни идет трудная работа по восстановлению полуразрушенных зданий монастыря. Свою жизнь монахини обеспечивают себе сами: здесь есть большое подсобное хозяйство, где содержатся породистые коровы, козы и куры. Монастырь имеет свой сад, огороды, поля, где растет картофель и кормовые культуры. Оборудована пасека, теплицы. Территория монастыря украшена многочисленными цветами – розами, лилиями, азалиями. Обители жертвуют благотворители, пополняется Горицкий монастырь и иконами, в том числе старинными.
На территории монастыря расположены 3 каменных церкви
и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также
за их пределами.
В советское время в соборе
располагался сельский Дом культуры. После возрождения монастыря он был переведён за пределы монастыря.
Покровская церковь.
Монастырские стены.
При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки).
Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской
церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь
Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник. Водопровод действует и сейчас.
|