Кашин
- административный центр Кашинского района (городского округа) Тверской области. Один из древнейших городов Тверской
земли. Население - 13 757 человек. Город расположен на берегах реки Кашинки (левый приток Волги), на юго-востоке области, в 150 км от Твери, в 180 км от Москвы, недалеко
от границы с Ярославской областью. Кашин - единственный в Тверской области город-курорт. Санаторий возле источников лечебной и столовой минеральной воды, находящихся прямо
в городе, был открыт ещё в конце XIX века. В городе действуют несколько предприятий по разливу минеральной воды.
|
Увеличить
|
Кашин
называют «городом русского сердца» из-за того, что река Кашинка, петляя по городу (всего она в его пределах делает шесть
изгибов), образует точный силуэт сердца.
Название Кашин образовано от личного имени Каша, неоднократно засвидетельствованного в древнерусской антропонимии, либо непосредственно от слова каша «особое угощение, связанное
со свадебным обрядом; пир в доме молодожёнов после свадьбы». Существует предположение, что название города, как и реки Кашинки, угро-финского происхождения. Эта версия может
считаться вполне достоверной, если учесть, что раньше, еще до славян, в этих местах действительно жили племена финно-угров. И слово «кашина» означает реку, заросшую камышом.
Сама Кашинка вполне такому названию соответствует. А город Кашин, таким образом, взял свое наименование уже от нее.
Точная дата основания города неизвестна. Первое упоминание о городе относится к 1238 году: в Никоновской летописи Кашин упомянут в числе разорённых монголами городов. Второе
упоминание относится к 1287 году, когда великий князь владимирский Дмитрий Александрович и его союзники в походе против Михаила Ярославича Тверского девять дней осаждали Кашин.
Некоторое время историки полагали, что Кашин в XIII веке входил в состав Углицкого княжества. Однако более детальная и скрупулезная работа с источниками выявила: на самом деле этот
город и еще более древний город Кснятин (основан в 1135 году Юрием Долгоруким; ныне - небольшой населенный пункт Скнятино в Калязинском районе) в 1212—1238 годах входили
в состав Переяславль-Залесского княжества. После того, как переяславский князь Ярослав Всеволодович получил владимирское великое княжение (1238 г.) кашинские земли отошли к Великому
княжеству Владимирскому. При образовании в 1247 году Тверского княжества Кашин со своими землями вошел в его состав.
В период владельческой нерасчленённости Тверского княжества Кашин был главным городом северо-восточных земель тверской «страны» Город был сильно укреплён, причём его
неприступности способствовало положение города: Кашинка огибала его со всех сторон, и он стоял как бы на полуострове. Доступ к городу имелся лишь со стороны узкого перешейка между
изгибами реки, через который был прокопан глубокий ров, укреплённый валом с тыном и частоколом.
Центром удельного княжества Кашин стал в 1319 году, когда, в соответствии с духовной грамотой тверского князя Михаила Ярославича, убитого в 1318 году в Орде по приказу хана
Узбека, территория Тверского княжества была поделена между его сыновьями: Тверь и прилегающие земли отошли старшему, Дмитрию Грозные Очи,
юго-запад с городами Микулин, Зубцов, Холм и Старица (тогда еще Городок) - Александру, юг с Клином - Константину, а северо-восток (Кашинский
удел) - Василию, младшему из сыновей Михаила Ярославича. В 1349—1365 годах Василий занимал тверской великокняжеский стол. В Кашине в честь своей матери, впоследствии
канонизированной Анны Кашинской, он заложил Успенский монастырь.
|
Увеличить
Успенский и Воскресенский соборы 1909 г. Фото из журнала "Русский паломник" № 23, 5 июня 2010 г.
|
Успенский женский монастырь
был построен, как говорит предание, первым самостоятельным Кашинским князем Василием Михайловичем I,
сыном Тверского великого князя Михаила Ярославовича, для матери своей - Анны Димитриевны. Здесь княгиня-инокиня в 1368 году скончалась
и была погребена в Успенской церкви (в то время деревянной).
В 1664-1672 годах по царскому повелению Успенский соборный храм был перестроен в камне. Основной объем бесстолпного здания с трехчастными фасадами,
обработанными лопатками и ложными закомарами, венчался легким, компактным пятиглавием, установленным на сомкнутом своде. В начале XIX века по оси собора
пристроили изящную, устремленную ввысь колокольню излюбленного в Кашине ярусного типа с тонким невысоким шпилем. Формы ее были типичны для раннего
классицизма, проявившегося в провинциальной архитектуре позднее, чем в столичной.
В 1931 году храм был частично разобран, в 1932 году разобрана колокольня, а в 1936 году храм окончательно снесен. В настоящее время на его месте установлен
деревянный памятный крест с надписью: «Сей Святый Крест возвышается на месте разрушенного Успенского собора - месте подвигов и погребения
Благоверной княгини Анны Кашинской».
|
В XIV веке Кашин не раз был втянут в распри между тверским и московским княжеством, хотя местные князья стремились отстоять независимое положение. В 1321 и 1328 годах город
захватывался московскими и татарскими отрядами, объединившимися в борьбе с Тверью. В 1375 году после поражения Твери в борьбе с Москвой князь Василий Михайлович II добился признания
Кашинского княжества самостоятельным, независимым от Твери. Однако в 1382 году Василий умер, не оставив наследника, и Кашин вновь стал уделом Тверского великого княжества, причём
кашинский стол последовательно занимали сыновья тверского великого князя Михаила Александровича: Александр Ордынец, Борис и Василий (он же Василий Михайлович III).
В 1400 году духовная грамота Михаила Александровича, умершего в 1399 году, закрепила Кашин за Василием Михайловичем III. Однако отношения его с братом, великим тверским князем
Иваном Михайловичем, были весьма напряжёнными, и тот не раз выгонял Василия из Кашина (окончательно - в июне 1412 года, когда кашинский князь был арестован, но сумел
ускользнуть от конвоя и бежать в Москву). После смерти Василия в 1426 году Кашинский удел и юридически прекращает существование, а его земли включаются в число тверских
великокняжеских владений.
Несмотря на зависимость от Твери, в городе чеканили собственную монету (пул), вели летописную работу. Город постепенно превращался в крупный торговый центр, кашинские купцы вели
торговлю с ближними и дальними землями. Развивалось ремесло, особенно производство красок-белил. Они же легли и в основу первоначального герба города: в верхней его части была
изображена тверская корона, а в нижней - три ступки белил (ступками назывались маленькие конусы из сухих свинцовых белил, форма, в которой эта краска поступала в продажу).
В 1485 году вместе со всем Тверским великим княжеством Кашин был присоединён к Москве, что вызвало длительное угасание Кашина в качестве торгово-промышленного центра.
В 1504 году Кашин был в числе прочих земель выделен в удел сыну Ивана III Юрию Ивановичу Дмитровскому и с этого времени входил в состав Дмитровского удельного княжества. При Юрии
Ивановиче в Кашине был воздвигнут первый каменный собор - Воскресенский (на месте современного собора), а в Калязинском Троицком монастыре, территориально относившемся
к Кашину, были возведены каменные Троицкий собор и трапезная палата. Однако в 1534 году Юрий Иванович был по приказу правительницы Елены Глинской брошен в темницу (где и умер спустя
два года), а Дмитровский удел был ликвидирован.
В 1565 году, после того как царь Иван Грозный разделил Русское государство на опричнину и земщину, город вошёл в состав последней. В XVII веке городу довелось пережить ряд бедствий:
в 1609 году он был взят и разграблен поляками, в 1654 году на город обрушилась эпидемия чумы, в 1676 году Кашин сгорел почти дотла. Впрочем, город быстро восстанавливал свой
потенциал. Наряду с производством одних из лучших в России красок город славился кузнецами, гончарами и иконописцами, а также ярмарками.
Весьма способствовало развитию города основание Петербурга, ввод в строй Вышневолоцкой водной системы и общее развитие северных земель при Петре I. Кашинские купцы распространили
своё влияние и на новую столицу: некоторые из них получили подряды на обеспечение петровской армии оружием и провиантом. Растущая зажиточность купцов и ремесленников отражалась и
на внешнем виде города. К концу XVIII века в городе было уже множество каменных домов и церквей.
В 1775 году Кашин получает - в связи с учреждением Кашинского уезда - статус уездного города. Во время Отечественной войны 1812 года купцы полностью обеспечили
народное ополчение города вооружением и продовольствием. В это же время в Кашине и округе начинает бурно развиваться льноводство, принесшее городу новые прибыли.
В 1867 году был построен Воскресенский собор; на деньги купца Терликова к нему была пристроена величественная колокольня, которая и до сих пор является самой большой в епархии.
Купец Н.П.Черенин основал в Кашине публичную библиотеку, купцы Манухины - первую больницу, купец И.Я.Кункин - краеведческий музей. В 1898 году была открыта
железная дорога, соединившая Кашин со столицей - Санкт-Петербургом. В это же время были построены каменные торговые ряды (до сих пор выполняющие свою функцию), основан
курорт и открыто Алексеевское реальное училище.
Кашинские купцы также были известны по стране своей набожностью и охотно жертвовали деньги на строительство церквей. К началу XX века в Кашине насчитывалась 21 церковь (2 из
которых были кладбищенские) и 3 монастыря. Церковная важность города подчёркивается тем обстоятельством, что православный епископ Твери исторически носит титул «архиепископ
Тверской и Кашинский» (кроме 1934—1941: Тверской и Смоленский и 1941—1956: Тверской и Великолукский).
К концу XIX века Кашин переживал экономический спад: прекратил существование водочный завод купцов Зызыкиных (производивший ранее искусственные виноградные «кашинские» вина),
и в 1892 году в городе остались всего две небольшие фабрики - войлочно-валяльная и свечная - при 22 рабочих. Численность населения составляла в 1893 году
6952 человек; в городе насчитывалось 1120 домов (в основном деревянных). 4 (17) января 1918 года в Кашине была установлена советская власть. В последующие три десятилетия
историческому наследию Кашина был нанесён непоправимый ущерб. Город, который выделялся на Тверской земле обилием храмов XVII-XVIII вв., вскоре превратился в безликую советскую
провинцию. В частности, были снесены Успенский собор (1664-72 гг.), церкви Благовещения (1688), Рождества Богородицы (1690), Корсунской Богоматери (1768), Введения (1781),
Покрова (1790-е), Сергия Радонежского (1803). Около Дмитровского монастыря над Кашинкой с середины XVII века стояла деревянная церковь Иоакима и Анны. Это одна из древнейших
бревенчатых построек, сохранившихся в средней полосе России. В 1968-71 гг. храм был отреставрирован, однако в ночь на 20 марта 1995 загорелся (возможно, был умышленно подожжён) и
погиб в пламени.
Храмы и монастыри в Кашине
Действующие
Николаевский Клобуков женский монастырь
Николаевский Клобуков женский монастырь
- действующий женский (до 1929 г. мужской) православный монастырь (единственный на сегодняшний день Кашине). Расположен
на возвышенном левом берегу реки Кашинки при впадении в неё речки Вонжи.
Согласно преданию, монастырь основан в середине XIV века. Документально известно, что обитель существовала в 1420 году. В это время в монастыре принял иночество Матфей
Кожин - будущий
преподобный Макарий Калязинский
.
Первый храм обители был построен в честь святителя Николая Мирликийского - отсюда и первое имя. Второе название - Клобуков - упоминается ещё в XV веке
и связано со святителем-чудотворцем Иоанном Новгородским, занимавшим Новгородскую кафедру во второй половине XII века. По преданию, архиепископ, укротив беса, повелел везти себя в
Иерусалим, поклониться Гробу Господню. Пролетая над Кашиным святитель обронил свой клобук, который был впоследствии найден. На месте этом и был возвёден Николаевский Клобуков
монастырь.
В начале XVIII века монастырь процветал. В 1764 году у него были отобраны вотчины с крестьянами, и согласно манифесту Екатерины II монастырь причислен к заштатным общежительным.
В обители было три каменных храма: Троицкий собор (1664) с приделом во имя св. Николая Чудотворца (освящён в 1832), надвратная Покровская церковь (XVII век), Алексеевская церковь с
приделами Тихвинской иконы Божией Матери и апостолов Петра и Павла (1851—1854).
В XIX веке Клобуков монастырь всячески обустраивался, например, появился новый колокол весом 306 пудов! Участие в судьбе монастыря принимало кашинское купечество. Известно, что
местная купчиха А.В.Ванчакова внесла 63000 рублей, чтобы настоятели монастыря получили сан архимандрита.
До революции в монастыре хранилась почитаемая икона св. Николая Можайского (1582, поновления 1718). Обширная монастырская библиотека сохраняла копии с царских и княжеских грамот,
рукописные и старопечатные книги.
|
Увеличить
Икона Богоматери «Одигитрия»
|
Одной из древнейших святынь монастыря была уникальная
резная икона Богоматери «Одигитрия»
, которая находится сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Этот редкий
памятник тверской пластики и живописи, датируемый концом XV - началом XVI веков, выполнен в технике полихромной резьбы с позолотой. По предварительной договоренности
с Музеем имени Андрея Рублева, планируется выполнить копию монастырской святыни.
Монастырь был закрыт в 1920-е годы. В 1929 году с храмов монастыря были сняты колокола и разобран иконостас, в 1931 году разобрана колокольня. В этом же 1931 году в монастыре был
устроен свинарник, а в нижнем этаже Алексеевской церкви - колбасная артель «Инвалид», а затем гончарная мастерская. В 1932 году разобрали Троицкий собор, в
1934 году - южную часть ограды монастыря. Кельи монастыря приспособили под жилые помещения горожан.
Решением Священного Синода РПЦ от 18 июля 1994 года монастырь был возрожден. Стараниями правящего архиерея был восстановлен надвратный храм, и им же освящен престол в честь
Покрова Божией Матери. 17 июля 2001 года Священный Синод принял решение об изменении статуса монастыря на женский.
Собор Троицы Живоначальной (Троицкий собор)
В 1664 году в монастыре был заложен небольшой каменный храм святителя Николая, сменивший прежний деревянный. Деньги на его
сооружение были выделены богатыми боярами Анисимовыми. Никольская церковь была одноглавой. С южной стороны к ней примыкала шатровая колокольня.
В 1664-1684 годах на месте Никольской церкви был возведен Троицкий собор. Первоначальный вид Троицкого собора можно представить по планам Кашина конца XVII века. Фасады завершались
полукруглыми кокошниками, над сводом поднималась единственная глава. Придел также был одноглавым. С южной стороны стояла шатровая колокольня. В середине XVIII века собор был
реконструирован. Он стал первым в Кашине сооружением типа «восьмерик на четверике». Силуэт здания сделался более весомым, приметным издали. Массивный кубический объем
переходил в широкий тяжеловесный восьмигранник. С северной стороны примыкал миниатюрный Никольский придел с полуциркульной апсидой и ризницей, а с западной - паперть,
вытянутая вдоль поперечной оси и раскрытая арочными проемами. Она служила основанием колокольни, варьировавшей в меньшем масштабе и более легких пропорциях схему восьмерика на
четверике. С центральным помещением паперть была соединена аркой, увеличенной в 1823 году.
Советская власть не пощадила величественный собор. Первой разрушили колокольню. В 1930-е годы в обезглавленном соборном храме устроили гончарную мастерскую. Была утрачена арочная
паперть, разобрана часть алтаря главного придела, уцелели лишь некоторые фрагменты росписи стен. Дошедший до наших дней в сильно искаженном виде и со значительными утратами Троицкий
собор остается главной архитектурной доминантой Клобукова монастыря. Сейчас в храме ведутся восстановительные работы.
Надвратный храм в честь Покрова Божией Матери
Покровский храм над «святыми воротами», расположенный к северу от Троицкого собора, был возведен до 1709 года, возможно, в
самом конце XVII века. Нижний ярус прорезан тремя арками. Наверху - небольшой храм с прямоугольным алтарем и Г-образной аркадой-папертью, прилегающей с юга и запада.
Повышенный четверик заключает в плоскости стен по три полукруглых кокошника, а его северный фасад отмечен по краям парными полуколонками и восьмигранным окном по оси. Эта деталь
пришла из архитектуры «нарышкинского», или московского барокко конца XVII века. На трибуне с перспективными кокошниками покоится барабан, декорированный аркатурно-колончатым
поясом и несущий главу.
Своеобразие и динамику придает сооружению смелое сочленение прямоугольного с круглым угловым объемом. Такой прием напоминает фланкирование башнями надвратных сооружений в
ансамблях Ростова и Ярославля. Но здесь зодчие не только отказались от уравновешенной симметрии, но и превратили единственную башню в колокольню. Арочные проемы звона окаймлены
непрерывным валиком в виде архивольтов с плечиками. Снизу этот ярус отделен широким поясом, состоящим из тяг, ленты поребрика и ряда ширинок с обронными ромбиками. Ярус звона
равен по высоте галерее четверика; мотив арок с архивольтами, горизонтальные тяги, полосы филенок и поребрика переходят с одной части на другую. Этим подчеркивается единство
композиции.
В начале 1930-х годов этот редкий памятник древнерусского зодчества, как и кельи братских корпусов, отдали под жилье. К концу 1970-х годов жильцов выселили, и началось постепенное
восстановление ценнейшего памятника древнерусской архитектуры.
Храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского
Храм расположен в юго-восточной части монастырского комплекса и представляет собой каменный трехпрестольный храм с одной главою,
возведенный в 1851-1854 годах на средства купцов братьев Алексея и Петра Ждановых. Главный холодный предел храма освящен во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея
Руси 23 сентября 1851 года при архиепископе Гаврииле. 24 января 1854 года были освящены теплые пределы: правый - в честь Тихвинской Божией Матери и левый - во
имя святых Апостолов Петра и Павла. Теплые пределы от холодной части храма отделяла деревянная оштукатуренная стена. В главный предел можно было попасть через отдельный вход с
северной стороны, а теплые пределы - с западной стороны. Крыша храма была покрыта листовым железом, окрашенным медянкой, а купол с железным вызолоченным
крестом - листовым белым железом. У храма была своя каменная четырехъярусная колокольня высотой 12 сажен, построенная в ограде с восточной стороны.
В 1903 году к Алексеевской церкви с запада пристроили часовню во имя преподобного Макария
Калязинского , служившую защитным футляром для древнейшей святыни монастыря - деревянной кельи
преподобного Макария. Внутри краснокирпичной Макарьевской часовни, покрытой четырехгранным шатром, всегда горели свечи.
В 1930—40-е годы в Алексеевском храме устроили колбасный цех, а на месте кельи преподобного Макария проложили сливной желоб, по которому стекала кровь с подвешенных над ним туш.
Силами первой настоятельницы монастыря игуменьи Анны (в схиме Стефаниды) и при помощи меценатов Алексеевская церковь была отреставрирована, здесь регулярно совершаются богослужения.
А в 2009 году в восстановленную Макарьевскую часовню вернулась воссозданная деревянная келья преподобного Макария.
Другие монастырские постройки
В XVII—XVIII веках по периметру монастыря выросли каменная ограда (закончена в 1740-х годах), кирпичные здания трапезной и казенной
палаты на погребах, игуменские кельи на подклетах. Одним из старейших в Кашине образцов гражданской архитектуры является участок южного корпуса, на стене которого уцелел фрагмент
наличника, типичного для XVII века. Столь же древним выглядит крыльцо настоятельских покоев (западного корпуса). До наших дней сохранились два братских корпуса (северный и южный) и
двухэтажный настоятельский корпус. В братских (с 2001 года — сестринских) корпусах ведутся реставрационные работы.
За южной стеной Клобукова монастыря, в живописной роще из ореховых кустов и плакучих ив, близ небольшого глубокого пруда с рыбой, находился проточный колодец, вырытый, по преданию,
преподобным Макарием. Братия монастыря и окрестное население бережно хранили Макарьевский колодец: считалось, что взятая из него вода обладает исцеляющей силой. За северной
монастырской стеной, недалеко от колокольни Покровской надвратной церкви, был источник в честь Покрова Божией Матери. В годы безбожной власти Макарьевский и Покровский источники
были заброшены и утеряны. Сейчас колодец преподобного Макария восстанавливается.
Церковь Святых Апостолов Петра и Павла
Петро-Павловский храм
- подворье Николаевского Клобукова монастыря - находится в бывшей Сионской
слободе (ныне - улица Крестьянская).
Церковь Петра и Павла впервые упоминается в писцовых книгах 1621 года. В летописи 1709 года о ней сообщается как о деревянной церкви. Первоначально деревянная церковь Петра и Павла
стояла на берегу реки Кашинки, где неоднократно подтапливалась в половодье. Поэтому в 1780-1782 гг. храм перенесли на тогдашнюю базарную площадь, где построили его уже из камня.
В 1930-е годы с Петропавловской церкви сняли колокола, разобрали и иконостас. Но дальнейшая судьба храма отлична от печальной участи большинства кашинских церквей: уже в 1940-е годы
в нем возобновились церковные службы и началось восстановление внутреннего убранства храма. Когда все остальные кашинские церкви были закрыты, храм Петра и Павла оставался
единственным действующим в Кашине. В 1962 году сюда были перенесены мощи святой благоверной Великой княгини Анны Кашинской. Деревянная рака с мощами святой Анны Кашинской находилась
в Петропавловской церкви до 1986 года, когда при грозе разрушилась колокольня, после чего церковь на два года закрыли для богослужений. Внутреннее убранство храма и рака с
мощами св. Анны Кашинской были полностью переданы в действующую церковь Рождества Христова на Горе.
Воскресенский кафедральный собор
Впервые храм Воскресения в Кашине упоминается в летописи под 1382 годом. В нем 6 мая 1382 года был погребен Кашинский князь Василий
Михайлович. В начале XVI века Кашин вошёл в состав удельного Дмитровского княжества и в 1512-1520 годах вместо деревянного был построен каменный храм из местного материала:
использовался кирпич, изготовленный на Фроловской горе. Собор пострадал во время пожара в 1767 году. Вместо прежнего в 1781-1787 годах был возведен новый Воскресенский храм с
массивным пятиглавием. Но новый собор вскоре дал трещины и его пришлось разобрать. Вновь собор был отстроен в 1796-1804 годах - была восстановлена холодная летняя
половина храма. В 1814-1815 годах были устроены внутренние украшения в соборе, иконостас, чугунные полы. Полностью отделочные работы были завершены в 1817 году. В 1838 году
купцом А.И.Ждановым был пожертвован большой колокол весом 625 пудов. В 1855-1867 годах на 250 тыс. рублей, пожертвованных купцом Н.В.Терликовым, с западной стороны храма были
построены теплая половина и 76-метровая колокольня с тремя убывающими ярусами, завершенная невысоким шатром и миниатюрной главкой. В 1872 году на колокольне установили куранты,
приобретенные на Лейпцигской ярмарке. Часы после установки ни разу не ломались. К концу XIX века Воскресенский собор был крупнейшим в Тверской епархии, вмещавшим всё тогдашнее
население Кашина - около семи тысяч человек.
Воскресенский собор строился в стиле классицизма, но сооруженная в середине XIX века трапезная с колокольней придала постройке черты эклектики. Общая длина постройки составляет
63 метра, ширина - 26 метров, высота колокольни - 76 метров. Здание состоит из апсиды, собственно храма увенчанного пятиглавием, трапезной и трехъярусной
колокольней с часами. Фасады украшены шестиколонными портиками тосканского ордера с фронтонами, углы закреплены пилястрами, поверхность стен обработана неглубокими филенками.
Барабаны световых глав имеют восьмериковую форму, близкую к распространенным в Кашине храмам с восьмериковым завершением. Внутреннее убранство собора в своё время поражало
современников великолепием и роскошью. Главным его украшением был девятиметровый иконостас XV века, так называемый «Кашинский чин» , монументальность и высокие
художественные достоинства которого породили легенду о том, что он был передан в Кашин из Успенского собора Московского Кремля. А известный художник-реставратор И.Э.Грабарь
утверждал, что иконы на нём написаны Андреем Рублёвым. При ремонте в 1630-х годах иконостас был частично вывезен в Кашинский Духов монастырь, а после упразднения этой обители
перенесен в 1767 году в Воскресенский собор.
В 1934 году соборные колокола были сняты, оставлен один набатный колокол в 74 пуда. В 1936 году были разрушены иконостасы холодной и теплой частей собора. В начале мая 1936 года
с холодного собора были сняты кресты, вместо которых был водружен красный флаг, а затем шпиль. В том же году было разрушено внутреннее убранство собора.
Много лет храм использовался как складское помещение. В 1970-е годы была проведена первая реставрация собора, в ходе которой собор лишился многих лепных деталей, а некоторые его
помещения были полностью перестроены. 9 декабря 1975 года в отреставрированном здании собора был открыт городской Дом культуры (со зрительным залом на 320 мест, танцевальным залом,
комнатами для занятий художественной самодеятельностью, экспозиционным залом, залом бракосочетания), а в подвальном помещении - столовая.
В 1998 году проводилась вторая реставрация собора: в холодной половине храма проведена реставрация пяти куполов с восстановлением позолоченных крестов на средства петербургского
предпринимателя В.В.Гусева. В 2007 году начались третьи реставрационные работы собора. В течение следующих лет были покрашены купола, поставлен новый золотой крест и луковица на
колокольню, вновь перестраивались помещения измененные при реставрации 1970-х годов.
В Воскресенском соборе до 24 января 1930 г. находились мощи святой благоверной Анны Кашинской, затем они были переданы в музей. Сейчас мощи покоятся в Вознесенском соборе и будут
возвращены в Воскресенский по окончании полного восстановления.
25 июня 2009 года, в день 100-летия второй канонизации святой Анны Кашинской, Воскресенский собор был передан городскими властями Русской Православной Церкви. В этот же день на
прилежащей площади был открыт памятник преподобной княгине. Автор памятника - народный художник России, скульптор Андрей Николаевич Ковальчук. В 2011 году площадь у собора
была официально переименована в Соборную.
Вознесенский кафедральный собор
Собор располагается напротив Воскресенского кафедрального собора на другом берегу Кашинки. Это второе после Воскресенского собора
крупномасштабное сооружение в городе.
В XVII веке царь Михаил Федорович пожертвовал земли под строительство в Кашине Вознесенской церкви. Деревянная Вознесенская церковь в 1709 году была снесена, а на ее месте в 1799
году началось возведение каменного храма. Но из-за конфликта архитектора с учредителем, кашинским потомственным почетным гражданином Н.В.Терликовым, и отсутствия средств долгое
время храм был в недостроенном, запущенном виде. И только в 1867-1870 годах на средства купцов Дорогутиных строительство и отделка были закончены: иконы в иконостасе написаны в
мастерской Е.К.Дьяконова и художником Орловым, арки и стены покрыты изящной лепниной. Но действовал собор недолго - уже в 1929 году иконостас разобрали, кресты сняли.
В 1962 году храм был закрыт и использовался как мебельный склад Кашинторга и подростково-молодёжный клуб.
В начале 1990-х годов собор был освобожден и отдан прихожанам, в нем начались восстановительные работы. После проведенной
реставрации в 1993 году храм был открыт для службы и стал кафедральным собором города. 25 июня 1993 года, в день памяти благоверной княгини
Анны Кашинской
, рака с мощами святой была торжественно перенесена в собор из церкви Рождества Христова на Горе. Частицы мощей благоверной
княгини Анны Кашинской в настоящее время находятся во всех церквях Кашина.
Воознесенский собор - крупный кирпичный храм, выстроенный в стиле классицизма. Его четырехстолпный двусветный основной объем увенчан пятью световыми барабанами, с запада
к нему примыкает трапезная с Пятницким и Крестовоздвиженским приделами. Стоящая отдельно колокольня была построена в стиле ампир в 1849 году по проекту губернского архитектора
Ивана Федоровича Львова (некоторые интернет-источники ошибочно приписывают авторство Николаю Александровичу Львову). Колокольня двухъярусная, с тонким шпилем и увенчана небольшой
головкой с крестом, сохраняет четкие и строгие формы архитектуры первой четверти XIX века.
Церковь Рождества Христова на Горе
Каменный храм на правом берегу реки Кашинки был построен 1774–1786 годах на месте прежней деревянной церкови, впервые упоминаемой
в 1621 году. Небольшой храм был одноглавым, с трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем. От него остались узкий и тесный по площади вытянутый кверху двусветный четверик в два окна
на юг, одно на север и округлая апсида. В 1868-1870 годах к зданию присоединили обширную трапезную с приделами и новую шатровую колокольню, а сам четверик получил иное завершение.
Фасады были оформлены в «тоновском» варианте «русского стиля».
В 1929 году с колокольна были сняты колокола, разобран иконостас в храме. В феврале 1934 года с крыши содрали железо, а летом того же года сняли кресты и разрушили крышу.
В 1937 году был снесен шатер колокольни. В храме разместили склад пункта «Заготзерно», а в 1947 году - слесарный цех промкомбината.
В 1983 году здание церкви частично реставрировали (без восстановления колокольни) и передали церкви. В 1986 году из церкви Петра и Павла, закрытой на реставрацию, в храм
Рождества была перенесена рака с мощами Святой Благоверной Анны Кашинской. В 1993 году раку с мощами перенесли в отреставрированный Вознесенский собор.
Церковь Знамения Креста Господня
(Крестознаменская церковь)
Каменный храм на правом крутом берегу реки Кашинки был построен в 1782-1784 годах вместо деревянной церкви, впервые упоминавшейся в 1621 году. В 1869-1872 годах храм был расширен
по проекту гражданского инженера А.С.Федотова. К трапезной пристроили её западную половину и притвор с лестницей. К первоначально выстроенной каменной церкви примыкала невысокая
колокольня, а в 1872 году была построена новая многоярусная колокольня со шпилем, значительно превышающая масштабами сам храм. В архитектурном ансамбле Кашина того времени храм
возвышался над западной частью города и перекликался с церквами в центре города.
Двухэтажное кирпичное здание храма сочетает в своем архитектурном облике черты традиционного древнерусского храма с формами барокко и классицизма. Основной
объем - двусветный четверик, перекрытый купольной кровлей с главкой. Отличительная особенность постройки - плавно изогнутая кровля, которая стелется прямо по
сомкнутому своду. В нижнем этаже устроен теплый Владимирский храм. Многоярусная колокольня выполнена в стиле эклектики.
В 1929 году с храма были сняты колокола и разобран иконостас. В 1936 году были снесены шпиль и кресты. С 1946 года в здании церкви располагался Кашинский райгорархив.
В 1974-1979 годах здание храма было реставрировано (восстановлены шпиль и кресты), но продолжало служить городским архивом.
В 1993 году храм вернули Церкви, в нем начались реставрационные работы. Храм вновь стал доминировать в архитектуре западной части Кашина.
Церковь Ермогена, патриарха Московского при СИЗО-2
(Тюремном замке) Домовая церковь при Кашинском тюремном замке была устроена в 1864 году на средства купца 1-й гильдии
Н.В.Терликова. Церковь, освященной в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» была приписана к Успенскому собору. В 20-х годах прошлого века церковь закрыли и
переоборудовали в рядовые тюремные камеры. В 2005 в одной из камер СИЗО была устроена домовая церковь, а в 2010 отреставрирована бывшая тюремная. 22 декабря 2010 года, в
день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость», архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил освящение престола в церкви святителя Ермогена (Гермогена),
патриарха Московского и всея Руси. Храм приписан к Николаевскому Клобукову монастырю.
Сретенский монастырь. Собор Сретения Господня
Кашинский Сретенский женский монастырь
был построен на въезде в город с юга, со стороны Москвы, и служил в древности форпостом, как Дмитровский монастырь с севера у
дороги на Бежецкий верх и Николаевский Клобуков монастырь с востока у дороги на Углич.
Дата основания монастыря неизвестна, но в Тверском областном архиве хранится жалованная грамота от 1426 года тверского князя Бориса Александровича, данная им игумении Сретенского
монастыря Феодотии с сестрами. Это можно считать первым упоминанием обители. По монастырскому преданию на этом месте вернувшегося из боевого похода кашинского князя Юрия
Александровича встретила супруга Анастасия с новорожденным сыном Иоанном на руках.
Монастырь разделял нелегкую судьбу города. В Смутное время в 1609 и 1612 годах его грабили и жгли поляки, сильно пострадал он от пожара 1676 года. В обители особенно почиталась
схимонахиня Дорофея Ладыгина (1549—1629) из рода князей Коркодиновых, которая после гибели мужа от руки поляков в 1609 г. при защите Кашина ушла в разрушенный Сретенский монастырь
и активно занялась его восстановлением. Одной из настоятельниц монастыря был написан образ матушки Дорофеи (по монастырскому преданию - после чудесного явления Дорофеи
этой настоятельнице). В обители матушка Дорофея прожила 20 лет; последние 14 лет провела схимницей. В 1629 году она скончалась и была погребена близ Сретенского храма. В 1857 году
над могилой преподобной Дорофеи была устроена часовня; в 1870 году часовню переустроили и украсили на средства купчихи А.В.Вончаковой.
В 1909 году в монастыре проживали около 400 насельниц, из них 2 схимонахини и 54 монахини. Сестры, помимо основных послушаний, писали иконы на досках, холсте, финифти и стекле по
золоту, занимались вышивкой риз на иконы шелком, золотом и серебром, шитьем облачений, вырезанием священных изображений из кипариса и литьем из алебастра, ткали ковры и шелковые
пояса, печатали образа на бархате, вырезали картины из коры пробкового дерева. Сохранившиеся образцы этих рукоделий можно увидеть в экспозиции Кашинского краеведческого музея.
В июне 1909 года на торжества по восстановлению церковного почитания святой благоверной великой княгини Анны Кашинской приезжала и останавливалась в Сретенском монастыре будущая
преподобномученица великая княгиня Елисавета Федоровна Романова.
Ансамбль Сретенского монастыря сложился к концу XIX века. В центре находился Сретенский собор, неоднократно перестраиваемый, с колокольней и часовней над могилой схимонахини
Дорофеи. К востоку от Сретенского собора стоял каменный двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 1823 и обновленный в 1857-1858 годах. К югу от Сретенского храма
располагалось деревянное здание богадельни на 10 комнат постройки 1836 года, а к северо-востоку - каменный 3-этажный келейный корпус (1886-1887).
В 1794 году над святыми воротами был построен каменный храм во имя Святой Троицы. В 1844 году храм был перестроен «в стиле итальянской архитектуры».
С восточной и западной стороны от Троицкой церкви стояли 2 каменных 2-этажных здания (1859). В каменной ограде (1817) протяженностью в 300 саженей было 4 башни, просфорня, квасная,
прачечная и погреба, 2 ворот: одни со стороны города, другие напротив гостиных келий.
В 1872 году на месте осушенного монастырского пруда был возведен пятиглавый 3-престольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел которого был освящен во имя
святых Иоакима и Анны, левыйnbsp;- в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Вне ограды с восточной стороны находились больница с аптекой, а также гостиница для богомольцев, состоявшая из 3 деревянных флигелей, к гостинице примыкал огород с прудом,
обнесенный деревянным забором. В 1898 году при монастыре в особом здании открыли духовно-приходскую школу для девочек на 80 человек.
В 12 верстах от Кашина на монастырской земле близ села Давыдова был выстроен каменный 2-этажный храм по проекту архитектора А.Т.Жуковского, названный Кладбищенской церковью
Сретенского монастыря. Одновременно с храмом построили 2-этажный келейный корпус для проживания сестер.
В 1894 году подворье Сретенского монастыря было открыто в Санкт-Петербурге. Сначала был построен трехэтажный флигель для сестер, а затем храм, главный престол которого был освящен
во имя святой благоверной великой княгини Анны Кашинской.
Первая каменная постройка монастыря -
Сретенский собор
. Первый каменный собор в честь праздника Сретения Господня был возведен в 1688–1692 годах на площади с двумя прилегающими к ней
прудами. Он был построен ктиторами (попечителями) дьяконом Василием Бреховым и окольничим Федором Зыковым. В 1693 году была возведена также и каменная колокольня. По архитектуре
Сретенский собор представлял собой бесстолпный четверик с сомкнутым сводом. Здание было декорировано поясом кокошников и завершено пятью декоративными главами. По бокам находились
два придела. Позднее собор неоднократно перестраивался и обрастал различными архитектурными слоями. В 1790 году при здании были построены теплая (зимняя) церковь-трапезная, а также
четырехъярусная колокольня с небольшим шпилем. Последняя крупная реконструкция Сретенского собора проводилась в 1890—1891 годах по проекту гражданского инженера Ф.Н.Малиновского.
В трапезной были установлены четыре столба и устроены хоры. Фасады приобрели новый облик, выдержанный в стереотипных формах «русского стиля». Мотив килевидного
кокошника - одного из внешних атрибутов этого архитектурного направления - варьируется в рисунке наличников, в очертании профилированных тяг, в завершении
крупных «закомар». Одновременно была увеличена западная часть здания. В результате переделок здание потеряло композиционную и стилевую цельность.
После революции, в 1918 году, у монастыря были отобраны большой келейный корпус, игуменский корпус, некоторые хозяйственные постройки, конфискованы земли. В келейные корпуса были
поселены беспризорники. В ноябре 1929 года церкви были закрыты, иконостасы и внутреннее убранство разграблены, колокола сброшены. Позже были разобраны колокольня, в 1931-1932 годах
часовня над могилой схимонахини Дорофеи и ограда, в 1935-1936 - Троицкий и Казанский храмы.
19 октября 1929 года проживавшие в Кашине игумения Анфиса (Кулачкова) с тринадцатью сестрами и последний священник обители Михаил Федорович Дюков были арестованы, 29 января
1930 года осуждены «за контрреволюционную пропоганду» и приговорены к 3 годам заключения в СЛОН. После освобождения в 1932 году 75-летняя тяжело больная игумения Анфиса
поселилась в Кашине вместе с монахиней Агафией (Грязновой), в 1936 году приняла схиму с именем Анна, похоронена на кашинском кладбище. Вернувшийся в Кашин М.Ф.Дюков был повторно
арестован в 1937 году и приговорен к расстрелу.
С конца 20-х годов XX века до 1963 года в монастырских корпусах располагался детский дом, в Сретенском соборе - клуб льнозавода, а затем - детско-юношеская
спортивная школа. В годы Великой Отечественной войны в монастырских постройках размещалось педучилище, эвакуированное из города Бологое. Распоряжением Калининского облисполкома
от 13 июня 1963 года на базе детдома открылась вспомогательная школа-интернат, в 1997 году переименованная в специальную (коррекционную) школу-интернат.
После развала Советского Союза бывший монастырь был просто заброшен. Представители Тверской епархии не раз просили, чтобы оставшиеся старинные храмы передали Церкви, но всякий раз
получали отказ.
Сретенский храм получил скандальную известность после того, как городская администрация выставила его на продажу. 28 апреля 2011 года решением собрания депутатов Кашинского района
в программу приватизации муниципального имущества были внесены дополнения, согласно которым в перечень объектов, подлежащих приватизации, было включено нежилое здание («бывшая
спортивная школа»), расположенное по адресу город Кашин, ул. Рабочий поселок, д. 22, что противоречило федеральному закону «О передаче религиозным организациям имущества
религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», в соответствии с которым такое имущество подлежит безвозмездной передаче из
муниципальной собственности исключительно религиозным организациям. По данным «Известий» здание храма выставлялось на продажу и ранее, но тогда желающих купить его не
нашлось. В декабре того же года межрайонная прокуратура опротестовала решение собрания депутатов Кашинского района, и распоряжением главы районной администрации аукцион был
отменён. После скандала храм был передан в безвозмездное пользование РПЦ.
В 1998 года на территории бывшей обители восстановлена могила схимонахини Дорофеи, поставлен каменный памятный крест. Полуразрушенный Сретенский собор приписан к Николаевскому
Клобукову женскому монастырю. В престольные праздники духовенство и сестры Николаевского Клобукова женского монастыря служат молебны в Сретенском соборе и панихиды на могиле
схимонахини Дорофеи.
В июне 2018 года (ровно через 100 лет!) настоятельнице Николаевского Клобукова монастыря игумении Варваре (Ивановой) была подарена чудом найденная икона «Сретение Господне»,
на обороте которой было написано: «Его Высокопреподобию, Высокочтимому отцу протоиерею, Михаилу Федоровичу Дюкову,
в день 25-летия его служения в Сретенской обители и возведения в сан протоиерея от настоятельницы и сестер обители. 12 июня 1918 года. Кашин».
Недействующие
Дмитровский монастырь
|
Увеличить
Общий вид Дмитровского монастыря нач. ХХ века (фрагмент фотографии Прокудина-Горского)
|
Дмитровский мужской монастырь
возник в Кашине в конце XIV века, заняв исключительно важное и выгодное место - напротив древнего посада. Он стоял
крепостью на дорогах, идущих к Кашину со стороны Новгорода и Бежецка. Достоверных сведений о времени и основателях монастыря нет. В дореволюционной литературе высказывалось
предположение, что монастырь был основан ростовским князем Дмитрием Борисовичем, отцом благоверной Анны Кашинской. Однако по народному преданию его основал в XV веке преподобный
Макарий Калязинский, принявший иночество в Николаевском Клобукове монастыре.
Название монастырю дал храм в честь Святого Великомученика Димитрия Солунского. В 1609 году Дмитровский монастырь до основания сожжён и разграблен поляками, и его пришлось
отстраивать заново. В XVII-XVIII в.в. он уже был крупнейшим и богатейшим среди монастырей в округе, так как владел многочисленными деревнями, слободками, лугами, пашнями и лесами.
От внешнего мира он был отгорожен высокими стенами. В исторических источниках есть сведения, что бывшую деревянную ограду украшали башни;
«в центре стояли "ворота святые", а над ними образ Живоначальной Троицы и других святых восемь икон»
. Как и многие монастыри, Дмитровский иногда служил местом заточения опальных людей. С ним связана трагическая и загадочная история: Принц Густав,
сын шведского короля Эрика XIV, провел несколько лет в заточении в монастырской келье. Знаменит монастырь и тем, что одним из выпускников его
духовного училища был известный русский ученый, профессор права, преподаватель Царскосельского лицея и Петербургского университета Александр Петрович Куницын, любимый учитель
А.С.Пушкина.
Церковь во имя Святой Троицы
- одна из старейших каменных церквей города - была построена в 1682 году. При ее сооружении был эффектно
обыгран резкий перепад рельефа:
правый берег Кашинки здесь плавно поднимается, обрываясь крутым откосом к долине Богословского ручья. Церковь была построена двухэтажная с приделами: Казанской Божьей Матери,
св. пророка Илии, св. чудотворца Николая, св. великомученика Димитрия. Оригинальный облик храма был искажен поздними пристройками. Первоначально
высокий четверик был поделен внутри на нижнее (теплое) и верхнее (холодное) помещения. Удлиненность его по поперечной оси подчеркивалась числом кокошников - по три на
южном и северном и по четыре на западном и восточном фасадах. Углы выделялись лопатками. Сомкнутый свод был нагружен пятью главами на тонких барабанах. Малые размеры и просторная
расстановка их вносили в силуэт особую легкость и воздушность. Композиция храма обогащалась одноглавыми приделами и северной галереей, опирающейся на крупную аркаду. Пять глав
храма были покрыты зеленой черепицей. В настоящее время пятиглавое завершение утрачено.
К югу от Троицкого храма в 1890-1903 годах выросла новая доминанта Дмитровского монастыря - красно-кирпичный
Собор Страстной иконы Божией Матери
с пятью шатрами. Проекты здания представили еще в 1885 году архитекторы Д.В.Кабанов и Н.Н.Никонов. Авторы оперировали эклектическими
формами древнерусского, византийского и романского зодчества, варьировали приемы шатрового и купольного венчания. Осуществлялась постройка на основе одного из вариантов Д.В.Кабанова.
Из-за нехватки средств восьмигранные барабаны с кокошниками и шатры пришлось выполнить из дерева. Грузный куб собора с трехчастными фасадами был дополнен высокой цилиндрической
апсидой и небольшой папертью. Дверные проемы выделялись порталами с короткими пухлыми колонками и килевидными кокошниками. Орнаментация наличников и узорных поясов выдержана в духе
древнерусского зодчества. В настоящее время все пять шатров храма утрачены.
Одной из святынь монастыря была чудотворная
икона Страстной Божией Матери
, во имя которой и был выстроен Страстной собор. Специалисты относят икону «Богоматерь Умиление (Страстная)» к числу
наиболее ранних ростовских произведений, исполненных в новой манере второй половины XIII века. Это старейшая икона Страстной Божией Матери и старейшая из икон во всей Тверской
области. По преданию перед нею молилась Святая благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская. В иконоборческие послереволюционные годы икону спас краевед Иван Федорович Никольский.
Позднее, будучи директором Калязинского краеведческого музея, он сохранил ее в фондах музея (инвентарный номер ГБУК ТГОМ КзМ КП 367).
Незадолго до Первой мировой войны на средства купчихи А.Вончаковой на территории монастыря было выстроено массивное трехэтажное
здание
Духовной семинарии
, которая просуществовала совсем недолго и вскоре после революции была упразднена. В декабре 1917 года сюда въехал Кашинский
уездный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; затем тут размещалась вторая Советская школа второй ступени, а с 1930 года здание занимает сельскохозяйственный
техникум.
После Октябрьской революции монастырь еще какое-то время продолжал функционировать и в 1921 году стал женским. Но в 1929 году его закрыли. Храмы монастыря использовались под
склады и мастерские.
До настоящего времени большая часть монастырских строений - ограда, колокольня, трапезная, кельи, хозпостройки и монастырский сад - не сохранились. Вопреки
обещаниям тогдашней администрации города Кашина реставрационные работы в монастыре в конце 1990-х годов так и не были начаты. Троицкий и Страстной храмы продолжают разрушаться.
Единственным сохраняемым в надлежащем состоянии зданием является бывшая семинария, ныне «Кашинский колледж».
26 июня 2015 года на территории бывшего Дмитровского мужского монастыря состоялось открытие памятного камня о пребывании в городе шведского принца Густава Эриксона Вазы. Памятник
открыл благочинный Кашинского округа протоиерей Димитрий Кунченко. Рядом с камнем были размещены стенды, описывающие историю Кашинского Дмитровского монастыря.
Густав Шведский
На протяжении четырех веков хранит Кашин тайну шведского принца Густава, умершего и похороненного на
берегах Кашинки в начале XVII века. Его отец - король Швеции из династии Ваза Эрик XIV в конце декабря 1567 года сочетался тайным браком с Карин
Монсдоттер. Хотя бракосочетание произошло тайно от всех, оно считалось действительным. Поэтому сын Густав, родившийся 28 января 1568 года, стал законным
сыном короля и наследником престола. В 1599 году Борис Годунов пригласил Густава в Москву. Он хотел обратить шведского принца в православие, женить на своей
дочери Ксении и тем самым иметь влияние на будущего ливонского короля. Но выросший вне королевских дворов Густав оказался неготовым к роли политика. Он
отказался выполнить условия Годунова, нарушал принятые правила придворного поведения и публично критиковал порядки в Московском царстве. В результате Густав
потерял расположение Годунова и был сослан в Углич, но в качестве главы города. При Василии Шуйском опального принца перевели в Кашинский мужской монастырь
Дмитрия Солунского, в котором он и провел последний год своей жизни. Здесь Густав занимался своей любимой алхимией, обладая познаниями в медицине, лечил
местных жителей. Умер принц 22 февраля 1607 года в возрасте 38 лет. Где он похоронен, до сих пор неизвестно.
|
Церковь Илии Пророка (Ильинско-Преображенская церковь)
является одной из самых древних пятиглавых церквей в Кашине. Существующий кирпичный пятиглавый храм с небольшой трапезной
построен на средства прихожан в 1775-1778 гг. Церковь представляет собой интереснейший памятник архитектуры, наиболее близкий к древнерусскому зодчеству. Вместе с тем в нем
проявились особенности кашинского строительства XVIII века. В интерьере сохранилась живопись XIX века, фрагменты лепнины карнизов, кованая железная дверь и лестница на
колокольню. Церковь была закрыта не позже 1930-х, колокольня сломана. После реставрации в 1983-1986 годах здание церкви и территория вокруг нее, где был разбит фруктовый
сад, были переданы реставрационной мастерской Тверьреставрации. В то время были воссозданы кресты на пяти куполах. Во время урагана в мае 2012 года, нанесшего серьезные разрушения
в Кашинском районе, храм лишился главного купольного креста. 7 июля 2014 года он был восстановлен. В 2013 году после длительного перерыва начались первые службы. Храм функционирует
в дни престольных праздников.
Церковь Казанской иконы Божией Матери (Казанская, Власьевская церковь)
на Петербургской улице (пл. А.Петровой, 1) являлась приметным акцентом города. Окончательный вид здания, сложившийся в результате
двух этапов строительства, свидетельствовал о непререкаемом авторитете К.А.Тона, проекты которого служили для современников образцовыми. Построенная в 1800 году церковь была
увеличена в 1853 году за счет новой трапезной. Одновременно на средства купца Н.Аршинова была построена колокольня с круглым столпообразным верхом, с порталами, напоминающими
аналогичные элементы московского барокко конца ХVII - начала ХVIII века.
В 1929 году с храма были сняты колокола и разобран иконостас. В 1934 году колокольню превратили в пожарную каланчу, а с 1936 года храм приспособлен под пожарный гараж. От здания
церкви сохранился первый ярус колокольни.
Из церквей на торговой площади сохранилась только
Спасская
, или, как ее именовали в старину,
Рождества Христова на Четырех улицах .
Первое упоминание о деревянной Спасской церкви относится к 1621 году. Каменная церковь была построена в 1763 году и имела два придела: нижний - в честь Рождества Христова
(освящен в 1771 году) и верхний - в честь Нерукотворного Образа Спаса (освящен в 1779 году). Художественный строй сооружения тяготел к традиционным формам. Высокий и
узкий трехсветный четверик стыковался с массивной цилиндрической апсидой и короткой трапезной. В 1878 году к церкви была построена колокольня. В 1880 году была произведена
перестройка трапезной, давшей трещину, и колокольни, которую переместили дальше от четверика. В 1905 году построена каменная ограда.
Входо-Иерусалимская церковь
- приходская церковь Иерусалимской слободы находилась возле Московской дороги и принадлежала самому крупному
кашинскому монастырю - Сретенскому женскому. Деревянный храм под таким именем храм известен с 1401 года. Строительство каменного храма на этом же месте продолжалось
с 1774 по 1789 годы. Этот памятник самобытен, он, не вписываясь в известные архитектурные каноны, придаёт особое очарование юго-восточной части города. Особенно эффектно церковь
Входа Господня в Иерусалим, расположенная на холме, смотрится как раз с востока. Она словно готова оторваться от земли. Такой эффект вызван тем, что здание весьма вытянуто, высота
храма заметно превосходит ширину.
Колокольня над трапезной построена в 1815 - 1816 г.г., а в 1872 году ее заменили трехъярусным сооружением. Вокруг церкви в 1827 году была построена каменная ограда. Близ
храма были захоронены внесшие пожертвования на его содержание и Почетные граждане Кашина: Манухин Николай Иванович (1850-1899), Манухина Любовь Михайловна (1854-1906),
Манухин Иван Дмитриевич (1814-1887), Манухина Татьяна Клементьевна (1826-1890) и Андриевская Вероника Александровна (1924-2005, внучка Н.И.Манухина).
После революции церковь закрыли. В 1929 году были сняты колокола и разобран иконостас, сломана ограда. В 1940 году сняли кресты и разобрали до первого яруса колокольню. С 1936 года
в храме размещается
Кашинский краеведческий музей
. Решение об организации музея было принято кашинским отделом народного образования в 1918 году. Основу экспозиции составила
коллекция купца I гильдии Кункина (1835-1908). Иоасаф Яковлевич Кункин был в Кашине личностью известной: потомственный почетный гражданин Кашина, краевед, благотворитель.
Более 30 лет он состоял Почетным мировым судьей города. Иоасаф Яковлевич являлся одним из основателей Городского добровольного пожарного общества и Городского общества взаимного
страхования от огня. Принимал активное участие во второй канонизации благоверной княгини Анны. Прожив большую часть жизни в Кашине, Кункин напечатал в
«Чтениях в Императорского общества истории и древностей Российских», а затем отдельно издал «К истории города Кашина и его уезда» и
«Город Кашин. Материалы для его истории (1-2 выпуск)»
. Он увлекался собиранием древностей, самостоятельно проводил раскопки и даже нашел древний клад из 413 серебряных монет. Его
дом на Пушкинской набережной стал первым местным музеем, куда кашинцы с радостью несли старинные вещи.
2 февраля 1919 года в здании городской управы состоялось торжественное открытие историко-археологического (таково его первоначальное название) музея. В 1936 году экспозицию
перенесли во Входо-Иерусалимскую церковь. Музей не прекращал свою работу ни в годы гражданской, ни Великой Отечественной войн.
Уникальность музея заключается в том, что экспозициии воссоздают особенности жизни города Кашина и Кашинского уезда в течение нескольких столетий. Из крестьянской избы
XVI-XVII веков можно попасть в купеческий дом, а затем в дворянское поместье XIX-XX веков. Экспозиция музея включает старинные книги, фотографии В.А.Колотильщикова и
С.М.Прокудина-Горского, воссоздающие облик старого Кашина, портреты кашинских купеческих семейств первой половины XIX века. В музее несколько уникальных экспонатов: знаменитая
«наполеоновская» гостиная из усадьбы Устиново; замечательные Царские врата XVIII века со сценой Благовещения и евангелистами; один из двух деревянных венчальных венцов
XVIII века из села Кожино (копии венцов XV века).
Кашинские достопримечательности
Курорт Кашин
Санаторий «Кашин»
расположен в черте города, рядом с источниками минеральных питьевых лечебно-столовых вод. Кашинская минеральная вода известна под
разными торговыми марками («Кашинская», «Анна Кашинская», «Кашинская Курортная», «Кашинская Водица») как в области, так и за пределами региона. Символическое изображение
источника минеральной воды помещено на герб города. Сегодня cанаторий «Кашин» - крупная бальнеологическая здравница федерального значения, рассчитанная на 339
мест. В 1984 году в честь столетия и значительный вклад в здравоохранение санаторий «Кашин» был награжден орденом «Знак Почета». В санатории лечат: болезни органов
пищеварения; болезни костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата; болезни нервной системы; гинекологические заболевания; болезни мужских половых органов;
профзаболевания; имеется отделение реабилитации послеоперационных больных по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки и холецистэктомии. Всего в санатории восемь
источников минеральной воды с минерализацией от 2,8 до 190 г/л. Глубина добычи доходит до 963 метров.
Издавна паломники, приходившие в Кашин на поклонение святой Анне Кашинской использовали воду из трёх ключей на берегу речки Маслятки для лечения разнообразных болезней.
Существует даже легенда, что лечебная минеральная вода в городе произошла от слёз святой Анны Кашинской, которые она выплакала, молясь за Кашин и его жителей во времена тяжелых
невзгод XIII века, когда Русь страдала от татар.
Основатель Кашинского бальнеологического курорта А.В.Алексеевский писал: «Время появления кашинских минеральных источников
неизвестно. Несомненно только, что они существуют давно и уже несколько столетий пользуются известностью, как целебные. »
Впервые кашинские минеральные воды документально упоминаются в 1808 году, в брошюре уездного врача Д.Чернявского «Описание
минеральных источников, находящихся в городе Кашине». Он провёл врачебные наблюдения за больными, употребляющими воду из источников. Чернявский способствовал облагораживанию
прилегающей территории и постройке дома для приезжающих на лечение. Кашинские воды приобретают некоторую известность, они вносятся в «Военную фармакопею» Вилье, изучаются
профессором Рейсом. Но постепенно интерес к источникам уменьшается, и к 1825 году они приходят в запущенное состояние. Новая попытка организовать водолечение была предпринята
в 1859 году, когда профессор Шипулинский изучил присланные ему городским головой Зызыкиным образцы воды и дал им неплохую оценку. Инспектор Тверской врачебной управы Пупырев сделал
ряд клинических наблюдений, но дальнейшего развития эти инициативы вновь не получили.
В 1883 году в Кашин приехал доктор Алексеевский. Местные минеральные источники вызвали у него интерес. Из личного дневника А.В.Алексеевского:
«В марте 1883 года я приехал в город Кашин. Знакомясь с достопримечательностями, очень заинтересовался минеральными источниками.
Я застал три колодца, находящиеся в заброшенном состоянии. Старожилы рассказывали мне о целебном действии их воды. Проведенный собственный анализ воды побудил меня заняться их
изучением влияния на больных».
При поддержке городского головы Н.И.Манухина Алексеевский занялся организацией водолечения. Были сделаны
новые срубы, поставлены палатки для приёма ванн, устроен сад с беседками и павильоном. Пробы воды были предоставлены профессору Лачанинову, и тот отметил, что они «богаче
минеральных вод Железноводска». Результаты исследований были доложены Обществу охранения народного здравия Российской Империи.
С 1884 года курортные сезоны в Кашине становятся ежегодными, кашинскими минеральными водами стали лечить «все виды малокровия, хронический катар желудка, геморрой, подагру,
ожирение, застой крови в матке, золотуху, параличи и прочее». В 1886 году Городская Дума Кашина выделила деньги на строительство специального здания на двенадцать ванн и взяла
курорт на свое содержание.
В 1892 году 3 ноября Император Александр III подписал Именной Высочайший Указ Министру Государственных Имуществ:
«Признав нужным объявить находящиеся в Тверской губернии Кашинские минеральные источники имеющим общественное значение Повелеваем: принять меры для охранения сих источников от
порчи и истощения…».
В 1901 году была пробурена первая скважина. В 1912 году стало использоваться лечение торфяными грязями, а в 1914
построена первая грязелечебница (снесена в 1960 году при бурении новой скважины).
В 1901 году над первой скважиной минеральной воды был устроен питьевой фонтан, украшенный бронзовой скульптурной композицией, изображающей мальчика-амура. Амур сидит на большом
кувшине и опирается на длинное весло. Сегодня
питьевой фонтан «Мальчик»
является главным символом не только санатория, но и всего города Кашина. За статуей тщательно ухаживают, ее реставрируют, красят, чистят.
В питьевой фонтан поступает минерализованная вода из скважины №18 глубиной 138 метров. Она обогащена такими полезными минералами как натрий, кальций, магний.
Бронзовый амур имеет своих двойников и в России, и во многих странах мира.
Декретом СНК РСФСР «О лечебных местностях государственного значения» в марте 1919 года курорт «Кашин» передан в
собственность Народного комиссариата здравоохранения. В годы Великой Отечественной войны на территории курорта располагался госпиталь. Круглогодичная работа курорта началась в
1945 году.
В 1960 году на территории санатория, рядом с фонтаном «Мальчик», был построен
бювет
(павильон над скважиной с минеральной водой). Питьевой бювет представляет собой эклектичное здание с колоннадой. На сегодняшний
день в бювете 3 источника (№12, №18, №21).
Соборный дом
(Судейская ул., 5/5) - самая старая постройка Кашина, датируемая концом XVIII века. Несмотря на почтенный возраст,
в доме до сих пор живут люди. Колонка и туалет находятся во дворе. Обогревается здание печным отоплением. Дом является одним из первых каменных зданий в Кашине и имеет
элементы стиля барокко. Оно было построено для соборного протоирея Ф.Иванова. Первый этаж имеет сводчатые потолки, верхние окна с мезонином.
Памятный камень Защитникам Православного Отечества
4 сентября 2009 в сквере неподалеку от Воскресенского собора состоялось открытие закладного камня, установленного в память о
событиях 1609 года.
Смутное время опустошило Тверскую землю, на территории Кашинского Края развернулись драматические события. В 1609 году жители
Кашина и уездные дворяне под руководством воеводы Ивана Баклановского героически держали оборону города против войск Лжедмитрия II и примкнувших к «тушинцам» казаков и татар.
Несколько раз нападавшие были отбиты, но силы были слишком не равны: большинство «мужей кашинских» ушли ранее с ополчением Скопина-Шуйского. После гибели защитников город
был разрушен, а с жителями жестоко расправились. Захваченный Кашин был освобожден объединенным русско-шведским войском под началом князя-воеводы Михаила Скопина-Шуйского,
одного из выдающихся полководцев того времени, и шведского полководца графа Якоба Делагарди. В память о тех событиях в рамках межрегиональной историко-краеведческой
программы «Под княжеским стягом» было решено установить мемориальный камень в историческом центре города.
Торговые ряды («Гостиный двор»)
Торговые ряды - визитная карточка любого провинциального города. Центр Кашинского «сердца» органично украшен
ансамблем торговых рядов, выполненном в так называемом «кирпичном» стиле. Кашинские торговые ряды до сих пор выполняют свою главную функцию - служат складами и
магазинами для многочисленных покупателей. А ведь им более 100 лет! Еще в начале XIX столетия на этом месте были разбросаны каменные и деревянные лавки. В 1822 году по проекту
архитектора Н.Н.Легранда были возведены торговые ряды в стиле классицизма, но до наших дней они не дошли. Двухэтажный Гостиный двор построен в 1895 году. В его чертах присутствуют
мотивы характерного для западной Европы романского стиля. Создавался ансамбль Гостиного двора по проекту инженера Ф.Н.Малиновского на средства «общества городских торговцев».
В ходе строительства в первоначальный проект были внесены изменения: кронштейны, предполагавшиеся для поддержки навеса внешней галереи, были заменены чугунными колонками. Измененный
проект, выполненный инженером Горшковым, был одобрен строительным отделением губернского правления в сентябре 1894 г. В рисунке фасадов современных рядов сложно заметить небольшую
комнату-выступ, предназначенную совсем не для торговли. Это часовня, построенная около 1830-го года. Она имеет форму восьмигранника и широкий купол. Была приписана к Воскресенскому
собору. В советское время закрыта. Ныне служит входом в универсальный магазин. Узнать ее можно по многоугольной форме и выделяющемуся рельефу.
Музей каши и кашинских традиций
Легенда гласит, что в одной из помещичьих усадеб Кашинского уезда был обнаружен альбом, где есть такая запись:
«Сюда на кашу приезжали, нам говорили в старину. Ее на площадях едали, назвали Кашин потому.»
Название древнего города ассоциируется с традиционным русским кушаньем, и неудивительно, что музей посвящен именно ему. И не только поэтому. Каша
издревле была обрядовой едой, без нее невозможно было представить ни одно важное событие в жизни людей: крестины, свадьба, поминки. Она определяла и отношения между людьми. Так, у
русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения бывших врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят:
«С ним каши не сваришь». В музее можно узнать, что значит «быть в одной каше», как в старину отмечали праздник каши, какие
обычаи с ней связаны, какую кашу ели на Кашинской земле, из чего и как ее готовили. А еще - в чем кашу варили и чем ели. Разобраться в этом помогает богатая коллекция
чугунков и горшков. Среди уникальных экспонатов музея - керамика, ровесница египетских пирамид, найденная археологами в Кашинском крае. Можно также увидеть, какими
большими ложками ели кашу из общего чугунка, ведь тарелок раньше не было, какие изящные резные ложки дарили молодоженам, понять, чем мужские ложки отличаются от женских.
В музее представлены старинные рецепты различных каш: сименухи, толокна, кутьи, кулаги, полбяной, гурьевской, зеленой. В музее можно не только научиться готовить вкусную кашу, но и
выпекать в русской печи бездрожжевой заквасочный крестьянский хлеб, расписывать пряники, которыми Кашин славится по сей день. История кашинского пряника занимает не последнее место
в экспозиции. Музей каши и кашинских традиций расположен в самом центре города, в особняке, построенном в первой трети XIX века и принадлежавшем представителям купеческого
рода Запениных. Здание музея является памятником архитектуры.
«ДомЪ Крестьянина»
(ул. Луначарского д.16/2, 2 этаж) Музей находится в старинном здании на главной торговой площади Кашина. Здание имеет удивительную историю. С 1924 года в этих стенах
находился Дом крестьянина, открытый М.И.Калининым, ставший рупором культурной жизни села. Здесь бывали практически все художники, скульпторы, литераторы, посещавшие Кашин с 20-х
годов: Д.Бедный, Б.Полевой, М.Олещенко - один из авторов комплекса «Родина-Мать» в Волгограде, скульптор Иконников (автор памятника Зое Космодемьянской),
В.Соловьев (крестьянский поэт), В.Песков (писатель), В.Иванов (председатель тверского облисполкома), Б.Яковлев - редактор лучшей в СССР районной газеты.
Сегодня в стенах «Дома крестьянина» разместилась экспозиция, посвещященная древним Кашинским ремеслам и художественным промыслам и совесткому периоду в истории города.
В музее можно: узнать историю Тиволинского иконописного промысла; увидеть образцы основных видов народной росписи, в том числе встречающиеся в Кашинском крае; потрогать предметы
кузнечного ремесла; узнать о видах исторического ткачества на станке, берде, дощечках и набойке; познакомиться с традиционным тверским и не только костюмами; побывать на выставке
русской музыкальной культуры: проследить эволюцию гуслей, колесной лиры, тверского рожка, рояльной и хроматической гармоники, балалайки; узнать о кологодных куклах и народной
игрушке; познакомиться с выставкой современных кашинскиих мастеров и художников. А также поучаствовать в мастер-классах: по лыковой игрушке, текстильной кукле, валянию, ткачеству,
керамической игрушке, славянской писанке, пошиву исторического костюма, народной росписи, плетению из природных материалов, лепке из натурального воска, древнерусской славянской
письменности пером, росписи пряника. Можно отведать Кашинский пряник с беседкой (выпечкой, описанной М.Е.Салтыковым-Щедриным) и ароматный травяной копорский чай.
По материалам Википедии и сайтов https://citysee.ru, https://ks-region69.com, https://101mesto.com,
https://welcometver.ru, https://kashin-grad.ru, https://visit.kashin.info, http://kashin.ortox.ru |