Касимовский пейзаж

Город Касимов расположен на левом берегу реки Оки; расстояние от Москвы - 260 км, от Рязани - 180 км.
Основание города относят к 1152 году, когда в летописях упоминается
Городец Мещерский (располагался несколько ниже по течению Оки от современного Касимова, при впадении речки Бабенки в Оку). По повелению князя Юрия Долгорукого Городец Мещерский был превращен в пограничную крепость Владимиро-Суздальского княжества.
В 1376 году город был полностью сожжен и разорён в результате монголо-татарского набега, однако вскоре недалеко от прежнего места возник новый город, который до 1471 года назывался Новый Низовой Город. Проживали в нем русские и давние обитатели здешних мест - представители финно-угорских племен: мещера, мордва, мурома. Они соседствовали, роднились, перемешивая бытовые обряды и обычаи.
В XV веке в жизни Городца произошла неожиданная и весьма значительная перемена. В борьбе за московский престол великому князю Василию Темному большую помощь оказали татарские царевичи Касим и Якуб. В 1446 году они ушли из Казани на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека, который, убив отца и одного из родичей, захватил власть. За верность и важные услуги князь Василий пожаловал Касиму Низовой Городец. Было это в 1452 году. Так по княжьему указу в глубине мещерских лесов возникло Касимовское царство, просуществовавшее с 1452 по 1681 годы. В состав царства входили уезды Рязанской и Тамбовской губерний (Касимовский, Шацкий, Елатомский, Темниковский).
После завоевания Казани Иваном Грозным в Касимов была сослана последняя правительница Казанского ханства - 
Сююмбике, которая спустя несколько лет и скончалась в этом городе.
От периода касимовского царства в городе сохранилось несколько интересных строений: минарет времен царевича Касима, мечеть, два мавзолея (текии), в мавзолеях погребали татарских царей.
В XVII веке Касимов разделялся на 3 части: удел касимовских ханов и беков (Татарская слобода и Старый Посад); Ямская слобода (находилась в непосредственном подчинении Москвы), остальная часть города (в том числе Марфина слобода) управлялась касимовским воеводой.
В 1773 году Касимов стал уездным городом Рязанского наместничества. В 1778 город стал центром Касимовского уезда Рязанской губернии.
Окружающие районы стали объектом феодальной эксплуатации, которая получила особенное развитие в восемнадцатом и первой половине девятнадцатого века. К моменту реформы 1861 г. в уезде насчитывалось 42 дворянина-землевладельца. Некоторые из них были крупнейшими земельными магнатами, имевшими во владении несколько десятков тысяч десятин. Более 80 % всех крестьян уезда находилось в крепостной зависимости от крупных и мелких землевладельцев.
В первой половине XIX века в городе стала развиваться промышленность, которая в ряде случаев основывалась на местных промыслах, широко развитых в уезде. В конце XIX века Касимов становится довольно крупным торгово-промышленным городом. В нем проживало в то время (по переписи 1897 г.) 13500 человек.
Облик Касимова был типичным для многих уездных городов Российской империи. Здесь было около 40 трактиров и лишь одна больница на 50 коек; 15 церквей и только три средних учебных заведения.
В 1910 году население составляло 17 тысяч человек. В 1929 году Касимов стал административным центром Касимовского района в составе Московской области, а в 1937 году район вошёл в состав Рязанской области.
В 1991 году, когда СССР утратил почти весь свой золотой запас, в Касимове был открыт золотоперерабатывающий завод. В том же году он дал первую плавку. Тогда же там началась криминальная война за контроль над хищениями с завода, на полях которой полегло свыше 50 человек. В 2009 году на аффинаж (металлургический процесс получения высокочистых благородных металлов путём отделения от них загрязняющих примесей) завода поступило 30 тонн золота, 117 тонн серебра, 0,4 тонны платины и 0,5 тонны палладия.


           Интересные факты из истории Касимова
Касимовский хан ставший царем Всея Руси.    После смерти в 1567 Шах-Али на Касимовском престоле оказывается Саин-Булат, правнук последнего великого большеордынского хана Ахмата. Через 6 лет, в 1573 году, он принимает крещение под именем Симеон. 30 октября 1575, через два года после крещения, Иван Грозный делает его «царем и великим князем Всея Руси, великим князем Тверским». Венчан в Успенском соборе в Кремле, как положено. Известен летописям как Симеон Бекбулатович. Иван Грозный стал называть себя «холопом Ивашкой». Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, щедро награждает Тверью и Торжком.
Последний Касимовский царь - шут Петра I.    В 1722 году, направляясь по Оке в Персидский поход, Петр I во второй раз побывал в Касимове. В свите царя был шут и острослов Иван Балакирев, выходец из старинного дворянского рода. Он узнал, что титул правителя города не занят и попросил у царя позволения именоваться ханом касимовским. Царь в шутку дал согласие, так в Касимове снова появился «хан». Первоначально этот титул был формальным, но после смерти Петра I, по указу Екатерины I, Балакирев получил право владения бывшими имениями касимовских царей, чин поручика лейб-гвардии, и титул «царя касимовского». Умер Иван Балакирев в Касимове. Его могила находится за алтарем Георгиевской (Богоявленской) церкви.

          Достопримечательности Касимова

Богоявленская церковь

Церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца является наиболее старой из православных церквей города Касимова. Она возведена в 1700 году на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по приделу Георгиевской, а в народе Егорьевской. Расположенная на крутом обрыве берега Оки, она хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. На этом месте, с северовосточной стороны Городца Мещерского, в XIII в. находился Богоявленский монастырь.
Вот что говорится о Георгиевской церкви в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина:
«...Эта церковь самая древнейшая из церквей города Касимова. Многие того мнения, что на ее месте находился городецкий Бoгоявленский монастырь), в котором умер в 1263 году Святой Великий Князь Александр Ярославич Невский: возвращаясь из Золотой Орды, куда он ездил ходатайствовать пред ханом за Русскую землю, сделавшись нездоров, еще на дороге он заехал в Мещерский городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года. В схиме он принял имя Алексея. Городецкий Богоявленский монастырь вместе с Мещерским городцем был истреблен монголами в 1376 году, обратившими в пепел города и селения до Мурома» .
Церковь Великомученика Георгия была первая основанная русскими в Касимове в эпоху уничтожения Касимовского царства, т. е. в то самое время, когда край и город Касимов начинают населяться русскими. Про основание сей церкви в народе существует такая легенда. На месте Георгиевской церкви был густой непроходимый лес, где спасался пустынник, на которого часто дорогой нападали волки; всякий раз, когда на него нападали волки, он обещался построить церковь Великомученику Георгию, если он спасет его от волков, и Св. Георгий чудесно спасал его; но он свое обещание забывал после избавления от опасности. Однажды на него напало много волков, которые его чуть не загрызли до смерти; он призвал Великомученика Георгия на помощь и опять повторил свое обещание, и Св. Георгий спас его от волков. После этого он исполнил свое обещание, построил деревянную церковь на высоком кургане в воспоминание избавления от опасности; с этих пор волки перестали беспокоить его.
В 1700 году на месте деревянной Георгиевской церкви на средства купца гостиной сотни И.И.Гагина была построена каменная с главным престолом во имя Богоявления Господня. Церковь пятиглавая, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой. Еще более высокая трехъярусная колокольня ее завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в XIX в. Из всех касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII в. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны. Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVII в. и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров.
По легенде здесь был похоронен Александр Невский. А бывший шут Петра Первого - Балакирев, проживавший в Касимове последние годы жизни, погребен за алтарем собора.
В 1939 г. храм был закрыт, использовался как склад. А в 1994 году возвращён верующим.

Вознесенский собор

Вознесенский собор
Деревянная Вознесенская церковь упоминается под 1627 годом. Каменная церковь была построена на средства касимовского воеводы В.М.Ховрина в 1748 году и, неоднократно благоустраиваясь, просуществовала до начала строительства существующего кирпичного трёхпрестольного собора. Этот последний храм в псевдорусском стиле с элементами псевдоготики с приделами Покровским и Предтеченским возведён в 1854-1867 годах на средства именитых горожан по проекту рязанского губернского архитектора Н.И.Воронихина.
В 1920-х храм был закрыт. Колокольня, будучи абсолютной доминантой города, в 1936 году была приспособлена под парашютную вышку и разобрана в 1960-х. В советские годы были также утрачены и четыре боковых барабана с шатровыми завершениями. Вплоть до момента возвращения верующим (в 1998 году) здание было занято спортзалом.
1 июля 2002 года Вознесенский собор - один из красивейших храмов Рязанской епархии - был освящен. Чин великого освящения возглавил святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Никольская церковь

Никольская церковь (1703—05гг.) располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV—XVIIвв. крепость Касимова. Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVIIв. здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими.
Одноглавая каменная Никольская церковь представляет собой небольшой двухсветный четверик, завершенный сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает такой же ширины полукруглая одноэтажная апсида. Первоначальная трапезная являлась продолжением стен четверика. В XIX в. церковь была расширена за счет двух симметрично расположенных пристроек, в которых размещаются приделы, с полукруглыми апсидами. Так было испорчено в XIX в. большинство церквей не только в Касимове. В это время появилось даже образное выражение: «надо церковь распузить». Фасады Никольской церкви скромно оформлены лопатками и простой формы карнизами. Окна обрамлены полуколоннами и треугольными фронтончиками. В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVIII в. Живопись интерьера в 1950 г. реставрирована, а в трапезной части церкви - дополнена. Высокая трехъярусная колокольня завершается большим барабаном с главой, переходящей в шпиль.
Никольская церковь, сверкая белизной стен среди группы окружающих ее деревьев, имеет в панораме города важное значение и украшает его.

Троицкая церковь

Церковь Троицы Живоначальной  - кирпичная четырёхпрестольная церковь "кораблём" с трапезной и колокольней, выстроенная в духе провинциального барокко. Приделы: справа - Никольский, слева - Сергия Радонежского, под звонами колокольни - церковь иконы Одигитрии-Смоленской.
Первое упоминание о деревянной Троицкой церкви относится к 1627 году. Каменная выстроена в 1753 году на средства купца А.Г.Полежаева и прихожан, освящена с приделами в 1763-1765 г.г. (Одигитриевская церковь - в 1788 г.).
Основной объём - восьмерик на четверике с маленьким барабаном и главкой, с овальной апсидой. Трапезная широкая, архитектура испорчена позднейшими переделками XIX в. Восьмигранная колокольня (1772 г.) окружена двухъярусной галереей-гульбищем.
Храм закрыт в 1938 году, здание арендовалось городской строительной организацией. Богослужения возобновлены на главном престоле в 2002 году.

Благовещенская церковь

Благовещенская церковь
На месте теперешней каменной Благовещенской церкви первоначально была деревянная, которая существовала еще в 1623 году. Каменная церковь была построена, как значится в описях Благовещенской церкви, в 1740 году при священнике Феодоре, а в 1868 году вновь перестроена. В 1784 году при Благовещенской церкви священником Феодором, строителем Благовещенской церкви, была открыта богодельня; в этом здании впоследствии помещалось духовное правление, в настоящее время это здание сломано.
В Благовещенской церкви находится местночтимая икона Казанской Божией Матери большой величины, написанная для городского магистрата архимандритом Николаевского монастыря в Касимове Олимпием Кангуловым.

Успенская церковь

Церковь Успения Богородицы была построена в 1756-1775 годах году на средства купца Милованова на месте деревянной, упоминаемой в окладной книге Архиерейского сбора 1676 года.
Церковь пятиглавая, её большой четверик имеет приземистые пропорции и пониженную трехчастную апсиду. Верх четверика оформлен ложными кокошниками. Трехъярусная колокольня возведена в 1789 году. За годы своего существования Успенская церковь неоднократно переделывалась. Так ее главы и кресты были возобновлены в 1810 году. В 1830-х годах архитектор И.С.Гагин пристроил к храму крыльца в ампирном стиле, в это же время были переделаны и некоторые оконные проемы.
Успенская церковь отличается своим великолепным и красивым иконостасом. В этой церкви находится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка в Старом Посаде
Первое упоминание о деревянной одноименной церкви в писцовых книгах относится к 1627 году. Кирпичная трёхпрестольная церковь «кораблём» с трапезной и колокольней построена на средства купца Д.С.Какушкина и освящена в 1848 году. Приделы: справа - тёплый Скорбященский (освящён в 1820 году), слева - Николая и вмчц. Екатерины на одном престоле (освящён в 1858 году).
Архитектура носит элементы как классицизма, так и ампира, но отличается цельностью и изяществом. Основной объём - ротонда на двусветном четверике. Стройная трёхъярусная колокольня с большой главой, завершающейся шпилем, выстроена в 1866 Году.
Церковь была закрыта в 1941 году, разграблена, пустовала. Ремонтные работы начались с 2002 года. Первый молебен состоялся в 2003 году.


Мечеть с минаретом

Ханская мечеть (мечеть Касим-хана) - памятник татарской культовой архитектуры. Двухэтажное здание с куполом в стиле классицизма с двухъярусным минаретом в виде невысокого цилиндра под стрельчатым куполом, поставленным на массивное основание.
По преданию, мечеть была построена первым правителем Касимовского ханства царевичем Касимом в XV веке. По другим данным, например, согласно произведению придворного летописца хана Ураз-Мухаммеда, Кадыр-Али бия, была построена ханом Шах-Али, то есть, в XVI веке. От древней постройки сохранился лишь каменный минарет. Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 г. по приказу Петра I.
В 1768 г. на старом фундаменте вплотную к старому минарету по разрешению по именному указу Екатерины II усилиями Бектемира Сеида и его сына Бурхана Сеида Шакуловых, Ибрагима Мурзы Чанышева и других было построено из камня одноэтажное здание мечети, крытое четырёхскатной тесовой крышей. Об этом свидетельствует текст указа царицы Екатерины II, а также надпись на стене мечети:
«Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской из Касимовской Воеводской канцелярии города Касимова Татарской слободы сотнику Сеит-Бектемирову сыну Шакулову.
Сего 1768 года февраля 13-го дня в присланном от Его Превосходительства г-на генерал-майора и кавалера и Воронежской губернии губернатора Алексея Михайловича Маслова в Касимовскую Воеводскую канцелярию предложении написано: Ея Императорское Величество имянным изустным ему указом сего месяца 18 числа, высочайше повелеть соизволила, по прошению города Касимова мурзы Ибрагима Чанышева, Бурхая Шакулова, построить в том городе Татарам для молитвы их мечеть; объявя сие Ея Императорскаго Величества повеление, Касимовской Воеводской канцелярии рекомендует во исполнение онаго, города Касимова Татарам ту мечеть строить позволить, и препятствия в том им не чинить; и во исполнение онаго предложения в Касимовской Воеводской канцелярии определено: с прописанием онаго к тебе Шакулову послать указом объявить, что онаго города Касимова Татарам ту мечеть строить позволяется, и тебе Шакулову учинить о том по сему Ея Императорскаго Величеству указу. Апреля 9 дня 1768 года ».

На стене мечети над дверью вделан камень с надписью на старотатарском. Её перевод заключается в следующем: «1182 (1768) года эту мечеть в месяце раби-эль-аввале (июнь—июль) соорудили: Бектемир сеид, Бурхан сеид, Ибрагим мурза Чанышев, Абдулла мурза, Муса сеид, Мустафа сеид, Сулейман мурза, Темир-Булат сеид, Юсуф мурза Чанышев, Муртаза сеид, Мухаммед сеид, Ибрагим мурза Максютов, Якуб мурза, Муса мурза Девлетгильдеевы, Юсуф мурза, Ибрагим мурза Максютовы, Мустафа мурза, Темир-Булат сеид Шакулов».
В 1835 г. одноэтажное здание усилиями сына и внука Бурхана Бектемировича, Салиха сеида и его сына Хамзы сеида Шакуловых, было надстроено вторым этажом из кирпича.
Мечеть XIX в. представляет собой прямоугольный двухэтажный объем с минаретом у северо-западного угла. При входе с северной стороны расположены сени, из которых можно пройти в теплую молельню, находящуюся в южной половине здания, и в башню; восточную часть мечети занимают две кладовые с отдельным входом. На втором этаже помещается прихожая и летняя молельня, которая отделана мрамором. Над крышей возвышается шпиль с «яблоком» и стоящим над ним полумесяцем - символом магометанской веры.
Минарет был возведен в 1467 году, это старейшая постройка Касимова. В минарете имеется винтовая лестница, сложенная из белокаменных блоков, по которой можно подняться на его ходовую площадку; она освещается маленькими щелевидными окнами. Круглая сравнительно узкая верхняя часть минарета завершается белокаменным сводом.
С 1938 года в здании мечети находился краеведческий музей. В ноябре 2013 года по решению Арбитражного суда Рязанской области мечеть была передана во владение Духовному управлению мусульман Европейской части России.

                     Передача Ханской мечети г. Касимов. Рен ТВ
  

Текие Шах-Али-Хана

Текие (мавзолей) Шах-Али-Хана
Рядом с соборной мечетью можно увидеть текие Шах-Али, который был построен в 1555 году. Он считается одним из самых значимых архитектурных памятников города. Мавзолей возводился еще в то время, когда город был центром татарского ханства.
Судя по сохранившимся настенным надписям, здесь хранится прах Шах-Али, его супруги Булак-Шад и еще шести их родственников. Гробница построена в виде двухкамерного здания с каменными стенами и оконными проемами в виде арок. В большой камере хранится прах хана и его родственников, а в маленькой проводили поминальные обряды. Над дверью, которая ведет в большую камеру, сохранилась надпись, в которой сказано, что текие возведен ханом Шах-Али еще при жизни.

Текие Афган-Мухаммеда

Текие (мавзолей) султана Афган-Мухаммеда
Текие Афган-Мухаммед султана, по мнению жителей города, является главной архитектурной достопримечательностью города. Здание построено из красного кирпича, это двухкамерная усыпальница, которая удивительно сочетает в себе несколько культур. Это мавзолей, который возведен рязанскими мастерами и отвечает всем канонам татарской архитектуры.
Украшен мавзолей типичным русским элементом - «кирпичным узорочьем». Возведен он в 1649 году, согласно просьбе Алтын ханы, которая была супругой султана Афган-Мухаммеда. В мавзолее сохраняется прах Фатим-Султана, а также Афган-Мухаммеда и его супруги. Из четырех надгробий до нашего времени были сохранены только три.


          Музеи Касимова

Краеведческий музей

Касимовский историко-культурный музей-заповедник (Краеведческий музей)
(Соборная площадь, д. 10а. Часы работы: с 10 до 17, кроме понедельника).
Основан музей в 1919 году и считается старейшим музеем Рязанской области. Два года экспозиция музея была закрыта для посетителей, и только в 1921 году он открыл свои двери. Первыми экспонатами музея были ценности из имений Гольцыных и Олениных, а также различные бытовые предметы и крестьянская одежда.
Долгие годы коллекция размещалась в здании мечети, а после передачи ее в 2013 году Духовному управлению мусульман музей переехал в старинный особняк купца Алянчикова на главной городской площади. Дом выглядит как дворец. В Касимове его называли «дом с бельведером». Владельцы дома купцы Алянчиковы построили его в 1810—1820-х годах. По касимовским меркам дом огромный и помпезный. Монументальная резиденция отвечала всем нуждам купеческой жизни - деловой, бытовой и светской. Каждый этаж дома служил своим целям. Внизу - контора и лавки. На втором этаже - роскошные комнаты, зал, гостиная. Бельведер на третем ярусе позволял любоваться заокскими просторами.
Коллекция музея настолько обширна: здесь представлены археологические экспонаты, история края, предметы народных промыслов татарской и русской культуры, национальные костюмы и украшения, живопись и деревянная скульптура.

Музей «Русский самовар»

Музей «Русский самовар»(частный)
(ул. Советская, д. 4. Часы работы: с 10 до 17, кроме понедельника).
Музей был открыт в сентябре 2007 года. Его открытие было приурочено к 850-летию Касимова.
Экспозиция музея посвящается старинному быту русского народа. Около 400 экспонатов распределены по четырем небольшим залам. Коллекция музея поражает разнообразием русских самоваров: здесь представлены крохотные экземпляры причудливых форм, складные походные варианты, подарочные, тематические, первые электрические, спиртовые и, конечно, классические разных размеров и декора. В отдельном зале расположены предметы, без которых чаепитие не было бы возможным: старинные чайные сервизы (есть даже 300-летняя фарфоровая чайная пара), подносы, подсвечники и даже люстры. Кроме этого в музее имеются старинные деревянные предметы мебели и домашнего быта, древний граммофон, скатерти и рушники.


Музей колоколов

Музей колоколов (частный)
(ул. Советская, д. 16/2. Часы работы: с 10 до 17, кроме понедельника).
Музей открылся 31 октября 2014 года. Экспозиция музея занимает три зала. Всего в музее хранится более полутора тысяч экспонатов.
Начался музей с коллекции жителя города Михаила Силкова. Начало коллекции было положено маленькими поддужными колокольчиками, которые использовали для лошадиных упряжек. Сейчас в ней представлены и большие церковные колокола, и знаменитые колокольчики Валдая и Слободского, и китайские и буддийские «музыка ветра», есть даже корабельная рында. Но самыми лучшими считаются изделия, созданные руками местных мастеров. Город раньше называли еще и «Колокольный». Присвоено было это имя за то, что во времена Ивана Грозного город прославился изготовлением этих товаров.


Мемориальный музей А.В.Ганзен (Васильевой)
(ул. Никольский овраг, д. 1).
Частный музей Анатолий Николаевич Смирнов.
Анна Васильева (в замужестве - Ганзен) - первая и лучшая переводчица сказок Андерсена на русский язык - родилась в Ксимове в 1869 г. Местный краевед Галина Семиченко нашла в архивах сведения о том, что дом родителей переводчицы стоял в четвертом квартале под номером пять. Именно на этом месте сейчас и живет А.Н.Смирнов. На территории своего участка он установил мемориальную доску и нишу с бюстом Анны Васильевны Ганзен. Да и большая часть экспонатов сделана его собственными руками. А с героями волшебного мира сказок - стойким оловянным солдатиком, Снежной королевой, Оле Лукойе - знакомит сам великий датский сказочник (костюм Анатолий Смирнов сшил себе на заказ на собственные средства).


          Рекомендуется прочитать:
                Андерсен из Касимова


«Музей необычных коллекций» (частный)
(ул. Советская, д. 39).
В музее представлены более 40 коллекций по разным направлениям: от окаменелостей до моделей космических кораблей и от минералов до необычных зажигалок, а также значки, наперстки, модели машин и самолетов, фарфоровые куклы, вышивки крестом, коллекция пивной атрибутики, мини бар, спичечные коробки и этикетки, багажные бирки, духи, фигурки котов и собак, чайные принадлежности, флора и фауна в ювелирных украшениях и многое другое.

Квартира-музей «Бабочки и стрекозы»(частный)
(Соборная площадь, д.10а).
Уникальная в своем роде коллекция насчитывает свыше 3000 брошей в виде бабочек и стрекоз, ни одна из которых не повторяется. За это музей получил сертификат Книги рекордов России и Европы.

Музей народного быта «Касимовская невеста»(частный)
(Соборная площадь, д.10а).
В частной коллекции представлены предметы быта и ремесленные изделия г. Касимова и Касимовского района. Цель музея - собирание, сохранение и возрождение традиционных местных ремесел.

Музей денег «Бабосики» (частный)
(Соборная площадь, д.10а).
Музей открылся 30 января 2021 г.! Музей является членом Ассоциации частных музеев России.
Основой экспозиции стала частная коллекция основателя -  Игоря Скрипая, состоящая из более 2500 экспонатов, связанных с историей и устройством денежного обращения. Здесь представлены монеты от Римской Империи до наших дней и банкноты с первых царских до современных пластиковых. Среди экспонатов самая большая (вес 1000 граммов) серебряная монета республики Куба и самая маленькая (вес 0,5 грамма) золотая монета республики Палау, а также одна из первых серебряных монет Римской Империи с изображением бабочки (динарий 79 год до н. э.)


Татарский центр культуры и искусства им. Ахмеда Ишимбаева
(ул. Большакова, д. 31)
В экспозиции представлены предметы утвари, музыкальные инструменты, книги, музыкальные пластинки, фотографии, полиграфическая продукция, народные костюмы, информационные выставочные стенды, рассказывающие о выдающихся личностях, истории, быте, культуре и искусстве татарского народа.

Выставка шутейных кованых работ «Кузнецы не скучный люд»
(ул. Советская, д. 124)
Выставка располагается во внутреннем дворе арт-отеля «Кузнечный двор». Здесь можно посидеть и испить чарку за «столиком на троих», посмотреть на мир другими глазами через «розовые очки» из кованого «угла зрения», вжиться в роль несвободного человека и влезть в кованые «тапочки одомашненного мужчины».
Только здесь можно оказаться за рулём «под мухой» и сфотографироваться на память за этим действом, примерить медаль «За пьянство» (такой же «награждали» за злоупотребление спиртным при Петре I). Можно помириться или просто обняться с любимым человеком на «лавке примирения»




По материалам Википедии и сайтов https://kraeved1147.ru,

http://narslovar.ru , https://susanintop.com/