Касимовский пейзаж

Город Касимов  расположен на левом берегу реки Оки; расстояние от Москвы - 260 км, от Рязани – 180 км.   
Основание города относят к 1152 году, когда в летописях упоминается
Городец Мещерский (располагался несколько ниже по течению Оки от современного Касимова, при впадении речки Бабенки в Оку). По повелению князя Юрия Долгорукого Городец Мещерский был превращен в пограничную крепость Владимиро-Суздальского княжества.
В 1376 году город был полностью сожжен и разорён в результате монголо-татарского набега, однако вскоре недалеко от прежнего места возник новый город, который до 1471 года назывался Новый Низовой Город. Проживали в нем русские и давние обитатели здешних мест - представители финно-угорских племен: мещера, мордва, мурома. Они соседствовали, роднились, перемешивая бытовые обряды и обычаи.

В XV веке в жизни Городца произошла неожиданная и весьма значительная перемена. В борьбе за московский престол великому князю Василию Темному большую помощь оказали татарские царевичи Касим и Якуб. В 1446 году они ушли из Казани на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека, который, убив отца и одного из родичей, захватил власть. За верность и важные услуги князь Василий пожаловал Касиму Низовой Городец. Было это в 1452 году. Так по княжьему указу в глубине мещерских лесов возникло Касимовское царство, просуществовавшее с 1452 по 1681 годы. В состав царства входили уезды Рязанской и Тамбовской губерний (Касимовский, Шацкий, Елатомский, Темниковский).

Текие

После завоевания Казани Иваном Грозным в Касимов была сослана последняя правительница Казанского ханства - Сююмбике, которая спустя несколько лет и скончалась в этом городе.
От периода касимовского царства в городе сохранилось несколько интересных строений: минарет времен царевича Касима, мечеть, два мавзолея (текии), в мавзолеях погребали татарских царей.
В XVII веке Касимов разделялся на 3 части: удел касимовских ханов и беков (Татарская слобода и Старый Посад); Ямская слобода (находилась в непосредственном подчинении Москвы), остальная часть города (в том числе Марфина слобода) управлялась касимовским воеводой.
В 1773 году Касимов стал уездным городом Рязанского наместничества. В 1778 город стал центром Касимовского уезда Рязанской губернии.
Окружающие районы стали объектом феодальной эксплуатации, которая получила особенное развитие в восемнадцатом и первой половине девятнадцатого века. К моменту реформы 1861 г. в уезде насчитывалось 42 дворянина-землевладельца. Некоторые из них были крупнейшими земельными магнатами, имевшими во владении несколько десятков тысяч десятин. Более 80 % всех крестьян уезда находилось в крепостной зависимости от крупных и мелких землевладельцев.
В первой половине XIX века в городе стала развиваться промышленность, которая в ряде случаев основывалась на местных промыслах, широко развитых в уезде. В конце XIX века Касимов становится довольно крупным торгово-промышленным городом. В нем проживало в то время (по переписи 1897 г.) 13500 человек.
Облик Касимова был типичным для многих уездных городов Российской империи. Здесь было около 40 трактиров и лишь одна больница на 50 коек; 15 церквей и только три средних учебных заведения.
В 1910 году население составляло 17 тысяч человек. В 1929 году Касимов стал административным центром Касимовского района в составе Московской области, а в 1937 году район вошёл в состав Рязанской области.
В 1991 году, когда СССР утратил почти весь свой золотой запас, в Касимове был открыт золотоперерабатывающий завод. В том же году он дал первую плавку. Тогда же там началась криминальная война за контроль над хищениями с завода, на полях которой полегло свыше 50 человек. В 2009 году на аффинаж (металлургический процесс получения высокочистых благородных металлов путём отделения от них загрязняющих примесей) завода поступило 30 тонн золота, 117 тонн серебра, 0,4 тонны платины и 0,5 тонны палладия.
           Интересные факты из истории Касимова
Касимовский хан ставший царем Всея Руси.    После смерти в 1567 Шах-Али на Касимовском престоле оказывается Саин-Булат, правнук последнего великого большеордынского хана Ахмата. Через 6 лет, в 1573 году, он принимает крещение под именем Симеон. 30 октября 1575, через два года после крещения, Иван Грозный делает его "царем и великим князем Всея Руси, великим князем Тверским". Венчан в Успенском соборе в Кремле, как положено. Известен летописям как Симеон Бекбулатович. Иван Грозный стал называть себя "холопом Ивашкой". Правление Симеона продолжалось 11 месяцев, после чего Иван смещает его, щедро награждает Тверью и Торжком.
Последний Касимовский царь — шут Петра Первого.    В 1722 году, направляясь по Оке в Персидский поход, Петр Первый во второй раз побывал в Касимове. В свите Петра Первого был шут и острослов Иван Балакирев, выходец из старинного дворянского рода. Он узнал, что титул правителя города не занят и попросил у царя позволения именоваться ханом касимовским. Царь в шутку дал согласие, так в Касимове снова появился «хан». Первоначально этот титул был формальным, но после смерти Петра Первого, по указу Екатерины I, Балакирев получил право владения бывшими имениями касимовских царей, чин поручика лейб-гвардии, и титул «царя касимовского». Умер Иван Балакирев в Касимове. Его могила находится за алтарем Георгиевской (Богоявленской) церкви.
           Достопримечательности Касимова

Богоявленская церковь

Церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца   является наиболее старой из православных церквей города Касимова. Она возведена в 1700 году на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по приделу Георгиевской, а в народе Егорьевской. Расположенная на крутом обрыве берега Оки, она хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. На этом месте, с северовосточной стороны Городца Мещерского, в XIII в. находился Богоявленский монастырь.
Вот что говорится о Георгиевской церкви в «Истории города Касимова с древнейших времен» Н.И.Шишкина: "...Эта церковь самая древнейшая из церквей города Касимова. Многие того мнения, что на ее месте находился городецкий Бoгоявленский монастырь), в котором умер в 1263 году Святой Великий Князь Александр Ярославич Невский: возвращаясь из Золотой Орды, куда он ездил ходатайствовать пред ханом за Русскую землю, сделавшись нездоров, еще на дороге он заехал в Мещерский городец и, почувствовав приближение смерти, принял схиму в Городецком Богоявленском монастыре, где вскоре и скончался 14 ноября 1263 года. В схиме он принял имя Алексея. Городецкий Богоявленский монастырь вместе с Мещерским городцем был истреблен монголами в 1376 году, обратившими в пепел города и селения до Мурома".
Церковь Великомученика Георгия была первая основанная русскими в Касимове в эпоху уничтожения Касимовского царства, т. е. в то самое время, когда край и город Касимов начинают населяться русскими. Про основание сей церкви в народе существует такая легенда. На месте Георгиевской церкви был густой непроходимый лес, где спасался пустынник, на которого часто дорогой нападали волки; всякий раз, когда на него нападали волки, он обещался построить церковь Великомученику Георгию, если он спасет его от волков, и Св. Георгий чудесно спасал его; но он свое обещание забывал после избавления от опасности. Однажды на него напало много волков, которые его чуть не загрызли до смерти; он призвал Великомученика Георгия на помощь и опять повторил свое обещание, и Св. Георгий спас его от волков. После этого он исполнил свое обещание, построил деревянную церковь на высоком кургане в воспоминание избавления от опасности; с этих пор волки перестали беспокоить его.
В 1700 году на месте деревянной Георгиевской церкви на средства купца гостиной сотни И. И. Гагина была построена каменная с главным престолом во имя Богоявления Господня. Церковь пятиглавая, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой. Еще более высокая трехъярусная колокольня ее завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в XIX в. Из всех касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII в. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны. Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVII в. и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров.
В 1939 г. храм был закрыт, использовался как склад. А в 1994 году возвращён верующим.

Никольская церковь

Никольская церковь    (1703—05гг.) располагается к северу от Соборной площади, самой высокой точки города, на месте которой стояла в XIV—XVIIвв. крепость Касимова. Никольская церковь построена по благословенной грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана Яворского посадским человеком Яковом Петровичем Яцковым. В XVIIв. здесь был Никольский монастырь, а вся территория к северу от крепости за Никольским оврагом называлась Новым посадом и усиленно заселялась русскими.
Одноглавая каменная Никольская церковь представляет собой небольшой двухсветный четверик, завершенный сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает такой же ширины полукруглая одноэтажная апсида. Первоначальная трапезная являлась продолжением стен четверика. В XIXв. церковь была расширена за счет двух симметрично расположенных пристроек, в которых размещаются приделы, с полукруглыми апсидами. Так было испорчено в XIX в. большинство церквей не только в Касимове. В это время появилось даже образное выражение: «надо церковь распузить». Фасады Никольской церкви скромно оформлены лопатками и простой формы карнизами. Окна обрамлены полуколоннами и треугольными фронтончиками. В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVIII в. Живопись интерьера в 1950 г. реставрирована, а в трапезной части церкви — дополнена. Высокая трехъярусная колокольня завершается большим барабаном с главой, переходящей в шпиль.
Никольская церковь, сверкая белизной стен среди группы окружающих ее деревьев, имеет в панораме города важное значение и украшает его.

Троицкая церковь

Церковь Троицы Живоначальной -   кирпичная четырёхпрестольная церковь "кораблём" с трапезной и колокольней, выстроенная в духе провинциального барокко. Приделы: справа - Никольский, слева - Сергия Радонежского, под звонами колокольни - церковь иконы Одигитрии-Смоленской.
Первое упоминание о деревянной Троицкой церкви относится к 1627 году. Каменная выстроена в 1753 году на средства купца А. Г. Полежаева и прихожан, освящена с приделами в 1763-1765 г.г. (Одигитриевская церковь - в 1788 г.).
Основной объём - восьмерик на четверике с маленьким барабаном и главкой, с овальной апсидой. Трапезная широкая, архитектура испорчена позднейшими переделками XIX в. Восьмигранная колокольня (1772 г.) окружена двухъярусной галереей-гульбищем.
Храм закрыт в 1938 году, здание арендовалось городской строительной организацией. Богослужения возобновлены на главном престоле в 2002 году.

          Святой Сергий Правдолюбов пресвитер, исповедник (1950).
Священноисповедник протоиерей Сергий Правдолюбов родился в 1890 году в селе Маккавеево в Рязанской губернии в семье учителя Касимовского духовного училища (впоследствии протоиерея Успенской церкви г. Касимова) Анатолия Правдолюбова. Род Правдолюбовых был священническим с середины XVII века. Сергий Правдолюбов закончил Рязанскую Духовную Семинарию и Киевскую Духовную Академию, женился и в 1915 году был рукоположен во священника к Спасской церкви в слободе Кукарка в Вятской губернии (впоследствии город Советск). В 1919 году он был назначен настоятелем Троицкого собора в Кукарке. Здесь ему сразу же выпало тяжелое испытание. В город пришел карательный отряд латышских стрелков, ночью они прошли с рейдом по городу, арестовывая и расстреливая на ходу самых влиятельных людей города. Подошли к Троицкому собору и, разбудив сторожа, потребовали сказать, в каком доме живет "главный поп". Сторож показал не на дом благочинного и настоятеля собора отца Сергия, а на дом прежнего настоятеля, который был в преклонных летах и находился на покое, но для сторожа по многолетней привычке и был "главным попом". Старого священника разбудили, вывели из дома и тут же расстреляли. Отец Сергий всегда помнил этот случай и всегда молился о расстрелянном вместо него старом священнике.
Еще раз в том же году отец Сергий избежал смерти. Всех священников города Касимова, в том числе и отца Сергия, арестовали, свезли в лес и велели копать большой ров недалеко от железнодорожной ветки. Все духовенство было уверено, что копают могилу для себя. Плакали, молились. Потом подъехал товарный состав, и начальник прокричал: "Вам, попам, не привыкать к покойницкой вони! Вот мы и пригнали вас сюда разгрузить и закопать 4 вагона тухлой рыбы. После этого, по моей команде, можете быть свободны". Во время того, как отец Сергий копал ров, думая, что роет себе могилу, умер его сын, младенец Владимир.
В 1923 году отец Сергий с семьей (женой и пятью детьми) переехал на родину, в Касимов, где был назначен настоятелем Троицкой церкви. В 1929 году он был арестован вместе со многими другими священнослужителями города и района и приговорен к 2 годам лишения свободы. Прихожане не оставили его, постоянно хлопотали об освобождении своего пастыря, и к Пасхе 1930 года отец Сергий был освобожден. Следующий арест последовал в 1935 году, вместе с братом, иереем Николаем Правдолюбовым, и сыном Анатолием отца Сергия арестовали по "Делу Матроны Анемнясевской". Его приговорили к 5 годам заключения и вместе с сыном отправили в Соловецкий лагерь особого назначения, а через 2 года в Медвежьегорсклаг в Карелии.
Освободился отец Сергий в 1943 году, он вернулся в Касимов, но Троицкая церковь была закрыта, и других священнических мест не было. Отец Сергий со своей семьей существовал случайными требами и временным служением в том или ином храме во время болезни штатных священников. Матушка Лидия Дмитриевна работала и помогала прокормить семью.
В декабре 1943 года протоиерей Сергий Правдолюбов был мобилизован на трудовой фронт в каменоломни в поселке Малеево в Рязанской области. В течение 3-х лет он работал там в качестве сторожа. Эти каменоломни по добыче белого камня ранее являлись местом работы заключенных. Два сына священника Виктор и Сергей были убиты на фронте.
Здоровье отца Сергия было надорвано, он долго не виделся с родными, и в 1944 году он написал духовное завещание, которое называлось "Моим детям и внукам. О том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Тайн".
В 1946 году отец Сергий был назначен настоятелем Спасской церкви в городе Спасске в Рязанской области. В следующем году его сын Анатолий был рукоположен во диакона к этой церкви, а вскоре стал священником и ее новым настоятелем, а его отец уехал жить в село Лебедянь, и до конца дней служил в местном храме. Скончался протоиерей Сергий Правдолюбов в 1950 году в возрасте 60 лет. Его похоронили в Касимове, в Троицкой церкви, настоятелем которой он был 15 лет, из которых год он провел в городской тюрьме, 5 лет в лагерях и 2 года в каменоломнях.

Благовещенская церковь

Благовещенская церковь.   На месте теперешней каменной Благовещенской церкви первоначально была деревянная, которая существовала еще в 1623 году. Каменная церковь была построена, как значится в описях Благовещенской церкви, в 1740 году при священнике Феодоре, а в 1868 году вновь перестроена. В 1784 году при Благовещенской церквисвященником Феодором, строителем Благовещенской церкви, была открыта богодельня; в этом здании впоследствии помещалось духовное правление, в настоящее время это здание сломано.
В Благовещенской церкви находится местночтимая икона Казанской Божией Матери большой величины, написанная для городского магистрата архимандритом Николаевского монастыря в Касимове Олимпием Кангуловым.

Успенская церковь

Церковь Успения Богородицы   была построена в 1756-1775 годах году на средства купца Милованова на месте деревянной, упоминаемой в окладной книге Архиерейского сбора 1676 года.
Церковь пятиглавая, её большой четверик имеет приземистые пропорции и пониженную трехчастную апсиду. Верх четверика оформлен ложными кокошниками. Трехъярусная колокольня возведена в 1789 году. За годы своего существования Успенская церковь неоднократно переделывалась. Так ее главы и кресты были возобновлены в 1810 году. В 1830-х годах архитектор И.С.Гагин пристроил к храму крыльца в ампирном стиле, в это же время были переделаны и некоторые оконные проемы.
Успенская церковь отличается своим великолепным и красивым иконостасом. В этой церкви находится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы.

Вознесенский собор  
Деревянная Вознесенская церковь упоминается под 1627 годом. Каменная церковь была построена на средства касимовского воеводы В. М. Ховрина в 1748 году и, неоднократно благоустраиваясь, просуществовала до начала строительства существующего кирпичного трёхпрестольного собора. Этот последний храм в псевдорусском стиле с элементами псевдоготики с приделами Покровским и Предтеченским возведён в 1854-1867 годах на средства именитых горожан по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина.
В 1920-х храм был закрыт. Колокольня, будучи абсолютной доминантой города, в 1936 году была приспособлена под парашютную вышку и разобрана в 1960-х. В советские годы были также утрачены и четыре боковых барабана с шатровыми завершениями. Вплоть до момента возвращения верующим (в 1998 году) здание было занято спортзалом.
1 июля 2002 года Вознесенский собор – один из красивейших храмов Рязанской епархии - был освящен. Чин великого освящения возглавил святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Церковь Илии Пророка

Церковь Илии Пророка в Старом Посаде  
Первое упоминание о деревянной одноименной церкви в писцовых книгах относится к 1627 году. Кирпичная трёхпрестольная церковь "кораблём" с трапезной и колокольней построена на средства купца Д. С. Какушкина с детьми и освящена в 1848 году. Приделы: справа - тёплый Скорбященский (освящён в 1820 году), слева - Николая и вмчц. Екатерины на одном престоле (освящён в 1858 году).
Архитектура носит элементы как классицизма, так и ампира, но отличается цельностью и изяществом. Основной объём - ротонда на двусветном четверике. Стройная трёхъярусная колокольня с большой главой, завершающейся шпилем, выстроена в 1866 Году.
Церковь была закрыта в 1941 году, разграблена, пустовала. Ремонтные работы начались с 2002 года. Первый молебен состоялся в 2003 году.

Мечеть с минаретом

Ханская мечеть   (мечеть Касим-хана) — мпамятник татарской культовой архитектуры. Двухэтажное здание с куполом в стиле классицизма с двухъярусным минаретом в виде невысокого цилиндра под стрельчатым куполом, поставленным на массивное основание.
По преданию, мечеть была построена первым правителем Касимовского ханства царевичем Касимом в XV веке. По другим данным, например, согласно произведению придворного летописца хана Ураз-Мухаммеда, Кадыр-Али бия, была построена ханом Шах-Али, то есть, в XVI веке. От древней постройки сохранился лишь каменный минарет. Здание кирпичной мечети было разрушено в 1702 г. по приказу Петра I.
В 1768 г. на старом фундаменте вплотную к старому минарету по разрешению и именному указу Екатерины II усилиями Бектемира сеида и его сына Бурхана сеида Шакуловых, Ибрагима мурзы Чанышева и др. было построено из камня одноэтажное здание мечети, крытое четырёхскатной тесовой крышей. Об этом свидетельствует текст указа царицы Екатерины II, а также надпись на стене мечети:
«Указ Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской из Касимовской Воеводской канцелярии города Касимова Татарской слободы сотнику Сеит-Бектемирову сыну Шакулову.
Сего 1768 года февраля 13-го дня в присланном от Его Превосходительства г-на генерал-майора и кавалера и Воронежской губернии губернатора Алексея Михайловича Маслова в Касимовскую Воеводскую канцелярию предложении написано: Ея Императорское Величество имянным изустным ему указом сего месяца 18 числа, высочайше повелеть соизволила, по прошению города Касимова мурзы Ибрагима Чанышева, Бурхая Шакулова, построить в том городе Татарам для молитвы их мечеть; объявя сие Ея Императорскаго Величества повеление, Касимовской Воеводской канцелярии рекомендует во исполнение онаго, города Касимова Татарам ту мечеть строить позволить, и препятствия в том им не чинить; и во исполнение онаго предложения в Касимовской Воеводской канцелярии определено: с прописанием онаго к тебе Шакулову послать указом объявить, что онаго города Касимова Татарам ту мечеть строить позволяется, и тебе Шакулову учинить о том по сему Ея Императорскаго Величеству указу. Апреля 9 дня 1768 года ».

На стене мечети над дверью вделан камень с надписью на старотатарском. Её перевод заключается в следующем: «1182 (1768) года эту мечеть в месяце раби-эль-аввале (июнь — июль) соорудили: Бектемир сеид, Бурхан сеид, Ибрагим мурза Чанышев, Абдулла мурза, Муса сеид, Мустафа сеид, Сулейман мурза, Темир-Булат сеид, Юсуф мурза Чанышев, Муртаза сеид, Мухаммед сеид, Ибрагим мурза Максютов, Якуб мурза, Муса мурза Девлетгильдеевы, Юсуф мурза, Ибрагим мурза Максютовы, Мустафа мурза, Темир-Булат сеид Шакулов».
В 1835 г. одноэтажное здание усилиями сына и внука Бурхана Бектемировича, Салиха сеида и его сына Хамзы сеида Шакуловых, было надстроено вторым этажом из кирпича.
Мечеть XIX в. представляет собой прямоугольный двухэтажный объем с минаретом у северо-западного угла. При входе с северной стороны расположены сени, из которых можно пройти в теплую молельню, находящуюся в южной половине здания, и в башню; восточную часть мечети занимают две кладовые с отдельным входом. На втором этаже помещается прихожая и летняя молельня, которая отделана мрамором. Над крышей возвышается шпиль с «яблоком» и стоящим над ним полумесяцем — символом магометанской веры.
В минарете имеется винтовая лестница, сложенная из белокаменных блоков, по которой можно подняться на его ходовую площадку; она освещается маленькими щелевидными окнами. Круглая сравнительно узкая верхняя часть минарета завершается белокаменным сводом.
С 1930-х гг. здание используется в качестве музея.

По материалам Википедии