Увеличить
О-в Коневец

Остров Коневец расположен на западе Ладожского озера, от берега его отделяет Коневецкий пролив. Наибольшая длина острова не превышает 5 км, а ширина - 2 км. Название острова происходит от находящегося здесь Конь-камня  — валуна из серого гранита с прожилками кварца размером примерно 9x6 метров, высотой чуть более 4 метров и весом более 750 тонн. До конца XIV века камень служил местом языческих жертвоприношений. Жители побережья, использовавшие остров как пастбище, на этом камне ежегодно приносили в жертву коня. Западный берег острова почти на всем протяжении круто обрывается в сторону озера и имеет неширокую полоску пляжа под уступом. С восточной же стороны остров отличается изрезанностью береговой линии - вытянутыми узкими полуостровами и широкими заливами между ними. Каменистые отмели здесь тянутся на сотни метров от берега; часть из них густо поросла тростником.
Основные постройки монастыря сосредоточены в южной части острова на первой надпойменной террасе с типичным для песчаных почв растительным покровом - сосновыми лесами. Здесь встречаются, хотя и редко, старые мощные великаны - свидетели возрождения монастыря в Петровские времена, но чаще - двухсотлетние и более молодые насаждения, возникавшие естественным образом после рубок леса, ветровалов или пожаров. В центре острова больше ельников, часть из которых заболочена. Нередко эти темные леса представляют собой труднопроходимые и малопривлекательные на вид заросли. Лес всегда был и остается главным богатством острова. Монастырь, находясь на самообеспечении, не мог себе позволить бесхозяйственного отношения к природным ресурсам. Лес ше на дрова и строительство, продавался на сторону.
Необходимость кормить себя и многочисленных паломников вынуждала монахов осваивать часть территории острова под пашню и сенокосные угодья. Хлебные злаки (рожь, овес, ячмень) давали, как отмечают очевидцы, хороший урожай, но все равно приходилось докупать на берегу до трехсот кулей хлеба (1 куль - около 9 пудов), а вот сенокосы были «скудны», и количество скота ограничивалось в прошлом тремя десятками коров и бычков и парой десятков лошадей. Основные пахотные земли располагались на Святой горе и у ее подножья. Сейчас эти участки часто заболочены. Часть земель восстанавливается под картофельные поля и огороды там, где они ранее были.
Когда-то основу монастырского хозяйства составляло рыболовство, был свой небольшой рыболовный флот, а часть рыбных угодий возле острова монастырь даже сдавал в аренду. Ловился здесь ладожский лосось, семга, сиг. Проведенные Институтом озероведения РАН исследования показали, что вода у острова Коневец прозрачнее, чем у Валамского архипелага, и общая плотность рыб рядом с островом в два раза выше, чем у Валаама.
Кроме природных ландшафтов на острове уже полтора столетия существует пейзажный парк. Начинается он почти у самой гавани, и аллеи из клена, дуба и липы ведут наверх, к воротам монастыря. В пространстве между рядами деревьев еще встречаются мощные экземпляры дуба, а на пересечении дорожек монахи когда-то соорудили из причудливой формы камней подобие альпийских горок, сейчас поросших кустами розы и спиреи.
В начале XX века на песчаной косе Стрелке была выстроена деревянная часовня; вокруг нее высадили горную сосну, саженцы которой (родиной с Балкан) были завезены, скорее всего, из Финляндии. Так появилась роща низкорослой и полустелющейся декоративной древесной породы, хорошо закрепляющей подвижные пески.
Своеобразный садово-парковый комплекс сформировался внутри монастырского каре. Крупные деревья сохранились сейчас только у трапезной, еще недавно среди них рос старый кедр (сибирская сосна), а несколько лип и кленов были спилены монахами уже в самые последние годы, чтобы открыть вид на собор. Вдоль монашеских келий растут немногочисленные плодовые деревья - яблони и сливы, кусты смородины и крыжовника, разбиты цветочные клумбы.
На южной стороне Святой горы скрывается от северных ветров монастырский сад. Когда-то здесь стоял домик садовника, был поливочный пруд, работала дренажная система. Сохранилось не более 20 яблонь, некоторым из которых перевалило за 100 лет.
К северу от Святой горы темная лесная дорога ведет к горе Змеиной, расположенной почти в самом центре острова. Это небольшая возвышенность с очнь крутыми каменистыми откосами получила свое название в связи с вытянутой и извилистой формой. Здесь в лесной тиши можно встретить белку, лису, зайца, лося, но змей местные жители не видели никогда!

Это интересно!
Исторически остров Коневец был включён в состав Российской империи при Петре I.
В 1917—1940 годах входил в состав независимой Финляндии.
После окончания Великой Отечественной войны на Коневце разместилась военно-морская база, остров был закрыт. Здесь проводились испытания разных видов оружия. Следы деятельности военных можно видеть практически в любой точке острова до сих пор. Испытания продолжались вплоть до самой перестройки, и по сей день полигон остаётся действующим.

История Коневского монастыря

  Увеличить
План-схема

Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь был основан в конце XIV века Преподобным Арсением .
Преподобный Арсений Коневский, уроженец Великого Новгорода, в 20-летнем возрасте ушел в пригородный Лисогорский монастырь, где принял постриг. Познакомившись с афонскими монахами, он отправился на Святую Гору Афон. На Афоне Преподобному Арсению было явлено, что он должен стать основателем монастыря во имя Богородицы на севере Руси. Вернувшись на родину и получив благословение новгородского владыки Иоанна, Преподобный Арсений отправляется по реке Волхов на север в поисках уединеного места для основания обители. Заставшая его в пути буря прибила лодку к Коневцу. Несколько раз Арсений пытался отчалить от острова и продолжить свой путь, но волны снова и снова возвращали его обратно. Он понял, что это не случайно, и решил остаться. На берегу Арсений встретил рыбака, от которого и узнал о жертвоприношениях, совершаемых на Конь-камне. В то время Коневец был безлюден. Люди боялись там жить, считалось, что в огромном Конь-камне обитали злые духи. Впечатления Арсения от увиденного были довольно мрачные:
«Пуще дремучего леса ужасом бесовским окружённый» . Он взял образ Богородицы и совершил вокруг Конь-камня крёстный ход, а затем окропил валун святой водой. Согласно житию святого Арсения, после этого обряда духи вышли из камня, превратились в чёрных воронов и улетели прочь, к противоположному берегу Ладожского озера, к Чёртовой бухте, где бросились в воду. В наши дни эта бухта называется Владимирской. Именно тогда, якобы, вместе с бесами с острова исчезли и змеи, которых там нет до сих пор.

  Увеличить
Коневская икона Пресвятой Богородицы (Ново-Валаамский монастырь, Финляндия)

Три года преподобный Арсений жил там в совершенном уединении. За это время слава о подвижничестве коневецкого отшельника разнеслась по всей Руси, и к нему стали приходить ученики. С благословения архиепископа Новгородского в 1396 году на острове был учрежден мужской монастырь, первым игуменом которого стал Преподобный Арсений. С Афона он привез с собой икону Пресвятой Богородицы, получившей название Коневской или Акафистной. На ней изображена Богородица с Младенцем, играющим с птенцом голубя, символизирующим духовную чистоту. В настоящее время чудотворная икона находится в соборном храме Ново-Валаамского монастыря (Финляндия).
Первая церковь во имя Рождества Богородицы была построена Преподобным Арсением и его учениками в 1398 году. После кончины Пpеподобного Аpсения (1444 или 1447 г.), обитель, расположенная близ границы новгородских и шведских владений, не раз подвергалась нападениям и разорениям. Она восстанавливалась благодаря попечительству государей Василия III, Иоанна IV Грозного, Феодоpа Иоанновича и Бориса Феодоpовича. В конце царствования Ивана Грозного на месте предшествующего храма был возведен величественный каменный собор, хорошо сохранившиеся фундаменты которого были выявлены в основании нынешнего собора археологической экспедицией Санкт-Петербургского университета в 1996 году.
Дважды, в 1577 и 1610 годах, шведы захватывали остpов, не имевший оборонительных укреплений. Коневские иноки вынуждены были покинуть монастырь и обосноваться в Деревяницком Воскресенском монастыре под Новгородом. До победоносного для России окончания Северной войны Коневец находился под шведским владычеством, собор был фактически разрушен. В 1718 году
Петp I издал указ о возобновлении монастыpя. Строитель иеромонах Тихон с братией уже на следующий год выстроили деpевянную цеpковь во имя Святого Николая Чудотворца. Сохранившиеся сегодня постройки были возведены, в основном, в XIX и начале XX века. На эту пору и приходится самый расцвет монастыря.
В разное время в Коневском монастыре бывали император
Александр II в сопровождении семейства и свиты (1858), писатели Н.С.Лесков (Коневцу посвящен его очерк «Монашеские острова на Ладожском озере», 1873), В.И.Немирович-Данченко и А.Дюма, поэт Ф.И.Тютчев. Неоднократно в монастыре молился благочинный монастырей С.-Петербургской епархии архимандрит Игнатий (Брянчанинов) , известный духовный писатель и подвижник, канонизированный в 1988 году. Им в 1849 г. была освящена церковь во имя Преподобного Арсения Коневского в северо-восточной части монастырского каре.
С 1917 по 1940 год монастырь действовал, поскольку остров Коневец оказался на территории Финляндии. К 1932 году в обители оставалось 75 человек братии — не было притока новых насельников из России, пагубно отразилась на жизни обители смута, связанная с введением нового календарного стиля в Финляндской православной церкви, ставшей автономной под возглавлением Константинопольскогопатриарха. Настоятелем монастыря с 1930 года был игумен Маврикий (Сережин). До прихода вмонастырь, во время службы в армии, он был связным генерала
Маннергейма , с чем, возможно, связано посещение пследним Коневца. На острове были размещены штаб (в каменной гостинице) и две батареи береговой артиллерии финской армии. Постоянные богослужения в это время совершались тоько в соборе. С началом советско-финской войны часть церковной утвари была вывезена, но большая часть осталась — в частности, иконостасы и колокола всех церквей, кроме звонов Казанского скита. В 1941 году часть иноков вновь прибыли на остров, пытаясь возродить монашескую жизнь. Все храмы, кроме Никольского, к тому времени были полность разорены. В 1944 году у алтаря собора был погребен умерший в эвакуации игумен Маврикий.19 августа того же года последние из братии навсегда покинули остров, отошедший к Советскому Союзу. После периода скитаний 32 коневских инока обосновались в усадьбе Хиекка коммуны Кейтеле, где монастырь просуществовал до 1956 года. 31 августа 1956 года девять оставшихся в живых монахов перехали в Ново-Валаамский монастырь, взяв с собой Чудотворную Коневскую икону.
После окончания Великой Отечественной войны на Коневце была размещена военно-морская база. На протяжении почти 50 лет остров оставался закрытой зоной и служил для военных испытательным полигоном. Берег острова был огорожен колючей проволокой, в акватории острова был запрещён проход гражданских судов. В первые годы существования полигона здесь разрабатывались и испытывались образцы советского химического оружия, производились испытания ракет на твёрдом топливе, торпедного и минного оружия. За это время монастырь подвергся сильному разрушению, внутреннее убранство храмов было практически полностью утрачено. Основные испытания проводились на полигоне в 50-60-е годы. Тогда население острова составляло несколько сотен человек. Военные создали на острове развитую инфраструктуру, имели собственное хозяйство. В конце 80-х испытания стали сворачиваться, полигон утратил своё значение. Бесхозные монастырские постройки были предоставлены разрушительному воздействию времени.
В 1990 году монастырь был возвращён церкви. В ноябре 1991 года под полом нижнего храмабыли обретены мощи Преподобного Арсения — главная святыня монастыря.


Памятники истории и архитектуры на острове Коневец
От причала к монастырю поднимается кленовая аллея. По левую сторону аллеи на возвышенном месте видна двухэтажная с мезонинами каменная гостиница («Белая гостиница»), построенная предположительно в 1860 году по проекту архитектора И.Б.Слупского. Здание стоит на гранитном цоколе, стены кирпичные, оштукатурены снаружи только с трёх сторон (задняя стена в целях экономии была оставлена кирпичной). Главный фасад, обращенный к парку, был бы довольно простым, не будь мезонинов с узкими полуциркульными окнами по краям здания и большого витражного окна над центральным парадным входом, через которое освещалась часовня на втором этаже. В советское время кельи гостиницы использовались как квартиры для офицеров. Было проведено паровое отопление, а печи переделаны в стенные шкафы. Сейчас в Белой гостинице летом живут трудники монастыря.
Метрах в двухстах от гостиницы находится небольшое кирпичное здание — бывшая кузница. Строилось здание в 1829 году и должно было стать мельницей, но место для этой цели было выбрана неудачно, поэтому было решено использовать его иначе. За кузницей — бывшее монастырское гумно с сараями.
От центральной аллеи вправо, по краю крутого склона, идет дорожка, огибающая юго-западную монастырскую башню. Она приводит к другой гостинице, деревянной, постороенной в 1843 году. При строительстве были использованы сосновные бревна диаметром до 50 см, заготовленные в лесу острова. Здание гостиницы двухэтажное, в средней части возвышается мезонин в пять окон.

Коневский монастырь

Ансамбль Коневского Рождествено-Богородичного монастыря
Пройти на территорию монастыря можно через арочный проем в нижней части колокольни. На стенах арки сохранились росписи. В советское время роспись арки была закрашена толстым слоем известковой краски, но реставраторам из Санкт-Петербурга удалось восстановить фресковую живопись, характерную по технике исполнения только для этих мест. Сюжет композиции на правой стене повествует о событии, произошедшем в XVII веке,во время войны между Россией и Швецией, когда Коневский монастырь подвергся разорению, в двое монахов попав в шведский плен, чудесным образом освободились от него благодаря заступничеству Коневской Божией Матери. В основу второго сюжета легло историческое событие посещения острова Новгородским архиепископом Евфимием.
Колокольня имеет три этажа, высота от основания до креста около 35 метров. Ярус звона имеет форму восьмерика, в каждой грани которого расположены высокие полуциркульные проемы с деревянными балками для крепления колоколов, которых ранее насчитывалось до десяти. Самый главный из них, весом в 204 пуда, висел на мощных крестовых балках внутри восьмерика. Арочный проход под колокольней закрывали Святые Врата. Изготовлены они были из дерева и обиты медными листами с росписью. На правой половине был изображен основатель обители Препообный Арсений с Коневский Божией Матерью и парящими ангелами над головой. На левой — Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, над головой у которого — Нерукотворный образ Христа Спасителя с ангелами. В самой верхней части ворот, в полуциркуле, был изображен Бог Саваоф с исходящим от него Духом Святым в виде голубя. Врата были полностью утрачены.

Пмятная стела

По правую сторону аллеи, ведущей от колокольни к паперти собора, в память о посещении обители в 1858 году Александром II с семейством был установлен пирамидальный обелиск из путиловского камня. В настоящее время памятник перенесен на аллею, ведущую от причала к монастырю (ближе к часовне Николая Чудотворца).
Традиционно монастырские постройки расположены в виде каре. Справа и слева от колокольни расположены каменные двухэтажные корпуса. Две небольшие одноэтажные вставки связывают их с основанием колокольни. В правой из них хранили овощи, а в левой находилась общая для звонаря и привратника келия. Сами же корпуса, в виде ломаных линий, простираются к северу и югу. В южном корпусе второй этаж занимали покои настоятеля и его келейника, приемная и архив. На первом этаже находилась келия казначея. Нижний этаж южного корпуса и два изворота верхнего, ближайших к колокольне, были построены в 1808-1810 г.г. Третий изворот верхнего этажа был надстроен в 1851 г. по плану архитектора А.М.Горностаева. В образовавшемся изломе со стороны главного фасада был устроен внутренний игуменский дворик, окруженный высокой каменной оградой с воротами.
В северном корпусе на первом этаже размещались келарская кладовая, поварня и трапезная, хлебодарня и хлебопекарня. На втором этаже находились братские келии и трапезная. Симметрично игуменскому дворику в изломе северного корпуса располагался хозяйственный дворик.
Северная и южная стороны монастырского каре соединяются с западной воротами и начинаются просторными квадратными башнями в ширину корпуса. В северо-западной башне помещался хлебный запас, в юго-западной находились кладовая для провизии и квасоварня с погребом. Восточная сторона примыкает к северной и южной также посредством башен, в которых были устроены две церкви: с севера — во имя Преподобного Арсения, с юга — во имя Святителя Николая Чудотворца. В средней части восточной линии застройки находится воротная башня. Здесь располагалась монастырская библиотека, в которой хранились древние рукописи, книги Священного Писания, Писания Святых Отцов, богослужебные книги, исторические, философские, медицинские книги — всего более восьми тысяч томов. Справа и слева от воротной башни расположились двухэтажные келейные корпуса. Они соединяются с башнями одноэтажными зданиями, в которых размещались монастырский музей и аптека с провизорской.

Рождественский собор

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы
Рождественский собор — главная достопримечательность и святыня монастыря. Это одна из самых старых построек обители. Место для строительства собора было выбрано самим преподобным Арсением в 1421 году после наводнения, ставшего причиной переноса монастыря на более возвышенное место, подальше от берега Ладоги. Собор неоднократно разорялся и отстраивался заново на прежнем фундаменте. Существующая ныне постройка, по-видимому, уже четвертая на этом месте.
Первый деревянный собор, построенный ещё самим Арсением, сгорел в пожаре 1574 года, когда островом в первый раз завладели шведы, а монастырь был разорён и сожжён дотла. Когда монахи вернулись на остров в конце XVI века, собор был отстроен вновь, уже в камне. Коневский монастырь был в числе немногих обителей Русского севера, где началось каменное строительство. В 1610 году шведы вторично захватили остров Коневец. Каменный собор был разобран до основания, а строительный материал увезён в город Кексгольм (нынешний Приозерск) и использован для строительства кирхи и крепостных укреплений. Северная война 1700-1721 годов вернула некогда принадлежавшие России Приладожские и Карельские земли. В 1766 году на средства благотворителей был выстроен одноглавый каменный собор с деревянным куполом. Но уже к концу XVIII века собор обветшал. И в мае 1800 года было начато строительство ныне существующего здания храма. В качестве основы проекта собора был взят уже имевшейся тогда в епархии проект некоего храма, автором которого был столичный архитектор Степан Гаврилович Иванов. Этот проект переработал Коневецкий иеромонах Сильвестр. За год был выстроен и перекрыт деревянной крышей первый этаж. Однако отсутствие средств не позволило завершить постройку. В 1802 году на деньги, пожертвованные императором
Александром I , достраивается второй этаж и завершается отделкуа первого. В том же году 12 июня нижний храм был освящена во имя Сретения Господня. Этот храм был зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение. Верхний храм был устроен как летний. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был лишь в 1809 году на средства петербургского купца Я.В.Кривоносова, пожертвовавшего 4 тыс. рублей ассигнациями. В день памяти преподобного Арсения, 12 июня, верхний храм был освящен, как и древний, в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Планы построенного при преподобном Арсении крестово-купольного храма и нынешнего (кроме западной его части) полностью совпадают. Высота собора с крестом — 34 метра, ширина — 19 метров (с папертью и крыльцом — 44,5 метра). Здание собора вобрало в себя традиции древнерусской архитектуры, мотивы эпохи барокко и влияние набравшего силу классицизма, гармонично объединив все это. В конце 60-х годов XIX века к собору с западной стороны была сделана пристройка с башенкой Так появилась дополнительная площадь для ризницы, а вход на второй этаж стал закрытым.
Ряд икон в храме принадлежал кисти знаменитого русского и украинского художника
Владимира Лукича Боровиковского (ныне утрачены).
В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря — рака с мощами преподобного Арсения и список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери.

Храм во имя Святителя Николая Чудотворца
Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца находится в юго-восточной части монастырского каре на месте некогда стоявшей здесь, рядом с братским монастырским кладбищем, старой деревянной церкви. В начале XIX века деревянный храм обветшал и в 1812-1815 годах был заменен каменным. В паперти церкви были похгребены тела благотворителей обители и братии, в том числе отца Сильвестра — автора проекта Рождественского собора.
В церкви находился образ преподобного Арсения с древней раки и небольшой четырехъярусный иконостас — редчайший образец искусства XVI века. К сожалению, в советское время, когда военные заняли остров, исчезли и иконостас, и крест, установленный в 1719 году, и все древние иконы. От монастырского кладбища тоже почти ничего не осталось, кроме ограды.

Храм во имя Преподобного Арсения
Церковь во имя преподобного Арсения находится в северо-восточной башне. Строилась она в 1849 году как больничная церковь. Храм освящал тогдашний благочинный Санкт-Петербургской епархии, будущий святитель Игнатий (Брянчанинов).

Казанский скит

Скит во имя Казанской иконы Божьей Матери
Казанской скит был построен в 1794—1796 г.г. на месте явления Богородицы старцу Иоакиму. Близ Святой горы был устроен небольшой кирпичный завод, где изготовлялся строительный материал для будущего скита. В 1794 году была заложена каменная церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Храм небольшой: длиной 18 метров и шириной 7 метров. Венчает еге одна луковичная главка. Восточная часть храма выполнена в виде полукружия — алтарной апсиды, над западной возвышается одноярусная колокольня, на которой было семь колоколов. Самый большой, весом 738 кг, подарил монастырю купец Целибеев, а два средней величины — в 246 кг и 492 кг — известный благотворитель Валаамского и Коневского монастырей, купец из г. Фридрихсгольма Ф Набликов. В стиле постройки угадываются традиции древнерусского храмового зодчества с несомненным влиянием русского барокко XVIII века. По образцу древнерусских храмов внутри стены церкви и колокольни были побелены и не имели каких-либо особых украшений. Монашеские корпуса образуют вокруг церкви прямоугольник длиной 44 метра и шириной 30 метров. В них некогда размещались монашеские кельи, общая трапезная и кладовые.
В летнее время насельники скита занимались огородом, заготавливали дрова. Осенью убирали урожай и заготавливали овощи, зимой занимались рукоделием. По традиции жизни в скиту братия должна была обеспечивать себя всем сама. Пища всегда была постная, без рыбы и молока.
Монашеская жизнь в скиту возрождается. Внутрь скита вход мирянам без специального благословения запрещён.

Коневский скит

Скит во имя Коневской иконы Божьей Матери
Скит расположен на самом берегу Владычной бухты в юго-восточной части острова на месте первого монастыря, построенного в 1398 г. основателем обители — Преподобным Арсением. Вначале на месте деревянного монастыря была поставлена памятная часовня, и лишь в 1874 году началось строительство скита по проекту архитектора И.Б.Слупского. Центром композиции являлась великолепная по внешнему и внутреннему убранству церковь в русско-византийском стиле, построенная из кирпича на мощном гранитном цоколе.
Довольно скромно по сравнению с церковью выглядит двухэтажный келейный корпус. По периметру скита устроена сплошная высокая ограда с тесовой кровлей. По углам ограды — башенки с шатровым завершением и главками с крестами. С западной строны в ограде находятся трехчастные ворота с килевидными арками.

Часовня Успения Божьей Матери

Часовня во имя Успения Божьей Матери
Часовня Успения Божией Матери по праву считается самой красивой деревянной постройкой обители. Она выдержана в формах русского стиля: крыльцо, шатер, луковичная главка с крестом. Построена она была в 1899 году взамен сломанного бурей деревянного поклонного креста, установленного на месте, где любил отдыхать Преподобный Арсений.
При входе в часовню помещены изображения преподобного Арсения и святителя Евфимия Новгородского, с восточной стороны доныне сохраняется образ Воскресения Христова. Ныне часовня полностью отреставрирована и восстановлена. Внутреннее убранство часовни не сохранилось.
За часовней, с ее восточной стороны, находится могила князя Манвелова. Князь Николай Иванович Манвелов происходил из старинного грузинского рода. Многие годы он приезжал на Коневец, иногда на всю осень. По мере сил он помогал обители, особенно престарелым инокам. Набожный и кроткий, он любил беседовать с монахами, в особенности — со старцем Коневского монастыря о. Израилем (Дружининым). Князь опросил похоронить себя рядом с крестом на месте отдыха преподобного Арсения. Николай Иванович умер в Петербурге, через два месяца после преставления о. Израиля. Завещание князя выполнили его родные. Надпись на надгробном памятнике, частично уцелевшем, гласит: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Князь Николай Иванович Манвелов. Родился в 1780 г., а скончался в 1856 году, 3 мая».
Дорога от Успенской часовни ведет через сосновый лес на Святую Гору, к Казанскому скиту.

Часовня явления Божией Матери

Часовня явления Божией Матери
Часовня считается самой старой постройкой на Коневце. Она поставлена на Святой горе в память о явлении Божией Матери старцу Иоакиму. Часовня стоит у самого края Святой горы, в юго-западной её части, на месте, где до этого находился деревянный поклонный крест, воздвигнутый ещё при жизни Преподобного Арсения. Уже в XVIII веке крест пришёл в ветхость, и в 1740 году, сразу после возобновления монастыря после шведского разорения, на месте креста была поставлена небольшая деревянная часовенка, а остатки самого креста были перенесены внутрь часовни и сохранялись там вплоть до прихода на Коневец частей Красной армии. Во второй половине XIX в. неоднократно часовня перестраивалась.
В годы советской власти она была перенесена со Святой горы к причалу и использовалась как контрольно-пропускной пункт. На крыше бывшей часовни был установлен небольшой маяк. Когда остров вновь вернулся монастырю в 1991 году, часовню восстановили и перенесли на старое место, однако внутреннее убранство часовни пришлось полностью воссоздать.

Часовня на Конь-камне

Часовня Арсения Коневского на Конь-камне
У подножия северного склона Святой горы лежит огромный валун, своей формой напоминающий череп лошади. По преданию Преподобный Арсений изгнал обитавших под конь-камнем злых духов. В честь этого события на вершине камня была установлена маленькая деревянная часовня во имя Арсения Коневского — жемчужина острова Коневец.
Достоверной информации о том, когда именно была возведена первая часовня на Конь-камне, не обнаружено. Возможно, это произошло в самом начале основания монастыря. В годы шведского запустения, часовня была уничтожена и восстановлена при настоятеле Иларионе лишь в 1815 году. Высота часовни составляла около 3 метров, имелась небольшая галерея. Внутри располагались «простой работы» иконы и крест, изготовленный из дерева.
Современная часовня с симпатичными оконными наличниками, декорированными пропильной резьбой, была построена в 1895 году. Ныне она полностью отреставрирована. В часовню можно подняться по деревянной лестнице. Внутреннее убранство лишено украшений, отличается простотой и скромностью: потолок и стены выкрашены краской белого тона. Только на восточной стене можно увидеть 2 иконы современного письма: одна — во имя преподобного Арсения, другая — в честь Божией Матери Коневской.

Часовня Николая Чудотворца

Часовня Николая Чудотворца
Еще в 1940-е годы со стороны озера монастырскую гавань защищал от волн своеобразный обруч из бревенчатых кряжей, заполненных камнями и укрепленных с береговой стороны тщательно подогнанными гранитными блоками. Ныне из всех зданий и сооружений, составлявших некогда комплекс монастырской гавани, сохранились лишь часовня и странноприимный дом.
Каменная часовня в честь Святителя Николая была построена в 1815 году при игумене Иларионе. По традиции прибывавшие на остров паломники совершали здесь молебен о благополучном прибытии на остров (Святитель Николай покровительствует всем плавающим и путешествующим). В середине XIX века вокруг часовни высадили клены, от неё к обители также ведет кленовая аллея.
К югу от часовни расположено небольшое двухэтажное кирпичное здание, построенное предположительно в 1866 году. Это странноприимный дом — гостиница для бедных людей, которым монастырь по традиции давал приют на несколько дней. Здание спроектировано известным петербургским зодчим, академиком архитектуры, Иваном Блажеевичем Слупским. Благодаря стараниям реставраторов, часовня обрела свой первоначальный облик.
Неподалеку от часовни находится перенесенный сюда из стен сонастыря обелиск в память о посещении в 1858 году Коневецкого монастыря императором Александром II с семейством.



По материалам Википедии и сайтов https://tonkosti.ru/, http://turbina.ru/, http://fb.ru,

http://monasterium.ru, http://www.pravoslavie.ru, https://elena-smirnova.ru