Козельск
По Новгородским летописям город известен с 1146 года и по праву является одним из древнейших городов России, он даже на год старше Москвы.
Козельск был основан на месте древних поселений славян-вятичей. Сначала он относился к Черниговскому княжеству. Впоследствии выделился в самостоятельный удел и отошёл к Новгород-Северскому княжеству. Первым князем, получившим в свое ведение Козельск стал Мстислав Святославич, не раз участвовавший в сражениях с половцами.

Почитай!

В 1223 году князь Мстислав Святославич вместе со своим старшим сыном в битве с татарами на реке Калке, куда привел князь свои полки, погибли. Козельск перешёл во владение к малолетнему сыну князя Мстислава, Василию. Однако время его правления было весьма непродолжительным. Когда князю Василию исполнилось 12 лет, в апреле 1238 года татаро-монгольские полчища ступили на землю Черниговкого княжества и вплотную подошли к стенам Козельска. Семь долгих недель продолжалась осада крепости, и шли ожесточенные и кровопролитные бои. Мужественно обороняли жители свой город, четыре тысячи воинов оставил Батый под его стенами, потеряв в боях троих сыновей. Прорвав осаду города и захватив его, хан приказал истребить всех оставшихся в живых « ...до млеко сосущих». По масштабам массового героизма, воинской отваги и доблести оборона Козельска стала одной из самых героических оборон, известных на территории нынешней России. «Злой город» - так назвал его сам хан Батый.
В XIV веке город попал в центр интересов Москвы и Литвы, которые стремились расширить свои территории. В конце XIV века годы город Козельск входит в состав Литвы. Пытаясь сохранить самостоятельность, правители Козельска находят союзников в лице Рязанского княжества. В 1370 году князь Иван Козельский сбегает со службы у литовского князя Ольгерда в Рязань за военной подмогой и возвращает свои земли. Ольгерд предпринимает новый поход и опять захватывает часть козельских земель. Теперь княжество было разбито на две части, и граница между ними пошла по реке Жиздре у самого Козельска.
После смерти князя Олега Рязанского, союзника Козельского князя Ивана, в 1402 году Козельск захватила Москва. В 1408 году город Козельск обменивают на город Ржев и Волоколамск у князя Владимира Андреевича Храброго, и он стал принадлежать уделу серпуховско-боровских князей. В 1445 года Козельск опять переходит в ведение Литвы, и только в 1494 году входит в состав Московского государства, и Москва закрепляет этот факт в договорной грамоте великого князя Ивана Васильевича с литовским князем Александром Казимировичем.
В начале XVI века в Козельске возводится новая крепость для защиты границ Московского государства от ордынцев, литовцев и крымских татар. Крепости укрепляют деревянными, рублёными стенами с двумя проездными и шестью глухими башнями, на которых располагают пушки, был прорыт вал длиной 450 сажен как дополнительное укрепление. Однако, никакие крепостные сооружения не спасали Козельск от вражеских нападений, на протяжении своего существования он полностью разрушался не менее шести раз. Во времена правления царя Ивана Грозного, Козельск был включен в состав опричных земель, и в него ссылали провинившихся бояр.
XVI-XVII века ознаменованы периодом наибольшего расцвета города Козельска, к началу XVII века численность населения Козельска составляла около 15 тысяч человек. Крепость окружали Казацкая, Стрелецкая, Пушкарская и Кузнечная слободы, названия которых исходили от рода деятельности городского населения.
В сентябре 1610 года на Козельск вновь напали польско-литовские войска и полностью разграбили и разгромили город. От населения в 15 тысяч жителей осталось в живых меньше половины, из 40 действующих церквей после разгрома осталось всего 7.
В 1638 году пришедший к власти царь Михаил Фёдорович Романов приказывает восстановить козельскую засеку, созданную ещё при правлении Ивана IV, так как Козельск продолжал оставаться приграничным городом, оборонное значение которого утратится лишь к началу XVIII столетия.
В 1708 года Козельск входит в состав Смоленской губернии. С 1719 года город приписан к составу Московской губернии. В 1776 году Козельск получает статус уездного города Калужского наместничества, а впоследствии губернии.
В XVIII-XIX веках Козельск становится транзитным торговым городом между Россией и Украиной.
Сильнейший пожар, случившийся в 1777 году в Козельске, оставил без крова три тысячи жителей. После пожара город был восстановлен уже по регулярному плану, наложенному на старую сеть улиц. Тогда же в 1777 г. царицей Екатериной Великой городубыл пожалован герб в ознаменование великого подвига жителей города Козельска в борьбе с многочисленными врагами Отечества.
На рубеже XIX-XX веков в городе было около тысячи домов, и только 48 из них были выполнены из камня. Население города составляло 7 тысяч человек. В это время на территории города действуют 7 промышленных предприятий. Две фабрики выпускают парусину, на двух других выделывают кожу, действуют заводы по производству поташа, переработке калийной соли, производству кирпича и гончарных изделий. Основной транспортной артерией для города остается река Жиздра. Экономика Козельска не развивается, в нем не устраиваются торговые ярмарки, являющиеся непременным и важным событием, оказывающим влияние на экономическое развитие любого уездного российского города того времени. Большая часть населения начинает покидать город и уходить на заработки в другие места.
В начале XX столетия Козельск представляет собой небольшой провинциальный и неразвитый город без крупных промышленных предприятий, городская торговля в нем не ведется, а культурная жизнь находится в зачаточном состоянии.
В годы Великой Отечественной войны, с 8 октября по 27 декабря 1941 года, Козельск был оккупирован гитлеровцами.
В настоящее время Козельск - это зеленый город, возвышающийся амфитеатром на левом берегу реки Жиздры.


Козельск. Успенский собор

Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен на береговом возвышении, вблизи городского парка и должен был, по замыслу архитектора, соответствовать духу времени, выглядеть современно. К сожалению, автор проекта неизвестен. Как и точная дата его постройки.
Собор - характерный образец архитектуры провинциального русского классицизма. Принадлежит к типу ротондальных построек, выполненных в византийском стиле. Отличительной особенностью постройки были колонны - главное украшение храма. Дело в том, что в 20-е и, особенно, 30-е годы XIX столетия в архитектуре была взята мода на широкое использование элементов античного времени, в том числе и колонн.
Церковь имела три придела: в честь Успения Пресвятой Богородицы, в честь святителя Николая Чудотворца и в честь пророка Божия Ильи.
В XIX веке к собору была приписана безприходная кладбищенская церковь г. Козельска. В начале 20-х годов XX века в соборе был создан хор из монахов закрытых храмов Оптиной пустыни, но в 1928 году собор закрыли и переоборудовали в дом Соцкультуры. Во время Великой Отечественной войны в период оккупации в храме была немецкая конюшня.
С 50-х годов XX века храм использовался как здание районного Дома культуры. Длительное время здание не ремонтировалось и к концу XX века пришло в полуразрушенное состояние: без куполов и крыши, без пола, окон и дверей.
В 2001 году в епархию обратился житель Козельска В.И.Агулин с инициативой восстановить Успенский собор. После передачи храма Калужской епархии началось его восстановление.


Козельск. Благовещенская церковь

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Каменный храм в стиле русского классицизма был построен в 1810 году на средства Федора Ивановича и Евдокии Авраамовны Рахмановых. Деревянный храм на этом месте существовал еще в 1709 г. Колокольня храма была построена позже: по одним данным, в 1825, по другим - в 1832 г. А 1871 году трапезная церкви была «распространена и устроена усердием прихожан с церковным старостою козельским купцом Венедиктом Петровичем Лаврентьевым» (Клировые ведомости за 1893 г.). Купечество играло в жизни храма особую роль. Несколько купеческих фамилий (в их числе - Цыплаковы, Тарашкины, Доброхотовы и др.) на поминовение своих родственников жертвовали храму проценты со своих банковских счетов. В 1895 году на средства семьи Цыплаковых обрел новый колокол.
Замечательным явлением в сфере народного образования стала школа Вырских, называемая так по имени ее создателей: дьякона Благовещенского храма Феодора Вырского и его дочери Анны. Вначале это было частная школа - с 1833 дети обучались грамоте прямо при дьяконском доме. А в 1860 году дьяконом Вырским было открыто второе в городе приходское училище также при его собственном доме. К 1860 году в школе обучалось 250 детей, в том числе до 120 девочек. По поручению Св. Синода школу Вырских посетил в 1861 году выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский. Вырские потрудились и в Козельском епархиальном училище (с 1863 по 1879 г.г.), и в Благовещенской церковно-приходской школе, открытой в 1887 году. Преемницей отца по обучению детей стала дочь Ф.В.Вырского - Александра Федоровна Вырская. В 1902 г. за более чем 50-летнюю педагогическую деятельность по Высочайшему Указу она была награждена золотою медалью.
В 1937 г. храм закрыли и разграбили. А позднее было уничтожено и существовавшее при храме кладбище духовенства и известных людей города Козельска.
Полуразрушенный храме был открыт во время войны (1941-1942 г.г.) и долгие годы оставался единственным действующим в городе.
Храм знаменит тем, что в нем служил ныне прославленный в лике святых преп. исповедник Рафаил (Шейченко), почивший в 1957 г. Его трудами и был благоустроен храм: возведены три иконостаса, восстановлена колокольня и многое другое. Некоторое время (с 1944 по 1948 гг.) в Благовещенском храме служил известный духовник игумен Никон (Воробьев). Около храма был похоронен блаженный молчальник Тит, живший в сторожке при храме в первой половине XIX века и прославившийся подвигами молчания и непрестанного молитвенного бдения.


Козельск. Храм Николая Мирликийского

Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
Храм был построен в 1740 г. обергофмаршалом Д.А.Шепелевым, который был погребен в нем согласно завещанию. Одноглавый, бесстолпный, храм был выстроен в итальянском стиле: его фасады были богато украшены орнаментами из резного белого камня и лекального кирпича. В 1786 г. храм был восстановлен после городского пожара 1777 г. В 1896 г. усердием прихожан и жертвователей была расширена трапезная часть храма, и в ней устроены приделы, после чего храм стал трехпрестольным: главный престол был освящен во имя святителя Николая, южный - во имя мученика Иоанна Воина, северный - в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» . Особо почитались в храме икона святителя Николая и икона Иоанна Воина, обе древнего письма, а также Иверская икона Божией Матери, чудесно уцелевшая во время пожара. В 1888 г. при храме было открыто церковноприходское попечительство.
В 1927 г. храм был закрыт, в 1940 г. переоборудован в зерносклад. В начале Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало от пожара: в нем был устроен склад НКВД, который подожгли при наступлении немцев. В 1956 г. храм занимала макаронная фабрика. С 5 апреля 1967 г. в нем размещался один из цехов швейной фабрики «Большевичка» .
Храм передан Калужской епархии 21 сентября 1994 г. на основании решения губернатора Калужской области А.В.Дерягина. Состояние его на момент передачи было удручающим: выбоины в цоколе алтарной части, мелкие и крупные трещины в стенах, металлические тяжи погнуты и разорваны, крыша трапезной части отсутствовала, а над четвериком кровля сохранялась частично. 31 октября 1994 г. под председательством благочинного 5-го округа протоиерея Валерия Даниличева прошло первое собрание прихожан, на котором был образован приход. Вскоре прошло первое богослужение - молебен святителю Николаю, который совершил протоиерей Валерий Климов, ему же были поручены проведение восстановительных работ и организация приходской жизни. С 17 июня 1995 г. о. Валерий является настоятелем храма.


Козельск. Церковь Сошествия Св.Духа

Церковь Сошествия Святого Духа
Каменный храм был построен в 1789 г. купцом Петром Месняевым. В начале XIX в. к нему пристроена каменная трехъярусная колокольня. В храме было три престола: главный - в честь Сошествия Святаго Духа, южный - во имя бессребреников Космы и Дамиана, северный - во имя святителей Афанасия и Кирилла, епископов Александрийских. С правой стороны от колокольни была каменная сторожка. Имелась церковная библиотека.
Храм закрыли в 1923 г., а его здание использовали под склад. Сначала в нем хранили махорку, потом зерно. Позже в храме были конюшня, вальцевая мельница. В 50-е г.г. были разобраны на кирпичи трапезная часть и колокольня, а от четверика остался остов без крыши и купола. В 1988-1992 гг. к 750-летию героической защиты города в уцелевшем четверике была устроена диорама «Оборона Козельска от татаро-монгольских полчищ» , для чего была проведена его реставрация, в ходе которой были восстановлены крыша и купол, а окна заложены кирпичом.
10 ноября 1994 г. на основании распоряжения Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 466 храм был передан Калужской епархии. На момент передачи храм весь был завален мусором. Первым настоятелем возрождаемого храма стал игумен Петр (Барабан, 1915-2001), который, несмотря на преклонный возраст, при поддержке прихожан и благотворителей активно участвовал в проведении восстановительных работ. Тогда были разобраны заложенные кирпичом окна, вставлены рамы, проведена реставрация внутри и снаружи, сделано крыльцо, настелен пол, устроен иконостас и оборудован алтарь. Первая Божественная литургия была совершена на праздник Крещения 19 января 1996 г.


Козельск. Храм Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова
Кирпичный одноглавый кубический храм с притвором, звонницей и полукруглой апсидой без трапезной был построен на новом кладбище Козельска в конце 2004 года и освящен иерейским чином на Пасху 2005 года.С февраля 2007 года в храме регулярно проводятся вечерние богослужения и Божественная литургия.

Козельск. Церковь Богоявления

Храм Богоявления Господня с нижним храмом 40 Севастийских мучеников.
Храм в поселке Механический завод города Козельск построен на средства В.Л.Нусенкиса
*) в 2005—2011 г.г.
За основу был взят проект академика
Константина Андреевича Тона, архитектора Храма Христа Спасителя в Москве.
Храм Богоявления Господня построен в форме корабля, как повелевали Апостолы,
«…продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим» .

* ) Виктор Леонидович Нусенкис (3 марта 1954, Сталино) - украинский и российский бизнесмен, совладелец и глава концерна «Энерго», основатель группы компаний ПрАО «Донецксталь-металлургический завод», крупнейший церковный жертвователь Украинской православной церкви Московского Патриархата.




Оптина пустынь

Мужской монастырь Свято-Введенская Козельская Оптина пустынь - один из древнейших монастырей России. Располагается в 3 км от города Козельска, недалеко от впадения реки Клютома в речку Жиздру.
Точное время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей.
До начала XVI в. в обители прживали и старцы, и старицы. После Собора 1504 года было запрещено проживание в одной обители иноков и инокинь, и монастырь стал мужским.
До XVIII в. материальное состояние монастыря было тяжелым. При Петре I для увеличения государственных доходов монастыри облагались большими пошлинами и малочисленные пустыньки, в том числе Оптина, были упразднены. В 1724 г. Оптина пустынь была приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. А спустя два года в 1726 году по прошению стольника Андрея Шепелева она была вновь восстановлена как самостоятельная обитель. Но монастырь оказался без всяких средств, почти в пустом поле. К 1764 г. все деревянные строения обители пришли в ветхость.
Возрождение Оптиной пустыни началось в конце XVIII века: в 1796 г. её посетил митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). Пораженный красотой местности, он начал восстановление в ней общежительной жизни. В то время братия монастыря состояла из 3 человек, и в ней не было ни одного священника. По ходатайству митрополита Платона настоятелем обители был назначен иеромонах Авраамий, старец Песношской пустыни. Численность братства стала увеличиваться, и через год в монастыре насчитывалось уже 12 человек. Духовное возрождение Оптиной Пустыни началось лишь тридцать лет спустя в 20-х гг. XIX века, когда епископ Калужский Филарет принял решение об устройстве Иоанно-Предтеченского Скита.
В 1825 г. при настоятеле монастыря духовнике пустыни архимандрите Моисее (Путилове) возродилось старчество или особая духовно-попечительская деятельноссть. Не только братия монастыря, но и все люди, приезжавшие в Оптину пустынь и обращавшиеся к старцам со своими нуждами, получали духовный совет и благодатную помощь. Оптина пустынь стала одним из духовных центров России.
К концу XIX века количество монашествующих в Оптиной выросло до 200 человек. При содействии Оптинских старцев на Калужской земле были открыты 3 монастыря: Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в Шамордине, Дугненский женский монастырь «Отрада и Утешение», Казанская Белопопытовская женская община Мосальского уезда.
В течение XIX века обитель активно расширялась и благоустраивалась, в ней велось возведение новых монастырских построек.
В 1917 году в Оптиной пустыни было 6 каменных храмов: соборный Введенский храм Введения, храм в честь Казанской иконы Божией Матери, больничный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, трапезный храм в честь преподобной Марии Египетской, кладбищенский храм в честь Всех Святых и храм в честь святителя Амвросия Медиоланского. В Иоанно-Предтеченском скиту было 3 храма: каменные в честь Казанской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Рыльского и деревянный в честь Иоанна Предтечи.
Декретом от 23 января 1918 года монастырь был закрыт. 26 марта его имущество было передано в распоряжение Козельского исполкома. Постройки его разграблены и разорены, монахи изгнаны, многие из них были арестованы и сосланы в лагеря, где и погибли. Часть братии, избежавшая печальной участи, организовала на территории монастыря сельхозартель, которая просуществовала до 1923 г. Богослужения в это время проводились только в Казанском храме.
С ноября 1939 до апреля 1941 года на территории монастыря был лагерь НКВД. В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 год в нем действовал военный госпиталь, а затем размещался танковый батальон и пехотный полк. С 1949 по 1959 годы в обители размещался специальный детский дом для детей, родители которых были репрессированы или погибли в Великую Отечественную войну. С 1959 по 1988 годы территория монастыря служила СПТУ по подготовке механизаторов. В 1957 г. в скиту открылся филиал Козельского краеведческого музея, литературный отдел которого действует в нем до настоящего времени.
17 ноября 1987 г., в год тысячелетия Крещения Руси, Оптина пустынь была передана в ведение Русской Православной Церкви. И уже 3 июня 1988 г., в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в ней было совершено первое Богослужение.



1. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
2. Церковь Казанской иконы Божией Матери
3. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
4. Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери
5. Церковь прп. Марии Египетской и Анны Праведной
6. Церковь Иконы Божией Матери "Спорительница хлебов"
7. Церковь Спаса Преображения
8. Церковь прп. Иллариона Великого
9. Церковь Всех Святых
10. Часовня Воскресения Христова
11. Часовня-сень
12. Деревянная звонница
13. Колокольня
14. Братские кельи, южный флигель (XIX в.)
15. Братские кельи, северный флигель (XIX в.)
16. Трапезная (XIX в.)
17-20. Монастырские постройки
21. Хлебопекарнный корпус (1842 г.)
22. Библиотека (XIX в.)
23. Настоятельский "игуменский" корпус
24-25. Келейные корпуса

26. Магазин "Свечи.Просфоры"
27. Монастырская постройка
28. Святые врата (1830-е гг.)
29-30. Монастырские постройки
31. Подпорная стена
32. Некрополь
33. Территория подсобного хозяйства
34. Гостиница (бывшая больница, XIX в.)
35. Пафнутьевская башня (1830-е гг.)

          36. Паромная башня (1830-е гг.)
          37. Хозяйственные ворота
          38. Никольская башня (1830-е гг.)
          39. Северные ворота
          40. Библиотечная башня (1830-е гг.)
          41. Скитская башня (1830-е гг.)
          42. Лазаретная башня (1830-е гг.)
          43. Стены ограды (1830-е гг.)
          44. Монастырская постройка



Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

Кирпичный пятиглавый соборный храм - главный храм монастыря. Стоит по центру монастырской территории. Заложен в 1750 на месте каменного храма 1689 года; окончательно достроен к 1767 году, позже был расширен боковыми приделами.
Имеет три придела: главный - Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный - преп. Амвросия старца Оптинского, южный - Святителя Николая Чудотворца.
В соборе покоятся мощи преподобных Оптинских старцев Амвросия и Нектария.


Церковь Казанской иконы Божией Матери

Кирпичный одноглавый храм в стиле классицизма возведен в 1805-1811 г.г. к югу от Введенского собора. Это самый большой храм в Оптиной Пустыни. В храме покоятся мощи настоятелей монастыря: преподобных схиархимандрита Моисея и брата его схиигумена Антония, архимандрита Досифея, преподобного схиархимандрита Исаакия и архимандрита Ксенофонта. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками.
Силами монастырских иконописцев стены храма украшены фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи.


Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Стоит к востоку от Введенского собора. Кирпичный одноглавый однопрестольный больничный храм первоначально был выстроен в 1809-1811 г.г. в стиле классицизма, расширен в 1853 году. В конце 1960-х храм разрушен до основания. В 1998 г. восстановлен во вновь выстроенном на старом месте здании в формах, близких к прежним.
Это храм-усыпальница для обретенных 7-10 июля 1998 г. св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки.


Церковь Марии Египетской и Анны Праведной

Кирпичный одноглавый крестовый в плане храм в стиле классицизма был сооружен в 1858 году путем реконструкции старой трапезной по завещанию А.С.Ртищевой.
Стоит к северу от Введенского собора. В 1885 году в храме был устроен придел Амвросия Медиоланского и Александра Невского.
После закрытия монастыря церковь постепенно разрушалась, сохранились только стены. В 2000-х храм был отремонтирован и возобновлен как домовый. Посетителям обители он недоступен.


Церковь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов"

Новый кирпичный кубический одноглавый однопрестольный храм с вплотную примыкающей колокольней выстроен в 1997-2000 г.г. на территории подсобного хозяйства монастыря.


Церковь Спаса Преображения

Каменный кубический одноглавый храм с примыкающей колокольней близ южных ворот.
Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда ранее храма не было.


Церковь Иллариона Великого

Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной.
Церковь была пристроенная в 1874 к больничному корпусу "за монастырскою оградою, на 20 кроватей, с аптекою для бесплатного пользования братии и сторонних лиц".
В настоящее время в храме совершаются таинства обряды крещения, венчания, отпевания.


Церковь Всех Святых

Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново.

На фото на втором плане - монастырская колокольня.


Часовня Воскресения Христова

Одноглавая каменная часовня над могилами Оптинских новомучеников.
Пасхальным утром 18 (5) апреля 1993 года в Оптиной Пустыни сатанистом были убиты три её насельника: иеромонах Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарев). Иноки Ферапонт и Трофим звонили на колокольне, возвещая Пасхальную радость, - они были убиты первыми, иеромонах Василий шёл в скит исповедовать молящихся, но у скитских врат, спеша на помощь братьям, был настигнут убийцей...



Иоанно-Предтеченский Скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни

Своим духовным возвышением Оптина пустынь особенно обязана святителю Филарету (Амфитеатрову), митрополиту Киевскому и Галицкому. В бытность свою Калужским епископом (1819–1825 г.г.) в настоятельство оптинского игумена Даниила святитель Филарет основал Иоанно-Предтеченский скит. Святитель Филарет сам лично пригласил из Смоленских рославльских лесов знаменитых отшельников того времени - братьев Моисея и Антония (Путиловых) и других ученики Паисия Величковского. 7 июня 1821 года Филарет лично же утвердил план строительства скита, представленный ему отцом Моисеем и игуменом Даниилом, после чего и началось возведение первой кельи и постройка домовой церкви Иоанна Предтечи. Скит был устроен в 360 метрах к востоку от обители. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». В основание духовной жизни скита были положены традиции старчества. Скит стал сердцем обители, создал историческую духовную славу Оптиной пустыни. Тысячи людей - от беднейших крестьян до особ императорской фамилии - стремились в Оптину к старцам. Первым у них был отец Лев (Наголкин) - ученик Паисия Величковского, подвизавшегося в Нямецком монастыре, в Молдавии. После отца Льва старчество перешло к преемнику его, иеромонаху о. Макарию (Иванову), происходившему из дворян. Про него сам митрополит Московский Филарет сказал однажды: «Макарий - свят». С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
8 октября 1839 г. в Оптину пустынь прибыл выпускник Тамбовской семинарии 27-летний Александр Гренков, ставший келейником у старца Льва. Вскоре он принял постриг и был наречён
Амвросием , в память святителя Амвросия Медиоланского.

                                     Аудиоверсия жития Преподобного Амвросия Оптинского

Духовное влияние старца Амвросия распространилось по всей России. Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обители получили творческий импульс самые видные люди русской литературы, политики, духовенства. В 1877 году в Оптину пустынь после тяжелой драмы - смерти сына - приехал Ф.М.Достоевский. Он прожил в скиту не долго, но окружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеприимства, царившие в этой обители, побудили его написать «Братья Карамазовы». Он писал: «Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения выйдет, может быть еще раз спасение земли русской!». Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий.
У Л.Н.Толстого с Оптиной была особая родственная связь: его родная сестра - сМария Николаевна - сбыла монахиней основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино. Трижды был там и Толстой. Как-то граф пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Отец Амвросий отнесся к этому скептически - споказная внешность без внутреннего содержания не приближает человека к нравственному совершенству. Последний раз в Оптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти старца. В значительной степени на материале Оптиной Толстым написан «Отец Сергий».
Был у старца и известный русский философ Владимир Соловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было разным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог.



     1. Церковь св. Иоанна Предтечи
     2. Церковь свт. Льва Катанского
     3. Надвратная колокольня (1856-1858 гг.)
     4. Часовня-сень над колодцем свт. Амвросия           Медиоланского
     5. Трапезная (1858 г.)
     6. Библиотечный корпус (1860 г.)
     7. Дом Макария (XIX в.)
     8. Дом Амвросия (XIX в.)
     9. Дом Вейденгаммера (1901 г.)
     10. Кельи (XIX-XX вв.)
     11. Ограда скита (XIX-XX вв.)
     12. Башни ограды (1840-е гг.)
     13. Башни ограды (нач. XX в.)
     14. Ворота
     15. Пруд

Преподобный Никон Оптинский писал о жизни братии: «Здесь у нас в скиту - рай земной. У нас на вратах, на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: "Коль возлюблена селения Твоя, Господи", - и воистину так» .
Скит в настоящее время закрыт для посещения паломниками и женщинами. Исключение составляет келья старца Амвросия, которую паломники могут посещать в определенное время. Четыре раза в год в скиту совершаются литургии, на которых могут присутствовать паломники, как их принято называть - «открытые». Такие дни есть в течение каждого времени года, они приурочены к большим праздникам. Зимой это 20 января - престольный праздник Скита, весной - понедельник Светлой Седмицы, летом - 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; и, наконец, осенью - 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи. При старцах открытая литургия совершалась только один раз в год, в день памяти старца Макария Оптинского, 7 сентября.



Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь Шамордино

Монастырь расположен в 15 километрах от г. Козельска на берегу р. Серены. Обитель основана преподобным Амвросием Оптинским в 1884 г. в поместье, которое пожертвовала для этих целей владевшая им бывшая помещица монахиня Амвросия (Ключарева). Первоначально монастырь существовал в виде монашеской общины. Первой ее настоятельницей была схимонахиня София (Астафьева, урожденная Болотова). В 1901 г. община была преобразована в монастырь.
По благословению старца Амвросия в монастырь принимали женщин любого звания, возраста, состояния здоровья и без денежных вкладов, чего не мог позволить себе в то время ни один женский монастырь в России. При монастыре действовали фотомастерская, типография, переплетная, обувная, гончарная и другие мастерские. Производились работы ткацкие и швейные, по живописи, чеканке, позолоте, золотому шитью.
10 октября 1891 г. преподобный Амвросий скончался в устроенной им обители. После его кончины духовниками в ней были Оптинские старцы - преподобный Анатолий (Зерцалов), преподобный Иосиф (Литовкин) и преподобный Анатолий (Потапов).
Архитектурно монастырский комплекс сложился в конце XIX–начале XX вв. На средства благодетеля монастыря известного в России торговца чаем С.В.Перлова были построены основные здания обители. В 1901 г. по проекту С.В.Шервуда был построен пятнадцатикупольный каменный Казанский собор вместимостью до 5000 человек с приделами: в честь святителя Николая Чудотворца; Игнатия Богоносца; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; Амвросия Медиоланского; преподобного Сергия Радонежского и праведной Анны; великомученицы Варвары, праведной Елисаветы и мученицы Любови. В то же время была построена богадельня с больничным храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» по проекту калужского Губернского инженера Б.А.Савицкого. Тогда же по проекту московского архитектора Р.И.Клейна были построены трапезная палата, водонапорная башня, дом С.В.Перлова. Все эти здания, а также больница, церковные мастерские, каретный сарай (ныне перестроенный) и две деревянные кельи XIX в. составляют сейчас уникальный архитектурный комплекс. Основные монастырские строения выполнены из красного кирпича в едином псевдорусском стиле, характерном для того времени.
В 1917 г. в монастыре проживало более 700 монахинь и послушниц. Управляла монастырем игумения Валентина. В монастырских храмах находились две чудотворные иконы Божией Матери: «Казанская» и «Спорительница хлебов». При монастыре существовали: приют для девочек-сирот, приют для калек и убогих, женская богадельня с домовым храмом, странноприимный дом, больница, аптека, гостиница для паломников.
С 1918 г. монастырь был закрыт. Кельи были заняты под детдом, иконы вывезены, серебряные и золотые оклады, облачения и другие ценности расхищены, сняты колокола и кресты. Монастырские земли, дачи и леса национализированы. Служащий в обители священник Николай был арестован. Еще несколько лет насельницы жили при монастыре, образовав сельскохозяйственную артель, но и она в 1923 г. была упразднена «как рассадник контрреволюции в прилегающем районе».
В 1929 г. значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения: в Карагандинскую область и на Соловки. Часть сестер поселилось в Козельске и его окрестностях, а остальные разъехались по родным местам.
В годы советской власти в Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. Центральная часть храма была разделена на 2 этажа, в которых располагались учебные классы. В качестве наглядного пособия в алтаре стоял комбайн. В трапезной был оборудован клуб с кинозалом. Здание богадельни использовалось под общежитие, для чего в домовом храме были устроены перекрытия. Келья, в которой жил и скончался преподобный Амвросий, была разобрана. В доме, выстроенном над кельей старца и сохранявшем его от разрушения, был устроен гараж. Монашеские кельи заселились жильцами, была разрушена усыпальница настоятельниц монастыря. Надгробные плиты с сестринского кладбища использовались местными жителями в качестве строительного материала. Каретный сарай был перестроен под общежитие и столовую, фруктовый сад вырублен. Без должного содержания монастырские постройки ветшали и разрушались.
Весной 1990 г. началось возрождение монашеской жизни в обители. Тогда же первые насельницы монастыря приступили к восстановительным работам в передаваемых поэтапно зданиях. Первоначально в монастыре было 10 сестер. Духовником обители был назначен насельник Оптиной Пустыни игумен Поликарп (Нечипорук). Здание богадельни с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» было отремонтировано первым (храм освящен 27 мая 1997 г.).
В настоящее время большинству зданий возвращен прежний облик. В сохранившемся доме, возведенном над кельей преподобного Амвросия, устроен первый в России храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, который был освящен Святейшим Патриархом Алексием II 28 июля 1996 г. В юго-западной части монастыря за кладбищем строится скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», равноапостольных князей Владимира и Ольги и Всех Святых, в земле Российской просиявших.
В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.
У восточной стены Казанского собора находятся могилы настоятельниц обители: схимонахини Софии, схиигумении Евфросинии, схиигумении Екатерины и захоронение жертвователя обители С.В.Перлова. Сохранилась также могила сестры Л.Н.Толстого - 
 Марии Николаевны Толстой (схимонахини Марии).
Сейчас в обители подвизаются больше 120 насельниц.



Спасо-Преображенский храм села Нижние Прыски

Нижние Прыски. Спасо-Преображенский храм
Село Нижние Прыски в 7 верстах от Козельска было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Нижнепрысковского сельсовета Козельского района.
В «Ведомости о церкви Преображения состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Прысках» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1781 году помещиком Николаем Васильевичем Ртищевым.
Храм Спасо-Преображения - классический русский усадебный храм: из красного кирпича, оштукатурен и побелен, толщина стен больше метра. Под полом храма сложена огромная печь. На ее нагрев уходило по одному кубометру дров. Но зато в специально проложенных дымоходах тепло сохранялось целую неделю, а теплый пол создавал уют и обеспечивал сохранность икон и настенных росписей.
До наших дней из первоначальной застройки на храме и колокольне сохранились кованые кресты. Также уцелела каменная ограда с двумя воротами.
В 1925 году храм был официально закрыт, но продолжал действовать до 1937 года. В декабре 1943 г. по просьбе верующих храм был снова открыт. Но стены храма были покрыты слоем копоти от солдатской кухни, иконостасы порушены.
14 декабря 1943 года на службу в Преображенскую церковь был назначен вернувшийся из заключения священник Сергий Георгиевич Шумилин. Его влиятельным помощником был полковник Н.П.Никитин, племянник Оптинского старца Анатолия (Зерцалова), профессор и архитектор. Под их руководством прихожанами были восстановлены иконостасы, клиросы и амвоны. Храм восстанавливался потихоньку, в течение 15 лет. Местные жители жертвовали на храм стройматериалы, возвращали иконы. Николай Никифорович Беляев, учитель рисования и черчения, промывал и реставрировал настенную роспись, что было очень сложно, так как многие фрагменты росписей были утеряны.
В храме находится чудотворный образ иконы Божией Матери Умиление Медиоланская.
Нынешний настоятель храма - протоирей Леонтий Никифоров. За усердное и ревностное служение церкви Божией о. Леонтий удостоен многих наград и двух орденов Русской Православной церкви: ордена Преподобного Сергия III степени и ордена Преподобного Даниила Московского III степени.


Клыково. Спаса Нерукотворного Пустынь
Там, где сегодня стоит село Клыково, по высокому берегу реки Серены в древности проходил путь, по которому ходили хазары, татары и князья. Здесь находилось и языческое городище, где проповедовал преподобный Кукша
 - выдающийся русский просветитель домонгольской поры.

                          Аудиоверсия жития Преподобного Кукши Печерского

Имя преподобного Кукши (или Купши), инока Киевского Печерского монастыря, проповедовавшего христианскую веру среди язычников-вятичей и принявшего от них мученическую смерть в начале XII века, известно не многим.
Вятичи - самое восточное из всех славянских племен, заселяли большую часть территории нынешней Калужской области. А значит, преподобномученик Кукша, «апостол вятичей» (как иногда именуется он в церковной литературе), должен почитаться одним из главных просветителей и крестителей нашего Отечества и древнейших предков калужан.
Неизвестно ни точное время жизни преподобного Кукши, ни откуда пришел он в Киевский Печерский монастырь, ни кем был до пострижения. Есть лишь предположение, что преподобный сам был родом из вятичей, чем якобы и может быть объяснено его горячее желание просветить светом христианской веры своих единоплеменников. Вятичская земля, в которую направился вместе со своим учеником преподобный Кукша, занимала совершенно особое место на политической карте Руси XI-XII веков. Согласно записанному в «Повести временных лет» преданию, вятичи (равно как и радимичи) пришли на свои земли откуда-то с запада, «от ляхов», то есть иным путем, нежели остальные восточные славяне.
Жившие в верхнем и среднем течении Оки и ее притоков (на территории нынешних Калужской, Брянской, Орловской, Тульской и Московской областей) вятичи позднее остальных восточнославянских племен вошли в состав Древнерусского государства и дольше сопротивлялись власти киевских и иных князей Пожалуй, ни одно другое восточнославянское племя не причиняло столько хлопот правителям Руси.
Надо думать, что миссия Кукши пришлась на период постепенного вхождения вятичей в политическую и государственную систему Древнерусского государства - то есть хронологически имела место между походами Владимира Мономаха и войнами Юрия Долгорукого. Этим временем датируются и первые упоминания в летописи большинства вятичских городов, таких, как Козельск, Дедославль, Брянск, Мценск, Карачев, Серенск, Мосальск, Воротынск, а также Москва, возникшая на самом крайнем северо-востоке Вятичской земли. Вятичи дольше, чем другие восточные славяне оставались приверженцами языческой религии. Сложность христианского просвещения вятичей усугублялась еще и тем, что их земли были в основном покрыты густыми, труднопроходимыми лесами.
Епископ Владимиро-Суздальский Симон (1214-1226), один из авторов Патерика Киевского Печерского монастыря, так писал о Кукше: «Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим» . Хотя рассказ Симона о событиях в Вятичской земле слишком краток для того, чтобы на его основании можно было делать какие-то выводы о продолжительности и характере вятичской миссии преподобного Кукши, тем не менее он выполнил свою миссию «вятичи крести».
Однако, в конечном итоге, их проповедь закончилась трагически: и сам Кукша, и его ученик были убиты. О том, как такое могло случиться, мы можем судить по Житию святителя Леонтия Ростовского - он также проповедовал среди язычников:
«Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям, - рассказывает Житие. - Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых» . Но именно успехи его в проповеди и вызвали гнев местных жителей, прежде всего, «стариков», точнее, старейшин (не обязательно по возрасту, но по социальному статусу): «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить». Исследователи предположительно называют местом гибели Кукши и его ученика город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район Калужской области). Скорее всего потому, что этот город, несомненно, находился на пути 18 проповедников и к тому же хорошо исследован археологами: на Серенском городище обнаружены явные следы христианской проповеди - в частности, нательные крестики, и в их числе крестик с выемчатой эмалью XI-XII веков, имеющий, вероятно, киевское происхождение. Смерть проповедников оказалась поистине ужасной. «По многих муках усечен бысть с учеником своим», - рассказывает о Кукше епископ Симон. В Древней Руси слово «усечен», употреблялось в самом буквальном смысле слова - когда речь шла об усечении головы. Перед смертью проповедников долго мучили, вероятно, призывая отречься от Христа.
Но, несмотря на гибель миссионеров, миссия их принесла свои результаты. Пройдет всего несколько десятилетий, и семена христианского просвещения дадут всходы на неблагодатной вятичской почве. Скорее всего, уже вскоре после мученической кончины останки Преподобного были перенесены в Киево-Печерский монастырь и положены в так называемых Ближних, или Антониевых пещерах, где покоятся и поныне. Возможно, они были выкуплены печерянами за деньги; возможно, сами вятичи поспешили выдать их с тем, чтобы хоть в какой-то мере сгладить впечатление от совершенного ими преступления в отношении киевских миссионеров. Что же касается ученика преподобного Кукши, то о судьбе его мощей никаких сведений нет; кажется, они так и остались где-то в Вятичской земле и, вполне вероятно, в Калужской земле.

Клыково. Спаса Нерукотворного Пустынь

В семи верстах от села Клыково находится село Курыничи. В 1733 году стараниями господ Давыдовых, которые владели в те времена Курыничами, в селе была построена церковь. Но в марте 1826 года случился пожар, и церковь сгорела. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранились: старинный Образ Спаса Нерукотворного и Евангелие, напечатанное при патриархе Андриане.
История появления этого старинного образа Спасителя в Курыничском храме малоизвестна. Существуют лишь предания, что он принесен в Курыничи одним из родичей курыничских помещиков Шульгиных.
В 20-х годах XIX века в Козельском уезде свирепствовала холера. И по преданию, до сего времени сохранившемуся у крестьян села Клыково, во время эпидемии Образ Спасителя из Курыничей был принесен в Клыково. С крестным ходом Образ Спасителя обнесен был вокруг села, и холера, дотоле поглотившая немало жертв, постепенно стала ослабевать, а к 16 августа и совсем прекратилась. В благодарность Спасителю Богу тогдашний владелец села Клыково гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий на месте деревянной ветхой церкви в честь святителя Николая построил новый каменный храм. В 1829 году строительство завершилось, и по желанию Полторацкого храм был освящен в честь Господа Иисуса Христа, Нерукотворного Его Образа.
С той поры до начала XX века история села Клыково складывается весьма благополучно.
Клыково славилось плодовыми садами и питомником. Основателем питомника был Василий Петрович Златоустовский, родившийся в семье священника из села Бурнашево Козельского уезда. Окончив Калужскую духовную семинарию, Василий Златоустовский женился на помещице, в то время владевшей селом Клыково, благодаря чему и получил в свое распоряжение 7 десятин старого сада и 20 десятин пашни. Восстанавливая сад, Златоустовский превратил его в богатую помологическую коллекцию (1 500 сортовых деревьев). Одновременно он создал и плодовый питомник, который выпускал ежегодно до 40 тысяч саженцев яблони и других плодовых пород. Плоды из сортоиспытательного сада Златоустовского неоднократно выставлялись на губернских, российских и международных выставках, где были отмечены многими, в том числе и золотыми медалями.
С приходом советской власти на Русскую Православную Церковь начались гонения. В 1924 году после разорения Свято-Введенской Оптиной Пустыни часть братии поселилась в селе Клыково. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В этом храме с 1925 по 1935 годы служил Оптинский иеромонах Пантелеимон. В 1935 году иеромонах Пантелеимон был арестован, в 1937 году был обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Сухиничской тюрьме.
В 1937 году храм в честь Нерукотворного Образа Господня был закрыт. За годы советской власти местный колхоз сначала использовал здание храма как зернохранилище, а потом приспособил под мастерскую по ремонту техники. После разрушения крыши трапезной части храма в нем стали хранить азотные удобрения. Когда из храма вывозился наносной грунт, были найдены останки человеческих костей, имевшие повреждение от огнестрельного и холодного оружия.
Весной 1991 года храм села Клыково был возвращен Церкви. К тому времени здание находилось в весьма плачевном состоянии. От внутреннего убранства храма не осталось практически ничего. Разрушен был даже пол. Землей и сором занесло стены здания до окон. Начали рушиться перекрытия, а на останках крыши росли трава и деревья.
Архиепископ Климент Калужский и Боровский благословил устроить в селе Клыково Архиерейское подворье силами братии, пришедшей из Оптиной Пустыни и поселившейся здесь. 11 января 1993 г. при храме было образовано Архиерейское подворье, а 18 октября того же года настоятелем подворья был назначен игумен Петр (Барабан). При подворье начала формироваться монашеская община, а 17 июля 2001 г. было принято Постановление Священного Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного Пустыни. Храм, построенный Полторацким, был полностью восстановлен в 1999 году.
Однажды духовник Оптиной пустыни схиигумен Илий благословил монахов, восстанавливавших в Клыкове храм, быть под духовным окормлением
схимонахини Сепфоры
. Братия удивилась, но разыскала старицу, построила ей при монастыре домик-келью и перевезла туда. В Рождественский сочельник 1996 года схимонахиня Сепфора переехала из Киреевска в Клыково. Старица выходила из своей кельи только в храм. К ней приезжали оптинские иноки, шамординские монахини и послушницы, страждущие со всей России. Завершение земного пути матушки Сепфоры оказалось чудесным. Старица предвидела кончину и накануне раздаривала немногочисленное имущество, а 13 мая 1997 года на 102-м году жизни упокоилась в своем домике-келье. Сейчас 13 мая ежегодно отмечается день памяти старицы. Схимонахине читается акафист (специальная молитва как небесной заступнице).
Могила Сепфоры находится возле алтаря Никольского придела храма Спаса Нерукотворного в Клыкове. Вскоре после того, как старица была похоронена, ее фото, стоявшее в келье, по свидетельству монахов монастыря, замироточило.





По материалам Википедии и сайтов http://nsmyslov.narod.ru, https://azbyka.ru,

http://www.temples.ru, http://sobory.ru/, http://www.vidania.ru