Город Красный Холм первоначально возник как торговое село Спас на Холму. В документальных хрониках село впервые упоминается в 1518 году, когда калужский князь Симеон Иванович, в уделе которого находился Бежецкий Верх, пожаловал его в дар Антониеву монастырю. В XVI веке здесь существовали две деревянные церкви - Преображения и Троицы, которые впервые упоминаются в 1575 году. В это время Спас на Холму был одной из значительных вотчин монастыря, крупным торговым пунктом, через который проходила дорога из Москвы и других городов к Весьегонской ярмарке.
В Смутное время село подверглось разорению. Согласно переписным книгам Д.П.Свечина (1627–1629 гг.), в селе остались одна деревянная церковь Преображения с Никольским приделом и всего шесть дворов. На протяжении XVII века село постепенно росло. В 1646 году в нем снова значатся две церкви, а в 26 дворах проживало 43 человека. В 1677 году здесь находилось 34 двора, а численность жителей достигла 116 человек, среди которых преобладали ремесленники и мастеровые, обслуживавшие монастырь (сапожники, кузнецы, квасовары и т.д.).
В первой четверти XVIII века село оставалось значительным населенным пунктом. Об этом свидетельствует тот факт, что обе деревянные церкви были тогда заменены каменными храмами. В 1713 году была освящена холодная Спасо-Преображенская церковь (с 1791 года - собор), разрушенная в советское время. Это был четырехстолпный одноглавый храм с тремя апсидами. Четверик основного объема с четырехскатным покрытием имел ярусное завершение в виде светового восьмерика и глухого цилиндрического барабана. К храму примыкала двухъярусная колокольня с кубическим основанием и восьмигранным столпом, увенчанным шпилем. Архитектура церкви отличалась лаконичным, почти суровым характером. Почти полное отсутствие декора, впрочем, было, скорее всего, результатом перестроек церкви в первой половине XIX века. Фасады четверика делились лопатками на три прясла. Гладкие стены были прорезаны прямоугольными окнами. Облик теплой соборной Троицкой церкви, построенной в 1724 году и просуществовавшей до 1820-х гоов, нам неизвестен.
Помимо двух храмов, стоявших на вершине холма, облик села в середине XVIII века определяли торговые постройки. В 1756 году здесь были сооружены на средства монастыря 8 амбаров и 52 лавки, которые сдавались в наем.
В 1764 году императрица Екатерина II издала указ о конфискации монастырских земель, и село Спас на Холму перестало быть монастырской вотчиной и отошло в ведомство казённой коллегии экономии. В январе 1776 года за селом закрепляется новое название - Красный Холм, с одновременным преобразованием в город и уездный центр Тверского наместничества.
Существует легенда о происхождении названии города. Она гласит, что однажды Екатерина II, проезжая мимо этого местечка, была поражена его красотой: город, расположенный на холме, утопал в зелени и цветах. И повелела она именовать его отныне Красным, т.е. Красивым, Холмом. 10 (21) октября 1780 года был утверждён герб Красного Холма, изображающий на голубом фоне красный холм, «означающий имя сего города».
Утвержденный в 1778 году регулярный план Красного Холма охватил большую территорию, которая включила древнее село (на северном краю города), Антониев монастырь (на его южном конце) и три деревни, располагавшиеся между ними. Эти деревни стали называться слободами - Глунцовская, Никольская и Бортницкая. Бортница и Глунцово существуют и сегодня как самостоятельные деревни, так и не слившиеся с городом. Территория Красного Холма, согласно проекту, простиралась в длину примерно на 4 км. Сильно протяженный прямоугольный план вытянут по оси север–юг вдоль берегов петляющей реки Неледины. Северная часть города (там, где располагалось древнее село), за счет выступа с восточной стороны, проектировалась более широкой. Здесь, на продольной оси всего города, устраивалась прямоугольная Соборная (Торговая) площадь, которая охватывала холм с двумя уже существовавшими храмами. На противоположном (южном) торце площади предполагалось размещение «казенных строений» (то есть, присутственных мест). Поперечная улица, пересекавшая площадь по оси запад–восток, замыкалась на обоих концах площадями-«карманами». Вся территория разбивалась взаимно перпендикулярными улицами на прямоугольные кварталы различной величины. Регулярный характер прямоугольной сетки плана нарушается извилистым руслом реки Неледины, а также независимым относительно всей композиции расположением монастыря и издавна запруженной напротив него рекой Могочей с островами.
На протяжении последующих десятилетий (конец XVIII–первая половина XIX века) регулярный план был осуществлен лишь отчасти. По существу, была реализована только его северная половина, которая охватывала территорию древнего села и несколько кварталов к югу от него, в основном на правом берегу Неледины. Слабое развитие градостроительной структуры Красного Холма было в значительной мере обусловлено тем, что с 1797 года он стал заштатным городом Весьегонского уезда, в который вошла большая часть упраздненного Краснохолмского уезда.
Центром города стала обширная площадь с двумя соборами (теплым и холодным) и деревянными лавками, устроенная в соответствии с регулярным планом. Лавки стояли у подножия холма, пространственно отделяя холм с храмами от собственно торговой (низменной) части площади. Специального здания для уездных присутственных мест выстроено не было, и они расположились в кельях Антониева монастыря. Городские присутственные места в конце XVIII–начале XIX века находились в деревянном одноэтажном доме, который стоял через квартал к востоку от площади. Рядом с ним в наемном доме была размещена почтовая экспедиция.
Вся застройка города, за исключением двух соборов и монастырских сооружений, была деревянной. В 1783 году в нем насчитывалось 311 частных домов, из которых 72 были сооружены по новому плану, а остальные сохранялись еще от сельской застройки. Из общественных зданий существовали школа для купеческих и мещанских детей, открытая в 1781 году, соляной магазин (т.е. склад), 8 лавок, 3 питейных дома, 16 кузниц. В это время в городе было 1776 жителей, однако большую их часть составляли экономические крестьяне трех слобод (955 человек). Купечество вело незначительную торговлю хлебом и другими съестными продуктами.
В конце XVIII века за западной границей города по оси одной из поперечных улиц было устроено кладбище, на котором в 1794 году возвели кирпичную Никольскую церковь.
В первой половине XIX века город развивался медленно. По числу жителей и количеству домов Красный Холм превосходил в Тверской губернии лишь Корчеву. Его жилая застройка оставалась почти исключительно деревянной. В 1825 году в Красном Холме было 208 деревянных домов и один каменный (в общей сложности меньше, чем в 1783 году!), работало 13 мелких заводов. Население города (вероятно, вместе со слободами) составляло 1557 человек. В 1846 году эти показатели почти не изменились. В городе насчитывалось всего 237 деревянных домов и один каменный, число жителей (без слобод) - 1461 человек.
Жилые дома в первой половине XIX века строились по «образцовым фасадам» 1809–1812 годов, из которых выбирались в основном простейшие по композиции и декору. Единственным каменным домом этого времени можно считать сохранившееся здание на углу квартала центральной площади (ул. Октябрьская, 1/13) - характерный образец жилой архитектуры позднего классицизма в провинциальных городах. Дом принадлежал купцу Ивану Ивановичу Камкину.

  Увеличить
Троицкий собор

После сооружения в 1820–1846 годах нового пятиглавого Троицкого собора (не сохранился) усилилась градостроительная роль храмового комплекса центральной площади, особенно значительного на фоне мелкомасштабной деревянной застройки. Собор был возведен не на месте прежнего обветшавшего и разобранного в 1820-х годах теплого храма, который стоял рядом со Спасо-Преображенским собором, а в нижней (южной) части площади.
Это внесло дополнительный архитектурный акцент в общую панораму города. Храм был характерен для культовой архитектуры Тверской губернии в стиле позднего классицизма. Кубический объем, украшенный четырехколонными тосканскими портиками, завершался световой купольной ротондой-барабаном с полуколоннами по периметру. По углам четверика возвышались глухие цилиндрические барабаны. С запада примыкала более широкая трапезная со скругленными восточными углами. Огромная по высоте, монументальная по формам четырехъярусная
колокольня Троицкого собора была выстроена в конце 1860-х–начале 1870-х годов. Ее архитектура, несмотря на позднюю дату, обладает полнокровными классицистическими формами, отличаясь выразительной пластикой объемов и богатым декоративным убранством. Возможно, был использован более ранний проект, одновременный самому собору. Вертикаль колокольни стала главной архитектурной доминантой в силуэте города.

В советское время Троицкий собор постигла участь многих храмов - он был разобран. Белый камень, из которого он был сложен, пошёл на строительство городского кинотеатра. Колокольня сохранилась только потому, что ей было найдено практическое применение. Ее использовали как парашютную вышку для тренировки спортсменов ДОСМФ.

История строительства колокольни
С постройкой колокольни связана целая история. Во-первых, сначала потребовалось исходатайствовать дозволение на постройку колокольни (его не так просто оказалось получить). Во-вторых, колокольня строилась исключительно на пожертвования. Большой вклад в постройку колокольни внёс краснохолмский купец Василий Матвеевич Бородавкин-Меньшой.
Прошение о постройке колокольни горожане подавали ещё в 1854 году. Они писали, что при соборе «предположено быть колокольне, которой ныне еще нет». 10 лет дело не двигалось, поэтому в 1864 году горожане обратились с прошением на высочайшее имя. В дополнение к прошению Василий Матвеевич Бородавкин изъявил желание пожертвовать на строительство колокольни 250 тыс. штук обожжёного кирпича и 22 сажени каменного бута для фундамента. Но и на это пришёл отказ. Соборное духовенство не усмотрело необходимости постройки колокольни. Да и якобы не было возможности снабдить будущую колокольню колоколами. Горожане не унимались и в 1866 году пошли во главе с братьями Бородавкиными и церковным старостой Иваном Камкиным к тверскому архиепископу Филофею. Синод и тут отказал.
После трех десятков лет мытарств дозволение на постройку колокольни всё же было выдано в 1866 году с условием её постройки под иждивение прихожан, а также с обязательством Василия Бородавкина в течение 2 лет построить для причта 2 каменных дома.

Во второй половине XIX–начале XX века значение города как торгового пункта несколько повысилось, особенно после проведения в 1899 году ветки Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, соединившей Красный Холм со станцией Сонково. Получила развитие оптовая торговля льном и кожевенными товарами. Наблюдается постепенный рост населения (1866 человек в 1858 году, 2,5 тысячи в 1910-х годах). Стали возводиться каменные дома, каменные торговые ряды, учебные заведения. Были построены театр, народный дом, Городская дума, банк, больница, почтово-телеграфная контора, аптека.
В последние десятилетия XIX и в начале XX века архитектурный облик Красного Холма довольно сильно изменяется. Железная дорога, прошедшая в 1898 году поперек городской территории, предусмотренной планом 1778 года, окончательно закрепила изолированность освоенной к рубежу XIX–XX веков северной части города от так и не слившихся с ней слобод (деревня Бортница, монастырская слобода). Одновременно усиливается градостроительная роль древнего центра Красного Холма.

  Увеличить
Владимирский и Спасо-Преображенский соборы

Архитектурный комплекс центральной площади - Соборной - формировали два храма: Спасо-Преображенский (на фото - на заднем плане) и Владимирский соборы .
Первое достоверное известие о существовании в селе Спас на Холму церкви во имя Преображения Господня восходит к началу XVI века - ко времени княжения на Руси великого князя Московского Иоанна III, когда Тверское княжество утратило свою самостоятельность и Русь объединилась под крепкою державою великих князей Московских. Сохранился документ XVI века, упоминающий о Спасохолмской Преображенской церкви, - это «Опись Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1575 г.» (царствование Иоанна Грозного). В нем читаем:
«Да к монастырю погост Спас на Холму Преображенье ... деревянная, а другая церковь Живоначальная Троицы» . Дальнейшее упоминание о существовании Преображенского храма относится к годам 1646 (царствование Алексея Михайловича) и 1677 (царствование Федора Алексеевича). Деревянный Преображенский храм существовал до 1713 года. В 1713 году была освящена холодная Спасо-Преображенская церковь (с 1791 года по указу Императрицы Екатерины II при Тверском Епископе Тихоне Преображенский храм определено именовать соборным). Это был четырехстолпный одноглавый храм с тремя апсидами. Четверик основного объема с четырехскатным покрытием имел ярусное завершение в виде светового восьмерика и глухого цилиндрического барабана. К храму примыкала двухъярусная колокольня с кубическим основанием и восьмигранным столпом, увенчанным шпилем. Архитектура церкви отличалась лаконичным, почти суровым характером. Почти полное отсутствие декора, впрочем, было, скорее всего, результатом перестроек церкви в первой половине XIX века. Фасады четверика делились лопатками на три прясла. Гладкие стены были прорезаны прямоугольными окнами.
В январе 1883 года краснохолмские граждане во главе с соборным старостой, потом почетным гражданином Василием Матвеевичом Бородавкиным, подали прошение Архиепископу Савве, в котором объяснили, что вследствие тесноты Преображенского собора и неудобства к расширению, они вознамерились устроить около него новый собор, более обширный и вместительный. Другой побудительной причиной к устроению нового храма была благодарность Господу Богу за избавление Красного Холма от холеры, бывшей в 1848, 1853 и в 1855 годах, и прекратившейся в дни празднования иконам Пресвятой Богородицы Донской и Владимирской. Средства для сооружения нового собора просители изыскали на месте. Душою всего дела был В.М. Бородавкин. Ему принадлежала и мысль построить новый собор, и ее осуществление, т.к. значительнейшая часть расходов была произведена на его средства.
Владимирский собор был выстроен рядом со Спасо-Преображенским собором в 1883–1903 годах. Это был пятиглавый храм в византийско-русском стиле, в духе церквей К.А.Тона. Непосредственным образцом для него послужил собор г. Мологи Ярославской губернии.

Оба храма были разрушены в советские годы. На месте Владимирского собора (пл. Советская (бывш. Соборная), д.2) был построен Дом культуры. Ныне -  Краснохолмский Дом народного творчества После возведения Владимирского собора на центральной площади Красного Холма сложился внушительный храмовый комплекс, особенно впечатляющий на фоне скромной застройки небольшого заштатного городка. Такой градостроительный контраст был одной из главных особенностей архитектурного облика Красного Холма во второй половине XIX–начале XX века.
В этот период в городе появился также целый ряд крупных двухэтажных домов, как деревянных, так и каменных. В архитектуре каменных зданий второй половины XIX века еще живут традиции позднего классицизма, но появляются и строения, характерные для периода эклектики. Наиболее интересный круг жилых домов Красного Холма периода эклектики рубежа XIX–XX веков составляют деревянные двухэтажные здания. Разнообразные по архитектурным формам, они объединены общей чертой - богато разработанным силуэтом.
В настоящее время Красный Холм во многом сохраняет очарование провинциального заштатного городка, каким он был в прошлом. Уцелела его регулярная планировка в том виде, в каком она была осуществлена к началу XX века. Сохранилась значительная часть исторической застройки XIX–начала XX века, определяющая и сейчас архитектурный облик города. Особую архитектурно-градостроительную ценность представляет застройка центральной площади с каменными и деревянными жилыми домами, корпусом торговых рядов и колокольней Троицкого собора. Большим своеобразием отличается целый ряд деревянных домов, выразительных своими причудливыми силуэтами. При хорошей сохранности рядовой застройки и основных гражданских сооружений культовая архитектура Красного Холма понесла значительные утраты. В советское время были разрушены все три собора, создававшие замечательный комплекс на центральной площади. Это сильно обеднило силуэт города, в панораме которого единственной архитектурной вертикалью в настоящее время служит колокольня Троицкого собора. В руинированном виде уцелел ансамбль Ант ониева монастыря, в котором особую художественную ценность представляет Никольский собор - выдающийся памятник древнерусской архитектуры.


Достопримечательности Красного Холма

Действующие Храмы

Церковь Николая Чудотворца (кладбищенская)
(ул. Чистякова, 81)
Кирпичная Никольская церковь была возведена в 1794 году на кладбище, устроенном в конце XVIII века. Частично переделанное во второй половине XIX века здание сохраняет многие черты первоначальной архитектуры. Она отличается сочетанием традиционных приемов и форм, восходящих к допетровскому зодчеству, и мотивов раннего классицизма в сугубо провинциальной редакции. Продольно-осевая композиция церкви состоит из одноглавого четверика храма с полуциркульной апсидой, равной ему по ширине трапезной и двухъярусной колокольни (ее шатер, по-видимому, относится к 1860-м годам).
Церковь была приписана к Преображенскому собору.
В конце 1930-х годов церковь была закрыта, но в 1942 возвращена верующим и более не закрывалась.


Церковь Троицы Живоначальной
( Пролетарская ул.)
Каменная одноглавая однопрестольная церковь была заложена 2 июня 2016 года примерно на месте снесённого Троицкого собора. Церковь представляет собой четверик с трифолийным завершением фасадов, с притвором и крыльцом у западного фасада.
Чин основания храма возглавил Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский. Его Преосвященству сослужили: настоятель Никольского кладбищенского храма протоиерей Олег Филиппов и духовенство Бежецкого благочиния.
В завершение чинопоследования Владыка Филарет обратился к жителям города с архипастырским словом, пожелав не ослабевать в деле строительства храма.


Гражданская архитектура

Жилые дома

В конце XIX-начале XX века в городе появился целый ряд крупных двухэтажных домов, как деревянных, так и каменных. В архитектуре каменных зданий второй половины XIX века еще живут традиции позднего классицизма. Кирпичные же здания, построенные в конце XIX–начале XX века, характерны для периода эклектики.

Дом купца Камкина (Октябрьская ул., 1/13)
Единственным каменным домом первой половины XIX века можно считать сохранившееся здание на углу квартала центральной площади - характерный образец жилой архитектуры позднего классицизма в провинциальных городах. Дом принадлежал купцу Ивану Ивановичу Камкину.
Двухэтажный дом имеет скругленный и раскрепованный угол, акцентирующий угол квартала. Горизонтальные членения фасадов четко выявлены междуэтажным и венчающим карнизами, а также полочками на обоих этажах в уровне подоконников. Равномерный вертикальный ритм фасадов создают арочные проемы первого этажа и прямоугольные окна второго. Ныне в здании находится
Краснохолмский Дом детского творчества .

  Увеличить
Дом Бородавкиных

Дом купца Бородавкина (Октябрьская ул., 4/15)
Памятник историко-культурного наследия. В Государственном списке памятников истории и культуры Тверской области местного значения (2000 г.) он числится под № 448 как «Дом купца Бородавкина, кон. XIX - нач. ХХ вв., ул. Октябрьская, 4/15» . В Списке объектов историко-культурного значения Тверской области указаны категория охраны (региональный, постановление № 296) и № паспорта (уч. к. 8283).
Бородавкины - старинная и многочисленная краснохолмская фамилия. Кто именно из них построил дом, достоверно не установлено. В начале ХХ века горожане называли его «домом Василия Матвеевича Бородавкина» , хотя к тому времени ни Бородавкина-Старшего, ни Бородавкина-Младшего с таким именем уже не было в живых (они умерли в 1892 и 1881 годах соответственно). Считается, что дом принадлежал В.М.Бородавкину-Старшему.
Дом Бородавкиных - едва ли не самый большой в Красном Холме. В нем жило несколько семей этой фамилии. На первом этаже, как водится в домах купцов, находились лавки. В справочнике «Вся Россия...» за 1912 год есть сведения о магазине бакалейных и колониальных товаров, находившемся в этом здании и принадлежавшем Софье Семеновне Бородавкиной. Второй этаж был жилым.
В архитектуре здания, построенного в конце XIX века, отчетливо сказались традиции позднего классицизма. Скругленный угол здания, когда-то украшавшийся балконом с кованой решеткой, отмечал угол квартала, выходящий на площадь. Протяженные, лаконично декорированные фасады были прорезаны арочными окнами первого этажа и прямоугольными второго. Горизонтальные членения выявлялись междуэтажным карнизом и тягой в уровне подоконников верхнего этажа.
В той части второго этажа, где срезанный угол с балконом, находился большой зал. В простенках между окнами стояли высокие зеркала. Помещение было светлым и нарядным. Бывало, что хозяева дома предоставляли зал для проведения благотворительных концертов. 30 марта 1908 года здесь состоялся концерт в пользу раненых воинов, который дал хор певчих под управлением В.П.Успенского.
16 июня 1918 года было принято постановление о национализации дома. В Архивном отделе администрации Краснохолмского района хранится фотография митинга, проведенного 25 октября 1918 года возле бывшего дома Бородавкиных в честь годовщины революции. Во время НЭПа в здании располагался краснохолмский Производсоюз. Позже здесь разместился Краснохолмский сельскохозяйственный техникум, где учились будущие агрономы, трактористы и бухгалтеры.
В настоящее время памятник (!) находится в руинированном состоянии.

Купцы Бородавкины
Бородавкины - знатный купеческий род, они были главными храмостроителями и благотворителями города. Занимались в основном льном, торговали мануфактурой и бакалеей. Имели свои магазины не только в самом Красном Холме, но и в Санкт-Петербурге.
Яркий представитель этого крупного краснохолмского купеческого рода - Матвей Матвеевич Бородавкин, почётный гражданин Красного Холма и владелец земель в Мологском уезде. Более известен один из его сыновей - Сергей Матвеевич, купец 1-й гильдии, с приходом советской власти потерявший всё нажитое и ставший в 1933 году старостой храма. В 1938 году после двухлетней ссылки на Урал 60-летний человек, так много сделавший для своего города, был расстрелян за антисоветскую пропаганду и похоронен в безвестной братской могиле. Его брат - Василий Матвеевич - купец первой гильдии, старшина общественного собрания, церковный староста. Василий Матвеевич вместе со своими братьями в течение полувека украшал родной город монументальными соборами. На его средства была расписана живописью Николо–Кладбищенская церковь. Он был инициатором строительства Владимирского собора, вложил в это дело много сил и средств. Подарил Троицкому собору города икону «Живой источник», приобретя ее вместе с домом в Петербурге.


  Увеличить

Дом Ивана Кичигина (ул. Калинина, 37/18)
В некоторых источниках (в том числе, официальный сайт Администрации МО «Краснохолмский район»: http://www.krholm.ru/index.php/29-tour/39-tour-hist) датой постройки дома ошибочно называется XVIII век. На самом деле дом был построен во второй половине XIX века, в период эклектики. Он выходит на перекресток двух улиц срезанным углом, увенчанным аттиком и украшенным полуциркульным проемом балконной двери. Они придают зданию вертикаль, визуально делающую его выше, чем он есть на самом деле. Нижний этаж обработан рустом, а над карнизами возвышаются фигурные аттики. Дому повезло сохранить первозданные неоштукатуренные фасады. Этим он особенно привлекателен.
Владельцы здания происходили из рода купцов Кичигиных. Вероятнее всего, дом построил купец Иван Егорович Кичигин (1849-1909), торговавший изделиями из кожи, державший собственный магазин в гостином дворе и в разные годы занимавший в Красном Холме различные выборные должности.
После революции в доме размещался райком партии, дом пионеров, затем музыкальная школа. Теперь здесь находится
Краснохолмская детская школа искусств .

  Увеличить

Дом Матвея Ивановича Лапшина (ул. Калинина, 24)
Дом этот за несколько лет до революции построил для своей семьи Матвей Иванович Лапшин, представитель многочисленного рода купцов и мещан. У Лапшиных в Красном Холме было несколько домов. Большинство из них находились на улице их имени - Лапшинской (с 1917 г. - Красной, с 1975 г. - ул. Калинина). Были эти дома двухэтажными и деревянными. Дом же Матвея Ивановича был близок к модному тогда «кирпичному стилю» (как и торговые ряды, прогимназия и некоторые др. городские здания). Стиль этот максимально выявляет красоту кирпича как строительного материала и не предполагает оштукатуривания фасадов. Таким образом, дом М.И.Лапшина должен был быть и был кирпичного цвета. По красной линии улицы справа к зданию был пристроен просторный амбар для просушки и хранения льна. М.И.Лапшин, как и его отец, занимался льноторговлей. В амбар вели широкие ворота, расположенные по вертикальной оси симметрии этого строения. Какие-либо другие проемы на фасаде амбара отсутствовали. А въездной проезд во двор был спроектирован в части первого этажа дома. Если присмотреться, то без труда можно заметить на уличном фасаде справа широкую арку высотой во весь первый этаж. Сегодня это единственное напоминание о проезде во двор.
При беглом осмотре уличного фасада создается впечатление, что хозяин и архитектор совершили ошибку, отведя часть объема первого этажа под проезд во двор. Но это не так. Основной объем жилого здания асполагался не вдоль улицы, а в глубине двора. Въездная арка, спланированная в первом этаже, позволила увеличить жилое пространство за счет помещений, расположенныч над нею на втором этаже.
После революции в доме Лапшина размещался исполком, потом отделение милиции. В настоящее время здесь находится Краснохолмский Межмуниципальный отдел МВД России.


  Увеличить

Дом Ивана Степановича Ломакина (?) (Коммунистическая ул., 30)
Кому дом принадлежал до революции, документально не установлено. По неподтвержденной информации, полученной от потомка Ломакиных, здание могло принадлежать Ивану Степановичу Ломакину.
Одно из самых больших старых зданий города весьма необычно. Дом стоит на высоком цоколе. На крыльцо фронтально ведет лестница, по обе стороны которой устроены насыпные пандусы. Изначально их не было. Уличный фасад здания перенасыщен декоративными элементами, боковые их практически лишены. Ложный треугольный фронтон над окном второго этажа противоречит расположенной над ним полуциркульной арке ризалита. На втором этаже по боковому фасаду видно единственное полуциркульное окно, расположенное не по оси симметрии. Может быть, когда-то здесь был проем для балконной двери. На заднем фасаде полуциркульные проемы тоже соседствуют с прямоугольными. Здание не отличается гармоничным видом. Возможно, первоначальная задумка домовладельца и архитектора не была удачной, а дальнейшие перестройки только усугубили их просчет.
В этом здании на бывшей Бельковской улице была провозглашена Советская власть в городе и уезде.
1 октября 1933 года была создана Краснохолмская областная школа тракторных бригадиров. Одним из двух ее корпусов стал дом на Коммунистической, 30. На верхнем этаже располагались кабинеты для теоретического обучения, на нижнем - тракторный и слесарно-ремонтный кабинеты, механический цех и инструментальная кладовая. Там они и оставались до переезда учебного заведения в августе 1971 года в новые корпуса на Пионерской улице. После этого здание превратилось в многоквартирный жилой дом.


  Увеличить

Дом Ломакина (Зарецкая ул., 16)
В Государственном списке памятников истории и культуры Тверской области местного значения (2000 г.) под № 432 числится «Дом мещанина Ломакина, кон. XIX-нач. XX вв. » . В списке объектов историко-культурного наследия ему принадлежит № 5, указаны категория охраны (Р - региональный, постановление № 296) и № паспорта - 8271 уч. к.
Род Ломакиных (Ламакиных ?) был многочисленным, некоторые его представители селилась по обе стороны Зарецкой улицы. В двухэтажном деревянном доме № 15, например, жила семья Павла Васильевича Ломакина. На Зарецкой жили и купцы братья Василий и Иван Ломакины. Помимо торговли льном Василий Степанович Ломакин держал одну из трех существовавших тогда в Красном Холме «гостинниц» . Причем находилась она именно на Зарецкой, на въезде-выезде в город. Возможно, большой двухэтажный кирпичный дом на Зарецкой-16 принадлежал купцу (не мещанину!) Василию Степановичу Ломакину и в нем располагалась гостиница.

Наиболее интересный круг жилых домов Красного Холма периода эклектики рубежа XIX–XX веков составляют деревянные двухэтажные здания. Разнообразные по архитектурным формам, они объединены общей чертой - богато разработанным силуэтом.


  Увеличить

Дом Л.А.Мясникова (Коммунистическая ул., 21)
Построенный в конце XIX века дом в стиле деревянного провинциального модерна обращен к перекрестку Красноармейской (б. Шамшевой) и Коммунистической (б. Бельковской) улиц срезанным углом, над которым возвышается шатровая башенка, венчающая арку на консолях большого выноса. Эта тема была весьма популярна в Красном холме той эпохи, и подобные образцы сохранились.
Дом принадлежал земскому врачу и местному общественному деятелю Леониду Александровичу Мясникову (1859-1922). Его называют первым краснохолмцем, окончившим университет (медицинский факультет Московского университета). Леонид Александрович был гласным Тверского губернского земства и даже побывал на известном приёме депутаций царём Николаем II 17 января 1895 года. В Красном Холме он трижды избирался городским головой и потрудился немало. Его стараниями были открыты летний театр, женская прогимназия, «Народный дом» , проведена железнодорожная ветка и создано добровольное пожарное общество. При нём же были возведены и дошедшие до нас торговые ряды.
Л.А.Мясников происходил из купеческой семьи. Его отец, Александр Иванович
«был человеком добродушным и весьма религиозным» , которого регулярно обкрадовали приказчики. Торговал он тканями и галантереей, а детям своим дал возможность получить образование по их выбору.

  Увеличить

Ещё более известен сын хозяина дома, академик Александр Леонидович Мясников, один из докторов Сталина, свидетель его последних дней, кончины и вскрытия, оставивший весьма любопытные мемуары. На здании установлена мемориальная доска, извещающая, что «В этом доме родился выдающийся кардиолог, академик Александр Леонидович Мясников (1899-1965)» . Однако сам Александр Леонидович в книге «Я лечил Сталина» вспоминал: «В 1890 году больница была открыта в нашем КАМЕННОМ доме (где я потом родился).» Каменный дом, находящийся по соседству (ул. Коммунистическая, 23), до революции также принадлежал семье Мясниковых. В нём в 1890 году Леонид Александрович (отец академика) открыл собственную больницу «на десять коек, с оплатою питания и лекарств по тридцать копеек в день» , т.к. городская «не справлялась с нуждами» . Это здание известно горожанам как «типография» и «редакция газеты» (здесь находится редакция местной газеты «Сельская новь» ).
Внук и полный тёзка Александра Леонидовича, в честь которого назвали улицу в Красном Холме, - доктор Мясников, ведущий на TV передачу «О самом главном». Есть информация, что не так давно он приобрёл каменный дом и на встрече с горожанами рассказал, что собирается устроить здесь «Музей земской медицины» .

Газета «Сельская новь» №18 от 04.03.2014 г.
Земский врач-общественник
Семья Мясниковых пользовалась большим авторитетом и уважением среди жителей Красного Холма и района. Здесь родился и вырос, затем стал ученым с мировым именем, врачом-кардиологом, академиком Александр Леонидович Мясников. Большую известность получил и его брат, доктор технических наук, профессор Лев Леонидович Мясников. Основателем этой династии стал их отец Леонид Александрович Мясников.
Родился Леонид Александрович Мясников в 1859 году в г. Красный Холм в купеческой семье. Нынче исполняется 155 лет со дня его рождения. В книге «Я лечил Сталина» академик А.Л.Мясников оставил свои воспоминания об отце - Леониде Александровиче. Он пишет: «В 1873 году он отправился учиться в Москву, во Вторую гимназию (это был первый в истории горожан Красного Холма случай; до тех пор отправлялись в гимназию только дети дворян, помещиков). Учился отец весьма хорошо. На каникулы приезжал домой, привозил с собой ворох книг - Гете, Гейне, Байрона, Шекспира, Писарева, Добролюбова. Он собирал молодежь и взрослых и читал им их, а по вечерам любители разыгрывали спектакли «Разбойники» Шиллера, «Гроза» Островского…».
В 1881 году Леонид Александрович поступил в Московский университет на медицинский факультет. По окончании университета ему было предложено остаться ординатором в клинике известного ученого, врача-терапевта Г.А.Захарьина, но он отказался и вернулся на родину в Красный Холм.
«Не приходилось сомневаться в блестящей научной карьере, которая, казалось, была открыта перед молодым врачом, - пишет А.Л.Мясников, - однако отец принял другое решение: то был период, когда прогрессивно настроенные молодые люди, получив высшее образование, считали своим долгом «идти в народ», «отдать ему долг». Леонид Александрович был к тому же первым краснохолмцем, окончившим университет».
Леонид Александрович стал работать врачом в земской больнице, открыл свою амбулаторию. По приезду домой Л.А.Мясников открыл бесплатный прием больных. В дальнейшем он стал взимать плату в двадцать копеек с первичного больного, так как решил на свои средства открыть небольшую больницу (городская больница не справлялась с нуждами больных и не могла получить средства для своего расширения).
А.Л.Мясников пишет: «В 1890 году больница была открыта в нашем каменном доме (где я потом родился) - на 10 коек, с оплатою питания и лекарств по тридцать копеек в день».
«Мой отец был исключительно популярный врач, - сообщает А.Л.Мясников. - Доверие к нему больных было безграничным. «Батюшка Леонид Александрович как скажет, так и сделаем» или «так и будет». Первый десяток лет своей деятельности он был типом земского врача-универсала - кроме внутренних болезней занимался акушерством, гинекологией, хирургией (он был первым, сделавшим в нашей округе кесарево сечение)».
Многочисленные подводы крестьян в любой день с раннего утра заполняли улицу около амбулатории, построенной Леонидом Александровичем. Он был жизнерадостный, необычайно энергичный, подвижный человек крупного телосложения с некоторой склонностью к полноте. Его плешивая голова с мягкими, русыми волосами, широкое мясистое лицо, серые глаза и небрежные усы с бородкой - все было типично русское. В развевающемся белом халате, быстрыми шагами он появлялся в доме, чтобы отыскать нужный рецепт, или на скорую руку проглотить стакан молока с булочкой.
Леонид Александрович с большим интересом относился к теории дарвинизма, учению об иммунитете. Он увлекался работами Пастера, Коха, Эрлиха, Мечникова и вывесил портреты этих ученых в своем кабинете.
«Отец живо следил за медицинскими новостями, - писал А.Л.Мясников, - выписывал много книг, несколько журналов. В более поздний период он стал ограничивать себя двумя специальностями: внутренними болезнями и офтальмологией. В 10-х годах (1910-х) он дважды предпринял поездку за границу - в Берлин к профессору Силексу и в Вену к профессору Фуксу, в их клиниках он учился современной офтальмологии. Как к специалисту-окулисту, в 10-20-е годы к нему в Красный Холм стали съезжаться больные из Тверской, Ярославской и Новгородской губерний».
Жена Леонида Александровича - Зинаида Константиновна Григорьева родилась в г. Санкт-Петербурге в 1874 году. После гимназии она поступила на рождественские медицинские курсы в Санкт-Петербурге и, окончив их, стала лекарской помощницей. В 1895 году поступила на службу в Краснохолмскую больницу. Здесь она познакомилась с доктором Леонидом Александровичем и вскоре стала его женой. У них было пять детей, из которых трое умерли. Такой трагический оборот в жизни семьи, как вспоминал их сын Александр Леонидович, наложил на Зинаиду Константиновну тень грусти и пессимизма, и хотя она продолжала быть деятельной, все же перенесенные утраты придали ей весьма нервный и чувствительный характер, вместе с тем обострили ее привязанность к двум оставшимся в живых сыновьям - Льву и Александру. Позднее Зинаида Константиновна выучилась на доктора и получила диплом.
Много сил и энергии Леонид Александрович отдал общественной деятельности. «Он имел непреодолимую склонность к общественной деятельности, - вспоминает о своем отце его сын Александр Леонидович. - Не принадлежа ни к какой-либо политической партии, отец считал себя социалистом и сочувствовал левому течению в общественной жизни страны. В нашем доме часто бывали различные политические деятели Тверского земства. Леонид Александрович был гласным губернского земства. Он участвовал в приеме депутатов от земств, устроенном после смерти императора Александра III новым царем - Николаем II. Тверское губернское земство тогда подало царю петицию, в которой высказывалось за необходимость существенных реформ для России, в частности свободного самоуправления на основе всеобщего избирательного права».
В 1899 году Леонид Александрович Мясников был избран городским головой Красного Холма, занимался градостроительством, развитием здравоохранения и просвещения. При его непосредственном участии в 1901 году была построена железнодорожная ветка Сонково-Красный Холм. Занимался он также строительством здания женской прогимназии, впоследствии гимназии. До этого дети должны были отправляться учиться в соседний Бежецк, в Тверь, Санкт-Петербург или в Москву. В настоящее время здесь размещается Краснохолмская средняя школа № 1.
В период деятельности Л.А.Мясникова был построен кирпичный завод и налажено производство кирпича, из которых строили здания. В 1907 году в центре города были построены каменные торговые ряды, сохранившиеся и используемые в целях торговли до настоящего времени.
По инициативе Л.А.Мясникова был открыт летний театр, а позже построен Народный дом, в котором выступали артисты из Москвы и Санкт-Петербурга, устраивались просветительские лекции для горожан. Сам Леонид Александрович участвовал в любительских спектаклях. При его непосредственном участии было открыто земское училище для крестьянских детей и детей горожан.
В течение пяти лет Л.А.Мясников преподавал бесплатно гигиену в Краснохолмской школе. Он проводил также воскресные чтения в амбулатории по биологии, организовал школьную библиотеку и бесплатную выдачу учебников для учащихся.
Было осуществлено еще одно нужное для города мероприятие. Усилиями городского головы было создано добровольное пожарное общество. Многие уважаемые жители города вступили в него членами и должны были поставлять средства, участвовать в учениях, дежурствах по городу. В результате число пожаров значительно сократилось.
Младший сын Леонида Александровича Мясникова Лев Леонидович рассказывал, что его отец в канун первой русской революции 1905 года был представителем левого крыла Весьегонского земства, защищал интересы рабочих и крестьян. Он занимался пропагандистской и революционной деятельностью в Красном Холме и его окрестностях. В его доме проводились конспиративные собрания местной интеллигенции. Эти собрания вызвали подозрение властей и Л.А.Мясников некоторое время находился под тайным (негласным) надзором полиции.
В хранящихся в архиве г. Твери жандармских донесениях того времени говорится: «Врач Мясников играет всюду первенствующую роль и пользуется огромной популярностью в городе. По убеждениям принадлежит скорее к социал-демократической партии, но благодаря своему природному уму и хитрости всюду остается в стороне».
За свою антиправительственную революционную деятельность Леонид Александрович, избранный городским головой Красного Холма, не был утвержден на эту должность Тверским губернатором ни в 1907 году, ни в последующие выборы.
В 1914 году началась первая мировая война. Л.А.Мясников работал главным врачом в госпитале, который он организовал в Красном Холме. После революции 1917 года он открыл в городе глазную лечебницу с хирургическим отделением и стационаром. Глазные болезни он также лечил в Бежецке и Сонкове, куда делал еженедельные выезды.
В начале 1922 года Л.А.Мясников заразился сыпным тифом и 19 января умер.
Леонид Александрович Мясников похоронен на городском кладбище в Красном Холме.

В деревянном доме Мясникова в настоящее время располагается краеведческий музей. Краснохолмский краеведческий музей был создан по инициативе местных краеведов под руководством Николая Николаевича Соколова и открылся 20 декабря 1964 года. Основная часть музейного фонда была собрана в 1960–1970-е годы. Одной из первых появилась коллекция окаменелостей (раковин моллюсков, белемнитов и аммонитов, коралловых полипов, губок) и предметы археологии - коллекция боевых фатьяновских топоров-молотов (второе тысячелетие до н. э.). Городской быт был представлен изделиями фаянсового завода М.С.Кузнецова, стеклянными изделиями, подсвечниками, самоварами XIX века - первой трети XX века. Развитие ремесел и торговли Красного Холма отражали коллекции безменов, гирь, амбарных замков, ключей. В этот период было собрано немало предметов крестьянского быта - вещи домашнего обихода, посуда, одежда и обувь крестьян XIX века, воспроизведен интерьер кустарной сапожной мастерской. Широко представлена талантливая семья Мясниковых - земского врача Л.А.Мясникова и его сыновей А.Л.Мясникова, ученого-кардиолога, и Л.Л.Мясникова, ученого-физика.
В 1965 году в музее числилось на учете 1 165 единиц хранения. Сейчас фонд музея содержит более 8 000 единиц хранения. С ноября 1980 года Краснохолмский музей стал филиалом Калининского государственного музея (ныне Тверского государственного объединенного музея). Коллекция музея продолжает пополняться новыми экспонатами. Среди новых поступлений: материалы и документы по истории становления советской власти, коллективизации сельского хозяйства, документы периода Великой Отечественной войны. Собраны материалы, посвященные деятельности знаменитых земляков - художника П.П.Чистякова, В.А.Цветкова, географа С.П.Суслова, оперного певца Н.П.Бутягина.


  Увеличить

Дом Баруздиных-Хильтовых (ул. Карла Маркса, 6/46)
Это одно из наиболее известных зданий Красного Холма - центр большой усадьбы, которая занимала угол дороги, появившейся в начале XX века и ведущей от железнодорожного вокзала в город (ныне - улица Льва Толстого) и переулка (ныне - улица Карла Маркса).
Архитектурно дом представляет собой вариант крупного купеческого деревянного двухэтажного дома с декором в духе эклектики с элементами классического стиля и барокко. В городе несколько подобных домов, но дом Баруздиных-Хильтовых выделяется, с одной стороны, размерами (он один из самых больших), а с другой - необычно поставленными козырьками-навесами с епанчовыми кровлями. Обычно в Бежецке и Красном Холме они ставились по углам здания, но здесь - по центру его западного и северного фасадов. Фасад с юга оформлен треугольным фронтоном. В сильно упрощенном виде такой фронтон помещен и с восточной стороны, где располагается вход в здание (повседневный; парадный - с северной стороны - к настоящему времени давно заколочен). Отделка наличников и карнизов роскошна. В оформлении богато использована пропильная резьба, элементы которой состоят из многочисленных пересекающихся кругов и розеток, нескольких зубчатых поясков. Резьба прекрасно гармонирует с ажурной кованой оградой балкона на северном фасаде. В наличниках широко используется мотив разорванного лучкового сандрика-фронтона, в разрыв которого пропущен пышный трилистник. Но особенно хороши карнизы, где массово использованы прорезные кронштейны с гирьками, отделяющими чередующиеся накладные элементы - узоры и рамочки. Углы дома (все четыре) имеют декоративные деревянные башенки, также богато украшенные накладной выемчатой резьбой.
По-видимому, изначально дом был рассчитан на проживание нескольких (двух?) семей, поскольку его этажи полностью изолированы друг от друга. Это разделение еще более усилилось в советское время, когда все первоначальные людские и кухни были обособлены в отдельные квартиры, а «господские» квартиры вполовину урезаны. Первые хозяева дома - купцы Баруздины - ничем особо не прославились. А в советское время парадные комнаты занимали: второй этаж - семья врача Хильтова, первый этаж - семья Моляковых.
Иван Иванович Хильтов (1882-1947) - человек, о котором до сих пор в Красном Холме ходят легенды. Хирург, сын священника из соседнего Бежецка и выпускник медицинского факультета Юрьевского университета И.И.Хильтов в Первую мировую войну был начальником санитарного поезда, а с 1924 года и до самой смерти года работал в Красном Холме в должности главного врача местной больницы. В 1944 году получил звание «Заслуженный врач РСФСР»  - единственный из местных медиков, кто имел такой статус. В 1948 году больнице, в которой работал Хильтов (ныне это Краснохолмская ЦРБ), присвоено его имя. Для местного здравоохранения Хильтов сделал чрезвычайно много. В частности он сумел пробить в непростых условиях отдаленного района строительство нового больничного корпуса, завершенного в 1931 году.
Василий Федорович и Харитина Антоновна Моляковы - знаменитые льноводы. В средине 30-х годов прошлого века они стали инициаторами движения за получение тонны льноволокна с гектара. В.Ф.Моляков - председатель передового колхоза «Красный колесник» . Позже он работал директором первой машинно-тракторной станции в Красном Холме, начальником земельного управления Калининской области, инструктором народного комиссариата земледелия СССР (наркомзема), был депутатом Верховного Совета. Его жена Харитина Антоновна, звеньевая льноводческого звена колхоза «Красный колесник» стала инициатором трудового движения за рост урожайности и качества льняного волокна. Его потом так и назовут - моляковским, по аналогии со стахановским или гагановским.
В настоящее время дом обитаем и пока поддерживается в удовлетворительном состоянии. Но он требует заботливой хозяйской руки, чего уже давно нет, в результате чего мелкий текущий ремонт не делается. Но пока внешне дом прочен и заслуженно имеет славу неофициального символа Красного Холма вместе с торговыми рядами и колокольней Троицкого собора.


  Увеличить

Жилой дом (ул. Свободы, 6)
Здание закрепляет угол квартала на пересечении улицы и переулка Свободы.
Двухэтажное деревянное прямоугольное в плане здание, построенное в конце XIX-начале XX века, отличается развитым наружным декором. Стены дома обшиты тёсом: «в елочку» по первому этажу, и горизонтально - по второму. Скошенный юго-западный угол оформлен эркером. Металлические четырёхгранные шатровые повышения кровли акцентируют срезанный угол объема, среднюю и боковые части фасадов. На крыше установлены ажурные металлические ограждения.

  Увеличить

Сильно вынесенный карниз на резных кронштейнах имеет полуциркульное подвышение над крайними осями уличных фасадов. Водосточных трубы украшают ажурные металлические навершия. Парадный вход со ступеньками у северо-западного угла дома украшен металлическим зонтом и филёнчатой двупольной дверью. В интерьерах здания сохранилась пространственно-планировочная структура сочетающая анфиладный и коридорный типы композиций, филёнчатые двери и штуковое оформление потолков (карнизы, розетки).
В доме уже много лет находится Детский сад №1 «Теремок» .


  Увеличить

Дом Бородавкина, Суд (Народная пл., 24/32)
В Государственном списке памятников истории и культуры Тверской области местного значения (2000 г.) под № 456 значится «Суд, кон. XIX-нач. XX вв.» . В Списке объектов историко-культурного значения Тверской области указаны категория охраны (региональный, постановление № 296) и № паспорта (уч. к. 8290).
До революции дом принадлежал семье Бородавкиных. Краеведы связывают его с именем Василия Матвеевича Бородавкина-Младшего. Год постройки дома неизвестен. Деревянное двухэтажное здание, изначально покрашенное светлой краской, было намного наряднее нынешнего. Особые изящество и легкость ему придавали фигурные люкарны с круглыми слуховыми окнами, имевшими спиралевидную расстекловку, а также располагавшаеся над боковым входом веранда второго этажа с ее частыми высокими полуциркульными окнами. К сжалению, эта красота не сохранилась.


  Увеличить

  Увеличить

Дом Ефимова (Октябрьская ул., 7/87)
До революции улицы, на перекрестке которых находилось это деревянное здание, носили названия Большой и Шамшевой. Нынешний его адрес: ул. Октябрьская, д. 7/78 (7 по Октябрьской и 87 по Красноармейской).
В Государственном списке памятников истории и культуры Тверской области местного значения (2000 г.) под № 449 значится «Дом купца Ефимова, кон. XIX-нач. XX вв.» . В Списке объектов историко-культурного значения Тверской области указаны категория охраны (региональный, постановление № 296) и № паспорта (уч. к. 8284).
В справочнике «Вся Россия…» за 1912 год Василий Герасимович Ефимов упомянут среди краснохолмских торговцев бакалейным и колониальным товарами. На первом этаже его просторного двухэтажного дома был магазин. На открытке 1914 год «Привет из Красного Холма. Дом Ефимова» заметны вывески по обоим уличным фасадам. С Шамшевой улицы в дом вели два входа: один - в магазин, другой - в жилые помещения.
Помимо названной торговли В.Г. Ефимов держал паровую вальцевую мельницу, вырабатывающая ржаную муку (10 рабочих, 2 вальцевых стана и два жерновых постава). 1 мая 1918 года по постановлению 3-его уездного съезда, его мельница общей стоимостью 290 тыс.руб. была национализирована.
Василий Герасимович уделял много времени общественной деятельности. Так, в 1916 году он был гласным городской думы, членом сиротского суда, членом городского по квартирному налогу присутствия и заместителем члена городского по налогу с недвижимых имуществ присутствия.
Будучи патриотом малой родины, В.Г. Ефимов издал за свой счет серию открыток «Привет из Красного Холма» , по которым можно судить о том, как выглядел город в 1914 году. На одной из открыток запечатлен дом самого купца, еще на одной -  «водянная» мельница.
В настоящее время в здании находятся Мировой судебный участок Краснохолмского района и Центр занятости населения.


  Увеличить

Жилые дома

Многоквартирный двухэтажный дом (Кашинская ул., 22/13) построен в стиле деревянного модерна в конце XIX-начале XX века.
В Государственном списке памятников истории и культуры Тверской области местного значения (2000 г.) этот дом числится под № 438 и носит наименование «Дом жилой, кон. XIX - нач. XX вв. » . В списке объектов историко-культурного наследия ему принадлежит № 32, указана категория охраны (Р - региональный, постановление № 296).


  Увеличить

Жилой дом (Советская ул., 27/83), также построенный в конце XIX-начале XX века, привлекает внимание своей деревянной резьбой и оригинальными башенками по углам крыши.

  Увеличить

Деревянный двухэтажный дом (Народная пл., 6) - очень красивое двухэтажное здание с обильным резным деревянным декором на фасадах и под карнизом. Ладно построенный жилой дом выходил уличным фасадом на Троицкую площадь, и в его нарядных окнах отражался Троицкий собор. В Государственном списке памятников истории и культуры Тверской области местного значения (2000 г.) объект числится как «Аптека, кон. XIX - нач. XX вв. Народная пл., 6» . В Списке объектов историко-культурного значения Тверской области указана категория охраны (региональный, постановление № 296).

Общественные и торговые здания

  Увеличить

Городская дума (ул. Калинина, 53)
Построенное, вероятно, в середине XIX века здание, стоявшее на площади, на участке, предназначенном регулярным планом для «казенных строений», продолжало традиции деревянной архитектуры позднего классицизма.
Если краснохолмские храмы были душой города, то это одноэтажное деревянное здание было его мозгом, центром принятия решений. Здесь размещались органы городского самоуправления - Городская Дума и Городская Управа, здесь заседал городской голова, здесь располагался Городской Общественный Банк.
Одноэтажное здание по фасадам расчленено рустованными пилястрами. Высокие прямоугольные окна увенчаны тонко профилированными сандриками-полочками. В настоящее время в доме располагаются начальные классы Краснохолмской школы №1.


  Увеличить

Железнодорожный вокзал
Станция 4 класса Красный Холм появилась на железнодорожной ветке из Сонкова на Пестово (или на Весьегонск) в 1899 году, хотя проект этой железной дороги разрабатывался еще десятью годами ранее. В настоящее время постройки станции включают деревянный вокзал, каменный багажный сарай, водонапорную башню и руины водоподьемного здания, несколько казарм разного времени, сторожевые дома (будки) и служебные сараи при них. На станции сохранилась старая грузовая платформа, ручные стрелочные переводы.
Ряд построек станции находятся в хорошем состоянии (вокзал), другие - башня, некоторые казармы - в плохом и даже руинированном. Между тем этот комплекс - один из лучших в Тверской области станционных комплексов на Рыбинско-Виндавской дороге и ее ответвлениях (да и в целом среди других железнодорожных станций) по сохранности основных сооружений.
В свое время подобные здания были выстроены во многих городах, (например, такой же вокзал в Кашине). Но только в Красном Холме здание вокзала сохранилось в практически нетронутом виде, давая полное представление о таких постройках. Никаких существенных перемен внутри и снаружи оно не претерпело, как минимум, с 1950-х годов, а в главном сохранилось со времени постройки. Это редкий пример сохраняющегося в прежнем виде и продолжающего исправно функционировать исторического здания в Тверской области.

  Увеличить

Деревянное здание построено в стиле романтического модерна. Обшивка фасадов имитирует каркасную конструкцию. Развитым декоративизмом отличается завершение фасадов. Сильно выступающий карниз с резным подзором опирается на фигурные кронштейны. Силуэт обогащают шатровая кровля над центральным ризалитом и крупные слуховые окна.
Не меньшее значение имеют окна - неизменно широкие, часто с художественно оформленными рамами. К сожалению, именно они в краснохолмском вокзале сейчас не совсем соответствуют первоначальному облику, но это сравнительно небольшой недостаток, мало заметный при первом взгляде. Зато есть филенчатая дверь, сохранившаяся от времени постройки. Единственное грубое вмешательство в первоначальный вид фасадов - кондиционер.
В интерьерах сохранился «паутинчатый» узор потолочных балок и карнизов, имитирующий стрельчатый каменный свод с «гирькой» . Вокзал неоднократно изменял окраску: когда-то он был красно-белым, затем был перекрашен в охристо-красный, потом - в зеленый цвет. С конца 2000-х вокзал вновь получил желтовато-охристую окраску. И, наконец, в 2013 году вокзал приобрел «корпоративные» цвета РЖД.


  Увеличить

Почтово-телеграфная станция (Октябрьская ул., 8/89)
Это одно из самых «возрастных» зданий Красного Холма. Услугами связи здесь пользовались бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и даже прапрабабушки и прапрадедушки нынешних краснохолмцев!
Построенная в конце XIX века почтово-телеграфная контора находилась на перекрестке Большой (Октябрьской) и Шамшевой (Красноармейской) улиц. Здание деревянное, двухэтажное, квадратное в плане, с двумя небольшими двухэтажными пристройками по обоим уличным фасадам и выносным крыльцом (сейчас оно одно, а первоначально крылец было два, по одному на каждый фасад). Дом по-краснохолмски нарядно украшен деревянным кружевом, размещенным на оконных наличниках, вертикальных выступах фасадов, подкарнизных ламбрекенах. Особую прелесть придают ему сложной формы люкарны (оконные проемы в скате крыши). Слуховые окна круглой формы в разные периоды истории имели различную расстекловку. Самая сложная из них была изначально. Она имела шестиугольную форму с прямыми линиями и дугами и напоминала паутинку, затянувшую окно. В советские годы ее сменила мелкая расстекловка, форма переплета которой воспроизводила пятиконечную звезду, один из символов государственной власти. В настоящее время в круглые рамы слуховых окон вставлены цельные круглые стекла.
Здание и ныне продолжает выполнять свою функцию - здесь находится Отделение почтовой связи.


  Увеличить

Торговые ряды (Пролетарская ул., 2/22)
Построенные около 1910 года торговые ряды служат ярким примером кирпичного стиля. Они сооружены, вероятно, по образцу корпусов гостиного двора в Кашине (конец XIX–начало XX века). Г-образное здание на двух фасадах имеет галерею, образованную металлическими колонками, несущими деревянный навес с резным подзором. Вертикальный ритм фасадов и силуэт корпуса определяют щипцовые фронтоны.
И в наши дни торговые ряды сохраняют свою функцию: здесь работает много маленьких магазинчиков и чуть ли не единственное в городе кафе «Алтын».

  Увеличить

На дореволюционных открытках, запечатлевших здание в первые годы после постройки, оно называется «торговыми рядами». А в справочнике «Вся Россия…» речь идет о гостином дворе. В чем разница между «торговыми рядами» и «гостиным двором»? Гостиный двор («гостем» называли приезжего купца) - это комплекс зданий, предоставляющий услуги для оптовой торговли товарами и жизнедеятельности торговцев (обычно из других регионов). Гостиные дворы включали в себя лавки, в которых велась оптовая торговля разнообразными товарами, и места для хранения товаров и проживания торговцев. Купцы приезжали в гостиные дворы с большим запасом товара и проводили в них продолжительное время, необходимое для сбыта всей партии товара. Поэтому им, конечно, требовались более или менее комфортные жилые помещения. Согласно справочнику «Вся Россия…» за 1912 год, в Красном Холме было три «гостинницы»: Д.И.Калинина на Миллионной (ныне Пролетарской) улице, А.И.Кичигина на Торговой площади и В.С.Ломакина на Зарецкой улице. Конечно, они не могли принять всех иногородних торговцев, приезжающих в город на ярмарку. Часть краснохолмцев сдавала под постой квартиры и дома для временного проживания «гостей».
Интересно, что еще до постройки «новых рядов» в справочнике «Вся Россия…» за 1897-1902 годы было отмечено, что некоторые краснохолмские купцы вели торговлю в «гостинном дворе». Выходит, и до «каменных рядов» на Торговой площади был гостиный двор, включающий в себя, помимо торговых рядов, помещения для жилья, трактиры, постоянные места для гужевого транспорта и т.п. Были ли жилые помещения в «новых» торговых рядах? Документально обоснованного ответа на этот вопрос нет. Поэтому в Государственном списке памятников истории и культуры Тверской области местного значения (2000 г.) под № 454 значатся «Торговые ряды, 1910 г.», а не «Гостиный двор».


  Увеличить

Торговое здание (Мельница ?) купца В.Г.Ефимова (Октябрьская ул., 9)
Среди краснохолмских памятников, помимо жилых домов и общественных зданий, есть несколько торговых и торгово-промышленных сооружений. К ним относится это здание. Оно находится на бывшей Большой улице рядом с домом В.Г.Ефимова. Двухэтажное здание построено в «кирпичном стиле» с использованием романо-готических мотивов. Его треугольный фронтон был украшен тремя небольшими, но выразительными, башенками, которые, к сожалению, не сохранились. В советское время историческое здание было вписано в безликое сооружение из белого кирпича, задушившее в объятиях историко-культурный памятник. Кому принадлежало это здание до революции и что в нем находилось, документально не установлено. Но на основе косвенных свидетельств предполагается, что в длинном двухэтажном кирпичном здании, расположенном в непосредственной близости от дома В.Г.Ефимова, могла находиться его паровая мельница.


  Увеличить

Торговое здание (Октябрьская ул., 18)
В Государственном списке памятников истории и культуры Тверской области местного значения (2000 г.) под № 452 числится «Здание торговое, кон. XIX - нач. XX вв., ул. Октябрьская, 18» . В Списке объектов историко-культурного значения Тверской области указана категория охраны (региональный, постановление № 296).
Сведениями о дореволюционном владельце этого дома, в котором и по сию пору размещаются, сменяя друг друга, различные магазины, отсутствуют.


Слобода. Краснохолмский Антониев монастырь

Деревня Слобода Краснохолмского района Тверской области находится у слияния рек Неледины и Могочи в километре от города Красный Холм по трассе Р-84 на юго-запад. Фото https://arch-heritage.livejournal.com/1487367.html Краснохолмский Антониев монастырь http://www.antoniev-mon.ru/ http://tver-antonievmon.bezhkray.ru/ http://tversvod.ru/page240/?full=1 https://siluan-ierom.livejournal.com/39871.html


По материалам Википедии и сайтов http://hram-tver.ru, http://tversvod.ru/, https://kartarf.ru/

https://ks-region69.com/, https://smolbattle.ru, https://autotravel.ru/, https://www.karavantver.ru/,

https://ru.wikivoyage.org/, https://russia4d.ru/, https://arch-heritage.livejournal.com/