Тихвинский монастырь

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь Первая дата в истории Тихвина известна по древним летописям, в которых рассказывается о том, как в 1383 г. при благочестивой державе великого князя Дмитрия Ивановича Донского «в пределах Великого Новаграда, нарицаемой Тифина, явися иконатПречистыя Богородицы и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем на руке своею». С иконой связано и название погоста — Пречистенский (Пречистыя Богородице). Он входил в состав Обонежской пятины — одной из пяти частей, на которые разделились владения Великого Новгорода. Вторая значимая дата в истории города — 1515 г., когда иждивением великого Московского князя Василия III была завершена монументальная каменная пятиглавая церковь, «отовсюду же преславно всеми видимая». Появление такого грандиозного храма в столь отдаленном месте явилось свидетельством особого отношения к Тихвинской святыне Василия III, а за ним и всех правителей России.
В начале Ливонской войны (1558 г.)
Иван Грозный решил укрепить Тихвинский погост как возможный пункт обороны, находившийся всего в ста верстах от границы со Швецией. В 1560 г. под руководством Ф.Д,Сыркова за один строительный сезон был построен монастырь, ставший одновременно и мощной крепостью. Русские летописи сохранили свидетельства того, как ратные люди и жители Тихвинского посада в 1613 г. одолели здесь шведов, пользуясь защитой и покровительством чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, которая, по словам летописца, «не дала Свой Дом на поругание зловерным». В XVII-XIX веках Тихвинский первоклассный Успенский монастырь — один из самых известных и богатых монастырей России. После Октябрьского переворота 1917 г. обитель разделила горестную участь большинства русских монастырей. В 1918 г. на ее территории разместился воинский гарнизон. Немалый урон бывшей обители причинили и немцы в ноябре-декабре 1941 г. во время оккупации Тихвина. После Великой Отечественной войны в храмах бывшего монастыря были размещены азличные предприятия, корпуса использовались под жилье. В 1995 г.в монастыре появились первые насельники. С этого времени началось его возрождение.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери («Крылечко»)

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери («Крылечко»)
Первая каменная башня монастырской стены, названная «Введенские ворота», была возведена в 1669 г. на средства московского дьяка Богдана Силина. В том же году башню расписали. Тогда на ее фасаде и появилась фреска Тихвинской иконы Божией Матери. Сов временем эта фреска прославилась чудотворениями наряду с древней явленной иконой. Богомольцев, желающих к ней приложиться, было такмного что в 1790 г. для поклонения образу была построена крытая площадка, куда вела высокая лестница. До сих пор эта фреска находится в церкви Тихвинской иконы Божией Матери, более известной под названием «Крылечко» .
Эта церковь — блестящий пример архитектурного решения, казалось бы, невыполнимой задачи: сохранить написанную на стене фреску в интерьере возводимого храма. Но именно так осуществил свою идею архитектор Высочайшего Двора
Н.Л.Бенуа . Он был приглашен в Тихвин после взбудоражевшего весь город события: 31 января 1856 г. 19-летний тихвинский мещанин Александр Боровской, с трудом передвигавшийся на костылях, после усердной молитвы перед фреской, написанной на стене Введенской башни, был совершенно исцелен! На добровольные пожертвования решено было построить здесь церковь. Н.Л.Бенуа превосходно решил поставленную задачу, К Введенской башне с изображенной на ней фреской Тихвинской иконы Божией Матери он пристроил каменную часовню и таким образом сохранил чудотворный образ внутри нее. Так было создано удивительно гармоничное здание в стиле эклектики — церковь Тихвинской иконы Божией Матери, за которой сохранилось старое название — «Крылечко».

Крепостная стена

Крепостная стена
Внутренняя аркада монастырской стены с непрерывной крытой галереей выдержана в духе древнерусского оборонительного зодчества. В Смутное время вмонастыре, окруженном мощной деревянной стеной с шатровыми башнями, крытой галереей с бойницами, вместе с монахами укрылись жители Тихвинского посада и ратные люди. Под руководством игумена монастыря Онуфрия и воеводы Андрея Трусова тихвинцами был уничтожен шведский отряд Йоханна Делакумбе в количестве 120 человек, занявший монастырь в 1611 г. Тихвинцы ожидали прихода нового отряда шведов, посланного им в отместку главнокомандующим неприятельским войском Якобом Понтиусом Делагарди. Под руководством воеводы Леонтия Вельяминова ратные люди и жители посада приготовились держать оборону. Иноземцы не заставили себя долго ждать. Как писал летописец, шведы «свирепо приступили к Большой обители Богоматери, намереваясь ее поджечь и до конца разорить, но заступничеством и помощью Владычицы нашей Богородицы были обращены вспять и пали. Много поганых было побито со стены, остальные же отошли, ничего не достигнув...»

Святые врата

Святые врата с надвратной церковью Вознесения Господня
Двухпролетные Святые врата с церковью Вознесения Господня с приделом св. Федора Стратилата возведены «иждивением царя Федора Иоанновича» — сына Ивана Грозного, внука великого Московского князя Василия III. Жалуя на строительство церкви деньги, Федор Иоаннович , как в свое время и его дед, просил у Богородицы чуда — рождения наследника, и подкрепил свое челобитье богатыми дарами. Так, он пожаловал грамоту, предоставляющую монастырю на закрепленной за ним территории все права государственной власти. Поэтому в Тихвинском посаде и во всех расположенных возле него селениях до реформ Екатерины II не было государственных учреждений и чиновников. Еще одним подарком царя был полиелейный колокол 300 пудов весом в память о своем родителе Иоанне Васильевиче и брате Иоанне. Этот колокол звучал на малых праздниках и в дни особо почитаемых святых, когда совершали полиелей — пели определенные псалмы на утрени. Службыв церкви Вознесения Господня совершались только в престольный праздник и в день памяти св. Феодора Стратилата — небесного покровителя царя. Богато расписанная летом 1662 г. тихвинским иконописцем Родионом Сергиевым «со товарищи», искусно украшенная декоративными элементами в оформлении фасадов и арочных проемов, эта церковь всем своим видом подчеркивала парадность входа на соборную площадь.

Успенский собор

Успенский собор
Трижды горели деревянные церкви, где стояла чудотворная, чудесным образом при этом спасаемая Тихвинская икона, прежде чем великий Московский князь Василий III повелел поставить церковь каменную. Направленный сюда нарядчик Д.И.Сырков и «мастер Фрязин великого князя» (которым мог быть итальянский архитектор Алевиз Фрязин, много строивший тогда в Москве) с наемными работниками за пять лет (1510-1515 г.г.) возвели величественный Успенский собор «яки некое око всюду зрящи и благолепием своим вся удивляющи». Здесь на первом правом столбе при входе устроили богато украшенную нишудля пребывания святыни —  Тихвинской иконы Божией Матери . В конце 60-х г.г. XVII в. к восточным углам собора было пристроено два придела: с северной стороны — св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с южной — св. пророка Ильи. В 1819-1820 г.г. к углам западной части собора возвели пристройки, разместив в северо-западной ризницу, в юго-западной — библиотеку и архив. В годы советской власти Успенский собор использовали как склад, пересыльную тюрьму, военный госпиталь, цех, музей. В 1997 г. после почти 80-летнего перерыва была совершена первая литургия, Собор снова стал действующим.

Тихвинская икона Божией Матери
По преданию, Тихвинская икона Божией Матери «Одигитрия» (в переводе с греч. «Путеводительница») написана евангелистом Лукой при жизни Богородицы. Сначала икона находилась в Иерусалиме, затем в Константинополе, пока в 1383 г., «сияя яко солнце пресветлое», не появилась над водами Ладожского озера, затем в селениях на берегах рек Ояти и Паши, где строили часовни с надеждой, что икона останетсяздесь навсегда. Но, не задерживаясь там, она, «словно ангелами по воздуху есомая», следовала дальше. В шестой раз икона остановилась на правом берегу Тихвинки, ныне обозначенном церковью Всех Святых , а ночью перенеслась на левый болотистый берег. Это труднодоступное место избрала Богородица для пребывания своей иконы. Здесь для нее была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы, в 1515 г. — Успенский собор, в 1560 г. — Успенский монастырь. В декабре 1941 г. немецко-фашистские оккупанты, захватившие Тихвин, вывезли икону в Псков, оттуда в 1944 г. — в Ригу, где она попала к епископу Иоанну (Гарклавсу), Хранимая им и его приемным сыном Сергием, который пронес завернутую в рогожу святыню на своих плечах через Лиепаю, Гданьск, Кобленц, Прагу, лагеря беженцев, икона осталась невредима и в 1949 г. была увезена в США. В 2004 г. по завещанию архиепископа Чикагского и Миннеаполисского Иоанна икону в Тихвинский Богородичный мужской монастырь передал его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс).
Придел св. пророка Ильи
В 1820 г. в Успенском соборе началась закладка нового придела во имя св. пророка Ильи взамен построенного в 60-е годы XVII в., обветшавшего и разобранного. Весь юго-восточный угол новой пристройки основали на большом четырехугольном камне. Сохранилась запись очевидца этого события, крестьянина А.Артынова: «Камень этот пришел в самое большое половодье реки сквозь быстрое, похожее на водопад, стремление воды в шлюзе. Никто не видал, как он остановился на реке у спуска для бранья воды, близ северо-восточной монастырской башни. Камень тут некоторое время вертелся на льдине: двенадцать лошадей, в том числе и лошадь моего отца, едва могли его снять со льдины и втащить на берег». Доставленный на территорию монастыря камень заложили в фундамент только что начатого придела. А чтобы этот случай не забылся, выбили надпись, которую можно прочитать и сейчас: «Сей камень в 1820 году весною приплыл на льдине и остановился при монастыре на берегу, против соборной церкви той весны, когда начали залагать сей храм св. Пророка Ильи». Камень стал почитаться многими как святой. К нему стараются прикоснуться, приложиться, оставить возле него пожертвования...

Трапезная с Покровской церковью

Трапезная палата с церковью Покрова (до 1870 г. Рождества) Пресвятой Богородицы
Эти здания возводились в последние годы царствования Ивана Грозного и внешне чрезвычайно точно отражают свое время — тревожное и жестокое. Стены Трапезной палаты лишены всякого убора и воздействуют на чувства зрителей только гармонией объемов и их взаимодействием: простотой и ясностью формы, четкостью архитектурных пропорций. Нет какого-либо убранства и в интерьере. В центре просторного зала верхнего этажа расположен массивный столп, принимающий всю тяжесть сводов. Ту же планировку имеет нижний этаж, предназначенный для хозяйственных нужд. Теплая Покровская (Рождественская) церковь с ее удлиненными пропорциями, многочисленными профилями и трехрядными кокошниками смотрится рядом с приземистой трапезной изысканно строго. При восстановлении этих архитектурных сооружений современные реставраторы отметили высочайшее мастерство неизвестного зодчего как в проектировании зданий, так и в решении сложных инженерно-технических вопросов по расчетам устройства сводов,гидроизоляции нижних помещений, конструкции сложной поэтажной системы воздушного отопления с развитой сетью внутристенных каналов.
Больничные кельи с церковью Двенадцати апостолов (до 1685 г. церковь во имя св. апостола Андрея Первозванного)
Комплекс из двухэтажных больничных палат с расположенной в центре церковью в XVII в. смотрелся очень нарядно. В отделке фасадов больничных келий древние мастера использовали насыщенный кирпичный декор в традициях русского узорочья. Трехрядные кокошники венчали стоящее посередине церковное здание, придавая всему комплексу гармонию и красоту. Была и существенная особенность, отличавшая эту церковь: в стене, отделяющей ее от келий, находилась открытая арка. К ней приносили тяжелобольных и умирающих иноков, чтобы они могли слушать Божественную литургию. В 1886 г. церковь Двенадцати апостолов как больничная была упразднена. В начале XX века она использовалась дляслужб воспитанников Духовного училища. Здесь же хранился фонд церковных древностей и местных архивов. В 20-30 г.г. XX в. комплекс перестроился с полной утратой первоначального облика, и до начала 80-х г.г. он использовался под жилье.

Звонница

Звонница
Возведенная в период «годуновского зодчества», звонница и сегодня завораживает кажущейся легкостью, строгой пропорциональностью, изысканной красотой полуциркульных арок с устремленными ввысь динамичными шатровыми завершениями. Музыкой неба звучали над городом ее прекрасные колокола. С 1656 г. по20-е г.г. XX в. под самой аркадой звона на третьем ярусе находились большие часы. Первые из них, с механизмом из дерева, сделал выходец из тихвинских посадских людей мастер П,К,Печенкин. Звонницу неоднократно перестраивали. Первый раз в 1631 г., когда из-за взрыва в 1623 г.хранившегося здесь пороха были уничтожены ее пролеты. Их восстанавливал ладожский каменщик В.Ладожанин вместе сновгородцами, присланными князем Д.М.Пожарским. В 1777 г. вместо традиционного русского шатрового завершения над аркой звона выложили карниз сложного профиля и увенчали звонницу характерным для классицизма фонариком с двумя шпилями по сторонам.В таком виде, но уже без куполов, сбитых в первые годы советской власти, звонница существовала до 1973 г.,когда реставраторы вернули ей облик XVII в. К возвращению из США Тихвинской иконы Божией Матери на средства спонсоров были приобретены двадцать колоколов, отлитых по старинной технологии на воронежском колокольном заводе «Вера».
Существует несколько видов уставного звона, издавна сложившихся на Руси. Благовест — одиночные, мерные удары колокола — возвещают о скором начале богослужения и подготавливают к нему прихожан. Трезвон — одновременный звон нескольких колоколов — совершается перед вечерней, утреней и литургией. Перезвон — поочередные удары от большого колокола к малым — используют для подчеркивания важности предстоящей службы или совершаемого во время ее важного действа. Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому — раздается на Страстной неделе и в праздники Святого Креста.
По отзывам мастеров колокольного звона, в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре — самый слаженный колокольный подбор в Санкт-Петербургской епархии.

Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь
На этом месте ранее стояла церковь Покрова Пресвятой Богородицы, устроенная в 1699-1702 г.г. иждивением бывшего Киевского архиепископа Варлаама (Ванатовича). Когда-то постриженный в Тихвинском монастыря, он был здесь иеромонахом, потом обер-иеромонахом на флоте, архимандритом Тихвинского монастыря, а в 1722 г. стал Киевским архиепископом. В 1730 г. его лишили сана и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь за то, что он не отслужил благодарственный молебен по случаю воцарения императрицы Анны Иоанновны . При Елизавете Петровне о.Варлаам был освобожден из заключения с возвращением архиерейского сана, но пожелал удалиться на покой в Тихвинский монастырь. Вскоре он принял здесь схиму с именем Василий. Скончался именитый схимник в 1751 г. и был погребен под сенью паперти Успенского собора. На месте пришедшей в полный упадок Покровской церкви по проекту Н,Л,Бенуа была построена церковь Крестовоздвиженская. Ее высокие тонкие барабаны, несущие маленькие изящные купола, с центральным, гораздо большим по размеру луковичным куполом, очень напоминали Смольный собор в Перебурге. Фасад же нижней части церкви гораздо более походил на светское здание, нежели на храм. Но в целом творение Н.Л.Бенуа по совершенству пропорций и изяществу декоративного убранства приводило в восхищение всех, кто эту церковь видел. «Простор, обилие света и полная гармония во всех частях замечается повсюду», — писал местный литератор Л.Григорьев. В 30-х г.г. XX в. верхняя часть церкви была утрачена.
Южная «Павловская» башня
На «Павловской башне» южной стены обители в овальном медальоне находится вензельное изображение имени императора Павла I , в память посещения им Тихвинского Успенского монастыря 9 июня 1798 г. В этот день Павел I вместе с цесаревичем Александром перенесли Тихвинскую икону Божией Матери в Успенский собор из церкви Рождества (с 1870 г. Покрова) Пресвятой Богородицы, где святыня находилась в 1794-1797 г.г., когда в главном храме монастыря поновлялись фрески. В день посещения Тихвина император пожаловал архимандриту Герасиму (Князеву) орден св. Анны II степени, монастырской братии 1500 рублей, монастырю — створы от ворот столичного Аничкова дворца на будущие Въездные ворота обители и 30 тысяч рублей на продолжение строительства кирпичных монастырских стен. Так на южной «Павловской башне» появилось вензельное изображение имени императора Павла I. На стоящей напротив «Павловской башне» северной монастырской стены, построенной в 1801 г., был помещен точно такой же медальон с именем Александра I. Император Александр Павлович еще раз посетил Тихвин в 1823 г. .
Юго-восточная угловая башня
Семь таких пустых башен, увенчанных слегка изогнутыми кровлями, завершенными фонариками со шпилями, имела монастырская стена, полностью замененная в 1768-1806 г.г. на каменную высотой до 13 метров. Еще две башни — с западной и восточной сторон — были проходными, с воротами над которыми в башнях были устроены церкви. Мощная белокаменная стена с декоративной обработкой фасадов, гладкую поверхность которойоживляли ритмические чередования прямоугольных рельефов с круглыми окнами-бойницами, являлась зримым свидетельством благолепия и богатства монастыря.



Александро-Свирский монастырь

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь В глухих девственных лесах Карелии более чем 500 лет назад смиренному иноку Александру воочию предстал Господь в виде Трех Ангелов. Иименно здесь, где произошло богоявление, был построен Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь .
Расположена обитель в Санкт-Петербургской и Ладожской епархии, в Лодейнопольском районе Ленинградской области, в 22 км от Ладожского озера и 8 км от реки Свири. Монастырь по-прежнему окружен девственной природой, которая находится в полной гармонии с восстановленными древними постройками.
Монастырь был основан в 1506 году
преподобным Александром Свирским на территории Обонежской пятины Великого Новгорода, недалеко от той местности, где через три века вырос город Лодейное Поле .
После явления ему Святой Троицы Александр Свирский построил деревянную церковь во имя
Святой Троицы . Отсюда и слово «Троицкий» в названии монастыря.
Александрова обитель изначально состояла из двух отдельных частей, находящихся на расстоянии менеечем 300 м друг от друга. Одна из них, на месте братских келий, называется
Троицкой , другая, где поселился и жил преподобный и где потом образовалась «отходная пустынь», предназначенная для погребения почивших иноков, —  Преображенской . До сих пор они отделены особыми оградами и носят наименования по устроенным в них церквям. Так сформировался ансамбль, образованный двумя комплексами — Троицким и Преображенским. Эти комплексы связаны озерами —  Святым и Рощинским (монастырь расположен на перешейке между двумя этими водоемами) — и дорогой, по которой проходили крестные ходы.

Житие Преподобного Александра Свирского , одно из известнейших на Руси, свидетельствует, что родина Преподобного — село Мандера на берегу реки Ояти, близ Островского Введенского монастыря. У его благочкстивых родителей, вепсов по национальности, крестьян Стефана и Вассы, уже были взрослые дети, но супруги пожелали иметь еще одного ребенка. Долго и слезно просили они об этом Бога в Островском Введения Пресвятой Богородицы монастыре и, наконец, услышали голос: «Радуйтеся, доброе супружество, се бо услыша Господь молитву вашу и имате родити сына утешения».
15/28 июня 1448 года у Стефана и Вассы родился сын, которого нарекли во имя пророка Амоса. В детстве он был всегда послушен, кроток, отличался несвойственным возрасту воздержанием, избегал игр, усердно постигая Священное Писание. Поначалу книжная премудрость давалась отроку с трудом. Тяжело переживая это, он стал горячо молиться перед иконой Божией Матери и вскоре услышал голос: «Восстани, не бойся; а ежи просил еси, имаши восприяти». С тех пор Амос начал преуспевать в учении.
Однажды в село, где жил Амос, по хозяйственным нуждам прибыли валаамские монахи. Один из них рассказал о той обители, насельниками которой они являлись, а затем предрек Стефану и Вассе, что Амос «велик будет перед Богом» и станет «служителем Святой Троицы». В 1474 году юноша, не желая, как того хотели родители, заводить семью, и дабы посвятить себя служению Богу, тайно ушел из дома на Валаам.
Переправившись через Свирь, Амос оказался около дивного тихого озера, в водах коего купали свои ветви прибрежные дерева. Здесь он и решил заночевать, не зная еще, что находится на месте будущего Троицкого монастыря. После молитвы Амосу был глас, возвестивший, что он вернется сюда и сотворит обитель.
Преподобному было 26 лет, когда он принял в Спасо-Преображенском Валамском монастыре монашеский постриг с именем Александр.
Прошло около трех лет, когда пришедшие в Мандеру карелы рассказали Стефану и Вассе, потерявшим уже надежду найти сына, что он стал валамским монахом. Стефан немедленно отправился на Валаам с намерением силой увезти сына из монастыря. Но после разговора с Александром разгневанный отец успокоился, вернулся домой и вместе с супругой принял монашеский постриг во Введенской обители на реке Ояти (ныне Введено-Оятский женский монастырь).
Расставшись с отцом, Преподобный продолжал вести строгую подвижническую жизнь, изнуряя себя работой. Видя к себе почтение других монахов, дабы избежать тщеславия, Преподобный попросил игумена об уединении. Несколько лет он подвизался на близлежащем пустынном острове Ладожского озера, получившем назвяние «Святой». До сих пор там сохранилась тесная пещера, вырубленная в скале, где жил Преподобный, могила, кторую он выкопал себе, чтобы постоянно памятовать о смерти, и поставленный в память о его подвигах поклонный крест.
Однажды во время молитвы Александр услышал глас Божий: «Александре, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место», — и Великий свет указал ему дорогу на восток, в ту сторону, где текла река Свирь. В 1484 году Преподобный покинул Валаамские острова и направился на берег Рощинского озера, где ночевал на пути в Валаамский монастырь. Здесь Александр соорудил себе избушку, в которой жил в полном одиночестве, не видя лица человеческого, не вкушая хлеба, а питаясь только плодами лесными и креньями.
На 23-м году пребывания Александра в пустыни в сесерных карельских лесах повторилось явление, бывшее ветхозаветному Аврааму на палестинской земле: перед человеком вновь предстал Бог в Своей Триипостасной сути. После явления Пресвятой Троицы Алескандр стал собирать братию и устраивать обитель. В 1508 году вместе с братией он срубил первую, деревянную, церковь Троцы.
В своей земной жизни Преподобный был удостоен еще одной великой чести: ему явилась Пресвятая Богородица, на руках Своих держащая Младенца Иисуса Христа, со множеством предстоящих Ангельских чинов, в невыразимой светлости блистающих. Богородица подтвердила особую избранность Свирского монаха в своем обращении к нему: «Восстани, избранниче Сына и Бога Моего». Дальше услышал Александр утешительное слово, что не оскудеет Покров Ее над созданной им обителью и после его преставления. Обещала Она не оставлять Своим Покровом и заступничеством также тех, кто будет жертвовать на строительство обители: «Аще кто и един кирпич принесет на сограждение Церкве Моея, во имя Иисуса Христа Сына и Бога Моего, не погубит мзды своея».
Ко Господу Преподобный Александр отошел в 1533 году.

Первая в монастыре деревянная Троицкая церковь была построена в 1508 году. А когда неподалеку от монастыря преподобный Александр нашел глинистую почву, и монахи наладили производство кирпича, началась строительство каменной Троицкой церкви. Средств на возведение храма оказалось недостаточно, и в Москву к великому князю Василию Ивановичу с просьбой о помощи были отправлены три инока. Великий князь, уже наслышанный об Александровой обители, послал туда каменных дел мастеров, строительные материалы, которых не было в пустынном Олонецком крае, все необходимое для церкви и щедрые дары в придачу. Новый храм, изначально представлявший собой четырехстолпную трехапсидную одноглавую постройку, был освящен в 1526 году. Полученные от великого князя средства позволили расширить обитель: помимо Троицкой церкви появились новые кельи, трапезная и хозяйственные постройки. Кроме того, близ жилища преподобного Александра в «отходной пустыни» были сооружены «две малые, деревянные церкви, одна во имя Преображения Господня, другая во имя Святителя и Чудотворца Николая». Позднее, также благодаря великому князю, началось строительство каменной церкви во имя Покрова Богородицы с обширной трапезной. Возведение храма было закончено уже после смерти преподобного Александра.
Уже через 14 лет после кончины смиренный свирский игумен был прославлен митрополитом Макарием. По его благословению ученик Преподобного написал Житие Александра Свирского. Вместе с иконой, на которой преподобный Александр предстоит Трем Ангелам, оно во многих списках было распространено по стране, а обитель стала центром религиозно-нравственного просвещения Олонецкого края. Многие сильные мира сего вносили щедрые пожертвования на Свирский монастырь, многие посетили его как смиренные паломники.
Иван Грозный прислал сюда на помин души царевича Ивана Ивановича иконы, серебряный крест и колокола, семейство Годуновых  — покров на раку Преподобного, вышитый мастерицами Ирины Федровны. Благоволил к монастырю и царь Василий Шуйский .
К началу XVII века, благодаря щедрым пожертвованиям и полученным привилегиям, Свирская обитель превратилась в один из богатейших монастырей северо-запада Руси. Во время польско-литовской и шведской интервенций монастырь был разорен, но с 1620 года попечением царственной инокини
Марфы Ивановны  — матери первого государя из дома Романовых — стал постепенно возрождаться. Троицкий собор, Покровская церковь с трапезной и деревянные кельи были восстановлены быстро. На месте сожженной Преображенской церкви в «отходной пустыни» вырос небольшой деревянный храм. В 1628 году монастырю Александра Свирского были даны новые угодья и сделаны значительные пожертвования, в том числе крупнейшие в Олонецком крае колокола весом 200 и 100 пудов. Обитель достигла своего прежнего состояния.
В апреле 1641 года, по прошествии 107 лет со дня кончины преподобного Александра, в бывшей «отходной пустыни» начали строить новую церковь Преображения Господня. Когда приступили к рытью котлована, на землю одна за другой стали падать молнии, озарявшие все вокруг. Так продолжалось два дня, на третий монахи обнаружили гроб с телом святого. Они были потрясены полной сохранностью святыни и составили ее описание. Мощи были освидетельствованы митрополитом Новгородским в присутствии игуменов старейших новгородских монастырей и Софийского духовенства. Местом упокоения Святых мощей стал новый пятиглавый каменный Преображенский собор.
Михаил Федорович встретил с радостью известие о том, что дни его царствования Бог прославил явлением Святых мощей, и пожертвовал для них серебряную раку с чеканными надписями, изготовленную мастерами Государевой Оружейной палаты. В 1644 году она на 11 лошадях была привезена из Москвы. Царица Евдокия Лукьяновна прислала на раку драгоценный покров, ею самой вышитый. В 1878 году по приказу императора Александра II для мощей преподобного Александра Свирского в Петербурге создали новую серебряную раку весом 11 пудов, а прежняя была перенесена в Троицкий собор (ее крышка с литым образом сохранилась в сбрании Государственного Русского музея).
На протяжении XVII столетия в монастыре не прекращались строительные работы, и уже в середине этого века в Преображенской части обители на месте деревянных построек выросли каменные.
Рядом с Преображенским собором в 1668иждивением московского дьяка Захарии (Богдана) Силина возвели каменную церковь пророка Захарии с шатровой колокольней и папертью. Позднее церковь переименовали в честь святых праведных пророка Захарии и Елисаветы.
При архимандрите Гермогене (1673-1699) монастырь Александра Свирского достиг такой степени внутреннего благоустройства и внешнего величия, что не уступал лучшим обителям Руси.
Значительными денежными вложениями и трудом монастырских слуг Александро-Свирская обитель принимала участие в строительстве городов Олонца (с 1647 года) и Санкт-Петербурга, в работах по благоустройству Новгорода, в снабжении армии в период Северной войны, в результате которой
Петр I отвоевал у шведов выход к Балтийскому морю.
Внимание царя неслучайно привлекли высококачественные сосновые леса Олонецкого края. В 1702 году он приказал заложить на реке Свири корабельную верфь — так возник город
Лодейное Поле . В связи с острой потребностью в морских судах строили верфь очень быстро. 22 августа 1703 года с ее стапелей сошел первенец Балтийского флота — 28-пушечный фрегат «Штандарт». И здесь Свирский монастырь внес свою лепту в деятельность царя: он поставлял для верфи лошадей, а для размещавшегося в Новгороде войска — муку. Обитель также содержала старых, увечных служилых людей, которые сюда посылались по указу Петра I.
В свою очередь, царь Петр и царица Екатерина Алексеевна, несколько раз посещавшие монастырь, делали в него денежные вклады. Не забывали Свирскую обитель и другие правители, Императрица
Анна Иоанновна в 1734 году пожаловала монастырю более 1000 рублей, а на пожертвованные Екатериной II 4000 рублей в Преображенском монастыре были построены настоятельский корпус и каменная часовня над колодцем, вырытым, по преданию, руками преподобного Александра Свирского.
В 1723 году к Свирскому монастырю были приписаны 27 обителей, располагавшихся на огромной территории, охватывающей (в современных границах) северо-восток Ленинградской области, запад Вологодской и Архангельской областей, юг Карелии.
В 1763-1786 годах произошло разделение монастырей на Троицкую и Преображенскую части. В первой был утвержден Архиерейский дом викарных епископов Санкт-Петербургской митрополии Олонецкой и Каргопольской епархий, учреждены Духовная консистория и семинария, находящийся в ней Троицкий собор стал кафедральным. Преображенская часть приобрела статус самостоятельного второклассного монастыря. В это время большая доля монастырских земель была отдана в собственность государству, все приписанные пустыни превратились в приходские церкви. К XIX веку Свирский монастырь оказался в тяжелом материальном положении. Однако, есмотря на это, в 1812 году он пожертвовал на ополчение 2300 рублей и 15 фунтов серебра. Еще более значение Свирского монастыря подорвало учреждение в 1820-х годах кафедры епископа в губернском городе Птрозаводске. В середине XIX столетия дела монастыря пришли в полное расстройство. Троицкий монастырь напоминал развалины: жуткое зрелище являли собой корпуса бывшей здесь некогда консистории, где отсутствовали оконные рамы, двери, полы, а стены были в трещинах, ненамного лучше выглядели другие корпуса. В Троицком соборе, также лишенном оконных рам, отсыревали и осыпались настенные росписи. Покровская церковь утратила иконостас. Монастырь дошел до такой степени бедности, что даже в настоятельских покоях, не говоря уже о братских корпусах, отсутствовала приличная мебель. Тем не менее жизнь монастыря продолжалась.
Важное событие произошло в Свирской обители 24 июля 1820 года: монастырь посетил император
Александр I .
Благодатные перемены в обители, в том числе возведение в ней новых построек, начались с приходом в монастырь
архимандрита Павла Смирнова (1855-1869). А по прошествии некоторого времени, 8 июня 1890 года, в соответствии с Указом Священного Синода, Свирский монастырь вновь стал самостоятельным и общежительным.
Процветание монастыря на рубеже XIX-XX веков связано с именем
архимандрита Агафангела Амосова (1891-1909). Архимандрит Агафангел принял постриг в Валаамском монастыре. 31 декабря 1891 года его назначили архимандритом Александро-Свирского монастыря. Первым делом отец Агафангел постарался восстановить общежительный устав, исправить церковное пение и чтение. Он завел мастерские: живописные, ризничную, резную, позолотную, переплетную, столярную, сапожную, малярную, слесарную и другие. В 1892 году в монастыре было введено старчество: каждый инок отдавался под духовное руководство опытного старца. Этот год был отмечен важным событием — обитель посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский .
Отец Агафангел принял монастырь, где было примерно лишь 15 человек братии. Но уже в начале XX века в нем насчитывался 71 человек, а к 1917 году эта цифра выросла до 109. Монастырь владел к тому времени 5993 десятинами земли и получал из казны ежегодно 1307 рублей. Архимандрит Агафангел развернул обширное строительство и за 8 лет привел Свирский монастырь в благолепное состояние. При нем в июне 1906 года состоялось и торжественное празднование 400-летия Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.
После Октябрьской революции наступил один из самых трагических периодов в многовековой истории Александро-Свирского монастыря. В январе 1918 года хозяйство монастыря с личным составом было реорганизовано в совхоз. 29 сентября этого года настоятеля Свирского монастыря архимандрита Евгения, казначея иеромонаха Варсонофия и иеромонаха Исайю вызвали в Олонецкую уездную Чрезвычайную комиссию, где и арестовали. Через месяц, в ночь с 1 на 2 ноябряони были расстреляны в Олонце. 5 ноября произошло изъятие у монастыря всех наличных денег и процентных бумаг. Монастырь лишился большей части ценностей, в том числе обеих рак (общим весом 40 пудов), свои сокровища утратила и его ризница.
Судьба мощей преподобного Александра Свирского оказалась в руках председателя Петроградского совета
Г.Е.Зиновьева , лично подписавшего документ об их изъятии. Во время грабежа они были вынуты из серебряной раки, однако не увезены. 14 февраля 1919 года во время кампании по ликвидации всех святых мощей нарком юстиции выпустил директиву о размещении нетленных останков Преподобного в музее. Единственным фундаментальным анатомическим музеем в Петрограде был музей Военно-медицинской академии (ВМА), куда и были доставлены мощи преподобного Александра. Профессор В.Н.Тонков, заведовавший кафедрой нормальной анатомии академии, по своим убеждениям не был «воинствующим безбожником» — скорее всего это он постарался сделать так, чтобы про мощи Преподобного ... забыли. В каталоге экспонатов музея ВМА они зарегистрированы не были, нигде не обозначена и дата их поступления, Имеются сведения, что в 1940-е годы необычное тело демонстрировали студентам как пример естественной мумификации.
Удалось сохранить лишь покров на раку Александра Свирского 1582 года, старинную шитую икону с изображением апостола Петра, два напрестольных креста 1576 и 1592 годов, группу икон т старопечатные книги. Ныне все это, в основном, находится в собрании Государственного Русского музея, кое-что — в Государственном краеведческом музее Петрозаводска и в Краеведческом музее Лодейного Поля. Однако большая часть памятников, как признанных предметами«немузейного значения», оказалась утраченной.
Как известно, весь северный край страны был превращен в огромный лагерь. Знаменитая Лавра северных карельских земель, как в прошлом называли монастырь Александра Свирского, подверглась осквернению и поруганию, превратившись в одно из подразделений ГУЛАГаnbsp;— «Свирьлаг».
В период Великой Отечественной войны, с сентября 1941 года по июнь 1944-го, в комплексе зданий Александро-Свирского монастыря располагались госпиталь и жандармерия оккупационных финских войск. Неизбежные для военной поры разрушения естественно привели к аварийному состоянию обители.
В послевоенное время монастырь в полной мере испытал на себе то небрежное и равнодушное отношение, которое тогда распространялось на все отечественное историческое наследие. Результатом этого стали многочисленные ремонты монастырских сооружений с целью приспособления их к нуждам постоянно сменявших друг друга советских учреждений. В довершение всего во второй половине 1960-х — начале 1970-х годов, когда в стенах монастыря функционировала Ленинградская областная психо-неврологическая больница, коренной перестройке подверглись хозяйственные здания и келейные корпуса, а колокольня Преображенского монастыря стала использоваться ка водонапорная башня.
Еще в первой половине 1960-х годов были организованы экспедиции Министерства культуры РСФСР и Государственной инспекции охраны памятников Ленинградской области с целью обследования состояния исторического и культурного наследия Русского севера. В результате стала очевидной необходимость восстановления архитектурного комплекса Александро-Свирского монастыря. Однако консервация и реставрация ансамбля монастыря началась лишь в следующем десятилетии. Проводилась она специалистами Ленинградского филиала института «Спецпроектреставрация» Министерства культуры Российской Федерации.
С 14 июля 1997 года отсчитывается новейший период существования древней северной обители: в этот день было получено благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира на возрождение Александро-Свирского монастыря. А через год с небольшим, 22 сентября 1998 года, министерства культуры и государственного имущества РФ подписали распоряжение о передаче монастыря Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
Возобновлению духовной жизни монастыря послужило
Второе обретение мощей преподобного Александра Свирского . Кандидат биологических наук, насельница Покрово-Тервенического женского монастыря иникиня Леонида (Сафонова) занялась архивными поисками, результаты которых привели в стены Военно-медицинской академии. Еще до официального освидетельствования было обнаружено полное совпадение «экспоната», находившегося в ВМА, с описанием, составленным при Первом обретении мощей, в 1641 году. На протяжении шести месяцев шли основательные исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов, анатомов и других специалистов, подтвердившие истинность Святых мощей. В стенах ВМА был отслужен молебен, после которого все присутствующие пережили великое потрясение — мощи начали обильно мироточить.
23 ноября 1998 года мощи святого Александра были перенесены на место их вечного упокоения — в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.
К своему 500-летнему юбилею в 2006 году уникальный монастырский ансамбль полностью преобразился. Приобрели прежнее благолепие фасады и внутреннее убранство белокаменных храмов, возродились из руин братские корпуса, приняли достойный вид чудные звонницы. 25 июля 2009 года состоялась окончательная передача Русской Православной Церкви корпусов Троицкой части Александра Свирского монастыря, в которой находилась психиатрическая больница. Ныне в обители налажена монашеская, богослужебная и молитвенная жизнь.

Троицкий собор и звонница

Паломников и посетителей Александро-Свирского монастыря встречает великолепный собор Пресвятой Троицы , являющийся архитектурным и смысловым центром Троицкой части монастыря. Это четвертый по счету храм, возведенный на том месте, где преподобным Александром первоначально была построена деревянная церковь во имя святой Троицы.
В 1695-1697 годах ярославские, костромские, каргопольские и новгородские мастера разобрали обветшавшую Троицкую церковь и воздвигли новый собор. В качестве образца для него строители выбрали Знаменский собор в Новгороде.
Троицкий собор, сложенный из большемерного кирпича, покоится на массивном булыжном фундаменте. С трех сторон здание охвачено одноэтажной галереей-гульбищем. Галерея стоит на высоком подклете, стены которого до конца XIX века были прорезаны полукруглыми арками. В цоколе под галереей — обширные подвалы, где находились поварня, просвирня, хлебня. Галерея соединялась висячим мостом с трапезной палатой в Покровской церкви (такой же мост шел от трапезной палаты к кельям, так что можно было пройти из них прямо в собор, не касаясь земли).
Теперь храм Пресвятой Троицы кажется суровым, нов конце XVII века, когда его наружные стены были украшены яркими изразцами, изготовленными в Троицком Зеленецком монастыре, здание выглядело иначе. Ныне некоторое оживление в лаконичный облик собора вносят не повторяющие друг друга кирпичные наличники окон на восточном фасаде. Замечательным произведением искусства был тябловый иконостас Троицкого собора, изготовленный в конце XVII века. Ряд икон из него хранятся в Государственном Русском музее. Ныне в Троицком соборе установлен новый большой иконостас, исполненный в традициях древнерусской живописи иконописной мастерской Сергиева Посада.

Покровская церковь

Cамая ранняя из сохранившихся монастырских построек —  храм Покрова Богородицы с трапезной, в алтарной части которого преподобному Александру Свирскому явилась Пресвятая Богородица. Началось возведение церкви незадолго до смерти Преподобного, последовавшей в 1533 году, а закончилось в 1536 году. Руководил строительством Покровской церкви московский мастер Игнатий.
Храм сильно пострадал в 1618 году, во время «литовского разорения», когда была «трапеза каменная Покрова Пречистыя Богородицы обожжена». Начиная с 1620-х годов, Покровский храм неоднократно подвергался незначительным перестройкам. В 1970-х годах во время реставрации церкви в ее архитектуре сохранили черты московской школы, а в декор привнесли формы убранства новгородских, ростовских и можайских храмов 1530-х годов. Церковь украсили кокошники, трубы-дымники с флюгерами, к ее прежнему объему были добавлены новые пристройки.
Размеры трапезной палаты Покровской церкви свидетельствуют об обширности монастыря в последние годы настоятельства преподобного Александра, когда число насельников в нем было уже значительным. Подвальный ее этаж находится настолько глубоко под землей, что в устроенном здесь леднике для хранения продуктов лед не таял по нескольку лет. Над подвалами, на первом наземном этаже, была монастырская братская кухня. Под почерневшими каменными сводами до 1970-х годов сохранялись следы кухни первых времен — две громадные печи, каждая шириной 4 м.
Из кухни во время приготовления пищи теплый воздух поднимался по специальным проемам на второй этаж, в трапезную палату, согревая ее. Это помещение перекрыто готическим сводом на нервюрах (ребрах), сходящихся к центральному массивному столпу.
Из трапезной арка ведет в собственно Покровскую церковь. Под Покровской церковью находится место уединения и молитвенного подвига Александра Свирского (ныне перестроено), где до 1918 года хранилась святыня обители — ручные жернова преподобного Александра.
Троицкий собор с церковью Покрова связывает в единую композицию расположенная между ними
звонница . Это вторая по хронологии сохранившаяся постройка в Троицком комплексе монастыря: возведение ее относится к 1646 году.
Звонница представляет собой трехъярусное сооружение с тремя каменными декоративными шатрами, увенчанными луковичными главками. Ныне существующий облик эта монастырская постройка обрела после реконструкции 1976 года — ранее она завершалась одним восьмигранным деревянным шатром с небольшой главкой. Внутри звонницы — шахта высотой в три этажа, в которую были помещены гири часового механизма (до конца XIX в. на звоннице находились часы с боем).
Следующая за звонницей по времени создания постройка Троицкой части Свирского монастыря — 
церковь во имя преподобного Иоанна Дамаскина , или Больничная. Она была сооружена в 1716 году при «больничных» кельях в традициях архитектуры конца XVII века.

Преображенский собор с колокольней

Если Троицкий комплекс — целостный ансамбль XVI-XVII веков, тов Преображенской части все постройки создавались в разное время. Возник Преображенский монастырь на месте бывшей «отходной пустыни», где несколько позднее появилось монастырское кладбище, от которого ныне осталась только могила архимандрита Агафангела.
Справа от входа в Преображенский монастырь,на месте явления Бога-Троицы, там, где была первая келья преподобного Александра, стояла деревянная часовня
Святой Живоначальной Троицы . Но многие страждущие и жаждущие исцеления, прикладываясь, откусывали по кусочку от святыни. Поэтому в XIX веке братия послала в Священный Синод изгрызанное бревно от часовни просьбой разрешить строительство ее в камне. Таковая и была возведена на средства императора Александра II .
Хотя само здание Троицкой часовни менялось с веками, в нем пребывало неизменным главное — особо отмеченное место явления Троицы. Ныне оно отделено от остальногопространства часовни деревянным ограждением.
Строительство теплого каменного пятиглавого
Преображенского собора , где, как и прежде, до разорения монастыря, почивают мощи преподобного Александра Свирского, началось в 1641 году (когда состоялось их Первое обретение ), а завершилось в 1644-м. В 1716 году в соборе был устроен придел во имя Преподобного Александра Свирского, куда поместили серебряную раку с мощами Преподобного (ту самую, что подарил обители царь Михаил Федорович). В 1873-1874 годах Преображенский собор был расширен с запада, а его внутреннее пространство дополнено обширными хорами.
К южному фасаду Преображенского собора примыкает построенная иждивением московского дьяка Захарии (Богдана) Силина теплая зимняя церковь
Святых праведных пророка Захарии и Елисаветы (1668). Над кровлей этого бесстолпного кубической формы одноапсидного сооружения возвышалась шатровая колокольня с открытым звоном типа «церковь под колоколы», ныне утраченная. В XVIII веке церковь Захарии и Елисаветы, первоначально стоявшая отдельно, была соединена с Преображенским собором сводчатой галереей, на втором этаже которой планировалось устроить церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, о чем свидетельствует сохранившаяся главка.
С восточной стороны Преображенского монастыря протянулся двухэтажный настоятельский корпус, построенный в 1791 году по проекту М.И.Кисельникова на месте бывших деревянных келий. В центре этого здания — 
Святые врата с надвратной Никольской церковью . Ее постройка связана с явлением, бывшим однажды ночью ученику Александра Свирского Иродиону. Во время молитвы в Троицкой части Свирской обители он внезапно увидел Великий свет, а в его сиянии — монастырь и преподобного Александра со Крестом Господним, сказавшего: « Гряди вслед мене, а покажу ти место на вратах монастыря, на нем же хощу да созиждется Церковь Николая Мирликийского Чудотворца». Перед Святыми вратами стоит надкладезная водосвятная часовня, построенная в 1791 году на том месте, где прежде был колодец, по преданию, вырытый руками преподобного Александра Свирского.
В XIX столетии на южной стороне Преображенского комплекса появился двухэтажный братский корпус, устроены братская трапеза, библиотека, просфорня и хлебопекарня. Последней и самой крупной постройкой в Преображенском монастыре стала трехъярусная
колокольня , возведенная в 1903-1904 годах по проекту архитектора С.М.Белякова в формах итальянского ренессанса. Она придает законченность композиции Троицкой и Преображенской частей.
В Преображенской части монастыря со стороны пристани открывается чудесный вид на
Рощинское озеро . На его берегу 12 сентября 2006 года был освящен возрожденный Пантелеимоновский скит с деревянным храмом Святого великомученика и целителя Пантелеимона. Новый скитский храм возвели по старинным фотографиям на фундаменте, который только и остался от прежней церкви. Ежегодно 9 августа в праздник святого Пантелеимона совершается крестный ход, во время которого икону с частицей мощей великомученика опускают в Рощинское озеро, а многочисленные паломники по старому обычаю окунаются в его освященную воду. На берегу Рощинского озера стоит и Святой колодец Иакова .
На границе Волховского и Лодейнопольского районов, у реки Ояти, расположился
Введено-Оятский женский монастырь (ранее Островский Введенский), где с именами Сергий и Варвара приняли постриг в великую схиму родители преподобного Александра Свирского. Здесь же, в часовне, находится их могила.


По материалам Википедии и сайтов http://101mesto.com, http://fb.ru, https://azbyka.ru,

https://zapiski.elitsy.ru, http://sobory.ru/