Мценск   - древнейший город на Орловщине. Находится в 330 км к юго-западу от Москвы и в 50 км к северо-западу от Орла, на обоих берегах реки с ласковым названием Зуша.
Река Зуша, крупный правый приток Оки, образуется у деревни Елагино на юге Тульской области на залесенном водоразделе и впадает в Оку на уровне 135 м. Длина реки 273 км, средний уклон 0,256 м/км. От верховья до города Новосиль Зуша течет на северо-запад. Берега высокие, каменистые, русло извилистое, часто порожистое. Излучины в верховьях мелкие, ниже - крупные, длиной до 700 м. Ширина реки в верховьях до Корсаково 10-20 м, ниже, до Новосиля, 20-30 м, в низовьях до 80 м, глубины от 0,5 м в верхнем течении до 4-5 м в нижнем. Пойма узкая, весной высокий паводок, у города Мценск подъем уровня 7-8 м.


История Мценска
Давным-давно, когда государство Российское переживало период междоусобных войн и страдало от набегов кочевников и чужеземных завоевателей, на дне глубокого оврага, среди ветвистых дубов и высоких лип пробила себе дорогу крошечная речушка Мецна. На высоте 157 метров над уровнем моря, там, где Мецна впадает в Зушу, и был основан древний русский город Мценск - в наше время центр Мценского района Орловской области. За свою многовековую историю Мценск претерпел большие изменения. Первоначально город-крепость, который доблестно отражал многочисленные вражеские нашествия, не раз горел и вновь возводил свои крепостные стены, восстанавливал храмы.
Название
«Мценск» сразу же вызывает в памяти знаменитую повесть Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Это произведение, в общем-то, и прославило древний город на севере Орловской области: большинство людей вряд ли сможет сказать что-то еще про него. А город действительно древний - на год старше Москвы! Первое упоминание о городе было в Патриаршей или Никоновской летописи и датировано 1146 годом. В течение XII-XIII веков Мценск находился в земле вятичей - одного из восточнославянских племен. Первые жители города (вятичи) поселились на высокой горе Самород при впадении реки Мецны в реку Зушу, в труднодоступном для врага месте. В это время мценский край входил в состав Черниговского княжества. Через землю вятичей проходили важные торговые пути, связывающие Восток и Запад, Южную Русь и Владимир - Суздальский север. Этим объясняется быстрое развитие края. В глухой древности территория сегодняшнего Мценского района представляла собой лесостепь с преобладанием дремучих лесов. Древнейшим промыслом в краях была охота. Плодородные земли позволяли заниматься земледелием, что и привело человека к окончательной оседлости. На территории района найдены останки древних городищ. На реках Ока и Зуша городища возникли, примерно, две тысячи лет тому назад. Но и по сей день сохранились старинные названия этих городищ: Жилино, Бобрики, Михайлов Брод и др. Мценск также возник на месте древнего городища. До наших дней дошла легенда о первокрестителе вятичей - монахе Кукше, который был ближайшим сподвижником Черниговского архипастыря Феоктиста. Распространяя идеи христианства среди мценских язычников, в 1113 году в лесу, близ деревни Карандаково, приняли мученическую смерть легендарный Кукша и его верный ученик Никон, убитые языческими фанатиками. Жители Мценска были крещены лишь в 1415 году. С 1320 по 1504 гг. территория Мценского края находилась под властью Литвы. В XIII веке мценские земли подвергались страшному нашествию татаро-монголов, путь войск хана Батыя пролегал через Мценск. Важную роль в борьбе с врагом сыграла мценская крепость, воздвигнутая на горе Самород. В XVI-XVII веках она была одной из крупнейших на юге русского государства, надежно защищая его границу. Во 2-й половине XVII века крепость утратила свое значение и перестала существовать. В 1504 году Иван III передал старшему сыну Василию во владение Мценск с его волостями и селами наряду с другими городами своего княжества.
Набеги крымских татар на мценские земли продолжались и в XVI веке. Так, в 1562 году мценские жители под руководством воеводы Федора Татева героически отразили нападение огромного войска крымского хана Девлет-Гирея, считавшегося искусным полководцем своего времени. В 1708 г.Мценск был включен в Киевскую губернию, в 1727 г. - в Белгородскую, с 1778 г. Мценск - уездный город Орловского наместничества, а с 1802 г. - Орловской губернии. В начале XVII века основным занятием жителей становится земледелие. Мценская земля давала богатый урожай хлеба. Поэтому в гербе города Мценска. утвержденном в 1781 году, в нижней его части - пшеничные четыре снопа, в зеленом поле, положенные крестообразно, в знак благословенного сей страны изобилия хлеба.
Еще в XVII веке Мценск становится крупным хлеботорговым центром (не случайно главная площадь города, где стоят ряды, раньше так и называлась - Торговой, или Хлебной), начинает быстро расти и развиваться как торговый и ремесленный город c речной пристанью. Отсюда по реке Зуше около 500 барж сплавляли хлеб в Москву и другие близлежащие города до 3,5 млн. пудов в год. В 1868 году был открыт для движения участок Московско-Курской дороги от Орла до Москвы. Хлеб стали отправлять по железной дороге. Мценская пристань утратила свое былое значение. В самом начале XIX века предпринимались попытки создать промышленные предприятия. Первый в России свеклосахарный завод был построен в сельце Нижнее Алябьеве на берегу небольшой речушки Студенец помещиком Я.С.Есиповым и его компаньоном Е.И.Бланкеннагелем. В 1868 году был изобретен первый в мире зерновой комбайн. В середине XIX века во Мценске работали 17 заводов: салотопенные, свечкосальные, мыльные, кожевенные, воскобойный. Да и само название Мценск некоторые выводят от вятичского слова «мцела», или «мчела», то есть «пчела» - на мценском рынке и сегодня можно купить прекрасный пчелиный мед. Но особую славу Мценску принес кружевной промысел. В XVIII веке помещица Протасова основала под Мценском кружевную мануфактуру, которая вскоре стала крупнейшим кружевным производством России - там работали 1200 мастериц. В 1880 г. во Мценском уезде насчитывалось около 5 тысяч кружевниц. В 1899 г княгиней А.Д.Тенишевой в городе была открыта школа кружевниц, просуществовавшая до 1917 года. Кружева поставлялись императорскому двору, а также в Англию и Турцию. Ежегодно из Мценска вывозилось более миллиона метров кружев. Сейчас этот промысел возрожден. В 1992 г. в Мценске открыта школа кружевниц.
В годы гражданской войны Мценск прославился тем, что этот город стал самой дальней точкой наступления Добровольческой армии Деникина. В октябре 1919 года белые, наступавшие с Юга России, ненадолго взяли Мценск. Однако это взятие было больше похоже на короткий набег: расправившись с теми коммунистами, которых удалось поймать, отряды Добровольческой армии откатились назад на юг и более сюда никогда не возвращались.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1943 г.г. на мценской земле разгорелись ожесточенные сражения. В октябре 1941 года г. Мценск был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. В ходе Орловско-Курской битвы 1943 года за этот город развернулись ожесточённые бои. 20 июля 1943 года город Мценск был отбит у немецко-фашистских оккупантов частями Брянского фронта.
Современный Мценск - третий по населению и площади территории город Орловской области, индустриальный город. Основу промышленного производства города составляют крупные заводы: АО «Мценский завод коммунального машиностроения», ОАО «Мценский литейный завод», Завод Экспериментальной Металлургии «Мценскпрокат», ООО «ОРПЛАСТ». Но какой-никакой туристический интерес его навестить все же есть.


Церковь Троицы Живоначальной

Достопримечательности
Мценск, как и всякий старинный русский город, изобилует храмами, которые стоят на обоих берегах Зуши.

Свято-Троицкий храм (историческое название - церковь Святой Живоначальной Троицы) находится на территории бывшей Ямской слободы, на пересечении современных улиц Советской (бывшей Белевской) и Калинина (бывшей Троицкой). История его создания восходит к началу XVII века, когда в Большом остроге Мценской крепости возник Троицкий приход. Около 1625 года был выстроен вместительный деревянный храм с тремя престолами: Святой Живоначальной Троицы, Рождества Христова, Косьмы и Дамиана. 26 декабря 1676 года в храме возник пожар, в результате которого здание храма полностью сгорело. Через несколько лет на этом же месте деревянную церковь с теми же престолами отстроили заново.
В 1935 году храм закрыли. Долгие годы здание храма пустовало. Троицкий храм вновь передан общине верующих в 1991 году.


Крестовоздвиженская церковь

церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Никитская) расположена на том же правом берегу по ул. Маркса. Крупный объем храма господствует над застройкой правобережья Зуши.
Предположительно Никитский приход «повыше» Затинной (Вышезатинной) слободы существовал уже в XVI в. Впервые же деревянная Никитская (Мироносицкая) церковь упоминается в переписной книге г. Мценска 1625 г.:
«Церковь Святых жен Мироносиц да Никиты святаго Мученика древеная клецки, а в них Божия милосердия образы месные, книги и ризы и колокола и всякое церковное строенья тое ж церкви попа Герасима» .
Церковь Воздвижения Креста Господня была построена в период 1810-1818 годов на средства местного купца И.Н.Барыкова по проекту архитектора А.И.Мельникова. Храм можно назвать одним из лучших памятников классицизма в Орловской области. Крестовоздвиженская церковь имеет три престола: главный холодный - Воздвижения Креста Господня, в теплой трапезной - во имя Св. Жен-Мироносиц и Св. великомученика Никиты.
В 1826 г. в этом храме три дня находилось тело императора
Александра I при следовании из Таганрога в Петербург. В память об этом событии членами царской фамилии храму было поднесено паникадило, а внутри церкви установлена памятная доска. Свои детские впечатления о царских похоронах описал А.Фет в произведении «Ранние годы моей жизни». В 1897 году храм в последний раз капитально отремонтировали. Церковь была закрыта в 30-е годы. В годы войны авиабомбой были разрушены своды трапезной. Как один из лучших памятников архитектуры классицизма в Орловской области храм начали восстанавливать в годы перестройки. В 1999 г. храм передан христианской общине.

Петропавловский (Петровский) монастырь
Один из древнейших монастырей на Орловщине по преданию был основан на территории бывшего Малого острога Мценской крепости в XII веке, хотя наиболее вероятным временем его основания является начало XVI в., когда г. Мценск вошел в состав Московского государства (1500 г.). Первоначально монастырь носил название Петровского. По писцовой книге города Мценска 1625 г. в Петровском монастыре были 2 деревянных, «клецких» храма: церкви Петра и Павла и Введения Пресвятой Богородицы.
В 1694 г. Петровский монастырь был переведен на новое место, ниже по течению Зуши, где продолжил свое существование под названием Петропавловского. Строительство Петропавловского монастыря на новом месте - землях, пожалованных дворянами Протасовыми (современный район железнодорожного вокзала) - началось с закладки в 1695 г. игуменом Германом кирпичного Покровского собора с приделом Св. Апостолов Петра и Павла, строительство которого велось еще в начале XVIII в. Стараниями монастырских вкладчиков и монашествующих обитель к середине XVIII в. отстроилась и приобрела весьма благоустроенный вид. Согласно описи 1764 г. на ее территории находились две церкви - соборная Покровская и деревянная Сретения Господня над Святыми воротами, а также две настоятельских и семь братских келий, хлебня, «магазейна» (склад) и погреб. Обитель окружала прямоугольная в плане кирпичная ограда длиной 175 сажен (ок. 350 м) с башнями и воротами, сооруженная стараниями игуменьи мценского Вознесенского монастыря Анфисы и игумена Феодула. Вне ограды находились сад, два огорода и хозяйственный двор. Монастырю принадлежала также деревня Игумнова Слободка с 74 крестьянами. При обители действовали две школы, где словесной, письменной и нотной грамоте «на своем коште» (содержании) обучался 151 мальчик. Это было одно из первых учебных заведений в орловской провинции. Несмотря на то, что официально богадельни при монастыре не имелось, здесь содержались двое увечных солдат, участников войн с Турцией и Пруссией.
В 1764 г. земельные владения Петропавловского монастыря были конфискованы, а сам он выведен за штат. Заштатной обитель оставалась вплоть до 1819 г. В этом году архиерейскую кафедру перевели из Севска в Орел, определив резиденцией епископов Орловских и Севских Успенский мужской монастырь в Орле, преобразованный в Архиерейский дом. Братию же и имущество Успенского монастыря перевели в Мценск в Петропавловский монастырь, который был причислен к штатным с возведением его в третий класс и присвоением настоятелям сана архимандритов. В конце XVIII — перв. пол. XIX вв. в обители велось о6ширное строительство, совершенно изменившее ее облик. Были возведены кирпичная Знаменская церковь над Святыми воротами (1813-1821), огромная колокольня (1807), обновлены или перестроены почти все постройки монастыря, переложена монастырская ограда. Подвергся переделкам и древний Покровский собор. Внутри его расписали живописью, заново изготовили иконостасы, а на месте снесенной старой соборной колокольни в 1809 г. на средства помещика Я.П.Протасова устроили обширную паперть с ризницей и библиотекой. Уже в XVIII в. рядом с собором образовалось кладбище, где хоронили монастырских вкладчиков и наиболее состоятельных и уважаемых граждан города и уезда. Здесь были захоронены Протасовы, Хованские; Меншиковы, Юсуповы и другие, а также многие монахи и игумны. 31 января 1891 г. здесь похоронили генерала Н.А.Белого.
В 1839—1846 гг. в Петропавловском монастыре монашествовал иеромонах Мельхиседек, подвижническая деятельность которого послужила основанием для предложения о его канонизации в 1918 г., так и не осуществленного, по-видимому, из-за наступивших для Русской православной церкви тяжелых времен.

Знаменская церковь

Главными монастырскими святынями почитались четыре чудотворные иконы: Христа Спасителя, Толгской Божией Матери, Знамения Курской Божией Матери и Тихвинской Божией Матери. В монастырской библиотеке хранилось рукописное Евангелие, предположительно XV в., Трефологий 1638 г. и Евангелие 1694 г.
Петропавловский монастырь был закрыт в 1923 г. В 30-е годы использовался как тюрьма для раскулаченных крестьян и до нашего времени дошел в сильно разрушенном состоянии.

Храм иконы Божией Матери «Знамение»
Кирпичная двухэтажная церковь в стиле классицизма была построена в 1813-1821 г.г. над южными Святыми воротами Петропавловского монастыря. Основной объём храма представляет собой бесстолпный четверик, завершённый низкой ротондой с куполом; имеется трапезная. Второй престол освящён во имя святых Апостолов Петра и Павла.
Знаменская церковь была закрыта в 20-х годах ХХ века и позднее сильно перестроена. В советские годы помещение было занято спортивной школой, позже - мастерскими. В 2004 году церковь была возвращена общине верующих. С 18 июля 2004 года в храме совершаются регулярные богослужения.

Петропавловская церковь

Храм апостолов Петра и Павла (Введения Пресвятой Богородицы)
Замечательная пятиглавая церковь стоит на высоком и скалистом левом берегу реки Зуша на территории бывшего Малого острога Мценской крепости. В XVI—XVII вв. она являлась соборным храмом мужского Петровского монастыря. После переноса монастыря на новое место церковь была обращена в приходскую. Перед Первой Мировой войной при церкви планировалось устроить скит, приписной к Петропавловскому монастырю, но это осуществлено не было.
Храм был закрыт в 30-е годы. В годы оккупации Мценска немцы использовали его как конюшню. Вновь храм был открыт после Великой Отечественной войны в 1947 году.
В церковной ограде сохранились четыре надгробные белокаменные плиты первой половины XVI — середины XVII вв., открытые искусствоведом Т.А.Тимашевой. Одна из плит содержит надпись:
«Лета 7164 (1656) генваря 18 день преставился раб божий Иван Стефанович Рагозин во иноцех схимник Иев» .

Знаменская церковь

Храм Вознесения Господня бывшего Архангело-Вознесенского женского-девичьего монастыря располагается на невысоком холме у устья речки Мецны напротив Соборной горы. В XVI в. на этом месте был основан женский Архангельский монастырь, прекративший свое существование в годы Смутного времени. По писцовой книге города Мценска 1625 г. здесь находились два деревянных «клецкие» храма Благовещения Богородицы и Архангела Михаила, причем Благовещенский храм был «ветха и развалилась». При храмах состояли 3 двора попов и пономаря. В 1659 г. митрополит Сарский и Подонский Питирим выдал освятительную грамоту: в которой было указано «...строить монастырь Архангела Михаила да Благовещения Христова» . В 1662 г. по его грамоте строителем девичьего монастыря была назначена старица Ефросинья Ивановская, началось строительство монастырских построек. Но вновь образованный монастырь находился в гуще посада и был стиснут со всех сторон дворами, что приводило к частым столкновениям с посадскими людьми. В 1675 г. Андрей Яковлевич Пятово, а позднее Василий Чертов и другие мценские служилые люди пожертвовали монастырю свои дворовые места, что позволило расширить его территорию. По сметной книге города Мценска 1691 г. в девичьем монастыре имелись два деревянных храма: Михаила Архангела и Сергия Чудотворца, причем последний был ветхим. 6 мая 1695 г. во время городского пожара Вознесенский монастырь полностью сгорел. По-видимому, это несчастье подтолкнуло игуменью Февронию к началу строительства в конце XVII в. каменного соборного вознесенского храма с тремя престолами: Вознесения Господня, Михаила Архангела и Иоанна Предтечи. Строительство продолжалось еще в начале XVIII в.
В 1744 г. во время путешествия на богомолие в Киев во Мценске побывала императрица Елизавета Петровна вместе с наследником Петром Федоровичем. Императрица пожаловавшая обители денежное пособие на постройку колокольни. 23 апреля 1757 г. монастырь в очередной раз сгорел и был восстановлен под руководством капитана Родиона Языкова подрядчиками купцами П.М.Москвитиновым и Ф.П.Иноземцевым. Тогда же его окружили каменной оградой длиной более 380 метров со Святыми и Водяными воротами и тремя башнями. В 1764 г. монастырь был закрыт и обращен в приходский храм. В середине XIX в. к храму пристроили по проекту мценского мещанина Александра Яхонтова каменное крыльцо.
Храм был закрыт в 30-е годы. Тогда же он утратил венчавший его световой барабан и верхний ярус колокольни. В годы великой Отечественной войны фашисты превратили полуразрушенный храм в огневую точку, и она значительно пострадала в ходе боев. После войны здание было спасено от окончательного разрушения энтузиастом-краеведом М.В.Каплинским, под руководством которого в 1949 г. провели ремонт, в ходе которого разобрали руины алтарной апсиды с восточной стороны, расчистили перспективный портал с западной, а само здание накрыли крышей сложной формы, из-за чего оно стало походить на жилую постройку XVII в. и под названием «дом боярина» попало в краеведческую литературу.
В 1992 г. Вознесенский храм передали общине верующих.


Церковь Георгия Победоносца

Церковь Георгия Победоносца
Церковь стоит на высоком берегу речки Мцны на территории Балчуга (Старого Посада) в древнейшей части города.
Георгиевский приход предположительно существовал уже в XVI в. В письменных источниках церковь впервые упоминается в писцовой книге в 1625 г. В это время здесь стояли два деревянных «клецких» храма Георгия Страстотерпца и Св. Бориса и Глеба с приделом Св. Василия Блаженного.
«А в них Божия милосердия образы месныя и книги и ризы и колокола и всякоя церковная строенья тое ж церкви попа Фёдора» . При церкви были два двора поповских, дворы просвирницы и пономаря и 3 двора бобыльских.
В 1683 г. вместо деревянных обветшалых храмов была выстроена каменная Георгиевская церковь. Но она оказалась слишком тесна и вдобавок обветшала, и в 1825 г. вместо нее «тщанием прихожан» был выстроен более вместительный храм. Он имел два престола: главный холодный - во имя Св. великомученика Георгия и теплый придельный - Св. благоверных князей Бориса и Глеба. Одним из вкладчиков храма состоял действительный статский советник Николай Иванович Шеншин. При церкви имелась деревянная богадельня.
Церковь была закрыта в 1930 году. Колокольня не сохранилась. В 2008 году возвращена верующим.


Храм Александра Невского

Храм святого благоверного князя Александра Невского (домовый) Домовый храм в штабе хуторского казачьегоо общества города Мценска открыт в 2013 году.
Мценское хуторское казачье общество было создано осенью 2010 года. В 2011 году оно было зарегистрировано в Минюсте. Общество входит в Орловский отдел Центрального казачьего войска и входит в реестровое казачество. Среди них есть и Запорожские, и Терские, и Гребенские и Донские казаки.


Покровский храм

Покровский храм (строящийся).
В 1695 году в Петропавловском монастыре был заложен Собор Покрова Пресвятой Богородицы - кирпичный бесстолпный одноглавый двусветный четверик с трёхчастным алтарём. В 1809 была сооружена новая паперть в стиле классицизма. В 1812 году устроен Александро-Невский придел, в 1852 году - придел Богоматери Споручница Грешных.
Храм был закрыт в 1920-х, а позже почти полностью разобран. Уцелели только алтарные апсиды.
В начале 2000-х было принято решение построить новый храм в другом месте. Строительство Покровской церкви началось в июне 2007 года. По замыслу архитектора Покровский храм должен стать увеличенной копией церкви Покрова на Нерли, что во Владимирской области. Храм возводится в память о воинах, погибших на поле брани города и района в ходе всех минувших войн, особенно Великой Отечественной, когда на этом месте в 1941 году танковая бригада М.Катукова сдерживала наступление отборных немецких танковых дивизий Гудериана.
Новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы сооружается на средства прихожан и благотворителей. Из-за недостатка средств строительство двигалось крайне медленно. С 2010 года богослужения проводились в цокольном этаже. В планах - строительство воскресной школы, возведение кургана и стены Славы погибшим воинам-землякам.

Часовня Николая Чудотворца

Часовня Николая Чудотворца
Кирпичная «входная» одноглавая часовня cооружена в честь 850-летия города в 1996 году на мценском городище, на месте разрушенного в 1930-е годы Никольского собора.
Каменный собор на этом месте воздвигли еще в XVII веке, а в начале XIX задумали перестроить в монументальных формах классицизма. Дело шло медленно, только в 1827 году (спустя почти 20 лет после начала работ) стали реализовывать проект известного петербургского архитектора Авраама Ивановича Мельникова. Мельников предложил проект большого однокупольного собора с удлиненным притвором. Когда построили, поняли, что к городу храм повернут алтарем и выглядит не очень внушительно. Тогда уже без участия Мельникова решили расширить здание, добавив боковые крылья-приделы, над каждым из которых вырос массивный купол. Таким образм возник напоминающий украинские храмы трехчастный силуэт. Колокольня сначала оставалась старая, времен барокко. Потом ее заменили на новую, эклектичную, спроектированную петербургским архитектором Горностаевым. Так сложился интересный ансамбль, державший всю панораму уездного города до лихих советских времен. В 30-х годах XX века храм был закрыт, а позднее взорван. Его руины были разобраны только в начале 1960-х.


Источник Иоанна Крестителя
Родник, освященный в честь пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, расположен на правом берегу реки Зуша, близ впадения в неё реки Мецня. Найти его очень просто - в городе один мост через Зушу. Слева от моста, если ехать в сторону Болхова, белый Вознесенский храм. От него вниз к реке идет тропинка, которая и приведет к обустроенному источнику.

Краеведческий музей им. Г.Ф.Соловьева, Мценская художественная галерея
Мценская художественная галерея сегодня является частью краеведческого музея. Яркой особенностью галереи является дар земляка - тульского художника Демина Федора Нестеровича, который в год открытия галереи передал городу более 30 живописных и графических работ. Художник редкой судьбы - инвалид детства, сын репрессированного, был удостоен редчайшей награды - медали «Одолевшие судьбу» . Такую награду имеют Маресьев, Дикуль, она вручается людям, преодолевшим, вопреки прогнозам, немощь физическую и ставшими примером силы духа человеческого.

Дом леди Макбет (ныне здание УВД).
Как и к другим городским легендам, к этой надо относиться с осторожностью - на самом деле однозначного прототипа Катерины Измайловой не было: Лесков жил в Орле, а в Мценске, хоть и существовал дом купцов Измайловых, но не этот, а другой, давно уничтоженный.


В 12 км к северу от Мценска, на пути через Лехановку и Бастыево, находится мемориальный и природный заповедник- усадьба И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново .

Примерно на 7 км ядринской дороги к югу от города есть поворот на
село Козюлькино (бывш. Новоселки) - родину А.А.Фета . Каждый год там проводятся Фетовские чтения.

Мужской монастырь во имя святого Кукши находится в 15 км от Мценска, в деревне Фроловка (по дороге Мценск-Болхов) на месте убиения священномученика Кукши Печерского (1113 г.), просветителя вятичей, небесного покровителя Орловско-Ливенской епархии.
Святой Кукша по преданию происходил из княжеского рода вятичей, принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре. Из Лавры он со своим учеником Никоном вышел на проповедь в земли вятичей. 27 августа 1113 г. после продолжительной проповеди по наущению языческих жрецов преподобный Кукша и Никон были подвергнуты разным истязаниям а затем обезглавлены. Из Киево-Печерской лавры были направлены монахи, которые обрели мощи святого Кукши и доставили их в Лавру. И поныне мощи прпп. Кукши почивают в Ближних (Антониевых) пещерах.
Благодаря проповедям святого к XV веку в землях вятичей христианство прочно утвердилось. Место убиения Кукши почиталось местными жителями: здесь совершались крестные ходы, особенно для молитв о ниспослании дождя, строились деревянные часовни. К XVIII–XIX векам в учрежденной Орловской епархии почитание святого Кукши начинает существенно возрастать. Жители Мценска неоднократно, но безуспешно обращались в Синод с просьбой о перенесении мощей священномученика в Богоявленскую церковь. Кульминацией почитания святого Кукши явились проходившие в 1913 году праздничные торжества по случаю 800-летия со дня убиения св. Кукши, которые широко отмечались в конце августа 1913 года в Орловской епархии. Во всех храмах епархии прошли торжественные богослужения с молебнами Кукше. Особенное величие празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны. Елизавета Федоровна провела в Орле два дня, остановившись во Введенском женском монастыре. Она участвовала в торжественных молебнах, посвященных Кукше, в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на кадетском плацу, на котором собралось свыше 15 тыс. человек. 27 августа тысячная толпа паломников направилась к колодцам во Мценском уезде для совершения молебна. В 1914 г. на праздновании дня памяти Кукши Карандаковском лесу было уже около 2000 человек. Народу было так много, что все окружавшие колодец возвышенности и лощины оказались занятыми. Жители деревни Карандаково в 1914 г. начали сбор средств на возведение каменной часовни у места гибели святого.

На месте же почитания святого Кукши никогда не было монастыря. В 1999 г. рядом с так называемым «Страдальческим» источником был создан скит святого Кукши на месте его убиения. А 4 октября 2012 г. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие мужского монастыря во имя святого Кукши в деревне Фроловка Орловской области. 9 сентября 2013 года в монастыре священномученика Кукши состоялась торжественная Божественная литургия, ставшая кульминацией торжеств 900-летия крещения Орловщины и Центральной части России. Утром в монастырь прибыли участники крестного хода, посвященного 900-летию подвига святого Кукши, проходившего с 6 по 9 сентября по территории Орла, Орловского, Болховского и Мценского районов. Перед началом богослужения в Воскресенский храм была доставлена икона священномученика Кукши, привезенная в Орел 6 сентября. Образ, содержащий частицу мощей святого, написан в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре к празднованию 900-летия Крещения Орловщины и Центральной России; передачу святыни благословил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. 19 апреля 2015 года митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил чин великого освящения Воскресенского храма мужского монастыря святого Кукши и Божественную литургию в новоосвященном храме. Воскресенский храм был заложен в 2006 году. В течение 2006-2015 годов силами братии и благотворителей продолжалось благоустройство храма и окружающей территории.




По материалам Википедии и сайтов http://www.russian-goldenring.ru, http://www.temples.ru, http://sobory.ru/,

http://www.vidania.ru, http://svyato.info, http://culttourism.ru, http://www.myrusland.ru, http://www.mtsensk.info