"Одних яиц из Мышкина отправляют купцы в Петербург до 6 миллионов! Впрочем, и крестьяне всей этой стороны (большею частью графа Шереметева) очень богаты и ведут большую торговлю. Все зависит от свойства людей, больше, чем от условий местности. Рядом с Мышкиным - Углич, где мещане байбаки и сидни, оттого и бедны и занимаются прасольничаньем, т. е. перекупкою. Я вообще замечаю, по крайней мере здесь, в Ярославской губернии: чем старее город, тем менее предприимчивости и деятельности в жителях ..."    И.С.Аксаков








Мышкин  - административный центр Мышкинского района Ярославской области. Расположен на левом, высоком берегу Волги (Рыбинского водохранилища), напротив впадения реки Юхоть.
Предполагается, что название происходит от прозвищного имени Мышка. По легенде один князь (предположительно
Фёдор Михайлович Мстиславский ) после охоты прилег отдохнуть на высоком берегу Волги. Он проспал несколько часов, а разбудила его мышка, пробежав по его лицу. Князь разгневался, но уведел подползавшую змею и понял, что мышка спасла ему жизнью Тогда он собрал дружину и велел построить на этом месте часовню во имя Святых Бориса и Глеба. Вокруг храма возник город и стал называться Мышкин. Такова легенда. Можно верить ей, можно не верить - все равно ни доказать, ни опровергнуть невозможно.

Памятный крест на месте основания Мышкина

Со временем часовня исчезла, но в начале XX века мещанин Василий Клушин выступил с инициативой о строительстве на прежнем месте новой. И хотя место было выбрано достаточно условно, небольшая часовня-беседка органично вписалась в пейзаж городской набережной. После революции и она была разрушена.
Только в 1996 году, когда Мышкин уже стал активно развиваться как туристический город, силами местного умельца - резчика по дереву Николая Павловича Савельева - на этом месте был установлен памятный крест. К сожалению, и в наше время находятся вандалы, которые пытаются его сломать.
Kюди на месте современного Мышкина жили еще в V-III тысячелетиях до нашей эры. Высокий холм на берегу Волги против устья крупной реки Юхоти был идеальным местом для древнерусского города. Материалы археологических исследований говорят о существовании на этом месте городка в XI-XIII веках. К сожалению, город простоял недолго: он пострадал в войне новгородских и суздальских князей середины XII века, а в 1238 году был полностью уничтожен татарами. Позже Мышкин был отстроен как село. В XV-XVII веках земли вокруг Мышкина принадлежали князьям Шуморовским, Ушатым, Юхоцким, Мезецким, Мстиславским, а позже - московскому Чудову монастырю.
В 1551 году во владениях князей Ушатых между Мышкином и Мологой были срублены стены и башни города Свияжска, затем перевезенного вниз по Волге и ставшего опорным пунктом русских войск при взятии Казани. Положение Мышкина оказалось благоприятным из-за близости волжских порогов, среди которых выделялись сложностью прохождения судов Мышкинские ворота. Предприимчивые мышкинцы освоили лоцманское ремесло и неплохо зарабатывали, проводя купеческие суда через пороги.
По административной реформе Екатерины II Мышкин получил в 1777 году городской статус, в 1778 - герб с ярославским медведем в верхней части и мышкой в нижней, а в 1780 - план застройки, предусмотренная которым квартальная структура в основном сохранилась до наших дней.
Композиционными центрами города стали два собора: Никольский, существовавший еще до объявления Мышкина городом, и Успенский, построенный в первой половине XIX века на пожертвования мышкинских купцов.
«Золотым веком» в истории Мышкина стал XIX век. За счет удачливой торговли здешних купцов - Ситцковых, Чистовых, Столбовых - город быстро и красиво застраивался.

Вид на город с Волги

Мышкинский уезд был самым земледельческим в губернии. Хотя по территории и самый малый, но хлеба давал огромное количество. Исторически, на 2-м месте после выращивания злаковых культур было льноводство. В Мышкинском уезде был выведен особый сорт льна из которого получалось очень длинное льняное волокно.
Промышленность уезда была скромной, нежели создал в Мышкине прекрасную библиотеку, которая, по утверждениям современников, могла бы сделать честь любому губернскому городу: в городе с населением в 2 тыс.чел. существовал свой театр.
Пришедшим к власти в 1917 году коммунистам не был нужен Мышкин как культурный центр, и они стремились уничтожить все, что было создано до них. Опочининская библиотека была закрыта, большая часть книг уничтожена, оставшиеся вывезены в Рыбинск и Ярославль. Все храмы закрыты, часть из них разрушена. В 1927 году Мышкин второй раз за свою историю утратил городской статус и был превращен в село Мышкино (с 1943 года - посёлок городского типа). В 40-х годах XX века при строительстве Рыбинского водохранилища и затоплении обширных земель треть Мышкина была снесена с лица восстановления исторической справедливости, боролись за сохранение самобытности Мышкина. В 1966 году при активном участии В.А. Гречухина и его учеников был создан народный этнографический музей, позволивший многим мышкинцам и гостям города лучше узнать историю родного края.
Многое изменилось в Мышкине в период перестройки и последующие годы. В 1991 году возвращен городской статус и исконное название, возрождена знаменитая Опочининская библиотека. В старинном доме купцов Литвиновых открылся единственный в мире музей Мыши.
В городе Мышкине все и вправду пропитано мышиным духом. Не в смысле запаха, нет. Мышь везде присутствует как символ. Во-первых, сам город имеет вполне мышиные масштабы: в нем живет 6 тысяч человек. Во-вторых, здесь имеется замечательный Музей мыши. А в-третьих, город, словно мышка, спрятался от бушующего настоящего и тихо существует где-то между Угличем и Рыбинском.


Церкви в Мышкине

Успенский собор

Успенский собор  
Главная соборная площадь города (между улицами Никольской и Рыбинской) застраивалась в первой половине XIX века зданиями в стиле классицизма, большинство из которых сохранилось до наших дней и составляет единый архитектурный ансамбль. Его композиционным центром является собор Успения Богоматери, заложенный 15 августа 1805 г. и выстроенный в 1805-1820 гг. артелью ярославских каменщиков по проекту архитектора Иоганеса Манфрини на средства горожан и купцов Козьмы Ивановича Дрожденкова и Ивана Андроновича Замяткина.
В 1829-1832 гг. храм был расписан Т.А.Медведевым, выходцем из крепостных крестьян, уроженцем села Тейково (ныне Ивановская область). Стремясь достичь эффекта пышного внутреннего убранства храма при минимальных затратах, живописцы использовали технику гризайль, имитируя колонны, карнизы и лепнину. Композиции на темы Священного Писания выполнены в красновато-коричневой гамме и заключены в фигурные рамы. В парусах под центральным куполом помещены традиционные изображения евангелистов, в алтаре – навозаветная Троица, на южной стене – надпись, сообщающая о времени построения храма. На стенах и потоке трапезной расположены ветхозаветные сюжеты: «Моисей жезлом высекает воду из скалы», «Медный змий», «Моисей вручает народу скрижали с заповедями» и др.
Мастера этой же артели расписывали Спасо - Преображенский собор в Угличе, Воскресенский собор в Больших Солях. В 1866 г. живопись реставрирована мышкинским мастером А.Е.Смирновым, для окон изготовлены цветные витражи.
Успенский собор – крупное архитектурное сооружение в стиле классицизма – и сейчас является архитектурной доминантой старой части города. Его центральный объем – четверик с далеко вынесенной полукруглой апсидой – служит основанием для широкого барабана, перекрытого плоским куполом. С запада к нему примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Северный и южный фасады четверика, а также западный фасад нижнего яруса колокольни оформлены портиками ионического ордера с треугольными фронтонами.
Стремясь увеличить боковые главы, сделать их соразмерными центральному куполу, архитектор вводит в композицию здания четыре высоких (от цоколя до карниза) полуцилиндрических объема, примыкающих к западной и восточной стенам четверика и служащих основанием для барабанов боковых глав.
Зрительно уравновешивая огромную апсиду храма, колокольня ныне отмечена некоторой тяжеловесностью. Однако это впечатление – результат многочисленных позднейших перестроек и утрат. Изначально колокольня выглядела более изящно.
Успенский собор дошел до нас с некоторыми утратами. Исчезли фигурные главки над куполами, сквозные окна в барабанах глав. В результате собор, как и колокольня, стал зрительно заметно тяжелее.

Древлехранилище

В 1929 году Успенский собор был закрыт, имущество разграблено, колокола сняты с колокольни и разбиты. На колокольне была сооружена водонапорная башня, а в храме расположился склад. В 1991 году Успенский собор был возвращен верующим. К 2009г. завершились основные работы по реставрации. Храм был построен как летний и сейчас службы в нем ведутся в летнее время. В сентябре 2010 года собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках поездки по городам Ярославской епархии, приуроченной к торжествам в честь 1000-летия Ярославля. Патриарх обратился с Первосвятительским словом к собравшимся в храме и передал в дар Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы.
В теплое время года можно подняться на колокольню, откуда открывается потрясающая панорама всего города. В 2005г. на одном из ярусов колокольни было открыто древлехранилище, где можно увидеть церковные облачения и фрагменты деталей интерьера собора.


Никольский собор

Собор Николая Чудотворца 
Никольская церковь, игравшая в конце XVIII- начале XIX в. роль городского собора, - самое старое из сохранившихся в Мышкине каменных зданий. Она построена в 1766 г. на средства местного уроженца, петербургского купца Березина в качестве приходского храма с престолами Александра Невского и князей Бориса и Глеба.
Александр Петрович Березин, купец 1-ой гильдии, городской голова города Санкт-Петербурга, родился в семье крестьян в селе Еремейцево, неподалеку от Мышкина. Его отец был очень беден и был вынужден заложить в мышкинском трактире икону Святого Николая Чудотворца. Спустя более чем четверть века разбогатевший Александр смог выкупить образ обратно и считал чудом тот факт, что родовая икона никуда не пропала за это время. В память об этом Березин построил в Мышкине на свои средства церковь. Он всю жизнь активно занимался благотворительностью и построил в общей сложности три храма - кроме мышкинского еще были построены церковь Вознесения Господня в Круглицах (сейчас Охотино) рядом с Мышкиным и в Санкт-Петербурге.
В 1830-е годы, после строительства нового Успенского собора, Никольский был сильно перестроен - на северной и южной сторонах появились портики с парными колоннами, изменился купол. В 1860-х гг. была полностью перестроена колокольня, уничтоженная в 1930-х годах.
В своем современном виде Никольский собор - это типичный храм в стиле зрелого классицизма. Его основной кубический объем служит основанием для широкого барабана с овальными окнами, перекрытого плоским куполом, увенчанным фигурной главкой. С запада к собору примыкает трапезная. Над западным притвором, где находится вход в храм, возвышалась не сохранившаяся до наших дней колокольня. Северный и южный фасады основного объема храма украшены ионическими портиками с треугольными фронтонами, прорезанными пологой аркой. Спаренные колонны портиков смещены к краям и поставлены на постаменты; за каждой парой колонн в плоскости стены сделаны полукруглые ниши для скульптур. В центральной части фасада помещены три полуциркульных окна, разделенные дорическими пилястрами и декорированные развитыми архивольтами; поле стены над центральным окном оживлено накладной полуциркульной аркой, опирающейся на капители пилястров; над боковыми окнами помещены вертикально ориентированные овальные медальоны.
Иконостас выполнен в 1777 г. дворовыми людьми помещиков Кожиных, в 1827 г. отреставрирован Захаром Григорьевым и дворовым художником помещика Перова. Храм расписан в 1843 г. ростовским художником Евгением Александровичем Строгановым. Особо почиталась чудотворная икона Богоматери, именуемая "Троеручица".

«Тайны XVIII века» в подвалах Никольского собора

У подножия холма, на котором поставлена Никольская церковь, прежде находилась шатровая часовня, выстроенная местными купцами в 1888 году. Такие часовни строились тогда по всей России в память «о чудесном спасении императора Александра III во время железнодорожной катастрофы в Борках». После революции на месте часовни поставили памятник В.И.Ленину.
Судьба собора в советское время трагична. В 1930-е годы здание было передано в ведение местных органов культуры, разобрана колокольня. В Никольском соборе c 1934 г. до 2003 г. находился Дом культуры. Последняя дискотека в соборе была проведена 18 апреля 2003 года. 2 мая 2003 года Никольский собор возвращен церкви, а с 2004 г. ведутся службы. При демонтаже сцены летом 2003 года было обнаружено, что передняя, выступающая, ее часть была сделана из икон иконостаса. Сохранились две боковые панели иконостаса, в одной из которых 96 лет простояла икона «Спаситель терновом венце...». 27 марта 2004 года в Никольском соборе была найдена закладная плита. На ней значится: “Во славу святой троицы отца и сына и святого духа сей храм заложен сентября в 1 день 1835 года”.
В соборе проведены значительные ремонтные и реставрационные работы. В сентябре 2010 года его посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках поездки по городам Ярославской епархии, приуроченной к торжествам в честь 1000-летия Ярославля. Патриарх пожелал помощи Божией всем, кто принимает участие в восстановлении Никольского собора, и передал в дар храму икону святого преподобного Ионы Киевского.
Исторически храмы, имеющие подвалы, сдавали помещения для хранения товаров. Так использовались и подвалы Никольского собора. Здесь хранились казна города и товары богатых купцов. В настоящее время в подвале собора представлена музейная экспозиция "Тайны VIII века". Большой нтерес вызывают огромные печи, которыми в холодное время отапливался храм.


Скорбященская церковь

Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" 
В конце улицы Мира (бывшая Кладбищенская) находится старое кладбище. Здесь сохранилась построенная в 1866 году на средства купцов Чистовых церковь во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость».
Как и большинство кладбищенских церквей, она проста и непритязательна. На кубический объем поставлен низкий восьмерик, перекрытый граненым куполом с главкой. Почти вплотную к четверику придвинута шатровая колокольня. В ее оформлении использованы суховатые, в духе русско-византийского стиля детали: килевидные арки и кокошники, арочные пояски, киоты и полуколонки.
Рядом находилась не сохранившаяся до наших дней церковь Святителя Алексия, митрополита Московского (1793 г). Своиv посвящениеv она напоминала о принадлежности Мышкина к вотчинам московского Чудова монастыря.
Скорбященская церковь была закрыта в 1929 году и лишилась глав, но благодаря использованию под мастерские и архив, сохранилась. В настоящее время храм является действующим, частично отреставрирован. В 2009 году появились новые купола. Также идут работы по приведению в порядок кладбища и возвращению на место сохранившихся надгробий.


Усадьба Чистовых

Усадьба Т.В.Чистова

Усадьба построена во второй четверти XIX века и принадлежала купцу Тимофею Васильевичу Чистову, потомку крепостных графа Шереметева из деревни Лучкино Угличского уезда. В Мышкине Чистовы поселились в 1825 году, и здесь их дела сразу пошли в гору. На долю Тимофея Васильевича выпало обладание миллионным капиталом, руководство "хлебной торговлей по судоходству в Санкт-Петербург" и почти 27-летнее исполнение обязанностей главы мышкинской городской думы (1842 года).
По настоянию Тимофея Васильевича дума вводит режим экономии, могущей показаться сегодня невероятной: продает не только завалявшуюся в горбольнице старую оловянную посуду (за 5 рублей), но и траву с огорода той же больницы; за шкуру павшей лошади пожарной команды выручает 4 рубля. В то же время дума в кратчайшие сроки решает все проблемы, связанные с ремонтом деревянных городских мостов, в 1845 году строит первый в городе булыжный мост на арке, а затем еще три каменных и столько же новых деревянных.

Главный дом усадьбы

Оценивая деятельность Чистова и его "команды", чиновник по особым поручениям Гирс доносил: "Город Мышкин числом каменных строений отличается довольно выгодно от соседнего с ним города Мологи. В последнее десятилетие выстроено в Мышкине около половины всего числа каменных домов, находящихся в городе, и немалое число прочных деревянных домов на каменном фундаменте. Находящиеся в Мышкине ряды лавок, амбары, будки для ночных сторожей, плац-формы и гауптвахты построены с соблюдением правил". Нередко случалось и так, что Тимофей Васильевич направлял на нужды города собственные капиталы, не смущаясь долговременностью их отдачи. Он считал необходимым широко обнародовать все сколько-нибудь важные документы, принимаемые думой или спускаемые "сверху", и потому думский рассыльный знакомил с этими документами каждого мышкинского домохозяина. Следил Чистов и за моральным обликом горожан.
Когда некий мещанин Рупасов не в меру загулял, Тимофей Васильевич официально потребовал его наказания, и дума приняла соответствующее постановление:
"Сделался в обществе такой член, который совершенно не может быть терпимым сколько по поведению, а и потому, дабы он развратной жизнью не мог послужить соблазном другим". Видимо, Рупасова образумили, что позволило Чистову констатировать: "Благоволит оная дума знать, что в продолжении минувших трех лет никто из купцов и мещан города Мышкина судим по земскому суду не был".

"Александровский зал"

Гланый дом усадьбы 
Главный дом усадьбы - двухэтажный особняк с мезонином, один из лучших на Верхней Волге образцов позднего провинциального классицизма. В этом доме в 1866г. Чистов, будучи городским головой, принимал цесаревича Александра , давал банкет. В честь этого события один из залов особняка назван Александровским. В доме сохранились прекрасные изразцовые печи, изготовленные в Петербурге превосходным мастером - скульптором. Это собрание изразцов одно из лучших по Поволжью.
В конце XIX века этот дом за символическую плату по завещанию Чистова наследники продают городу под больницу. Она располагается здесь до 80–х годов XX века, то есть более ста лет. А сейчас в особняке разместилась одна из старейших в Ярославской области библиотек – Опочининская, занимающая особое место среди провинциальных библиотек России. Она носит имя своего основателя - 
Федора Константиновича Опочинина. Ежегодно в библиотеке проводятся Опочининские краеведческие чтения, конференции "На земле святого Кассиана" и другие научные мероприятия. В фондах опочинской библиотеки - а это свыше 50 тысяч экземпляров - можно обнаружить прижизненные издания М.М.Хераскова, И.И.Дмитриева, И.И.Козлова.

Федор Константинович Опочинин родился в 1846 году в Петербурге, в семье флигель-адъютанта Константина Федоровича Опочинина. Последний умер два года спустя. Его вдова Вера Ивановна, урожденная Скобелева, фрейлина двора Ее Императорского Величества, вместе с детьми удалилась в родовое имение - сельцо Шишкино Мышкинского уезда, где и прожила почти безвыездно до самой своей смерти.
Федор Опочинин поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, но ушел со второго курса, осознав невозможность совмещения общественной деятельности, к которой его влекло, с государственной службой. Тем не менее, налицо карьерный рост: коллежский регистратор, губернский секретарь, коллежский секретарь, статский советник, в каковом чине Федор Константинович и умер в возрасте всего 35 лет.
В чем же выражалось его общественное служение? Он состоял членом Императорского Русского географического и Императорского Русского археологического обществ, а в конце жизни блестяще проявил себя на земском поприще: председатель мирового съезда Мышкинского уезда и гласный мышкинского земства, член, а впоследствии и председатель уездного училищного совета, предводитель уездного дворянства, председатель мышкинского Тюремного отделения и всех попечительских уездных обществ. По его инициативе в уезде открылось 18 школ и земских училищ, он содействовал строительству тюремной церкви и на собственные средства ввел обучение грамоте среди арестантов.
В январе 1876 года в Мышкине была открыта земская публичная библиотека, основу которой составили книги из личного собрания Ф. К. Опочинина. Единомышленниками Федора Константиновича в деле создания библиотеки были мышкинский земец, собиратель фольклора Павел Александрович Строев и адвокат Константин Васильевич Грязнов.
К. В. Грязнов - главный преемник и исполнитель идей Опочинина - управлял библиотекой на общественных началах более 20 лет. Но не только это. Желая, как он пишет земству в прошении о денежных вливаниях в его новый проект, собрать "огромный контингент исследователей-добровольцев, которые ревностно посвятят себя делу исследования страны", он основывает в 1895 году метеостанцию - с перспективой последующего создания в Мышкине целой их сети. Одновременно Константин Васильевич переиздает "Древнюю российскую вивлиофику", "Русскую правду" и "Судебник", предпринимает попытку наладить выпуск журнала "Мышкинская библиотека", но в последнем предприятии терпит неудачу и конец жизни уединенно проводит на своей метеостанции в наблюдениях за погодой.


Часовня Флора и Лавра

Часовня Флора и Лавра 
Деревянная домовая часовня семьи Чистовых была построена на территории усадьбы в 1830-х-1850-х гг. Сейчас в часовне проводятся книжные выставки, концерты классической музыки, выступления народных вокальных коллективов.

Мельница 
В XIX веке в Мышкине было несколько мельниц, самая большая из которых принадлежала самому богатому купцу города - Тимофею Чистову. Эта мельница работала вплоть до 1970-х годов, и сейчас ее механизмы достаточно хорошо сохранились. В настоящее время в здании "Старая мельница" располагаются музейные экспозиции: "Амбарные жизни", "Купеческие лавки", "Древо жизни".

Флигели 
На территории усадьбы располагаются два деревянных флигеля традиционной для Мышкина начала XIX века архитектуры. По некоторым данным, в одном из них жили наследники Тимофея Чистова после того, как господский дом стал собственностью города.
Сейчас в бывших жилых, хозяйственных и служебных помещениях усадьбы располагаются, в основном, объекты туристической сферы:
музей "Русские валенки", музей льна (этнографическая экспозиция «Превращения льняного семечка»), домик мельника, выставка "Мышкин в старых фотографиях", офис Мышкинского центре туризма, гостевой дом Мышкинского центра туризма.

Памятник солдату-освободителю

Мемориал 60 - летия Победы находится между улицами Никольской и Рыбинской, на небольшой одноимённой ему площади. Площадь Победы показывает поистине единственный в своём роде мемориал, включающий Стену Славы, Стену Памяти, Стену Писем и ряд объёмных художественных изображений, возглавляемых впечатляющей фигурой молодого русского солдата. Памятник солдату-освободителю - монументальная скульптура из бронзы. Его высота - 5,7 метров.
Воин, прошедший всю Европу и вернувшийся домой с Победой, изображён шагающим и в походном обмундировании. В Мышкине ему дали имя Алексей, говоря: «Стоит по над Волгой Алеша… ». Перед скульптурой на общем с ней постаменте расположены бронзовая звезда и Вечный огонь. 7 мая 2005 года мышкинцы возложили цветы к могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены в Москве и частичку священного огня привезли в свой родной город.
На левой гранитной стене расположены бронзовые барельефы мышкинцев- Героев Советского Союза и списки жителей Мышккна, погибших на фронтах Великой Отечественной войны - 382 человека.
На гранитном постаменте установлена бронзовая «Книга памяти» с краткой надписью:
«На фронт из Мышкинского района ушли 7623 человека, из них погибли, умерли от ран, пропали без вести 4654 человека».
Уникальность мемориала не только в своеобразном пространственном решении, а и в том, что он разворачивает перед гостями исключительной силы переписку солдата с семьёй. На стенах из черного гранита выгравированы строки подлинных писем И.Ф.Орлова, прошедшего две войны. Иван Филлипович, отец пятерых детей, был призван на фронт 3 сенятбря 1941 года, погиб 26 октября 1942 в боях за Сталининград. Его боьшая семья бережно сохранила все сорок отцовских военных писем. Письма эти являются необыкновенно душевным, человеческим документом Истории. В них нет рассказов о военных действиях. Здесь только забота о семье, как пишет солдат, "временно осиротевшей". Эмоциональное воздействие этих увековеченных в мраморе документов исключительно велико.
На территории Мемориала Победы растут туи и плакучие ивы. Туя символизирует силу, надежду на будущее, а ива – это слезы, вечная память о тех, кто не вернулся в свой родной дом.

Часовня Георгия Победоносца

Строительство мемориального комплекса было начато в феврале 2005 года и проведено в кратчайшие сроки - за 3 месяца. Открытие Мемориала состоялось 8 мая 2005 года.
Общая площадь Мемориала составляет 1500 кв. метров, материал - красный и чёрный Карельский гранит. Инициатива создания Мемориала принадлежат Главе района А.Г. Курицыну, автор пространственного решения композиции - В.В. Тёркин. Спроектировал весь мемориальный комплекс московский архитектор О.С. Медведев, а все скульптурные изображения – столичный же скульптор С.О.Скала. Мемориал Победы стал гордостью и замечательной д остопримечательностью города.


Часовня святого великомученика Георгия Победоносца  была сооружена в память о воинах-мышкинцах, погибших в Великой Отечественной войне. Расположена рядом с мемориалом 60-летия Победы и является его логичным завершением. Часовня построена на пожертвования, освящена 8 мая 2008 года.

Музеи Мышкина

Комплекс "Мышкинский народный музей" 
Так по традиции и сути работы называется целый музейный комплекс, расположившийся между улицей Угличской и Студёным ручьём. Это общественная организация, она и сейчас сохраняет все основные принципы общественной гражданской деятельности. Её учредители (ни все вместе, ни каждый в отдельности) не имеют здесь ни какой–либо части имущества, ни доли в скромных доходах, ни дивидендов за большую работу. Что предлагает вниманию гостей этот музейный общественный комплекс? В состав комплекса "Мышкнский народный музей" входят следующие музеи: Музей Мыши; Музей Столицы лоцманов (краеведческий, историко-бытовой музей); Музей Музей Петра Смирнова; Музей уникальной техники; Музей под открытым небом (музей деревянного зодчества); Музей мышкинского купечества "Махаев двор"; Музей Учемского края (музей "Веры и труда")

Музей Мыши

Музей Мыши  создан в 1990 году по идее московского журналиста Ильи Борисовича Медового. …Скромный старинный дом с резными наличниками устроился на уступе Никольской горы, под огромной елью у перекрестка двух улиц. Его двухвсходное крыльцо, уютный мезонин и примыкающая просторная галерея делают эту давнюю постройку запоминающейся.
Когда–то здесь жили удачливые торговцы Титовы, а сейчас «живут» многочисленные экспонаты единственного в мире музея Мыши. Здесь собрались мыши–игрушки из многих стран мира: Франции, Англии, Германии, США, Индии, Сингапура, Японии и т.д. В этот «Мышиный дом» приходят отовсюду тысячи писем, здесь издаются книжечки о мышах. Здесь мыши выбираются в Интернет и имеют там своё целое виртуальное государство – королевство Маусленд. В том чудесном королевстве (а это конституционная монархия: здесь царствует король Мышаус 220-й) есть весьма привлекательная конституция, свои сословия и почётные граждане, свои учреждения по связям с миролюбивым человечеством. Музей Мыши совсем невелик – четыре комнаты, но ведь и сама мышка отнюдь не великанша и умеет довольствоваться малым.


В одном из залов музея столицы лоцманов

Музей столицы лоцманов (историко-бытовой) 
Музей истории города или как его еще называют "Столицы лоцманов" - это поистине уникальное собрание экспонатов, рассказывающее об истории города и его "золотом веке".
В историческом прошлом Мышкин – это город лоцманов. Здешние знатоки речных просторов водили суда и целые караваны по всей Волге и речным системам, добираясь с ними до Петербурга. Вот потому этот музей, стоящий под горкой почти напротив «мышиного», больше рассказывает про лоцманскую жизнь. Тут можно видеть и огромные стародавние якоря, цепи, блоки и многие вещи домашнего быта лоцманов от XVIII до XX века, от простых исконно родных до богатых привозных.
В этом музее расскажут и о мужественном судоводительском промысле, и о знаменитейших лоцманских династиях, и о красивых и трогательных случаях из жизни знатоков Волги–матушки.


Парк уникальной техники

Музей уникальной техники 
Это самое молодое - музей уникальной техники получил свой статус и название в 2005 году - но, может быть, самое необычное собрание экспонатов. Здесь на небольшой территории плотно разместились десятки машин, тракторов и разных агрегатов и механизмов. Есть даже большие речные катера, лодки… И чего здесь только нет! Всё многолико, крупноформатно, ярко. Здесь отражены самые разные направления в развитии отечественной и зарубежной техники – автомобилестроения, тракторостроения, выпуска сельхозмашин, речных судов, вооружения. Здесь можно увидеть автомобили «ЗИС–5», «ГАЗ–АА», «Виллис», «ГАЗ–67Б» и многое другое.
Машины этого музея помогали созданию нужного колорита военных времён на концертах знаменитого певца В. Трошина, они возглавляли праздничные шествия в Тутаеве, Кашине, Угличе, они украшают своим участием областные встречи автомобилистов – любителей необычных машин и частенько участвует в съёмках кинофильмов по военной и послевоенной тематике.
Но самое главное событие, которое организует музей ежегодно с 1998 года в начале сентября – это фестиваль ретро–техники «Мышкинский СамоходЪ», который собирает множество участников и поклонников из разных городов и областей центра России.


Музей П. Смирнова

Музей Петра Арсеньевича Смирнова  рассказывает об истории смирновского рода, вышедшего из Мышкинских земель, из деревни Каюрово. Здесь представлены вещи, помнящие родовые места Смирновых, и коллекция винной и водочной посуды XIX-XX века.
В музее проводятся интерактивные прграммы:
"Да здравствует Мышкинская Косорыловка!"  - с легендарной местной наливкой - Косорыловкой, огурчиками, блинами и двумя очень весёлыми девушками; "Самоварные истории"  - чай из угольного самовара с "приедками" и припевками хозяек; "Мастер-класс от лучшей блинщицы России"  - с замешиванием блинов, угощением и весельем вокруг печи.

Музей деревянного зодчества

Историко-этнографический музей под открытым небом (музей деревянного зодчества) 
Над Студеным ручьем раскинулся музей деревянной крестьянско-провинциальной архитектуры с ремесленной слободкой. Музей занимает большую территорию. Здесь собраны деревянные постройки, привезенные из разных мест Мышкинского и сопредельных районов. Деревянное зодчество представлено богатой коллекцией построек хозяйственного назначения: амбарами, срубами, банями, а также постройками специального назначения: павильон для парка купеческой усадьбы, дом бакенщика и др. Обширна коллекция ветрянных мельниц различных конструкций. Отдельно представлены часовня из села Юрьевское на реке Сить и четверик привратной церкви из села Рудина Слободка.
В настоящих кузницах трудятся настоящие кузнецы, активно демонстрируют свое искусство ткацкая и токарная мастерские.


Музей Мышкинского купечества "Махаев двор" 
"Махаев дом или время по-купечески" - это необычный музей в духе жилого дома, посвящённый быту мышкинского купечества. В музее даже проходит интерактивная программа с живыми персонажами дома - купцом, экономкой и дворничихой.

Музей Учемского края 
Село Учма находится на правом берегу Волги в 8 километрах к югу от Мышкина. Оно возникло как слобода при монастыре, основанном Св. Кассианом Учемским во второй половине XV века.
Почитаемый в Мышкине и окрестностях святой
Кассиан Учемский был родом грек, князь Константин из рода Византийских императоров Комнинов. Он родился в Крыму, где находились владения этого рода (сейчас это пещерный город Мангуп-Кале недалеко от Бахчисарая), около 1428 года. В юности он перебрался в Константинополь, а после захвата Константинополя турками в 1453 году бежал в Морею (Пелопоннес) и поступил на службу к брату последнего византийского императора деспоту Мореи Фоме Палеологу. Позднее Константин в свите Фомы Палеолога бежал в Рим и жил там в течение 12 лет. Крутой поворот в судьбе будущего святого наступил в 1473 году, когда дочь деспота Фомы Зоя (Софья) Палеолог была выдана замуж за великого князя Московского Ивана III. В составе ее свиты на Русь прибыл и Константин Манкувский. Однако в Москве он пробыл недолго. Не желая служить при дворе великого князя, он отправился на богомолье в Ростов Великий и оттуда на Белоозеро в Ферапонтов монастырь, где принял монашеский постриг под именем Кассиан. В Ферапонтовом монастыре Кассиан жил под одной крышей с Дионисием и многими другими выдающимися людьми того времени. Он тесно общался с Нилом Сорским, первым приверженцем нестяжательства на Руси.

Часовня на месте Кассиановой пустыни

В 1477 году Кассиан и еще два монаха Ферапонтова монастыря отправились в путешествие по Верхней Волге. Недалеко от Углича, при впадении речки Учмы в Волгу, они остановились на ночлег. Во сне Кассиану явился образ Св. Иоанна Предтечи и повелел поставить на этом месте храм. Так возникла Учемская обитель, при создании которой Кассиану помогли углицкий князь Андрей Васильевич Большой и преподобный Паисий, основатель Покровского монастыря близ Углича.
В 1491 году Кассианова Пустынь перестала получать поддержку от князя Андрея Васильевича (князь был заточен в темницу своим братом, Иваном III, где и закончил свои дни). Учемский монастырь к этому времени был уже могуч и знаменит на всю округу. Его основатель Преп. Кассиан Грек прожил в Учме около 30 лет и скончался 4 октября 1504 года. Он был похоронен под одной из церквей.
После кончины Кассиана стали происходить чудеса. Считается, что он стал заступником небесным при польско-литовском нашествии: обитель устояла в 1609-11 годах, когда вокруг были разорены практически все крупные монастыри. После этого события и других чудес Преп. Кассиана причислили к лику святых.
В монастыре было три храма: Успенский, Рождества Иоанна Предтечи и Константина и Елены. Первоначально все три церкви были деревянными, а в начале XVIII века храм Успения Божьей Матери с приделом трех святителей московских (под которым и находилась могила Преподобного) и Рождества Иоанна Предтечи с приделом Царя Константина и Матери Елены были перестроены в каменные.
Монастырь существовал до 1764 года, пока указом
Екатерины II не был упразднен: землю отобрали в пользу государства. Игумен и монахи покинули Учму, в селе поселился церковный причт; прихожане храмов – крестьяне, из монастырских превратились в государственных. Они жили в Учемской Слободе и окрестных деревнях. В те же годы была заведена книга достопамятностей Учемской Кассиановой Пустыни. В ней, среди прочего, были зафиксированы посещения храмов всеми действующими Архиепископами Ярославской и Ростовской Епархии. Последняя запись сделана в 1908 году, когда поклониться Преподобному Кассиану приезжал Архиепископ Тихон, будущий Патриарх вся Руси.
В 1935 году все церкви были отобраны у религиозной общины и закрыты. В 1936-38 годах в бывшем Учемском монастыре расположился Волголаг, специализировавшийся на строительстве Угличской ГЭС и дороги Углич-Рыбинск. НКВД купил на кирпич церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом Преп. Кассиана. По завершении строительства Рыбинского водохранилища Волга разлилась. Высокий берег, на котором стоял когда-то Успенский Учемский монастырь, превратился в узкую полоску суши.
Колокольня и Успенский собор простояли до 1952 года. После того, как колокольня обрушилась и погребла под собой людей, разбиравших ее на кирпич, власти приказали уничтожить оставшуюся церковь. По всему периметру были выбиты кирпичи и заменены на деревянные бруски. Когда их подожгли, Успенский собор рухнул.
На месте бывшей Кассиановой Пустыни остался небольшой холм из разбитого кирпича, умещающийся на узенькой косе на мелководье. Мощи святого по-прежнему покоятся в земле.

Часовня в Мальяно Альфиери

Но нашлись люди, которым оказалась небезразлична судьба родного края. Учемский краевед Василий Гурьевич Смирнов, по основной профессии лесник, вместе с мышкинскими музейщиками воздвиг в 1991 году на месте разрушенного монастыря деревянный крест, а в 1993 построил часовню. Островок обрел естественное завершение, стал достойным украшением волжского пейзажа. Но жителям Учмы было неудобно посещать святое место, отрезанное от села широкой волжской протокой. И вот в 1994 году по проекту мышкинца Василия Тёркина плотниками колхоза "Дружба" в Учме была построена прекрасная деревянная церковь во имя Св. Анастасии Узорешительницы и Св. Преп. Кассиана Учемского.
Церковь и часовня в Учме построены в духе старых традиций деревянного зодчества, но не повторяют ни одно из более древних строений и являются самостоятельными памятниками архитектуры. И настолько она понравилась всем вокруг, что итальянцы из провинции Кунео захотели иметь у себя то-то подобное. Теперь в Италии, в маленьком городке
Мальяно Альфиери, стоит построенная русскими мастерами деревянная часовня.

Музей «Русские валенки»

Музей «Русские валенки» с выставкой «Сёстры и братья валенка»  открыт в Мышкине неслучайно, уже больше ста лет в городе работает валено–катальный цех, в котором трудится 9 человек. В 2000 году была создана выставка-продажа, а затем музей «Русские Валенки». Музей пользуется огромной популярностью.
Валенки - исконно русская обувь. Она и сегодня вызывает большой интерес не только как надежная защита от российских морозов, но и как образец народного декоративно-прикладного искусства.
В музее представлены разнообразные модели: от вышитого валенка конца 19-ого века до войлочных сапог, в которые были обуты российские спортсмены – участники олимпиады 2002 года.
Здесь можно узнать много интересного о процессе изготовления валенок, о том, как относились к валенкам великие русские государи, как валенками лечили похмелье, простуду и ревматизм, как по валенкам невесты выбирали жениха.
В 2006 годe музей открыл новую выставку «Сестры и братья валенка», показывающую различные образцы старинной обуви: туфельки, ботинки, сапожки прошлых столетий.


Музей льна

Этнографическая экспозиция «Превращения льняного семечка» (музей льна) 
В музее льна его посетителей познакомят с исконно-русскими рецептами обработки льна в стародавние времена. Гости узнают о том как из маленького льняного семечка вырастает лен, из стебелька делают нити, ткут льняное полотно и шьют одежу. Экскурсовод продемонстрирует работу ручного ткацкого станка, и как прясти пряжу с помощью веретена.
Кроме того, в музее есть экспозиция «Куколка-дружочек мой» об удивительных древних крестьянских куколках, которыми играли еще наши прапрабабушки, о том, как куколок мастерили и для чего они служили.
Также проводится мастер-класс по изготовлению льняной куклы.


Центр ремёсел «Мышгород» 
Мышкинский "Дом ремёсел" родился в 1996 году, в 1998 году зарегистрирован как некоммерческое партнерство, которое занимается возрождением и сохранением народных промыслов и ремесел. В апреле 2010 г. переименован в некоммерческое партнерство по содействию малому и среднему предпринимательству Мышкинский Центр ремёсел "Мышгород". В центре занимаются обучением всех желающих, включая детей, которые могут удержать в руках необходимый для работы инструмент. Центр дает увлекательнейшую возможность – сделать что-нибудь своими руками.

Дом ремёсел

"Дом ремёсел" находится на улице Никольской (Пушкина) недалеко от Верхнего бульвара и создан местным мастером на все руки –  Василием Тёркиным. При Центре ремёсел организован музей живых ремесел с кузницей, гончарной и стекольной мастерской, где прямо на глазах восторженных зрителей в руках мастеров–ремесленников обыкновенная глина, железо или стекло превращается в готовое изделие, в котором собрана красота, тепло рук и душа мастера.
В «Центре ремесел» проводятся мастер-классы: по кузнечному ремеслу, по гончарному делу, по художественной обработке стекла, по изготовлению декоративных свечей, по лозоплетению, по изготовлению пропильной игрушки.


«Мышкины палаты»  
В 2008 году (год мыши по восточному каледарю) город Мышкин отмечал свое 860-летие. Самым главным событием международного фестиваля «Мышь-2008» стало открытие туристического комплекса «Мышкины палаты», возведенного ударными темпами всего за два года.
Считая цокольное помещение, этот трехэтажный дворец нарядно высится в историческом центре города у Никольского ручья. Со своими башнями, гротом и мостом Поцелуев он напоминает большую, яркую игрушку. Автор этого проекта - главный архитектор Виктор Погодин. Полезная площадь главного корпуса - 1395 метров. Украшают строение многие метры искусной деревянной резьбы, железные ворота, калитки и даже урны, откованные кузнецами-умельцами.

"Поцелуев мост"

Конечно, экскурсионно-развлекательная программавсе "Все чудеса мышиного царства" - для детишек! Здесь детворе покажут мышиную нору с запасом сухарей, тронный зал царя грызунов, кладовые, где обычно обитают хвостатые и зубастые жители подвалов. Рядом и вольеры с живыми представителями этого племени. Они наглухо отгорожены от посетителей стеклянной стенкой. В одном таком чулане выставлены даже кандалы, железо которых тоже способны осилить зубы и клыки грызунов. Главный начальник над всеми мышами, в том числе и Мышиным царем (почему?), - император Медведь. Ему посвящен отдельный зал.
Посещение комплекса организовано в виде интерактивных программ.








По материалам Википедии и сайтов http://myshkinmr.ru/,

http://ftp.museum.ru, http://autotravel.ru, http://sobory.ru, http://www.russian-goldenring.ru