25 апреля 2010 г.

 

                  3 марта 2018 г.

 


Ансамбль Воскресенского  Ново-Иерусалимского монастыря  — один из красивейших в богатой истории древнерусского зодчества. Основанный в 1656 году, монастырь начал застраиваться каменными (кирпичными) зданиями с 1658 года, и в последующие сорок лет, к концу XVII столетия, его архитектурный облик полностью сформировался.
По замыслу царя Алексея Михайловича (1629—1676) и основателя монастыря Патриарха Никона (1605—1681) Ново-Иерусалимский монастырь должен был стать центром архитектурно-ландшафтного комплекса, создаваемого близ Москвы «в образ и подобие» Святой земли. Топография и топонимика «Российской Палестины», разместившейся на территории диаметром более 10 км, воспроизводят места, связанные с событиями земной жизни Иисуса Христа. Комплекс под Москвой объединял Воскресенский монастырь, окрестные холмы, реку, населённые пункты, соответствующим образом наименованные или переименованные. Река Истра стала именоваться Иорданом, возвышенность на востоке от монастыря — горой Елеон, холм на северо-западе — фавором. Монастырский холм получил имя Сион. Русская Палестина, созданная как грандиозная икона христианской Палестины, и, будучи подобием — образом Святой земли, получила, согласно православному вероучению, благодать первообраза.
Главное сооружение всего комплекса Российской Палестины — 
Воскресенский собор   Ново-Иерусалимского монастыря, строившийся как топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. Грандиозный, трехчастный, как и его прототип, собор воспроизводит основные христианские святыни и, прежде всего — место распятия Спасителя — Голгофу и место Его погребения и Живоносного Воскресения. В подземной церкви святых равноапостольных Константина и Елены находится место обретения Креста Господня.
Воскресенский собор строился в два этапа. С 1658-го по 1666 год здание было доведено до кровель, подготовлено место для строительства подземного храма, возведена колокольня. Снаружи и внутри собор украсили керамические пояса, наличники, порталы и иконостасы. Для колокольни отлили 15 колоколов. Из больших колоколов сохранился отлитый в 1666 году стопудовый колокол.
В 1666 году, в связи с опалой, постигшей Патриарха Никона, строительные работы в Воскресенском монастыре были прекращены. Достраивался Воскресенский собор с 1679-го по 1685 год. В этот период возводится глава над центральной частью храма, ротонда перекрывается кирпичным 22-метровым в диаметре шатром. В 1690 году освящается подземная церковь.
Построенный «в образ и подобие» храма Гроба Господня в Иерусалиме Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря воспроизводит план и размеры прототипа. При этом его облик и декор, в которых реализуется глубокое богословское содержание, неотделимы от традиций древнерусского зодчества и искусства в целом. В этом смысле наиболее значителен восточный фасад храма. Его пирамидальная, многоглавая композиция построена по принципу объединения отдельных самостоятельных объемов в единое сооружение.
Малыми главами увенчаны приделы, которые находятся за главным алтарём. Приделы Тернового венца, Разделения риз и Лонгина Сотника сохранили уникальные изразцовые иконостасы, созданные в 1658 — 1665 годах в монастырских мастерских. На апсиде сохранился керамический фриз, орнамент которого — стилизованное изображение цветка граната, получил в литературе название «павлинье око». В XVII веке этот фриз опоясывал собор по периметру, завершая второй и, возможно, третий ярусы.
С юга Воскресенский собор, вытянутый по оси запад-восток на 106 метров, степени утраченным, выделяется Голгофа, которая располагается между первым и вторым ярусом храма.
Под Голгофой в приделе Усекновения главы Иоанна Крестителя был похоронен основатель монастыря Патриарх Никон, скончавшийся в 1681 году. Сохранилось белокаменное надгробие и белокаменная плита со стихотворной эпитафией. Приделы под Голгофой украшают двухъярусные керамические иконостасы.
В приделе Архистратига Михаила похоронен биограф Патриарха — Иван Шушерин, а под лестницей на Голгофу — руководитель создания всего комплекса керамического убранства собора в первый строительный период Петр Иванович Заборский (умер в 1665), о чем повествует надпись на белокаменной плите на южной стене Голгофской паперти. С запада в облике храма господствует мощный объем ротонды Святого Гроба — «шатёр великий», как называли ротонду в древности. По сути, ротонда — это мавзолей, подобный погребальным сооружением Древнего Рима и раннехристианского Востока. В центре ротонды находится небольшая белокаменная постройки — 
кувуклия , в которой воспроизведено каменное ложе, на которое в Палестине в пещере на склоне Голгофы было положено тело Спасителя.
Облик собора XVII века не дошел до нашего времени. В 1723 году рухнул шатер ротонды. В 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И.Ф.Мичурина, который стремился вернуть ротонде первоначальный облик, восстанавливаются два её нижних яруса в формах, приближенных к первоначальным. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также растесанные окна других частей храма, лишившиеся своего керамического убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко.
С 1749 года и вплоть до начала 1760-х годов под руководством архитектора К.И.Бланка возводится деревянный шатер по проекту В.В.Растрелли, и все части собора украшаются лепниной и живописью.
Со временем изменился и облик подземной церкви. В первой трети XVIII века чтобы предохранить от разрушения кирпичную кладку стен, вырыли ров, открывший подземную часть храма. В самом начале XIX века ров расширили и облицевали белым камнем. В XVIII веке вместо первоначальной плоской кровли церковь получила высокое двускатное покрытие и барочное оформление снаружи и внутри. В храме сохранился уникальный медный чеканный иконостас, созданный в 1754—1755 годы на средства А.Г.Разумовского кузнецом Иваном Плетюхиным, чеканщиком Гаврилой Серебряниковым и позолотчиком Иоганном Думом. Иконы для иконостаса писал Николай Стефанович Зертис-Каменский (принял постриг под именем Никон, был архимандритом монастыря в 1765—1771 годах и похоронен в Успенском приделе Воскресенекого собора).
Пострадавший в результате разрушения собора иконостас реставрировался в 1980-х годах. В подземной церкви похоронены жена великого русского полководца А.В.Суворова — Варвара Ивановна, урождённая Прозоровская (1750—1806) и их сын Аркадий (1784—1811).
В декабре 1941 года Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря был разрушен немецко-фашистскими захватчиками. Целенаправленным взрывом были уничтожены колокольня, центральная глава и шатер ротонды. Уже в 1942 году начались исследовательские работы на руинах памятника. В 1985 году собор обрёл центральную главу. Шатер в формах XVIII века восстановлен на основе металлической конструкции к 1992 году. В 1980-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора XVII века, в отдельных частях храма по заказу музея велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII столетия.
В период с 1685-го по 1698 год в западной части монастырского ансамбля были построены Трапезные, Больничные и Архимандричьи палаты, объединённые в конце XVIII столетия в единое здание. Трапезные палаты вторым этажом возведенные на «старых каменных службах», построенных еще до 1666 года, имеют облик во многом типичный для русской архитектуры конца XVII века. Три палаты вытянулись вдоль западного прясла крепостной стены перпендикулярно церкви Рождества Христова, примыкающей к ним с востока. Главное украшение Трапезных палат — белокаменные наличники больших полуциркульных окон. Скромные по размерам и декору Больничные палаты с церковью Трёх Святителей — с юга и Настоятельские покои — с севера, подчеркивают главенствующее положение Трапезных палат.
Церковь Больничных палат, освященная в 1698 году, в XVIII веке сгорела и не была восстановлена в первоначальном виде. Ее перенесли на второй этаж в Царские покои, выстроенные в конце столетия над больничным корпусом архитектором М.Ф.Казаковым. Лестница входа в Царские покои оформлена изящной аркадой, гармонично вписанной архитектором в композицию восточного фасада комплекса древних зданий. Второй этаж над Больничными палатами, разрушенный в 1941 году немецкими войсками был разобран в процессе реставрационных работ в 1950-х годах. Завершенность ансамблю придала каменная крепостная стена, заменившая первоначальную деревянную ограду.
Стена строилась с 1690-го по 1694 год по проекту зодчего Я.Г.Бухвостова. Стена построена по всем правилам крепостного зодчества. Её длина — 920 метров, толщина — 3 метра и высота — около 9 метров. На углах и изломах ограды — семь однотипных башен. Восьмая — Елизаветинская башня — поставлена над западными монастырскими воротами. Являясь традиционным элементом русских монастырских оград, равновеликие ярусные башни Нового Иерусалима играют, прежде всего, художественную роль. Их силуэты, обогащенные круглыми пристройками для винтовых лестниц, вторят силуэту ротонды Воскресенского собора и ее шатру, подчеркивая грандиозность последних. Свои названия башни получили в XVIII веке.
Трехпролетную арку Святых ворот монастыря увенчивает церковь Входа Господня в Иерусалим, освящённая в 1697 году. Вертикально ориентированный объем храма как нельзя лучше вписывается в общий силуэт восточной панорамы монастыря. С внутренней стороны ансамбля к Святым воротам и стене примыкают симметричные Караульные и Наместничьи палаты (1690-е годы).
В 1941 году Надвратная церковь и все башни крепостной стены были взорваны немецкими войсками. Надвратная церковь и башни крепостной стены восстановлены к концу 1970-х годов.
Из архитектурных памятников Российской Палестины, находящихся за стенами монастыря, сохранился только
Скит патриарха Никона , построенный в 1657—1662 годах почти на берегу Истры (Иордана) и предназначенный для уединённых молитв Патриарха. На первых двух этажах скита располагались хозяйственные и служебные помещения. На третьем находится церковь Богоявления Господня и приемная Патриарха Никона. На плоской кровле здания разместились: церковь апостолов Петра и Павла, выстроенная в виде восьмигранной главы, звонничка и маленькая низкая келья с каменным сиденьем.
В 1919 году Воскресенский монастырь был закрыт. С 1920 года на его территории разместился музей, который и сегодня является одним из крупнейших музеев Подмосковья.
В январе 1995 года архитектурный ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря возвращен Русской Православной церкви. Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 г. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2015 г.
14 августа 2015 г. наместник монастыря игумен Феофилакт освятил
музей «Новый Иерусалим» . В здание нового музея были перевезены все коллекционные фонды, располагавшиеся ранее в монастыре. Реализация данного проекта — уникальный и единственный случай в российской музейной практике, так как в короткий срок музей с таким большим и разнообразным коллекционным собранием был выведен и размещен в новом здании параллельно с его строительством.

По материалам Википедии, сайтов http://www.patriarchia.ru, http://njerusalem.ru/