Одоев   - старинный русский город, некогда часть южной оборонительной черты, изначально был городом-крепостью, да и заложен он на месте старого городища, также бывшего когда-то крепостью. Первое упоминание об Одоеве связано с Куликовской битвой и относится к 1380 году. Именно у стен этой крепости остановился литовский князь Ягайло, двигавшийся на соединение с войсками темника Мамая. Узнав о разгроме золотоордынских сил, он ушел от Одоева и увел свои отряды с «величайшей скоростью».
Основан же город Одоев еще раньше, в середине XIV века, новосильским князем Романом, который, спасаясь от монголо-татар, перешел жить в Одоев и основал династию удельных князей Одоевских.
Княжеский род Одоевских пошел от династии Рюриковичей, от черниговского князя Михаила Всеволодовича, внук которого князь Роман Семенович Новосильский перенес столицу княжества из Новосиля в Одоев и стал первым удельным князем Одоевским. Находясь на рубеже литовских и русских владений, Одоев не раз становился ареной военных столкновений и переходил из рук в руки. 20 мая 1407 года город был захвачен и сожжен литовцами. Подчиняясь силе, одоевцы признали свое подданство великому князю литовскому Витовту, но 90 лет спустя, по договору, заключенному в 1494 году между Московским государством и Литвой, Одоевское княжество отошло к Москве.
Что касается названия города, то по этому поводу существует весьма романтичная версия, согласно которой оно состоит из двух греческих слов:
одос , что в переводе означает «дорога», и ев  - «хорошо». Таким образом, в переводе название Одоев звучит, как «хорошая дорога». Весьма возможно, поскольку в те далекие времена между Русью и Грецией, двумя христианскими п равославными государствами, существовала тесная связь; многие русские священники знали греческий язык, богослужебные книги наши также были частично на греческом языке. Представители Русской церкви и Греческой часто ездили и на Русь, и в Византию, так что вполне возможно, что, проезжая через эти земли, они отмечали действительно хорошее состояние дорог, проходящих по возвышенным местам, где было сухо, светло, отсутствовали резкие подъемы и спуски. Вероятно, многократно произнесенные слова «одосев» и слились постепенно воедино, образовав название города Одоева.
Около середины XIV века на рубеже степных необжитых земель возникло Одоевское княжество. В течение двух веков оно подвергалось набегам то ордынских, то литовских захватчиков, пока в 1494 году не вошло в состав Московского государства. В Одоеве были построены укрепления - город стал одним из форпостов оборонительной системы. Со временем границы государства отодвигались все дальше на юг, и Одоев год за годом терял свое значение города-крепости. Оборонительные сооружения ветшали, разрушались, и к концу XVIII века сохранился только земляной вал. Остатки вала и еле приметные следы рва можно, напрягая воображение, заметить и сегодня, они отделяют современный город от места расположения древних крепостных сооружений.
В 1777 году Одоев стал уездным центром; в нем насчитывалось 13 улиц и переулков, 17 лавок, 3 соборных церкви и 4 приходских (из них три - каменные); обывательских домов насчитывалось З6, для увеселения мещан действовало 6 питейных заведений в городе и два в уезде. В уездном центре проживало 129 купцов, 548 мещан, 8 мастеровых и 164 пашенных солдата (так назывались военнослужащие, несшие охрану города и за службу наделенные землей). Следует помнить, что отечественная статистика учитывала только лиц мужского пола. Промышленности фактически не было, если не считать одного солодовенного завода и одну пивоварню. Одоев был городом преимущественно купеческим, из Калуги в Одоев по Упе гоняли барки с пиленым лесом, а обратно их загружали пенькой и разным зерном. Река Упа была полноводна и обильна раками и всякой рыбой - стерлядью, судаками, лещами, голавлями, не считая такой ерунды, как щука, плотва и разная мелочь.
Согласно генеральному плану 1779 года по указу Екатерины II Одоев должен был изменить свой архитектурный и планировочный вид. Но хотя план реконструкции города составлен был талантливо, в жизнь он не воплотился по тем же причинам, по которым не удалось реконструировать прочие тульские уездные города. Историк прошлого века А.Краснопевцев заметил, что «внутренняя обстановка города не выражает того эффекта, какой представляет его внешний вид. Постоянно грязный, неправильно и дурно выстроенный, он с первого же взгляда не производит никаких приятных впечатлений... Благоустройство города и по причислению его к уездным городам Тульской губернии надолго еще оставалось не в особо цветущем положении. Церкви, а равно и дома обывателей, до конца прошлого (то есть XVIII) столетия были почти все деревянные, и большая часть жилых строений покрыта была соломой; да и сам город занимал небольшое пространство и располагался вблизи нынешнего городища... Еще в начале XIX века город Одоев был окружен лесами...». Зато уж внешний вид Одоева был замечателен: «Живописно раскинулся город в тени густых своих садов, к югу на левом утесистом берегу реки Упы, образовав продолговатый мыс, прилегающий к круглому оврагу иссохшего русла речки Хлевенки. По внешнему виду Одоев, особенно в летнее время, представляет для путешественника прелестную картину. Тенистые сады окаймляют местность, занимаемую городом, так, что он весь утопает в чаще садов; лишь изредка там и сям из этого моря зелени выглядывают крыши городских зданий да высятся купола церквей с сияющими при блеске солнца золотыми главами и крестами; а внизу крутого берега тихо искрится лентообразными изгибами река Упа с целым рядом незатейливых, лепящихся по ней водяных мельниц. Живописное местоположение города и окружающие его виды в особенности хороши и резко бросаются в глаза, если взглянуть на все это с ближайших возвышенностей Тульской или Калужской дорог».
Каким был Одоев в конце XVIII века, таким он, в сущности, оставался и во второй половине века XIX: весьма симпатичный внешне, в городской черте не представлял собой ничего цветущего, большая часть жилых домов оставалась деревянными, крытыми соломой; в весеннее и осеннее время на улицах стояла непролазная грязь и разливались огромные лужи. Случалось, что экипажи и телеги так прочно увязали в грязи, что у них ломались оси, и проезжим приходилось звать на помощь местных жителей. Как и во всех деревянных городах, в Одоеве часто случались пожары, но особенно сильно они бушевали в 1860 году. Жители полагали, что это было дело рук злоумышленников. Город рос медленно, в конце прошлого века в нем насчитывалось 565 домов, среди них было 21 каменное строение. «Военно-статистическое обозрение» отмечало, что «городу принадлежит лучший каменный корпус, занятый городскими присутственными местами, между домами, принадлежащими жителям, отличается каменный трехэтажный дом купца Толстикова». К концу XIX века в Одоеве широкий размах приобрели торгово-закупочные операции. Одоевское купечество имело суммарный оборот в миллион с лишком золотых рублей только в торговле хлебом, закупая его в Орловской губернии и сбывая в Калуге и Вязьме. Сало, воск, мед, щетину продавали в Туле, из Украины в Москву прогоняли ежемесячно до тысячи голов крупного скота. С промышленностью было скудновато — всего два кожевенных и три кирпичных завода.
Торговое предпринимательство требовало грамоты, поэтому в Одоеве исправно функционировало уездное училище и при нем раньше, чем где-либо еще в Тульской губернии, был учрежден класс для девочек.
На протяжении всей своей истории Одоев славился прекрасными православными храмами. Особенно знаменит был Воскресенский собор, заложенный, по преданию, одоевскими князьями, затем перестроенный в 1675 году и еще раз реконструированный и украшенный в 1834 году. Собор стоял посреди старого городища, и место это до сей поры носит название «Соборной горы», хотя об этом помнят только редкие старожилы, да и самого храма давно нет. Немногим уступала храму Воскресения Христова Благовещенская церковь, основанная в XVIIвеке и перестроенная в 1775 году; Богоявленский, тоже древний храм, несколько раз менял свое местоположение, пока окончательно не был обустроен в 1794 году; немалую известность имели Казанский (1765 г.) и Преображенский (1790 г.) храмы. До наших дней сохранилась только самая молодая, Троицкая церковь, возведенная в 1839 году. Совсем рядом с Одоевом и сейчас возвышается великолепная церковь Рождества Богородицы Анастасова монастыря, основанного в XVI веке князем Иваном Воротынским. Храм возведен в 1669—1675 годах на высоком, но пологом берегу Упы, и, несмотря на многолетнее запустение, выглядит он весьма и весьма внушительно.
Одоевский район - крaй старейших в России заповедных лесов и тихих рек с древними названиями: Упа, Миpгея, Холохольня, Маловель, Ватца, сел и деревень с поэтическими именами; Тризново, Красное, Зеленая Горка... Многие из них упоминались еще в XVI веке.
Именно тогда, если не раньше, южная граница лесной зоны получила название
Засек, Тульской засечной черты . Для обороны от вторгавшихся степных орд деревья здесь «засекались» - валились кронами в сторону неприятеля. В засеках устраивались ворога, городки и ямы-ловушки, запрещалось прокладывать тропы, вести любую хозяйственную деятельность. Здесь возникла первая на Руси лесная стража. Потому эти древние леса во многом сохранили свой первоначальный облик, особенно в районе Одоева, где существовали Одоевские засеки , делившиеся на две части - Снецкую и Полошевскую.
В 1924 году город стал центром Одоевского района (с 1937 года — в Тульской области), 22 февраля 1926 года был переведен в разряд сельских поселений с присвоением наименования Одоево, а 11 декабря 1959 года село было отнесено к категории рабочих поселков с присвоением ему наименования — рабочий поселок Одоев.
В настоящее время Одоев – один из десяти населенных пунктов Тульской области, занесенных в список исторических поселений России.

Одоев. Троицкая церковь

Церковь Троицы Живоначальной
Еще в 1784 года в местности, называемой "Захлевна" около бывшей крепости на другом конце города был поставлен приходской храм Св. Троицы. Храм был деревянный и к 1835 году обветшал, вследствие этого по почину священника Николая Троицкого, прихожане исходатайствовали построение нового каменного (кирпичного) храма но имя Св. Троицы. В 1837 году совершена была закладка храма на вновь назначенном месте - между городом и Стрелецкой слободою. В 1839 году был отделан и освящен один правый придел во имя иконы Божией матери "Всех Скорбящих Радости". Придел с левой стороны - во имя великомученика Георгия Победоносца - освящен только в 1861 году, а церковь во имя Св. Троицы отделана и расписана старанием церковного старосты Алексея Курдюмова в 1865 году.
Однокупольная церковь в стиле позднего классицизма с трапезной и колокольней выстроена из красного кирпича.
На протяжении всех лет церковь ни разу не закрывалась.

Анастасов монастырь

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь был основан в XVI веке князем Иваном Михайловичем Воротынским и назван "Анастасов" по имени своего первого настоятеля - игумена Анастасия.
Монастырь располагался на пологом правом берегу Упы, напротив Одоевской крепости. Сначала монастырь был деревянный, во второй половине XVII века он становится каменным. В 1669-1675 годах в монастыре строится жемчужина тульского зодчества - Богородице-Рождественская церковь, сохранившаяся до наших дней. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Место для постройки храма было выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега.
К северу от церкви отдельно стоит невысокая шатровая колокольня, построенная в 1674 году. Поскольку первый ярус колокольни прорезан в двух направлениях широкими арочными проемами, все сооружение покоится на мощных угловых устоях. Декоративное убранство колокольни ограничивается красивыми наличниками окон и ширинками.
Монастырь был закрыт в 1931 году. Рождественский храм хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой – председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать как зернохранилище.
С 1960 г. Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения. В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение.
Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского, и Святейшего Патриарха Алексия II монастырь был воссоздан, и в его стенах начались строительные работы.
Одоевский краеведческий музей был открыт 20 ноября 1980г. Его создатель и директор - Иван Васильевич Папунен, почетный гражданин Одоева, приехавший сюда много лет назад из Ленинграда.
Экспозиция 6 выставочных залов Одоевского краеведческого музея отражает историю развития Одоевского края от каменного века до современного периода.
Традиции музейного дела, как и краеведческая работа, в Одоеве имеют давнюю историю. В 1896г. вышла книга И.Краснопевцева «Очерки города Одоева», сохранившая для нас исторические сведения о церквях Одоева, обрядах и обычаях. Зарождение одоевского краеведения связано и с именем купца Михаила Алексеевича Поликарпова. Им были написаны 24 работы. Поликарпов выступал организатором экскурсий по Одоеву и в Анастасово.
В 1918-1919гг. усилиями работавшего в Отделе народного образования в Одоеве писателя П.Романова был создан музей искусств, для которого им были сформированы собрания картин, мебели и предметов декоративно-прикладного искусства.
В 20-е годы было организовано «Одоевское краеведческое общество». В это время в двух комнатах первого этажа в современном здании ОВД размещался краеведческий музей. К сожалению, фонды музея были вывезены в Белевский музей, где были уничтожены при бомбежке города суровой зимой 1941-1942 гг.
Работа по формированию музейной коллекции началась и продолжалась многие годы уже под руководством И.В.Папунена.

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка   - русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Филимонове (8 км от Одоева). По местнму преданию художественный промысел получил свое название от основателя деревни гончара Филимона.
Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.
Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века, но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960-х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. В 2009 г. в Филимонове открылся Музей "Филимоновская игрушка".


По материалам Википедии и сайтов http://odoev.tula.ru/,

http://www.viktur.ru, http://temples.ru, http://sobory.ru