Вид Палеха

Палех -  посёлок городского типа, административный центр Палехского района Ивановской области. До 1947 года был селом, Указом Верховного Совета РСФСР от 23.04.1947 года был преобразован в рабочий посёлок. Палех стоит на холме, среди полей и лесов, разделяемых на две части рекой Палешкой. Через Палех проходит окружная шоссейная дорога на Н.Новгород, а также дорога на Южу. Расстояние по шоссе г. Иваново — 64 км.
До 2010 года Палех имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства Культуры РФ от 29 июля 2010 г. N 418/339 посёлок был этого статуса лишён.
История Палеха уходит в глубокую древность. Палех — название угро-финского происхождения. Результаты археологических раскопок подтверждают, что издавна на территории края обитало одно из многочисленных угро-финских племён. Угро-финны полностью растворились среди славян, которые постепенно заселяли северо-восточные земли Руси и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Ландех, Лух, Люлех. Сохранилось поверье, рассказанное местной жительницей Фелицатой Григорьевной Паликиной о происхождении названия Палех.

"… Глухие леса стояли, населения никакого не было… случился в лесу большой пожар… от «молоньи». Спалил пожар все дерева на горе. А вскоре люди тут объявились ис тех, что вольной жизни искали, то ли от татарского набега, то ли от боярского ярма бежали. Гору Палёной нарекли, а то — Палихой. И село стали Палехом называть"
. Существует и другая легенда: Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех.
Точная дата основания села Палех не известна. Первое упоминание в летописе о Палехе относится к первой половине XVII века, но есть все основания полагать, что село существовало ещё до XV века.
Окружённый волжско-окскими глухими борами, малодоступный из-за бездорожья, расположенный в стороне от рек, по которым в старину велись торговые сношения между городами, Палех долгое время жил очень обособленной и замкнутой жизнью. В нём не было монастырей, в которых писались летописи, поэтому документальных свидетельств о Палехе имеется не много.
Первоначально село Палех принадлежало князьям Палецким из рода князей Стародубских. По прекращению рода князей Палецких в XV веке село перешло в казну. В 1628 году Палех был пожалован Ивану Бутурлину
"за московское осадное сидение королевичево". В то время в нём было 36 дворов крестьянских, 21 бобыльский и двор вотчинников. Село принадлежало роду Бутурлиных до 1861 года.
Затем село перешло к родственникам Бутурлиных - Грязевым, при этом оно было поделено пополам: дома на "красном", то есть солнечном порядке, стали принадлежать Грязевым, а на "темном" - Бутурлиным.
В писцовой книге 1645 года значится, что в Палехе была
"церковь святого Пророка Илии деревяна клетушка (в 1790 году на её месте построена каменная), да два погоста церковных Илии Пророка, и церковь Воздвижения честного креста, а в церкви образа, и свечи, и книги, и ризы, и колокола" . Эти данные свидетельствуют, что по тем временам Палех был довольно большим селом.

Видео-ролик: По Золотому кольцу. Палех            Каким был Палех (старые фото)

Палехская иконопись 

Икона "Всех скорбящих радости", нач. XVIII в., ГМПИ

Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. Начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе относится к периоду XVI–XVII веков. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания XV-XVI веков.
Один из самых ранних образцов палехского стиля - икона "Всех скорбящих радости" начала XVIII века. Ее многофигурная композиция строга и лаконична.
Вершина палехского иконописания —
«Акафист Спасителю» (середина XVIII века). Рисунок иконы отличается изяществом и утончённостью. Все пропорции удлинённых форм. Колорит иконы тёплый, золотисто-коричневый с использованием тёмной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом. Близки по стилю «Акафисту Спасителю» многие произведения конца XVIII — начала XIX в.в. Среди них «Акафист Богоматери», «Преображение», «Покров Богоматери».

Икона "Покров Богоматери", ГМПИ

Икона "Преображение", ГМПИ

Икона "Акафист Богоматери", ГМПИ

Икона "Акафист Спасителю", сер. XVIII в., ГМПИ

Вплоть до начала XIX века Палех, в отличие от промышленно развитых Мстёры и Холуя, продолжал сохранять очень простые формы иконного производства, замкнутого кругом семьи. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстёре и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Здесь процесс создания иконы не был раздроблен на множество мелких операций, как требовалось при массовом производстве, но при этом сохранялось разделение труда, получившее начало ещё в эпоху Древней Руси, когда рисунок на икону наносил знаменщик, одежды и палаты писал доличник, а лица – личник. Иконы в Палехе писались долго и тщательно по старинным образцам, поэтому были дороги. Распространялись они, в основном, среди старообрядцев и любителей старины.
На рубеже XVIII - XIX веков в палехской иконе становится преобладающей нежная, светлая цветовая гамма. Композиции усложняются, усиливается орнаментальность, обильно применяется листовое и твореное золото.
Особой популярностью пользовались иконы с композициями, выполненными на золотом чеканном фоне. Нимбы и поля на них расписывались "под эмаль".
Многочисленными становятся иконы житийные, праздничные, минеи. На минее изображали святых и праздники, отмечаемые в каждый день месяца. Палехские иконописцы на одной минее размером 9х8 могли изобразить до 150 фигур. Иногда несколько миней объединялись в одну композицию. В этом случае размер доски увеличивался.
Таковы иконы
"Минеи с Воскресением и страстями Господними" М.Зиновьева и В.Маркичева и "Минеи" 1850 года.

Икона "Минеи с Воскресением и Страстями Господними", ГМПИ

Икона "Минеи", 1850, ГМПИ

В 1814 году И.В.Гёте , заинтересовавшись суздальскими иконописцами, выразил желание получить о них сведения. В ответ владимирский губернатор сообщил, что среди иконописных сёл выделяется своим искусством помещичье село Палех. В нём иконописанием занимается 600 душ, а особым мастерством миниатюрного письма отличаются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. Две иконы их работы – "Двунадесятые праздники" и "Богоматерь" – и были отосланы Гёте.
Палешане делали также стенные церковные росписи в различных городах. Крепостное право этому не мешало, т.к. почти все они были на оброке и, получая "виды" на отлучку, могли выезжать с иконописным промыслом в самые отдалённые уголки России. Некоторые иконописцы могли работать вдали от Палеха годами.
К 40-м годам XIX века в Палехе начинают появляться мастерские. Первые палехские мастерские принадлежали Ф.Ф.Наныкину, Н.И.Корину, Л.М.Сафонову и П.Г.Удалову. В 60-е годы от софоновской мастерской отделились братья Белоусовы, открывшие свою мастерскую.
С развитием капитализма во второй половине XIX века в Палех стали проникать элементы городского быта. Всё меньше остаётся мастеров, работающих только со своей семьёй. Все мастера либо работают на хозяев, либо сами превращаются в них. Некоторые начинают заниматься только скупкой икон с последующей их перепродажей в городах. Появляются новые мастерские: Л.И. и М.П.Париловых, А.Т.Каравайкова, И.Ф.Ерзунова, Першина, Д.П.Салутина, П.М.Соколова и др. Весь процесс иконописания раздробляется на множество мелких специализаций, вместе с которыми укореняется чисто механический, ремесленный подход. Многие палехские мастера заводят свои мастерские в Петербурге (В.М.Июдин, А.Е.Одинцов, П.М.Соколов, В.Н.Суслов), Москве (И.И.Баканов, А.А.Глазунов, И.П.Колесов, И.М.Комаров, И.Г.Куклин, А.С. и М.А.Рогожины), Нижнем Новгороде (Д.А.Салабанов) и других городах.

С середины XIX произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо. Одна из первых икон "фряжского" стиля - "Не рыдай мене, Мати" Ильи Балякина, датируемая 1769 годом, выполненная в живописной манере.

Икона "Не рыдай, мене, Мати", ГМПИ

На рубеже XIX-XX веков палешане стали привлекаться к реставрационным работам во Владимире, Ростове, Ярославле, Новгороде. Занималась этим, главным образом, мастерская Н.М.Сафонова – самая крупная в Палехе (в конце века из 418 палехских мастеров 200 работало у Софонова). Ещё в 1880 году В.Е. и И.В.Белоусовы (впоследствии они организовали собственную мастерскую) работали в Грановитой палате , затем софоновские мастера работали в Благовещенском соборе Московского Кремля и в Успенском соборе во Владимире. В 1911-1912 годах мастерская Н.М.Сафонова выполнила реставрацию Ипатьевского собора в Костроме.
Разросшееся к началу XX века иконное производство привело к страшному удешевлению иконы и снижению её качества. Положение усугубило появление дешёвой печатной иконы машинного изготовления. Иконопись пришла в упадок. Известные в начале XIX века Каурцевская, Хохловская и Буторинская мастерские прекращают своё существование. В 1902 году, в целях сохранения иконописных традиций, Комитет попечительства о русской иконописи основал в Палехе, Холуе и Мстёре иконописные школы (учебные мастерские) с четырёхгодичным сроком обучения, которые просуществовали до 1917 года.
После Отябрьской революции палехские мастера остались без работы – иконы перестали пользоваться спросом, иконописные традиции надолго были прерваны.
С 90-х годов ХХ века палехская традиция иконописи постепенно возрождается. Вот уже почти двадцать лет палешане активно участвуют в деле возрождения русской православной культуры через писание икон, исполнение фресок, иконостасов, иллюстрирование православной литературы. В иконописном промысле сегодня заняты многие палехские мастера, работающие как индивидуально, так и объединенные в творческие коллективы.

Иконостас церкви Преподобного Серафима Саровского, г.Саров, 2003 (мастерская Влезько и Федорова)

Мастерская «Палехский иконостас» , руководимая А.В.Влезько и Ю.В.Федоровым, является самой значительной на сегодняшний день. Основное направление ее работы – создание иконостасов.
Иконописная мастерская «Лик» выполняет преимущественно фресковые росписи храмов.
Творческая мастерская «Палешане» под руководством Народного художника РФ, лауреата Государственной премии РФ Б.Н.Кукулиева была удостоена в 1996 году Государственной премии РФ за выполнение иллюстраций в книге «Евангелие в красках Палеха». В 2004 году этот же коллектив выпустил новую работу – «Священное писание Нового и Ветхого заветов» , за что был признан победителем в конкурсной номинации «Художник-иллюстратор».
Иконописные мастерские современного Палеха:
Иконописная мастерская Ивана Лебедева и Александра Гусаковского
Мастерская «Одигитрия»
Иконописная мастерская «Палехский образ»
Палехская иконописная мастерская «Изограф»
Иконописная творческая мастерская «Новое Воскресение»
Художественная мастерская «Палехский стиль»

Лаковая миниатюра 

Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приемов.
В 1921 году
Иван Голиков , в будущем знаменитый художник, обратил внимание в Московском кустарном музее (ныне - Музей народного искусства НИИ художественной промышленности) на изделия живописцев Федоскина, расписанные маслом по черному лаковому фону. Палехские мастера позаимствовали у федоскинцев технологию изготовления папье-маше, но для росписи применили темперу – краски, разведенные эмульсией яичного желтка. Темпера в сочетании с золотом и серебром перешла к палешанам-художникам от их предшественников – палешан-иконописцев.
В декабре 1924 года семь бывших иконописцев (Иван Голиков,
Александр Котухин , Иван Баканов , Иван и Александр Зубковы, Иван Маркичев , Владимир Котухин ) собравшись в Палехе, основали Артель древней живописи.

Артель древней живописи. В верхнем ряду (справа налево): И.Голиков, Н.Зиновьев, А.Котухин, А.Баканов, в нижнем ряду: И.Баканов, А.Глазунов, А.Зубков, И.Маркичев. 1932

В 1925 году в Артель вступили А.И.Ватагин , Г.М.Баканов , Д.Н.Буторин . На следующий год к ним присоединились И.П. , и И.В. Вакуровы, М.В.Дыдыкин , А.И.Блохин . В 1927 году в коллектив вошли А.А.Дыдыкин , Н.М.Зиновьев , Л.И.Белоусов . К 1927 году артель в своём составе имела уже 25 членов, к 1 июня 1932 - более 100.
Новое искусство Палеха рождалось и в новой тематике. Художники обратились к современности. К революционным сюжетам, которые вставали в их произведениях романтизированными, легендарными, к сюжетам из деревенской жизни (сенокосам, жнитву, уборке уражая и т.д.), к сюжетам из народных сказок, к творчеству Пушкина, Лермонтова, Горького. Одной из самых трудных задач, которые пришлось решать художникам-палешанам первого поколения был переход от оформления плоскостной поверхности иконы к оформлению вещи, имеющей форму и объём. Ассортимент расписываемых в Палехе изделий был весьма разнообразен разнообразны и по форме, и по габаритам: брошки, бочонки, банки, баулы, бисерницы, блокноты, марочницы, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, пластинки, очечники, чайницы, перчаточницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.
Палех очень скоро узнали и полюбили и за рубежом, и в России, и с каждым годом любовь и уважение к мастерству палешан росли. Участие палехских художников на международных выставках в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году вызвало сенсацию. Помимо высоких призов и наград они получили предложение открыть школу лаковой миниатюры в Италии.
В октябре 1926 года в Артели появился первый ученик – 
П.Д.Баженов . В 1928 году для подготовки кадров в Палехе была организована профтехшкола. В 1929 году Совет Народных Комиссаров СССР выделил Артели крупные средства на подготовку кадров.
1930 году Атель вошла во "Всекопромсоюз". 24 января 1932 года в Москве открылась выставка "Икусство Палеха", привлёкшая много посетителей. К открытию выставки вышла книга А.В.Бакушинского "Искусство Палеха", предисловие к которой написал А.В.Луначарский.
9 мая 1932 года делегация палехских художников во главе с И.И.Голиковым посетила
А.М.Горького . Горький сам когда-то был учеником в иконописной мастерской Д.А.Салабанова в Нижнем Новгороде и знал лично некоторых старых палехских иконописцев. Он очень ценил искусство Палеха, называл его
"одним из чудес, созданных революцией" , многое сделал для его популяризации у себя на Родине и за границей, помогал материально (с его помощью в Артели была организована библиотека).

И.И.Голиков, Иллюстрация с "Слову о полку Игореве" - "Битва" (пластина), 1932, ГТГ

В этом году И.И.Голиков начал работу над оформлением книги "Слово о полку Игореве" . Книга вышла в 1934 году в издательстве "Academia". Для неё он выполнил не только иллюстрации, но и написал кистью весь текст.
В марте 1935 года в Палехе отмечен десятилетний юбилей Артели древней живописи. Приехало несколько сот делегатов. Торжественное заседание открыл нарком просвещения РСФСР А.С.Бубнов. К торжествам был открыт
Государственный музей палехского искусства . Артель стала называться Товариществом художников Палеха , председателем которого до 1938 года был А.И.Зубков. Профтехшкола была реорганизована в художественный техникум (позднее – художественное училище). В этом же году Палех становится районным центром Ивановской области.
Репрессии 30-40-х годов не обошли стороной и Палех. В 1938 году был арестован и погиб в тюрьме А.И.Зубков. В Палех была послана группа руководителей, окончивших московские художественные училища, которые должны были помочь палешанам преодолеть влияние древнерусской живописи. Главным требованием к художникам стало преодоление наследия древнерусского искусства и увеличение числа выпускаемых изделий. В результате произведения конца 1930-х годов стали походить на федоскинские.

И.M.Баканов, "Сказка о золотом петушке" (шкатулка), 1934

С началом Великой Отечественной войны для Палехского товарищества художников настали трудные времена. Все договоры били нарушены, зарплату платить было нечем. Многие художники были мобилизованы в армию, часть – на трудовой фронт. Остались одни старики. Было даже решение о ликвидации Товарищества (как поступили в Холуе и Мстёре). Но возглавивший в это время Товарищество И.В.Маркичев сумел отстоять его. Члены правления решили продолжать работу, хотя и малыми силами. В январе 1942 года к работе приступили 15 художников и подсобные цеха. Они выполняли заказы для подарков РККА, портреты, столярные и малярные работы.
На фронтах Великой Отечественной погибло немало палехских художников, среди них - П.Д.Баженов.
23 апреля 1947 года Палех получил статус рабочего посёлка. В том же году бригада художников во главе с Н.М.Зиновьевым провела реставрацию наружных фресок
Успенского собора Московского Кремля. В этой работе участвовали такие художники, как Д.Н.Буторин, А.И.Ватагин, А.А.Дыдыкин, И.В.Маркичев, Н.М.Парилов . Работы были исключительно сложные. Были сняты все позднейшие записи и восстановлена первоначальная живопись.

А.И.Ватагин, "Гусляр"(пудренница), 1932

Другой крупной реставрационной работой было восстановление в 1955-1959 годах Лакового кабинета во двоце Монплезир в Петродворце. Во время фашистской окупации дворцовый комплекс Петродворца был разрушен и разграблен. Из всей отделки Лакового кабинета сохранились только три повреждённых панно. Весь кабинет пришлось, по сути, создавать заново по фотографиям и описаниям. Руководил работами Н.М.Зиновьев.
Народный художник СССР Николай Зиновьев уделял большое внимание изучению и обобщению традиций палехского искусства. Им была разработана методика преподавания палехского мастерства. Зиновьев написал две книги: «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха». Для последней он специально подготовил 104 рисунка, снабдив каждый аннотацией.
В 1954 году Товарищество художников Палеха было преобразовано в
Палехскоие художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР . Первым директором мастерских был назначен А.Г.Баканов . Тогда же было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР. Первым председателем (1954-1970) был избран Г.М.Мельников .

Н.М.Зиновьев, "Дед Мазай и зайцы" (шкатулка), 1935

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские прекратили свое существование. В настоящее время в Палехе работают небольшие частные мастерские и отдельные художники.
Произведения палехских мастеров хранятся не только в Государственном музее палехского искусства (ГМПИ), но и в музеях:

Государственный Русский музей
(ГРМ)
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПиНИ)
Музей народного искусства НИИ художественной промышленности (МНИ)
Государственный историко-художественный музей-заповедник г. Сергиев Посад (ЗГИХМЗ)
Ивановский областной удожественный музей
Всероссийский музей А.С.Пушкина "Мойка 12"
Государственный музей А.М.Горького
Нижегородский государственный художественный музей

Как защититься от подделки при покупке изделий палехских мастеров?
Продажу палехских изделий в России и за рубежом осуществляют несколько палехских организаций: творческо - производственная организация Союза художников России
"Товарищество Палех" , (ул. Ленина, 31), кооператив "Объединение художников Палеха" (ул. Ленина, 23(1а)), Палехская организация ВТОО "Союз художников России" (ул.Ленина, 42), ООО "Палех" (ул. Котухиных, 5).
Kаждая из этих организация имеет сертификат установленного образца, копия с которого прилагается к продаваемому произведению. "Товарищество Палех" по запросу коллекционера выдает также номерные сертификаты на гербовой бумаге. "Товарищество Палех", "Объединение художников Палеха", ООО "Палех" имеют свой товарный знак (Жар - птица). Товарный знак наклеивается на оборотной стороне каждой работы и покрывается несколькими слоями лака. Товарный знак имеется на прилагаемом сертификате.

Логотип Объединения художников Палеха

Логотип
Товарищества
"Палех"
                
                

Логотип
ООО "Палех"
                
        

Независимо от того, к какой организации относится художник, созданные в Палехе работы подписываются по единому образцу, согласно традиции, сложившейся в 20 - е годы. Надписи, позволяющие идентифицировать палехскую вещь, фиксируются на крышке предмета. Обязательные надписи: автограф (фамилия и инициалы художника), указание места создания (Палех), дата (год) создания произведения.
В 1934 году палехским художникам было рекомендовано оставлять на донце кузовка шкатулки надпись "Made in USSR", которая затем сменилась на надпись "Made in Russia".
Все надписи выполняются твореным золотом и органично входят в живописную композицию.
Все палехские организации сотрудничают с художественными салонами и магазинами. При покупке палехской миниатюры необходимо спрашивать у продавцов документы о закупке (счет-фактура, накладная).


Церкви Палеха 

Крестовоздвиженский собор

Церковь Воздвижения Креста Господня построена в 1762-1774 г.г. в традициях древнерусского зодчества XVII века, близко к нарышкинскому барокко. Собор выстроен из кирпича и побелен по обмазке. Основной объем представляет собой двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Завершает композицию основного объема традиционное пятиглавие. С востока к храму примыкает пониженный прямоугольный алтарь с трехлепестковым скруглением восточной стены и конусообразной кровлей. С запада композиция продолжена трапезной с боковыми приделами, скругленные алтари которых охватывают западные углы храма. Над центральным нефом трапезной поднимается верхний придел; как и боковые, он имеет небольшую самостоятельную главку. С запада трапезная связана с колокольней, имеющей традиционную композицию «восьмерик на четверике», завершенную шатром, который прорезан тремя рядами окон-слухов. Изначально колокольня была отдельно стоящей, но позже трапезная, которая была двустолпой, с запада была продолжена и стала четырехстолпной.
Здание поставлено на высокий цоколь, завершенный узким поясом поребрика. Широкий фриз с многорядной пилой завершает все основные объемы. Углы четверика и трапезной подчеркнуты пучками колонн, а одиночные колонки подчеркивают сочленение лепестков алтаря. Окна обрамляют наличники с трехлопастыми завершениями со средней килевидной частью. В верхнем приделе трапезной окна меньшие по размеру, барочные, с ушками и фартуками. Аттиковый ярус украшен полуциркульными кокошниками, которые опираются на небольшие ступенчатые консоли. Барабаны над основным объемом украшены тонкими колонками. В декорации колокольни использованы лопатки по углам и широкий пояс с выложенным в кирпиче ромбовидным узором под ярусом звона. На каждой грани столпа расположены в три яруса глубокие ниши с изразцами. Кроме того, пластическое решение дополняют килевидные архивольты арок звона и фронтончики слухов.

Западная стена

На восточной стене четверика, над алтарем, сохранилась наружная роспись с композицией «Воздвижение Креста», выполненная одновременно с внутренней декорацией в начале XIX века. На западной стене выложена кирпичом надпись с именем строителя -  "Сей храм Воздвижения Честного Креста мастер Егоръ Дубовъ".
В храме четыре престола: главный Крестовоздвиженский находится в основном объеме, кроме того, есть боковые Казанский и Никольский. Существует еще четвертый - верхний придел (из трапезной туда ведёт винтовая чугунная лестница) - Архангела Михаила.
Роспись церкви выполнена в 1807-1812 годах художниками-монументалистами Москвы и Палеха. Среди мастеров называются братья П. и М.Сапожниковы и местные живописцы А.Беляев и С.Вечерин. В росписи храма приемы и традиции древнерусской иконописи соединились с элементами барокко и классицизма. В красочной гамме доминируют сдержанные, несколько блеклые тона. Иконографическая программа росписи традиционна для живописи XVI-XVII веков. Источником почти всех композиций служила гравированная библия Кристофа Вайгеля, изданная в Аугсбурге в 1680 г.
Роспись неоднократно поновлялась и реставрировалась, а в 1870-е гг. была сильно записана маслом. При реставрации 1902-04 и 1906-07 гг. под руководством Н.М.Сафронова и И.М.Баканова очищена от загрязнений и масляной краски.
Настенные росписи Крестовоздвиженского храма профессор искусствоведения А.В.Бакушинский назвал
"последней великой стенописью, завершающей цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции".

Главный иконостас

Главный иконостас выполнен в 1907 г. в самарской мастерской братьев И.В. и В.В. Белоусовых. Это достаточно редко встречающаяся в начале XX века стилизация под барокко (такие барочные иконостасы были очень популярны во второй половине XVIII века). Иконостас обильно украшен резьбой, довольно точно имитирующей барочный декор. Иконы написаны в начале XX в. в характерной для Палеха манере, подражающей древнерусской живописи XVII столетия; в местном ряду есть несколько икон XVIII-XIX вв.
Большое четырехъярусное сооружение имеет завороты на боковые стены. В более высоком нижнем ярусе расположены иконы местного чина с арочным завершением и небольшие праздничные иконы в виде квадрифолиев. Ярусы разделены крепованными антаблементами, иконы - массивными витыми колонками на постаментах. Венчает иконостас икона "Новозаветная Троица" и фланкирующие ее картуши. Крупные центральные иконы и узкие - по осям боковых врат - вносят определенный ритм в несколько жесткую и геометрически правильную композицию. Парадный облик сооружения создается благодаря богатой пластичной резьбе в духе барокко. Над заглубленными в арку царскими вратами расположен резной балдахин с ниспадающей драпировкой и кистями - распространенный элемент декора второй половины XVIII в. Крупные завитки и картуши, отличающиеся от барочной резьбы более плоскостной трактовкой, декорируют царские врата и обрамления икон. Резной орнамент в виде плетенки на филенках цокольной части, мелкие зубчики карнизов и разорванный фронтон в завершении носят совсем иной характер, им свойственны определенная сухость и дробность - типичные черты декора конца XIX - начала XX в. Фон и резьба позолочены.
В алтаре расположен киот, выполненный в одно время с иконостасом, и престол конца XIX в., декорированный золоченой чеканкой по металлу. Здесь же находится деревянная раскрашенная скульптура Параскевы Пятницы (XIX в.).
Двухъярусный иконостас южного придела трапезной начала XX в. характерен для русского стиля. В нижнем местном ярусе помещены четыре крупные иконы, в суженном верхнем - три иконы "Деисуса", написанные в это же время в духе древнерусской живописи. Декорированные басмой царские врата с подковообразным навершием выполнены в XVI в. Это единственное в Ивановской области произведение древнерусского декоративно-прикладного искусства. В верхнем приделе трапезной расположен одноярусный иконостас конца XIX — начала XX в., типичный для русского стиля.

Ограда

Церковная территория окружена оградой. Ограда состоит из круглых столбиков на высоком кирпичном оштукатуренном цоколе, прясла которого украшены крупными лежачими филенками. Столбики завершены шарами на квадратных плитах. Между ними - звенья ажурной металлической решетки с центрическим узором в середине. Маленькая часовня в юго-восточном углу ограды — квадратное в плане сооружение со щипцовым покрытием. Углы отмечены массивными лопатками, над дверным проемом — полуциркульная ниша. У южного придела расположены трехпролетные ворота. Спаренные дорические колонны с широким антаблементом, примыкающие к устоям, фланкируют арки проходов. Сооружение завершается ступенчатым аттиком и барочной фигурной кровлей с небольшим шпилем над каждым проемом. Западные ворота однопролетные. Широкая арка прохода опирается на мощные пилоны с простыми капителями и завершается фигурным аттиком с крестом.
В советское время церковь была закрыта, в 1930-х в здании был размещен филиал Государственного музея Палехского искусства. В 1992 г. храм возвращена верующим, в настоящее время является подворьем
Николо-Шартомского монастыря.

Ильинская церковь

Церковь Илии Пророка согласно легенде была построена купцом, который часто ездил через Палех в Нижний Новгород с товаром на ярмарку. За Палехом начинались глухие леса с топкими болотами, где шалили гулящие люди, сбежавшие от голода и долгов из дома и промышлявшие разбоем. Хорошо поторговав на ярмарке, купец дал клятву Богу и святому пророку Илье: если благополучно минует со своим богатым обозом лихие места перед Палехом, поставит там церковь. Обет свой он выполнил: на насыпном холме был воздвигнут храм в честь Пророка Ильи.
Церковь Илии Пророка построена из кирпича в 1790 г. на месте прежней деревянной на территории кладбища. Представляет собой небольшой приходский сельский храм: одноглавый, с небольшой трапезной и низкой шатровой колокольней, имеющей два ряда слухов, завершается аттиковым ярусом с поясом декоративных кокошников и луковичной главкой. Наличники нижних окон выполнены в виде арок, так же оформлены окна алтаря. Во втором свете окно только одно, с килевидным кокошником и полуколонками. Первоначальная тесовая кровля и зеленые черепичные главки были заменены на железное покрытие. Вокруг храма была возведена каменная ограда.
Церковь была расписана клеевыми красками. Самое сильное впечатление производила фреска «Страшный суд». К сожалению, эту живопись забелили известью.
В послереволюционные годы храм долгое время использовался как складское помещение, но в 60-е годы была признана памятником и передана в ведомство Палехского музея, благодаря чему поддерживалась в порядке, и в 1989 году возвращена верующим. В 1991 году для храм Илии пророка художники мастерской «Лик» под руководством В.Г.Зотова написали свой первый иконостас.

Часовня Александра Невского

Часовня Александра Невского
В одном из архивных документов сохранилась информация о сносе двух палехских часовен. Одна из них - кирпичная шатровая часовня Алексндра Невского, построенная во второй половине XIX в. В 1934 году с неё уронили крест, а вот в каком году часовню снесли - точно неизвестно. Народный художник России Николай Иванович Голиков вспоминал, что в 1947 г. "секретарь райкома партии Мария Александровна Гаравина объяснила, что пришлось разрушить часовню, т.к. был необходим кирпич на строительство средней школы". Борис Васильевич Филатов утверждает, что их в 1941 году с этого места отправляли в армию, на фронт: "Здесь уже были тополя, толщиной в руку, и никакой часовни". Палешанин Леонид Михайлович Мазаев уверяет: "В 1944 году часовню разбирали пленные немцы, а кирпич, говорят, райфо продавало на нужды населения". Достоверно лишь то, что в 50-60-е годы площадь в центре Палеха украшала тополиная роща и памятник Н.И.Голикову. В 1968 году была проведена перепланировка центра, тополиную рощу убрали и установили памятник Воину-победителю (подарок скульптора Н.В.Дыдыкина). А в 2006-2007 г.г. рядом с памятником погибшим в Великой Отечественной войне на месте снесенной часовни была сооружена новая кирпичная часовня Александра Невского - восьмигранная, завершенная шатром с главкой.

Музеи Палеха 

Государственный музей палехского искусства  (ГМПИ) представляет собой музейный комплекс, объединяющий 7 зданий, в которых размещаются:

  •      Отдел лаковой миниатюры
  •      Древнерусский отдел
  •      Дом музей И.И.Голикова
  •      Дом музей Н.М.Зиновьева
  •      Дом-мастерская Н.В.Дыдыкина
  •      Дом-музей П.Д.Корина
  •      Библиотечно-информационный центр

Главное здание ГМПИ (Отдел лаковой миниатюры)

8 мая 1934 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Музея древней живописи в селе Палех. Его первым директором (1934-1938) стал искуствовед Герман Васильевич Жидков. Он организовал музей, начал собирать экспонаты, устроил экспозицию, проводил лекционную и экскурсионную работу. 13 марта 1935 года музей, получивший название Государственного музея палехского искусства, был открыт для посетителей. Первой экспозицией музея стала выставка, посвящённая 10-летию искусства Палеха, на которой было представлено 540 экспонатов.
Первая экспозиция занимала всего 4 комнаты. Здесь были произведения лаковой живописи и образцы палехской иконописи. Вскоре для музея было построено специальное здание. В 1936 году музею передан Крестовоздвиженский храм, в котором разместился раздел древней живописи.
Раздел палехской лаковой миниатюры размещается в отдельном двухэтажном кирпичном здании. Основу коллекции отдела лаковой миниатюры составляют лаки и графика мастеров Палеха, работы по росписи фарфора, эскизы стенописи, лаковые монументальные панно, книжная графика, коллекция западноевропейской живописи XVI - XIX в.в., полотна русских художников.
Экспозиция музея начинается с витрин, рассказывающих о художественных материалах, применяемых в Палехе, технологии изготовления изделий из папье-маше, методах палехской живописи. Следующий зал рассказывает о творчестве основоположников искусства палехской лаковой миниатюры Н.И.Голикова, А.В.Котухина, И.В.Маркичева, И.М.Баканова, И.П.Вакурова, А.А.Дыдыкина, Н.А.Правдина, Н.М.Зиновьева и др. Затем экспонируются работы следующих поколений палехских художников.
Всего в музее хранится более 2000 работ палехских художников. В фондах музея имеются также лаки Федоскина, Мстёры, Холуя, Японии и Китая, коллекция западноевропейской живописи и гравюры XVI-XX веков, произведения отечественной живописи и скульптуры XIX-XX веков, исторические документы (всего около 14 тыс. единиц хранения).
Коллекция древнерусской живописи начала формироваться в 1930-х г.г. Её основу составили иконы из Крестовоздвиженского храма. Коллекция икон пополнялась в результате многочисленных научных экспедиций, организованных сотрудниками музея по Ивановской области.
Сегодня в художественном собрании древнерусского отдела музея находится около тысячи икон, более 1,5 тысяч единиц иконописной графики, предметы народно-прикладного искусства (медные и серебряные оклады, медное литьё, прялки, ткани, деревянная резьба).

Дом-музей И.И.Голикова

Дом-музей И.И.Голикова 
И.И.Голиков - основатель «Артели древней живописи» (1924 г.). Написал свыше тысячи уникальных произведений. Музей открыт в 1961 г. Расположен в центре посёлка, это деревянный рубленый дом с резным крыльцом, декоративными ставнями, с кружевными косицами у крыши. Большую часть составляет документальная и мемориальная экспозиция.
Дом-музей Н.М.Зиновьева  был открыт 5 декабря 1984 г. в деревне Дягилево Палехского района (бывш. Вязниковского уезда Владимирской губернии) в доме, где родился художник. Все предметы находящиеся в доме напоминают о семье художника, её быте и деревенском, исконно русском укладе жизни. В доме-музее Н.М.Зиновьева экспозиция размещается в кухне, горнице, комнате-кабинете.
Н.М.Зиновьев - художник лаковой миниатюры, живописец. Герой Социалистического труда, Народный художник СССР, писал иконописные композиции в разных стилях, несколько подражая Васнецову В.М. участвовал в реставрации наружных фресок Успенского Собора Московского Кремля, руководил реставрацией интерьера лакового кабинета Монплезир в Петродворце под Ленинградом (1956-1957 г.г.). Автор книг «Искусство Палеха», «Стилистические традиции искусства Палеха».

Дом-мастерская Н.В. Дыдыкина

Дом-мастерская Н.В. Дыдыкина 
Музей-мастерская уроженца Палеха ленинградского скульптора, заслуженного деятеля искусств РФ Н.В.Дыдыкина была открыта 12 декабря 1978 г.
Работы скульптора хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Тихвина, Ярославля и др. Часть его произведений экспонируется в музее-мастерской.
В музее-мастерской установлен памятник А.С.Пушкину - копия памятника, установленного во внутреннем дворике последней квартиры поэта (набережной реки Мойки, дом 12). Здесь также экспонируется модель памятника Н.А.Некрасову, установленного на родине поэта в селе Гришнево Ярославской областиБ и скульптурный портрет Л.Н.Толстого, вылепленный из красной глины в Палехе.

Дом-музей П.Д.Корина

Дом-музей П.Д.Корина  открыт в 1974 году. Дом, в котором расположен музей, построен в конце 60-х - начале 70-х годов XIX века.
В этом доме родился, провел детство и жил до 1967 года
Павел Дмитриевич Корин  - народный художник СССР, действительный член АХ СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.
Деревянный дом в Палехе был построен в конце 1860 — начале 1870-х годов бабушкой художника по материнской линии Анной Тимофеевной Талановой на средства её слепого к тому времени отца — купца 3-ей гильдии Тимофея Дмитриевича Гунина. Каждая комната в этом доме принадлежала одному из членов большой семьи Корина: самому Павлу Дмитриевичу, Александру, Сергею, Михаилу.
Дом состоит из двух частей: крестьянской избы (кухня и горница) и городской (купеческой) половины, объединённых общим коридором. Обстановка кухни передаёт уклад крестьянской жизни конца XIX — начала XX вв. Здесь, как и во всём доме, всё настоящее, всё находится на тех же местах, что и в акварели П.Д.Корина «Наш дом. Кухня» (1928).
Фактически мемориальный музей создавался самим художником и был завещан им Палеху. Павел Дмитриевич вовсе не имел в виду увековечить себя, он стремился сохранить память о патриархальном укладе жителей Палеха, о нерушимости семейных уз, об огромной роли семьи в сохранении традиций.


По материалам Википедии и сайтов http://wiki.ivanovoweb.ru, http://sobory.ru, http://www.temples.ru, http://nezhna.com,

http://palekh.narod.ru, http://www.viktur.ru, http://www.tourizm.ivanovo.ru, http://www.museum.ru, http://www.bibliotekar.ru