Въезд в Смоленск

Смоленск -  один из самых древних городов Руси. Он упоминается уже в первых русских летописях: «Кривичи же седять на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра, их же град есть Смоленск».
В Устюжском летописном своде под 863 годом говорится, как Аскольд и Дир «испросились у Рюрика идти к Царь-граду и пошли из Новгорода на Днепр-реку», но не явились к Смоленску, потому что город был «велик и мног людьми». На основе этого древнейшего документа возраст Смоленска исчисляется с 863 года. В 2013 году будет отмечаться
1150-летие со дня первого датированного упоминания города в русских летописях.
Следующее упоминание о Смоленске относится к 882 году, когда сюда с большим войском прибыл Олег и смоляне подчинились власти Киева.
Включение Смоленской земли в состав древнерусского государства привело к экономическому росту города. Здесь стали развиваться кузнечное, гончарное и другие ремесла. В Смоленске были также ремесленники, производившие бронзовые и серебряные изделия, причем их работа отличалась высоким художественным мастерством.
Выгодное географическое положение города способствовало развитию торговли. Днепр соединял Смоленск с бассейном Черного моря, а волок между Купринским озером, из которого берет начало речка Катынка, впадающая в Днепр, и Касплянским озером, откуда вытекает река Каспля, приток Западной Двины, — с Балтийским. Это был великий водный путь «из варяг в греки» (один из возможных вариантов пути). Смоленск также имел связь с древней волжской дорогой (в «болгары» и Хвалынское море, как в Древней Руси называли Каспий).
Смоляне не раз участвовали в военных походах киевских князей.
Около 1127 года в результате распада древнерусского государства образовалось Смоленское княжество, а в 1141 году князь Ростислав построил «град великий Смоленск», то есть новую крепостную стену вокруг старого города.
XII век был временем расцвета Смоленска. Свидетельством этого подъема является широко развернувшееся строительство кирпичных зданий. Сохранившиеся до наших дней здания бывших церквей — Петра и Павла, Ивана Богослова и Свирской — являются шедеврами древнерусской архитектуры. В XII—XIII веках Смоленск продолжал поддерживать дальние торговые связи. Через Волжскую Болгарию смоляне были связаны с Востоком. Оживленной была торговля с Западом, о чем говорит договор с Ригой и Готландом 1229 года, известный под названием «Смоленской торговой правды». Многие горожане были грамотны. В Смоленске, как и в Новгороде, были распространены берестяные грамоты — письма, написанные на березовой коре.
Феодальная раздробленность и связанные с ней княжеские усобицы ослабляли силы русского народа и борьбе с нешними врагами. В XII веке на Русь напали половцы. В 1158 году они появились и под стенами Смоленска. В 30-х годах XIII столетия, когда русские земли переживали опустошительное нашествие татаро-монгольских полчищ, Смоленское княжество стало подвергаться нападениям литовских феодалов. В 1239 году их отряды захватили Рудню, Рославль, осаждали Смоленск. В 1248 году они повторили свой поход и, пройдя через всю Смоленщину, вторглись в Московское княжество. Отряды литовских феодалов появлялись под Смоленском и в последующие десятилетия. В 1333 году к городу подступали татары.
В 1388 году Смоленск охватила эпидемия чумы. В живых осталось только 10 человек, и на некоторое время въезд в город был закрыт. Литовские феодалы воспользовались этим и выдвинули на смоленское княжение своего сторонника Юрия Святославича, а когда смоляне прогнали его, в 1395 году обманом захватили город и посадили в нем своих наместников. В 1401 году наместники эти были перебиты восставшими «черными людьми», но в 1404 году большая армия литовского князя Витовта после двухмесячной осады снова захватила город.
Находясь на восточной окраине Великого княжества Литовского, Смоленск стал одним из его стратегических пунктов. В городе продолжали развиваться ремесла и торговля, в том числе и с городами Московского княжества. Ремесленники объединились в цехи.
Смоляне активно участвовали в борьбе с общими врагами Литвы и Московского княжества. В 1410 году три смоленских полка влились в ополчение Великого княжества Литовского, собранное для похода против немецкого ордена, и решили исход Грюнвальдской битвы. По свидетельству современника, они «стяжали себе в этот день славу воинов и героев».
Но смоляне не могли смириться с порабощением своего княжества литовскими феодалами. Они боролись за освобождение из-под власти Великого княжества Литовского. В марте 1440 года кузнецы, портные, мясники, котельники и другие ремесленники поднялись против наместника литовских феодалов и бояр. Московское правительство не могло помочь Смоленску, но «великая замятия» (восстание) запомнилась литовским феодалам надолго.
Во второй половине XV — первой половине XVI века вокруг Москвы сложилось Русское централизованное государство. В начале XVI века оно начало справедливую борьбу за освобождение Смоленска, и в 1514 году ключ-город был возвращен Русскому государству.
С освобождением от владычества литовских феодалов начинается возрождение города: возобновляется строительство, еще быстрее развиваются ремесла, оживает торговля. В 1596—1602 годах русское правительство усилиями всей страны построило в Смоленске каменную крепость, принявшую на себя первые удары во время интервенции польско-шведских феодалов в начале XVII века.
Крепость пала 3 июня 1611 года. Большая часть защитников города погибла в бою или под развалинами взорванного ими Мономахова собора. Русский народ понимал, как велика роль Смоленска для укрепления безопасности страны, и, конечно, не мог примириться с его потерей. Началась полоса войн за Смоленск и Смоленскую землю. В результате первой войны (1613—1619) возвращена была только Вязьма. Вторая война (1632—1634) велась в условиях мощного антифеодального движения крестьян и холопов под предводительством участника смоленской обороны 1609— 1611 годов Ивана Балаша и также не дала желаемых результатов. В мае 1654 года началась третья война с панской Польшей. В конце июня — начале июля русские войска осадили Смоленск, а 23 сентября польский гарнизон вышел из города и сложил перед русскими войсками оружие и знамена.
Так Смоленск и Смоленщина навсегда были возвращены русскому народу.
Во второй половине XVII века в городе велись большие восстановительные работы. В это время были вновь застроены разрушенные во время войн Рачевская и Чуриловская слободы, а на месте древней Петропавловской слободы появились два поселения — слободки Донщина и Кукуй. Рядом с ними в Заднепровье возникла Ямская слобода. Росла численность посадского населения, продолжали развиваться ремесла и торговля.
В начале XVIII века над Смоленском нависла угроза шведского нашествия. В 1706 году король шведов Карл XI принудил к миру Речь Посполитую и начал подготовку к завоевательному походу в Россию. Избранный им путь на Москву шел через Смоленск.
Русское правительство приняло меры к укреплению пограничных крепостей, и в первую очередь Смоленской, вовремя сосредоточило на западной границе свои войска. Шведы потерпели поражение у смоленской деревни Раевки и, потеряв уверенность в осуществлении задуманного плана, повернули на юг, на Украину.
Учитывая экономическое и военно-стратегическое значение Смоленска, в 1708 году Петр I выделил его в качестве одного из восьми губернских центров. После, когда граница отодвинулась далеко на запад, Смоленск превращается в центр одной из провинций Рижской губернии, но в 1732 году снова становится губернским городом.
В конце XVIII века в Смоленске насчитывалось всего 11 578 жителей. Как и раньше, город делился на две части: кремль и предместье. В кремле находилось около 900 различных зданий. Здесь жили в основном дворяне, купцы, состоятельные мещане. В предместье помимо казенных строений было 11 каменных и 1675 деревянных домов, 22 кузницы, пять бань и ряд других частновладельческих зданий. Здесь жили преимущественно мещане, ремесленники и солдаты. В городе было 63 небольших предприятия мануфактурного типа и ремесленные мастерские. В нескольких местах размещались торговые ряды.
Старые слободы прикрывала земляная крепость. На западе она проходила за Свирской церковью и подходила к Днепру, на севере (в Заднепровье) шла примерно по линии Витебского шоссе. При выезде на Петербургскую, Московскую и другие большие дороги в земляной крепости были устроены заставы. Развитие торговли и мануфактурной промышленности способствовало распространению грамотности. В 1716 году в Смоленске, как и во многих других городах России, создается цифирная школа для солдатских детей. В 1786 году было открыто народное училище, названное потом Главным. В 1804 году оно было преобразовано в губернскую мужскую гимназию с классом коммерческих наук (сейчас школа № 7). Примерно к этому же времени относится учреждение дворянского военного училища, получившего название «кадетский корпус».
Яркие страницы истории Смоленска связаны с Отечественной войной 1812 года. В сражении за Смоленск французы потерпели стратегическую неудачу.
Большая роль отводилась городу в плане контрнаступления М. И. Кутузова. Смоленская губерния с самого начала войны была охвачена партизанским движением, и для великого русского полководца было важно заставить Наполеона отступить по Старой Смоленской дороге, чтобы общими усилиями регулярной армии и партизан бить врага по частям. Михаил Илларионович Кутузов точно осуществил свой план. Выведя из Москвы около 107 тысяч солдат и офицеров с 533 орудиями, в Смоленск Наполеон привел только 42 тысячи человек. Попытка дать войскам отдых в полуразрушенном Смоленске не удалась. На город Красный двигались главные силы Кутузова. Боясь быть отрезанным с запада, Наполеон оставил Смоленск, но, покидая его, приказал поджечь уцелевшие здания и взорвать Смоленский кремль. После изгнания неприятеля в городе осталось не более 600 человек. Даже спустя несколько лет число жителей едва превышало половину довоенного. Глубокие следы разрушения Смоленск сохранял несколько десятилетий.
Постепенно Смоленск был восстановлен. Ожила его промышленно-торговая жизнь. По данным за 1857 год, промышленность города состояла из 49 небольших предприятий мануфактурного типа. Первое место среди них занимали кожевенные заводы, за ними шли салотопенные, кирпичные и кафельные предприятия.
Во второй половине XIX века Смоленск превратился в узел трех железных дорог — Риго-Орловской, Московско-Брестской и Смоленско-Богоявленской. Железнодорожное строительство дало толчок развитию торговли. В 1900 году торговый оборот города примерно в 50 раз превысил дореформенный и составил около 10 миллионов рублей, или четвертую часть всех торговых оборотов губернии.
В 1890 году в городе был построен водопровод, а в 1901-м появилось электрическое освещение. В 1898 году через Днепр перебросили железный мост, в 1901-м пустили первый трамвай.
Рост промышленности потребовал развития просвещения и культуры. В 1861 году в Смоленске была открыта женская гимназия. В 70—90-х годах создается до 15 других учебных заведений, в том числе реальное и ремесленное училища. В 1900 году в городе было 33 небольших учебных заведения, в которых обучалось немногим более 4 тысяч детей. Работали три библиотеки: городская публичная, Заднепровская общественная и частная Клестова, с общим книжным фондом около 30 тысяч книг.
В конце XIX — начале XX столетия в городе имелись губернская земская больница (на Покровке), амбулатория Общества врачей, лечебница благотворительного общества, две частные лечебницы. В них было всего 34 официальных врача и 13 вольнопрактикующих.
В годы первой мировой войны в Смоленске появились новые предприятия — авиационно-ремонтные и авторемонтные мастерские Санитарного управления Западного фронта. Из Вильнюса в Смоленск был переведен завод военных повозок, кухонь и хлебопекарных полевых печей («Вилия»).
После революции в 1918—1920 годах в Смоленской губернии, особенно в ее северо-западных районах, вспыхнул ряд крупных контрреволюционных «кулацко-эсеровских» мятежей, которые были жестоко подавлены.
16 июля 1941 город был оккупирован немецкими войсками. В ходе Смоленско-Рославльской операции, 25 сентября 1943 года соединения 31-й и 5-й армий, форсировав с ходу Днепр, освободили Смоленск.
В 1985 году Смоленск, наряду с Мурманском, успел стать последним городом-героем. А в 1991 году, после распада СССР, он вернулся к привычному для себя статусу пограничного города с таможнями и погранзаставами. К счастью, другие государства на него, кажется, впервые в истории, не претендуют.


Смоленская Крепостная стена

Памятник Фёдору Коню около Громовой башни (1991 г., скульптор О.Комов)

Так как Смоленск все время участвовал в боевых действиях, он, естественно, все время должен быть укреплен. Сколько именно было крепостей, точно неизвестно, но уже в XVII веке на плане города показаны линии укреплений. Остатки земляного вала этого времени сохранились около Авраамиевского монастыря и в парке культуры и отдыха. Остальные укрепления были деревянными и нуждались в модификации. В 1595 году, еще при Федоре Иоанновиче началось подготовка к строительству кирпичной крепости, а в 1596 году в присутствии Бориса Годунова была заложена и сама крепость. Во время ее строительства (до 1602 года) действовал царский указ, запрещавший любое другое каменное строительство по всей стране. Руководителями возведения крепости считались прибывшие по указанию правительства из Москвы Василий Андреевич Звенигородский - официальный представитель государства и начальник строительства, его помощник по хозяйственной части Семен Владимирович Безобразов и казначей Посник Шипилов. Фактическим же руководителем работ являлся Федор Савельевич Конь,  который разработал и осуществил план строительства Смоленской крепости, а его помощником - Нечай Перфирьев.
Федор Конь был выдающимся русским зодчим. Биография его, к сожалению, почти неизвестна. Мы не знаем ни года его рождения, ни времени смерти. По всей вероятности, Федор Савельевич был выходцем из дворовых людей князей Звенигородских, которые имели вотчину в районе Дорогобужа и принимали активное участие в каменном военно-оборонительном строительстве на Руси того времени. Имя Федора Коня упоминается в документах Троицкого монастыря, основанного в 1528 году на довольно оживленном тракте Смоленск-Москва в Болдине, близ Дорогобужа. Ряд исследователей предположительно считают Федора Коня выходцем из этого монастыря.
Первое крупное сооружение, созданное Федором Конем, - Белый город в Москве, возведенный во второй половине 80-х и начале 90-х годов XVI века. Девятикилометровая белокаменная стена с 28 башнями была одним из лучших фортификационных сооружений того времени и высокохудожественным архитектурным произведением. Построив ее, зодчий вписал новую страницу в историю не только русской, но и мировой архитектуры.
И вот теперь Федору Коню предстояло возвести новое грандиозное оборонительное сооружение - Смоленскую крепость.
Прежде чем приступить к работам в Смоленске, зодчий, по-видимому, детально познакомился с Московским Кремлем, который в значительной степени послужил ему образцом. Несомненно, он хорошо знал также и каменные кремли Нижнего Новгорода, Тулы, Коломны, Зарайска, Серпухова, которые были построены раньше Смоленской крепости и считались лучшими образцами военно-инженерных сооружений. Не подлежит сомнению, что Федор Конь был хорошо знаком с приемами строительного искусства итальянцев, которое в те времена занимало одно из ведущих мест в мире. К сожалению, мы не имеем никаких сведений, откуда Федор Савельевич знал эти приемы. То ли от иностранных мастеров, которых работало немало в пределах Московской Руси, то ли ему удалось побывать в Италии. Во всяком случае, Смоленская стена является настолько грандиозным и технически прекрасно выполненным сооружением, что красноречиво свидетельствует о выдающихся познаниях русского зодчего.
План строительства крепости, составленный Федором Конем, характеризует его и как человека, до тонкостей знавшего все сложности организации строительных работ небывалого масштаба, и как крупного военного специалиста, возводившего крепости не только с учетом сложившегося плана города и требований русского военного зодчества, но и в соответствии с достижениями мирового военного искусства той поры.
Планируя крепостную стену в Смоленске, Федор Конь решил использовать прежний опыт: полубутовую кладку, кладку цоколя с валиком, устройство арок на внутренней стороне стены, ограждение боевого хода зубцами в виде ласточкиного хвоста, формы угловых и промежуточных башен, применение белокаменных деталей, контрастно выступающих на фоне кирпичной кладки, и т. д. Но Федор Конь не был бы выдающимся архитектором, если бы только ограничился компиляцией старых сооружений. Зодчий пошел дальше. Он творчески и с присущим ему талантом подошел к накопленному опыту, критически переработал его, внес много нового, не свойственного прежним крепостям. Составленный Федором Конем проект предусматривал, что Смоленская крепостная стена намного будет выше построенных ранее и что башен в ней будет гораздо больше. Если Московский, Новгородский, Тульский и другие кремли имели двухъярусную систему боя, то в Смоленской крепости планировался трехъярусный бой. Это повышало плотность огня, делало крепость более неприступной. Подобных новшеств предусматривалось немало. Смоленская крепостная стена была новым явлением в русской военной архитектуре.

Крепостная стена (фрагмент)

Крепостные стены
Основание стены состоит из дубовых свай, забитых в дно котлована, на юге и востоке стена поставлена прямо на материк. Белокаменный, уширяющийся книзу, цоколь имеет прокладку из 3 - 10 рядов кирпича, над которой расположен белокаменный валик.
Основная часть крепостной стены сложена из обожженного кирпича и представляет собой «кирпичную рубашку»: состоит из двух вертикальных стенок, выложенных из нескольких рядов кирпича. Пространство между стенками засыпалось мелким булыжником, битым кирпичом, осколками белого камня и щебнем. Вся эта масса заливалась бутом (известковым раствором). Получался довольно прочный монолит. Кирпичная кладка, как правило, была горизонтальной. Лишь в северо-восточной части, где стена круто спускалась к Днепру, ряды кирпича наклонны и как бы повторяют рельеф местности, что также способствует исключительной прочности Смоленской крепости.
Толщина стены на одних участках равнялась 5,2 метра, на других - 5 метрам. Завершалась стена боевой площадкой, выстланной кирпичом. Ширина этой площадки между ограждавшими ее с обеих сторон зубцами равнялась 4-4,5 метра. По верху крепости действительно можно было, как говорится в предании, промчаться на тройке.
Высота стены на различных участках также неодинакова – от 13 до 19 метров. Это тоже обуславливалось рельефом местности. Там, где перед стеной простирались овраги и рвы, ее делали ниже и тоньше, потому что такие участки считались менее доступными для неприятеля. А на ровном пространстве ширину и высоту крепости увеличивали.

Крепостная стена (фрагмент)

Внутренняя сторона крепости была выложена в форме аркады – непрерывного ряда плоских, неглубоких ниш в виде арок, многие из которых имели квадратную форму. Аркада украшала крепость. Но она была сделана не ради красоты, а, по-видимому, в целях экономии строительных материалов и в то же время для придания стене необходимой прочности и устойчивости. Кроме того, имелись арки с амбразурами, предназначенными для обстрела противника. Это еще больше усиливало огневую мощь крепости.
В самой стене были устроены ходы сообщения с башнями, а также кладовые для хранения боеприпасов. Особенностью крепостной стены является наличие 3-х уровней боя. Подошвенный бой - это первый ярус обороны крепости. Он был оборудован в прямоугольных печурах ее нижней части. Печуры представляли собой камеры, в которых устанавливались орудия и пищали.
Второй ярус – средний бой – расположен в центре стены. Он размещался в траншеевидных сводчатых камерах в центре стены, в которых стояли орудия. Стрелки поднимались к ним по приставленным деревянным лестницам. Таким образом, бойницы подошвенного и среднего боя чередуются в шахматном порядке. Стрелки поднимались в эти камеры по приставным лестницам. Бойницы обоих ярусов снаружи оформлены двойным рамочным обрамлением из тесаного кирпича, причем рамки среднего боя имеют еще и треугольные фронтончики.

Крепостная стена (фрагмент)

Ведение третьего, «верхнего боя» предусматривалось с боевой площадки. Ее ширина – 4 - 4,5 м. Выход на площадку осуществлялся по каменным «всходам» – внутренним, узким лестницам, расположенных у воротных башен. Боевая площадка была ограждена снаружи чередующимися глухими и боевыми (имевшими удобные бойницы) зубцами. С наружной стороны между зубцами возвышались невысокие кирпичные перекрытия, из-за которых воины стреляли по врагу с колена. На внутренней кромке площадки стояли прямоугольные кирпичные столбы. На них держалась двускатная тесовая крыша. Она предохраняла стоявшие под ней довольно крупного калибра орудия и воинов от ветра, дождя или снега.
Крепость была построена по последнему слову тогдашних достижений фортификационного искусства.
Башни крепости
По окончании постройки Смоленская крепостная стена имела 38 башен. Они стояли примерно в 150-160 м друг от друга.
По форме башни Смоленской крепости делились на четырёхугольные, шестнадцатигранные и круглые (имеющие практически округлую форму).
9 башен были четырёхугольными воротными башнями, то есть имели проезжие ворота: Молоховская, и от неё шли дороги: на запад – Краснинская, на юг – Киевская, на юго-восток – Рославльская; Фроловская (Днепровская), и от неё дороги шли на север и восток; Пятницкая, Пятницкая водяная (Воскресенская), Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская, Никольская и Копытинская. Все они завершались шатрами со смотровыми вышками. В плане воротные башни почти квадратные, Двое из ворот (Молоховские и Фроловские) имели внутри прямой проезд, а остальные – коленчатый для более эффективной их защиты во время нападения на город.

Никольская (воротная) башня

Объемы башен сильно вынесены вперед по отношению к крепостной стене. В убранстве их фасадов использованы ордерные формы, своеобразно переработанные и характерные для зодчества конца XVI – начала XVII века. Углы башен охватывают широкие лопатки, расчлененные на ярусы профилированными поясками. Башни были исполнены в двух или трёх ярусах (кроме Молоховской (4 яруса) и Фроловской (5 ярусов)). Над воротами по православному обычаю снаружи и изнутри города были установлены иконы в особых углублениях.
Наличие проездных ворот в башнях – это в основном указатель того, какое именно предместье было более многочисленно и нуждалось в надёжной связи с крепостью. Главным образом такие башни сконцентрировались на севере и востоке. На юго-западе их было только две: Молоховские и Копытинские ворота, а на западном участке – ни одной. Отсутствие там башен с воротами было спланировано, так как именно с этой стороны к Смоленску обычно подходили захватчики. А для пешеходов в пряслах стены были устроены только форточки, которые при возникновении опасности быстро замуровывались.

Копытенская башня

Из 9 воротных башен сохранились лишь три – трехъярусная Авраамиевская на восточном, двухъярусная Никольская на южном и Копытенская на западном участках крепости. Фасады самой крупной из них, Авраамиевской, разделены на три прясла. В основании зубцов Копытенской башни проходит неширокий пояс. Въездные арки сложены из клинчатых блоков белого камня и фланкированы белокаменными филенчатыми пилястрами, имеющими ярусное деление, над которым сделан профилированный карниз большого выноса. Снаружи въездные арки прикрывались деревянными створками и железными решетками. Над порталами – стрельчатые киоты. Никольская и Копытенская башни украшены также круглыми сквозными и ложными бойницами, размещенными под антаблементом.
Остальные четырёхугольные башни были глухими, то есть не имели проезда. Все были исполнены в четырёх ярусах. Друг от друга различались только по размерам и по степени выноса за внешнюю сторону стены. Таких башен было 13: Волкова, Стефанская, Позднякова, Воронина, Зимбулка, Антифоновская, Маховая, Безымянная (между Молоховской и Кассандаловской), Донец, Бублейка, Безымянная (средняя на месте построенного позже Королевского бастиона), Гуркина и Казанская. Кровли башен были шатровыми, в две доски, без смотровых вышек. Прямоугольные башни имеют плоские перекрытия по балкам.

Башня Донец

Широкие арочные проемы ведут внутрь крепости и на боевую площадку стен. Фасадный декор некоторых из них – Поздняковой, Ворониной – был построен по принципу воротных, с лопатками на углах (не имеющими, однако, ярусного деления) и трехчастным антаблементом. Другие же – Бублейка, Маховая, Зимбулка, Донец – украшены лишь узкими карнизами в основании зубцов.
9 башен крепости были 16-гранными: Веселуха, Орёл, Заалтарная, Долгочевская, Евстафьевская, Грановитая, Громовая и две Безымянные (крайние на месте построенного позже Королевского бастиона).
7 башен были круглыми: Костыревская (существует как заново отстроенная), Кассандаловская, Коломинская, Богословская, Микулинская, Иверовская и Городецкая.

Башня Орёл

Многогранные и круглые башни были устроены с выносом их за линию крепости. Это увеличивало сектор обстрела и давало возможность вести с них огонь и вдоль самой стены. Интересно расположение многогранных башен: они стоят либо стоят по углам крепости – Веселуха (Лучинская), Заалтарная (Белуха), либо выдвинуты в поле – Орел (Городецкая), Громовая (Тупинская). Все они имели деревянные настилы по балкам. Нижние ярусы некоторых из них были перекрыты пологими куполами. Бойницы в широких сводчатых нишах расположены в шахматном порядке.
Самой величественной башней Смоленской крепости были Днепровские ворота (Фроловская башня). Ворота значительно отличались от других башен крепости, как по размерам, так и по особенностям своего устройства. Башня была пятиярусной. В ней, кроме проезжих ворот, имелись также и вторые ворота, створчатые, из бруса, а затем – опускающаяся железная решетка (герса). Башня имела четырехскатную кровлю, а вверху – каменную палатку со сводами, а сверху имелась смотровая площадка (общая высота – 30, 9 м). На вышке висел набатный колокол. Все сооружение венчал двуглавый орел на шпиле. Исследователи предполагают, что именно с нее началось строительство крепости.

Кассандаловская башня (новая постройка)

От Днепровских ворот с запада на восток башни расположены следующим образом: круглая Городецкая (Семеновская), взорвана в 1722 г. «по неосторожности канонира, стоявшего на часах». В 1780–90 гг. на ее месте возведен новый участок крепости. За Пятницкими водяными воротами шла круглая Иверовская (Верженева) башня, разобранная в 1782 г. Она соседствовала с Пятницкими воротами, а за ними располагалась круглая Никольская (Микулинская) башня, взорванная французами в 1812 г. Следующая круглая Богословская башня стояла на повороте крепости, замыкая собой угол (взорвана французами в 1812 г.). Далее – Безымянная четырехугольная, взорванная также в 1812 г. За ней следовала Коломинская (Шейновская) круглая башня. При штурме Смоленска поляками 3 июня 1611 в ней до последнего держался смоленский воевода М. Б. Шеин, пока вместе с семьей не был захвачен неприятелем в плен. В 1830 г. башня из-за ветхости была разобрана. Гуркина четырехугольная башня – названа по имени каменных дел подмастерья Гура Вахрамеева, занимавшегося в конце XVIIв. по приказу Петра I ремонтом крепости. Существовала еще в начале XX в. вблизи Королевского бастиона. Разрушена в 1943 г. фашистами. На месте следующих 3-х башен находятся сейчас фасы Королевского бастиона. В ноябре 1611 г. в период осады Смоленска войсками короля Сигизмунда III при взрыве пострадали три башни – две круглые и одна четырехгранная, на их месте и возвели земляное укрепление с использованием валов. Далее, рядом с Копытенскими воротами, стоит четырехгранная башня Бублейка, а за ней – многогранная Громовая (Тупинская) башня, в которой теперь находится музей - «Смоленск – щит России», филиал Смоленского музея-заповедника.

Громовая башня

Первая музейная экспозиция открылась в Громовой башне еще в 1932 году. В ней был открыт музей социалистического строительства. С 1977 года в башне начала демонстрироваться экспозиция, посвященная боевой истории Смоленска. Спустя десять лет она получила свое нынешнее название: «Смоленск – щит России».
К 400-летнему юбилею Смоленской крепостной стены в башне Громовой была открыта экспозиция, рассказывающая об истории строительства крепости, о ее значении не только для Смоленска, но и всей России в различные исторические эпохи. Посетителям музея предоставляется возможность увидеть уникальный внутренний интерьер башни, пройтись по ее узким крутым лестницам, полюбоваться деревянным шатром изнутри.
Третий ярус башни занимает выставка, на которой представлены комплекты воинского снаряжения, относящиеся к периоду второй половины XIV – начала XV века. Эти экспонаты являются историческими реконструкциями доспехов, характерных для средневековых русских княжеств, воинов Золотой Орды, Великого Литовского княжества и рыцарей Ливонского ордена.
Четвертый ярус башни служит прекрасной смотровой площадкой.

Экспозиция музея

В воскресный день в башне Громовой можно стать зрителем показательных выступлений, проводимых военно-историческим клубом «Порубежье». Доблестные воины разыграют театрализованные сцены средневековой жизни. Гости музея смогут побывать на пиру в боярском тереме, услышать беседы купцов, узнать, какие доспехи и костюмы носили жители Смоленска в ту далекую эпоху. Помимо этого, в программе – средневековые танцы, а также поединки русских, литовских и немецких воинов периода XIV века на различных видах оружия.
Сохранилась и следующая башня Донец, четырехгранная. На месте же соседней круглой Кассандаловской (Артишевской), взорванной в 1812 г., построили через 100 лет к юбилею войны с Наполеоном здание народного училища (ныне музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941 – 45 гг.»). Взорвана была и следующая четырехгранная Безымянная башня. Далее располагались Молоховские ворота. Следующая за ними 4-гранная башня Моховая сохранилась, рядом с ней возвышается земляное укрепление – Шейнов бастион, насыпанный на месте взорванной круглой Грановитой башни в 1633 году. Тогда же была повреждена и соседняя четырехгранная Антифоновская башня; остатки ее разобрали в 1819 г. Многогранная Ефстафьевская башня (Брикарева) просуществовала до 1943 года и была взорвана фашистами.
Время пощадило восточный участок стены с 9-ю башнями, соединенными непрерывной лентой прясел. За Никольскими воротами следуют: четырехгранная Зимбулка, круглая Долгочевская (Шембелева), четырехгранная Воронина, круглая Заалтарная (Белуха), Авраамиевские ворота, круглая башня Орел, четырехгранная Позднякова (Роговка), угловая круглая башня Лучинская (Веселуха). Следующая четырехгранная башня Стефанская взорвана в 1812 г. Далее за Крылошевскими воротами возвышалась Костыревская (Красная) башня, имевшая многогранную форму. Она была разобрана в 1833 г. по ветхости, а в 1834 г. построена новая, в конструктивном плане сильно отличавшаяся от исконных башен Смоленской крепости. Далее следовала Лазаревская воротная башня и, наконец, последняя, расположенная на северном участке у Днепровских ворот — Волкова (Семеновская, Стрелка) четырехгранная башня, разобранная в 1830-х гг., а в 1877 г. вновь восстановленная и в таком виде дожившая до наших дней.
Таким образом, из 38 башен Смоленской крепостной крепости сохранилось лишь 17.

Соборная гора

Соборная гора -  градостроительный ансамбль XII-XVII вв., находится в центре Смоленска и во многом определяет силуэт города. Расположен ансамбль над долиной Днепра на высоком мысу между двумя оврагами, врезанными в береговое плато. Над рельефом местности и ансамблем построек господствует огромное здание Успенского собора. Ансамбль Соборной горы объединяет комплексы собора и архиерейского двора. В XI - XII вв. здесь находился детинец - политический и религиозный центр города. Ров, вал и деревянная стена отделяют его от остальной застройки. Археологические раскопки открыли в вост. части Соборной горы остатки каменного терема, а к юго-западу от собора - фрагменты каменной церкви. В XV-XVI вв., после разорения Смядыни литовцами детинец стал, главным образом, культовым центром, хотя и производил еще впечатление крепости.
Ядро ансамбля – поднявшийся у края холма над долиной Днепра Успенский собор с колокольней. К собору ведёт широкая лестница (1766—1767, архитектор Обухов). Рядом на Соборной Горе находятся также составляющие единый комплекс с Успенским собором
Богоявленский собор (1781—1787) и архиерейский дом (вторая половина XVIII века) с церковью Двенадцати Апостолов и церковью Кирилла и Мефодия. На северном склоне горы (Большая Советская улица) стоит церковь Благовещения (1779), сильно пострадавшая в 1943 году. На южном склоне — церковь Иоанна Предтечи (1703, весь верхний ярус перестроен в 1780-х годах). На юго-восточном склоне горы (улица Красный ручей) находится Амвросиевский родник, считающийся святым источником.

Колокольня

Колокольня Успенского собора  (1660-е гг., 1763-72 гг.) расположена к северо-западу от собора. Выстроена в 1763-72 гг. с использованием частей нижнего яруса старой колокольни, воздвигнутой в 1663-1669 гг. (самое раннее каменное здание Смоленска второй половины XVII в.). Судя по иконе "Авраамий и Меркурий" в Успенском соборе, колокольня и в XVII в. была двухъярусной. С севера к колокольне примыкает небольшой вертикальный объем помещения для часов, установленных в 1791 г.

Успенский собор

Смоленский Успенский кафедральный собор   принадлежит к числу наиболее величественных и знаменитых храмов нашего Отечества. Начало истории собора связано с именем Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает каменный Успенский собор в Смоленске. В Ипатьевской летописи под 1101 годом сообщается, что "в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью". Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии. 
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре 1609 года польское войско осадило Смоленск. Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. 3 июня 1611 г. Смоленск пал, собор был разрушен: собравшиеся в нём горожане предпочли смерть позорному плену и подожгли порох, хранившийся в подвалах храма. С этой героической версией были согласны почти все историки Смоленска. Наиболее прочно закрепил патриотическое значение этого события Н. М. Карамзин: "Ляхи, везде одолевая, стремились к главному храму Богоматери, где заперлись многие из горожан и купцов с их семействами, богатством и пороховою казною. Уже не было спасения - россияне зажгли порох и взлетели на воздух с детьми, имением - и славою".
В 1654 г., после освобождения многострадального Смоленска и возвращения его Москве была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано.

Богоматерь Одигитрия

Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле архиепископа Симеона царь возвел в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были приостановить и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами и, когда стали выше возводить стены, он отделился по вей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ.
В 1712 году старанием преосвященного Дорофея работы сова возобновились. При этом, чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 оду предпринял решительные меры к окончанию строительств собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7 главами. Стены и потолки украшены иконную живописью, расписан иконостас и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу - опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
В 1941 г. Смоленск был оккупирован немецкими войсками. Свято-Успенский собор посетил генерал Гудериан. Позже он вспоминал:
"…Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора. Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей.Нашли церковногоо сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место. Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности.Что стало потом с собором, я не знаю."

Иконостас

По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери - пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые сответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками - окна в два яруса: нижние - с арочным завершением; верхние - круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля - лентами, зубчиками. Собор имеет три портала - входа. Главный, западный портал с застекленным крыльцом, построенном в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами. Убранство барабанов - пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно -собор занимает площадь более 2000 кв.метров. Высота стен четверка - 29, 7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18. 65 м устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых. Над внутренним убранством собора в 1730-40-х годах много потрудились украинские мастера: Сила Михайлович Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.

Запрестольный образ Царицы Небесной

Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами. Между ними резные филенки обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы - гроздья винограда, цветы подсолнечника, дуба, клена. Особенностью резьбы является ее двуслойность: на нижний, ажурный слой сверху наложен еще один слой, глубокий, прозрачный. Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.
Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались. Первая реставрация была произведена в 1767-1772 годах, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.
1820 при Преосвященном Иосифе была "обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены". В 1888 году все иконы были переписаны московским художником Морозовым. В 1900 г. владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.
В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона "Великий Архиерей". Христос изображен сидящим на златокованном богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке. Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов.
В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса - мотивы пышного украинского барокко, повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах.

Плащаница

На левом опорном столбе находится другая святыня смоленского собора - плащаница. ”Положение во гроб”- как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа - плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монатстырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились свои искусством, так же как и мастерские "светлицы" Анастасии Романовны. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой - одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в русском музее (1560). Плащаница, находящася в Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенскй собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленски партизаны отбили наполеоновский обоз и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.

Смоленская икона Божией Матери

К главной святыне Успенского собора - иконе Одигитрии Смоленской -  ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на чугунной площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.
По церковному преданию эта икона была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагал, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году]), когда византийский император
Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну,  ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.
В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь
Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, а Смоленск — градом Пресвятой Богородицы.
Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия Батыя.
В 1404 году последний из Смоленских князей,
Юрий Святославич,  принёс икону в качестве васcального дара великому князю Василию Дмитриевичу  и икона стала храниться в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат. В это время Смоленск был захвачен, и в нём на 110 лет водворилось владычество литовских князей.
В 1456 году смоляне под предводительством епископа Смоленского Мисаила, «били челом» великому князю
Василию Тёмному  с просьбой вернуть им икону. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. Икону с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск.
Первый почитаемый список с иконы был сделан для
Новодевичьего монастыря,  основанного в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы.
Во время Отечественной войны 1812 года икону из Смоленска привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль, а по окончании войны вернули в Смоленск.
Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска, несмотря на его закрытие в 1929 году. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была.


Троицкий монастырь

Ансамбль Соборной горы дополняют здания Свято-Троицкого монастыря  , расположенного к югу от Соборной горы, в непосредственной близости от Свято-Успенского кафедрального Собора.
Мужской Троицкий монастырь был переосвящён из униатского базилианского монастыря в 1669 году и назван в память о древнем Троицком монастыре "на Кловке", который был разрушен во время осады Смоленска в 1633 г. До 1703 года в монастыре жили смоленские архиереи. Первоначально постройки монастыря были деревянными. Каменный
Троицкий собор  построен между 1671 и 1676 гг. по инициативе смоленского митрополита Варсонофия Еропкина на средства из казны, предположительно, московским зодчим Иваном Калининым. В 1697 г. собор был поврежден ураганом, в 1727 г. возобновлен. Видимо, в это время здание было полностью перестроено и получило нынешний облик.
К югу от Троицкого собора находится
церковь Зачатия Анны,  продолженная к западу небольшим корпусом келий. Построена, очевидно, в 1767 г. и с этого времени была больничной.
К северо-западу от собора на другой стороне улицы находится
колокольня,   предположительно датируемая 20-30-ми годами ХVIII в.
Закрыт монастырь был вскоре после октябрьского переворота, и в течение последующих лет здесь находились различные государственные учреждения. Соглашение о возвращении Русской Православной Церкви трех монастырей, в том числе и Троицкого (женского), было подписано в августе 2008 года губернатором Смоленской области Сергеем Владимировичем Антуфьевым и митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, нынешним Патриархом Московским и всея Руси. Со времени подписания документа сделано уже не мало: отреставрирован Анно-Зачатьевский храм, предприняты первые шаги по благоустройство прилегающей территории.


Церковь Петра и Павла

Церковь Петра и Павла  
Как это ни удивительно, учитывая историю почти непрерывных войн, в Смоленске остались три церкви, построенные еще в XII веке. По-видимому, самая старая из них — церковь Петра и Павла, точное время постройки которой неизвестно. Традиционная дата — 1146 год — основана на ошибке интерпретации летописи. Варианты, которые предлагаются: или правление князя Ростислава Смоленского (середина XII века), или 1170-е годы. Церковь находится на правом берегу Днепра (улица Кашена, 20), прямо около железнодорожного вокзала. Зачем ее построили в этом месте — в XII веке на правом берегу не было никакого города — не совсем понятно, одно из предположений состоит в том, что здесь была загородная резиденция князя, использовавшаяся также для охоты.
Церковь Петра и Павла представляет собой кирпичный крестово-купольный одноглавый храм.
В середине XVIII века храм был перестроен и включен в объем примкнувшего с западной стороны храма великомученицы Варвары. Во время Отечественной войны 1812 года храм был разграблен. Восстановлен в 1813 году на средства из казны. В храме в особо устроенном киоте хранилась местно чтимая икона преподобного Нила Столбенского с частицей его святых мощей, а также древняя икона апостолов Петра и Павла. Храм был кафедральным при архиепископе Серафиме (Остроумове) с июля 1927 года до закрытия в 1935 году. В 1943 году во время боев за освобождение Смоленска храм сильно пострадал. В 1962-1963 годах под руководством архитектора П.Д.Барановского Смоленские реставрационные мастерские выполнили работы, вернувшие храму Петра и Павла первоначальный облик.
Богослужение возобновлено в 1991 году.


Церковь Иоанна Богослова на Варяжках

Церковь Иоанна Богослова на Варяжках  находится на левом берегу около нового моста через Днепр (ниже крепости, улица Дзержинского). Церковь была построена во время правления Романа Ростиславича, скорее всего, в 1170е годы. В летописи утверждается, что Роман построил храм для успокоения души. Церковь была похожа на церковь Петра и Павла, но сильно пострадала при различных перестройках: от домонгольских времен остались лишь внешние стены, да и те лишились декора. Своды, глава и внутренние подкупольные столбы переложены в XVIII веке. Церковь представляет собой крестово-купольную одноглавую постройку (типичную для русских храмов XII-XVIII веков). Фасад церкви разделен на три части, в каждой из которых находятся окна. С восточной стороны фасада находится портал. Венчает здание глава шлемовидной формы с массивным восьмигранным барабаном. Вверху находится маленькая главка луковичной формы.
В послереволюционные годы храм закрыт и разграблен. Сильно поврежден в ходе боев за город в 1941-1943 годах – полностью разрушены колокольня, трапезная и придел. В последние десятилетие перед возвращением храма епархии в нем размещался склад строительных материалов Смоленских реставрационных мастерских. Храм передан епархии в мае 1993 года.


Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела (Свирская) -  наверное, наиболее известный памятник древнерусского зодчества в городе Смоленске. Она расположена на западной окраине старого города, окруженного крепостными стенами, у края холма, возвышающегося над поймой Днепра. В позднее время церковь стали называть Свирской. Древнее же её название, по-видимому, церковь чуда архистратига Михаила.
Храм возводился в 1180—90-х годах на западной окраине Смоленска, на высоком берегу речки Смядыни, вблизи ее впадения в Днепр, у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель. Возможно, отсюда возникло еще одно название храма — Свирская церковь. Согласно другой гипотезе один из приделов церкви в XVI веке был посвящён святому преподобному Александру Свирскому.
Заказчиком церкви выступал смоленский князь Давид Ростиславич. Есть свидетельство летописца о том, что храм возводился либо на княжеском дворе, либо совсем рядом с ним:
«Сам бо сяков обычай имееть — по вся дни ходя ко церкви святого архистратига Божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем...». Источники не содержат точных сведений о том, какие мастера были строителями данного храма, но известно, что данное сооружение отличается от сложившийся во второй половине XII века собственной архитектурной школы Смоленска, основанной на византийских и южно-русских традициях. Исследователи подчеркивают, что в основе церкви Михаила Архангела лежит совсем другая традиция архитектурного оформления храмов – полоцкая, которая достаточно сильно отличалась от южнорусской. Вероятно, полоцкое влияние связано с походом Давида Ростиславича 1186 года на Полоцк во главе союзных войск, который был завершен мирным договором и на некоторое время фактическим подчинением Полоцка Смоленску.
О дальнейшей истории храма известно не так много. В 1611 году Свирская церковь была обращена поляками в костел, но затем восстановлена для православного богослужения.
В начале ХVIII века церковь значительно перестраивалась. В 1775-85 годах вокруг храма возвели невысокую сплошную кирпичную ограду с надвратной колокольней в северо-восточном углу.
История церкви Михаила Архангела связана с ныне несуществующим Борисоглебским монастырём. Этот монастырь был построен на Смядыне на месте гибели святого мученика Глеба. Князь Давид до Смоленска княжил в Вышгороде, где хранились мощи первых русских святых. Со временем он перевёз «ветхие раки» в Борисоглебский монастырь. Там же, по преданию, похоронили и самого князя Давида Ростиславовича, принявшего перед смертью монашеский постриг.
Со временем обитель пришла в упадок, и в 1833 году Смоленский губернатор разрешил разбирать развалины древних монастырских построек для добычи каменного бута, необходимого для строительства дороги Москва-Смоленск. В руинах Борисоглебского собора была обнаружена гробница из белого известняка. Большинство ведущих смоленских исследователей-краеведов высказывали мнение о том, что в этой гробнице был захоронен сам князь Давид. Впоследствии гробницу перенесли в церковь Архангела Михаила, где она и находилась вплоть до закрытия храма в первой половине XX века. О нынешней судьбе реликвии ничего неизвестно.
В начале 1960-х годов была проведена реставрация Свирской церкви по проекту П. Д. Барановского. В результате были удалены наслоения XVIII–XIX веков, кровля устроена в формах XVII века – однако, из-за неполноты данных, точное восстановление первоначальных форм невозможно. В 1985 году была закончена реставрация фасадов. В основу проведенных работ был положен принцип фрагментарной реставрации с восстановлением точно документированных элементов декора XII века при сохранении поздних наслоений. В настоящее время продолжается реставрация интерьера храма, которому, по проекту, предполагается вернуть облик XII века. Храм действует.

Спасо-Преображенский собор Авраамиева монастыря

Преображенский Авраамиев монастырь (мужской) -  один из древнейших монастырей Смоленска. Основан в начале XIII века, епископом Игнатием, между 1210 и 1219 годами. При осаде города в 1609-11 гг. постройки монастыря пострадали, а затем он прекратил существование и был возобновлен лишь после 1654 г.
До 1658 года в зданиях монастыря располагался католический доминиканский монастырь («кляштор»).
В 1658 году возрождён как православный монастырь. В 1728 г. при монастыре открылась семинария - первое учебное заведение в Смоленске. До конца XVIII в. на территории монастыря построили несколько каменных семинарских зданий, кельи, дом настоятеля. В 1755 г. выстроен каменный двухэтажный собор.

Собор Спаса Преображения  (1755 г.) - наиболее яркий среди сохранившихся смоленских памятников барокко, с заметным влиянием украинского зодчества. В 1972-74 гг. собор реставрирован.
Монастырь был упразднён в 1917 году и возрождён в 2002 году.

Вознесенский монастырь

Спасо-Вознесенский женский монастырь 
Из всех дореволюционных монархов Смоленск чаще всего посещал Петр I. Еще в свой первый визит он посетил Вознесенский монастырь, где когда-то обучалась грамоте мать будущего императора – Наталья Кирилловна Нарышкина.
Смоленский Вознесенский девичий монастырь (историческое название, Спасо-Вознесенский женский монастырь – современное название) находится в самом городе, на Вознесенской горе. Обитель основана повелением Великого князя Московского Василия III в 1515 году. С 1610 по 1660 гг. в ней размещался монастырь ордена иезуитов. В 1665 г. обитель вновь освящена как православная и преобразована в женский монастырь. Сюда были переведены 22 инокини Оршанского Кутеинского монастыря с игуменией Ираидой (урожденная княжна Куракина).
В 1692 г. началось строительство каменного соборного
Вознесенского храма.  
В 1704 г. соборный, в два этажа храм был освящен: верхняя церковь в честь Вознесения Господня, нижняя – во имя Сергия Радонежского. Во второй половине ХVIII в. с севера к соборному храму пристраивается церковь в честь великомученицы Екатерины.
До 1764 г. обитель была общежительной. В 1812 г. обитель была разорена французами, но в течение года восстановлена. В 1830 г. в восточной стене усердием инокинь, княжен Ширинских-Шихматовых, строится церковь во имя
Ахтырской иконы Божией Матери. 
В 1840 г. стараниями игумении Олимпиады (Лекс), монастырь вновь становится общежительным. В монастыре в 1851 г. начинала свою монашескую жизнь преподобная Рахиль Бородинская. С 1851 г. при монастыре действовало женское духовное училище.
Закрыта обитель в 1929 году. В ней были размещены курсы ПВО и Горсовет ОСО. В 1969 году в здании Вознесенского собора был открыт выставочный зал, который и размещался здесь до недавнего времени. А в храме Ахтырской иконы Божией Матери был центр по охране памятников.
В 2004 г. решением Священного синода открыт Спасо-Вознесенский женский монастырь. В 2006 г. монастырю передана церковь великомученицы Екатерины исторического Вознесенского монастыря. В 2009 году монастырю передан второй этаж Вознесенского собора и храм Ахтырской Божией Матери.
В настоящее время обитель активно восстанавливается. Так, 8 августа 2010 г., в праздник Всех Святых, в земле Смоленской просиявших, состоялся чин освящения звонницы и поднятия колоколов возрождающегося Спасо-Вознесенского женского монастыря. Новая звонница на данный момент является самой большой в Смоленской епархии – она насчитывает 14 колоколов. Колокола были отлиты в лучших мастерских Балтийского литейного завода. Самый большой колокол весит 5 тонн, а общий вес звонницы составляет более 10 тонн.
В начале сентября 2010 года освящён и установлен главный купольный крест Спасо-Вознесенского женского монастыря, который имеет 4 метра в высоту и 3 метра в ширину.
В монастыре совершаются богослужения, при обители работает епархиальная швейная мастерская и иконописная мастерская.

Покровская церковь

Покровская церковь   возведена в 1789-1799 годах возле крепостной стены (рядом с башней Веселуха) на средства священника В. Брянцова из кирпича взамен более древней деревянной. Храм расположен на высоком холме над Днепром и занимает важное место в панораме Смоленска.
Выполнен в стиле позднего барокко, хорошо сохранился.
27 марта 1989 храм с прилегающими к нему строениями передан епархии. Сейчас Покровская церковь является главным храмом Смоленской духовной семинарии.

Церковь Георгия Победоносца

Церковь Георгия Победоносца 
Каменный храм в честь великомученика Георгия Победоносца с приделами великомученика Димитрия Солунского и Владимирской иконы Божией Матери построен в 1782 году усердием священника Гетрашевича. В 1826 году над церковью была выстроена колокольня. Георгиевская церковь является памятником архитектуры барокко.
Георгиевский храм в сентябре 1999 года передан епархии. До этого в нем размещалась дирекция Смоленского специального научно-реставрационного производственного управления (ССНРПУ) Ассоциации «Росреставрация». В настоящее время храм является домовой церковью при общежитии Смоленского межъепархиального духовного училища.

Верхне-Георгиевская церковь

Церковь Георгия Победоносца (Верхне-Георгиевская)  находится в западной части Покровской горы и окружена многоэтажной застройкой. Деревянный Георгиевский (Верхне-Георгиевский) храм был построен здесь в 1784 году. Каменный храм в честь великомученика Георгия Победоносца с приделами во имя Всех Святых и Святого Духа построен в 1810 году на средства купца Стефана Ивановича Сафроненкова. В 1812 году храм разграблен и поврежден французами. После ремонтных работ богослужение было возобновлено в 1820 году. Во второй половине XIX века был кладбищенским и приписным к Нижне-Никольскому, затем в 1896 году обращен в приходской со своим причтом. С начала XIX века рядом с храмом размещается военный госпиталь, действующий до сих пор. В советский период в Георгиевском храме размещался склад. В годы Великой Отечественной войны храм был почти полностью разрушен.
В 1993 году руины храма возвращены епархии. Были проведены реставрационные работы на фасадах и в интерьере храма. В 1997 году восстановленный православной общиной, храм был освящен Митрополитом Смоленский и Калининградским Кириллом.

Нижне-Никольская церковь

Церковь Николая Чудотворца (Нижне-Никольская) 
В XVII в. в Заднепровье располагалась деревянная церковь, которая сгорела 17 марта 1747 г. Церковь Николая Чудотворца (Нижне-Никольская) построена в 1748 году на средства и по заказу купца Ф. Щедрина. Нижняя, теплая церковь посвящена св. Меркурию Смоленскому, а во втором, холодном ярусе устроили церковь Николая Чудотворца. В 1770-е годы на одной оси с церковью, к западу от нее, поставлена надвратная колокольня с двумя примыкающими к ее первому ярусу с севера и юга небольшими пристройками, смыкавшимися с церковной оградой. По заказу смоленского купца Ф. Щедрина в 1748 г. возвели новую каменную двухъярусную церковь. Здание Нижне-Никольской церкви используется под Смоленскую православную гимназию. Требует проведения противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ.

Костел

Польский католический костел 
Одним из интереснейших архитектурных памятников Смоленска является католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, вносящий заметное разнообразие в облик города.
Это прекрасное, величественное, ни на что не похожее в Смоленске здание. Готическая суровость, стрельчатые окна, устремленные ввысь формы костела завораживают.
Рядом с костелом расположено польское католическое кладбище, что придает месту еще большую таинственность, строгость и торжественность. По-прежнему продолжает манить к себе некая сакральная энергетика старого католического чуда. Это необычный и интересный архитектурный памятник, и похвалиться подобным может не каждый город России.
Кладбище при смоленском костеле вообще уникально для России. Отдельный католический погост существует только в двух городах России: один в Смоленске, другой в Санкт-Петербурге. Кладбище появилось при костеле в 30-е годы XIX века. На нем похоронено 6 генералов русской армии, артисты римской оперы, адвокаты, врачи.

Кирха

Лютеранская кирха 
Приграничное расположение Смоленска, занимаемое им вплоть до конца XVIII века, способствовало проникновению в его жизнь различных элементов Западной цивилизации. Близость к Европе на долгое время предопределила сосуществование в городе всех трех течений в христианстве – православия, католицизма и протестантизма.
Одним из самостоятельных направлений протестантизма является лютеранство, возникшее в Германии в XVI веке. Менее чем через два столетия в Смоленске уже существовал евангелическо-лютеранский приход. Был у приверженцев этой религии и свой молельный дом, находившийся в районе Офицерской слободы. Во время Отечественной войны 1812 года старая евангелическо-лютеранская церковь сгорела вместе с квартирой пастора и церковным архивом. В 1814 году сам император Александр I пожертвовал смоленской лютеранской общине пять тысяч рублей для постройки новой церкви. Не последнюю роль в таком внимании центральной власти к нуждам общины сыграло то обстоятельство, что смоленским губернатором в это время был барон Казимир Иванович Аш, лютеранин по вероисповеданию.
На полученные деньги лютеранская община быстро отстроила деревянную церковь, освященную в том же 1814 году пастором Флорентином Моцальским. А спустя тридцать лет, уже Николай I подарил смоленским лютеранам участок земли в центре города для построения каменной церкви на ул. Блонной. Но в связи с отсутствием средств этот участок пустовал в течение 14 лет. Только в мае 1857 года состоялась закладка нового каменного храма. В следующем году строительство приостановилось, и вновь было возобновлено в 1859-м. Освящен Евангелический храм во имя Иисуса был пастором Евгением Гиншей 28 февраля 1860 года. Сравнительно быстрому завершению строительства церкви вновь поспособствовало то, что один из руководителей губернии (вице-губернатор, действительный статский советник фон Мейер) был лютеранином.
В этом же году улица Блонная была переименована в Кирочную (впоследствии ул. Пушкина). Евангелический храм имел 22 метра в длину, девять с половиной – в ширину. Внутренняя высота – восемь метров. На лицевом фронтоне возвышался позолоченный крест, над входом была надпись на немецком языке «Крепкая твердыня – Бог наш». Внутри церкви находился орган, кафедра из полированного дуба. Алтарь был украшен чугунным распятием и светильниками. В зале находилось 25 скамей на 150 человек.
В последнее десятилетие XIX века рядом с кирхой построили два одинаковых корпуса Евангелического общества. Оба здания выходили фасадом на красную линию улицы Пушкина. В одном из них находился дом причта.
Здание кирхи было национализировано и передано военному ведомству в 1919 году. Впоследствии в лютеранском храме располагался кинотеатр, редакция, Дом пионеров, театр кукол. Сегодня в нем – магазин и шахматный клуб. Корпуса же Евангелического общества пострадали во время Великой Отечественной войны. При их восстановлении были несколько изменены фасады. Сегодня в них располагаются магазины.

Памятник героям 1812 г.

Памятник героям 1812 года —  одна из достопримечательностей Смоленска. Официально монумент называется так: «Памятник защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года». Он расположен в Лопатинском саду и знаком каждому смолянину. Памятник выполнен в византийском стиле. Автор проекта — Антонио Адамини.
Памятник, явившийся первым монументом в честь Отечественной войны 1812 года в Смоленске, был открыт в день 29 годовщины освобождения города от французских завоевателей — 5 ноября 1841 года. Открытие памятника сопровождалось праздничным богослужением, крестным ходом, торжественным обедом для губернской элиты и балом.
Памятник отлит из чугуна в Петербурге. Его высота — около 26 метров. Общий вес памятника составляет около 30 тонн. Он представляет сбой восьмигранную усеченную пирамиду на могучем цилиндрическом постаменте, увенчанную луковичной главкой с позолоченным православным крестом. Вокруг средней части пирамиды стоят восемь пар колонн с позолоченными двуглавыми орлами наверху. На восточной стороне помещён список с иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии, а под ней на массивном основании — рельеф с изображением плана Смоленского сражения. Надписи сообщают, что на город напали 111 батальонов, 28 эскадронов неприятеля при 300 орудиях, при этом враг потерял до 20 тысяч человек.
Во время установки памятника вокруг него не было сада, и монумент располагалсься на плац-парадной площади, где проходили военные учения, парады и торжественные молебны смоленского гарнизона. В 1856 году при рытье фундамента под здание мужской гимназии были найдены две французские пушки. Их установили в 1873 г. по сторонам памятника на лафетах, специально отлитых на Брянском арсенале.
В 1919—1928 гг. у памятника похоронили большевика-печатника В. И. Смирнова, председателя губкома РКСМ Е. Ф. Гарабуду и других, в 1970-е гг. сюда перенесли останки секретаря Смоленского обкома ВКП (б) Г. И. Пайтерова, погибшего в 1942 г в Дорогобужском районе. У монумента образовался, таким образом, своеобразный некрополь бойцов революции.
На месте площади в послевоенное время посадили деревья, и она превратилась в один из уголков парка с величественным памятником на центральной аллее.

Сад Блонье —  парк в центре Смоленска, официально был заложен в 1830 году на месте бывшей плац-парадной площади. Но название это гораздо старее. В слове «блонье», безусловно, мерещится что-то французское. Многие исследователи выдвигают смелые версии — вдруг, например, этот уютный сад в центре Смоленска был основан в 1812 году наполеоновскими оккупантами?
Доцент кафедры русского языка и литературы Смоленского университета, чьими трудами были опубликованы несколько выпусков «Словаря смоленских говоров», Анастасия Ильинична Иванова, объясняет происхождение названия следующим образом:
«Слово „Болонье“ — исконно русское. Несомненно, что в прошлом оно имело в русском языке более широкое употребление, о чем свидетельствуют, в частности, данные топонимики… Так, например, в Смоленской области насчитывается 20 сел и деревень, в названии которых отражено интересующее нас слово или производные образования. Только в бывшем Духовщинском уезде есть девять деревень с названием Аболонье… Такая же деревня значится и в бывшем Поречском уезде… В Сычевском уезде известна деревня Заболонье… В числе древних смоленских городов упоминается Оболенск… Материалы письменных памятников и живых современных говоров свидетельствуют о том, что слово „болонье“ имеет несколько значений:…

Памятник М.И.Глинке

1. Сырой луг, низменное, заросшее травой и заливаемое водой место.
2. Открытое пространство, ровная площадка на местности, предместье, окраина города, села…
В „Военном словаре“ Тучкова указывается, что слово „болонье“ — старинное российское слово, значит открытое место перед крепостью или городом, для удобнейшей стрельбы с валов или стен».


Однако в историю не только Смоленска, но и всей России Блонье вошло в 1885 году, когда здесь был торжественно открыт один из первых в нашем государстве монументов — памятник композитору М. И. Глинке.  Памятник Глинке расположен в парке Блонье, напротив здания филармонии. Памятник был создан на добровольные пожертвования в 1883—1885 гг. Торжественное открытие памятника состоялось 20 мая 1885 года при большом стечении народа. Среди присутствовавших были русские композиторы П. И. Чайковский, А. С. Аренский, М. А. Балакирев и другие. Авторы скульптор — А. Р. фон Бок и архитектор — И. С. Богомолов.
Бронзовая скульптура изображает композитора у пюпитра с дирижёрской палочкой в руке. Оригинальная ажурная ограда памятника выполнена в виде нотных строк, на которых бронзовыми знаками записаны 24 отрывка из произведений Глинки.
Два раза в день из динамиков установленных вокруг памятника в определёные часы звучат бессмертные произведения композитора.


Сад Блонье. Олень

Сразу после окончания Великой Отечественной войны в Блонье установили бронзовую статую оленя, вывезенную с дачи Германа Геринга, и двух львов. Это были трофеи, и на оленьем туловище некоторое время даже красовалась надпись: «Подарок из Восточной Пруссии детям Смоленска от гвардейцев Энского корпуса».
Скульптура, изготовленная немецким скульптором Фризе, была установлена в 1909 году перед охотничьим замком кайзера Вильгельма II в Восточной Пруссии. В 1944 году скульптура загадочным образом исчезла и через год была обнаружена красноармейцами на даче Геринга. По одной из версий, красноармеец родом из Смоленска решил, что она достойна украсить его родной город — и скульптуру вывезли в Смоленск.

Музей "Русская старина"

Художественная галерея Смоленского музея-заповедника  располагается в здании бывшиего историко-этнографического музея княгини М.К. Тенишевой “Русская старина”, построенного в 1905 г. по проекту С.В. Малютинаи и М.К. Тенишевой в неорусском стиле. На фоне его стен выделяются нарядные наличники из белого кирпича. Фасады орнаментированы фигурной кирпичной кладкой и зеленым майоликовым валиком, проходящим между цоколем и первым этажом. Примыкающий к основному двухэтажному объему с запада вестибюль проектировали художники А.П. Зиновьев и В.В. Бекетов. Килевидный картуш над главным входом, выполненный из многоцветной керамики, разработан княгиней М.К. Тенишевой, для художественного собрания которой и была возведена эта постройка. На картуше помещен вензель княгини Тенишевой “МК”, надпись “Русская старина” и дата создания музея.
Собрание музея включало несколько тысяч интереснейших памятников декоративно-прикладного и народного искусства, а также иконы, рукописи, оружие. В 1905 г . все они разместились под крышей нового здания. В 1907 г . экспонаты музея М.К. Тенишевой выставлялись в Париже, в Лувре, где коллекция получила высокую оценку знатоков и любителей искусства. В 1911 г . княгиня Тенишева передала богатейшее собрание своего историко-этнографического музея Смоленскому филиалу Московского археологического института с условием, что коллекции останутся в Смоленске и в дальнейшем будут пополняться только предметами русской старины. В день передачи музея М.К. Тенишева преподнесла ключи от него директору Московского археологического института А.И. Успенскому на большом, изготовленном ею для этого торжества эмалевом блюде с надписью: “Придите и владейте, мудрые. Влагаю дар мой в руцы ваша. Блюдите скрыню сию, и да пребудут во веки сокровища ея во граде Смоленске на служение народа русского.”
В 1911 г . в благодарность за передачу городу художественной коллекции смоляне присвоили М.К. Тенишевой звание почетного гражданина города. Ее имя носит улица, на которой расположено здание музея “Русская старина”.
В 1920 г . в здании музея “Русская старина” открылась художественная галерея, основу которой составила часть коллекции М.К. Тенишевой. В 1931 г. картинная галерея и историко-этнографический музей были объединены в музей изобразительных искусств имени Н.К. Крупской.
В основу собрания была положена коллекция живописи княгини М.К. Тенишевой, а также более поздние поступления из Государственного музейного фонда, Третьяковской галереи, Румянцевского музея Москвы.

Экспозиция галереи

В художественной галерее представлена экспозиция русского искусства – от древнерусских икон из тенишевской коллекции до произведений мастеров начала ХХ века.
Полотна В.А. Тропинина, пейзажи И.И. Левитана, портреты И.Е. Репина, скульптуры М.М. Антокольского, шедевры Ф.С. Рокотова, И.К. Айвазовского, В.А. Серова, К.А. Коровина, произведения А.Н. Бенуа, К.А. Сомова, Р.Р. Фалька, Н.К. Рериха… Есть в экспозиции и работы, открывающие новые грани творчества известных художников. Таков, например, “сухопутный” пейзаж И.К. Айвазовского “Зимний обоз в пути”.
В экспозицию советского искусства вошли значительные произведения 1920–80-х гг., в том числе работы смоленских художников.
В двух залах галереи размещена экспозиция западноевропейской живописи XV–XX вв. Эта богатая и разнообразная коллекция отличается не только многочисленностью и полнотой охвата живописных школ (итальянская, голландская, фламандская, испанская, французская, немецкая), но и высочайшим художественным уровнем произведений. Уникальные полотна – “Святая Юста” кисти испанского живописца XVII в. Франсиско де Сурбарана, “Мадонна с младенцем” неизвестного нидерландского мастера XV в. – являются жемчужинами коллекции и составляют предмет гордости музея.
Художественная галерея ведет активную выставочную деятельность. На третьем этаже основного здания расположен выставочный зал, в котором экспонируются произведения из фондов музея-заповедника. В соседнем здании, флигеле, проводятся выставки современных художников.


Музей Коненкова

Музей скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова  посвящен яркому самобытному художнику, неожиданному и оригинальному мыслителю, чье имя известно, без преувеличения, всем ценителям прекрасного. Музей был организован в конце 60-х годов XX в. по инициативе самого скульптора. Выбор города не случаен, поскольку Смоленщина – родина Коненкова. Мастер трепетно относился к своим творениям, волновался за их судьбу. И ему хотелось, чтобы на родине были не только отдельные работы, но и цельное собрание, музей его скульптуры. По желанию Сергея Тимофеевича часть работ из его московской мастерской была передана в Смоленск и разместилась в выбранном самим скульптором старинном здании постройки конца XIX в. Музей скульптуры Коненкова открылся 30 апреля 1973 г. Скульптуры мастера, заполнив залы, сразу же создали особую атмосферу, наполнив пространство красотой, гармонией, теплотой – всем тем, чем жила душа самого Коненкова, и что он передал своим творениям. За долгие годы работы музея его собрание удвоилось. Сейчас коллекция насчитывает свыше 80 уникальных работ, среди которых особым вниманием и любовью посетителей пользуются знаменитые сказочные скульптуры. Для их создания мастер использовал свой любимый материал – дерево, как никто он чувствовал и знал его богатейшие пластические возможности. Близка к сказочным скульптурам и мебель, сделанная из пней, коряг, ветвей деревьев. Каждая из скульптур Коненкова – часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей. Многие произведения возникли как память от встреч с выдающимися современниками. Их немало – “Л.Н. Толстой”, “В.В. Маяковский”, “В.И. Суриков”, “А.В. Луначарский”. Чувством красоты и гармонии наполняют пространство музея прекрасные женские скульптуры. Это источающий тепло человеческого тела дивный торс Айседоры Дункан, “Крылатая”, “Девушка с кукурузой”. Трудно выделить из почти восьмидесяти скульптур какие-то особо, вероятно, это и не нужно. Ведь каждая работа несет свой заряд, создает свою неповторимую – коненковскую – мелодию.

По материалам Википедии и сайтов http://admin.smolensk.ru,

http://sobory.ru, http://drevo-info.ru