Сортавала
— один из из древнейших и красивейших городов Республики Карелия — отличается от
других городов Карелии своеобразием историко-культурного облика, сформированного тремя государствами: Швецией, Финляндией и Россией. Город зародился
во времена шведского владычества, его возрождение и экономическое становление связано с периодом вхождения в состав Российской империи, а своего
расцвета он достиг, будучи одним из уездных городов Финляндии. Город расположен на северо-западном берегу Ладожского озера, по обеим сторонам
залива Вакколахти
озера Ляппяярви (часть Сортавальской губы Ладожского озера). В силу своего исключительного географического положения и благодатных
природных условий территория Сортавала с давних времен была привлекательной для заселения.
Происхождение названия города достоверно не установлено и восполняется обилием преданий, легенд и лингвистических гипотез.
Одна из религиозных легенд связана с близостью к городу Валаамского и Коневецкого монастырей. По этой легенде «сортавала» переводится как
«власть чёрта»
(финское sorta из русского «чёрт», valta — власть) — будто бы именно к этому
берегу причалила изгнанная первыми иноками при освящении Валаама нечистая сила.
По другой версии, авторство которой принадлежит академику Якову Гроту, название происходит от финского причастия sorttawa (рассекающий),
которое могло относиться к разделяющему город на две половины заливу Вакколахти. По третьей версии, топонимы с суффиксом -la в
основном связаны с возникновением постоянных земледельческих поселений. Эти названия часто имеют антропонимическое происхождение, то есть
восходят к имени, фамилии или прозвищу первопоселенца. На основе современных фамилий и письменных источников выявлена группа прибалтийско-финских
отглагольных имён или прозвищ с причастным суффиксом -va. И Sortavala может происходить от имени или прозвища Sortava,
производного от финского глагола sortaa (карельское sordua) со значением «повергать, валить (лес), косить (траву)».
Так или иначе, все версии о прибалтийско-финском происхождении слова «Сортавала» подразумевают его карельскую этимологию. Не исключается и версия
приспособления к карельско-шведскому произношению русского слова Сердоболь-Сердоволь. На севере России словом
«сердоболь»
или «сердобольник» до сих пор называют растение шиповник.
Годом рождения города считается 1632 г., хотя еще в XII-XIII в. на горе Паасо неподалеку от слияния рек Тохмайоки и
Хелюляйоки древние карелы основали укрепленное городище. Городище Паасонвуори находится в аоселке Хелюля, в шести километрах от Сортавала.
Следы пожарища и большое количество хорошо сохранившихся вещей (украшений, оружия и инструментов) указывают на то, что жители покинули городище,
спасаясь бегством, и уже не вернулись сюда. Первое упоминание о поселении в шведских документах относится к 1468 году:
«Не должно наносить никакого вреда в Сортевала»
. Но примерно в то же время территория нынешнего Приладожья оказалась под влиянием Новгорода. В
«Переписной окладной книге Вотской пятины»
1500 года записано:
«В Сердовольском же погосте волости монастырские. Волость Спасская Валаамского монастыря в
Сердоволе…» .
В 1632 году шведы неподалеку от Никольского погоста, административной единицы новгородского времени, центр которого находился на
острове Риеккалансаари в километре от современного города, основали город
Sordavala
. Земли вокруг города были личным владением графов Банеров, а фамильный герб их рода стал основой герба города.
Территория города начинает активно заселяться финнами. В 1721 году Сортавала отходит к России и переименовывается в
Сердоболь
. Во время войны 1742-1743 годов Сердоболь был захвачен шведами и полностью сожжен. После Абосского мирного
договора 1743 года Сердоболь отстраивается заново, но на первых порах представляет собой просто большое селение. В 1783 году по указу
Екатерины Второй Сердоболь становится уездным городом Выборгской губернии, а в 1811 году вместе со всей губернией входит в состав Великого
Княжества Финляндского. На протяжении XIX века, как и предыдущих столетий, основным видом деятельности для города была торговля, чему
способствовало выгодное географическое положение. С 1820 года город становится центром торговли пушниной и зерном.
А начиная с 1840 года в городе проходили самые крупные в Финляндии зимние ярмарки. В ноябре 1893 года в Приладожье пришла железная дорога,
к началу XX века город имел пароходное сообщение с Санкт-Петербургом, Шлиммельбургом, Валаамским и Коневецким монастырями. В 1917 г., после
провозглашения независимости Финляндии, Сердоболь, переименованный в Сортавалу, вернулся в состав Выборгской губернии.
До 40-х годов город активно строился, но после немало пострадал в Зимней войне — с декабря 1939 по февраль 1940 года советская
авиация неоднократно бомбила Сортавала. Самый страшный авианалет был 2 февраля 1940 года. Советская авиация применила зажигательные бомбы.
Центр города был разрушен практически полностью. В результате бомбардировок было уничтожено 72 строения, в том числе
лютеранская церковь, одно из самых красивых в городе зданий. После войны город Сортавала вместе с другими территориями отошел
по мирному договору к СССР, а финское население было эвакуировано. Однако в составе СССР город был недолго — 15 августа 1941 г.
финны вновь овладели городом и ушли только в 1944 году, повторно эвакуировав население. По договору от 19 сентября 1944 г. Северное Приладожье
вновь оказалось в составе СССР. Город же был заселен переселенцами из Ленинграда и других промышленных центров, а так же рабочими и колхозниками
из Украины, Белоруссии, Чувашии, Мордовии и других областей СССР. В Сортавала имеются памятники истории, связанные с событиями Великой Отечественной войны:
мемориальные доски в
честь 168-й дивизии и Ладожской военной флотилии, памятный знак на месте, где располагался полевой штаб обороны в 1941 г., братские могилы советских
солдат и воинские кладбища. В 1990 г. город Сортавала был включен в список исторических городов России. Город часто называют музеем финской
архитектуры под открытым небом. Сейчас Сортавала — единственный в Карелии город, где сохранилась старинная застройка. Практически весь
центр города представляет историческую ценность. Несколько интересных зданий находится в окрестностях города. Это дача доктора Винтера в Таруниеми,
дача Яскеляйнена в Карьявалахти, железнодорожный вокзал в Вяртсиля.
Достопримечательности города Сортавала
Залив Вакколахти делит город на две части — северную и южную. Соединяет их Карельский
мост — один из символов города. На северном берегу залива разместились самые главные достопримечательности Сортавалы. В северной части города находится
автовокзал, а в южной — железнодорожный вокзал.
|
Карельский мост |
Карельский мост
был спроектирован Стокгольмской инженерной конторой «Кристиани и Ниельсен» («Christiani & Nielsen») в 1930-1931 гг. Длина
моста — 200 метров, ширина — 11 метров. У моста шесть опор из сердобольского гранита, добытого на острове Риеккалансаари,
в каменоломнях у деревни Нуккуталахти. Построенный к 300-летию основания города в 1932 году, он был самым длинным в Финляндии. В годы войны,
при отступлении советских войск, мост был частично разрушен. Нынешняя версия моста построена (вернее, перестроена после реконструкции) в 2012 году
Практически вся левая часть побережья залива (в северной части города) является пристанью. Она начинается с маленького причала возле гостиницы «Сеурахуоне».
Далее располагается бон, с
которого ставятся на воду байдарки академической гребли. За боном находится «Спасательная станция» со своим небольшим флотом. Далее
базируются пассажирские катера на подводных крыльях, а еще дальше находится швартовочная пристань для кораблей, пароходов, теплоходов,
рыболовецких судов и т.д. До постройки железной дороги основным путем сообщения города с другими губерниями и Санкт-Петербургом был
водный путь. Знаменитый пароход «Valamo», принадлежавший «Сердобольскому товариществу», курсировал из Санкт-Петербурга через
Шлиссельбург, далее на остров Коневец, заходил в Приозерск (Кёксхольм, Кякисалми), шел на остров Валаам и оттуда приходил в
Сердоболь. Путешествие по Ладоге описано в повести
Н.С.Лескова «Очарованный странник»
: «Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по корабельной
надобности в пристань к Кореле. Здесь многие из нас полюбопытствовали сойти на берег и съездили на бодрых чухонских лошадках в пустынный городок.»
Сейчас дальних теплоходных рейсов нет, все рейсы только на Валаам.
Северная часть — исторический центр города
Здесь, неподалеку от Карельского моста, сконцентрировано больше всего архитектурных памятников. Если посмотреть на карту
района, то можно увидеть, что его геометрия довольно необычна: две центральные площади — Вяйнямёйнена и Кирова — имеют форму треугольников.
|
«Сеурахуоне» |
«Сеурахуоне»
(ул. Карельская, 22) Одно из интересных зданий в «Старом городе» — «Сеурахуоне»
(seura — общество, huone — помещение, зал, комната). Его называли Клубом, Домом
Офицеров и т.д. История строительства здания состоит из двух частей. Первая — строительство в
1908-1909 годах здания Городского Клуба. Архитектором его был ученик Съёстрёма (автора здания
Ратуши) —
Онни Тарьянне
(Onni Alcides Tarjanne). Он был шведом, носил шведскую фамилию Тёрнквист (Tornqvist), но был
настолько предан Финляндии, что в 1906 году сменил фамилию на финскую. Его творения видели все, кто хоть раз бывал в
Хельсинки. Одно из них — Финский Национальный Театр (Suomen Kansallisteatteri).
На втором этапе — в 1938-1939 годах — «Сеурахуоне» приобрело нынешний вид. Архитектором обновленного
здания стал
Эркки Хуттунен
(Erkki Huttunen), который все свои здания проектировал в стиле функционализма.
Под его руководством облик здания полностью изменился. По всей длине южного фасада устроена терраса, с нее к прибрежному парку
(парковый архитектор В.Сивала, 1921 г.) спускается изящная винтовая лестница. Отсюда открывается прекрасный вид на залив. Цоколь и
лестницы фасада выполнены из сердобольского гранита.
Во время Великой Отечественной войны в здании располагались сначала финский разведывательный центр, а затем штаб 168
стрелковой дивизии, сформированной осенью 1939 года в городе
Череповце
и носившей с момента её формирования неофициальное
наименование "Бондаревская" по имени первого командира — Героя Советского Союза Андрея Бондарева.
После войны в здании «Сеурахуоне» располагался гарнизонный Дом Офицеров? а в 1985 году постановлением Совмина Карельской АССР оно было
объявлено памятником архитектуры и взято на государственный учет и охрану. В 2009 году жители Сортавала узнав о том, что
Министерство обороны собирается выставить здание на торги, вышли на митинг и собрали подписи с обращением к Президенту
России о передаче здания городу как социально-культурное учреждение. Дмитрий Медведев (в то время — Президент РФ)
обязал министра обороны разобраться. Теперь «Сеурахуоне» — принадлежащий городу
«Социально-культурный молодежный центр»
(автономного учреждения Сортавальского муниципального района), в составе которого успешно
функционирует
гостиница «Сеурахуоне»
. 16 декабря 1916 года в Сердоболь на Рождественские праздники приезжает семья
Рерихов
и останавливается в гостинице «Сеурахуоне».
Н.К.Рерих
так описывает свою поездку:
«Подошло Рождество, прошли школьные экзамены, Е[лена] И[вановна] решила на праздники ехать в Финляндию. Все гостиницы оказались заняты,
хорошо что Ауэр надоумил ехать в незнакомый нам Сердоболь (Сортавала) на севере Ладоги. Решили, поехали. Конечно, бабушка и тетушки считали
такую морозную поездку сумасшествием. Было 25 мороза по Реомюру. Вагон оказался нетопленным — испортились трубы. Все же доехали
отлично. «Сейрахуоне», гостиница в Сортавале, оказалась совсем пустой. Ладога с бесчисленными скалистыми островами — очаровательна».
В знак уважения к памяти семьи Рекрихов в 1993 году на стене здания «Сеурахуоне»
силами культурного центра «Валаам», Республиканского музея Северного Приладожья и Сортавальского отделения ВООПИК была установлена памятная
гранитная доска.
|
Памятник рунопевцу |
Памятник рунопевцу
(пл. Вяйнемяйнена)
Петри Шемейкки
был легендарным исполнителем карело-финских народных эпических песен — рун. Широкую известность Петри приобрел, когда
в 1900 году в возрасте 84 лет был приглашен на Певческий праздник в Хельсинки. Его исполнение высоко оценил молодой композитор Ян Сибелиус.
Идея увековечить память рунопевца возникла год спустя после его кончины в 1916 году. Инициатором проекта выступил скульптор Алпо Сайло, который
еще в 1908 году встретился с рунопевцем лично и сделал его фотографии и портреты. Но к созданию памятника Шемейкки Сайло удалось приступить только десять лет спустя.
Средства на постройку монумента были получены с завещания судьи Карла Густава Берга и с дохода от проведения Всефинляндского песенного праздника, который
прошел в Сортавале в 1926 году. В 1935 году, когда вся Финляндия отмечала 100-летие первого издания карело-финского народного эпоса «Калевала»
памятник Петри Шемейкки был открыт. Он был установлен в сквере на площади, названной в честь главного героя эпоса.
«Калевала» — Вяйнямёйнена.
|
Банк Финляндии |
Банк Финляндии
(ул. Вяйнямёйнена,4) Позади памятника Петри Шемейкко стоит здание как будто высеченное из скалы. Здание в стиле неоренессанса
было построено в 1915 году для Центрального банка Финляндии архитектором
Уно Вернером Уллбергом (Uno Werner Ullberg)
, шведом по национальности, гражданином Финляндии, строившим в основном в России (Выборг, Сортавала). Композиция здания подчиняется строгой симметрии.
Здание, облицованное серым сердобольским гранитом, производит впечатление монолита. Вход выделен высоким открытым крыльцом. Гранитная лестница украшена высокими парапетными стенками,
на торцах которых выполнены барельефы с монограммами владельцев банка. Подоконная плита, опирающаяся на изящные кронштейны, также из гранита. Межоконные простенки первого этажа,
отделанные гранитными блоками грубой обработки, контрастируют с остальным фасадом из гладких пиленых плит. Композиционным центром интерьера является двух-светный операционный зал,
обшитый деревянными панелями. Одна из достопримечательностей банка — разнообразные по форме печи, облицованные цветными изразцами.
|
Дом Сийтонена |
Дом Сийтонена
(пл.Кирова, 11) Здание Администрации города Сортавала — бывший
«дом купца Ивана Сийтонена»
Фамилия Сийтонен происходит от русской фамилии Сидоров.
Василий Сидоров
еще в XVI веке строил укрепления в районе Sakkola (недалеко от Хельсинки). Сейчас
в Финляндии проживает около 5000 человек по фамилии Сиитонен. «Дом Сийтонена» был построен в 1907 году по проекту
популярного в Выборге архитектора
Пааво Уотилы (Paavo Uotila)
. Это здание с круглыми окнами и необычной формы башенкой — типичный представитель северного модерна.
На первом этаже здания располагались помещения, сдаваемые в аренду под магазины, на
втором и третьем были роскошные апартаменты. Красивый «замок» ныне вмещает в себя всю городскую и районную власть.
|
Дом Леандера |
Дом Леандера
(ул.Карельская, 13) Этот дом известен горожанам как «бывшая милиция».
«Дом Леандера» был построен в 1905 году. Спроектировал его
Элиель Сааринен (Gottlieb Eliel Saarinen)
в содружестве с
Германом Гезелиусом (Herman Ernst Henrik Gesellius)
и
Армасом Линдгреном (Armas Eliel Lindgren)
Карьера Элиела Сааринена, как дизайнера, связана с Национальным Акционерным Банком
(Kansallis-Osake Pankki), который функционировал с 1901 года в деревянном доме Леандера, расположенном на том же
участке. Его директором был брат Элиеля Сааринена — Ханнес (Hannes Saarinen). Для него Элиель сделал проект
внутреннего убранства помещений. В 1905 году банк переехал из старого дома в новый. В 1935 году первый этаж здания
был реконструирован, небольшие окна превратились в витрины. После войны некоторое время здесь располагалась милиция,
сейчас — Сбербанк.
|
Пожарное депо |
Пожарное депо
(ул.Карельская, 15) Одна из самых старых сохранившихся построек в Сортавале — деревянное Пожарное депо с каланчой,
построенное в 1888 году. В Сортавала сохранилось много деревянных зданий. Основная угроза для деревянных построек это, конечно, пожары. Пожарное депо сохранилось, возможно,
благодаря своей основной функция — борьбе с пожарами. Архитектором здания был
Ивар Аминофф (Berndt Ivar Aminoff)
. Этот архитектор известен в городе Сортавала благодаря этому зданию, многим другим деревянным постройкам и капитальному ремонту лютеранской
церкви 1893–1895 гг. К сожалению, церковь также сгорела после бомбардировки города советскими войсками 2 февраля 1940 года. Об этом событии осталась памятная табличка у подножия
горы, где она стояла. Сейчас на её местерасположен Детский дом.
|
Объединенный Банк Северных Стран |
Объединенный Банк Северных Стран
(ул.Карельская, 19) Напротив парка треугольной площади Кирова (kauppa-tori), стоит красивое здание, больше напоминающее небольшой замок с
башенками по краям и «глазом» мансардного окна. В послевоенное время это здание было отдано под почтовое отделение, которое находится здесь и по сей день. В простонародье оно
так и называется — «Почта». Построено это здание было в 1913 году по проекту
Уно Вернера Уллберга
и выполнено в стиле северного модерна или национального (финского) романтизма. Заказчиками выступали Сортавальские филиалы Объединенного
Финского Банка и Акционерного Банка Северных Стран. После провозглашения независимости Финляндии многие банки объединялись. Так же поступили и эти банки. В 1919 году
образовался «новый» Объединенный Банк Северных Стран. На фасаде здания несколько интересных «штрихов», подчеркивающих индивидуальность здания: вензель
SF
(Suomi Finland), снизу два «рога изобилия».
|
Дом Туркама |
Дом Туркама
(ул.Карельская, 21) «Дом Туркама» (Turkaman funkistalo) построен в 1937 году
Эрки Хуттуненым (Erkki Huttunen)
. Красивый, белый, он в то время резко выделялся среди остальных построек. Впервые на
фасаде появились большая лоджия и балконы. Теперь балконы и лоджии есть практически у всех, и удивить этим «изыском»
невозможно, а тогда это было в новинку. По форме и по стилю дом очень напоминает «Сеурахуоне», выполнен в том же стиле
функционализма. Но эти здания недолго были белыми, модными и красивыми — началась война, многие здания горели,
рушились. «Дом Туркама» лишился красивых лоджий и балконов, а после войны при восстановлении было решено оставить
«ровный» фасад.
|
Церковь Николая Чудотворца |
Церковь Николая Чудотворца
(ул. Горького, 31) Православная церковь Николая Чудотворца — одна из первых каменных построек в городе.
Церковь находится в центре города, в сквере. У этой церкви очень интересная история.
К середине XIX века существовавшая в городе православная
церковь Петра и Павла
, построенная из дерева в 1785 году на мысу Кирккониеми, обветшала и грозила рухнуть. В августе 1860 года было
принято решение о строительстве новой каменной. Но большое строительство было не под силу малочисленному городскому приходу. Помог случай.
Петербургский купец
Григорий Петрович Елисеев
(1804-1892), вместе с братом Степаном Петровичем (1806-1879) Елисеевы возглавлявший
торговый дом
"Братья Елисеевы"
, выиграл крупную сумму в денежной лотерее. По совету Митрополита Петербургского, Новгородского и Финляндского
Исидора он решил пожертвовать выигрыш на строительство новой церкви. По представлению
митрополита Исидора за строительство церкви в Сердоболе братья стали кавалерами орденов: старший, Григорий Петрович, получил орден
Владимира IV степени, а Степан — Анны II степени. Елисеевы не оставили церковь без своего участия после ее
строительства: снабжали денежными средствами, производили ремонты, передавали масло и церковное вино.
Не так просто шел и выбор места под строительство новой церкви. Первоначально выбранный участок рядом со старой церковью оказался
непригодным. Затем подыскали новое место на пересечении улиц Александровской (ул. Гагарина) и Церковной (ул. Горького),
напротив лютеранской колокольни. В конце концов был выбран участок в квартале XI, на теперешнем месте.
Трижды менялиcm архитекторs, по проектам которых планировалось строить новую церковь. В результате был выран проект русского
архитектора статского советника
Николая Павловича Гребенко
(1820-1880). Он был известен строительством церквей Петербурга и
реконструкцией дома купцов Елисеевых на Невском проспекте, а также другими постройками. Проект был утвержден 6 ноября 1869 года.
Cтроительство велось три года. 14 июля 1873 года храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским, Новгородским и
Финляндским Исидором во имя Святых апостолов Петра и Павла. Иконостас церкви также спроектировал Н.П.Гребенко. Главный иконостас
был двухъярусным, а в боковых пределах одноярусными. По рисункам архитектора резные и позолотные иконостасы были изготовлены
поставщиком двора Его Императорского Высочества Великого князя Константина Николаевича позолотных дел мастером К.Серебряковым.
Иконы написал академик художник Павел Саввич Шильцов (1820-1893). Он был портретистом, преподавал живопись
в Школе общества поощрения художеств, а известен росписью Успенского кафедрального собора в Хельсинки.
К сожалению, родной иконостас церкви не сохранился. В 1925 году Петропавловская церковь стала собором Финской православной церкви.
В военные годы (1939-1940 и 1941-1945) здание церкви не пострадало. А в 1947 г. митрополит Нектарий освятили главный престол во имя
Николая Чудотворца
. Церковь возведена из камня и оштукатурена. Здание представляет собой вытянутую по одной оси
многообъемную композицию: к основному объему здания церкви с востока примыкает трехгранный алтарь, меньшей высоты, с
запада — колокольня, которая завершается четырехгранным шатром. Объем собственно церкви, имеющий в плане
форму креста, отличается наибольшими размерами по ширине. Он увенчан куполом на восьмигранном световом барабане, окна
которого ориентированы по сторонам света. Четыре главы, расположенные рядом с куполом, слабо выражены и играют
декоративную роль, отвечая требованию официального пятиглавия. В декоративном решении церкви использованы элементы
разных стилей: классицизма, барокко, византийской архитектуры.
|
Хельсинский Акционерный банк |
Хельсинский Акционерный банк
(пл.Кирова, 7) На углу улицы Комсомольской (Turunkatu) и площади Кирова (Kauppatori — (бывш.)Рыночная площадь)
стоит здание, на крыше которого установлен «шприц»
. Однако, никакого отношения к аптеке или больнице здание не имеет. На самом деле на крыше установлена застекленная башенка-фонарь.
Здание было построено в 1936 году для
Ассоциации Банков
. В 20-х годах прошлого столетия банки имели тенденцию объединяться в Ассоциации. Так из нескольких банков образовался Хельсинский Акционерный
(Инвестиционный) Банк. Руководителем Ассоциации и председателем правления был
Карл Густав Эмиль Маннергейм
. Правда, когда это здание построили, он уже был председателем Совета обороны. Спроектировал здание
Рунар Финниля (Runar Valfrid Finnila)
, известный в Финляндии предприниматель, архитектор и фотограф-любитель. Он проектировал здания банковских учреждений, заводы, рестораны и жилые дома.
Сейчас в этом здании располагаются детская библиотека и небольшие магазинчики.
|
Управление Православной церкви |
Управление Православной церкви и Церковь Иоанна Богослова
(ул. Кирова, 6-6А) Второй каменный сортавальский храм — церковь Святого Апостола Иоанна Богослова — расположен
в старой части города. Еще с середины XVII века здесь строились церкви: первая была лютеранская, затем греко-католическая,
простоявшая здесь до 1877 года, затембыла построена маленькая учебная церковь из красного кирпича. Близость Валаамского монастыря
предопределила переезд Управления Православия из Хельсинки в Сортавала. В начале 30-х годов прошлого столетия город начал готовиться
к 300-летней годовщине, развернулось широкомасштабное строительство. В том числе в 1931 году по проекту выборгского архитектора
Юхани Вийсте (Juhani Oskari Vihtori Viiste)
был построен комплекс зданий Финляндской православной церкви,
состоящий из Управления православной церкви и церкви при Управлении. Здание Управления расположено по красной линии улицы Кирова,
церковь — позади него, в глубине участка. Вид на нее с улицы открывается через высокую арку Управления. Церковь поставлена не по
канонам, в соответствии с которыми алтарная часть должна быть ориентирована на восток, входная — на запад, а с поправкой на
координаты сложившейся уличной сети.
|
Церковь Иоанна Богослова |
В конце XVIII века на этом месте стояла деревянная церковь, которая была разобрана за ветхостью. Ее
колокола были перенесены на колокольню возведенной к тому времени церкви Петра и
Павла (ныне — Никольская). Проектируя каменную церковь Иоанна Богослова, Вийсте хотел повторить деревянный прототип,
но сделал он это с применением композиционных приемов финского деревянного зодчества XVII в. Постройка состояла из основного объема,
имеющего форму параллелепипеда, колокольни с восьмигранным шатровым завершением, построенной по принципу «восьмерик на
четверике», и пятигранного алтаря. Алтарь в интерьере был открытым и отгораживался лишь низкой преградой. Со зданием
Управления церковь была соединена колонным переходом.
Церковь освятили в 1932 г., до 1940 г. в ней проводили службу учащиеся духовной семинарии. В послевоенное время здание было передано
Cортавальскому кинопрокату. Внутреннее храмовое пространство было поделено на этажи в связи с новой функцией. Пристройки и перепланировки
сильно исказили как внешний облик памятника, так и его интерьер. В 1992 г. храм был возвращен Русской Православной церкви. С 1994 г.
приход Никольской церкви занимается его восстановлением: разобраны перекрытия, заложены дополнительно устроенные оконные и дверные проемы,
демонтирован балкон, заменена система отопления, устроен новый иконостас и престол, заказаны иконы. Сейчас зданию практически возвращен
первоначальный облик.
Культурно-выставочный центр имени Гоголева К.А.
Музей частной коллекции Кронида Гоголева
расположен в старинном здании (ek/ Комсомольская, 6) финской застройки 1899 года (бывший магазин скобяных
изделий акционерного общества братьев Кивинен «Veljekset Kivinen»). Здесь хранится и доступна для осмотра уникальная коллекция Народного художника
России Кронида Александровича Гоголева (1926-2013) — мастера рельефной резьбы по дереву.
Вырезанные из дерева картины посвящены Карелии, родному городу Сортавала, суровой ладожской природе, есть картины-иллюстрации к карельскому эпосу
«Калевала». Многие работы мастера посвящены народному быту северной деревни, с его своеобразной красотой и мудрым жизненным укладом, со
сложившимися многовековыми традициями и простыми, будничными делами. Вырезал художник и фигурки сказочных персонажей, и предметы
быта — светильники, подсвечники, оправы для часов.
Родился Кронид Александрович 13 июля 1926 года в Новгородской губернии в семье бывшего священника. Отец дал ему редкое имя Кронид ("Зевс").
В шестнадцать лет юноша попал на фронт, участвовал в боях за освобождение Ленинградской области, Эстонии, Польши, Восточной Пруссии. Войну
закончил в Германии. Был ранен, контужен, награжден многими боевыми наградами. В 1953 году Кронид Гоголев поступил в Ленинградское
художественно-графическое педагогическое училище. Получив хорошую педагогическую подготовку, он уехал по приглашению в Карелию. Четыре года работал
в поселке Кестеньга, затем переехал в г. Сортавала. Одновременно преподавал в школе и студии самодеятельных художников, заочно учился в
Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена. В сентябре 1967 года К.Гоголев организовал детскую художественную школу, прославившую
г. Сортавала и своего талантливого директора на всю страну. Кронид Александрович, обладающий большим даром педагога, преподавал в ней в течение
20 лет. Как о самобытном художнике, развивающем традиции народного искусства, о Гоголеве заговорили еще в 1984 году после двух его
персональных выставок в Москве.
«Это открытие! Это возрождение утерянных достижений русской школы резьбы по дереву, но на новом
уровне» , — таково было мнение специалистов. В 1985 году Кронид Александрович стал
членом Союза художников СССР.
В каждой из работ мастера есть свои уникальные особенности, но объединяет их особая наблюдательность и трепетное отношение ко всему,
что создано природой. Кронид Гоголев умел виртуозно использовать пластику, фактуру, теплоту дерева, выделяя в глубоких многослойных рельефах
из липы или ольхи могучую природную силу. Дерево — щедрый материал, оно впитывает в себя энергию художника, его талант и мастерство,
и, осматривая экспозицию, каждый получает частичку этого дара, умиротворение и радость.
|
Ратуша |
Ратуша
На улице Ленина, в тихом маленьком парке стоит небольшоедеревянное здание.
Сейчас это — городская библиотека, а когда-то в нем располагалась городская Ратуша. Автором проекта Ратуши
был 42-летний старший преподаватель Политехнического Института в Хельсинки —
Франс Анатолиус Съёстрём
(Sjostrom Frans Anatolius). В Ратуше располагался кабинет бургомистра (мэра города), комната для заседаний городского
и уездного суда, архивы магистрата и городской думы. За два года до постройки Ратуши, в Сортавала, был организован
историко-этнографический музей. Его целью было поднятие финского народного самосознания. У музея сразу же появились
серьёзные покровители, и как только здание Ратуши было закончено, музей переехал под государственную крышу. Огромную
роль в развитии музея сыграла
Элизабет Халлонблад
(Elisabet Hallonblad). Магистрат заседал в правой части здания.
А в просторном зале (ныне заставленном стеллажами с книгами) с большими окнам, смотрящими в парк, проходили приемы, банкеты,
праздники, вечера, выставки, концерты и даже театрализованные представления. Ратуша была центром культурных и светских
мероприятий. Здесь же в 1932 году праздновалось 300-летие города. После войны здесь располагался парткомитет, а позднее
здание полностью было передано библиотеке.
|
Лицей и гимназия |
«Мужской лицей» и «Женская гимназия»
(ул. Гагарина, 12, 14) Это место называется Кисамяки (kisa — веселье, игра,
празднование). Оба здания спроектировал один архитектор —
Жакоб Аренберг (Johan Jacob Ahrenberg)
, талантливый и разносторонний человек. Он и художник, и писатель, и ученый и прекрасный
архитектор. Первое здание — мужской Лицей, построенный в 1901 году. Второе — женская Гимназия,
построенная в 1911 году. В годы Зимней и Второй Мировой войн этим зданиям крепко досталось от всех — и от финнов,
и от русских, и от немцев. После войны их достаточно быстро восстановили, но к концу XX века здания обветшали. Их понемногу
восстанавливают. Оба здания по-прежнему выполняют роль учебных заведений.
Кстати, выпускником лицея был писатель
Альгот Тиетявяйнен
(печатался под псевдонимом Майю Лассила), по книге которого в СССР была снята замечательная комедия «За спичками».
|
Кухавуори |
Парк Ваккосалми, гора Кухавуори
Парк Ваккосалми хоть и находится в центральной части Сортавалы, местами напоминает скорее типичный карельский
лес с бесконечными соснами, елями и березами. Главная ценность парка обусловлена его местоположением на вершине Горы Кухавуори
(фин. kuha
— судак). Отсюда открываются потрясающие виды на город. Западный склон холма спускается к озеру
Айранне, а северо-восточный — к заливу Ладожского озера Ваккосалми, который, собственно, и дал парку название. Эти два водоема
соединяются ручьем Вакко — естественной границей парка на северо-востоке. Благодаря тому, что холм имеет очень удобную продолговатую форму,
чтобы гулять по парку, нужно преодолеть лишь один крутой подъем. Эту задачу облегчает построенная в 1927 году бетонная лестница на 182 ступеньки.
Парк был разбит в 1874 г. по инициативе трёх приятелей: судьи Берга, городского врача Хяльстрема и лектора учительской семинарии Генеца. В 1894
году город получил право на организацию и проведение 9-го Всефинлянского песенного праздника, посвященого карело-финскому эпосу «Калевала»
намеченного на 1896 год. К этому событию по проекту архитектора Бломстедта в 1896 г. в парке Ваккосалми была построена хоровая сцена (
Певческое поле
), а на горе Кухавуори — 20-метровая смотровая башня. Это было деревянное сооружение, каких много в
Финских городах. Башня была построена с расчетом, что и через 100 лет никакие деревья не помешают любоваться городом и окрестностями. Её разобрали
в середине прошлого века, после войны.
|
Больницы |
«Общественная больница» и «Больница сестер милосердия»
(ул. Парковая, д. 5, д. 1)
По инициативе доктора Винтера в 1898 году началось проектирование каменной окружной больницы, строительство которой
завершилось в 1901 году. Автором проекта стал финский архитектор
Магнус Съерфбек
Она называлась «Общественной больницей» и располагалась в парке. Больница принимала до 50 человек
и имела свою котельную, сауну, прачечнуюая. В 1902 году открылось родильное отделение, а в 1908 году — первый в
Финляндии рентгеновский кабинет. И все-таки эта больница была не для всех, как, кстати, и в советское время, когда назывался
«Госпиталем». Для обычных граждан в 1907 году ближе к железной дороге была построена другая больница
по проекту архитектора
Оливии Матильды Лённ
. Строительство финансировало Сортавальское Евангелистическое общество. Тогда она называлась
«Больницей сестер милосердия». При ней было открыто туберкулёзное отделение. До недавних пор эта больница была центральной в городе.
Кюммеля — южная часть города
Этот район отличается преимущественно деревянной застройкой, причем даже обычные жилые дома частного сектора могут выглядеть
достаточно интересно — затейливая резьба, наличники...
|
«Дом доктора Винтера» |
«Дом доктора Винтера» (Музей Северного Приладожья)
(наб. Ладожской флотилии, 5) Этот дом когда-то принадлежал доктору Густаву Йоханнесу Винтеру. Построено здание было в 1900 году по проекту
двух архитекторов — Алана Шульмана и Эмиля Густавсена. В 1920 дом приобрело Сортавальское торговое общество и приспособило его под
Торговую школу. Она просуществовала практически до войны. В советский период с 1944 по 1952 год это был «Дом Малютки», затем три комнаты отдали
под «Дом Пионеров», а остальную часть — в жильё. В конце 50-х здесь открыли детский садик. С 1988 по 1991 год в здании работала станция
юных техников. А в октябре 1992 года здесь открылся
Региональный (Республиканский) Музей Северного Приладожья.
Его коллекция весьма богата для учреждения, работающего в небольшом райцентре. Но в этом нет ничего удивительного,
учитывая количество исторических событий, произошедших на этом клочке Карелии. Местная природа тоже весьма щедра — львиную долю
экспонатов составляют горные породы и минералы. И, конечно, Северное Приладожье — регион хоть и не самый густонаселенный, но талантов
здесь всегда было (и есть) предостаточно. Именно эти три столпа (история, природа и люди) составляют основу экспозиции музея. В историческом
отделе представлены наконечник копья XIII века, фрагменты шведских доспехов XII столетия, колокол, подарок Сортавале от короля Швеции
Густава II Адольфа. Много экспонатов, рассказывающих об этапах заселения региона, обычаях и особенностях быта местных жителей.
В разделе о природе хранится коллекция минералов «Каменные ключи Сортавала» из более чем 400 образцов. Сложно не удивиться богатству
Приладожья: помимо редких сердобольского гранита, ювеньского и рускеальского мрамора, тут есть и совсем эксклюзивный экспонат
сортавалит
— горная порода, названая в честь города.
Еще один раздел музея посвящен искусству. Большая его часть — работы Георгия Стронка, народного художника Карелии. Это графические
иллюстрации по мотивам эпоса «Калевала». Значительный вклад в экспозицию внесли работы последователя Рериха — Бориса
Смирнова-Русецкого.
|
«Ладожская крепость» |
«Ладожская крепость»
(ул. Советских космонавтов, 33)
Красивое, стоящее углом здание Торгового Техникума — бывшее здание
шюцкоровской организации «Ладожская крепость»
, построенное в 1931 году архитекторами
Фростерусом
и
Грипенбергом
. Шюцкор — это финская военизированная организация, созданная на основе
добровольческих отрядов (белая гвардия), участвовавших в подавлении финляндской революции 1917 года. В том же году осенью
Шюцкор появился и в Сортавала, а уже в январе 1918 года шюцкоровцы разоружили гарнизон русских солдат. В 1927 году Шюцкор
был объявлен вспомогательной частью национальной обороны. Существовала женская организация Шюцкора
«Лотта Свярд»
, руководителем которой с 1929 года и до роспуска в 1944 году была
Фанни Луукконен
, которая с 1912 года являлась старшим преподавателем в школе для девочек Сортавальской
учительской семинарии. 3 ноября 1944 организация была распущена по условиям советско-финляндского перемирия.
Если внимательно рассмотреть фасад «Ладожской крепости», то можно увидеть на нем лепнину, изображающую
фасции
, или
ликторский пучок
— прутья, перевязанные лентой, с топориком в центре. Этот древний символ, использовавшийся
еще этрусками и римлянами, позаимствовали представители итальянского фашизма в качестве символа единства нации и государственной власти.
В Советском Союзе ликторский пучок был запрещен, как и свастика, однако на этом здании он уцелел.
|
Гостиница «Ладога» |
Гостиница «Ладога»
(ул. Карельская, 12) Когда-то гостиница называлась
«Hospiz»
. Здание выполнено в стиле функционализма. Спроектировала её
Элси Борг (Elsi Naemi Borg)
в 1939 году. Откуда возникло такое название — Hospiz? Здание при постройке
принадлежало женскому христианскому союзу и подразумевало под собой молельный дом и приют для страждущих. Разумеется,
плата за проживание все равно взималась. В конце 70-х годов прошлого века встал вопрос о расширении
гостиницы «Ладога»
, так как она была единственной в городе. Расширение планировалось масштабное: гостиничный комплекс
на 240 человек, двухэтажный ресторан на такое же количество людей, сервисный блок и т.д. Но все так и осталось на бумаге.
|
Народная школа |
Народная школа
(наб. Ладожской флотилии, 2)
Основная доминанта Кюммеля — Народная школа (Kansakoulu), в настоящее время Школа № 1. Построена она была в 1929 году архитектором
Юрьё Васкиненым (Yrjo A. Vaskinen)
в стиле неоклассицизма. Народная школа должна была быть монументальной, классической, но в то же время уютной и комфортной. Просторные
кабинеты, высокие потолки, мраморные лестницы — все было сделано для того, чтобы каждый понимал огромную значимость процесса обучения.
|
Лесное управление |
Деревянная архитекура Кюммеля
Часть деревянных зданий в Кюммеля принадлежали Сортавальской Учительской Семинарии. В начале XIX века
Александр I даровал
Финляндии автономию. В 1858 году Александром II
было опубликовано Высочайшее объявление, в котором была глава «Об основаниях устройства народного образования
в Великом княжестве Финляндском», и вскоре принято решение открыть учительские семинарии в разных уездах Финляндии. В Сортавале
Учительская семинария была открыта в 1880 году. Причиной послужило ходатайство сортавальской общественности и, в первую очередь, известных в городе
меценатов Халлонблад: Генрих был государственный советник, а его жена Элизабет — дочь сортавальского купца Сийтонена. Они предоставили участок
своей земли в районе Кюммеля и 200000 марок. Уже через несколько лет семинария представляла собой маленький городок из 60 деревянных строений.
Ее территорию насквозь пересекала Семинарская ул. (ныне Советская) длиной почти в 1 км, по обеим сторонам которой размещались учебные корпуса,
спортивный зал, столовая, мастерские, актовый зал, теплицы, оранжерея и садовые участки. В районе семинарии появились первые в городе водопровод,
начавший действовать в 1891 году, и водонапорная башня. Обучение в семинарии было раздельным — корпуса делились на мужские и женские.
Семинаристы изучали педагогику, анатомию, физиологию, гимнастику, естественные науки, религии, в том числе основы православия, финский и русский языки,
ручной труд и рисование, математику и музыку. Преподавание велось на финском и русском языках. Стараниями педагогов в городе в районе Кюммеля
была открыта редакция и начала выходить первая в городе газета «Laatokka». Наличие своего театра позволило привлечь в город артистов и открыть
собственную оперу. Увлечение музыкой у студентов учительской семинарии было очень популярно. Многие занимались хоровым пением. Были в семинарии
и свои музыкальные традиции. Например, каждый первомай в 7 утра студенты поднимались на Кухавуори в парке Ваккосалми и совершали там утреннее песнопение.
Учительская семинария функционировала до 1944 года, было совершено 60 выпусков, подготовлено 2800 педагогов. Одним из наиболее знаменитых
выпускников этого заведения можно назвать Майю Лассила
(настоящее имя — Альгот Тиетявяйнен), известного финского писателя, автора романа «За
спичками», в честь которого на стене одного из бывших корпусов установлена памятная доска.
В 1917 году с работой учебных заведений Сортавалы
знакомился Н.К.Рерих. В Сертификате, выданном Комитетом Всероссийского Общества поощрения художеств, говорилось:
«Этот сертификат выдан Господину Н.Рериху, Директору Школы Поощрения Художеств в России, который послан
в Финляндию для посещения финских и ряда различных художественно-промышленных школ».
Н.К.Рерих дал высокую оценку Учительской семинарии Сортавалы в Докладной записке Педагогическому Совету школы:
«И с грустью осматривал я в Финляндии прекрасные здания Сердобольского уездного Училища и Семинарии. Наше
численно и внутренно крупное учреждение обставлено бесконечно бедно сравнительно с этими провинциальными Школами».
До наших дней из семинарских зданий сохранились
единицы. Большая часть их сгорела при бомбёжке города в 1940 году. В наше время основные учебные корпуса находятся на
территории Пограничного гарнизона и посмотреть их можно только издалека. Один из сохранившихся корпусов учительской семинарии (ул. Ладожская, 1) в начале XX века
служил гостиницей при железнодорожном вокзале, позднее здесь разместилось Лесное управление.
В окрестностях города
|
Церковь Николая Чудотворца |
Церковь Николая Чудотворца (подворье Валаамского монастыря)
Третий храм Сортавала — церковь Николая Чудотворца — возведена на острове Риеккалансаари
на месте Сердобольско-Никольского погоста, который упоминается в письменном источнике 1500 г. Ранее считалось, что церковь
была построена в 1900 г., но на основании последующих исследований был сделан вывод, что она уже существовала во второй половине
XVIII в. На протяжении двух столетий церковь пережила ряд этапов по перестройке и ремонту, в советские времена здание церкви
приспособили под клуб и библиотеку. В 1993 г. обветшавшее здание передали
Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю
. В настоящее время здесь находится Сердобольское Никольское подворье монастыря. В прошлом году закончилась реставрация церкви.
Обновленный храм представляет собой деревянную постройку, состоящую из расположенных по одной оси четырех объемов: основного
объема церкви, трапезной, алтаря и колокольни. Особое значение в композиции церкви отведено колокольне, как высотной доминанте,
что позволяет ей служить ориентиром со стороны Ладожского озера. На отведенном монастырю участке планируются работы по развитию
монастырского подворья: строительство братского корпуса и хозяйственных построек.
|
Паасонвуори |
Гора Паасо (Паасонвуори)
Гора Паасо, высота которой 79,2 метра, находится на границе Сортавалы и поселка Хелюля. Единого мнения по поводу названия
горы нет: одни предполагают его заимствование от русского слова «погост», другие считают, что оно отражает тесную связь с реальными особенностями
местности (паасо — «небольшой камень, плоский камень, голыш», «широкий плоский камень, плита»). На горе Паасо расположен
археологический памятник — городище Паасонвуори
(XII —XIII вв.). Площадь его около 1000 кв.метров. На городище археологами были собраны типичные для древнекарельской
культуры вещи: застежки-фибулы, цепедержатели, серебряные бусы, медные спирали, ножи с медными орнаментированными рукоятями, а также предметы
вооружения: обломок меча, боевые топоры, наконечники стрел и копий. Однако последних удивительно мало, хотя Паасо — памятник оборонительного
значения. Находки свидетельствуют о занятии жителей земледелием, охотой, рыболовством и, кроме того, о производстве ими железа, волочении медной проволоки.
Много обнаружено железных спиц, которыми прикреплялась льняная кудель к прялке. Большое число серебряных и медных ювелирных изделий, хорошо сохранившийся
разнотипный инвентарь, отчетливо выраженные следы пожарища — свидетельства внезапной гибели городища. Как сложились обстоятельства в XIII в.,
теперь уже не выяснить, известно лишь, что враги почему-то не разграбили поселок, а владельцы вещей не вернулись на пепелище.
|
«...А зори здесь тихие» |
Рускеальские водопады
В нескольких километрах от города находится живописное место — небольшое озерцо и маленькие водопады.
Название водопадов связано с близостью поселка Рускеала. Река Тохмайоки (в переводе с финского — «Бешеная река» или «Дурная река»)
берет начало в болотах и озерах
Финляндии (провинция Тохмаярви), и уже тысячи лет размывает крепкие кристаллические породы Фенноскандинавского щита на пути к Ладожскому озеру. Но крепкие
граниты и гнейсы плохо поддаются реке, образуя уступы, с которых бешено скатывается темно-коричневая вода. Порогов и водопадов на реке Тохмайоки достаточно
много. Рускеальские водопады не самые крупные на Тохмайоки, но зато самые изящные и легкодоступные. В этом месте река Тохмайоки разделяется на три рукава,
и на каждом из них образуется небольшой водопад. Самый большой водопад из каскада четырёх равнинных водопадов -
Ахвенкоски (Ahvenkoski)
Само слово «Ахвенкоски» в переводе с финского языка означает «окуневый порог». Но в финской газете тех времен, когда эта часть Карелии входила
в состав Финляндии встречается название «Ахинкоски» (Порог Водяного). Высота водопада Ахвенкоски достигает всего лишь
4 метров, но низвергается он в довольно большой котлован с большим шумом и грохотом, поэтому ощущение мощи реки создаётся здесь в полном объёме. Водопад
почти не замерзает зимой, только самые лютые морозы способны лишь на время приглушить его мощь и силу. А большую часть зимы Ахвенкоски словно игнорирует
законы природы, и продолжает своё бесконечное падение среди белоснежных карельских снегов и льдов. Рускеальские водопады стали известны за пределами
республики после выхода на экраны фильма «А зори здесь тихие…» (1972 г.) по одноименной повести Бориса Васильева. А в 2010 г. здесь же проходили
съёмки отечественного фэнтези «Тёмный мир».
Рускеала
Деревня Рускеала под таким названием упоминается только с начала XVIII века, а до этого времени она называлась
Руйсселькя (Руйсселя)
. В 1632 г. шведы, захватившие Корельский уезд, построили в деревне Руйсселькя, на горе Конткасенмяки, небольшую
лютеранскую церковь. В середине XVII века на берегу реки Русколки шведы стали добывать мрамор для производства строительной извести. После окончания
Северной войны новая граница между Россией и Швецией прошла по северной окраине Рускеалы, так что шведские каменоломни оказались на русской
территории. Рускеальские земли Петр I
подарил князю, будущему фельдмаршалу,
Александру Борисовичу Бутурлину . С приходом к власти
Екатерины II в России начались
крупномасштабные поиски природного камня для строительства Санкт-Петербурга. Камень искали и в Выборгской губернии, в том числе, в районе Сердоболя
и Рускеалы. В августе 1765 года в Рускеалу для осмотра залежей мрамора из Санкт-Петербурга приехал подмастерье каменных дел Андрей Пилюгин. Его
помощником был сердобольский пастор Самуил Алопеус, который по роду своей службы много ездил по приходам, попутно собирая информацию о месторождениях
различных камней. Он с юности полюбил минералы и интересовался возможностью их применения на благо России. 9 августа 1766 года в Рускеале
началась опытная добыча мрамора, которая показала хорошие перспективы месторождения. В сентябре 1767 года в Рускеалу из столицы приехали горные
инспекторы — гвардии капитан Кожин и полковник иван Васильевич Зверев. Они осмотрели месторождение и составили отчет о проделанной
работе. В итоге, 19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ Сената о начале разработки мрамора в Рускеале для строительства
Исаакиевского собора . На
берег реки Русколки с Урала приехали мастера-каменотесы с семьями — так возник рабочий поселок Рускеала. С 1769 года Рускеальские
мраморные ломки были переданы в ведение Комиссии по строительству Исаакиевского собора. Горными работами поначалу руководили итальянские мастера.
Основная добыча мрамора велась на горе Белой, названной так по цвету слагающего еге мрамора светло-серой, голубовато-серой окраски, с тонкими
белыми и серыми прожилками. Мрамор в Рускеале с 1769 по 1840-е годы добывали буровзрывным способом. Вначале вдоль подошвы уступа карьера
и по краям размеченного блока в мраморе с помощью ручных буров сверлились отверстия. Затем эти скважины забивали порохом и взрывали. Чтобы
окончательно оторвать камень от скалы, так же бурили скважины с тыльной стороны блока, и их тоже подрывали. Тогда блок откалывался. Затем к
работе приступали каменотесы, которые придавали блокам нужную форму. После этого камни грузили на крепкие сани, в них впрягалось несколько
десятков лошадей, которые по снегу тащили груз до деревни Хелюля, недалеко от Сердоболя (Сортавала). Там камни оставляли до весны. С
наступлением навигации из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке
Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы. В 1790-е годы, когда Рускеальские каменоломни практически бездействовали, здешний мрамор
архитектор Бренна
спользовал для украшения Михайловского замка
, памятника Петру I, обелиска «Румянцева победам» в столице и павильона Орла в Гатчине. С 1803 года
Рускеальские мраморные каменоломни оказались в ведении Комиссии по строительству
Казанского собора . Для облицовки мозаичных полов Казанского собора архитектор
Андрей Воронихин использовал
два сорта рускеальских мраморов: «белогорский» — белый и светло-серый и «зеленогорский» — светло-серый с
зелеными разводами и полосами, выламываемый на горе Зеленой. С 1819 года в Рускеале возобновилась добыча мрамора для украшения Исаакиевского
собора, который строился по проекту архитектора Огюста Монферрана
. В 1830-1840-е годы рускеальский мрамор шел не только на украшение Исаакиевского собора и других сооружений
столицы, но и для изготовления предметов прикладного искусства — ваз, подсвечников, каминов, тумб, столешниц, памятников, автором многих
из которых был сам Монферран. Для этого использовали уже три разновидности мрамора, особенно темно-серую с зелеными полосами, которая выламывалась
в карьерах горы Зеленой. В 1820-е годы рускеальский мрамор понемногу стали использовать для производства строительной извести. С 1854 года
Рускеальские мраморные ломки, оказавшиеся без госзаказов, стали приходить в запустение. Но уже в 1870-е годы здесь вновь загремели взрывы. Отныне
мрамор понадобился для производства строительной и технологической извести. В 1895 году в Отраккала, недалеко от каменоломен, финны построили
новый известковый завод, который был модернизирован в 1937 году. С 1898 по 1939 годы Рускеальское месторождение интенсивно разрабатывалось на
известь, декоративную крошку, щебень и облицовочные блоки акционерным обществом «Рускеальский мрамор». В это время добыча мрамора велась
комбинированным способом — карьерами, шахтами и штольнями, в шесть горизонтов, три из которых были подземными. При добыче мрамора
применялся буровзрывной способ, который позволял получать дробленую орную массу. В результате работ размеры карьеров достигли 200-450 м в длину,
50-120 м в ширину и 30-60 м в глубину. Общая длина подземных тоннелей (штолен и штреков), пронизывающих мраморную толщу, составила несколько
километров, а глубина трех шахт — по 40-55 м. По мере углубления и расширения «Главного» карьера Рускеальского месторождения часть
подземных тоннелей была уничтожена, но часть сохранилась в виде причудливых «пещер» и «гротов». После войны, с осени 1944 года,
началось восстановление Рускеальского известкового завода и мраморных карьеров. Старый «Главный» карьер с его подземными выработками решили не
трогать, и вода быстро заполнила его большую часть. Так образовалось красивое мраморное озеро, которое впоследствии стало основой Рускеальского
горного парка. С 1947 года вновь был запущен Рускеальский мраморно-известковый завод, который проработал до 1990-х годов. В 1950-1970-е
годы производственным объединением «Карьерстройматериалы» на Рускеальском месторождении были заложены новые карьеры, в которых буровзрывным
способом продолжилась добыча мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня разных фракций. С 1974 по 1987 годы
на одном из карьеров Рускеалы добывали мраморные блоки, используя для этого станки канатного пиления, созданные в Италии. Так образовался
«Итальянский» Карьер с ровными, как бы полированными уступами, на которых запечатлен причудливый рисунок мрамора, образовавшегося из
морских осадков по соседству с вулканом два миллиарда лет назад. Здешний камень применялся для украшения различных сооружений в разных
городах Советского Союза, в т.ч. и в Ленинграде — на станциях метро «Приморская» и «Ладожская». Разработка мрамора Рускеальского
месторождения на участке «Рускеала-1» закончилась в конце 1980-х годов, но она продолжалась еще некоторое время акционерным обществом
«Рускеальский мрамор» на соседнем участке «Рускеала-2» в Отраккала. В начале 2000-х годов на заброшенном «Итальянском» карьере новые
владельцы пытались брать мраморные блоки на памятники и для реставрационных целей.
|
Увеличить
|
В мае 2005 года в Рускеале на базе памятника истории
горного дела — «Главного» карьера с остатками шахт и штолен — фирмой «Колмас.Карелия» был организован
Рускеальский горный парк
Одним из первых сформулировал основные идеи его концепции известный карельский краевед
Андрей Грибушин. По периметру карьера-озера длиной до 1.5 км проложена удобная тропа, освещаемая в темное время суток. В самых красивых
местах над уступами карьера высотой 20-25 м сделаны смотровые площадки с ограждениями. Во время экскурсии можно побывать внутри штольни
верхнего подземного горизонта и пройти по мосту через глубокий шахтный колодец.
|
Мраморный каньон |
Мраморный каньон
— жемчужина Горного парка. Огромная чаша, вырубленная в массиве мраморного пласта, простирается
с севера на юг на 456 метров, ширина 109 метров. Наполненная чистейшей водой изумрудного оттенка, она обрамлена как пологими, так и отвесными
скалами, достигающими высоты 25 метров над зеркалом вод. Борта каньона пронизаны надводными и подводными штольнями, штреками и шахтами.
Общая протяженность доступных и подготовленных для обозрения выработок достигает нескольких сотен метров. Осмотр подводных шахт возможен
только подготовленными дайверами. На территории Горного парка сохранились экзотические мхи, лишайники, орхидейные растения,
кустарники, занесенные в «Красную книгу»; водятся редкие виды пресмыкающихся, земноводных, рукокрылых. При наступлении темноты
величественный каньон озаряется яркими красками художественного освещения.
|
Рускеальский мрамор |
Рускеальское мраморное месторождение
— самое крупное из Приладожских. Оно занимает площадь в несколько десятков квадратных
километров и разведано до глубины более пятисот метров. Мрамор в основном полосчатый. Цвета варьируются от серого, сине-серого,
зеленовато-серого, белого до почти черного. Встречается очень много скоплений кварца, струйчатого серпентина, пятна бурого, желтого
и красноватого оттенков.
Мрамор
(от греческого «marmaros» — «сияющий камень») — осадочная
горная порода, кристаллический известняк, образовавшийся под воздействием давления, температуры и движений земной коры. Состоит мрамор
в основном из зерен кальцита и доломита, почти всегда имеет примеси других минералов, включает также и органические образования.
Примеси в разной степени влияют на качество мрамора, снижая или повышая его декоративность.
|
|
Рускеальские каменоломни |
Рускеальские мраморные каменоломни
расположены в 25 км к северу от города Сортавала, на высоком берегу порожистой реки
Тохмайоки («бешенной», «дурной»), вблизи поселка Рускеала. Название поселка, вероятно, произошло от местного названия
реки Тохмайоки — Русколка (от карельского «ruskea» — коричневый, рыжий, красный), в которой вода всегда
коричневая, темно-рыжая из-за растворенных в ней соединений железа. Железом богаты и здешние рыжевато-коричневые почвы. В давние
времена недалеко от Рускеалы, в местечке Ханки, даже добывали железную руду.
По материалам Википедии и сайтов
https://www.victorkas.com, http://heninen.net/sortavala/, https://ptzgovorit.ru,
http://www.ladoga-park.ru, https://tonkosti.ru, http://www.gov.karelia.ru,
http://fotokto.ru, https://www.kareliaextreme.ru
Цитаты из книг: Памятные места вемьи Рерихов в Северном Приладожье. Краткий путеводитель. Санкт-Петербург, 2009;
Сортавала/Автор-составитель В.Р.Рывкин. Петрозаводск, 1990; История архитектуры города Сортавала. Сортавала, 1995.
|