Торжок основан новгородскими купцами на реке Тверце в месте впадения в нее ручья Здоровца. Город впервые упомянут в летописи 1139 года. Сменил несколько названий: Торг, Новый Торг, Торжец, Торжок. Поскольку одним из имен города был «Новый Торг», в топонимике одновременно с прилагательным «торжокский», используется и старый вариант - «новоторжский». До революции уезд, центром которого был Торжок, носил название «Новоторжский», а самоназвание жителей города по сей день остается - новоторы.

Набережная реки Тверцы

Торжок располагался на пересечении сухопутных и водных путей, что способствовало его экономическому развитию. В XII–XV веках город был центром Новоторжской волости, входившей в состав Новгородской феодальной республики, важным пограничным форпостом на юго-восточных границах владений Великого Новгорода.
В начале XIII века на новотожском торге собиралось до 2 тысяч новгородских купцов и торговцев. Новоторжские купцы были главными поставщиками хлеба для Новгорода. В XV веке чеканилась собственная серебряная монета - «денга новоторжская». К XIII веку город был обнесен стеной, защищен земляным валом и рвами и превратился в крепость. В 1238 году Торжок в течение двух недель - с 21 февраля по 5 марта - сдерживал осаду монголо-татарских войск. Торжок пал, но его сопротивление помешало походу татаро-монгольских войск на Новгород. В последующие века Торжок неоднократно разрушался в ходе междоусобных войн, особенно сильно он пострадал в 1372 году от набега под предводительством тверского князя Михаила. С 1478 года Торжок, как и вся Новгородская земля, стал подчинен Великому государству Московскому. В городе развиваются гончарное, плотницкое, золотошвейное ремесла. С постройкой в начале XVIII века Санкт-Петербурга Торжок становится промежуточным пунктом на тракте Москва - Санкт-Петербург. Река Тверца в XVIII - первой половине XIX века была главным водным путем на Петербург.
С 1708 года Торжок в Ингерманландской губернии (с 1710 г. - Санкт-Петербургской), с 1719 г. - в Тверской провинции. С 1727 года в той же провинции в Новгородской губернии. С 1775 года - уездный центр Тверского наместничества (с 1796 г. – Тверская губерния). Начало XIX века - «золотой век» Торжка. Здесь развиваются кожевенное, обувное, кузнечное производства. Именно в это время тут работают столичные архитекторы, в первую очередь Н.А.Львов, именно тогда город неоднократно посещает А.С.Пушкин. В 1856 году в уездном городе Торжок Тверской губернии насчитывалось 27 церквей, 2234 дома, 394 лавки. Но с началом строительства железных дорог началось падение судоходства по Вышневолоцкой системе. Железная дорога на Петербург проходит через Лихославль, Торжок получает лишь малодеятельную ветку на Осташков. Экономическая жизнь города замирает, и к 1917 году Торжок становится провинциальным купеческим городом. В настоящее время Торжок - административный центр Торжокского района, в который не входит, являясь городом областного значения, образующим одноимённое муниципальное образование городской округ город Торжок.


Достопримечательности Торжка

Храмы и монастыри

Торжок имеет статус Памятника градостроительства, входит в перечень исторических городов России. В городе сохранились многочисленные архитектурные памятники XVII–XIX веков. Композиционным центром Торжка долгое время оставался кремль, обнесенный стеной с 11 башнями. До нашего времени сохранились лишь земляные валы и Спасо-Преображенский собор .

  Увеличить

В эциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (Энциклопедический словарь - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907) в статье, посвященной Торжку, отмечалось: «у. г. Тверской губ., Новоторжского у., на обоих берегах р. Тверцы, в холмистой местности; ст. жел. дор. Много каменных зданий. Жит. 12743 (5817 мжч. и 6926 жнщ.). Церквей 28 каменных и 1 дер. (XVII в.), из них 1 единоверческая; раскольничья молельня.» Для небольшого провинциального городка такое количество церквей не характерно. Местные краеведы считают, что причиной тому - соперничество купцов.

Торжок  - город купеческий, до революции более 70% населения составляли купцы. Каждый купец хотел прославить свою фамилию и старался дать денег больше, чем сосед. Недостатка в средствах не было, поэтому храмы строили в большом количестве и с размахом. К началу 1940 в городе не осталось ни одной действующей церкви, а девять церквей были уничтожены. Сейчас в городе действуют более 10 церквей и 2 монастыря, а еще полтора десятка церквей находятся в разной степени заброшенности. В путеводителе «Торжок. Монастыри и храмы : путеводитель [авт. проекта, текста: И.А.Бочкарёва; дизайн, верстка И.А.Горзий; фот. С.Г.Рысенковой] 2008» приводится схема города, на которой обозначены сохранившиеся храмы.

                                  «Торжок. Монастыри и храмы : путеводитель, 2008» 

Спасо-Преображенский собор
Первые упоминания о соборе относятся к 1163 году. В XII веке на правом берегу Торжка уже располагалось «нижнее городище». Оно представляло собой боярский центр с вечевой площадью и в те времена еще деревянным собором Преображения Господня. В 1238 г. во время одного из нашествий его сожгли татаро-монголы. В 1364 году на пожертвования Новгородских и Тверских купцов был построен новый, уже каменный храм, освященный в честь Преображения Господня. Но в 1372 году из-за междоусобных войн храм опять сгорел.
В 1408 году храм обрел святыню - мощи святой благоверной княгини Иулиании Вяземской (Новоторжской). В 1406 году она предпочла мученический венец измене своему мужу. Похоронили Иулианию у южных ворот Спасо-Преображенского собора. Молясь перед ее мощами больные исцелялись. Более 60 случаев исцеления произошло вплоть до 1910 года. Значительно позже, в 1906 году, близ ее гробницы установили пещерный храм. При его постройке открылся святой источник, который приносил исцеление страждущим.

«Равно жестокий и самолюбивый, Юрий пылал вожделением осквернить ложе Симеоново; не успел в том ни соблазном, ни коварными хитростями и дерзнул на явное злодеяние: в своём доме среди весёлого пира убил князя Вяземского и думал воспользоваться ужасом несчастной супруги. Но, любя непорочность более всего в мире, она схватила нож и, хотев ударить им насильника в горло, уязвила в руку. Одно чувство уступило место другому: любострастие гневу. Юрий, обнажив меч, догнал Иулианию во дворе, изрубил её в куски и велел бросить в реку».
(Н.М.Карамзин «Истории государства Российского» )

К началу XIX века старый собор уже несколько обветшал и в 1812 году началось строительство нового храма. Историки с некоторой долей уверенности утверждают, что автором проекта был знаменитый Карл Росси, однако достоверных подтверждений этого факта не обнаружено. Собор строился 10 лет на средства новгородского и новоторжского купечества. По архитектуре пятикупольное здание с дорическими портиками типично для той эпохи. В соборе было три престола. Центральный освятили в честь Преображения Господня, сохраняя тем самым преемственность старому храму, а боковые были посвящены святой Иулиании Вяземской и Смоленской иконе Божией Матери.
Спасо-Преображенский собор был таким большим, что топить его в холодное время было накладно. Поэтому спустя два десятка лет, в 1841—1842 годах, рядом с собором построили одноглавую зимнюю

Спасо-Преображенский собор и Входоиерусалимская церковь

Входоиерусалимскую церковь в сходном с собором стиле. Она образовала со Спасским собором прекрасный и гармоничный ансамбль.
Во Входоиерусалимской церкви освятили пять престолов. Главный - в честь Входа Спасителя в Иерусалим (престольный праздник приходился, таким образом, на Вербное воскресенье); южный - в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»; северный - в честь святителя Николая. Существовали еще два престола - во имя вмч. Никиты и свт. Митрофания Воронежского.
После революции были вскрыты и осквернены мощи святой Иулиании Вяземской, хранившиеся в храме много веков. К сожалению, мощи с тех пор утеряны; высока вероятность, что их уничтожили.
Не пощадила Тверскую область и война. Торжок, к счастью, оккупирован не был, фашистов остановили в двадцати километрах от города, но он не раз подвергался бомбардировкам и обстрелам. Тем не менее Спасо-Преображенский собор сохранился в своем великолепном (по крайней мере, снаружи) виде. Внутреннего убранства собор не сохранил.
После войны в Спасском соборе Торжка открылся городской клуб, а соседний зимний храм приспособили под завод. Вскоре клуб закрыли, и храм даже немного подремонтировали, после чего, правда, он тоже стал частью завода.
С мая 2018 года Спасо-Преображенский собор вновь открыл свои двери для прихожан. В настоящее время Спасо-Преображенский Собор и Церковь в честь Входа Господня в Иерусалим являются Подворьем Борисоглебского монастыря.

Борисоглебский монастырь

Борисоглебский монастырь  - один из древнейших монастырей России. Он был основан в 1038 году боярином Ефремом, бывшим конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Тогда и построили каменный храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба, убитых Святополком, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. Известно, что в 1577 году во время правления Ивана Грозного к храму были пристроены два придела, а в 1607 году при взятии Торжка поляками собор сильно пострадал. Самая древняя, сохранившаяся до нашего времени, постройка монастыря -  Введенская церковь , была построена в XVII веке на месте сожженной поляками старой деревянной. В 1717 году между настоятельскими корпусами приблизительно того же времени постройки была возведена Входо-Иерусалимская церковь , реставрировавшаяся в 1980-х годах. Большой урон монастырю нанес пожар 1742 года.

Борисоглебский собор

Во второй половине XVIII века началось возрождение монастыря. В 1785–1796 годах на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Александровича Львова . Его деревянный резной иконостас был украшен 37 иконами, написанными на холсте художником В.Боровиковским. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Ее строительство вел местный архитектор Яков Ананьин. Привлекает внимание и необычная по форме башня в углу монастырской стены, противоположном колокольне. Ее реставрация проводилась в 1970-х - 1980-х годах. Введенская церковь  - самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Она построена в XVII веке на месте сожженной поляками древней деревянной церкви. В XIX веке было пристроено крыльцо. Колокольня , увенчанная восьмигранным шатром, видимо, построена в одно время с церковью.
В 1925 году монастырь был распущен, а на территории монастыря была размещена тюрьма строго режима, которая находилась там около 50 лет. После нее в монастыре находился лечебно-трудовой профилакторий, а в последнее время размещался Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году в монастырь вернулись верующие.

Воскресенский монастырь
На противоположном по отношению к Борисоглебскому монастырю берегу Тверцы стоит Воскресенский женский монастырь . Первое упоминание Воскресенского женского монастыря датируется 1584 годом, хотя его возникновение, скорее всего, следует относить к более раннему времени.
Первый каменный храм в Воскресенском монастыре был построен в 1702 г., при настоятельнице Софии. Церковь простояла до 1796 г., колокольня же оставалась деревянной до 1766 г., затем она была снесена, а на ее месте при игуменье Марфе III построено одноэтажное каменное здание.
До нашего времени сохранился собор, построенный в 1796 году с двумя престолами. Также сейчас можно увидеть церковь-ротонду Усекновения главы Иоанна Предтечи. Создана она в 1840 г. по проекту тверского архитектора Ивана Федоровича Львова, однофамильца известного новотора. Сохранились корпус игуменских келий (1824 г.), корпус сестринских келий, фрагменты часовни Нерукотворного Спаса и стены XVIII века.
В XIX – нач XX вв. монастырь занимался благотворительной и просветительской деятельностью. В 1842 году на средства монастыря в нем был открыт приют и училище для бедных девиц духовного звания, многие из выпускниц которого стали впоследствии сельскими учителями. На свои средства монастырь на территории Новоторжского уезда открыл 2 церковно-приходские школы. Во время войны 1812 года монастырь сделал большое пожертвование на ополчение, а в русско-турецкую войну многие сестры монастыря ухаживали за ранеными.
В 1920-х гг. монастырь был закрыт. Некоторые здания монастыря в настоящее время заняты швейной фабрикой.

                     "Воскресенский женский монастырь с правого берега реки Тверцы. г. Торжок"
                                              Сайт «Наследие С.М.Прокудина-Горского»

  Увеличить
Фото 1910
(Прокудин-Горский С.М.)

  Увеличить
Фото 2010
(В. Ратников)


Старовознесенская церковь
Старо-Вознесенская (другое ее название Иконы Божией Матери «Тихвинская») церковь - единственный сохранившийся в Торжке деревянный храм. В середине XIX в. храм ждала судьба всех деревянных храмов - быть разобранным. Ведь замена деревянных приходских церквей на каменные началась в Торжке еще в конце XVII в. Но архиепископ Тверской и Кашинский Филофей настоятельно запретил уничтожать такую замечательную по древности и архитектуре церковь.
Cуществующая ныне композиция храма возникла скорее всего в первой четверти XVIII в. Церковь высотой 34 м срублена из прочного соснового леса. Церковь четырехярусная, относится к типу «восьмерик на четверике».

Старовознесенская церковь

Простое по форме сооружение кажется очень изящным и стройным. Устремленность храма вверх, к небу, достигается мастерски выдержанными пропорциями всех частей здания. Свидетельством высокого мастерства строителей церкви является конструктивное решение устройства интерьера храма. В нем отсутствуют внутренние перекрытия. Церковь просматривается на всю высоту своих ярусов, что придает, в общем-то, небольшому по площади зданию чистоту и простор. В XIX-начале XX вв. церковь отличалась внутренним убранством, что позволило архиепископу Тверскому и кашинскому Дмитрию (Самбикину) при описании храма назвать его «церковно-археологическим музеем». Иконостас состоял из пяти ярусов. В нем было много старинных икон. Архиепископ Дмитрий выделяет местные - Вознесения Господня и Тихвинской Божией Матери, а также древние - святых Жен-Мироносиц и преподобного Сергия Радонежского. Иконостас венчал большой крест с распятым на нем Иисусом Христом и предстоящими пред Ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечею (не сохранился). В трапезной также были установлены старинные иконы в иконостасе из резных колонок с виноградными гроздьями. С потолка спускалась крепкая кованая цепь, на которой держалась деревянное паникадило - голубь с распростертыми крыльями. Подсвечники были укреплены на спине и крыльях голубя.

                   Тихвинская церковь. Фото 1910 (Прокудин-Горский С.М.) с сайта https://torzhok.pro/

  Увеличить

  Увеличить

В советское время все убранство храма было растащено. Сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви: на восточной стене - Знамение Божией Матери, на боковых и западной стене - святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст в разноцветных украшениях. Живопись была выполнена клеевыми красками, это довольно редкое явление в средней полосе. Преобладают красные, белые, синие цвета с неумело нарисованными фигурками святых в наивном стиле русского народного лубка. Венцом иконописного комплекса храма была икона-небо «Троица Новозаветная», написанная темперой. В настоящее время икона-небо находится в фондах Всероссийского историко-этнографического музея в Торжке. Свой современный вид церковь приняла после реставрационных и научно-исследовательских работ середины 1970 - начала 1980 гг., которые не были завершены. В июне 2006 г. в храме в возобновились богослужения (в летнее время).

Церковь Михаили Архангела

Церковь Михаила Архангела (Благовещенская церковь).
В народе церковь именуют Михаилоархангельской по малому алтарю, который устроен на месте старой деревянной церкви Архистратига Божия Михаила, но ее главный престол освящен в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы.
Церковь сооружена на естественном холме, который представлял собой своеобразный полуостров, омываемый с запада ручьем Красным, с востока ручьем Вороньяком и с севера ручьем Здоровцом, в настоящее время убранным в трубы.
Когда, кем и по какому случаю устроена церковь, неизвестно. Она существовала, как видно из сохранившихся документов, еще до польско-литовского разорения 1609 года. В Писцовой книге 1625 г. упоминается:
«храм Благовещенья Пресвятой Богородицы, да Архангел Михайло на одном окладе» .
Эти деревянные церкви сгорели в 1742 г., когда при пожаре выгорел почти весь город. В 1758 г. была построена каменная церковь с двумя престолами: в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы и в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, с левым приделом во имя св. Архангела Михаила. В 1817 г. престол в честь Рождества св. Иоанна Предтечи был разрушен, потому что была
«темнота от малости окон и в дверях утеснение» . В 1850 году, вследствие течи в деревянной крыше в пределе св. Архистратига Михаила, сооружена была новая теплая каменная церковь с двумя престолами: Св. Архистратига Михаила (правый) и Владимирской иконы Божьей Матери (левый).
Благовещенская (холодная) церковь, построенная в 1758 году, была разорена и вместо нее в 1864 году была выстроена новая, более обширная и с одним только престолом в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы. В этом же году выстроена колокольня, которая в 1887 году была увеличена в высоту и перестроена, т.к. прежде бывшая (малая) не соответствовала уже величественному новому храму.
С 1931 года до закрытия в храме находились мощи Преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских чудотворцев, которые были перенесены сюда из закрывшегося Борисоглебского монастырского храма. Церковь была закрыта в 1936 году. В ней разместилась пекарня. На стенах не было ни одной иконы, на месте алтаря стояла печь. Пекли здесь пряники, баранки. Во время войны в храме располагался военно-продовольственный склад.
Церковь была вновь открыта для богослужения в канун Благовещения - 6 апреля 1946 года. До 1995 г. Благовещенская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке.


Восстанавливаемые храмы

Церковь Василия Великого

           Церковь Иоанна Богослова

                     Церковь Пророка Илии

                               Церковь Святителя Николая

                                          Троицкая церковь

                                                    Церковь Успения Божией Матери

                                                              Церковь Вознесения Господня

                                                                          Церковь Покрова Божией Матери

                                                                                    Церковь Священномученика Власия

Гражданская архитектура и музеи

Бывшее здание магистрата

Своеобразие Торжку придают многочисленные жилые дома в стиле классицизма. Так, интересный ансамбль классических построек находится на площади Девятого января: примечательны здание магистрата (1768), дом городничего и казначея (1777), торговые ряды, тянущиеся до площади Пушкина, а также Ротонда .

Ротонда

С восточной стороны главной площади города, на берегу р. Тверцы расположена Крестовоздвиженская часовня, построенная в 1814 году по проекту Н.А.Львова  - уроженца новоторжской земли.
Сооружение представляет собой ротонду. Стремясь придать постройке стройный силуэт, архитектор окружил основную часть ротонды лёгкой колоннадой и создал ступенчатый переход от ротонды к завершающему её небольшому куполу.
Часовня перекрыта двойным куполом: наружный - световой фонарь с большими полуциркульными окнами. Внутренний купол имеет проем, через который свет, падая на сферическую поверхность малого купола с росписью, создавал особый художественный эффект.
В начале ХХ века часовню превратили в приходскую церковь, пристроив алтарь и колокольню. Она была освящена в честь святых Константина и его матери Елены. Первоначальный вид часовни был восстановлен во время ее реставрации в 1970-е годы. В 2001 году часовню передали Борисоглебскому монастырю.

Бюст Н.А.Львова

Крестовоздвиженская часовня-ротонда - одно из лучших творений Н.А.Львова. В 2004 году рядом с ротондой был установлен памятник знаменитому новотору. Авторы памятника - скульптор Ю.П.Карпенко и архитектор В.П.Городович.

Путевой дворец

Если перейти на другую сторону Тверцы, полюбовавшись симпатичными домиками на набережной, то можно увидеть другой интересный ансамбль - площадь Революции, расположенную между улицами Степана Разина, Дзержинского и Студенческой. Наиболее примечательное здание здесь -  Путевой дворец (1777 году, арх. П.Р.Никитин) в стиле позднего барокко, перестроенный в XIX веке (когда дворец стал почтовой станцией) в стиле классицизма. Сейчас уцелело всего три Путевых дворца: в Вышнем Волочке, Торжке и Твери. Кроме того, на площади Революции находится здание Присутственных мест и руины на месте знаменитой гостиницы Пожарского .

Гостиница Пожарских: до...
(фото с сайта http://sdorogov.ucoz.ru)

Эта гостиница являлась ярким образцом сооружения в стиле ампир. Владельцем ее был предприимчивый ямщик Пожарский, семья которого состояла из жены, дочери и свояченицы Евдокии. Свояченица была поварихой, дочь официанткой, а жена домашней хозяйкой. Сам же Пожарский большую часть времени находился в извозе. Евдокия славилась как искусная повариха. Особенно хорошо она готовила котлеты, которые получили название «пожарских» и быстро распространились по России и за границей. По пути из Петербурга в Москву и обратно здесь останавливались многие деятели русской культуры (в 1840-х - В.Г.Белинский, И.С.Тургенев, в 1856 - А.Н.Островский, в 1881 - Л.Н.Толстой и др.). С 1857 года здание принадлежало новоторжскому купцу П.Е.Федухину, а в 1905 году его купил А.Е.Барсков, сдавший часть помещений второго этажа под купеческий клуб. В 1917–1920 годах в здании работал исполком Новоторжского уездного Совета, в 1920–1922-м - клуб Новоторжского пожарного общества, с 1922 года - клуб железнодорожников имени Парижской коммуны, затем клуб завода под названием «Пожтехника».

...и после пожара

В 1992 года в здании началась реставрация, а в 2002 году гостиница Дарьи Пожарской сгорела, причем горел в основном второй этаж - деревянный. Прибывшие пожарные расчеты не могли сбить пламя, пожар утих благодаря внезапно начавшемуся обильному дождю. По мнению городских властей имел место поджог, причем многие жители считали, что его могли совершить и те, кто занимался реставрацией здания… Гостиницу Пожарских жаль до слез, ведь с этим зданием связано имя А.С.Пушкина. Поэт останавливался здесь более 20 раз и посвятил ей четверостишие в стихотворении «Подорожная» (1826):
«На досуге отобедай у Пожарского в Торжке.
Жареных котлет отведай И отправься налегке ...»
.

Существовавшей рядом булочной лавке некоего Евгения Онегина обязан своим именем главный герой пушкинского «романа в стихах». Новая реставрация началась только в 2011 году и закончилась в октябре 2013. После реставрации здание гостиницы было передано Всероссийскому историко-этнографическому музею в качестве
Выставочно-концертного зала .

Музей А.С.Пушкина

Музей А.С.Пушкина
Музей Пушкина в Торжке открылся 3 июня 1972 года в старинном особняке, который является частью дворянской усадьбы ХIХ века. Постоянная экспозиция работает с 1979 года.
Музей Пушкина, который работает в Торжке уже пятое десятилетие, справедливее было бы назвать музеем пушкинской эпохи и пушкинского круга, так как подлинных предметов, связанных с жизнью поэта, в нем немного.
Пушкинский музей расположен в бывшем доме Олениных. Дворянский особняк начала XIX века признан памятником архитектуры эпохи классицизма. Бывал ли в нем Пушкин, точно неизвестно (сведения разнятся, хотя есть свидетедьства, что он даже ночевал здесь), но он был знаком с представителями этого семейства - сыновьями хозяина дома Алексеем и Петром, а также с их сестрой Анной (к ней он даже сватался). С Олениными Пушкин познакомился в Петербурге, где у них был дом на Фонтанке. Весьма вероятно, что в один из своих многочисленных проездов через Торжок он мог повидаться с представителями семьи.
Доподлинно известно, что Пушкин не раз останавливался в гостинице Пожарских. Именно из окна этой гостиницы он мог увидеть на одном из соседних домов вывеску «Евгений Онегин - булочных и портновских дел мастер». Никаких письменных свидетельств того, что Пушкин позаимствовал имя своего героя у торжокского мещанина, нет, но человек с таким именем, судя по всему, действительно жил в городе. Пушкиноведы обратили внимание на это еще в XIX веке. Один из торжокских краеведов того времени, Александр Суслов, лично видел сына Евгения Онегина, Николая Евгеньевича, который был прихожанином церкви, где служил отец Суслова. В Торжке сохранилось и родовое захоронение Онегиных, надгробия на котором подтверждают, что Евгений Онегин жил именно в пушкинское время. Впрочем, сведения о нем все равно очень скудны, и заимствование Пушкиным имени можно назвать лишь предположением, но никак не установленным фактом.
Экспозиция музея посвящена поездкам поэта по тракту Петербург - Москва и обратно, его дорожным впечатлениям, его друзьям, родственникам и знакомым. Здесь можно ознакомиться с копиями подлинных почтовых маршрутов Новгородской и Тверской губерний, а также с планами и картинами почтовых станций, с копиями рукописей автора «Евгения Онегина». В экспозиции - сани, на таких же путешествовал поэт, конская упряжь, портреты тверских знакомых и родственников Пушкина.


Всероссийский историко-этнографический музей (ВИЭМ)
Всероссийский историко-этнографический музей в Торжке (ВИЭМ) был создан по инициативе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева 24 мая 1988 года. Музей располагается в исторической части города Торжка, занимает несколько зданий, каждое из которых является памятником архитектуры XVIII–XIX вв.
В музее постоянно действуют экспозиции: «История под вашими ногами», основанная на результатах археологического изучения Торжка и новоторжской земли; «Прогулки по старому Торжку»; «Гений вкуса», посвященная выдающемуся деятелю русской культуры конца XVIII - начала XIX вв., уроженцу новоторжской земли Н.А.Львову; «Русь живая и легендарная», отражающая традиционный быт и духовную культуру русского народа; «Не пьянства ради...», посвященная истории появления хмельных напитков на Руси и обрядах, с ними связанных; «Торжок прифронтовой»; «История Борисоглебского монастыря»; «Образ святой, литой, старинный».


Музей золотного шитья (выставочный зал фабрики «Торжокские золотошвеи»).
Золотное шитье является одним из самых древних видов искусства на тверской земле. В 2010 году в результате археологических раскопок был найден сохранившийся фрагмент парадной одежды, вышитый золотыми и серебряными нитями. Ученые датируют находку 1238 годом. Эту дату можно считать годом рождения торжокского золотного шитья. Впрочем, еще в IX веке на Руси аналогом денег служили кожаные лоскуты с золотой вышивкой. Искусно вышивать золотом умели княгиня Ольга и сестра Бориса Годунова Ирина.
Головные уборы, одежда и обувь, церковная утварь и предметы интерьера - вышивка золотыми нитями, сделанная руками мастериц из Торжка, всегда пользовалась успехом. Нити действительно можно считать золотыми: и по составу - от 5 до 8% золота в каждой, и по тому доходу, который приносило золотное шитье. Отличительная особенность вышивки - нить не пропускается через ткань, а крепится на ее поверхности шелковыми поперечными нитками. Для вышивания ярких и самобытных узоров, интересных орнаментов использовалась плотная подкладка из картона или бересты.
Первыми создательницами уникальной вышивки стали монахини монастырей Торжка. Золотой нитью, купленной в Византии, они вышивали по бархату, сафьяну (разновидности тонкой кожи), сукну. Желающих стать обладателем искусно вышитого кошелька, сапог, рукавиц, седла и т.д. становилось все больше, а потому золотую нить постепенно заменили на тонкую крученую позолоченную проволоку. Так шитье получило название «золотное». В середине XVII века в Торжке был открыт сафьяновый двор. Обувь из сафьяна, расшитая золоченой нитью, нравилась русской знати, славилась и за пределами России. Самыми распространенными были узоры из цветов и растений. Примерно в это же время монахини освоили вышивку на бархате и атласе. В 1644 году в Борисоглебском монастыре было создано лицевое покрывало для мощей святого Ефремия - уникальный памятник русского художественного творчества.
Осенью 1826 года в Торжке побывал А.С.Пушкин. Жена его друга, князя П.А.Вяземского, Вера Федоровна попросила поэта прислать ей шитый золотом пояс.
«Спешу, княгиня, послать вам поясы» , - читаем мы в письме Пушкина княгине Вяземской. Спустя несколько дней поэт пишет самому Петру Вяземскому: «Получила ли княгиня поясы и письмо мое из Торжка?» .    Затем Пушкин добавляет: «Ах! каламбур! Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы» .
В 1855 году в связи с предстоящей коронацией русского императора Александра II три десятка золотошвей из Торжка были вызваны в Санкт-Петербург. Они вышивали мундиры и платья для членов царской семьи и многочисленных придворных. В 1888 году торжокские мастерицы вышивали золотом коронационную мантию императора Александра III, мантию и платье его супруги императрицы Марии Федоровны. Сегодня эти реликвии хранятся в Оружейной палате в Москве и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Известны были мастерицы из Торжка и за пределами России. В странах Европы пользовалась большой популярностью русская вышитая золотом обувь из сафьяна. А на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году изделия торжокских золотошвеек получили медаль.
К концу XIX века искусство, передаваемое из поколения в поколение, стало постепенно забываться. Но появился человек, благодаря которому торжокское золотное шитье существует и по сей день. Это потомственный дворянин, член Земской управы Торжка Дмитрий Дмитриевич Романов. Был он человеком широко образованным и страстным патриотом родного края. В 1894 году он создал и лично возглавил при Земстве кустарный отдел, занимавшийся развитием народных промыслов. В 1899 году стараниями Романова была открыта учебно-показательная золотошвейная мастерская. Здесь опытные вышивальщицы обучали молодых девушек искусству золотного шитья.
Усилия Д.Д.Романова не пропали даром. На всемирных выставках - в Париже в 1900 году и в Турине в 1911 году - изделия мастериц из Торжка получили золотые медали. В 1911 году Романов приступил к созданию Музея торжокского золотного шитья, лично собирая для него экспонаты. В 1916 году Дмитрий Дмитриевич умер, и дело, которому он посвятил жизнь, снова оказалось на грани исчезновения.
«В Торжке, даже по гимназическим географиям знаменитом своим шитьем, не так давно была устроена земская школа с целью поддержать это ветшающее рукоделие и обновить его возвращением к старинной превосходной технике. Дело пошло на лад. Казалось бы, чего лучше, нашлась опытная руководительница, и школа имеет прямое, отвечающее местным запросам назначение; вы подумаете, что новое Земство позаботилось о расширении этого удачного дела? Ничуть не бывало. Оно нашло школу излишнею и на днях совсем упразднило ее, на погибель бросая исконное местное ремесло» , - возмущенно писал тогда знаменитый художник Н.К.Рерих.
Революция, гражданская война, голод, разруха - казалось, что о вышивке больше никто и не вспомнит. Но в 1923 году в Торжке снова были открыты золотошвейные мастерские, а на их базе - профессиональное училище, готовящее новых мастериц. И даже те, кто никогда не был в Торжке и ничего не знает о золотном шитье, наверняка видели образцы этого народного промысла: костюмы в знаменитых фильмах «Анна Каренина», «Война и мир», «Как царь Петр арапа женил» и многих других вышиты мастерицами старинного русского города.
И сегодня на предприятии, которое теперь называется «Торжокские золотошвеи», по-прежнему создаются уникальные произведения искусства. Например, в 2015 году Президент России В.В.Путин преподнес в дар Папе Римскому Франциску панно с изображением храма Христа Спасителя, сделанное руками мастериц из Торжка. А в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве можно увидеть шитые золотом занавес и царские троны.
Музей золотного шитья находится в здании фабрики «Торжокские золотошвеи» и занимает 4 комнаты. Экспонаты первого зала рассказывают об истории промысла. Здесь же экспонируются наиболее древние образцы золотного шитья. В одной из витрин можно увидеть золотые и серебряные нити. Полная катушка весит около килограмма и растягивается на целый километр.
В экспозиции представлен весь спектр продукции предприятия за многие годы ее деятельности. В советские времена мастерицы специализировались на вышивании знамен, вымпелов и армейских знаков отличия. В небольших количествах фабрика выпускала сувенирную продукцию - настенные панно, тюбетейки, бювары, очечники. За последние 20 лет ассортимент продукции существенно расширился, а в музее можно увидеть современные работы - как уникальные авторские, существующие в единственном экземпляре, так и типовые, но не менее интересные. Экспонаты поражают разнообразием материалов и расцветок. Роскошный бархат, блестящий и матовый шелк, мягкая замша, кожа, лен и тончайший шифон, золотые, серебряные и цветные шелковые нити, бисер, стразы, пайетки… Благоговение вызывают вышитые иконы и церковная утварь. Большой интерес представляют украшения и вышитая одежда.Экспонируются в музее и образцы геральдической вышивки, и копии вышитых картин, которые были подарены высокопоставленным лицам.


Окрестности Торжка

«Чертов мост»

усадьбы Василево


В окрестностях Торжка находится несколько помещичьих усадеб, находящихся в разной степени сохранности. Это, к примеру,
Василёво (5 км от Торжка) -  архитектурно-художественный ансамбль конца XVIII–начала XIX веков.
Усадьба расположена на берегу реки Тверцы. На базе усадьбы располагается
Архитектурно-этнографический музей «Василёво» . Многие экспонаты здесь уникальны: например, деревянное пожарное депо (одно из двух в России, второе в музее Хохловка около Перми), или постоялый двор (рядом с депо). Также в музее имеются изба богатого крестьянина, две часовни, множество хозяйственных построек. У входа в музей расположены старинные камни-валуны раннехристианской эпохи из села Пречистая Каменка Кувшиновского района Тверской области с изображением креста и отпечатком «стопы Богородицы», по преданиям являвшейся жителям этих мест в XI веке. Сама усадьба принадлежала тверскому дворянину Д.Львову, для которого в конце XVIII века его дальним родственником, знаменитым архитектором Н.А.Львовым и был построен главный дом. До нашего времени сохранился двухэтажный флигель этой усадьбы, перестроенный из оранжереи, а также липовая аллея, шедшая к главному дому усадьбы. На территории усадьбы располагается каскад из трех прудов, на ручье, спускающемуся к реке Тверце. На ручье архитектором Н.А.Львовым были выполнены запруды из камней и знаменитый стометровый арочный валунный мост с гротами, выполненный в технике архивольт, являющийся настоящим шедевром архитектурной мысли - «великолепная каменная симфония», как его называют поклонники творчества архитектора. В настоящее время мост получил широкую известность под именем «Чертов мост» . По мосту, стоявшему с XVIII века, еще недавно можно было проехать, но при очередной «реставрации» была нарушена каменная кладка. Внутрь моста начала поступать влага, теперь мост закрыт для прохода и ждет тендера на ремонт.

Могила Анны Керн


В 7 км от Торжка находится
Митино  -  также бывшая усадьба Львовых. Это тоже памятник усадебного и паркового строительства конца XVIII - начала XIX  веков (архитектор Н.А.Львов). В бывшей усадьбе Львовых сейчас расположился санаторий Митино. Минеральные источники, которые образовались здесь много лет назад, дарят молодость, здоровье и красоту каждому, кто окунется в их целебные воды. Рядом с современными постройками странно и величественно смотрится на берегу реки сохранившийся до наших дней погреб, построенный по проекту Н.А.Львова в форме египетской пирамиды. Летом «пирамида» служила прекрасным местом отдыха владельцу усадьбы и его гостям, где можно было утолить жажду, отведав прохладных вин из хозяйского погреба. Сейчас «пирамида» на реставрации.

В селе
Прутня , в шести километрах от Торжка находится могила Анны Керн, возлюбленной А.С.Пушкина, которой он посвятил свои знаменитые строки «Я помню чудное мгновенье…».

Неподалеку от Торжка находится восхитительная, поражающая размахом, торжественностью и величием усадьба (архитектор Н.А.Львов) 
Знаменское-Раёк .

Интерес предствляют также усадьбы:
Прямухино  - бывшая усадьба Бакуниных, в которой родился и проживал известный русский мыслитель, революционер, анархист, панславист и один из идеологов народничества М.А.Бакунин, и Селихово  - бывшая усадьба Загряжских.

               В.И.Сысоев «История усадьбы Прямухино и повествование о жизни главного
                       создателя усадебного комплекса А.М.Бакунина»





По материалам Википедии и сайтов https://torzhok.pro/, http://www.proselki.ru/,

https://ruschudo.ru/, , https://torzhok.pro/, http://sobory.ru