Валдай расположен на западном берегу Валдайского озера, на середине автотрассы Москва - Санкт-Петербург (386-ой км Е-105), при железнодорожной станции «Валдай» Октябрьской железной дороги, в центральной части Валдайской возвышенности.
Впервые определённо упоминается в 1495 году как деревня Валдайское селище - деревенька, насчитывающая всего два двора. В них жили крестьяне Яков Демехов и его сын Клим. Они пахали землю, держали скот и отдавали своему господину пятую часть урожая и в год гривну деньгами (примерно столько стоили три барана). По преданию, Яков и Клим жили на берегу залива Цынарёва Лука. Впрочем, достоверных данных на этот счет нет.
Валдайское Селище входило в состав Короцкого погоста. До присоединения Новгорода к Москве у погоста
Короцко , за одноименным озерком, стоял летний дом владельца этих мест Василия Есифова — представителя одной из богатейших боярских фамилий, занимавшего в администрации Новгородской феодальной республики высокий пост «степенного тысяцкого» («степень» — помост на вечевой площади). В его руках находились торговый суд и все гостиные (купеческие) дела.
Село Короцко ныне расположено рядом с городом Валдаем. Погостом оно называлось до начала прошлого века. Здесь сохранилась каменная церковь Покрова, построенная в 1825 году.
В XVI столетии Валдай становится государевым дворцовым селом. В 1654 году, в связи со строительством патриархом Никоном на острове Валдайского озера Иверского монастыря, царь Алексей Михайлович переименовывает его в село Богородицыно и приписывает к Иверскому монастырю. До 1764 года Валдай был монастырским селом Богородицыным. В связи с секуляризацией церковных и монастырских земель, с. Богородицыно вышло из-под монастырского управления и ему было возвращено первоначальное название – Валдай.
28 мая 1770 года согласно указу Екатерины II село Валдай было «учреждено городом». В 1772 году ему был дарован герб (на одной половине гербового щита на горностаевом меху золотая императорская корона, на другой – на серебряном поле зеленая гора, как символ Валдайской возвышенности). В 1776 году Валдай становится центром Валдайского уезда Новгородской губернии.

Валдай развивался в связи с удобным местонахождением на главном тракте России. Вторая половина XVIII – период расцвета Валдая и развития его традиционных промыслов и ремесел, таких как колокольное, кузнечное, кожевенное, мыловаренное производства, извоз. Валдай известен был печением особых баранок, называемых «Валдайскими». Впервые в истории мировой колокололитейной практики здесь начали отливать поддужные колокольчики.
Строительство Николаевской железной дороги привело во второй половине XIX века к резкому сокращению количества путешественников, следующих по тракту через Валдай, что способствовало экономическому упадку Валдая.
Во второй половине XIX – начале XX вв. Валдай – излюбленное место отдыха для столичных дачников.
В конце XIX века на родине святителя Тихона Задонского близ Валдая был построен Короцкий Тихоновский женский монастырь, ставший известным центром православного паломничества.
Сегодня в Валдае действуют Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь, основанный в XVII веке патриархом Никоном, Троицкий собор (1744 год), Петропавловская церковь (1858 год), часовня Иакова Боровицкого (XIX век).
В структуре Валдайского филиала Новгородского государственного объединенного музея-заповедника работает единственный в стране Музей колоколов, открытый в 1995 году, и Музей уездного города, тематически специализированный на показ провинциальной культуры и быта, открытый в 1998 году. Музеи созданы на базе Валдайского краеведческого музея, организованного в 1918 году.
В 1991 году создан национальный природный парк «Валдайский» площадью 158,5 тыс.га. На территории парка находится 70 озер, 20 рек, редкие представители флоры и фауны, около 500 памятников археологии, истории, архитектуры.
С 1995 года в Валдае проводятся Всероссийские Меньшиковские чтения (памяти М.О.Меньшикова (1859-1918 годы); всероссийские колоколоведческие конференции; с 1997 года – Межрегиональный фестиваль авторской песни «Норд-Вест». 12 июня ежегодно празднуется День города, в последнюю субботу сентября проходит ярмарка «Валдайские баранки».

Троицкий собор

Собор Троицы Живоначальной
Троицкий собор был построен в 1744 г на месте ранее существовавшей деревянной церкви. Он располагался на Торговой площади, на Озерной стороне. В 1802 г. освящается Пятницкий придел, а в 1803 г. – Тихвинский. Собор построен в стиле развитого барокко. Имеет открытую галерею на уровне второго света четверика. 4 мая 1837 г. Валдай посетил будущий император Александр II; в тот день он отстоял в городском соборе праздничную службу. В память об этом событии место в храме было выложено золотыми буквами.
Собор имеет большую архитектурно-градостроительную ценность как один из главных элементов, формирующих ансамбль Соборной площади XVIII-XIX вв.
Богослужения в храме запретили в 30-х годах, а в 1940-х — 1950-х гг. разобраны завершения храма и верхний ярус колокольни. В 1950-х гг. здание внутренними перегородками перепланировано под Дом культуры.
Возобновление богослужений произошло в 2000 г. в день Святой Троицы.

Церковь Великомученицы Екатерины

Церковь Святой Великомученицы Екатерины была построена по проекту архитектора Н.А.Львова на высоком холме вблизи дороги Санкт-Петербург - Москва. Начало стоительства относится к 1786 г. Датой окончания строительства принято считать 1793 г. Церковь выполнена в распространенной в конце XVIII века форме – в виде ротонды в формах классицизма, но при этом с колоннадой, ограниченной по периметру выступающей алтарной частью. Отличается гармоничными формами, стройными пропорциями, изящными деталями. Церковь построена в память придания Валдаю статуса города по именному Указу Государыни Екатерины II, как путевая дворцовая церковь. Построенная «на казенный счет» церковь была приписана к Троицкому собору, была бесприходной, содержалась в основном на частные пожертвования. В 1826г. в церкви Святой Екатерины во время проезда траурного кортежа с юга России в столицу на одну ночь был установлен гроб с телом умершего в Таганроге императора Александра I. Памятник значительным перестройкам не подвергался. В XIX веке имели место 2–3 ремонта, существенно не исказившие первоначальный облик храма. К началу реставрационных работ (1956 г/) церковь находилась в плохом состоянии: частично утрачено деревянное перекрытие над галереей, основательно повреждены пьедесталы, базы и нижние части колонн, частично утрачен декор фасадов, отсутствовали заполнения оконных проемов и т.д. Памятник реставрирован на первоначальную дату (XVIII в.).
Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г.

Введенская церковь

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Кирпичный двухэтажный храм, построенный в 1762. Четверик, перекрытый куполом с люкарнами, с небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней под шпилем. Вверху Вознесенский престол (1788), внизу Введенский храм со Скорбященским и Трёхсвятским приделами. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны.
Здание входит в список памятников находящихся под охраной государства. Текущие ремонты не проводятся. Степень разрушения основных конструктивных элементов кровли, несущих стен, оконных и дверных заполнений, декора и т.д., уточняется. Ведутся работы по более точному определению технического состояния памятника.

Церковь Петра и Павла

Церковь Петра и Павла
Кирпичная церковь, сооружённая в 1857 купцом В.А.Колобовым. Крестообразная в плане постройка, перекрытая купольной кровлей, с колокольней. До ХХ в. была приписана к Введенской церкви. В 1941 закрыта, в 1943 возвращена верующим. Более не закрывалась. Венчания отремонтированы в упрощённых формах. В ХХ в. устроен второй престол Серафима Саровского.

Часовня Иакова Боровичского

Часовня Иакова Боровичского (часовня Иверского монастыря).
Кубическая однокупольная часовня в стиле классицизма, украшенная четырёхколонными портиками. Сооружена в 1826 г.
В 1999 г. возвращена верующим.

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь  - православный мужской монастырь Русской Церкви, основанный патриархом Никоном. Находится на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай.
Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол Никон высказал своё намерение основать монастырь на Валдайском озере Алексею Михайловичу. Последний одобрил предприятие Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.
Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоезерским».
В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 г. в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

Иверский монастырь

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины.
В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.
В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».
К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившейся Александро-Невской Лавре.
В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

Иверский собор

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.
Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, лесная школа для детей, больных туберкулёзом.
В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.
11 января 2008 года восстановленный Успенский (Иверский) собор освятил Патриарх Алексий.
В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.
В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского) собора, в алтаре и во всем храме до нижнего яруса.
Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Музей уездного города

Музей уездного города расположен в двухэтажном особняке XIX в. в самом центре Валдая. В музее прекрасно представлен собирательный образ уездного города России.
В жизни маленького города каждый человек представляет определенную ценность. Очевидно поэтому в музее так много портретов - одиночных, парных, групповых. Это конкретные люди. Лица, лица, лица - один общий семейный альбом Валдая. В провинции снимки дорогих и близких людей хранили не в альбоме, а на стенах. Пройдите по залам музея, вглядитесь в лица на старых снимках. В музее пять залов. В первом - валдайские древности, материалы из истории Иверского монастыря и градостроительства Валдая, постоялые дворы, железная дорога. Во втором зале - портреты и творения ремесленников. Гордость ремесленного Валдая - колокололитейщики, кузнецы, колесники, бараночницы, мыловары. В третьем зале представлены казенные учреждения и общественные организации. Материалы рассказывают об особой роли интеллигенции в духовной жизни общества. Четвертый зал - зал валдайских семей. Пятый зал посвящен валдайским дачникам: писателю B.C.Соловьеву, известному русскому публицисту М.О.Меньшикову, профессору П.И.Георгиевскому, духовному писателю С.А.Нилусу, художнику Н.К.Рериху и др.
Посетите музей - экспозиции его залов напомнят вам знаменитую фразу Карамзина "Россия сильна провинцией".

Музей колоколов

Музей колоколов
Колокола на Руси всегда занимали особое место в народной жизни. Сторожевые и набатные, осадные, часовые и вестовые колокола призывали к молитве, несли весть о печалях и радостях, грозящих стихийных бедствиях и пожарах, звали к единению, встречали торжественным звоном дорогих гостей. А Валдай испокон веков был известен своими удивительными колоколами и колокольчиками. Откуда пошли и когда появились колокола, кто их создавал - все это можно узнать в колокольном музее. Здесь можно увидеть рядом древний китайский колокольчик XVI в. до н.э. и русский колокол XVI в., итальянский колокол XII в., и валдайский ямщицкий колокольчик начала XIX в. и мн. др. Колокола были тем немногим, что связывало людей разных стран, культур, вероисповедания. Поразительно их совершенство, ибо на протяжении веков они не претерпевали почти никаких внешних изменений. Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветов, явившихся ему в видении, как голос неба. Экспонаты музея можно не только смотреть, но и слушать. Здесь можно не только услышать колокольный звон в исполнении музейных сотрудников, но и попробовать позвонить самому. Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в путевой дворцовой церкви, построенной по проекту Н.А.Львова для императрицы Екатерины II.

Короцко
Прежде всего необходимо отметить, что в настоящее время существует два КОРОЦКО:
   - поселок КОРОЦКО
   - деревня КОРОЦКО
.
Ранее существовало только одно село КОРОЦКО. Разделение села на поселок и деревню произошло, судя по всему, после образования Психиатрической больницы в 1937 году (больница расположена непосредственно в поселке Короцко).

Владимирский собор

Короцкий женский монастырь во имя святителя Тихона Задонского
Поселок Короцко, расположенный в четырех километрах южнее города Валдая, в настоящее время известен тем, что здесь находится Валдайская психиатрическая больница №1. Больница эта занимает часть зданий, принадлежавших в прошлом веке Короцкому женскому монастырю, одному из крупнейших в Новгородской епархии.
Недалеко от современного больничного поселка стоит древнее церковное село Короцко, которому в 1995 году исполнилось 500 лет.
В 1724 г. здесь родился известный русский церковный проповедник, религиозный мыслитель и писатель - святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец. В (1861 г.?) Тихон был канонизирован Русской Православной Церковью, после чего возникла мысль создать на родине святителя монастырь, посвященный его имени. Организацией этого святого дела занялся Елагин Н.В., цензор, духовный писатель и крупный костромской помещик. Имея большое почитание к Тихону Задонскому, он издал его биографию, делал публикации в печати о привлечении благотворительных денег на устройство обители и сам пожертвовал крупную сумму для ее сооружения. Пожертвования на строительство поступали со всей России.
Местоположение для новосоздаваемой православной общины было выбрано в лесу, в одной версте от села Короцко, на берегу живописного озера. В 1863 году начались одновременно земляные, каменные и другие строительные работы, и к осени 1864 г. каменный трехэтажный корпус келий с небольшой домовой церковью во имя святителя Тихона в северной части здания был уже построен. 22 августа 1864 г. состоялось официальное разрешение императора Александра II об утверждении Короцкой женской общины с училищем при ней для девиц и лечебницей для приходящих. В 1865 г. в общину уже собралось более 30 сестер, большею частью вдов и сирот. Первой начальницей, управлявшей обителью около двух лет, стала монахиня Серафима, переведенная сюда из Новгородского Зверина монастыря.
С 1865 г. по 1871 г. было окончательно достроено и отделано каменное здание келий для жительства сестер, в середине этого здания сооружен великолепный каменный двухпрестольный соборный храм с пятью главами, увенчанными вызолоченными крестами и особой главой над алтарем. С западной стороны к храму примыкала колокольня со шпилем и с 12 колоколами. 1-2 октября 1871 г. совершилось торжественное освящение этой церкви. Главный престол собора был освящен в честь иконы Владимирской Божией Матери, а южный - во имя святого Тихона.
Внутри Владимирский собор был расписан богатейшей стенной живописью, четырехъярусный резной иконостас был выполнен из дубового и орехового дерева, над царскими вратами находилась храмовая икона Владимирской Богоматери. В северной стороне собора под высокою резною сенью (навесом) в особым образом устроенном сооружении (раке) находилась кипарисная гробница с частицами мощей святого Тихона, принесенными в дар в Короцкую обитель из Задонского монастыря. В южной стороне храма, в киоте хранилась келейная икона "Распятие Господне", известная по тому событию, что в 1770 г. святитель, углубившись в ее созерцание, видел, как с иконы, с самого креста сходил к нему Христос, весь израненный и окровавленный. Пред этим образом теплилась неугасимая лампада. В западной части церкви, вверху, были устроены хоры для певчих инокинь.
На территории общины были выстроены несколько деревянных домов: двухэтажный дом для приюта на 13 девочек-сирот, которые находились на полном содержании общины, двухэтажный дом для приезжающих богомольцев, одноэтажные дома для жительства сестер, дом с мезонином для настоятельницы, больница с домовой церковью при ней. Обитель была обнесена каменной оградой с шестью башнями готической архитектуры, а с запада устроены въездные каменные, увенчанные главой и крестом святые ворота. По двору обители были проложены дорожки, сделаны тротуары, обсаженные по сторонам березами и елями. Между ними - цветники, диванчики для отдыха. За пределами ограды находились две деревянные часовни (одна из них почти напротив современного магазина), дом для священноцерковнослужителей, дом для странников, а также хозяйственный комплекс: скотный двор, хлебный амбар, дровяник, ледник, сенник и прочее. Во владении общины имелось более 1000 десятин пахотной земли, лугов, строевого и дровяного леса, два больших рыбных озера: Короцкое и Брезгово (Воровское) и две фермы со скотным и дворами и флигелями для жительства сестер: в пустошах Жары (недалеко от д. Глебово) и Переузь (в 4-х верстах от с. Городно). Кроме того, Короцкой общине принадлежала часовня в Валдае, каменная часовня в Бологое и деревянный дом в Санкт-Петербурге.
Обитель содержалась за счет пожертвований, ведения скотоводства и земледелия, церковного кошелькового сбора, продажи просфор. Каждая сестра несла известное послушание: обрабатывала землю, пасла скот, выполняла хозяйственные работы. Им оказывали помощь около 10 наемных рабочих. В обители имелись мастерские: ткацкая, вышивальная, переплетная, разных других работ, а также иконописная, под руководством монахини Ульянии, получившей образование в художественных классах академии в Санкт-Петербурге.
23 февраля 1881 г. по указу Александра II Короцкая община была переименована в общежительный женский монастырь во имя святителя Тихона Задонского. В этом же году в сан игумений была возведена настоятельница монастыря монахиня Вера. Вера умело управляла монастырем до 1892 года, за усердие была награждена наперсным крестом, выдаваемым Синодом и удостоена беседой с императором Александром III. После смерти ее преемницей стала игуменья Домника. Она заканчивала общее обустройство монастыря. Главной ее заслугой было окончание строительства второго каменного храма на территории обители. Заложенная в центре монастырского сада в 1891 году еще игуменьей Верой церковь была закончена в 1895 г. и 25 июня освящена во имя великомученицы Варвары и Всех святых. Храм имел пять глав с крестами, одну главу на алтарном куполе и был прекрасно расписан изнутри. Летним храмом во имя Всех святых было закончено построение монастыря. Всего в нем насчитывалось около 40 зданий.
Службу в монастырских церквях отправляли два священника и дьякон. В дни храмовых праздников при красном колокольном звоне совершались крестные ходы вокруг главного Владимирского собора или церкви Всех святых. Ежегодно, 14 мая, в день обретения мощей святого Тихона, совершался крестный ход из монастыря на могилу родителя Тихона в село Короцко, где над его прахом, в часовне, служилась панихида при большом стечении богомольцев. Но особенным праздником обители было 13 августа - день памяти открытия мощей святителя. В этот день в монастыре шло торжественное богослужение.
На богомолье в Короцкий монастырь приходили пешком издалека, даже за 120 верст из Боровичского уезда. Богомолье тогда было широко распространенной причиной отлучек крестьян из сельских обществ. Традиционно путешествие включало в себя посещение двух монастырей: Иверского и Короцкого.
Короцкий монастырь посещали и знатные светские и духовные лица. Так, например, 30 мая 1885 года обитель посетил великий князь Владимир Александрович (родной брат Александра III), чем вызвал большое любопытство со стороны местных жителей. Также Короцкий монастырь ежегодно посещался епископом при обозрении им епархии.
Таким представляется монастырь на конец прошлого века. Тогда в монастыре проживало около 250 человек, в том числе 81 монахиня, 182 послушницы, 13 девочек-приюток. По воспоминаниям современниц монастырь славился хлебосольством, был зажиточным благодаря тому, что монахини много работали на монастырских угодьях. В праздничные дни, после службы, кормили всех желающих щами и ячменной кашей. Особенно славились монастырские щи. Странники постоянно получали из монастыря хлеб, квас, и кипяток для чая.
После революции Новгородской епархией были предприняты попытки сохранения монастырей. С 1918 года стали создаваться сельскохозяйственные артели на базе монастырей, которые переходили на устав трудовой коммуны с сохранением монастырского уклада жизни. 1 апреля 1920 г. артелью стала и Короцкая община. Так пытались продлить жизнь монастыря, однако в 1931 г. он был все же закрыт. Часть инокинь ушла до закрытия, других вынуждали уйти или арестовали. Церковная утварь была вывезена. В течение трех последующих лет в охраняемом здании монастыря была колония для беспризорников, затем сельскохозяйственный техникум молочного животноводства, а с 1937 г. организована психоневрологическая больница. В 1941 г. больница была эвакуирована в Рязанскую область, а в зданиях монастыря располагался госпиталь. В 1946 г. была вновь создана психиатрическая больница. С этого же времени у стен бывшего монастыря стал строиться больничный поселок.
Не остались в народной памяти имена первых игумений, строительниц монастыря; их могилы у стен собора уничтожены, как разорено и монастырское кладбище. Полностью изменился внешний вид зданий: исчезли колокольня, купола церквей, неузнаваемо перестроен Владимирский собор, разделен на два этажа храм Всех святых, закрашена вся настенная живопись обеих церквей. В аварийном состоянии находится участок каменной стены и три сохранившиеся башенки, разобраны святые въездные ворота, почти все деревянные строения обители снесены. Архитектурный облик ансамбля Короцкого монастыря второй половины XIX века полностью утрачен. Будет ли когда-нибудь восстановлена иноческая жизнь в монастыре, сказать трудно.

Покровская церковь

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Короцко-2) возвышается справа от дороги Валдай - Ивантеево.
Первой церковью в селе Короцко был деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, год его строительства неизвестен, но есть предположение, что он был срублен в первой половине XV века.
После 1612 г, во время «литовского разорения» Новгородчины, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была разграблена и стояла пустой еще более двух десятилетий. По преданию от старой церкви сохранилось лишь несколько образов, в том числе и образ Покрова Пресвятой Богородицы.
Разоренный литовцами храм обветшал, и вместо него небольшая монашеская община во главе с игуменом Тихоном поставила новый деревянный храм, освященный между 1635 и 1645 годами также во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
По-видимому, для строительства этого храма был использован материал от старого строения, но поставлен он был несколько западнее прежнего, и через 180 лет после постройки он тоже обветшал.
Вторая Покровская церковь была разобрана в 1823 г., и на ее месте в 1825 г. сооружен одноименный каменный трехпрестольный храм с колокольней. Он был прямоугольной формы с квадратной апсидой, имел с трех сторон (кроме восточной, алтарной) по 4 колонны и двери в храм. Барабан был восьмигранный, венчаемый куполом с четырехконечным вызолоченным крестом. С запада в единой связи с храмом находилась двухъярусная колокольня, из которой также был вход в храм. В храме было 14 окон. Оштукатуренные стены покрыты желтой и белой краской. Ширина храма была 11 м, длина вместе с колокольней 32 м, высота колокольни – 50 м. Храм был построен на средства валдайской помещицы Татьяны Романовны Стоговой, чье поместье было в Короцком приходе (в сельце Глебово). У стен этой церкви она и была погребена.
Главный престол храма освящен в 1836 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1825 г. были освящены левый придел - во имя преподобного Феодора Трихины (святого угодника, жившего во Фракии в I тысячелетии), а правый - во имя Св. Николая Мирликийского (в 1914 г. он переосвящен во имя Тихона Задонского).
Святыня храма – чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряном, местами вызолоченном, окладе находилась за правым клиросом. Вблизи нее располагалась икона св. великомученицы Параскевы Пятницы, известная под именем «явленной». В алтаре, за престолом на окне висел портрет свт. Тихона, присланный из Задонска в 1852 г. Здесь же в стеклянном футляре находился ветхий помянник рода свт. Тихона, написанный его отцом Савелием. Перед солеей находились две иконы с изображением святителя Тихона: одна большая, в серебряной ризе, другая – поменьше, с двумя частицами его мощей.
«Со времен построения церковь сия приходит в большое благоустройство и благолепие», - писал о ней в середине XIX века Короцкий священник Димитрий Пользинский.
В 1937 г после ареста последнего короцкого священника о. Михаила Зимнева церковь закрыли, а церковное имущество реквизировали. В годы Великой Отечественной войны в храме был загон для лошадей, затем ее стали разбирать на кирпич для печей. В настоящее время полуразрушенная церковь имеет плачевный вид.


Подземная речка Понеретка и Опеченский посад (дендропарк)

Понеретка является единственной крупной пещерой Валдайской возвышенности (протяженность 1430 м, глубина залегания 4 м, 2-я категория сложности). Живописный всхолмленный ландшафт в районе реки Понеретки насыщен разнообразными проявлениями карста и представляет масштабный, цельный и подвижный карстовый комплекс, связанный с известняками серпуховской свиты (нижний карбон). Он включает котловину с понорами в урочище Лучки, в которые полностью уходят воды реки Понеретки, и сухую, задернованную и зарастающую лесом, долину реки протяженностью около 2 км, заканчивающуюся у реки Мсты каньоном со ступенями бывших водопадов.
Особый интерес представляет крупнейшая в центральной части Русской платформы пещерная система Понеретки, имеющая подземные залы, лазы, озера и ямы с водой, ходы, сифоны, уступы и даже галереи длиной в десятки метров и высотой в рост человека. Воды реки Понеретки изливаются водопадами из выходов пещеры в левом обрывистом берегу Мсты. Выходы вод многочисленны по левому берегу и руслу Мсты ниже устья, в том числе имеются напорные ключи в урочище Ключки. В районе Понеретки располагаются обширные карстовые поля, насыщенные воронками разного размера и просадками. Наиболее выраженные воронки наблюдаются близ деревни Марьинское и в лесном массиве восточнее деревни Елеково.

Своды пещеры таят в себе множество легенд и слухов. Местные жители поговаривают, что много веков назад река текла на поверхности и на ее берегах жили люди, которые не ведали зла и порока. Но в один прекрасный день они решили уйти от мира сего, так как зло приумножилось, и беда нависла над их домами. И чтобы скрыться от людских глаз и рук, они ушли под землю и взяли с собой реку. Теперь духи обитавших на реке людей живут в стенах пещеры и очень не хотят снова появляться на свет.


Опеченский посад  - крупное купеческо-мещанское село; застраивалось по образцу Васильевского острова в Петербурге: улицы в нём до сих пор идут параллельно реке и называются линиями.
В XVIII–XIX веках Опеченская пристань входила в состав Вышневолоцкой водной системы.
Память о тех далёких событиях хранит уникальная гранитная набережная протяженностью около 900 метров с чугунными тумбами (кнехтами), с двумя арочными каменными мостами. Набережная выложена гранитными валунами, принесёнными ледником тысячи лет назад из районов современной Карелии.

В центре Посада на берегу находится дендропарк, созданный неравнодушным, влюблённым в природу человеком Семёном Андреевичем Ушановым. В 70-х годах он организовал на берегу реки дендропарк, где высаживал редкие растения, взятые из питомников российских ботанических садов. Здесь растут японский кипарисовик и западная туя, черные и серые американские орехи и румилийская сосна, японская спирея, корейская фурзиция и другие диковинки.
Всех, кто приезжает в новгородское село посмотреть на это чудо, у входа встречает механический медведь, который приглашает посетителей в гости. В парке Ушанов смастерил несколько фонтанов. Один из них сделан из старого пожарного брандспойта и запчастей от списанного трактора. В другом, также собранном невесть из чего, плавают игрушечные рыбы.
Из высохших деревьев Семен Ушанов вырезает скульптурные композиции, которые устанавливает в парке. В нем есть и каменные чудеса: на берегу реки, например, лежит найденный за селом валун, точь-в-точь настоящая лодка. Есть также пристань, много-много цветов и деревянных раскрашенных драконов-крокодилов. Есть в парке и аллея спонсоров, где любой может высадить растение и ухаживать за ним, а также аллея молодоженов, где то же самое могут сделать жених и невеста.

Маршрут

Выезжаете из Валдая по Советскому проспекту через Зимогорье к трассе М10 Москва-Санкт-Петербург. Сворачиваете налево, на Москву, через 1 км сворачиваете снова налево, по указателю на Боровичи. Примерно через 50–60 км сворачиваете направо, на деревню Черноземь. Через 2-3 км после деревни Ровное (аккуратнее, в самой деревне резкий правый поворот!), на выходе дороги из леса сверните налево, на уходящую в поле грунтовку.
Точные координаты выхода реки Понеретки из пещеры: N 58° 16.987’ E 34° 2.312’.
Осмотрев Понеретку, выезжайте обратно на асфальт и двигайтесь дальше на Опеченский Посад. Проехав деревню Опеченский Рядок, сворачиваете налево на мост, а после моста сразу направо. Проезжаете через Опеченский Посад (рекомендуем остановиться и осмотреть подвесной мост через Мсту), справа, между дорогой и рекой, увидите дендропарк.


Мшенские родники

В Лыкошинском сельском округе есть небольшое село Мшенцы, известное сегодня далеко за пределами Бологовского района. Здесь, между Церковью и кладбищем, находится одно из удивительных и редких по красоте и чистоте явлений природы – родники. Ключи живой воды бьют из глубины, из каменного чуда. Чистая родниковая вода переливается на солнце и отражается радугой соцветий. Заглянешь внутрь, и дух замирает. Чем-то завораживающе-таинственным, древним, и даже чуть колдовским, непонятным и непостижимым веет от ключей. Немножко страшно и жутковато, особенно когда вокруг ни души – и ты один наедине с чудом природы. Тишина, таинственность, покой. Родник бьет словно из глубины веков. Причудливые камни внутри источника отливают малахитом, кажутся самоцветами – голубыми, зелеными, бордовыми. И – чистейшая, холодная, родниковая вода. Многие считают ее целебной.
Древние, дивные ключи – это наша история. Многие поколения людей помнят их. Люди едут сюда со всех уголков России, едут и из-за границы, одиночные посетители и целые туристические группы. Маленькое село Мшенцы стало заповедным уголком российской глубинки. И начало его известности положил
Николай Константинович Рерих . Его поразила удивительная и неповторимая красота Мшенских ключей. В своем очерке «Чаша неотпитая» (1916 г.) очень верно и емко описал он это «мшенское чудо».

В сентябре 2000 года делегация Тверского Рериховского общества установила на большом камне, находящимся между церковью Параскевы Пятницы и одним из главных родников, памятную доску со словами Н.К.Рериха из его очерка: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила, Русь верит и ждет». Памятный камень установлен здесь не случайно. Рерих очень любил Мшенские ключи. И каждый раз, приезжая в Бологое или на Валдайку, обязательно навещал заповедное место. Последний раз он был здесь перед поездкой в Финляндию в 1916 году.
Чаша родника действительно производит впечатление. Кристальная чистота воды объясняется просто: в серном растворе не выживает ни одно растение или микроорганизм, поэтому вода не «цветет». Две полыньи родника, глубину которых до сих пор никто не смог измерить, соединенные восьмеркой, никогда не замерзают. Температура воды здесь всегда одинаковая, и в тридцатиградусный мороз, и в тридцатиградусную жару – все равно всего плюс 4 градуса.

Церковь Параскевы Пятницы

У родника расположена часовня, а на холме — действующая церковь Великомученицы Параскевы Пятницы .
Маршрут

Поездка к этой достопримечательности очень хорошо сочетается с поездкой на подземную речку Понеретку, так что вы можете объехать и осмотреть эти интересные места за один день.
Выезжаете из Валдая по Советскому проспекту через Зимогорье к трассе М10 Москва-Санкт-Петербург. Сворачиваете налево, на Москву, через 1 км снова сворачиваете налево, по указателю на Боровичи. Примерно через 30 километров сворачиваете направо, по указателю на Бологое. В деревне Корыхново сворачиваете направо (аккуратнее, в самой деревне резкий правый поворот!), и, немного попетляв по деревне, выезжаете на грунтовку до деревни Мшенцы. Дорога в Корыхново довольно запутана, поэтому ничего зазорного в опросе местного населения нет :-)
Точные координаты Мшенских родников и церкви: N 58° 2.439’ E 33° 44.326’.


Усадьба Заключье

Так же в этой поездке вы можете посетить еще одно замечательное место, находящееся недалеко от родников -  усадьбу Заключье .
Усадьба петербургского архитектора А.С.Хренова расположена в живописной лесной местности, на высоком берегу небольшого озера. Усадьба была выстроена в конце XIX — начале XX века, вероятно, по его собственному проекту. Около 1904 года А.С.Хренов основал здесь конный завод для разведения рысистых пород лошадей.
Жилые постройки усадьбы расположены на высокой холмистой гряде, огибаемой дорогой. В южной части гряды, представляющей собой ровную террасу, стоит главный дом, обращенный к озеру восточным фасадом. Перед главным (западным) фасадом находится партер, на котором сохранились старая береза и цветники, обрамленные бетонными парапетами: круглый в центре и два треугольных по бокам.
Еще два полукруглых цветника устроены по сторонам дорожки перед южным фасадом дома. С юга край террасы обработан высокой валунной подпорной стенкой с двумя «бастионами» трехгранной и полукруглой формы. С востока над обрывом сделана небольшая площадкас балконом, ограниченная валунами.
В советское время на территории усадьбы появилось несколько новых служебных построек: у главного дома застеклена веранда, утрачен деревянный балкон южного фасада, к флигелю сделана большая деревянная пристройка, частично разрушены подпорные стенки, сильно зарос парк.
Похоже, что когда-то в этой усадьбе был пионерский лагерь. Территория украшена бетонными скульптурами, среди которых можно найти юношу с осетром в руках, гребца с веслом, девушку с букетом полевых цветов…
В настоящий момент усадьба постепенно ремонтируется. В усадебном доме заменены перекрытия, завезены строительные материалы. Возможно, что нынешние хозяева смогут восстановить здание и парк одной из интереснейших усадеб периода поздней эклектики с постройками в духе романтического стилизаторства.

Маршрут

Возвращаетесь обратно на дорогу Корыхново—Лыкошино, и, проехав несколько километров, сворачиваете направо на лесную грунтовку. Ориентиром служит бетонная стела рядом с поворотом.
Точные координаты усадьбы: N 58° 4.335’ E 33° 46.718’.


Фалёвские курганы
Не многим известно, что на высотах Валдайской возвышенности достопримечательности природы соседствуют с бесчисленными археологическими памятниками. Это остатки доисторических поселений ильменских словен, погребальные насыпи — сопки и курганы, жальники — места древних захоронений. Они встречаются чаще всего по берегам рек и озер, единственных в далеком прошлом путей сообщения и расселения людей.
Редкое и не встречаемое ныне слово — «жальник», от слова «жалеть», произошло от имени Богини Скорби — Желя. На вид это сопка или курган, форма их неодинакова: длинные, конические, круглые, все зависит от исторического периода. Многих интересует — что там? Многие думают, что в погребениях спрятаны сокровища. Но в Новгородской области нет курганов, подобных причерноморским или среднеазиатским, где попадаются золотые и другие драгоценные предметы.
У предков новгородцев в V-IX веках был обычай сжигать прах умершего соплеменника на костре. Собрав пепел и перегоревшие кости в грубо сделанный горшок, насыпали над ним холмик. К первому захоронению прибавлялись новые. Если погребения располагались одно над другим, получались конические насыпи, если рядом — длинные курганы. О временах освоения края напоминают старинные, загадочно звучащие названия населенных мест в окрестностях Валдая: Брашна, Фалёво, Симаниха, Миронега, Гостижа, Дивущино, Добрести, Забологи, Калиты, Кветины, Коржава, Кремно, Ладомирь, Мелеча, Мирославье, Оброни, Одоево, Наволоки, Подсеки, Раменье, Словыть.
Типичные жальники находятся прямо рядом с самим Валдаем — курганы на краю леса, от которых открывается вид невообразимой красоты. Здесь находится третье по высоте место Валдайской возвышенности – Фалево, высота над уровнем моря 261 м. Просто насладитесь живописным видом, в котором собрана вся красота чудного Валдая.

Маршрут

Выезжаете из Валдая по Советскому проспекту через Зимогорье к трассе М10 Москва-Санкт-Петербург. Никуда не сворачивая, пересекаете её. На перекрёстке будьте предельно внимательны: выезд через М10 на подъем, видимость плохая. По разбитому асфальту проезжаете мимо ферм и лесопилки пару километров, и по указателю БО «Голубой факел» сворачиваете направо. Через 500 метров сворачиваете снова направо на грунтовку, и через 200–300 метров на повороте вам откроется чудесный вид на высокий холм. Здесь можно сделать остановку. Поглядите налево: стоящий на опушке леса крутой холм высотой метров шесть — и есть древнее славянское захоронение — жальник (точные координаты: N 57° 56.155’, E 33° 18.207’). Двигайтесь дальше, до самой вершины холма, туда, где стоит одинокий дом — всё, что осталось от некогда большой деревни Фалёво. На самом верху можно устроить великолепную фотосессию и привал. Обращаем ваше внимание: подъем на холм доступен не всем машинам, если у вас иномарка с маленьким клиренсом — лучше пройдитесь пешком.

«Логово Сатаны»  - заброшенный военный городок с гигантскими ангарами для ракетовозов и заправщиков и, что самое интересное, с тремя шахтными пусковыми установками. Шахтный комплекс «Шексна» («Шексна-В») состоял из трёх ракет Р-16У (SS-7 по классификации НАТО), находившихся в, соответственно, трёх ШПУ, размещенных в линию на расстоянии около 100 метров друг от друга.
В первую очередь изучите «логово зверя»: пусть и это был и не сам «Сатана», но это ведь один из «поверженных ангелов его»… Даже несмотря на то, что логово это было взорвано, и мощные конструкции обрушены, энергия взрывов не смогла уничтожить ощущение неимоверной мощи, которая была заключена в каждой из трёх шахт: скорее, наоборот, пробираясь через обломки и остатки чудовищных конструкций, осознаёшь, какой дьявольской силы монстры были упрятаны в железобетонные норы посреди невообразимо красивых и дышащих миром и каким-то поразительным спокойствием глухих лесов Валдайского края…
Во второй шахте на глубине примерно шесть метров вы сможете проникнуть в технические помещения через небольшой проём (координаты начала осмотра: N 57° 52.115’ E 33° 17.513’).
Внимание! Будьте предельно осторожны во время спуска, повсюду торчат куски арматуры!
Далее, примерно метрах в ста на юг, вы найдете вход в подземелье, где можно спуститься на «минус третий» этаж по пологой лестнице. Там, на глубине, даже в середине лета можно найти лежащий круглый год лёд.
Продолжить осмотр «Логова» можно в военном городке, гуляя по которому, вы обязательно представите себя «Сталкером».
И наконец, осмотрите титанические ангары для ракетовозов и заправщиков, спрятанные на третьей точке: N 57° 51.522’ E 33° 17.314°.

Маршрут

Выезжаете из Валдая по Советскому проспекту через Зимогорье к трассе М10 Москва-Санкт-Петербург. Поворачиваете на Санкт-Петербург. Примерно через 3–4 км слева будут подряд две АЗС, после них сворачиваете налево (ориентир на повороте — гостиница «Валдайский двор»). Через 12 км сворачиваете налево в лес и двигаетесь 4 км. Далее на развилке сворачиваете снова налево (ориентир на повороте — ЛЭП). Двигаетесь мимо заброшенного военного городка до упора. Выезжаете на большую бетонированную площадку, слева — ракетные шахты.




По материалам Википедии и сайтов http://valday.com, http://valday-tour.ru, http://valday-church.ru,

http://valdaytravel.narod.ru, http://proselki.ru, http://www.temples.ru