Валдай расположен на западном берегу Валдайского озера, на середине автотрассы Москва - Санкт-Петербург (386-ой км Е-105), при железнодорожной станции «Валдай» Октябрьской железной дороги, в центральной части Валдайской возвышенности.
Единой версии происхождения названия Валдая не существует. По одной из них оно произошло от плеска волн, повторявших слово «Валда». Так стали именовать сначала озеро, а потом и поселение. Еще один вариант происхождения названия связывают со словами сборщиков податей, бравших пошлину в виде скота: «Вола дай!». Обитавшие в местности угро-финские племена тоже могли повлиять своим языком на имя города. На языке суоми «valta» означает «Царь-озеро». А на языке мери «Валдай» связывается со значением «чистый, светлый».

Легенда о кузнеце Валде
Давным-давно жил на берегу озера невероятно красивый парень по имени Валда. Работал он кузнецом и был в большом почете у девиц за свою необыкновенную красоту. Юноша периодически приходил на берег озера, чтобы умыться: опускался на колени, черпал воду и в этот момент озеро начало взволнованно шептать: «Валда, Валда». Шло время, мужчина не терял своей красоты, но век человека в ту пору был недолог, кузнец умер, однако озеро продолжало все так же звать своего возлюбленного. За это водоем якобы и получил название Валдай, впоследствии давший имя городу.

Впервые Валдайское Селище было упомянуто в летописях в 1495 году. Деревенька насчитывала всего два двора. В них жили крестьяне Яков Демехов и его сын Клим. Они пахали землю, держали скот и отдавали своему господину пятую часть урожая и в год гривну деньгами (примерно столько стоили три барана). По преданию, Яков и Клим жили на берегу залива Цынарёва Лука. Впрочем, достоверных данных на этот счет нет.
Валдайское Селище входило в состав Короцкого погоста. До присоединения Новгорода к Москве у погоста
Короцко , за одноименным озерком, стоял летний дом владельца этих мест Василия Есифова - представителя одной из богатейших боярских фамилий, занимавшего в администрации Новгородской феодальной республики высокий пост «степенного тысяцкого» («степень» — помост на вечевой площади). В его руках находились торговый суд и все гостиные (купеческие) дела.
Село Короцко ныне расположено рядом с городом Валдаем. Погостом оно называлось до начала прошлого века. Здесь сохранилась каменная церковь Покрова, построенная в 1825 году.
В XV веке стали постоянными связи между Москвой и Новгородом, участились поездки через Новгород за границу. Установилось регулярное сообщение со станциями, где сменяли лошадей, и постоялыми дворами. Эти станции назывались ямами - от татарского «дзям», то есть «дорога».
В конце XV - начале XVI века летний ямской путь от Вышнего Волочка до Новгорода пролегал по реке Мсте, и те, кого называли ямщиками (как это ни странно звучит сегодня), ведали приемом путников, обеспечивали их лодками, гребцами и рулевыми. Более прямой зимний (санный) путь проходил по льду Валдайского озера от деревни Станки к самому высокому холму - Зимней горе. Затем была проложена сухопутная дорога вокруг озера, около которой и стало расти село Валдай. С 1573 по 1584 год число дворов в нем увеличилось с 40 до 94. Признаком значительности села во второй половине XVI века служила построенная в нем деревянная церковь Параскевы с колоколенкой «о шести столбах».

В XVI столетии Валдай становится государевым дворцовым селом. В 1654 году, в связи со строительством патриархом Никоном на острове Валдайского озера Иверского монастыря, царь Алексей Михайлович переименовывает его в село Богородицыно и приписывает к Иверскому монастырю. До 1764 года Валдай был монастырским селом Богородицыным. После основания Петербурга (1703 г.) и превращения его в столицу России была приведена в порядок грунтовая дорога от Москвы до берегов Невы. Через Богородицыно с утра до вечера двигались обозы, повозки, мчались тройки, шли войска. В селе открывались постоялые дворы, трактиры, харчевни. Оживились торговля, ремесла. В связи с секуляризацией церковных и монастырских земель, село Богородицыно вышло из-под монастырского управления и ему было возвращено первоначальное название - Валдай.
28 мая 1770 года согласно указу Екатерины II село Валдай было «учреждено городом». В 1772 году ему был дарован герб (на одной половине гербового щита на горностаевом меху золотая императорская корона, на другой – на серебряном поле зеленая гора, как символ Валдайской возвышенности). В 1776 году Валдай становится центром Валдайского уезда Новгородской губернии.
Новый город вначале насчитывал примерно 2 тысячи жителей. Здесь действовало около полусотни кузни. Кузнецы не только выручали из беды проезжих, когда ломался экипаж или лошадь теряла подкову. Из привозного железа ремесленники делали на продажу сошники, серпы, топоры, заступы, домашнюю утварь. В кузницах зародилось и литье колокольчиков. Поэтическая легенда связывает начало колокольно-литейного дела в Валдае со временем присоединения Новгорода к Москве.

Легенда о валдайских колокольчиках
В передаче поэта К.К.Случевского в 1886 году она была такой: «Толкуют, будто бы царь Иван, сняв в Новгороде Вечевой колокол, велел везти его в Москву. Государева рать дошла до Валдая и тяжесть ли колокола, трудность ли пути или просто желание царево, но колокол был разбит. Ушло царское войско, а осколки колокола остались лежать. И их подобрали валдайцы и стали лить свои колокольчики и льют до сих пор»..

Набор колокольчиков и бубенцов назывался «ямщицкой гармонью». Основной колокольчик на дуге имел один голос, рядом висели подобранные в тон ему два «подпевалы». Мелким звоном рассыпались семь или девять бубенчиков. «Маленькие валдайские колокольчики известны целой России по своей прочности, звонкости и неизменной надписи: „Кого люблю, того дарю.-Лит в Валдае“»  - так сказано в первом томе «Описания Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях», который вышел в свет в 1844 году. Любопытно, что надписи «Валдай», «Дар Валдая» есть и на колокольчиках, сделанных в некоторых других губерниях. «Валдайская марка» гарантировала мастерам лучший сбыт их продукции…
В Валдае отливали не только поддужные колокольчики да бубенцы, но и большие колокола весом до двух тысяч пудов. Известны заводы купцов Смирнова и Митрофанова, основанные в 1816 году. В 1840-х годах на трех колокольных заводах города трудились 50 рабочих. Продукция общей стоимостью более 10 тысяч рублей в год сбывалась в Петербурге и на ярмарках.
Вторая половина XVIII — период расцвета Валдая. Помимо колокольного здесь были развивались и другие промыслы и ремесла: кожевенное, мыловаренное производства, извоз, выпечка особых баранок, называемых «Валдайскими».

Валдайские баранки
Слово «баранка» имеет в корне своём старославянскую основу «об-варити», от которого позже образовалось русское слово «баранка», польский вариант «obwarzenek» и украинское название «обарiнок».
Рецепт изготовления баранок в Валдай привезли жёны белорусских «мастеровых людей». Одно из первых упоминаний о валдайских баранках встречается в источниках XVII века. В приходно-расходной книге Иверского Валдайского монастыря за 1665 год записано:
«Куплено братии в Богородицино боранков и яиц на десять алтын» .
Баранки было принято выпекать дома, соблюдая традиционный рецепт приготовления и форму, которая напоминала ручную сумочку или замок. Баранки готовили из влажного теста, которое могло быть постным, сдобным, яичным, сладким — с сахаром или фруктами. Как в лакомое блюдо в баранки добавляли тмин или мак. Традиционно на Руси баранки считались не только вкусным изделием, но и лечебным продуктом. При появлении простуды баранки замачивались в тёплом молоке, затем их следовало остудить, скушать и запить горячим чаем с лимоном.
Пекли баранки в специальных пекарнях, которых в 1874 году в городе насчитывалось около тридцати. Муку привозили из Рыбинска и Вышнего Волочка. Приезжие заказчики отправляли баранки и «барашки» — 
«нетленный и несокрушимый зубами продукт»  — по городам и сёлам Новгородской и Псковской губерний, особенно в бойкие места: на пристани и почтовые станции. Особенностью баранок было то, что они не черствели девять дней. Зимой мешками вывозили их мужики в Москву, в волжские города и даже в Сибирь. За год из Валдая расходилось до десяти тысяч пятипудовых мешков с баранками.
Валдайские баранки не обошли своим вниманием многие известные путешественники. А.С.Пушкин в письме к С.А.Соболевскому рекомендовал:

          «У податливых крестьянок
          (Чем и славится Валдай)
          К чаю накупи баранок
          И скорее поезжай»
.
А проезжавший тут ранее Пушкина А.Н.Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» писал: «Сей городок достопамятен в рассуждении любовного расположения его жителей, а особливо женщин незамужних. Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок? Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедростью на счет своего целомудрия. ‹…› Нравы валдайские переселилися и в близлежащий почтовый стан, Зимногорье. Тут для путешественника такая же бывает встреча, как и в Валдаях. Прежде всего представятся взорам разрумяненные девки с баранками».
О валдайских торговках баранками и их веселом нраве рассказывали и иностранцы. Прочитать их рассказы можно в книге В.Г.Смирнова
«Легенды и загадки земли Новгородской»

Строительство Николаевской железной дороги привело во второй половине XIX века к резкому сокращению количества путешественников, следующих по тракту через Валдай, что способствовало экономическому упадку Валдая. Торговля, ремесла, промыслы в Валдае быстро пошли на убыль. А тут еще пожары — только в 1854 году сгорело 256 домов, или около третьей части всех жилых строений. С 1858 по 1910 год население Валдая уменьшилось вдвое.
Колокололитейное производство, однако, не прекратилось, правда, больше стали выпускать колоколов пожарных, театральных, сигнальных. Наибольшую хватку в борьбе за рынки сбыта и привлечение заказчиков проявили купцы Усачевы. Они рекламировали свой товар в газетах, брали на себя доставку колоколов и их подвеску. В отдельные годы завод Усачевых выпускал продукции на 10–17 и даже 40 тысяч рублей. На железнодорожной станции Валдай (линия Бологое — Псков открыта в 1897 году) Усачевы поставили киоск, где продавали всевозможные колокольчики и бубенцы как сувениры.
Колокола, сработанные валдайскими литейщиками, пользовались спросом в нашей стране и за рубежом. Они звонят на соборах Венеции, Флоренции, Нью-Йорка. Их можно встретить также в Болгарии, Греции, Румынии, Чехословакии, Югославии и других странах.
Завод Усачевых действовал без перерыва до 1917 года. Затем литье колоколов возобновилось во время НЭПа. Прекратилось оно в 1927 году.
Великая Отечественная война, можно сказать, пощадила Валдай. В середине сентября 1941 года Советская Армия остановила наступление гитлеровских войск в нескольких десятках километров от города. Поэтому в отличие от полностью уничтоженного Новгорода Валдай почти не пострадал, сохранив свой исторический облик. В послевоенное время Валдай превратился в обычный советский райцентр.
В наши дни Валдай представляет собой населённый пункт, где проживают около 19 тысяч человек. При этом в летний период население увеличивается до 32 тысяч, ведь эти места облюбовали многочисленные дачники из двух столиц. Многие известные люди построили здесь свои дачи: А.Абдулов, В.Тихонов, М.Пореченков, С.Никоненко, А.Чубайс. Кроме того, здесь находится резиденция Президента, где глава государства отдыхает и принимает иностранных гостей.
В 1990 году был создан
Национальный парк «Валдайский» площадью почти 160 тыс.га.


Достопримечательности Валдая

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь

Иверский монастырь

Валдайский Иверский монастырь  - православный мужской монастырь Русской Церкви, основанный патриархом Никоном. Находится на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай.
Монастырь имеет древнюю историю: он построен по воле и стараниям Патриарха Никона. Еще будучи митрополмтом в Новгороде, Никон прсмотрел живописное место на озере Валдай. Во время путешествия на Соловки за мощами Святителя Филиппа будущему Патриарху было видение: святой явился Никону и благословил его на постройку монастыря. Взойдя 25 июля 1652 года на Патриарший престол Никон высказал своё намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил предприятие Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.
Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
При первом посещении строящейся обители Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоезерским». В феврале 1654 г. по распоряжению Патриарха в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины.
В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов в монастыре начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.
В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён Патриархом. С Афона был привезен заказанный Патриархом список Иверской иконы Богородицы.
На Соборе 1666 г. Патриарх Никон был низложен, а все построенные им монастыри закрыты и расформированы. В 1668 г. братии с игуменом было позволено вернуться в Иверский монстырь, но обитель утрачивает прежнее значение и привилегии. К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившейся Александро-Невской Лавре.
После Октябрьской революции из обители были вывезены все ценности. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами. В 1927 г. артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении. Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, госпиталь, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, лесная школа для больных туберкулёзом детей. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.
В 1991 г. находившийся в аварийном состоянии монастырь был возвращён Новгородской епархии Русской Православной Церкви. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Реставрация и восстановление обители продолжались до 2007 г. В монастырь была привезена хранившаяся в Валдайском Петропавловском храме икона Богоматери Иверской — копия с чудотворного образа. 11 января 2008 г. отреставрированный Успенский собор был освящен патриархом Алексием II и переименован в Собор в Честь Иконы Божией Матери «Иверской».

Иверский собор

Успенский (Иверский) Собор Иверского монастыря
Успенский (Иверский) Собор  — главный храм монастыря, самое красивое строение, возведенное в самой высокой точке обители.
Возведение первого монументального каменного храма, задуманного патриархом Никоном как архитектурный образец, началось весной 1655 г., практически сразу после основания обители и было осуществлено в рекордно короткие сроки. Уже в декабре 1656 г. состоялось его торжественное освящение, совершённое самим патриархом Никоном в присутствии почти всего высшего духовенства тогдашнего Московского царства.
Главным строителем Иверского собора был подмастерье каменных дел из Калязина Аверкий Мокеев — строитель Патриарших палат Московского Кремля, под руководством которого трудились мастера-умельцы — каменщики, плотники, обжигальщики, кузнецы, резчики, паяльщики, живописцы из Московской, Новгородской, Тверской, Ярославской и других земель Московского царства. В помощь А.Мокееву были поставлены казначей и плотник Иван Белозер и патриарший пристав, боярский сын Артемий Токмачёв, хорошо разбиравшийся не только в тонкостях строительства, но и умевший договариваться с представителями духовенства, монастырской братией и рабочими.
После чина освящения в иконостасе (по левую сторону от Царских врат) собора была установлена в кипарисовом киоте главная монастырская святыняnbsp;— список чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, написанный специально для Валдайского монастыря иноками Иверского монастыря на Афоне и украшенный московскими мастерами окладом из золота и драгоценных камней.
Благоустройство собора продолжалось и позднее. Так, в 1689 году вместо кирпичных полов настелили деревянные, в 1692 году изначально тёсовую кровлю на галереях заменили более красивой — лемеховой (чешуйчатой), а после произошедшего в 1704 году большого пожара, когда сгорела почти вся кровля и очень пострадал иконостас, храм отремонтировали и переосвятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В 1841 году в ризнице собора был устроен и освящён в честь Иверской иконы Божьей Матери придел, до наших дней, к сожалению, не сохранившийся.
Как и все монастырские строения, Успенский собор сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, а после неё использовавшееся не по прямому назначению здание и вовсе не ремонтировалось. Поэтому после передачи обители в ведение Новгородской епархии был проведён комплекс работ, направленный на воссоздание храма в первоначальном виде. Видоизменения коснулись лишь кровли храма – вместо четырёхскатной, устроенной в конце XVIII века, её сделали позакомарной.
С 1998 года храм является действующим и в нём вновь совершаются богослужения и отправляются церковные требы.
В 2008 году после реставрационных работ храму вернули первоначальное название – он был переосвящён в честь Иверской иконы Божьей Матери, и сейчас у главного собора Иверского монастыря два названия — Успенский и Иверский.

Архитектура и интерьеры собора
Успенский собор, выстроенный по канонам самобытного церковного зодчества XVI–XVII столетий, представляет собой величественное, лишённое декоративных изысков здание, а его размеры (ширина — 42,8 метров, длина — 44,9 метров, высота — без малого 43 метра) сделали собор одним из самых больших выстроенных на Руси в XVII веке культовых зданий.
Оштукатуренный и побеленный трёхнефный шестистолпный храм с тремя апсидами с восточной стороны, с папертными крыльцами у западного, северного и южного входов (причём крыльца с северной и южной сторон оформлены в виде двухэтажных часовен), с разделёнными выступающими из плоскостей стен лопатками на разновеликие части пряслами, с огромными окнами в его центральном объёме и неширокой приземистой крытой галереей-папертью, опоясавшей здание со всех сторон (характерная черта только для «никоновских» построек), увенчан пятью восьмигранными световыми барабанами с покоящимися на них большими позолоченными луковичными главами, увенчанными крестами на яблочках. Контрастным элементом внешнего декора служат окрашенные в красный цвет наличники оконных проёмов и дверных порталов, узорчатый фриз, выделяющий верхние части галереи, апсид, барабанов и крылец.
Внутреннее пространство, разделённое на три широких нефа шестью массивными колоннами, полностью украшено росписями, тематика которых определилась с первоначальным посвящением собора Иверской иконе Божьей Матери. Наряду с изображениями сюжетов из Нового Завета, стены храма изначально были украшены многочисленными сюжетами из жития святых угодников и Божьей Матери, колонны — изображениями наиболее почитаемых Русской Православной Церковью святых. Великолепен был и резной пятиярусный, увенчанный Распятием иконостас, утерянный в советский период и в наши дни воссозданный в первоначальном виде по старинным описаниям.
Росписи собора неоднократно поновлялись, но в советское время почти полностью были утрачены. Лишь благодаря городским властям и строительным организациям в 2006–2010 годах мастерами-живописцами была проведена капитальная реставрация фресковой живописи, в результате чего обновлены или написаны наново без малого три тысячи квадратных метров живописи.
Из первоначального убранства до наших дней сохранились только резные дубовые двери и кованые дверные решётки XVII столетия, после реставрационных работ гармонично вписавшиеся в общий композиционный вид интерьера Успенского собора.

Богоявленский собор

Собор Богоявления Господня
Богоявленский собор с трапезной палатой — одно из самых больших строений Валдайского Иверского мужского монастыря. Как и Успенский собор, его строил известный подмастерье каменных дел Аверкий Мокеев. За один год (с 1657 по 1658) зодчий сумел возвести невиданное до тех пор огромное строение (16,6х25,2 м), включившее в себя просторное помещение трапезного зала, примыкающий к нему с восточной стороны Богоявленский храм и с западной — келарскую палату.
Сооружённая на подклете в виде одностолпной палаты трапезная освещалась естественным образом — большое количество окон позволяло дневному свету свободно проникать в помещение. В полуподвальном первом этаже размещались различные хозяйственные помещения, во втором — трапезный зал и кухня. Лаконичные формы трапезной палаты оттенили крыльца, расположенные с западной и южной сторон от неё. Крыльцо с южной стороны зодчий оформил поддерживающими шатровую кровлю восьмигранными столбами, крыльцо с западной стороны — ведущей на второй этаж лестницей.
Арочными проходами трапезную палату А.Мокеев соединил с Богоявленским храмом, первоначально состоящим из небольшого четверика с установленным на него одноглавым восьмериком с щипцовым завершением. Такой архитектурный тип постройки православного храма издавна был распространён в северном русском деревянном храмовом зодчестве.
В 1668–1669 годах при перестройке монастырских зданий артелью мастеров под руководством Афанасия Фомина с северной стороны к трапезной палате примкнули квасоварня, хлебня и другие хозяйственные помещения, в 1774 г. был перестроен и Богоявленский храм — его восьмерик разделили на два яруса и в верхнем ярусе устроили Святодуховский придел, замечательный своим иконостасом и Царскими вратами, присланными ещё в 1653 году в монастырь для первого деревянного Иверского храма патриархом Никоном. Уже в 1823 году в трапезной был устроен придел Нила Столобенского, тогда же в одном из подвальных помещений оборудована кузня, и с тех пор до начала XX столетия больше никаких перестроек в трапезном Богоявленском храме не производилось.
Как и все монастырские строения, после революции Богоявленская церковь была закрыта, а помещение трапезной новая власть стала использовать не по назначению. Так продолжалось до 1991 г., когда Иверский монастырь был передан в ведение Новгородской епархии. Богоявленский собор стал первым храмом обители, в котором в 1998 г. возобновились божественные литургии, а после проведённых в нём капитальных ремонтно-реставрационных работ были наново освящены его престол в честь Богоявления Господня и придел во имя Нила Столобенского.

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела — одна из самых живописных построек, украсившая в 1685 г. внутренние Святые врата обители. До возведения Святых ворот территория монастыря уже была разделена на восточную и западную части деревянной оградой, и в формировавшийся в то время ансамбль каменных монастырских строений деревянные сооружения уже не вписывались. Поэтому в 1683 г. Аверкий Мокеев (предположительно) создал собственный проект будущего надвратного Михайловского храма, а бригада каменщиков под руководством стрельца Афанасия Фомина подрядилась возвести и новые каменные Святые ворота и венчающий их храм Михаила Архангела.
Завершено строительство ворот и церкви было сравнительно быстро — уже в 1685 г. новый храм был освящён. В конце 1680-х годов к Святым воротам примкнул Казначейский корпус с Никоновской (Михайловской) башней (слева), а в начале XVIII столетия — Братский корпус (справа).
В течение XIX столетия храм Михаила Архангела и Святые ворота неоднократно подвергались переделкам и ремонтным работам. В результате некоторые дверные и оконные проёмы были заложены, а спустя время растёсаны вновь. Также для разных нужд были сделаны новые перегородки и лестницы.
Богослужения в Михайловском храме совершались до начала 1920-х годов, после чего его небольшое здание было закрыто вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда в стенах бывшего храма разместился госпиталь. Видимо, именно в те годы интерьер храма претерпел изменения — внутренний объём был разделён на два этажа деревянными перекрытиями.
В 1960–1980-х годах, когда в помещениях Иверского монастыря была открыта база отдыха, в надвратной Михайловской церкви проводились ремонтно-реставрационные работы — был восстановлен декор и шатровое навершие апсиды.
В 2007 г. в надвратном Михайловском храме прошла полномасштабная реставрация, в результате которой были заменены лестницы и перекрытия и упорядочено место для богослужений, а в 2014 г. храм был освящен.

Храм святителя Филиппа

Церковь Филиппа, Митрополита Московского
Храм Святителя Филиппа — кирпичная надвратная церковь над западными внешними воротами монастыря.
Деревянная Филипповская церковь была выстроена из бруса в 1656 г., вскоре после основания Иверского монастыря и, согласно сохранившимся документам, находилась в его северо-восточной части. Храм стал одним из первых строений обители и был посвящен Святителю Митрополиту Московскому Филиппу в знак признания его незримого участия в основании монастыря.
В 1652 г. во время перенесения в Москву из Соловецкого монастыря мощей святителя, убитого, согласно традиционной версии, по приказу Ивана Грозного Малютой Скуратовым, он явился во сне Патриарху Никону, благословив его на устройство Валдайского монастыря. С тех пор митрополит Филипп считался покровителем Иверской обители и почитался здесь особо. Когда деревянный храм обветшал, его разобрали. В последней четверти XVII столетия началось строительство новой церкви во имя Святителя Филиппа, надвратной, на том месте, где она располагается и сегодня.
Нынешняя церковь митрополита Московского Филиппа возведена в 1873–1875 гг., предположительно, по проекту гражданского инженера и архитектора Александра Калистратовича Савельева.
Надвратный храм представляет собой одноглавый, со срезанными углами четверик с декором в стиле эклектики. Двухэтажное кирпичное здание с цоколем, облицованным гранитными плитами, имеет одну проездную арку. К церкви с северной стороны примыкают Конюшенные кельи, с южной — корпус Гостиных келий. Основной объем верхнего яруса церкви перекрыт купольным сводом с световым барабаном, увенчанным восьмигранной главкой. В 2006 г. формы главы была изменена по фотографии начала XIX века.

Церковь Иакова Боровичского

Церковь Иакова Боровичского
В 1654 г. в Иверский собор монастыря из приписанной к нему Боровичской обители были перенесены мощи святого праведного Иакова Боровичского.
В 1670–1671 гг. была выстроена деревянная церковь Святого Иакова Боровичского, которая сгорела в 1700 г. вместе с находившейся рядом больницей. В 1702 г. в северо-восточной части Иверского монастыря на живописном месте, называемом «горка», построили одноименную каменную церковь. Новый храм с трапезной и больницей представлял собой небольшое строение длиной 36,5 м и шириной 12 м. Видимо, больничный корпус и трапезная первоначально были одноэтажными, второй этаж был достроен позднее.
Квадратная в плане церковь с полукруглой апсидой перекрыта коробовым сводом, над которым возвышается широкий купол, увенчанный круглым барабаном с шаровидной главкой. Боковые стены церкви сложены так, что ее объем фактически не выделяется из объема трапезной, их карнизы расположены на одном уровне, а крыша, реконструированная в позднейшее время, сравняла обе части сооружения. В храме был трехъярусный иконостас, оформленный резными изображениями херувимов и пилястрами.
В XIX веке комплекс перестраивался. В ХХ веке, в советское время, церковь лишилась купола, т.к. здание использовали в качестве жилого помещения. Во время реставрации 2005–2007 гг. храм Святого Иакова Боровичского с трапезной и больницей был восстановлен, и сейчас он выглядит таким, каким был в XIX столетии.

Часовня-усыпальница Панаевых

Часовня-усыпальница Панаевых
Семейная усыпальница-часовня была возведена в 1870 г. на денежные средства братьев Валериана и Ипполита Панаевых. Предназначалась она для их матери, умершей в 1854 г. и похороненной на территории Иверского монастыря. Часовня располагалась в северо-восточной части обители, в саду.
Часовня стоит на высоком цоколе, во внутренней части которого находится усыпальница. В ней под тремя саркофагами, выполненными из камня, покоится прах нескольких членов семьи Панаевых.
В усыпальницу можно войти через небольшую нижнюю дверь, расположенную с северо-западной стороны. Наверх, в часовню, ведут две металлических лестницы. Все четыре фасада часовни-усыпальницы оформлены треугольными фронтонами. Кровля имеет достаточно сложную палаточную форму и завершается в виде невысокого шатра, который увенчан крестом.

Колокольня

Колокольня
Каменная шатровая монастырская колокольня построена в 1679–1689 гг., позднее к ней пристроили с двух сторон настоятельский, построенный в 1684–1689 гг., и наместнический корпуса. Первоначально в звоннице было 13 колоколов.
Колокольня была построена на краю обрыва засыпанного оврага, вследствие чего стала постепенно наклоняться к юго-западу и югу, поэтому с южной стороны сооружения был возведен мощный контрфорс. Подобные подпоры появились и в первом ярусе внутри колокольни. Все основание укрепили сплошной булыжной мостовой, ставшей почти монолитным фундаментом под всем зданием. В 1842 г. колокольню монастыря перестроили, автором проекта стал архитектор Александр Харулин. Причиной реконструкции были деформации, возникшие в стенах здания, и пожар, случившийся в Иверском монастыре в 1825 г. и нанесший сооружению значительный ущерб. Строителями был разобран тяжеловесный шатер, а вместо него сооружен новый верхний ярус с арочными пролетами для колоколов, увенчаный восьмигранным куполом, на котором установлен высокий шпиль с крестом.
После надстройки верхнего яруса все 13 колоколов были подняты туда, такое их количество оставалось и к середине XIX века (около 1844 г.), а к концу столетия колоколов в звоннице было уже 17. Вес самого большого из них, отлитого в 1883 г. в колокольном заведении Смирновых в Валдае, составлял почти 425 пудов. Еще один колокол весом 193 пуда был отлит под руководством литейного мастера Слизова также в Валдае. Самый старый колокол весил 35 пудов и назывался «Никоном», на одной из его сторон красовался портрет патриарха Никона. Отлит этот колокол был Александром Григорьевым.
В 1994 г. на его территории прошел Всероссийский фестиваль звонарей, на который съехались любители колокольного звона из разных уголков страны. Специально для фестиваля Администрация города Валдая закупила комплект колоколов, переданный впоследствии в дар монастырю.
К 2001 году завершилась реставрация колокольни, тогда на здание вернулись часы, утерянные в советские годы. Во время еще одной масштабной реставрации, проведенной в 2006–2007 гг., колокольне вернули ее первоначальный облик, соответствующий архитектуре XVII века, в виде высокого шатра.


Троицкий собор

Валдай. Собор Троицы Живоначальной
Свято-Троицкий собор — визитная карточка Валдая, высокая колокольня розового цвета видна с любой улицы города.
Точное время основания церкви неизвестно. Первоначально она была деревянной и не раз уничтожалась пожарами. Каменный храм строилсяь на средства прихожан и был освящен в 1744 г. В XVIII–XIX веках Троицкий собор неоднократно перестраивали, после чего храм менял свой облик. В 1802-1803 гг. были разобраны, а затем вновь пристроены два придела: во имя святой великомученицы Параскевы-Пятницы (южный) и во имя Тихвинской иконы Божией Матери (северный). В 1837 г. разобрали сооруженную в XVIII столетии колокольню по причине появившейся в кладке ее стены трещины, на ее месте была построена новая, более вместительная, как и прежняя «в греческом вкусе». В 1851 г. проводилась реконструкция интерьера собора, в ходе которой были подновлены росписи и позолочены иконостасы.
6 августа 1854 г. во время крестного хода собор был снова охвачен пожаром, который заметили, когда процессия находилась уже за городом. Во время этого пожара сгорела крыша собора, сильно пострадала колокольня. Большой колокол упал и разбился, многие средние и мелкие колокола расплавились. Был сильно поврежден недавно обновленный интерьер: в огне сгорел иконостас, пострадали многие иконы и росписи. Некоторые иконы и другие реликвии удалось спасти, среди них были и наиболее ценные: икона Параскевы-Пятницы (XVI век), являвшаяся храмовой иконой первой, стоявшей на этой же площади, валдайской церкви; храмовая икона Николая чудотворца, перенесенная в собор в XVIII веке из разобранной Никольской церкви; икона Святой Троицы (XVII век), являвшаяся храмовой иконой еще старого деревянного Троицкого храма. Были спасены и царские врата, в 1654 г. привезенные из Богоявленской Кутеинской обители первыми насельниками Валдайского Иверского монастыря и переданные позднее Троицкому собору. Архив и библиотека собора, располагавшиеся под обгоревшей колокольней, практически не пострадали. Восстановление собора осуществлялось на средства жертвователей и прихожан, оно продолжалось почти год.
В мае 1881 г. очередной опустошительный пожар истребил большую часть города Валдая. И снова в огне пострадал Троицкий собор. После этого пожара придельные храмы отделали и освятили лишь осенью 1882 г., а главный придел в честь святой Троицы оставался неотделанным и невозобновленным даже спустя почти десятилетие.
В 1930-е гг. богослужения в соборе Троицы Живоначальной были прекращены, храм закрыли. В 1941 г. в здании располагался эвакогоспиталь, в 1942–1943 гг. — Дом Красной Армии Политического управления Северо-западного фронта. Возле собора, на территории древнего валдайского кладбища, хоронили бойцов, отличившихся в сражениях за Валдайскую возвышенность.
В послевоенные годы здание бывшего собора приспособили под районный Дом культуры. В ночь на 1 января 1993 г., во время новогоднего праздника, в Доме культуры вспыхнул пожар, здание было сильно повреждено огнем и оставалось несколько лет в руинах.
В начале 1997 г. глава Валдайского района А.С.Бойцов обратился к жителям города Валдая с просьбой о сборе добровольных пожертвований на восстановление собора Живоначальной Троицы. Было собрано почти 174 миллиона рублей. Здание было передано Новгородской епархии. В 1998 г., накануне праздника Воздвижения Креста Господня, Новгородский архиепископ Лев (Церпицкий) освятил купола Троицкого собора, и они были подняты на храм. 31 декабря 2000 г. колокольня Троицкого собора украсилась городскими часами. 3 июня 2001 г. в праздник Святой Троицы, состоялось освящение собора.

Введенская церковь

Валдай. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Введенская церковь расположена на торговой площади вблизи Троицкого собора. Первый храм на этом месте был встроен по благословенной грамоте в период царствования Алексея Михайловича, он был деревянным, теплым. Эта церковь сгорела на рубеже XVII–XVIII веков, а вместо нее построили новую, которую освятили в 1700 г.
Нынешняя каменная Введенская церковь построена в 1762 г. В 1788 г. на нее надстроен еще один этаж, в котором устроен храм в честь Вознесения Господня. Церковь представляла собой двухэтажный кирпичный храм в виде четверика, покрытый куполом с люкарнами, с трапезной и трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем. Вверху находился Вознесенский престол, внизу Введенский храм с приделами Скорбященским (правым) и Трехсвятским (левым).
Пожарами, случившимися 6 августа 1854 г. и 27 мая 1881 г., был уничтожен верхний этаж с колокольней, нижний храм (Введенский) остался невредимым. Церковь Вознесения Господня (верхняя) после последнего пожара не возобновлялась.
В церкви особенно почитались две древние иконы: храмовая икона Введения во храм Пресвятой Богородицы в сребропозлащенной ризе и икона святого Николая Чудотворца, бывшая храмовой иконой в Нерецкой церкви, располагавшейся на Нерецком озере, в окрестностях Валдая, которая была перенесена сюда после упразднения Нерецкого храма в XVIII столетии.
Храм был закрыт в 1930-е годы. Несмотря на то, что здание входит в список памятников, находящихся под охраной государства, текущие ремонты в нем не проводятся. Храм разрушается.

Церковь Петра и Павла

Валдай. Церковь Апостолов Петра и Павла
Церковь Петра и Павла построена на городском кладбище в 1857–1858 гг. на средства, пожертвованные валдайским купцом Василием Андреевичем Колобовым. Облик нынешнего храма отличается от первоначального, в западной его части ранее стояла связанная с ним колокольня. В 1930-х гг. была закрыта церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, к которой был приписан Петропавловский храм. С прихожанами Введенской церкви продолжил работать клир церкви Петра и Павла. До закрытия Петропавловской церкви в конце 1930-х гг. в ней служил епископ Иосиф (бывший наместник Иверского монастыря), чудом выживший после репрессий и гонений. За 1–2 года до начала войны в здании храма устроили красильный цех, позднее в нем располагался военный телеграф, в алтарной части установили радиостанцию. Разоренная Петропавловская церковь была в 1943 г. возвращена верующим. Люди приносили кто что имел — церковную утварь, иконы. Иконостас привезли из деревни Ламерье Крестецкого района. В военные годы церковь Петра и Павла была единственным действующим храмом в Валдае, помолиться сюда приезжали даже из соседних областей. С тех пор церковь более уже не закрывалась.

Екатерининская церковь

Валдай. Церковь Святой Великомученицы Екатерины Церковь Великомученицы Екатерины была построена по проекту замечательного архитектора и очень интересного, прекрасно образованного, одаренного человека —  Николая Александровича Львова на высоком холме вблизи дороги Санкт-Петербург — Москва. Начало стоительства относится к 1786 г. Датой окончания строительства принято считать 1793 г. Церковь выполнена в распространенной в конце XVIII века, излюбленной Львовым, архитектурной форме — в виде ротонды в формах классицизма, но при этом с колоннадой, ограниченной по периметру выступающей алтарной частью. Строение отличается гармоничными формами, стройными пропорциями, изящными деталями. Внутри церковь была украшена лепниной, стены храма просто побелены, традиционные росписи отсутствовали.
Церковь построена в память придания Валдаю статуса города по именному Указу Государыни Екатерины II как путевая церковь при императорском путевом дворце. Построенная «на казенный счет» церковь была приписана к Троицкому собору, была бесприходной, содержалась в основном на частные пожертвования. В 1826 г. в церкви Святой Екатерины во время проезда траурного кортежа с юга России в столицу на одну ночь был установлен гроб с телом умершего в Таганроге императора Александра I.
Памятник значительным перестройкам не подвергался. В XIX веке имели место 2–3 ремонта, существенно не исказившие первоначальный облик храма.
После революции в здании церкви разместили пивной бар, потом склад. Позже здесь был установлен маятник Фуко. Во время Великой Отечественной войны высокое здание храма использовалось в качестве наблюдательного пункта. В 1949 г. церковь была включена в список объектов, представляющих художественную и историческую ценность и подлежащих государственной охране.
К началу реставрационных работ (1956 г.) церковь находилась в плохом состоянии: частично утрачено деревянное перекрытие над галереей, основательно повреждены пьедесталы, базы и нижние части колонн, частично утрачен декор фасадов, отсутствовали заполнения оконных проемов и т.д. Памятник реставрирован на первоначальную дату (XVIII в.). После проведения реставрационных работ здание было передано Музею колоколов. Экспозиция музея была открыта в июне 1995 г.

Рекомендуется посмотреть видео:
Валдай. По следам Н.А. Львова.
Рекомендуется прочитать:
Рустам Рахматуллин. Новатор (Н.А.Львов)

Часовня Иакова Боровичского

Валдай. Часовня Иакова Боровичского
Часовня во имя святого Иакова Боровичского построена в 1826 г. в память об императоре Александре I, гроб с телом которого одну ночь находился в храме Великомученицы Екатерины при следовании траурного кортежа из города Таганрога в Санкт-Петербург. Часовню выстроили напротив Екатерининской церкви, принадлежала она Иверскому Богородицкому Святоозерскому монастырю. Использовалась часовня в качестве придорожной и ныне расположена на трассе Санкт-Петербург — Москва.
Часовня кубическая однокупольная, выстроена в стиле классицизма, украшена четырёхколонными портиками.
В 1999 г. возвращена верующим и по-прежнему приписана к Иверскому монастырю.

Музей уездного города

Валдай. Музей уездного города
Музей уездного города размещается в двухэтажном особняке XIX в., некогда принадлежавшем местной дворянке К.О. Михайловой. В начале XX столетия особняк сдавался под государственные нужды. Здесь располагались: Уездный съезд мировых судей, Дворянская опека, Общество по опеке учеников и преподавателей Валдайского уезда, Воинское присутствие, Кабинет Главы уездного дворянства, Общество по опеке заключенных.
Основан музей был в 1918 г., а открытие его состоялось спустя 80 лет. В музее прекрасно представлен собирательный образ уездного города России.
В жизни маленького города каждый человек представляет определенную ценность. Очевидно поэтому в музее так много портретов - одиночных, парных, групповых.
В музее пять залов. В первом зале представлены валдайские древности, материалы из истории Иверского монастыря и градостроительства Валдая. Второй зал посвящен валдайским ремесленникам - колокололитейщикам, кузнецам, колесникам, бараночницам, мыловарам. Мастерство ремесленников характеризовалось универсальностью, к примеру А.Я.Левихин помимо владения типографией занимался фотографией и пожарным делом. Ремесло имело семейный характер. Известны династии литейщиков колоколов Усачевых, Стуколкиных, Смирновых, гармонных мастеров Удаловых, а сын и дочь богомаза Цветаева стали знаменитыми золотильщиком и портнихой. Третий зал повествует о деятельности государственных органов, об участии интеллигенции в общественной жизни Валдая. Четвертый - зал отдельных семей, где представлены их фото и предметы обихода. Пятый зал рассказывает о знаменитых людях, имевших дачные усадьбы в окрестностях Валдая: писателе B.C.Соловьеве, известном русском публицисте
М.О.Меньшикове , профессоре П.И.Георгиевском, духовном писателе С.А.Нилусе , художнике Н.К.Рерихе и др.

Музей колоколов

Валдай. Музей колоколов
Колокола на Руси всегда занимали особое место в народной жизни. Сторожевые и набатные, осадные, часовые и вестовые колокола призывали к молитве, несли весть о печалях и радостях, грозящих стихийных бедствиях и пожарах, звали к единению, встречали торжественным звоном дорогих гостей. А Валдай испокон веков был известен своими удивительными колоколами и колокольчиками. Откуда пошли и когда появились колокола, кто их создавал - все это можно узнать в колокольном музее. Здесь можно увидеть рядом древний китайский колокольчик XVI в. до н.э. и русский колокол XVI в., итальянский колокол XII в., валдайский ямщицкий колокольчик начала XIX в. и многое другое.
Колокола были тем немногим, что связывало людей разных стран, культур, вероисповедания. Поразительно их совершенство, ибо на протяжении веков они не претерпевали почти никаких внешних изменений. Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветов, явившихся ему в видении, как голос неба.
Экспонаты музея можно не только смотреть, но и слушать. Здесь можно не только услышать колокольный звон в исполнении музейных сотрудников, но и попробовать позвонить самому.
Экспозиция музея колоколов открыта в июне 1995 г. и размещается в путевой дворцовой церкви, построенной по проекту Н.А.Львова для императрицы Екатерины II. Оказалось, что акустика этого храма прекрасно подходит для Музея колоколов.

Музейный колокольный центр

Валдай. Музейный колокольный центр
Музейный колокольный центр размещен в памятнике гражданской архитектуры и градостроительства первой четверти XX века, расположенном в 50 метрах от Музея колоколов.
Экспозиция Музейного колокольного центра состоит из четырех тематических залов, проходя по которым, можно ознакомиться с колокольной историей с глубокой древности до наших дней.
Первый зал знакомит посетителей музея с архаическими колокольными формами - бубенцами и колокольчиками от III века до н.э. до XIV века н.э.
Здесь же представлены ритуальные колокольные предметы Китая, Вьетнама, Индии, Бенина и других стран, христианские колокола Европы и России XII–XVIII вв., колокола Валдая, д окументальные материалы колокольных заводов России XIX — начала XX веков. Второй зал, самый крупный, представлен большим разнообразием сигнальных колоколов. В основном, это знаменитые поддужные колокольчики, впервые зародившиеся именно в Валдае. А также всевозможные дверные, корабельные, станционные, театральные, пожарные, школьные, ветровые и прочие колокола.
Пройдя через следующий зал со множеством разнообразных кабинетных, подарочных и декоративных колокольчиков, посетитель попадает в зал, посвященный современной истории колоколов, повествующий о колокольных трагедиях XX века, возрождении колокольных звонов, сохранении знаменитых колоколов и звонниц. Здесь он может ознакомиться и с процессом колокольного литья на современных заводах России.
На первом этаже Центра размещены зал с мультимедийной библиотекой, фондохранилище и конференц-зал, совмещенный с кинозалом для показа фильмов со спецэффектами по технологии колокольного производства.

Памятник-подкова

Валдай. Памятник мастерам колокольных дел и кузнецам
Памятный знак «Кузнецам и колокольным мастерам Валдая» был изготовлен специалистами Валдайского механического завода на средства частного инвестора Валдая. Наковальня, увенчанная элегантным колоколом и опоясанная огромной подковой, декорированной колокольчиками меньших размеров, установлена в сентябре 2017 г.

В августе 2019 г. валдайская подкова как самая большая в России - высота 585 см, ширина 574 см - была внесена в Книгу рекордов России. На установленном рядом с подковой камне высечена надпись: «Пусть каждое новое поколение, оглядев Родную землю, поймёт, что народилось оно не в чистом поле, а там, где пролит пот, где отданы талант и жизнь лучших сынов и дочерей земли нашей. Низкий поклон кузнецам и колокольным мастерам Валдая!» .

  Увеличить
Валдайское метро

"Валдайское Метро"
Валдайское метро - чудо инженерной мысли, получившее свое развитие исключительно в виртуальной реальности. Метро представляет собой графически оформленный список местных топонимов, который визуально соответствует карте города. Метро в Валдае придумал 27 октября 2003 года редактор сайта valday.com Тимофей Шутов.
Валдайские метростроевцы советует начать путешествие по городу с изучения схемы метро, представленной на сайте
valday.com . Здесь содержатся не только исторические справки и местные байки, но и предупреждения для горожан и туристов о возможных опасностях подземки и городские новости.
Вопрос приезжего туриста: "Скажите, а где у вас в городе ближайшая станция метро?" - вошел уже в разряд классических валдайских шуток. Без шуток, на полном серьезе, из разных городов приезжают метрофанаты и рыщут здесь в поисках входа в туннели Валдайского метрополитена... На самом же деле весь проект Валдайского метро создавался в рамках альтернативного, веселого и познавательного краеведения. И таким образом как раз и работает.

"Эйфелефа" башня

Валдай."Эйфелефа" башня
14-метровая достопримечательность была установлена в Соловьевском парке на берегу озера весной 2018 г. Башню видно со всех сторон, с любого места в Валдае. Столь оригинальный подарок родному городу сделал Николай Ковалев. Автор композиции сейчас живет в Петербурге и занимается дизайнерскими изделиями из металла. Конечно, реплика сильно отличается от оригинала, прежде всего своими размерами: если в парижской башне 324 метра, то в валдайской всего восемь. Кроме того, сооружение раскрашено в цвета российского флага, а венчал конструкцию двуглавый орел. Но 15 июля 2020 г. двуглавого орла с копии Эйфелевой башни украли. Власти города обратились к валдайцам с просьбой помочь в розыске пропажи.

Бордюр-Поребрик

Валдай. Дорожный указатель Бордюр-Поребрик
Валдай находится примерно на середине пути между Москвой и Санкт-Петербургом (от Москвы до Валдая чуть более 390 км, от Петербурга - 322 км). Лингвистические различия двух столиц носят курьезный характер. Петербуржец скажет «булка», «карточка», «парадная», «шаверма», а москвич те же самые вещи назовет батоном, проездным, подъездом и шаурмой. Чтобы положить конец лингвистическим спорам, где заканчивается «поребрик» и начинается «бордюр», в Валдае установили большой тротуарный камень с соответствующими надписями и стрелками в направлении Санкт-Петербурга и Москвы. Местом установки была выбрана площадка перед центральным почтамтом, откуда по традиции отсчитывается километраж.



По материалам Википедии и сайтов http://valday.com, https://valdarai.ru, http://valday-tour.ru,

http://valday-church.ru, https://citysee.ru/, https://valday.nov.ru/, http://www.temples.ru