От Воронцова Поля до Солянки

Объект 1: Евангелическая больница в Москве (пер. Обуха, 5)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

В 1895 году члены немецкой лютеранской общины, проживавшие на Воронцовом поле, выкупили участок земли и финансировали постройку больницы. Евангелическая больница была построена по проекту архитектора Отто Фон Дессина в 1903-04 годах. Несмотря на то, что больница являлась лютеранской, принимали здесь людей всех вероисповеданий и сословий. Примерно половина пациентов не были лютеранами, а большинство врачей были немцами.
Больница разделялась на стационар и амбулаторию. В стационаре имелась 101 постоянная кровать для мужчин и женщин, лечились здесь болезни по всем специальностям, кроме заразных. Неимущим классам койки в больнице предоставлялись бесплатно. Амбулаторное отделение принимало «всех с платою за совет по 50 копеек». В нём имелись отделения: хирургическое; носовых, горловых и ушных болезней; женское; глазное; кожных и венерических; нервных болезней; внутренних болезней; детских болезней. Был устроен и рентгеновский кабинет, что для того времени было редкостью. После революции здесь разместился лечебно-научный институт профессиональных заболеваний, создателем которого был «начальник здравоохранения столицы» и личный врач Ленина
Владимир Александрович Обух , в честь которого в 1954 году Грузинский переулок переименовали в переулок Обуха. В 1950-е годы здание занял Институт мозга (первоначально это была «Лаборатория по изучению мозга Ленина», затем просто «Лаборатория по изучению мозга»).
В настоящее время половину комплекса занимает Отдел исследований мозга Научного центра неврологии, а другую часть - поликлиника РАМН.
В 1941 году при бомбежке рядом с больницей разорвался немецкий фугасный снаряда. Следы его можно и сейчас увидеть на северной стене здания, которая смотрит на улицу Воронцово поле. Таких следов больше нигде в Москве не сохранилось.

Рекомендуется прочитать:
Джоу Ньюмейер. Мой визит в московский Институт мозга

Объект 2: Усадьба Морозовых в Подсосенском переулке (Подсосенский пер., 21)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

В 1839 году Елисей Саввич Морозов приобрел принадлежавшую фабрикантам Плавильщиковым городскую усадьбу, существовавшую с середины XVIII века. Но только в 1878 г. его сын «покровский купец почетный гражданин» Викула Морозов начинает перестройку существовавших здесь одноэтажных кирпичных зданий. Особняк был построен в 1879 г. по проекту Михаила Чичагова, одного из самых известных тогда архитекторов, автора зданий театра Корша в Богословском переулке, ресторана "Эрмитаж" на Трубной площади, особняка Алексеевых на Пречистенском бульваре.
В 1894 году, после смерти Викулы Елисеевича, усадьба достается его сыну - Алексею Викуловичу. При нем в 1895 году на территории усадьбы был разбит зимний сад и изменено внутреннее убранство особняка. Возможно, при участии архитектора Ф.О.Шехтеля. В создании новых интерьеров участвовали художник М.А.Врубель и молодой скульптор Сергей Коненков.
Еще в 1894 году Алексей Викулович Морозов увлёкся коллекционированием, в 1900 году он передал дела брату Ивану и стал заниматься только собирательством. Он близко познакомился со всеми московскими собирателями, антикварами, любителями и исследователями старины. Вещи приобретал в России и за границей (вернул на родину многие произведения отечественного искусства). Его коллекция фарфора была одной из лучших в России. В ней были представлены все российские фарфоровые заводы - 2459 предметов - от первых чашек елизаветинского времени до новейшей продукции российских предприятий: образцы продукции Ф.Гарднера, завода Попова, а также редкие изделия заводов Юсупова, Всеволожского, Поливанова, Долгорукова.
Другим увлечением Алексея Викуловича было собирание гравированных и литографированных портретов. В 1895 он приобрёл около 1 тыс. листов из коллекции В.А.Тюляева, в 1897 - 160 редких листов у Н.С.Мосолова, в 1901 - ценнейшие гравюры из собрания П.А.Ефремова, в 1902 - собрание гравюр Э.П.Чапского. К 1912 собрание гравюр и литографий Морозова насчитывало около 10 тысяч листов. Занимаясь изучением своей коллекции, Морозов в 1912-13 выпустил в свет многотомный «Каталог моего собрания русских гравированных и литографических портретов».
Были в коллекции Морозова и иконы. Часть старинных икон досталась ему от деда - большого почитателя «древнего письма», часть от отца. Всего за 4 года Морозову удалось собрать великолепную коллекцию (в основном житийных) икон XII-XVII веков. К 1917 году коллекция насчитывала 219 экземпляров. В составлении этого собрания Морозову помогал художник И.С.Остроухов.
Кроме того, Морозов собирал антикварные серебряные вещи (220 предметов главным образом елизаветинского времени), изделия из стекла и хрусталя (42 предмета художественного стекла хранится сейчас в Кусково), миниатюры (156 работ), лубочные картинки, деревянные резные игрушки, ткани, вышивки. И вся эта коллекция размещалась в особняке в Подсосенском. Шкафы и специальные витрины для коллекции были изготовлены на мебельной фабрике «Поставщика двора Его Императорского Величества» П.Шмита, мужа сестры Алексея Викуловича. Все в доме было максимально продумано для лучшего размещения и представления коллекции. В 1914 году архитектор И.Е.Бондаренко для собрания икон присоединил к сооружению еще одну пристройку - три залы с верхним светом, а архитектором Д.Н.Чичаговым строится угловой флигель. С самого начала своей собирательской деятельности Алексей Морозов мечтал создать общественно значимое собрание и подарить его Москве для организации музея его имени.
В марте 1918 г. особняк Морозова был захвачен латышской анархической организацией. Хозяин едва не погиб, а коллекциям был нанесен непоправимый ущерб: исчезли все табакерки, погибли все ткани и часть миниатюр, было разбито много фарфора, попорчена часть мебели, изъятые из папок гравюры были разбросаны по комнатам, уничтожен архив Морозова.
В августе 1918 г. коллекция А.В.Морозова была национализирована. По акту в собрании находилось 2372 предмета из фарфора. Бывший владелец получил от новых властей две комнаты в особняке и занимался хранением и описанием коллекции. Собрание Морозова получило статус «Музея-выставки русской художественной старины» с отделами фарфора и средневековой живописи. Однако вскоре иконы были поделены между Историческим музеем и Третьяковской галереей, коллекция гравюр перешла в Графический кабинет музея изящных искусств, серебро и миниатюры попали в Оружейную палату, остальные предметы и книги - в различные музеи. После реорганизации музей получил название «Музей фарфора. Отделение центрального декоративного музея». С 1932 собрание переехало в Кусково.
Попасть внутрь особняка сложно, но можно посмотреть
фото сохранившихся интерьеров .

Объект 3: Доходный дом Н.Г.Тарховой - дом архитектора Г.И. Макаева (Подсосенский пер., 18)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

Доходный дом в Подсосенском переулке  - региональный памятник архитектуры. Здание в стиле модерн возведено в 1903—1904 годах по проекту архитектора Георгия Ивановича Макаева . В 1905 году дом, первоначально принадлежавший самому архитектору, перешёл к жене губернского секретаря Н.Г.Тарховой, а в 1910 году здание было продано потомственной дворянке Софье Владимировне Белоголововой (при этом сам Макаев продолжал жить в построенном им доме). В советские годы в доме были устроены коммунальные квартиры. Жилым он является и сейчас.
Здание является уникальной для московского модерна постройкой. Его украшают эркеры, балконы, аттики, окна, различные по форме и рисунку переплётов. Угол дома оформлен полукруглым эркером с небольшими узкими окнами, стены которого украшены скульптурными изображениями причудливых стеблей цветов. Фасад неоднократно ремонтировался, при этом в него вносились изменения в сторону упрощения декора: были ликвидированы башни и арки над крышей, часть утраченных изразцов на фасаде заменена чужеродными лепными львиными мордами, изначальный монохромный серый цвет фасада заменён на на жёлтый с белым, исчезли витражные окна и окна из рельефного стекла.
Этот дом имеет несколько неофициальных названий:
«Дом с маками» - на фасадах дома красуется рельеф с маками, в верхней части здания некогда располагались керамические вставки с изображением красных маков на голубом фоне.
«Дом с кошками» - украшением верхней части эркера служит барельеф, чем-то напоминающий кошачьи головы, тело и лапы кошек опускаются на самый край эркера.
«Дом с кактусами» -  элементом декора одной из стен архитектурного сооружения является барельеф в виде пяти цветов, напоминающих кактусы или, вполне возможно, ромашки.


Объект 4: Бывший доходный дом в стиле рационального модерна (Казарменный пер., 8с1 )
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

Этот доходный дом расположен на очень узком участке, принадлежавшем паркетному фабрикату и домовладельцу В.П.Панюшеву. Он был построен в 1911 году по проекту архитектора А.А.Иванова-Терентьева. Это максимально высокое для Москвы начала XX в. сооружение в семь этажей - пример «типового проекта» в стиле рационального модерна. Постройка подкупает своеобразным лаконизмом: cовершенно гладкие поверхности стен, выложенные палевой плиткой-кабанчиком, украшены только обрамлением оконных проемов из темно-зелёной майолики.
Дом принадлежал двум выходцам из Прибалтики - Мартину Лятсу и Георгу Фохту, у которых на первом этаже здания был магазин эстонских и финских молочных продуктов.

Объект 5: Дом с мезонином доктора Ивана Воскресенского (Казарменный пер., 10с3)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

Деревянный особняк с мезонином был построен в 1830-х г.г. и принадлежал доктору медицины Ивану Александровичу Воскресенскому, который служил врачом в московской полиции. Тогда здесь находилась небольшая усадьба с палисадом-курдонером перед домом и прудом за ним.
В 1870-х г.г. усадьбу купил Назар Федорович Грибов - владелец фабрики бумажных, шелковых и суконных товаров и основатель Торгового дома «Н.Ф.Грибов с сыновьями», занимавшегося оптовой торговлей тканями. На своем участке Грибов по линии переулка выстроил два доходных дома: в 1876 г. слева (архитектор А.П.Попов) и в 1886 г. справа (архитектор М.Г.Пиотрович). В результате старый особняк спрятался за ними.

Объект 6: "Резиденция на Покровском бульваре" (Покровский бульвар, 5)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

До 2016 года на этом месте находилось здание Таганской автоматической телефонной станции  - одной из первых АТС в Москве, построенной в 1929 г. по проекту архитектора В.С.Мартыновича. Здание было образцом промышленного авангарда. Но, несмотря на многочисленные протесты специалистов и простых горожан, в июне 2016 года оно было снесено.
"Резиденция на Покровском бульваре"

строилась по проекту специалистов из архитектурного бюро "Мезонпроект" под руководством Александры Кузьминой и Ильи Машкова. Идея общей архитектурной концепции комплекса заключалась в гармоничном объединении стиля старой Москвы и современных технологий. В основе мотивов лежит немецкий югендстиль начала ХІХ века - разновидность европейского модерна. Фасад строения отделан искусственным и натуральным камнем, декоративными элементами из стекла и металла, патинированной медью. Дополняют отделку скульптуры сов и громадные часы.

Объект 7: Межевая канцелярия (Главный дом бывшей городской усадьбы Е.А.Лобановой-Ростовской) (Хохловский пер., 10с1)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

История главного дома дворянской усадьбы в Хохловском переулке уходит своими корнями в XVII век. Именно тогда предположительно были возведены древние палаты, которые, по некоторым архивным данным, принадлежали князьям Лопухиным. В XVIII веке на месте палат появилась усадьба с жилым домом и хозяйственными пристройками. Есть документальное свидетельство, что с 1738 по 1742 год ею владела княгиня Мария Долгорукова. Впоследствии особняк сменил несколько хозяев. С 1753-го им владел один из графов Шереметевых, обустроивший в части дома церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня. По причине болезни он не мог посещать городской храм в Хохловке. Потом усадьба перешла князьям Репниным. Последней частной домовладелицей стала княгиня Екатерина Лобанова-Ростовская (урожденная Куракина). У нее в 1802 году здание было куплено столичной казной для размещения в нем Межевой канцелярии. Сюда из кремлевского Сената было переведено Константиновское землемерное училище, учрежденное в 1779 году для подготовки специалистов генерального межевания. В 1836 году Училище было преобразовано в Межевой институт - предшественник современных Институтов землеустройства и геодезии - и переехало в бывшую усадьбу Демидовых в Басманной слободе (см. описание экскурсии "Золотые комнаты Демидовых"). Межевая канцелярия продолжала оставаться в доме до 1917 года.
К 40-м годам XIX века старый усадебный дом сильно обветшал. Для его реконструкции был приглашен архитектор Евграф Тюрин. Ремонтные работы в усадьбе проводились в 1844–1846 годах. Фасад здания сохранили в первоначальном виде. Он выполнен в стиле эклектики, для которого характерно смешение разных направлений - от классицизма до барокко. Об этом можно судить по фотографии, сделанной до перестройки. На ней видны оконные проемы с вытянутыми профильными наличниками, которые декорировались высоко поднятыми прямоугольными сандриками. Западные ризалиты завершались треугольными фронтонами. На снимках тех лет также запечатлены богатые интерьеры внутри особняка.
В 1880 году было решено надстроить над домом третий этаж. Проект заказали известному архитектору Александру Каминскому. Строительство началось в 1885 году. По внешнему виду пристройка мало отличалась от основного здания: окна тоже сделали вытянутыми, правда, уже без сандриков. После 1917 года домовладение национализировали, в советское время там располагались разнообразные учреждения и ведомства.
20 сентября 2017 г. здание получило статус Памятник архитектуры, объект культурного наследия регионального значения в составе ансамбля «Городская усадьба XVIII-XIX вв. (Московская Межевая канцелярия)». В настоящее время для особняка найден инвестор и арендатор по программе «1 рубль за 1 квадратный метр». В течение пяти лет он должен будет отреставрировать этот объект.
К зданиям Межевой канцелярии примыкал старинный усадебный сад. Он выходил на Покровский бульвар, но был закрыт для публики. Зайти в него можно было только через двор канцелярии. Этот проход сохранился до сих пор. В 1917 году сад стал публичным, а в 1932 году был передан Всекопромсовету и получил имя В.П.Милютина. Для входа в
Милютинский сад с Покровского бульвара сделали ворота.
Флигель усадьбы Лобановой-Ростовской (Хохловский пер., 10с6) был передан в аренду турецкой компании «Эльдэ», намеревавшейся превратить флигель в гостиницу. Проводить реконструкцию арендатор не имел права. Однако, застройщик самовольно надстроил здание еще двумя этажами и пристроил к историческому зданию дополнительные объемы с балконами.
Здесь можно ознакомиться с информацией о состоянии флигеля.

Объект 8: Храм Троицы в Хохлах (Хохловский пер., 14с5)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

Храм Живоначальной Троицы в Хохлах  - православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.
Район Москвы Хохлы носит такое название, потому что здесь после воссоединения России и Украины начали селиться выходцы из Малороссии. А одно время в Хохлах располагался двор гетмана Мазепы. Но  еще до появления в этих местах украинцев, существовала небольшая деревянная церквушка, впервые упомянутая «Сигизмундовом плане» в 1610 году. Деревянный храм Троицы в Хохлах сильно обветшал и был разобран, на его месте в 1657 году построен каменный. В 1696 году на средства жены окольничего Евдокии Абрамовны Чириковой (в девичестве Лопухиной) был выстроен существующий храм.
В XVIII веке к храму была пристроена колокольня в стиле «московское барокко». В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой, изображающей складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило. В 1890 году был проведен последний перед революцией капитальный ремонт храма.
После закрытия в конце 1920-х годов храм долго стоял разорённый и обезглавленный. В 1935 году храм стал лабораторией музея антропологии. В середине 1970-х годов в храме началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году. Но и после реставрации в храме продолжали оставаться чуждые для него организации. С 1980 года здесь располагались подразделения Института геофизики, с 1990 - инженерно-информационный центр ВНИИПК Техоргнефтегазстроя.
В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви и передан Братству святого Владимира. Устроен новый иконостас, идут постоянные богослужения.

Объект 9: Городская усадьба Юргенсона и доходный дом Снегирёвой (Колпачный пер., 9с1 и 11с1)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

Название переулка, в котором расположен этот красивый дом, появилось еще в XVII веке. Здесь находилась слобода мастеровых людей, которые занимались изготовлением головных уборов - колпаков.
В 1912 году на месте дома собирателя фольклора, исследователя духовной культуры славянских народов, историка и литературоведа А.Н.Афанасьева по проекту архитектора Владимира Дмитриевича Глазова был построен дом (Колпачный пер., 9с1)для Григория Петровича Юргенсона - сына известного музыкального издателя Петра Ивановича Юргенсона.
Здание решено в стиле эклектики: элементы готики сочетаются с ренессансными. Асимметричный главный фасад украшают лепные детали, наиболее заметные из них - львиные маски, вставленные в медальоны.
Петр Иванович Юргенсон был первым издателем большинства произведений П.И.Чайковского, с которым его связывала многолетняя дружба. Многие источники утверждают, что для композитора во владении Юргенсона была устроена квартира, где композитор неоднократно останавливался. На самом деле в особняке Григория Юргенсона Петр Ильич не гостил ни разу, так как здание было возведено лишь через 19 лет после смерти Чайковского.
Трехэтажный доходный дом в неоклассическом стиле (Колпачный пер., 11с1), украшенный полукруглыми эркерами, полуколоннами коринфского ордера, балконами и маскаронами над окнами первого этажа был построен в 1912 году по проекту архитектора В.Д.Глазова на территории усадьбы Петра Ивановича Юргенсона.
Дом принадлежал Константин Владимирович Снегиреву, который был женат на дочери Юргенсона - Александре Петровне ((первоначально дом был записан на нее)). Константин Владимирович приходился сыном известному гинекологу Владимиру Федоровичу Снегиреву, заведовавшему Гинекологической клиникой имени А.П.Шелапутиной на Большой Пироговской. Снегирев-младший - известный врач-офтальмолог, доктор медицины, коллежский секретарь, профессор Московского университета. Здесь же в доме находилась и его глазная клиника. В 1914 году одним из пациентов врача был Михаил Александрович Шолохов, который в своем произведении «Тихий Дон» упомянет и лечебницу, и самого доктора.
После революции дом и клиника были национализированы, но доктор Снегирев до конца 1920-х годов продолжал заведовать своей бывшей лечебницей и проживал в этом же доме. Затем здесь были устроены коммунальные квартиры. А в 1948 году особняк приглянулся министру госбезопасности СССР, в годы войны руководившему легендарным СМЕРШем, Виктору Семеновичу Абакумову. Жильцов расселили, а в особняке провели грандиозный ремонт. К работам, длившемся более полугода, было привлечено почти 200 человек. Руководили работами инженер Филатов и архитектор Рыбацкий. Сумма, потраченная на реконструкцию, была баснословна. В некоторых источниках упоминается один миллион тогдашних советских рублей. Испугавшись ответственности Виктор Абакумов приказал изъять и уничтожить всю имевшуюся бухгалтерскую отчетность. После ареста бывшего министра в июле 1951 года (пожил он здесь менее полугода), здание передали на баланс КГБ и устроили, по слухам, явочную квартиру резидентов этого ведомства. А после развала Советского Союза в бывшем особняке Снегирева-Абакумова разместился Центр по общественным связям Службы внешней разведки.

Рекомендуется прочитать:
Дом Снегирева, 1912, арх. В.Д.Глазов (фото)
Тень начальника СМЕРШа

Объект 10: Палаты Мазепы (Колпачныйй пер., 10/7)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

Построенные в XVI—XVII веках палаты - один из древнейших памятников московского гражданского зодчества. Кто был строителем здания, неизвестно, неизвестен и его владелец второй половины XVII века. Традиционно памятник называют «палатами Мазепы». Гетман Мазепа имел владение в Москве, в районе Хохлов (память об этом старинном урочище сохраняет соседний Хохловский переулок), но конкретно эти палаты ему никогда не принадлежали. Связь их с именем Мазепы исключительно легендарная.
В первой половине XVIII века палаты входили в обширное владение Абрама Федоровича Лопухина, брата царицы Евдокии Федоровны, первой жены царя Петра I. На плане 1769 года они уже показаны как палаты Голицыных. В последующие годы здание перестраивалось, были утрачены красные крыльца, следы примыкания которых отчетливо читаются на дворовых фасадах. В XIX столетии и до 1917 года дом принадлежал Лютеранской церкви свв. Петра и Павла, расположенной по соседству.
Корпус палат имеет Г-образный вид, часть которого расположена по Колпачному переулку, с крылом, уходящим во двор. В основе здания - древние белокаменные палаты XVI века, перекрытые коробовым сводом и включенные в более поздний кирпичный объем, появившийся в середине 1670-х годов. Позже, в конце XVII столетия, был возведен второй этаж, богато декорированный по дворовому фасаду: наличники с «разорванными» фронтонами, сдвоенные полуколонки, поребрик. Нижний этаж был занят в то время поварней, хозяйственными помещениями и помещениями для челяди. Верхний этаж - хозяйский, с большими сенями, парадными и жилыми комнатами. До наших дней сохранились части старинной отопительной системы: отверстия печей, внутристенные дымоходы, «душники» для подачи теплого воздуха.
Памятник находится на государственной охране как объект культурного наследия федерального значения.На рубеже 1980–1990-х годов здание было реставрировано. К сожалению, реставрационные работы не были завершены.

Объект 11: Арт-квартал «ХОХЛОВКА» (Хохловский пер., 7-9)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

В 2007 году на территории бывшей усадьбы Украинцева-Голицыных прошел первый большой фестиваль граффити, в котором приняли участие ведущие мастера стрит-арта. Это мероприятие стало началом своения этого места неформальной арт-тусовкой. Тогда оно называлось «ДК Оригинал». Сейчас это «богемное» место - островок творчества и другой жизни посреди Москвы. Здесь обосновались книжный магазин «Гиперион», турфирма «Чиптрип», модные бутики, типография, проходят занятия по фотоделу и танцам, проводятся фотосессии и киносъемки, читаются лекции. По вечерам здесь собирается творческая молодёжь - музыканты, поэты, художники, фотографы...
Но говорят, что местная арт-община живет здесь "на птичьих правах", дни «Хохловки» сочтены, очень скоро всё это милое творческое запустение единственного в своем роде московского арт-гетто исчезнет с карты "собянинской" Москвы.

Объект 12: Палаты Украинцева (Хохловский пер., 7)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

Думный дьяк Емельян Украинцев - видный государственный деятель XVII-XVIII веков. Будучи выходцем из семьи мелкопоместных дворян, Украинцев сделал блестящую дипломатическую карьеру, неоднократно помогая государству привлекать новых военных союзников, заключать мирные договоры и достигать различных соглашений. В разные годы он был послом России в Швеции, Дании, Голландии, Польше, Турции, в 1689-1697 г.г. возглавлял Посольский приказ.
Палаты были построены в 1665 году на участке, пожалованном Емельяну Украинцеву за хорошую службу. Тогда Ивановская горка ещё не была так плотно застроена, и участок располагался в живописном месте на берегу реки Рачки (в середине XVIII века её убрали в трубу). Главный фасад палат был обращён на Кремль. Задняя стена дома выходит в Хохловский переулок, но из-за перестроек во внутреннем дворе и утраты декоративного оформления в наши дни она стала читаться как главный фасад.
Г-образная форма здания была обусловлена традиционным разделением дома на мужскую и женскую половины. На первом этаже располагались хозяйственные помещения и проживала прислуга, на втором жили хозяева. Изначально главный фасад украшало массивное крыльцо, но впоследствии оно было утрачено при одной из перестроек здания. Обращают на себя внимание внушительная толщина стен - около метра - и подпорная стенка на спуске переулка. Фасады здания выкрашены в белый цвет и украшены полуколонками, нарисованными наличниками и карнизом.
В 1709 году, после смерти Украинцева, не имевшего прямых наследников, палаты были пожалованы Петром I генерал-фельдмаршалу князю Михаилу Голицыну в награду за участие в битве под Полтавой. При Петре II, когда императорский двор вернулся из Петербурга в Москву, Голицын поселяется в своём новом доме на Хохловке и расширяет владение, выкупив соседние усадьбы усадеб Беклемишева и Полтева. После смерти князя палаты наследует его сын Александр, который владеет ими до 1770 года, когда казна выкупает здание вместе с участком для размещения в нём
Московского главного архива , старейшего архива Российской империи, находившегося в ведении Министерства иностранных дел и предназначенного для хранения дипломатических документов. Для размещения архива дом был переоборудован: в нём появились металлические двери и решётки на окнах, деревянные полы на втором этаже были заменены на чугунные, а в палатах обустроены места для упорядоченного хранения грамот и свитков. Материалы архива были доступны для изучения, и здесь побывали многие известные люди: Карамзин работал с документами при написании «Истории государства Российского», а Пушкин изучал материалы о Пугачёвском бунте. Однако, к середине XIX века архиву стало тесно в палатах Украинцева, и его стали разносить по разным местам: сначала наиболее ценные и древние документы были перенесены в Оружейную палату (для них там открыли отдельный зал, древлехранилище), а в 1874 году архив полностью переехал в новое здание на Воздвиженке.
В 1875 году палаты были переданы Московской консерватории, здесь размещается Московское отделение Русского музыкального общества. В палатах открывается типография Юргенсона, в которой были впервые опубликованы практически все произведения Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова и других композиторов. В 1895 году по проекту архитектора Ивана Клименко к палатам пристраивается 4-этажный корпус нотопечатни Юргенсона. После Октябрьской революции нотопечатня была национализирована и преобразована в Государственное музыкальное издательство (Госмузиздат), а затем в издательство «Музыка».
В настоящее время уникальный памятник гражданской архитектуры XVII века, Памятник архитектуры федерального значения находятся в удручающем состоянии: часть декоративного оформления утрачена, штукатурка обваливается, обнажая кирпичные стены. Зданию необходима реставрация.

Объект 13: Усадьба Кокоревых-Морозовых (Большой Трёхсвятительский пер., 1-3с1)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

В середине XVIII века городская усадьба принадлежала поручику Нарбекову, с 1772 года - князю Сергею (Сербану) Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира, затем бригадирше Д.Н.Лопухиной, которая устроила в усадебном доме частное училище. В нём, например, учился Андрей Иванович Дельвиг (1813-87), брат поэта Антона Дельвига, будущий строитель московского водопровода и сенатор. В 1855 году усадьбу покупает Василий Александрович Кокорев , разбогатевший на питейных откупах, один из основателей русской нефтяной промышленности, создатель нескольких крупных страховых и торговых обществ. В начале 1860-х годов по заказу Кокорева, известного своими славянофильскими взглядами, архитектор И.Д.Черник перестраивает усадебный дом в «русском стиле». За образей Черник выбрал фасад Теремного дворца Кремля. Граф М.Д.Бутурлин вспоминал, что «дом был построен в старобоярском стиле, и сбоку возвышалось нечто вроде терема с кровлею из какого-то особенного блестящего металла, чуть ли не по местам позолоченного. Внутренняя архитектура, мебель и орнаменты соответствовали тому же стилю и старобоярскому домовому быту…» . 22 января 1862 года во вновь отделанном доме по Большому Трехсвятительскому открылась Кокоревская картинная галерея. В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан Тиволи. Сад перед домом был общедоступным. Но в конце 1860-х годовфинансовые дела Кокорева пошатнулись и он вынужден был продать и дом, и земельный участок, и галерею.
Усадьбу покупают
Тимофей Саввич Морозов и Мария Фёдоровна (урождённая Симонова). При них вновь меняются интерьеры дома, а в одном из помещений верхнего этажа устраивается старообрядческая домовая церковь. В 1898 году особняк архитектор Пётр Александрович (Петер-Йозеф) Дриттенпрейс вновь перестраивает особняк. В оформлении принимал участие и Сергей Тимофеевич Морозов , один из сыновей Марии Фёдоровны, намного пережившей мужа, обладательницы 30-миллионного состояния, которая оставалась хозяйкой дома до своей смерти. В 1911 г., когда М.Ф.Морозова умерла, была проведена оценка домовладения по Большому Трехсвятительскому. Стоимость его составила 234,7 тыс. рублей - это было одно из самых дорогих домовладений в Москве. Для сравнения, три дома П.М.Рябушинского (в том числе и на Малой Никитской, где сейчас музей Горького) стоили только 167 тыс. рублей.
Сергей Морозов, известный меценат, вложивший немало труда и средств в организацию музея кустарных изделий, был художником-любителем. На втором этаже небольшого двухэтажного домика во дворе усадьбы у него была мастерская (Б.Трехсвятительский пер., д. 1-3 3/12), переделанная из оранжереи. Будучи почитателем таланта
Исаака Левитана , С.Т.Морозов пригласил Левитана пользоваться своей мастерской. С осени 1889 г. художник начал работать в этой мастерской, а потом и поселился здесь. По воспоминаниям современников, возле дома росли большие кусты сирени, на первом этаже находились жилые комнаты, а наверху, куда вела витая лестница, была прекрасная светлая мастерская. В этом же доме Валентином Серовым был написан известный портрет Исаака Левитана. В этой мастерской бывали многие художники того времени, а также А.П.Чехов, Ф.И.Шаляпин, К.А.Тимирязев. Последний раз Левитан приехал в этот дом в мае 1900 г., а 22 июля здесь скончался. 25 июля 1900 г. отсюда проводили Левитана в последний путь на Дорогомиловское кладбище. Мастерская сохранилась, она отмечена мемориальной доской, но состояние ее удручает.
Летом 1918 г. усадьбу Морозовых захватил отряд левых эсеров, здесь разместился их штаб. Именно здесь скрылся убийца германского посла Мирбаха Яков Блюмкин. Сюда приехал Феликс Дзержинский, чтобы арестовать Блюмкина, но сам был взят под арест по приказу командира отряда эсера Попова. 7 июля лево-эсеровский мятеж был подавлен, особняк Морозовых, откуда восставшие обстреливали Кремль, освобожден частями Латышской дивизии.
С 1919 г. морозовском доме и в соседнем строении (дом №3) располагался Покровский концлагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и белогвардейцев. С 1920-х г.г. и до конца XX века в особняке располагался детский сад № 304, его можно видеть в кинофильме «Усатый нянь». Большая часть интерьерной роскоши, а также чугунная терраса паркового фасада, за это время были утрачены.
В 2001 году морозовский особняк передали инвестору - строительной компании ООО «ПС Интерстрой», которая получила право провести его реконструкцию и благоустройство сада. Уставной капитал этой компании на 2012 г. составлял 8400 руб.! Гендиректор - Апрелев Игорь Любимович. Помимо фирмы-инвестора в особняке Морозовых была зарегистрирована ещё одна, более известная коммерческая организация - ООО «Южно-Уральская индустриальная компания». Её владелец - миллиардер
Рашид Селимович Сардаров , который входит в рейтинг "500 богатейших людей России" с капиталом в 100 миллионов долларов. Весной 2002 года в усадьбу пришли реставраторы, чтобы зафиксировать сохранившиеся ценные элементы здания, но мемориальные интерьеры были уже полностью уничтожены: снесена часть внутренних стен, демонтированы чугунные литые галереи и роскошная литая чугунная лестница (1861 год), уничтожен белокаменный портал вестибюля, а под садом был построен подземный паркинг на 38 машиномест. Внутри дома от старины остались лишь своды нижнего этажа и остатки барочных наличников, скрытые под слоем штукатурки. Парк планировалось оставить доступным городским сквером, но он оказался закрыт и наполовину вырублен.
Морозовский сад получил своё название по фамилии последних дореволюционных владельцев, а до Морозовых сад назывался Кокоревским. Но несмотря на то, что он всегда был частной собственностью, сад был открыт для всех: и для гостей хозяев усадьбы, и для жителей соседних домов. Здесь гуляли сотрудники архива Коллегии иностранных дел - «архивны юноши», воспетые А.С.Пушкиным: братья Веневитиновы и Тургеневы, В.Ф.Одоевский, А.К.Толстой, С.А.Соболевский. Сам поэт тоже не раз приезжал сюда для работы с архивными документами и прогуливался в старинном саду. Сад помнит А.Н.Островского, С.Т.Аксакова, Л.Н.Толстого, сотрудничавших с журналом «Русский вестник», чья редакция располагалась здесь же по соседству, в Большом Трёхсвятительском переулке. Часто бывал здесь Ф.М.Достоевский, который приезжал не только в «Русский вестник», но и навещал свою любимую тётушку А.Ф.Куманину, жившую в Старосадском (ранее Космодамианском) переулке. В саду прошли детские годы будущего полярника-папанинца Э.Кренкеля, пианиста Л.Оборина, кинорежиссера Е.Дзигана. В советское время сад стал городским. И оставался любимым местом прогулок детворы, жившей на соседних улицах. Морозовский сад стал съёмочной площадкой целого ряда эпизодов замечательной кинокартины «Усатый нянь».
Но после передачи особняка Морозовых Южно-Уральской индустриальной компании сад был закрыт для публики. Под ним устроили подземную стоянку, вырубили часть каштанов, переделали и надстроили до высоты крепостной стены ограду. Несколько лет депутаты и общественники вели борьбу за возвращение сада. Наконец, в марте 2011 года сад вновь открыли для публики. В дневное время суток доступна нижняя часть сада.

Объект 14: Храм Святого князя Владимира (Старосадский пер., 11)
      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ

Храм Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира. Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. В 1514 году после взятия Смоленска Василий III повелел заложить в Москве 11 каменных церквей, а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину. Новый каменный храм Святого Владимира был освящён в 1516 году. А вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, - по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном - будущего царя Ивана Грозного.
Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой алевизовской постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не раз: ведь он горел и в Троицкий пожар 1737 года, и в 1812 году. После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства.
В 1937 году храм стали разбирать, но не закончили, и на долгое время в здании расположилось фондовое хранилище Исторической библиотеки. В 1980 году в здании храма произошёл пожар, уничтоживший книги и сохранившиеся остатки росписей на стенах. Незадолго до того началась реставрация еще закрытого храма, даже воздвигли крест на колокольню. В 1990 году, после завершения реставрационных работ во внешней части храма, он был передан Русской Православной Церкви. В 1991 году в отреставрированном Владимирском храме состоялась первая литургия. В 1998 году возобновились богослужения в приделе благоверных князей Бориса и Глеба.



Здесь, возле храма, наша экскурсия завершилась. Осталось рассказать о нескольких интересных точках, на которые экскурсовод обращал наше внимание при переходах от одного объекта к другому. И первым был «плоский дом» (Хохловский пер., 18с3). Его еще называют «дом-утюг» или «дом-стена». Во дворе доходного дома М.Г.Кувшинова ((Хохловский пер., 13с1) мы увидели здание каретного сарая и склада и услышали рассказ о
сводах Монье . Затем мы остановились на смотровой площадке сквера Мандельштама и в ответ на вопрос кого-то из экскурсантов о находящихся неподалеку руинах огромного здания услышали от нашего гида историю Общежития Коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю.Мархлевского. И напоследок во дворе недалеко от пересечения Большого Спасоглинищевского переулка и улицы Забелина мы познакомились с творчеством граффити-художника Максима Косаткина (КоМа) .

      Видеозапись экскурсии можно посмотреть ЗДЕСЬ


По материалам Википедии и сайтов https://trymoscow.ru, https://um.mos.ru, https://moscow-walks.livejournal.com,

https://progulkipomoskve.ru, https://vladimirdar.livejournal.com/