История Суздаля

История Суздаля весьма интересна. Она включает в себя взлеты и падения подобно историям развития древних цивилизаций. Она пестрит множеством интереснейших фактов и наполнена значимыми событиями, как для самого города, так и страны в целом. Суздаль возник на месте древнейших земледельческих и торгово-ремесленных поселений, которые, есть все основания так полагать, появились здесь не позднее IX века. Раскопоки в окрестностях Суздаля, позволяют сделать вывод, что древние поселения не было захолустными. Они имели разветвленные торговые связи с далекими государствами Севера и Средней Азии. В курганах были найдены древние монеты, чеканенные в Самарканде, Бухаре, Германии.

Как любой древний город Суздаль имеет и свою легенду об основании. Эта легенда записана летописцем ХVIII века Ананием Федоровым и повествует о том, что после всемирного потопа и смешения языков, появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. Прийдя на землю русскую, первые два построили много городов близ Варяжского моря, в том числе и Великий Новгород, а третий брат Асан отправился в дикие леса и топи, где основал город, по своему суждению Суждаль. Разбирая происхождение этого слова, некоторые ученые полагают, что князья здесь народ судили, отчего и произошло название Суждаль, по мнению других имя Суздаля указывает на финское происхождение первоначального его населения.О точной дате основания Суздаля достоверных сведений мы не имеем.

Однако первое упоминание о Суздале относится к 1024 году. В начале XI века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства. В 1024 году, согласно летописи Нестора, в краях начались волнения смердов, сопровождавшиеся избиением волхвов недовольным людом, видевшего причины своих бед в бездействии колдунов. Восстановил порядок прибывший из Новгорода Ярослав Мудрый. Интересна летопись и тем, что в ней есть строки, свидетельствующие о возникновении в этих краях христианской религии. Ведь это событие сыграло важную роль в дальнейшем развитии города Суздаль как духовного центра. О том же свидетельствует настенная надпись у мощей святителя Федора, сделанная в 1635 году: «В лето 990 первый и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением паству вручи епископу Феодору».

В последующие годы Суздаль стал вотчиной Владимира Мономаха. Киевский князь Владимир Мономах уделял большое внимание усилению и укреплению города. И постепенно Суздаль приобрел роль стольного города Ростово-Суздальского княжества.

Как и для всех средневековых городов, началом строительства Суздаля стало сооружение на реке Каменка крепости, иначе говоря - Кремля. История Суздаля повествует, что для этого выбралось защищенное с 3 сторон естественными преградами место, а для большей защищенности были насыпаны земляные валы, которые сохранились и по сей день. Здесь же, по приказу Владимира Мономаха построили Успенский собор. Так же в XI веке недалеко от Суздальского Кремля был возведен первый монастырь – в честь Дмитрия Солунского.

Чуть восточнее Кремля, как гласит история Суздаля, расположился посад. В русских княжествах X—XVI веков посадом называли торгово-ремесленное поселение вне городских стен, где жили торговцы и ремесленники. Посад оградили валами, а вокруг него постепенно выстраивались слободы. Если верить истории Суздаля, то изначальная планировка города сохранилась и по сей день.

В конце ХI века над Суздалем разразилось неожиданное бедствие во время междоусобной борьбы Олега Чернигского с детьми Владимира Мономаха Изяславом и Мстиславом. Олег в 1096 году овладел Суздалем, но за павшего в битве под Муромом брата Изяслава вступился Мстислав и предложил Олегу немедленно оставить Суздаль, что тот и исполнил, приказав сжечь город. В довершение в 1107 году полчища болгар разграбили его окрестности, а суздальцы отсиделись в укрепленном городе.

Мономах еще при жизни отдал Суздальскую область своему сыну Юрию, прозванного Долгоруким (1125–1157 г.г.). Первый князь Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий, жил больше в Суздали, чем в Ростове. Юрий весьма много сделал для этого края. Новгородский летописец свидетельствует, что при нем появилось много храмов, и Суздаль стал центром религиозной образованности и столичным городом.

Во время Юрия княжество становится обширным. Границы его простираются до Белого озера на севере, до Волги-на востоке, до Муромской земли-на юге и до Смоленщины - на западе. Политическое значение Суздаля в эти годы сильно возрастает.

С приходом к власти сына Юрия - князя Андрея - Суздаль начинает утрачивать свое первенство, уступает его новой столице Владимиру и входит в состав Владимиро-Суздальского княжества. С XIII в. становится столицей Суздальского княжества.

Нашествие монголов не миновало и Суздаля. Подступив к Владимиру, Батый направил часть своего войска к Суздалю. Зимой 1238 года татары взяли Суздаль, сожгли его, а население большей частью увели в плен. В битве при реке Сити пал великий князь Юрий, немногие из жителей спаслись в Ризоположенском монастыре, уцелевшем после всеобщего разрушения.

После татарского нашествия между московскими, тверскими и суздальскими князьями за Суздальское княжество велась борьба. Зависимость от московских князей тяготила Суздаль, что побуждало местных князей вести борьбу за самостоятельность. В этом отношении выдающейся личностью был князь Константин Васильевич, который перенес свою столицу в Нижний Новгород, подальше от Москвы. К началу XIV века снова начинается подъем города – возникло Суздальско-Нижегородское княжество, где даже чеканили свою монету. В те годы история Суздаля переживала расцвет, сам Суздаль еще оставался богатым, многолюдным городом, а жители его, по выражению летописи, славились «досужеством в художестве и промыслах». Борьба между князьями закончилась победой сильнейшего московского князя. В 1392 году Суздаль вошел в Московское великое княжество. А великий великокняжеский престол был перенесен в Москву. Так началось падение Суздаля.


Век XV

Суздаль несколько раз пытался вернуть себе былое значение и самостоятельность, но к XV веку окончательно вошел в состав Московского княжества. И хотя город, все же, остается крупным культурным, религиозным и ремесленным центром Руси, некоторое затишье в общественной жизни налицо.
С середины XIV до конца XVIII века Суздаль - центр епархии. Древний Кремль стал резиденцией владыки. Веком позже здесь построят каменные палаты, а пока суздальские архиереи должны накопить для будущих строек капитал. Монастыри владели многочисленными вотчинами и быстро богатели за счет крестьянского труда, а также за счет пожертвований состоятельных граждан.
С востока к городу примыкал посад, обнесенный еще в XII веке вторым валом. В середине посада лежала торговая площадь, окруженная улицами и переулками, где жили торговцы и ремесленники. За рекой Каменкой перед кремлем раскинулись заливные луга: Андреев (Ильин) луг, Болотоусов, луг Ворон. Все эти луга принадлежали суздальскому архиерею.


Век XVI

С XVI века начинается интенсивное градостроительство, т.е. активное расходование накопленного капитала. В XVI-ом веке строят в основном из камня, а недолговечные деревянные сооружения заменяются, либо надстраиваются также кирпичом. Как, например, древний Рождественский собор.
Сам Иван Грозный приезжает в Суздаль, что говорит о высочайшем тактическом значении города. Суздальская епископия возводится в ранг архиепископии, то есть становится еще более значимой и, следовательно, богатой. Одной из причин такого одаривания города царем можно назвать следующую. Именно сюда ссылались неугодные бояре и князья.
Больше же всего родовитых ссыльных повидал Покровский монастырь. И были это женщины. Иван Грозный заключил сюда свою четвертую жену, Анну Васильчикову, богато одарив монастырь. В 1698 году, будущий российский император Петр I, придерживаясь традиций Грозного, выслал сюда свою первую жену Евдокию Лопухину под именем монахини Елены. Но Евдокия не смирилась с назначенной долей, а стала собирать вокруг себя недовольное реформами Петра духовенство и аристократов. Так в Суздале вновь возникает оппозиционный центр, жаждущий свержения Петра. Но успеха он, как мы знаем, не имел.
Нужды растущего и богатеющего города требуют все большего количества мастеров. И в XVI веке в Суздале появляются свои иконописцы, чеканщики, серебряники. К этому времени в городе насчитывалось 11 монастырей (имевших в целом около 27 храмов) и кремль. Кремль имел 15 башен, на его территории располагался 1 каменный собор и еще 7 деревянных шатровых церквей. В черте городского вала находилось еще 14 деревянных церквей. Эта стена огораживала ту часть Суздаля, которая считалась собственно городом: дворы богатых суздальцев – бояр, князей, монастырских владык, – «жилецкие» избы и архиерейский двор, а также тюрьма и пороховой погреб. Городские ворота имели спускные решетки и подъемные мосты.
Если принять в расчет, что к концу XVI века в Суздале было около 400 жилых дворов, получается, что примерно на каждые 8 из них приходилась "своя собственная" церковь!


Век XVII

XVII век был насыщен событиями. Первая его половина стала самой неудачной в истории Суздаля. Постоянные неурожаи провоцировали к крестьянские бунты. В 1608 году после непродолжительной осады польско-литовские отряды взяли Суздаль, разграбили и подожгли. В 1611 году после более продолжительной полугодовой осады они вновь разрушили город. Следы этих трагических событий надолго остались в облике города и в памяти его жителей. Суздаль принял самое активное участие в борьбе за освобождение Московского государства от польских интервентов. Дмитрий Пожарский, который в 1612 году с большим отрядом выступил на помощь народному ополчению, пришел именно из Суздаля.
В 1634 году город пережил нападение Крымских татар, а в году 1644 году его отдали в приданое принцу датскому Вольдемару, будущему мужу царевны Ирины (дочери Михаила Федоровича). Довершают дело разорения города пожар 1646 года, который уничтожил весь посад, и чума 1654-1655 годов, истребившая почти половину всего его населения.
Но, несмотря на все бедствия, с сороковых годов в Суздале начинается период расцвета монументального строительства. Никакие напасти не могли остановить тягу суздальского духовенства к неизменному обогащению и развитию архитектурного ансамбля города. Строятся крупные монастыри (Спасо-Евфимиев и Покровский) - их каменные храмы и стены по красоте и прочности сопоставимы теперь с самим кремлем. Стены Спасо-Евфимиева монастыря получают 12 новых башен. Эти мощные укрепления стены в полной мере смогут оценить лишь в 1767 году, когда в монастыре будет организована центральная тюрьма для «безумствующих колодников», то есть для разного рода вольнодумцев и политических преступников.
Наряду с присланным из Москвы строителем Никифором Беклемишевым, который возводит вокруг суздальского кремля новые стены с башнями, в Суздале появляются и свои зодчие из посадских - Грязнов, Мамин и Шмаков. Так в XVI-XVII веках в Суздале формируются все ныне существующие архитектурные ансамбли, лучшими из которых являются ансамбли древнего Кремля, Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей. В конце века в городе устанавливают городские часы, которые «били каждый час и звонили серебряным колокольчиком каждую минуту».


Век XIII

XVIII век привнес в жизнь суздальцев много нового, но не сделал ее лучше. Суздаль богател и развивался за счет церкви, но Петр I наводит здесь свои порядки. В 1708 году он издает указ о разделении России на 8 губерний. Суздаль оказался уездным городом Московской губернии, а еще через год, когда ее поделили на 9 провинций, стал центром отдельной провинции. В 1714 году в городе открылась первая школа, а в 1723 году - духовная семинария, выпускником которой был изобретатель русского фарфора, химик Д.И.Виноградов.
Неудачи снова преследуют город. Крестьяне суздальских монастырей обязаны уходить на работы по строительству Петербурга, на верфи в Воронеже, в Москву. Ситуация предыдущего века повторяется: в 1719 году город уничтожает пожар, и вскоре от эпидемии снова вымирает почти половина жителей. Но, несмотря ни на что, торговые посадские люди вновь отстраивают свою часть города, посад расширяется. В это время в архитектуре города можно заметить новое явление: строительство «парных» церквей – «летних» и «зимних» - рядом.
При Екатерине II, в 1788 году царским правительством утверждается новый генеральный план Суздаля, где были старательно расчерчены правильные прямоугольные кварталы и прямые улицы. Но старая планировка города оказалась более устойчивой, так что реконструкторам удалось лишь выпрямить и удлинить центральную улицу города и расширить его границы.
В начале века новые приходские церкви строились очень активно и как спелые грибы после дождя наполняли город. Из самых примечательных - церковь Святого Николы (1720-1739), церковь Рождества Христова (1771). С конца XVIII века церковная жизнь в городе замирает – владыка переезжает во Владимир. Суздаль становится уездным городом Владимирской губернии (1776 год). В это же время он получает новый герб – белого сокола на синем фоне.
В XVIII веке был написан знаменитый труд А.Федорова «Историческое собрание о граде Суждале» , дополнявшийся позднее сведениями других местных краеведов.


Век XIX

К началу XIX века архитектурный ансамбль города складывается окончательно. Здесь лишь достраиваются гражданские здания. В 1806-1811 годах в центре города вырастают Торговые ряды (современный Гостиный двор). Строятся также ломбард и таможня. После победы над Наполеоном в Ризположенском монастыре возводится 72-метровая колокольня.
Суздаль растет и развивается как купеческий город. В Гостином дворе к середине XIX века насчитывалось до 180 торговых лавок, принадлежавших суздальским и приезжим купцам. Ежегодно 23 сентября на большую ярмарку в город съезжались купцы со всей России. И неудивительно: через Суздаль в то время проходил торговый путь из южных губерний на север, в Архангельск и Петербург. В самом же Суздале и его окрестностях жители занимались как сельским хозяйством (выращивали лук, огурцы, хрен, помидоры), так и ремеслом (узорное ткачество, чеканка, златошвейное искусство, литье колоколов). Суздальская мануфактура и кожи продавались во всех южных городах России. В последних существовали даже улицы и подворья, называемые «суздальскими».
В середине XIX века появляются так называемые богоугодные заведения - Вихреевский женский приют, Шишкинский приют для мальчиков-сирот и Блохинская богадельня, которую открыл на свои средства купец Блохин. Строится также здание земской управы. Главная улица застраивается купеческими домами, различающимися по архитектуре в зависимости от вкусов владельцев. Эти здания дошли до нас практически в первозданном виде.
Вступившая в действие Московско-Нижегородская железная дорога (1862 г.) резко изменила положение Суздаля как торгово-промышленного центра. Больше не было необходимости в чумацких обозах и передаточных пунктах. Роль Суздаля резко снизилась и промышленность его начала замирать. Но нет худа без добра. Для маленького туристического города отсутствие рядом железной дороги и некая обособленность от мира - большое благо. Хотя тогда, в XIX веке, жители города отчаянно боролись за прокладку ж/д. Власти рассмотрели аж 8 проектов, но в силу разных причин ни один из них не был осуществлен.


Век XX

К началу XX века промышленность в Суздале испаряется - остаются только два кожевенных полукустарных завода и один колокололитейный, да несколько «раздаточных контор».
В 1913 году в Суздаль приезжает Николай II с дочерьми. Они посетили Ризположенский, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри. Царь преподнес им дары, а некоторые особо ценные иконы из монастырей попросил передать для хранения в Петербургский музей Александра III, предварительно сделав с них копии.
Несмотря на то, что боевые действия Великой Отечественной войны напрямую город не затронули, 315 кг бронзы из музея было отдано в фонд обороны.
После окончания войны местные краеведы начали длительную борьбу за восстановление и сохранение памятников искусства. Значительных изменений в этой области удалось добиться лишь в конце 60-х. Суздаль решено было сделать туристической Меккой. Многое восстановили, отреставрировали, построили необходимую туристическую инфраструктуру. И люди действительно стали приезжать, хотя в начале 90-х годов существенно меньше.
В последние годы интерес к Суздалю только растет. Город привлекает массу туристов, как российских, так и зарубежных. За сохранение культурного наследия и развитие туризма Суздаль был отмечен орденом "Знак Почета" в 1974 году, а в 1982 году международная организация ФИЖЕТ вручила Суздалю свой приз - "Золотое яблоко", в 1992 году главные архитектурные ансамбли города - Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, а также церковь Бориса и Глеба в Кидекше - внесены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО .