Белёв   - один из самых старинных городов Русского государства. В силу сложившихся обстоятельств он всегда играл видную роль в борьбе русского народа за свою свободу и независимость. Не один раз приходилось встречать ему под своими стенами многочисленных врагов и давать им достойный отпор. В течение многих веков верно стоял этот древний город на страже юго-западных окраин земли Русской.
Белёвская земля была обитаема еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Археологические раскопки в Белёве, Дольцах, Жабыни, Сныхове показали, что здесь жили люди неолитической эпохи. Так называемая "Белёвская неолитическая культура" отличалась от других своими особенностями в орнаментах керамических изделий и в изготовлении кремниевых орудий не характерным для других неолитических культур.
В конце I тысячелетия нашей эры на берегах Оки поселилось славянское племя из рода Ляхов, пришедшее из земель юго-запада, под водительством сына Ляха Вятко. По его имени племя стало называться Вятичи. Они жили в лесах и промышляли охотой, рыбной ловлей, сбором плодов леса, занимались также гончарным, кузнечным и другими ремеслами.
Помимо раннеславянских поселений, вблизи современного Белёва, обнаружены следы присутствия хазар в виде найденного на Федящевском городище дирхема 814-815 гг. и двух дирхемов найденных на территории Белёва, так же датируемых концом VIII - серединой X вв.
Время основания Белёва точно не известно. Первое упоминание о нем встречается в Ипатьевской летописи под 1147 годом.
О происхождении названий города Белёва существует несколько гипотез. Одна из них утверждает, что слово «белёв» финского происхождения. Однако, вятичи, проживавшие на территории современного Белёва, никогда не были завоеваны финнами, и их культура не оказала никакого влияния на вятичей. Так что эта гипотеза маловероятна.
Другие исследователи отметили, что корень в слове «белёв» - «бел», от которого производное в современном русском языке – «белый». У древних славян пользовались особым уважением и почитанием небесные светила, которые олицетворялись с понятиями ясности, чистоты, белизны. Один из важнейших богов у славян был Белбог, символизирующий свет и жизнь. Белый цвет олицетворял у славян юность и свет. Слово «бел» использовалось также для определения признаков различных предметов, названий городов, поселков, речек, озер (Белгород, Белоозеро, Белобережье и т.д.); белое место – земля, свободная от податей; белый человек – свободный никому неподвластный.
По мнению крупнейшего белёвского краеведа XIX века протоиерея Воскресенской церкви М.Ф.Бурцева свое название Белёв получил от слова белка, так как этим зверьком изобиловали окружающие город леса, а сами беличьи шкурки «служили для местного населения предметом обмена и сбыта. Возможно, что первоначально город назывался Беловекшеск (векша — белка), а в результате дальнейших сокращений приобрел современное название Белёв.
В составе вятичиских земель Белёв входил в Киевское Древнерусское государство, а после его распада - в Черниговское княжество. Когда после смерти в 1246 г. черниговского князя Михаила Всеволодовича, убиенного в Орде, черниговская земля в свою очередь распалась, Белёв отошел в один из образовавшихся уделов - Глуховское, а затем - Новосильское княжество. Княжества, образованные в результате дробления Глуховского, расположенные в верхнем течении р.Оки, получили название Верховских княжеств.
Верховские князья, не имея достаточных сил для противостояния ордынским нашествиям вынуждены были искать союза с Московскими, а позднее и Литовскими великими князьями.
В 1368-1372 гг. в ходе войны Москвы с Литвой, новосильский князь Роман Семенович вошел наряду с Тарусскими князьями в антилитовский блок. В 1369-1370 гг. с помощью Дмитрия Ивановича Московского сместил своего брата Ивана, ориентировавшегося на союз с Литвой, с Новосильского княжения. В 1372 и 1375 гг. водил новосильскую дружину на стороне Москвы в ряд походов.
Когда в 1375 г. Мамай разорил Новосиль, центр Новосильского княжества сместился в Одоев. В 1380 г. Роман Семенович участвовал в Куликовской битве на стороне Москвы. В 1385 г. с Тарусскими князьями на стороне Дмитрия Донского водил свои дружины на Рязань.
Старший сын Романа Новосильского и Одоевского - Василий, получивший в удел Белёв и ставший родоначальником Белёвских князей, предположительно, умер раньше своего отца, поэтому его сын Михаил по смерти деда Романа Семеновича в разделе Одоевского княжества не участвовал и свою долю в Одоеве наряду с родственными ему Одоевскими и Воротынскими князьями не получил.
В начале XV в. часть Верховских князей (Тарусские и Козельские) потеряли свои вотчины в пользу Москвы и вынуждены были перейти к великим Московским князьям на служение. Земли Верховских князей сделались объектом притязаний Москвы и Великого княжества Литовского и Русского. В 1408 г. великий князь Литовский и Русский Витовт разорил Одоев. Им были захвачены многие Верховские земли, а большинство Верховских князей со временем склонились к союзу с Витовтом. Влияние Москвы в этом регионе заметно ослабло. В 1420 г. Одоевские, Новосильские и Воротынские князья присягнули на верность Витовту. Белёвских князей среди них не отмечено.
В период борьбы наследников Дмитрия Донского за великое московское княжение Белёвские князья Федор и Василий Михайловичи были на долгое время сведены со своего удела в Волок Ламский, сделал это Василий II, предположительно, в 1435-1436 гг. Таким образом Белёвские земли отошли к Московскому князю.
В 1437 г. хан Золотой орды Улу Мухаммед, изгнанный из Орды его соперником Едигеем, бежал в русские земли с тремя тысячами своих приверженцев. Осенью следующего года он захватил Белёв с прилегавшими к нему посадскими слободами, рассчитывая отсидеться здесь, а затем возобновить борьбу за ханский престол. Засев в городе, татары стали подвергать непрерывным грабежам его окрестности.
Когда началась зима, татары устроили из хвороста и толстого льда крепость, усыпали ее снегом и залили водой, превратив в надежную твердыню на случай внезапного нападения.
На предложение великого князя Московского Василия Васильевича Темного покинуть Белёв Улу Мухаммед ответил отказом. Тогда Василий Темный направил против него войско под начальством своего двоюродного брата Дмитрия Шемяки. Однако Шемяка, являвшийся политическим противником брата в борьбе за великокняжеский престол, сделал всё зависящее, чтобы обречь этот поход на неудачу, восстановить против него народные массы. По пути от Москвы до Белёва это «доблестное» воинство «отличалось» тем, что подвергло грабежу и насилию мирное русское население.
4 декабря 1438 года войско Шемяки подступило к ледяной крепости Улу Мухаммеда. После неудачной попытки мирных переговоров началось сражение. В летописи говорится: «В лето 6 946 (1438) месяца декабря 5, бой бысть великим князем руським на Белове с царем Махметом»; он кончился поражением русских войск. Эти события известны в истории под названием
"белёвщина" . Весной 1438 г. Улу-Мухаммед покинул Белёв.
Тем временем Федору и Михаилу Белёвским удалось сблизиться со двором Василия II, Белёвские земли им были возвращены и они снова обрели самостоятельность.
В 1459 году Белёвские и Одоевские, а еще раньше и Воротынские князья в перемирной грамоте обусловили неприкосновенность их земель и чтобы их границ Литва не нарушала. Ценой этого договора стал их переход на служение Казимиру IV - королю Польскому, великому князю Литовскому и Русскому, однако вотчинные земли за ними были сохранены. Известно, что Белёвские князья стали чеканить свою монету, которая называлась "Денга Белёвская".
В 1480 г. Казимир договорился с ордынским ханом Ахматом о нападении на Русскую землю. Но простояв на реке Угре 10 дней против московского войска и не дождавшись обещанных Казимиром литовских войск, Ахмат вынужден был отступить, пленив Белёв, Воротынск, Мценск, Одоев и другие города верхнеокского бассейна.
С освобождением Руси от монголо-татарского ига и возрастанием могущества Московского княжества, князья Белёвские из-за многочисленных притеснений Литвы еще при Казимире IV стали клониться к Ивану III и склонять своих родственников, остававшихся в подданстве у литовского государства, перейти на сторону Москвы. По мирному договору, заключенному в 1494 г. с князем Литовским, Белёв навсегда был закреплен за Москвой, а Белёвские князья сделались служилыми у московских государей. В споре Москвы и Литвы за Верховские княжества, Литва упирала на договоры с Верховскими князьями, а Москва на то, что эти князья служили своими вотчинами на обе стороны. В итоге спор решился в пользу Москвы.
В 1507 и 1512 гг. крымцы подвергли разорению Белёвское и Одоевское княжества. В 1536 г. азовские татары попытались взять Белёв, но у села Темрянь под городом были наголову разбиты Белёвским воеводой Семеном Левшиным.
После вступления на престол Русского государства Ивана IV начался ряд его реформ. В пограничных землях, каковой являлось тогда Белёвское княжество, были устроены засеки. Засека проходила от Рязани через Тулу, Одоев, Белёв, Козельск, Лихвин, Перемышль. Из верных служилых был создан особый корпус.
В середине 50-х гг. XVI в. князь Иван Иванович Белёвский в числе других Верховских князей из-за их "неблагонадежности", т.е. былого служения Верховских князей Литве, был выслан в Вологду. После его смерти род Белёвских князей прекратился.
Последним владельцем Белёвского удела в 1457 г. стал князь Дмитрий Иванович Вишневецкий, который перешел от польского короля на служение Ивану Грозному. Князь Вишневецкий был заинтересован в борьбе с Крымскими татарами, что значительно обезопасило границы Русского государства на юге. В 1560 г. Вишневецкий становится воеводой черкесов, которые вступили в союз с Москвой против крымских татар. Однако, политика Ивана Грозного взяла направление на завоевание русских земель на Западе, входивших в состав королевства Польского. Это не совпадало с интересами князя Вишневецкого и в 1561 г. он вновь перешел на сторону польского короля, а Белёв окончательно потерял статус частновладельческого удела, превратившись в военно-административный центр государственного уезда Московской Руси.
При утверждении опричнины в 1565 г. Иван IV объявил Белёв своей собственностью и в числе 27 городов с волостями забрал в опричнину. В конце апреля 1563 и в мае 1566 он со всем своим двором навещал город. В Белёвском, Можайском и других юго-западных районах Московского государства разместилась основная масса опричников, выселив землевладельцев, не принятых в состав опричного двора.
Трагическим оказалось для Белёва лихолетье смутного времени и польско-литовской интервенции. Во время восстания Ивана Болотникова в 1607 г. Белёв был захвачен отрядом крестьян, соединившихся с местным населением города и уезда. Три полка царских войск овладели Белёвом только после жесточайшего сопротивления.
В 1611-1615 гг. город и окрестности подвергались набегам и опустошению со стороны поляков, литовцев и украинцев. В 1613г. литовцы сожгли острог, но сама крепость уцелела. Через год польский гетман Лисовский подступил к Белёву, но был разгромлен русскими войсками князя Дмитрия Пожарского. В последний раз, в 1618 г., на Белёв напал польский воевода Чаплинский. Белёвцы отбили его, хотя воеводы, Левшин (потомок Семена Левшина) и Афремов, пали в бою.
Учитывая важность Белёва как значимого пункта в оборонительной линии Русского государства, правительство заботилось о его укреплении. Еще в начале XVI в. при первом Белёвском удельном князе Василии Романовиче здесь была построена дубовая крепость. Она имела вид четырехугольного редута и господствовала над правым и отчасти левым берегом Оки. В крепости были мощная стена и башни: Спасская, Васильевская, Тайницкая и 6 башен, именовавшихся "срединными", а так же трое ворот Болховские, Калужские, Тайницкие и тайный ход, выходивший к Оке. Ее обтекала тогда еще полноводная Белёвка, на подступах служили преградой также Ока с береговой осыпью и глубокий искусственный ров. В 1620 г. крепость была усилена заново построенным острогом и высоким валом. С 1640 г. оборонительная линия была отодвинута на юг и служилые люди постепенно переводились в другие места.
Сама крепость потеряла свое военное значение и постепенно обветшала. Но еще долго продолжала оставаться административным центром города, вплоть до сильного городского пожара в 1777 г., полностью ее уничтожившего. Вокруг острога под защитой его стен в беспорядке теснились избы посадского населения.
Большинство населения уезда составляли крестьяне, попавшие в крепостную зависимость к феодалам разного ранга. 364 крупным и средним феодалам принадлежало 16 сел, 130 деревень, в которых жило более 3 тысяч крепостных крестьян, и примерно 25 тысяч десятин земли. Крестьянская пашня составляла менее 5 тысяч десятин. В уезде действовало 3 монастыря: 2 в Белёве (Спасо-Преображенский и Кресто-Воздвиженский) и 1 в уезде (Белёвская Свято-Введенская Жабынская Макариевская пустынь) и более 45 церквей, которые также имели земельные угодья. На них работало свыше 3 тысяч монастырских крестьян.
Со второй половины XVII в. Белёв из оборонительного превращается в торгово-купеческий и ремесленный центр. Его место в административном отношении долго не было определено. Во время петровских преобразований в 1708г. он был приписан к Смоленской, а затем к Киевской губернии, в 1766 г. отнесен к Белгородской и лишь в 1777 г., когда было учреждено Тульское наместничество, вошел в его состав, а в 1797 г. в состав Тульской губернии.
В 1778 г. для города утверждается герб, представляющий собой в голубом поле ячменный сноп с выходящими из него языками пламени - это эмблема пивоварения, очень развитого тогда в Белёве.
1826 г. был омрачен для России смертью
императрицы Елизаветы , жены Александра I, которая пережила своего мужа всего на полгода. По пути следования из Таганрога в Санкт-Петербург она, сделав остановку в Белёве, скончалась 4 мая 1826 г. Это случилось в доме Белёвских купцов Дорофеевых, выкупленном впоследствии государством и ставшего Вдовьим домом - пансионом для престарелых вдов.
В развитии Белёва положительную роль сыграло то, что он являлся крупной пристанью в верховьях Оки, через которую из южных губерний в Москву, Санкт-Петербург и другие города шли мощными потоками хлеб, масло, воск, сало, пенька, шерстяные ткани и другие товары. Грузооборот Белёвской пристани был весьма значительным и возрастал до 70-х годов XIX в. За навигацию через нее проходило до 1500 судов.
К середине XIX в. в городе значительно увеличилось количество лиц, которые вели торговлю через Санкт-Петербургский порт. По торговле Белёв занимал второе место в губернии после Тулы.
Основной направленностью промышленного производства была переработка продуктов сельского хозяйства. В 1795 г., например, в городе работало 8 солодовенных заводов, 18 кожевенных предприятий, 2 скорняжных, 3 салотопленных, 3 пивоварни, 2 воскобойни и др. Позднее в Белёве было несколько фабрик по изготовлению канатов для речных судов и веревок, суконные, мукомольные и иные предприятия.
Одним из крупнейших в Белёве была суконная фабрика надворного советника Павлова, на которой работали 40 человек. В год здесь производилось 13 тысяч аршин белого сукна.
Кожевенный завод купца Семина выдавал подошвенной кожи на несколько тысяч рублей в год.
В 1888г. крупный промышленник и купец Амвросий Прохоров открыл в Белёве производство огневой сушки плодов и овощей. Славу ему принесла вырабатываемая из антоновских яблок
Белёвская пастила , с успехом расходившаяся по всей европейской части России и за ее пределами. За сезон в заведении Прохорова производилось до 700 пудов пастилы.
Гордостью Белёва, кроме пастилы, были знаменитые Белёвские кружева. Впервые изготовление их началось еще в XVII в. Плетением кружев на коклюшках традиционно занималось все женское население. В 1880 г., например, в городе насчитывалось до 2 тысяч кружевниц. Их продукция пользовалась большим спросом в Санкт-Петербурге, Москве, а также Варшаве и Париже.
Широкую известность получили изделия Белёвских кузнецов. Так, кузнец Вязмитин изготовлял складные ножи из стали собственной закалки. Такими ножами легко перерубался ствол охотничьего ружья.
Экономическое развитие Белёва способствовало росту его населения. С конца XVIII по начало XX в. население увеличилось с 5 до 15 тысяч человек. Однако с конца XIX в. Белёв начал утрачивать позиции торгового центра. Это было связано с обмелением Оки и открытием Московско-Курской железной дороги, которая приняла на себя львиную долю перевозок с юга на север и обратно. Положение было несколько поправлено пуском через Белёв ветки железной дороги, однако роль узлового перевалочного пункта он играть уже перестал.
Первая школа в Белёве открылась в Спасо-Приображенском монастыре в 1761 г., это была так называемая "Русская школа" и предназначалась для детей священников. В начале XIX в. в Белёве открыты церковноприходские уездные училища, а в 1852 г. - духовное училище. В 1855 г. открыта первая светская школа для мальчиков, а в 1859 г. - женское начальное училище.
Белёв - родина великого русского поэта-просветителя
Василия Андреевича Жуковского , который родился в селе Мишенском в трех верстах от Белёва 29 января 1783 г. Именем Жуковского назывались впоследствии многие учебные заведения и библиотеки в городе. Так в 1872 г. и 1902 г. здесь были открыты 2 учебных заведения имени поэта: двухклассное городское училище и средняя школа.
Большое значение в культурной жизни Белёва играл театр. Белёв оказался первым уездным городом России, в котором была поставлена комедия Гоголя "Ревизор".
В революцию 1905 г. в Белёвском уезде выступления крестьян приняли такие размеры, что власти вынуждены были послать войска. Самое активное участие в революционных выступлениях приняли Белёвские железнодорожники. С падением монархии в Белёве был образован исполнительный комитет, в который вошли представители земства, буржуазии, помещиков, интеллигенции и других слоев населения. Вначале большинство в нем принадлежало меньшевикам и эсерам, но в ноябре 1917 г. большевики полностью захватили власть в уезде.
По состоянию на 1925 г. в городе, кроме железнодорожного участка с 600 рабочих, не было крупных предприятий. Процветало мелкое промышленное и кустарное производство. Работали 6 маслодельных заводов, 22 мельницы, 14 молотилок, завод по производству пива "Бавария", более 50 мастерских по производству бондарных, веревочных, колбасных, гончарных, табачных и других изделий. Работала типография. Устраивались ярмарки, проходили малые и большие базары.
В городе и уезде насчитывалось 56 школ, 139 библиотек. Существовал стационар на 40 коек.
Промышленность города и района была по-прежнему ориентирована на переработку сельскохозяйственной продукции. Одним из ведущих предприятий являлось бывшее прохоровское заведение - Белёвский сушильно-консервный завод.
В Великую Отечественную войну в конце октября 1941 г. Белёв и район оказались оккупированными немецко-фашистскими захватчиками. 31 декабря 1941 г. город был освобожден войсками Западного фронта. Однако весь район полностью был освобожден только 3 октября 1943 г. В районе было организовано ожесточенное партизанское сопротивление. В Белёве было разрушено более 1160 жилых домов, два завода, не считая школ, библиотек, театра и прочих зданий. В районе были сожжены и разрушены 78 селений, 4.5 тысячи человек было угнано в Германию. Белёвская земля родина 12 героев, из них одного дважды героя Советского Союза.
После войны преднамеренно продолжала делаться ставка на удержание города и района в рамках избирательного сельскохозяйственного развития. Под предлогом сохранения производительных сил в деревне, промышленное производство дозировалось. В городе продолжали действовать кирпичный, пивоваренный, сушильно-консервный, маслодельный завод. На сушильно-консервном заводе с 1957 г. вновь возобновилось производство пастилы.
На основе артели по пошиву одежды в 1956 г. возникла швейная фабрика. В 1975 г. вступил в строй завод транспортного машиностроения, благодаря которому впоследствии значительно оживилось градостроение и появились жилые массивы пятиэтажных зданий, развилась сеть строительных организаций. В экономическое развитие района также внес свою лепту завод строительных конструкций.
Современный Белёв значительных туристических потоков не привлекает, но энтузиасты, приезжающие сюда, могут рассчитывать по крайней мере на осмотр реставрируемых развалин двух древних монастырей, дегустацию белёвской пастилы, посещение экспозиции Белёвского краеведческого музея, и при желании, ночлег в гостинице Белёва.

Достопримечательности

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь
По преданию на месте монастыря стоял храм, в котором, ожидал покровительства князя московского Василия казанский хан Улу-Мухаммед, изгнаный на тот момент из своих владений. Предполагается, что монастырь основан в 1525 году. Источники расходятся в имени основателя монастыря, одни приписывают это одному из князьй Солнцевых-Засекиных (имеется в виду скорее всего Михаил Иванович, который был в те времяна в Белёве стольником и воеводой), другие - князю Ивану Васильевичу Белёвскому.
Первое письменное упоминание датируется 1557 г. и связывается с посещением монастыря и Белёвской крепости Иваном Грозным при объезде южных рубежей Руси. Источник этих данных остается неизвестным, однако, запись во вкладной книге монастыря подтверждает существование обители к этому году. Перовое же достоверно подтвержденное посещение монастыря Иваном Грозным состоялось только в 1765 году.
В XVI и начале XVII века монастырь страдает от набегов крымских татар, а в 1611 — 1620 годах от литовцев, поляков и украинцев. В 1614 годумонастырь имеет согласно описи 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодная церковь святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь. В этом же году Никольскую церковь закрывают. С 1611 по 1614 годы в монастырской слободе возводется Алексиевская церковь. В 1615 году при набеге гетмана Лисовского на Белёв монастырь сожжён, потом восстановлен. В 1618 году обитель сильно пострадал от нападения польского воеводы Чаплинского.
К середине XVII века в монастыре остается только 3 храма: Преображенский собор, Предтеченский храм и храм Алексия Московского. С 1643 года ведутся работы по перестройки монастыря, Предтеченский храм перестраивается, а храмы святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского восстанавливаются. После пожара 1681 года на собранные пожертвования строится каменный Преображенский собор, надворная церковь святого Алексия Московского (1693—1697), Введенская церковь (1698—1700), храм Дмитрия Сулинского переносится за ограду монастыря (храм сгорел в 1719 году), а на его месте возводится церковь во имя святого Иоанна Предтечи (1706—1712). В 1820 году строится колокольня, к Преображенскому собору делается пристройка в которой размещается монастырская библиотека. В 1864 году Введенская церковь перестраиваться, она становоится двухъярусной, с 2 приделами в нижнем ярусе (правым - иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» и левым во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) и 3 в верхнем (главный — в честь Казанской иконы Богоматери, правым преподобного Пафнутия Боровского и левым великомученика Димитрия Солунского). Кроме вышеперечисленных храмов и построек Белёвский монастырь на 1869 год имел: настоятельские и братские кельи и духовное училище, основанное в начале XIX века. Также до 1854 года на территории монастыря располагалось Духовное Правление Белёвского округа, позднее упраздненное. В городе к монастырю относились церковь Николая Чудотворца, Тихвинская и Скорбященская часовни.
В 1921 году монастырь был закрыт по решению властей. Простояв без надзора до 1940 года, монастырь разрушался, на храмах были разобраны купола, в дальнейшем часть помещений монастыря были приспособлены под жилье.
В 2008 принято решение о воссоздании монастыря.

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь
Женский Крестовоздвиженский монастырь построен в 1625 г. в предместии города (по древнему, на «посаде»), на высокой горе, внизу которой протекает река Ока. Этот монастырь является самым древним из известных нам женских монастырей тульской земли. У этой святой обители своя нелегкая судьба, она горела, ее упраздняли, снова восстанавливали, но к концу XIX века она пришла процветающей, одной из первых в списке действующих.
Монастырь был огражден каменною стеною с одними воротами. Причем северная его сторона примыкала к мужскому Спасо-Преображенскому монастырю. Женская обитель отделялась от мужской только оградой, к которой подступал фруктовый сад мужского монастыря. В самом начале своего существования монастырь был очень беден средствами, и, несмотря на материальную поддержку царя, испытывал нужду даже в свечах, ладане, церковном вине.
Просуществовав сто сорок лет после своего основания, Крестовоздвиженский женский монастырь в 1764 г. был упразднен, а игуменье Досифее с сестрами было велено перебраться на жительство в Лихвинский Афанасьевский женский монастырь. Но запустение обители продолжалось недолго. В 1768 г. Афанасьевский монастырь упразднили из-за ветхости построек. А Крестовоздвиженский женский монастырь решили возобновить. Туда возвратились 17 инокинь. В том же году были переведены в монастырь все монахини из прочих упраздненных обителей Крутицкой епархии. Впоследствии, в 1784 г., к ним присоединились еще несколько монахинь бывшего Болховского Рождественского монастыря. В самом начале XIX века, в 1801 году, во время сильнейшего пожара, свирепствовавшего в Белёве, очень сильно пострадали строения монастыря.
В 1869 г. был заново воздвигнут монастырский храм, уже из камня. Он имел 5 приделов. На первом этаже – в центре – в честь Воздвижения Креста Господня, справа – в честь иконы Божьей Матери «Троеручницы», слева – во имя свт. Николая, архиепископа Мир Ликийского. На втором этаже, слева – во имя Андрея, Христа ради юродивого, справа – в честь иконы Божьей Матери Тихвинской.
Монастырь был окружен стеной, с трех сторон каменной, а с восточной стороны - деревянной, с башнями по углам. Высота стен достигала 2,4 м., а толщина 78 см. Северная стена была сделана при расширении на семь сажен территории монастыря, уступленная мужским Спасо-Преображенским монастырем, впоследствии внесенная. Восточная стена сначала была перестроена, а затем также снесена. Таким образом, от старой ограды остались две стены – западная и южная.
Расцвет монастырского хозяйства и увеличение количества сестер пришлись на 60-70 гг. XIX века. Была расширена и украшена великолепным иконостасом Крестовоздвиженская церковь. В 1893г. Крестовоздвиженский храм украсили стенной живописью. Этими работами храм довели до возможного совершенства. Он считался самым лучшим в городе.
В 1801г. в монастыре была построена каменная колокольня в два с половиной этажа. Она являлась самой высокой точкой города до строительства в 1818-1820 гг. новой колокольни Спасо-Преображенского мужского монастыря. Высота этой колокольни вместе со шпилем достигала 45 метров.
Колокольня выполнена в духе провинциального классицизма конца XVIII века.
В 1920-х монастырь был закрыт , постройки отданы под жильё. К конце 1990-х строения заброшены. Восстановительные работы начаты в 2007 году.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Храм существовал еще до 1614 г. Неоднократно подвергался пожарам. В 1719 г. усердием прихожан выла вновь заложена церковь с приделом во имя прп. Сергия Радонежского. Это был первый каменный храм города. Около 1810 г. в трапезной устроен еще придел во имя свт. Николая Чудотворца.
Храм действующий. Богослужения совершаются ежедневно, кроме понедельника. Всенощные Бдения совершаются под праздничные и воскресные дни. По Родительским субботам две Божественные Литургии. Служат два священника. Приход ведет благотворительную и миссионерскую деятельность в СИЗО, регулярно проводятся лекции духовного содержания в воинской части. Также приход шефствуют над домом престарелых. При храме имеется воскресная школа, где занимаются 30 детей.

Николо-Часовенская церковь

Церковь Николая Чудотворца
Часовня в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, известна еще с XVIII века. Была построена на берегу Оки в месте чудесного явления иконы свт. Николая.
Эта часовня встречается среди зарисовок В.А.Жуковского. Но уже в 1869 г. ее здание было перестроено в небольшую церковь, которая и сохранилась до нашего времени. В 1888 году в летописях упоминается, что при Николо-Часовенской церкви, приписанной к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю, были выстроены деревянные дом с погребом и часовня для исполнения церковных треб.
После переворота 1917 года храм оставался действующим приблизительно до 1935 г. Некоторые из прихожан еще помнят звон его колоколов. После закрытия до войны храм не использовали никак.
Во время Великой Отечественной войны в районе храма проходил передний край обороны города. В алтаре храма стояла пушка, из которой велся огонь по прилегающей окраине – берегу реки Оки. Несмотря на то, что сам г. Белёв был освобожден 31 декабря 1941 г., немецко-фашистские позиции находились в зоне прямого артобстрела вплоть до лета 1943 года.
К моменту возвращения храма Русской Православной Церкви в 2001 г. его здание было в плачевном состоянии.
Впервые после многих лет запустения и поругания двери храма открылись для молящихся 12 июля 2001 г. в день Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Первая литургия была отслужена в Пасхальную ночь 5 мая 2002 г. С этого момента возобновлена полноценная литургическая жизнь в храме и образован Приход Николо-Часовенского храма г. Белёва. Cилами прихожан и благотворителей храм восстает из руин. В 2004 г. была восстановлена крыша и маковка храма. Богослужения в храме совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням.

Жабынская пустынь

Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь
Монастырь расположен на берегу р. Оки, в 7 км от города. Изначально на месте обители было языческое городище.
Обитель была основана в 1585 г. по грамоте царя Феодора Иоанновича, жалованной старцу Онуфрию (Макрию Жабынскому). Затем при литовском нашествии во время междуцарствия монастырь подвергся разорению, в начале XVII в. был озрождена. Потом несколько раз снова приходил в упадок и закрывался. И вновь возобновлялся. Монашествующие приходили и уходили, как волны, а Жабынец оставался на месте.
В 1707 году назначенный в обитель игумен Тихон собрал вновь братию и возобновил храмы. В 1711 г. с разрешения Сарского и Подонского митрополита Илариона игумен Тихон для привлечения богомольцев перенес в монастырь из села Озерска Калужской губернии чудотворную икону Знамения Божией Матери. В различных документах этого времени монастырь упоминается как "общежительный монастырь в честь Введения в церковь Пресвятой Богородицы и прп. Макария, Белёвского чудотворца". В 1723 г. обитель была приписана к Белёвскому Спасо-Преображенскому монастырю.
В 1724-1727 гг. шла речь о полном закрытии монастыря и уничтожении построек, однако игумену Тихону удалось отстоять обитель, и насельникам монастыря, к тому времени переведенным в Белёвский монастырь, было позволено вернуться в родную обитель.
В 1764 г. монастырь был упразднен, а храм обращен в приходскую церковь; другой деревянный храм был перевезен в с. Петровское Одоевского уезда Тульской губернии.
Через двенадцать лет после пожара, полностью уничтожившего деревянный Шаровский мужской монастырь, его насельники были переведены в Жабынь. С тех пор пустынь начала возрождаться.
В 1764 году в связи с Указом Екатерины II о секуляризации церковного имущества произошло упразднение обители. Но через 2 года в 1776 году она была восстановлена.
В 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители. В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени.

Преподобный Макарий Жабынский

Преподобный Макарий Жабынский, Белёвский чудотворец, родился в 1539 году. В ранней молодости он принял постриг с именем Онуфрий и в 1585 году основал Жабынскую Введенскую пустынь близ реки Оки, недалеко от города Белёва. В 1615 году пустынь была полностью разорена польскими войсками под начальством Лисовского. Вернувшись на пепелище преподобный стал возобновителем монастыря. Он снова собрал братию, вместо деревянного был построен каменный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во Храм с колокольней на воротах.
Преподобный проводил жизнь в суровых иноческих подвигах, претерпевая мороз, зной, голод и жажду, как об этом записано было в монастырском синодике. Часто он удалялся в лесную чащу, где в одиночестве молился Богу. Однажды, когда преподобный шел лесной тропинкой, он услышал слабый стон. Он огляделся кругом и увидел прислонившегося к стволу сосны поляка, который в изнеможении полулежал. Рядом валялась его сабля. Он отстал от своего отряда и заблудился в лесу. Еле слышным голосом враг, возможно грабивший обитель, просил пить. Любовь и сострадание превозмогли в преподобном. С молитвой ко Господу он ударил посохом о землю, из которой забил прохладный родник, и напоил умирающего.
Когда восстановленный монастырь окреп во внешней и внутренней жизни, святой Онуфрий оставил общемонастырскую жизнь и, поручив братию надежному руководству одного из своих учеников, принял схиму с именем Макарий. Местом своего уединения он избрал верховье протока Жабынки - "кладезь Жабынец", отстоящий от устья протока и берега реки Оки в одной версте.
Схимнические подвиги преподобного Макария были скрыты не только от мира, но и от любящей его братии. Он скончался 84 лет в 1623 году, в ночной час, когда запели петухи, и был погребен 22 января, на память апостола Тимофея, напротив ворот обители, близ места, где впоследствии была построена церковь его имени.
В Иконописном Подлиннике сохранилось описание облика преподобного последних лет жизни: он был седой, с небольшой бородой, поверх монашеских риз носил схиму. Почитание преподобного Макария установилось в конце XVII - начале XVIII в. Были написаны его иконы; по преданию, мощи его почивали открыто, но уже в 1721 году их скрыли под спуд. В XVIII в. обитель запустела. Память о подвигах и чудесах преподобного Макария настолько забылась, что, когда в 1816 году при постройке Никольской церкви были обретены нетленные мощи основателя обители, по нем начали служить соборную панихиду.
Восстановление памяти преподобного Макария Белёвского связано с именем игумена Ионы, который родился в день памяти преподобного Макария, 22 января, и начал свой иноческий путь в Оптиной пустыни неподалеку от Жабынской обители. С 1875 года игумен Иона стал настоятелем Жабынской пустыни. Его прошение о восстановлении памяти преподобного Макария Жабынского было подкреплено ходатайством Белёвских граждан, через века сохранивших веру в святость угодника. 22 января 1888 года после долгого перерыва совершилось торжественное чествование памяти преподобного Макария Жабынского. В 1889 году над местом погребения святого был заложен храм его имени. Игумен Иона, который жил в то время на покое в пустыне и деятельно участвовал в строительстве, решил вместе с подрядчиком работ открыть святые мощи преподобного Макария. Когда всё было готово к исполнению самочинного предприятия, преподобный явился обоим участникам в сонном видении и строго предупредил их, чтобы они не дерзали на не свое дело, а иначе будут наказаны. Память об этом явлении благоговейно хранилась среди иноков обители. Преподобному была составлена служба. Память преподобного Макария Жабынского чтится, помимо 22 января, еще и 22 сентября.

                          Прослушать аудиоверсию жития Преподобного Макария Жабынского, Белёвского Чудотворца

В 30-х годах XX столения начался погром монастырских строений, сначала уничтожили постройки из деревянных конструкций – помещения подсобного хозяйства, а потом и каменные строения. Колхозные хозяйства, а также частные лица разбирали для своих потребностей каменную ограду, которой была огорожена обитель, затем были разобраны колокольня, двухэтажный братский корпус, двухэтажная церковь с архиерейским домом. Макариевский Собор был переоборудован в школу–интернат, а со Знаменской церкви были сняты купол со сводами и устроена в ней столовая. Оставшийся Свято–Введенский храм разрушился семидесятилетним запустением.
В 1991 г. по просьбе Его Высокопреосвященства Митрополита Тульского и Белёвского Серапиона Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил открыть Свято-Введенскую Макарьевскую Жабынскую пустынь и назначить в ней наместника-строителя архимандрита Никона. С этого времени начались в пустыни восстановительные работы. Сначала временно отстроили Знаменскую Церковь для того, чтобы можно регулярно совершать богослужения. Затем взялись строить на старом фундаменте двухэтажный братский корпус. Также ведутся восстановительные работы и в Макарьевском Соборе. Отреставрирована двухэтажная гостиница с кельями и трапезной. Построены хозяйственные, подсобные помещения.

Белёвский художественно-краеведческий музей
Коллекция произведений мастеров западноевропейской живописи, скульптурных слепков: древнеегипетское, шумерское, эгейское и др. искусство; коллекция предметов быта (белевские кружева); мемориальный фонд В.А.Жуковского.

Пастила

Белёвская пастила изготавливается из спелых съемных антоновских яблок. Плоды припускаются на пару, очищаются от кожицы и семечек, смешиваются с яичными белками и сахаром. Все это тщательно взбивается почти в пену. Масса формуется и сушится в течение двух дней в теплом месте. В процессе сушки в пастилу добавляются пласты свежевзбитых яблок и белков, в результате получается нечто вроде многослойного рулетика.
В 1858 году белёвский купец Прохоров в сельце Ровно посадил плодовый сад – около тысячи саженцев. Через несколько лет в прохоровском саду было уже две с половиной тысячи деревьев. А в 1888 году Амвросий Павлович открыл производство – сушильню с «огневой» переработкой плодов и овощей. Уже через два года белёвская пастила произвела фурор на выставке в Санкт-Петербурге, стала модным среди великосветского общества десертом и даже поставлялась к царскому двору.
Белёвский завод остановился в начале 90-х прошлого века, потом производство несколько раз пытались возродить.

Это интересно:

  • 4 мая 1826 года в Белёве скончалась императрица Елизавета Алексеевна , супруга императора Александра I. Извлеченные во время бальзамирования из тела Елизаветы Алексеевны внутренние органов были захоронены в Белёве, на месте захоронения был установлен монумент.
    Сейчас в здании, где скончалась императрица, расположен районный отдел милиции.
  • 4 мая 1829 г. во время путешествия на Кавказ через Белёв проезжал А.С.Пушкин .
  • 19-20 июля 1837 г. во время путешествия по России в Белёве останавливался наследник престола цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II «Освободитель» .
  • В Белёве и его окрестностях происходит действие бoльшей части глав романа Пантелеймона Романова «Русь» .
  • По мотивам народных преданий Белёва и его окрестностей написал рассказы «Крутоярский зверь», «Птичье кладбище» М.Пришвин
    . Пришвин полюбил Белёв с раннего детства, когда навещал вместе с матерью, Марией Ивановной, её родовое гнездо - дом Игнатовых на Берестовой улице в Завырье (теперь - один из корпусов ПУ-40 на ул. К.Маркса).
    В 1910-х гг., до начала Первой мировой войны, Пришвин не раз бывал в Белёве и его окрестностях - Жабыни, Сныхово, Мишенском, охотился в белёвских лесах, набирался впечатлений.
  • 29 января (9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Белёвского уезда родился известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский .
  • 11 (23) февраля 1808 г. в селе Долбино близ Белёва родился известный фольклорист, археограф, литератор П.В.Киреевский .
  • 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белёвского уезда родился выдающийся русский композитор А.С.Даргомыжский .
  • 8 (20) ноября 1869 года в Белёве родилась поэтесса Зинаида Гиппиус, «декадентская Мадонна» .
  • 16 (28) апреля 1883 г. в Белёве родился российский военачальник, один из руководителей Белого движения в Сибири, Главнокомандующий армиями Восточного фронта В.О.Каппель .
  • В 1902 г. родился и до 1922 г. жил в Белёве известный советский писатель, автор романа "Дмитрий Донской" Сергей Петрович Бородин .


  • По материалам Википедии и сайтов http://www.vbeleve.ru, http://www.belev.ru,

    http://www.tram11.ru, http://temples.ru, http://sobory.ru/, http://days.pravoslavie.ru