"Былинный камень"

Муром -    районный центр во Владимирской области. Расположен в 137 км к юго-востоку от Владимира на берегу Оки, практически граничит с Нижегородской областью. Является третьим по численности населения во Владимирской области.
Входит в
 Золотое кольцо России.

Муром    по праву считается одним из древнейших русских городов. Впервые он упоминается в Лаврентьевской летописи под 862 годом. Однако на том месте, где ныне стоит город люди жили очень давно. Об этом свидетельствуют археологические находки в окрестностях Мурома и легендарного села Карачарово.
В VIII-IX вв. здесь обитало финно-угорское племя мурома, давшее в последствии имя городу. Этноним "мурома" можно перевести как "племя, живущее на возвышенности", от "мур" - место на возвышенности и "ма" - "земля", "участок".

Муром. Река Ока

Процесс славянизации местного населения протекал без особых конфликтов. В основном он завершился к концу XI века. В X веке Муром превращается в древнерусское поселение, центр ремесла и торговли, с типичной городской застройкой.
О средневековой жизни Мурома известно мало. В 988 году в городе появился первый князь, сын киевского князя Владимира, крестившего Русь, - Глеб. Разумеется, свободолюбивые жители, исповедовавшие к тому же древнюю веру отцов и дедов, не приняли князя Глеба: "Ступай прочь, княже, ты еси нам не надобен".
Глеб   со своим братом Борисом   вскоре были убиты, став одними из первых русских святых.
В этот же период город прославился былинным героем  
Ильей Муромцем,   по легендам действительно существовавшим. Русский богатырь был воспет множеством

былин, легенд и сказаний.
В 1054 году, после кончины Ярослава Мудрого, Муром попал под власть черниговского князя Святослава Ярославича. Город жил торговлей и ремеслами, процветал и богател. В 1088 году город пострадал от нападения волжских болгар. Историки до сих пор рассуждают о причинах нападения, по всей видимости, его стоит расценивать как торгово-экономическую борьбу за сферу влияния в Окско-Волжском регионе. Город Муром, расположенный на Оке, активно пользовался своим выгодным географическим положением, и составлял серьезную конкуренцию ближайшим соседям. К концу XI в. далекий город стал лакомым кусочком для многих князей. Так, в 1095-96 гг. между Олегом Святославичем, сыном Черниговского князя, и Изяславом Владимировичем, сыном Владимира Мономаха, произошла битва за Муром. Победил Олег, а Изяслава положили "в монастыре святого Спаса", это первое и единственное упоминание о муромском Спасском монастыре. 
В XI веке Муром был центром Муромско-Рязанского княжества, которое долго не просуществовало и распалось, соответственно, на 2 отдельных княжества. При этом Муромское быстро признало главенство Владимиро-Суздальского, об этом свидетельствует участие муромцев в многочисленных военных походах владимиро-суздальских князей на Киев, Великий Новгород и пр. Тем не менее в 1239 орды хана Батыя практически уничтожили город. В 1257 году здесь впервые увидели баскаков - сборщиков дани. Но не только враги опустошали муромские пределы. Зачастую их приводили свои, русские князья, стремившиеся любой ценой, даже путем предательства, достичь своей корыстной цели - безраздельно властвовать. Так, в 1281 и 1293 город опустошили татары, приведенные великим князем Андреем Александровичем, сыном легендарного защитника русской земли Александра Невского.
Именно к этому периоду относятся произведения древнерусской литературы - 
"Сказание и Петре и Февронии",   "Сказание о граде Муроме" ("Житие муромского князя Константина").  
Эти произведения рассказывают нам о счастливой жизни в домонгольской Руси. Считается, что после многочисленных набегов и напастей жители города покинули его, жизнь тут еле теплилась и возобновилась лишь в 1351 году при князе Юрие Ярославиче. В конце XIV века Муромское княжество присоединяется к Московскому.  
Муром являлся пограничным городом, оборонительным центром, местом сбора русских дружин в походах на татар. Время было очень тревожное, неспокойное, поэтому город Муром имел деревянную крепость с воинским гарнизоном. Еще в 1470 году был предпринят поход на Казань под руководством Ивана III, который не увенчался успехом. В конце XV века в Муром, отдаленный город, ссылали новгородских бояр и некоторых крупных торговцев, выступавших против объединения русских земель. Переселенцы, несомненно, внесли значительную лепту в торгово-экономическую и культурную жизнь Мурома XV века.
В 1549 году Муром вновь был местом сбора войск для похода на Казань уже под предводительством Ивана IV, но и он не увенчался успехом. Казань, наконец, была взята в 1552 году. Иван IV провел в Муроме неделю перед походом, посетил все святыни. После падения Казанского ханства, сложились благоприятные условия для мирной жизни, границы русского государства отодвинулись от города, стал безопаснее водный путь по Оке. Город рос и процветал, 1550-60-е года - время экономического расцвета Мурома. Именно в этот период в городе строятся многие храмы.
К сожалению, период расцвета длился не долго: опричнина Ивана Грозного и эпидемия моровой язвы привели город в упадок. В 1570-х годах в городе оставалось около сотни человек. В начале XVII века - голод и неурожай, затем Смута, город разграблен польско-литовскими войсками пана Лисовского.
Но город быстро восстанавливается, возвращается и его значение в формировании внутренних торгово-экономических связей, торговали хлебом, солью, мехами. Некоторые купцы, Богдан Цветной, разбогатев, развернули каменное строительство в городе, было построено несколько церквей. Но, пожалуй, ошибочно думать, что в конце XVII века в городе шли дела хорошо, в 1655, а потом в 1671 году город накрыла ужасная эпидемия чумы, пришедшая из-за границы. Население уменьшилось вдвое, торговля снизилась, а каменные здания возводились разбогатевшими купцами, уехавшими из Мурома, но, как бы отдавая дань родному городу, возводили храмы.
В 1708 году Муром вошел в состав Московской губернии, но так как она оказалась очень большой, в 1719 году губернию разделили на провинции, Муром оказался во
Владимирской. 
В конце 1722 года город посетил Петр I,  направлявшийся водным путем из Коломны в Астрахань. По переписи населения тех лет в городе проживало около 2,5 тыс. человек. Муром имел деревянную крепость, окруженную рвами, которая к этому времени сильно обветшала и ее разобрали за ненадобностью.
Промышленно-ремесленная жизнь Мурома протекала традиционно. Имелось несколько кустарных кожевенных заводов, мыловарен, развивалось кузнечное дело, сапожное, возили лес, хлеб, пекли из пшеничной муки калачи, в чем очень преуспели, недаром, когда в 1781 году город получил герб, на нем были изображены знаменитые муромские калачи.
В 1767 году город посетила
Екатерина II   и осталась приятно удивлена древнерусскими нарядами горожанок, а в 1798 году в Муроме побывал Император Павел I   с сыновьями.
Город неоднократно страдал от пожаров, в 1792 году - сгорело около 200 домов и столько же лавок, сильно пострадали монастыри, после пожара город отстраивался заново по новому генеральному плану; в 1805 году - за 3 часа сгорело полгорода.
В 1830 году в городе вспыхнула холера. Ее занесли купцы, приехавшие из Нижнего Новгорода с ярмарки. В город был прислан врач, объявлен карантин. Малообразованный народ с недоверием отнесся к врачу. Доктор посещал больных в зеленом халате, за что получил прозвище "Зеленый лекарь". Был пущен нелепый слух, что он травил людей, давал им яд вместо лекарства. В городе были введены жесткие меры: ночью запрещалось ходить по улицам, а в домах не разрешалось зажигать огонь. Умерших хоронили на новом "холерном" кладбище. Карантин длился несколько месяцев.
Муром традиционно славился своими садами. К середине XIX века их было 150. В них росли груши, сливы, смородина, малина, крыжовник. Урожай, особенно яблок и вишни, сбывались на месте и на Нижегородской ярмарке.
В 1856 году к Мурому подошел первый пароход "Скороход". Он направлялся в Выксу за грузом. Говорят, посмотреть на пароход сбежалось 5 тысяч человек.
После отмены крепостного права (1861) в город хлынул поток крестьян. Кто был побогаче - записывались в купечество, другие - пополняли ряды местных обывателей или же оставались в крестьянском сословии. В 1880 году была проложена железно-дорожная ветка Муром-Ковров, соединившая Москву и Нижний Новгород.
В начале XX столетия Муром представлял собой типичный тихий, спокойный провинциальный город средней полосы России. В нем имелось 3 монастыря (Спаский, Благовещенский, Троицкий), 15 приходских церквей и несколько часовен. Крупная фабрично-заводская промышленность. В 1912 году был построен железнодорожный мост, соединивший Москву с Казанью.
По-видимому, самый известный уроженец города со времен Ильи Муромца — Владимир Константинович Зворыкин, выходец из муромского купеческого рода, эмигрировавший после революции в США и запатентовавший там в 1923 году электронно-лучевую трубку — ключевой элемент, необходимый для возникновения телевидения.

Спасо-Преображенский монастырь

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь  — одна из древнейших обителей Православной Руси. Хронологически старше его только Киево-Печерская лавра.
С монастырем непосредственно связаны имена таких общерусских святых, как прп. Илья Муромец, св. князья Петр и Феврония.
В советский период обитель была закрыта, в ее стенах находилась воинская часть (в одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац и три казармы).
В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.
Молодому монаху, а ныне игумену монастыря Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.
Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».
Личные пожертвования сделали многие предприниматели Москвы и Санкт-Петербурга. Самые разные люди внесли свой вклад в восстановление монастыря не только деньгами, но и посильной помощью в строительных работах.

Спасский собор

      Главные исторические вехи жизни обители
Древнейшая иноческая обитель Руси - Муромский Спасский монастырь -  основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем — монашескую обитель для христианского просвещения Муромской земли.
В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах обители пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался), прп. Серафим Саровский, посещавший своего сотаинника — святого старца Спасской обители Антония Грошовника.
Еще одна яркая страница в истории связана с Иоанном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. Город был по сути превращен в военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правобережье Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее.
Иоанн Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут
Спасский собор   монастыря. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.
Воины и их сродники особо почитают хранящийся в обители образ св. вмч. Георгия Победоносца с древним мощевиком.
Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи старца Серафима.
Древняя обитель, неоднократно за свою многовековую историю претерпевавшая разорение (в ХШ в. — от монголо-татар, в ХVII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), ныне возрождена из руин.

Благовещенский монастырь

Муромский мужской Благовещенский монастырь   основан в 1553 г. царем Иваном Васильевичем Грозным на месте храма во имя Благовещения, поставленного, по преданию, родоначальником муромских князей Ярославом Святославичем. Именно здесь была установлена привезенная им из Киева древняя греческая икона Богоматери, получившая название Муромской после явленного ею чуда, просияв "паче солнца ". Этому образу молился в храме Благовещения святой епископ Василий (1292), обвиненный муромскими "святогонами". Спустя несколько столетий на этом месте обретены мощи святого князя Константина и его сыновей, и над ними по велению-Ивана Грозного возвели каменный собор.В 1616г. строения монастыря почти до основания были разрушены, а царские дары разграблены поляками. На протяжении XVII в. монастырь возрождался из руин.
Его ктитором был известный муромский торговый человек, купец московской гостиной сотни Тарасий Борисович Цветнов. Он вновь отстроил в 1664 г. Благовещенский собор и установил на колокольне часы. В 1792 г. братия пережила опустошительный пожар, но каменные строения и основные святыни уцелели. Во время нашествия Наполеона он стал приютом главных русских святынь - икон Иверской и Владимирской Богоматери. Этот монастырь воспел поэт А. Вознесенский в поэме "Андрей Полисадов ". Герой произведения - предок поэта, настоятель монастыря. Он похоронен за алтарем собора.
В советское время монастырь ликвидировали, но открыли здесь единственный приход в городе. Центральный собор закрывался только в 1940 - 1942 гг., благодаря чему сохранил первоначальное внутреннее убранство. В 1945-1946 гг. в нем служил иеромонах Пимен - будущий Патриарх всея Руси.
Главная святыня монастыря - мощи Святых князей Константина, Михаила и Федора.
В 1992 г. муромский мужской Благовещенский монастырь был возобновлен.

Троицкий монастырь

Свято-Троицкий женский монастырь  был основан в XVII веке, в 1643 году тщанием богатого муромского купца Тарасия Борисова, прозванного Богданом Цветновым, или Цветным. Происхождение его прозвища неясно; некоторые источники утверждают, что оно пошло от его торговли москательными товарами, в том числе красками. После того, как купец разбогател, он вместе с некоторыми другими муромскими купцами был по указу царя Михаила Федоровича переведен в «московскую сотню» и должен был переехать жить в Москву, но родной город не забывал. В старости Тарасий-Богдан Цветнов возвратился в Муром и принял постриг в Благовещенском монастыре, где им была написана «Повесть о Виленском кресте»,  посвященная тому, как в Троицком монастыре появилась эта святыня. В повести рассказывается, что к нему, еще торговому человеку, в дом пришел некий человек по имени Василий, и принес великолепный по красоте крест, серебряный, окованный золотом и украшенный драгоценными камнями. Этот крест Василий нашел при взятии русскими войсками города Вильно (нынешний Вильнюс) и хранил у себя, пока небесный глас не приказал ему отнести сей крест в Муром, к человеку по имени Богдан Цветнов, с тем, чтобы тот передал его в Троицкий монастырь. Так и было сделано. Сейчас Виленский крест хранится в муромском краеведческом музее, но его планируется возвратить в монастырь.
Место, на котором был основан монастырь, в древности называлось Старым Вышним Городищем. Здесь, по преданию, муромский князь Константин поставил деревянную церковь во имя Бориса и Глеба, первых русских святых. Позднее, в 1351 году, на этом месте была выстроена деревянная шатровая Троицкая церковь.
В 1642 году вместо деревянной на торговой площади начали строить каменную церковь Пресвятой Троицы. Это был первый в Муроме храм, построенный в стиле «русского узорочья». После строгих, аскетических гладких стен древних соборов жители были изумлены богатым декором новой церкви. Ее стены украшали не только резные фигуры, но и изумительные по красоте поливные изразцы с изображением диковинных растений и птиц, драконов, конных воинов в шлемах… Барабаны всех пяти глав храма были резными, окруженными кокошниками. Высокие кокошники венчали также и стены четверика храма. Собор несколько раз перестраивался и расширялся: 1786 году были расширены паперть и галерея, в 1810-м пристроен Скорбященский придел.

Троицкий собор

Вскоре после постройки храма Тарасий (Богдан) Цветнов получил разрешение основать здесь и монастырь. Таким образом, Троицкая церковь стала монастырским собором, а вокруг нее широко развернулось строительство. В 1648 году были выстроены шатровая надвратная Казанская церковь и шатровая же колокольня рядом с ней. Эта пара шатров необычайно украшает монастырь: по убранству они едва ли не превосходят собор.
Этому муромскому монастырю, как и другим, покровительствовала царская семья. В 1663 году он получает грамоту от Алексея Михайловича, в которой говорится, что монастырь получает во владение бобыльские дворы у монастыря, а игумения освобождается от всяких податей за эти дворовые места.
В 1805 году пожар уничтожил деревянную монастырскую ограду, и спустя два года вместо нее на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой начала строиться новая каменная ограда с красивыми шатровыми башенками. А в 1865 году почетный гражданин Алексея Васильевича Еpмакова пожертвовал средства для строительства на территории монастыря каменной надкладезной часовни, в котоpую пpовели воду из городского водопровода, построенного незадолго до этого также Ермаковым. К сожалению, сейчас состояние часовни неутешительное, она постоянно просаживается.
Советское время оказалось для Троицкого монастыря очень тяжелым. Уже в 1918 году монастырские корпуса были заняты под рабочие квартиры, а в 1921 году монастырь был закрыт. В 1930-х годах здания монастыря были переданы военному ведомству и использовались как склады и архив. В 1941 году Троицкий собор отдали артели им. Крупской под сапожную мастерскую, а в 1960-х годах в корпусах снова устроили коммунальные квартиры.

В Троицком монастыре

Только в 1970-х годах ансамбль Троицкого монастыря был признан памятником архитектуры и поставлен на государственную охрану. Сюда в 1980-х годах из села Пьянгус Меленковского района была перенесена деревянная церковь Сергия Радонежского 1715 года постройки.
В 1990-х годах Троицкий монастырь стал первой женской обителью, возобновленной во Владимирской области. При монастыре действует приют для девочек, под названием «Надежда». Как и многие православные приюты, он начался с того, что при монастыре оказалось несколько детей, которым просто некуда было пойти. И в 2001 году приют получил все необходимые официальные документы; теперь дети, воспитывающиеся в нем, получают все те же права, которыми пользуются при выпуске воспитанники государственных детдомов.
После открытия обители сюда из соседнего Благовещенского мужского монастыря перенесли мощи
муромских святых Петра и Февронии.   Рака с мощами изначально стояла в главном городском соборе – Рождественском, к сожалению, ныне разрушенном. После сноса собора мощи передали музею, где они и хранились до 1990-х годов. После этого их на некоторое время перенесли в Благовещенский монастырь, а потом передали Троицкому, где они теперь и находятся. Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы, покровителей семьи и брака.

           ПОВЕСТЬ О ВИЛЕНСКОМ КРЕСТЕ
В лето от сотворения мира 7166, а от Рождества Христова в 1658 году, в июле месяце, в субботний день, в Муроме гостиной сотни торговому человеку Богдану, Борисову сыну, Цветнову прилучилось идти от церкви Божией, от вечернего пения ко двору своему, и когда уже был он, Богдан, против улицы своей, по обычаю обратился к соборной церкви помолиться, и тогда против улицы его Богдана, сидел человек, который, увидя идущего Богдана, пошел за ним в улицу и, настигши его, остановил и вынул из шапки облаченный в бумагу крест поклонный скован из серебра, позолочен, камением и жемчугом украшен, который отдал Богдану говоря: прими сей животворящий крест, ибо некогда изволил он у тебя быть.
Но Богдан тут пока не принял креста, а вопросил сего человека, коего града ты и коего чину и как зовут по имени? И тот человек ему Богдану, сказал про себя: я есть житель града Арзамаса, сын боярский, зовут Василием Сергеевым, сын Микулин. Тогда Богдан усомнился, не искус ли какой хочет учинить над ним незнакомец, и спросил: что сей за крест? И он Василий, тогда начал ему, Богдану, сказывать с великими слезами следующее: в прошлом 7165 году, как великому государю Бог помог взять ли товский град Вильну, а он, Василий был в службе. И как вошли в тот град многие воинские люди, которые ворвались в литовскую церковь, за ним и я вошел туда же, намереваясь что-нибудь взять.
Но когда я вошел, все уже было украдено. Только выходя из нее, увидел я, что лежит на помосте церковном сронен сей животворящий крест, который поднял я и привез в арзамасский уезд к себе в дом, где и стоял сей животворящий крест в клети моей до того времени, как в нынешнем 1658 году от Рождества Христова, по указу великого государя, нашу братию начали высылать на службу, и как я стал собираться на нее услыхал в просоньи к себе таков глас: Василий! Возьми сей крест и отвези его в град Муром и отдай Богдану Цветному, изволил де тот животворящий крест быть в Муроме в девичьем монастыре, в церкви Живоначальной Троицы.
Я не поверил сему гласу, сочтя его за сонное мечтание. Но после сего во второй день в просоньи таков же глас слышу, и тому токож де не поверил и ни во что поставил. За два же дня до поездки моей на службу, спящему мне с великими угрозами опять повторено: отвези сей крест и не держи в дому своем если не отвезешь, где он изволит быть, зло пленен будешь, а за ослушание наказан будешь. Я, убоялся сего страшного предупреждения, и пришел к тебе, возьми сей крест Господень, не сомневайся ни о чем. Кто бы мне велел такое многоценное сокровище отдать тебе, если бы не сам он изволил токо быти? Я тебя и не знаю, только про тебя мне сказано.
Богдан, слыша от оного Василия такие речи, также со слезами тот животворящий крест Господень принял, а его, Василия, взял в свой дом и стал ему давать потребное от богатства своего. Он же страха ради Божия ничего не принял и пошел в путь свой на службу. Тарас же по прозванию Богдан, тот животворящий крест Господень со многою честию и молебным пением поставил в девичьем монастыре, в церкви Живоначальной Троицы на правой стороне, на аналое, где и до ныне благодатию Божиею обитается. В том же 7166 году случилось сему Василию быть на службе у Великого Государя и волею Божией под Конотопом на бою взяли его, Василия, в полон Крымские татары и отвезли в Крым, где и был он у них до осени до великого поста. Будучи же в плену, беспрестанно со слезами Бога молил и каялся, прощения прося о непослушании своем и о прочем согрешении, и животворящего креста силу на помощь призывал, чтобы его избавил от поганых татарских рук. И переступив всякий страх и надежду твердо возложив на силу животворящего креста, поскольку веровал, пошел из Крыма с вечера, чтобы убежать из плена, и шел всю ночь: к свету же увидел в стороне лесок, по дороге за ним гонят татарове два человека, и тот лесок пробежали меня не видя. Лежал же я в том леску до ночи и перед вечером татарове еще назад пробежали, браня меня по своему: ушел гяур, маскаран Василий. При наступлении же ночи я пошел на Русь, питаясь травою и кореньем, иногда на стан находил, где шли крымские люди и метали кости, и тем питался. И так помощью животворящего креста вышел в Черкесские города из плена и пришел в город Муром, где и помолился с благодарностию животворящему кресту, и про все он Василий, рассказал, что с ним случилось.

АМИНЬ.

Воскресенский монастырь

Воскресенский монастырь 
В отдаленной части старого Мурома, на берегу Оки, стоит пара храмов – Воскресенский собор (1658г.) и Введенская церковь (1659г.). Это храмы Воскресенского монастыря, о времени основания которого не сохранилось никаких сведений. Известно лишь, что в XVII веке он уже существовал, и, по-видимому, достаточно давно, так как был весьма не бедным и обустроенным. Упоминается он впервые в 1566 году, а в описи, датированной началом XVII века, там указаны две деревянные церкви, колокольня, келья настоятельницы и 21 келья сестер; монастырские постройки были обнесены деревянной стеной. Перечисленное в монастырской описи того времени убранство храмов богатое, с множеством икон в ценных окладах, церковных книг и прочей утвари. Жертвователями и ктиторами монастыря значится муромский купец Семен Семенович Черкасов и его братья.
Из преданий известно также, что монастырь был основан на месте, где стоял загородный дворец Петра и Февронии. И сейчас несколько ниже монастыря сохранился святой источник Петра и Февронии. Позднее это место стало называться Кожевенной слободой.
В середине XVII века те же покровители монастыря братья Черкасовы пожертвовали деньги на возведение двух новых каменных храмов в обители взамен обветшавших деревянных.
Воскресенский собор - массивное здание, в основе которого поставлен высокий четверик. Стены его богато украшены резными наличниками, карнизами, килевидными закомарами - тут не обошлось без влияния построенных незадолго до этого храмов Троицкого и Благовещенского монастырей. Пять широких барабанов так же обведены кокошниками и увенчаны луковичными главками. С запада к храму пристроена трапезная, а к ней - крытая галерея с арочными окнами и резное крыльцо с шатром; такое же крыльцо украшает северный вход в храм.
Спустя год рядом с Воскресенским был выстроен и новый теплый Введенский храм с колокольней. Это невысокая «зимняя» церковь с длинной трапезной, с восьмискатной кровлей и одной главкой. Она почти совсем теряется рядом со своей пышной шатровой колокольней, которая издалека кажется пристроенной не к Введенской церкви, а к Воскресенскому собору. Такой эффект усиливается еще и сходством убранства собора и колокольни.
В 1764 году, после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, Воскресенский монастырь был упразднен, и храмы стали приходскими, а монахини переселились в Троицкий монастырь. При храмах было обширное городское кладбище, уничтоженное в советское время.
В 1930-х годах храмы были закрыты и отданы под склады, а кладбище уничтожено. В 1950-х годах на месте кладбища было устроено футбольное поле, а в 1970-х и в самих храмах разместились отделения спортивной секции и спортзал. Одним словом, судьба этой пары церквей ничем не отличалась от множества других.
В 1998 году церковная жизнь в Воскресенском и Введенском храмах возобновилась, и не просто возобновилась, а здесь снова был открыт женский монастырь. Некоторое время он оставался подворьем Троицкого монастыря, но теперь здесь располагается самостоятельная обитель.

Успенская церковь

Успенская церковь  
Изначально деревянная, как и большинство храмов постройки начала-середины XVI века, Успенская церковь (Церковь Успения Божьей Матери) была построена в 1566 году. Начиная с XVII века храму, расположенному на окраине Мурома, покровительствовала семья купцов Лихониных. Позже, в 1790 году, на деньги Дмитрия Ивановича Лихонина был построен каменный храм.
Успенская церковь упоминается в описи Бартенева, относящейся к 1637 году: «Да за осыпью в Успенской улице церковь Успения Пресвятой Богородицы древяна клетцки с папертью, да два придела: великого чудотворца Николы и другой придел святых жен мироносиц. <…> Другая теплая церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клетцки. В церкви Божией милосердия образ Богоявления Господа Бога нашего Иисуса Христа на празелени. Двери Царские, сень и столбы и в тябле деисус на празелени. Да на жертвеннике сосуды церковные древяные. <…> А церкви и в церквях образы и свечи и книги и ризы и колоколы все церковное строение московских гостей Смирнова да Третьяка Микитиных детей Судовщикова. Да на церковной же земле двор попа Григория, двор дьячка Левки Иванова, да келья бобыльская Васьки Лаврентьева, кормится по миру. А оброку дает попу Григорию на год по две гривны. И земли под теми церквами и под кладбищами и под поповым двором и под бобыльской келью в длину 44 сажени, поперек 43 сажен».
С 1790 года храм значительно перестраивался дважды: в 1829 году к нему была пристроена трапезная, а в 1836 годубыла пристроена широкая и массивная двухъярусная колокольня, которая была украшена в стиле, более подходящим под классицизм. Внутреннее же убранство храма было кардинально изменено за его историю неоднократно.
Социалистическая революция в России означала для храма тяжелые времена. Хоть храм долгое время и не закрывали, продолжая вести службы в приделе Димитрия Солунского, но основной объем был в 1923 году разграблен и обезглавлен. В приделе службы велись практически до самой войны, до 1940 года. Как часто бывало, во время советского режима храм использовался в различных целях различными организациями, повторив судьбу многих-многих храмов и монастырей, будучи разрушенным и изуродованным.
В настоящее время здание храма отреставрировано и снова открыто для верующих. Храм передан Владимиро-Суздальской епархии.

Козьмодемьянская церковь

Козьмодемьянская церковь  
Поход Ивана Грозного на Казань в XVI веке значил как для Мурома, так и для его церквей очень много. Ведь до того времени все церкви здесь были деревянные, невзрачные. Перед походом на Казань Иван Грозный останавливался в Муроме, где молился своим усопшим родственникам - святым князьям Константину, Михаилу и Федору, а так же Петру и Февронии. Тогда же Иван Грозный поклялся, что в случае победоносного похода в Муроме будут построены белокаменные храмы над святыми мощами. И вот, в 1555 году присланные Иваном Грозным в Муром мастера-каменщики стали возводить в Муроме один за другим белокаменные храмы. Тогда и были построены старейшие храмы в Муроме, дошедшие до наших дней. Один из таких храмов - Козьмодемьянская церковь (Церковь Козьмы и Дамиана), стоящая на берегу Оки.
Согласно приданию, Козьмодемьянская церковь построена на месте, где когда-то стоял шатер Ивана Грозного. Потому, собственно, здесь и был построен этот шатровый храм. Шатровые храмы, к слову, возводились в основном как памятники, а при Иване Грозном при его любви к шатровым храмам их возводилось очень много, поэтому площадь они занимали небольшую, но высота шатров порой была очень большой. Чего стоит один только храм Василия Блаженного, построенный при правлении Ивана Грозного в Москве на Красной Площади – он и по сей день является самым высоким в Москве. Разумеется, Муромский храм был гораздо меньше - 12 метров. Основание его - квадратный четверик, на который установлен восьмерик, увенчанный аккуратными рядами кокошников. Основание венчается шатром - шестнадцатиконечная звезда, основание которой окружено кокошниками, ширинками и поребриками. Внешний вид фасадов довольно прост: простые карнизы поверх четверика, фасады разделены простыми лопатками, а также характерные для церковной архитектуры времени правления Ивана Грозного перспективные порталы в качестве обрамления входов в храм.
Особенности строения позволяют судить о том, что храм был спроектирован знаменитыми московскими мастерами Бармой и Постником. Об этом говорят, например, окна в храме, которых всего два (еще три небольших окошка прорублены в полукруглой апсиде, чтобы освещался алтарь).
Храмовая икона – икона Козьмы и Дамиана – датируется 1565 годом, что так же является годом освящения храма. В настоящее время икона хранится в Муромском краеведческом музее.
Простояв более 300 лет на берегу Оки, в 1868 году храм был частично разрушен из-за осадки грунта. Храм остался без шатра. По счастливой случайности в храме в это время не было никого. Разумеется, храм был закрыт, а вся его утварь была перенесена в стоящую неподалеку, чуть выше от реки, Смоленску церковь. Тридцать три года храм простоял брошенный, в полуразрушенном состоянии, пока в 1901 году над восьмериком не была возведена крыша, защитившая здание от дальнейшего разрушения. В таком виде храм сохранился до наших дней, лишенный своего некогда главного украшения – высокого величавого шатра, который виднелся издалека и поражал своим видом после победоносного похода Ивана Грозного муромчан и гостей города.
В советскую эпоху реставрации предлагалось множество проектов по восстановлению этого древнейшего в Муроме храма, но ни одному из них не суждено было быть воплощенным в жизнь.

Церковь Николы Набережного

Церковь Николы Набережного   (иногда ее называют также церковью Николы Мокрого) была построена в 1700-1717 годах на средства московского священника Дмитрия Христофорова, решившего таким образом увековечить память о своем отце, служившем здесь в деревянной церкви. Сгорела ли эта деревянная церковь или была разобрана за ветхостью – неизвестно. По преданию, прежде на месте храма здесь, на высоком берегу Оки, стоял деревянный дворец Ивана Грозного.
Ярко-желтая стройная церковь стоит высоко над Окой, и великолепный вид на нее открывается не только с самой реки, но и из городского Окского сада.
Изначально церковь была совсем небольшой - в один объем. Колокольня и широкая трапезная были пристроены только в XIX веке.
Убранство храма простое и изящное: под карнизом четверика проведены ряд ложных закомар и резной тонкий фриз, высокие барабаны (центральный - световой) тоже украшены декоративными закомарами. Луковичные главки храма - высокие и узкие, полностью гармонируют с остальными деталями. Два яруса окон украшены барочными наличниками. Силуэт широкой приземистой трапезной, соединяющей основной объем с колокольней, несколько облегчает ряд небольших окон с полукружиями вверху наличников. Двухъярусная восьмигранная колокольня увенчана одной главкой, а ее ярус звона - арками, стилизованными под закомары основного объема.
В дореволюционное время в храме был великолепный иконостас, почти ровесник храма. Его богатая резьба с барочными деталями: гроздьями и лозами винограда, картушами и колонками. Деревянные резные детали были покрыты листовым золотом. В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый Муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл-пророчиц, предстказавших рождение Иисуса Христа. В советское время, когда храм был закрыт (в 1940г.) и разграблен, иконостас уцелел, но без икон. Часть икон была перенесена в музей.
В 1992 году пострадавший от времени и запустения храм был возвращен верующим и отреставрирован. Сейчас в обновленном храме идут службы, и его яркий силуэт украшает высокий берег реки Оки.

Смоленская церковь

Смоленская церковь  
Благодаря удачному расположению на высокой точке берега реки Оки и своей высокой колокольне церковь Смоленской иконы Божией Матери (Смоленская церковь) занимает важное место в завершении архитектурного ансамбля города Мурома. Колокольня Смоленской церкви до сих пор является одной из самых высоких построек в городе.
Храм был выстроен в XIX веке в классическом стиле на месте деревянного храма во имя святой Мученицы Екатерины. Деревянная церковь сгорела и на ее месте была возведена каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери с приделом великомученицы Екатерины. Впоследствии к ней пристроили колокольню (1832 г.) и трапезную (1838 г.). После падения шатра Косьмодемьянской церкви в 1878 году иконы и церковная утварь были перенесены в Смоленскую церковь, которая поэтому получила второе название – Новой Косьмодемьянской.
В 1930-е гг. храм закрыли. Впоследствии здание было передано Муромскому историко-художественному музею и использовалось как выставочный центр.
В 1995 году храм был возвращен церкви и возрожден. Сейчас храм является кафедральным собором города Мурома.

Сретенская церковь

Сретенская церковь  
Здание каменной Сретенской церкви датируется концом XVIII столетия, а ранее на ином месте, ныне застроенном домами, стояло два деревянных храма: церковь во имя св. великомученика Димитрия Солунского и в честь Сретения Господня.
В 1795 году вместо обветшавших деревянных церквей на средства местных купцов Зворыкиных был построен каменный собор с колокольней. Главный престол освятили в честь Сретения Господня, а теплый придел - в честь Димитрия Солунского. По окончании строительства храма иконы из прежних церквей были отданы в бедные сельские церкви, по большей части в церковь Горицкого погоста.
В 1801 году к Сретенской церкви приписана церковь Архистратига Михаила вместе с приходом. Находилась эта церковь в самом Муроме, то есть в пределах вала, который окружал город. В память об этом храме в 1829 году в Сретенской церкви появился придел в честь Архистратига Михаила.
В 1888–92 годах церковная трапеза была разобрана и вновь устроена в больших размерах. Престолы в новой трапезе были освящены под прежними названиями.
В 1930 году по ходатайству пленума горсовета Сретенская церковь была закрыта. В 80 - 90-е годы XX века в храме размещалась мастерская по изготовлению памятников.
В 1998 году в одном из церковных приделов открыли часовню, а в декабре 1999 года храм был возвращен Владимиро-Суздальской епархии. В 2001 году в Сретенской церкви прошло первое богослужение.

Село Карачарово

Карачарово  
Село Карачарово под Муромом стало известно лишь благодаря одному человеку, о существовании которого спорят до сих пор. Этим человеком был самый известный русский богатырь Илья Муромец, о котором сложено множество былин. Сейчас село Карачарово практически является частью самого Мурома: оно расположено на его окраине. Но на небольшой улице, в которую трансформировалось село, все помнят о народном герое.
Название села, по преданию, происходит от татарского слова «карачар», что значит «пост», «дозор». О главном герое села Карачарово также известно, что звали его на самом деле Илья Иванович Гущин (родителей героя звали Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна). Фамилия богатыря, якобы, произошла оттого, что предки его задолго до рождения Ильи поселились в густых муромских лесах. Вынудили их к этому постоянные набеги врагов.
Ещё предки Ильи были знамениты своей богатырской силой. По преданию, один богатырь из рода Гущиных одним ударом мог убить человека, а другой возил на себе телеги, которые не под силу было сдвинуть с места лошади. Один из рода Гущиных и вовсе сумел поднять со дна Оки многопудовый якорь. Некоторые историки считают, что все эти личности могли быть использованы в качестве прототипа народного героя, так что на самом деле богатырей могло быть и несколько.
Однако русская православная церковь считает, что герой всё же существовал в одном лице. Илья Муромец не был похоронен в земле, а мумифицирован и помещён в специальный склеп Киево-Печерской лавры. В 1643 году богатырь даже был канонизирован церковью, как один из защитников русской земли. Правда, мнение церкви о происхождении и времени жизни Муромца несколько расходятся с теми преданиями, что хранят жители его исторической родины.
Останками знаменитого муромского богатыря ещё в прошлом веке заинтересовались учёные. В 60-х годах осмотревшие останки Муромца специалисты заявили, что они никак не соответствуют сведениям о богатыре, а ранения нанесены уже мумии, чтобы имитировать смерть в бою (по официальной версии богатырь погиб защищая монастырь). Ещё одна попытка была предпринята в 80-х годах. Никаких сведений о проведённых исследованиях учёные почему-то не сообщили. Но после распада Советского Союза тайну об исследованиях мощей, оказавшихся за пределами страны немного приоткрыли.
Исследователи заявили, что при вскрытии гробницы было обнаружено тело широкоплечего мужчины ростом около 180 см (по тем временам настоящий великан). Учёными также были обнаружены повреждения позвоночника, следствием которых мог быть паралич (как известно, согласно легенде, богатырь тридцать три года не мог подняться на ноги). Возраст человека был определён в районе 50 лет. Если верить преданиям, в которых говорится, что Илья погиб при осаде Киева Рюриком Ростиславичем (1204 год), то получается, что родиться он должен был примерно в середине XII века.
Причиной смерти мог послужить удар острым орудием (предположительно копьём или мечом), нанесённый в область сердца. Хотя и более поздние исследователи не исключают, что ранение могло быть нанесено уже после смерти богатыря, а смерть наступила по другим причинам. Специалистами даже был восстановлен приблизительный облик богатыря.
Как бы то ни было, богатыря на родине в Карачарове почитают до сих пор (день Ильи Муромца там отмечают ежегодно 1 января). Недостатка в туристах этот небольшой район на окраине Мурома также не испытывает. Количество желающих сфотографироваться на фоне домов знаменитого села, послушать истории местных жителей и приобрести иконы и другие сувениры с каждым годом только возрастает. На одном из домов даже висит мемориальная доска, надпись на которой повествует о том, что на этом месте много столетий назад стояла изба Гущиных, в которой до 33 лет сидел славный богатырь. В доме живёт предок героя – Николай Константинович Гущин (такую фамилию до сих пор носят большинство жителей улицы).

Источник Св. Илии

В середине XIX века местным жителем - Гурием Синцовым - в селе Карачарово была построена маленькая одноглавая каменная церковь Гурия, Самона и Авива. После революции церковь закрыли, а стоявшую рядом колокольню разрушили. Церковь вновь стала действующей в 1993 году. Она официально открылась 1 января – в день памяти богатыря. В церкви хранится икона святого Ильи Муромца с частицей его мощей. В 1994 году на городском кладбище Мурома была заложена часовня во имя святого, которую освятили через четыре года. А у подножия горы в Карачарове возле источника воздвигнута деревянная часовня Св. Илии Муромца и купальня.

Храм прп. Илии Муромца при Главном штабе РВСН (Одинцовский р-н, пос. Власиха)

Часовня в честь прп. Илии Муромца в Петропавловском погранотряде

В последние годы с возрождением Церкви и местных святынь церковное почитание Ильи Муромца получило особое распространение не только на родине святого, но и по всей стране.
Военнослужащие Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России, части специального назначения, а также воинские части считают святого Илью Почаевского своим небесным покровителем. Храм во имя преподобного Ильи Муромца построен в 1997 г. при Главном штабе ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В Ярославле Главный штаб РВСН торжественно передал икону и частицу мощей преподобного Ильи Муромца в Ярославский гарнизонный Храм Архангела Михаила.

Заповедник "Каменная могила", часовня прп. Илии Муромца

Заповедник "Каменная могила", Поклонный крест

Весной 1999 года к 777 годовщине трагической для Древней Руси битвы на Калке в Володарском районе Донецкой области (Украина, территория заповедника "Каменная могила") казаки Войска Запорожского Низового в честь воинов всех поколений возвели часовню преподобного Илии Муромца, инока Киево-Печерского, и мраморный Поклонный Крест.
В Казани силами прихожан восстанавливается воинский
храм-памятник во имя Спаса Нерукотворного,  построенный в 1552г. («В память победы над татарами»).
Этот уникальный храм, строительство которого напрямую связано с царем Иоанном Грозным, повелевшим над братской могилой павших русских воинов построиь монастырь, раслагается ныне на острове, на естественном холме. Церковь в честь Нерукотворенного Образа Спасителя состоит из верхнего и нижнего храмов. Нижний храм (находящийся ниже уровня воды) - Церковь в честь преподобного Илии Муромца.

Казань, храм-памятник

Косово, полевой храм

В Косово после Балканской войны почти четыре года – с июля 1999-го по июнь 2003-го – был развернут полевой храм преподобного Илии Муромца, который затем вывезли в Чечню, где он находился во Введенском районе, в базовом лагере Воздушно-десантных войск до ноября 2004 года. В полевых условиях Косова и Чечни в этом храме приняло святое крещение большое количество воинов, в том числе и с именем Илия, в память преподобного.
Во дворе Центра Дикуля строится часовня, посвященная Илье Муромцу, как молитвеннику за людей, страдающих болями в спине, параличом, проблемами с позвоночником.

По материалам Википедии и сайтов www.pravoslavie.ru,

http://svyato.info, www.mgarsky-monastery.org, http://sobory.ru