Талашкино

Талашкино  — историко-художественный заповедник, известный художественный центр на Смоленщине, тесно связанный с развитием русского искусства конца XIX—начала XX века. Здесь бывали и работали выдающиеся деятели отечественной культуры: И.Е.Репин, К.А.Коровин, М.А.Врубель, Н.К.Рерих, С.В.Малютин и многие другие. Значительно пострадавшая в годы Великой Отечественной войны, усадьба не сохранила до настоящего времени своего первоначального облика. Однако это не уменьшает значимости Талашкина в истории русского искусства. «Талашкино, наравне с Абрамцевым, было самым известным и значительным пунктом дореволюционной России, где ряд русских художников с большим успехом работал над возрождением народного русского искусства.Как раз в этих двух усадьбах были устроены наиболее крупные специальные мастерские для обучения местных крестьян декоративной резьбе по дереву...» — писал о Талашкине в 1946 году академик И.Э.Грабарь.
Именно он обратился к советским партийным органам с предложением увековечить значение художественного центра Талашкино в истории русского искусства. И это имело положительный результат.
Решением исполкома Смоленского областного Совета депутатов трудящихся от 9 августа 1946 года Талашкино объявлено историко-художественным заповедником. На его территории определена охранная зона. Художественные постройки во Фленове, которые входят в комплекс усадьбы, также взяты под охрану государства. Церковь Cвятого Духа в 1948 году Советом Министров РСФСР объявлена памятником архитектуры. В настоящее время «Теремок», в котором размещена экспозиция, является отделом Смоленского государственного объединенного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника. В его комнатах хранятся произведения, рассказывающие о художественном прошлом Талашкина.
Талашкино действительно на протяжении почти четверти века (с 1893 по 1914 год) являлось крупным художественным центром России. Оно сыграло значительную роль в возрождении и развитии основных направлений русского прикладного искусства, в становлении неорусского стиля.
С этим центром связано начало смоленского музея, здесь была собрана одна из лучших в России коллекций русского народного искусства. В Талашкине художники создали немало значительных произведений. Большое внимание уделялось музыке, был создан театр, организован балалаечный оркестр, здесь композитор И.Ф.Стравинский начинал работу над балетом «Весна священная».
Культурный масштаб центра широк. О популярности его в культурно-художественной жизни начала века свидетельствуют многочисленные материалы в отечественной и зарубежной печати. Но позже на многие годы Талашкино осталось в забвении. Акцентировали внимание в основном на Абрамцеве. Постепенно сложилось представление, нашедшее отражение в искусствоведческой литературе, что Талашкино - это лишь художественные мастерские, в то время как структура его гораздо сложнее.


Имение князей Тенишевых Талашкино современники называли «Русскими Афинами», а саму княгиню Марию Клавдиевну — «Периклом русских крестьян», ведь строила она свои «Афины» для простых людей.

Талашкино  расположено в 18 километрах от Смоленска по дороге в город Рославль. Это старинная смоленская усадьба. Об этом свидетельствуют остатки регулярного парка начала XVIII века. Высокие старые липы вырисовывают четкие планы аллей. С конца XVIII века талашкинский парк меняется, в нем, следуя моде английского парка, появляется живописная пейзажная часть. По всей видимости, тогда же были посажены редкие породы деревьев, сохранившиеся до наших дней: лиственница сибирская, тополь серебристый, клен сахаристый, бересклет европейский. На северном склоне парк окаймлен искусственным водоемом. Каскад прудов имелся и в центре парка.
В XIX веке усадьба принадлежала некоему дворянину Шупинскому. Затем усадьба перешла к дочери Шупинского, в замужестве княгине Е.К.Святополк-Четвертинской. В 1893 году имение приобретают Тенишевы. С этого момента оно преображается. Внешне все остается скромно. Бережно охраняется парк. Вокруг него появляется деревянная ограда с резными воротами, выполненными по эскизам художников. Тенишевы были богаты, но, занятые научной и художественной деятельностью, не стремились к показной роскоши. Одноэтажный деревянный, на кирпичном подклете, увитый диким виноградом господский дом терялся в зелени парка. Комнаты были заполнены акварелями, картинами, скульптурой, майоликой. В одной из комнат висела картина М.В.Нестерова «Монахи» (ныне экспонируется в Государственном Русском музее), в другой - портрет М.К.Тенишевой, написанный В.А.Серовым. Несколько комнат оформлено по эскизам Н.К.Рериха, С.В.Малютина, А.П.Зиновьева.
Так как в Талашкино часто приезжали музыканты, то более удобно была переделана музыкальная гостиная. В ней Репин выполнил несколько набросков.
Вскоре в Талашкине появился театр, перестроенный из старого флигеля и украшенный резьбой С.В.Малютина. Невдалеке в простых деревянных строениях разместились художественные мастерские: вышивальная, резная, гончарная, эмальерная. Сюда же в Талашкино свозились художественные предметы для будущего музея старины.
М.К.Тенишева в Талашкине старалась создать нечто необыкновенное по тем временам и условиям. Как бы ни складывались ее взаимоотношения с художниками, в Талашкине всегда было много гостей, всегда ощущалась творческая атмосфера.
М.К.Тенишева, организатор талашкинского художественного центра, сыграла большую роль в русском искусстве конца XIX—начала XX века. По размаху деятельности близка С.И.Мамонтову, С.П.Дягилеву. С ними она была не только знакома, но и сотрудничала.

М.К.Тенишева

Мария Клавдиевна Тенишева  родилась в 1864 году в Петербурге в состоятельной семье. В доме отчима М. П. Фон-Дезена девочка получила первые уроки музыки и живописи. Дальнейшее воспитание проходило в гимназии М.П.Спешневой. Эта гимназия, открытая в 1869 году, была первой в России, где обучение девочек приравнивалось к курсу мужских гимназии, а это, в свою очередь, открывало им путь к высшему образованию.
Вскоре у молодой женщины проявляются вокальные способности, и по совету известного педагога и солиста Маринского театра И.П.Прянишникова (1847—1921) она едет в Париж брать уроки пения в известную студию Матильды Маркези.
В студии Тенишева провела три года. В этот период она знакомится с композитором и пианистом А.Г.Рубинштейном (1829—1894), с актрисой Александрийского театра М.Г.Саниной (1854—1915), с великим русским писателем И.С.Тургеневым, который тогда жил в Париже.
К 1880-м годам относятся первые уроки рисования, которые она получает в Лувре у французского художника Габриэля Виктора Жильбера. Позже непродолжительное время занимается в студии Штиглица в Петербурге, в парижской академии Жюльена у Жана Поля Лоранса и Бенжамена Констана. В Петербурге Тенишева брала частные уроки акварели у Н.А.Гоголинского, пользовалась советами Я.Ф.Ционглинского и И.Е.Репина.
В 1892 году Мария Клавдиевна выходит замуж за
В.Н.Тенишева.  В результате этого брака она приобретает большие материальные средства, позволившие развернуть широкую общественную работу.
После замужества М.К.Тенишева четыре года прожила в Бежице, близ Брянского машиностроительного завода, где обратила внимание на тяжелое положение рабочих.
Чтобы как-то облегчить им жизнь, в 1893 году М.К.Тенишева открывает при заводе ремесленное двухклассное училище на 60 человек. Затем с ее участием строится новое здание училища. Она организует при заводе несколько школ, народную столовую, магазин.
В 1891 году Мария Клавдиевна познакомилась с И.Е.Репиным, и это имело для нее исключительное значение, она включается в активную просветительскую работу. Первым начинанием в этом плане явилась организация в собственном доме бесплатной рисовальной студии, которая открылась 16 ноября 1894 года. Руководил ею И.Е.Репин. Ему помогали А.А.Куренной, П.Е.Мясоедов, Д.А.Щербиновский.
В студию поступали те молодые художники, которые из-за слабой подготовки не сдали экзаменов в Академию художеств. Таким образом, путь к академическому классу И.Е.Репина для многих прошел через студию. Атмосфера студии была наполнена творческим горением, спорами об искусстве.
В 1890-е годы Тенишева собрала уникальную коллекцию русской и западноевропейской графики, которая показала исключительную зрелость новых сил, вступивших в искусство в конце XIX века. Ценность этой коллекции определяется и тем, что рисунок и даже акварель еще не были предметом широкого собирательства и только после тенишевского опыта в России стали коллекционировать графику.
В конце 1890-х годов начинает выходить журнал «Мир искусства». М.К.Тенишева не только финансировала это издание, но и принимала самое деятельное участие в выработке его направления.

Теремок

И всё же особое место в деятельности Тенишевой занимало Талашкино. В 1894 году Тенишевы покупают у разорившейся помещицы Красноленской хутор Фленово  для устройства сельскохозяйственной школы. Школа была особой заботой М.К.Тенишевой. Фленово преобразилось в своеобразный школьный городок: постройки, фруктовый сад, озеро с запрудой и купальней. Причем в организации школы исключались всякие любительские мотивы. Были приглашены учителя, закончившие специальные учебные заведения. Первые учителя, Панковы, преподавали детям также игру на балалайке, а при создании оркестра был приглашен профессиональный музыкант, выпускник Петербургской консерватории, участник андреевского оркестра народных инструментов В.А.Лидин.
В 1901 году во Фленове по проекту художника С.В.Малютина выстроили сказочный домик
«Теремок».   «...Крыша красивыми шатрами высоко подымается над узорными наличниками окон, расписанными во многие цвета; словно фантастические ожерелья пестрят на темных бревнах разнокрасочные орнаменты: карнизы, барельефы, завитки чудовищных цветов, странные лебеди с распущенными хвостами, лубочные «солнца», волнистые нити всевозможных кружев, полосок, звезд, квадратов» , - писал о «Теремке» критик С.К.Маковский.

Церковь Св.Духа

Недалеко от «Теремка» в 1900—1905г.г. по проекту И.Ф.Барщевского, М.К.Тенишевой и С.В.Малютина строится миниатюрная церковь Святого Духа.  С 1908 по 1914 год над ее украшением трудился Н.К.Рерих. К сожалению, росписи погибли (в советское время в храме был склад, зерно ссыпали с грузовиков через окна). Над главным входом церкви сохранилась рериховская мозаика. В 1910 году Рерих сделал эскизы, и тогда же 15 мая был подписан договор на исполнение мозаик в мастерской В.А.Фролова в Петербурге. В этом договоре особенно обращалось внимание на точность исполнения по отношению к эскизу. «Принят мною от Н.К.Рериха заказ на исполнение мозаикой образа Спаса Нерукотворного с предстоящими ангелами мерою около 80 кв. аршин (79) для фасада храма в имении кн. М.К.Тенишевой в Смоленской губ. на сумму 7000 руб. Оригинал образа, а также и картон в натуральную величину предоставляется мне заказчиком. Мозаика должна быть исполнена прочной точно по оригиналу, причем работы производятся под наблюдением и с одобрения Н.К.Рериха. Прочность мозаики устанавливается сроком на три года, в течение которых я отвечаю (починками) за цельность исполнения работы» , - говорилось в договоре. Когда Рерих делал эскиз центральной мозаики «Спас Нерукотворный», он, несомненно, учитывал общую цветовую гамму кирпичной кладки церкви, которая строгой гладью стен еще больше подчеркивала разноцветье мозаики. Была учтена и обыграна форма кокошника, в который вписана мозаика.

Мозаика «Спас Нерукотворный»

Центральную часть занимает изображение головы Спаса. Плавность линий подчеркнута складками плата, а чрезмерно расширенная часть верха обыграна пространством с кучевыми облаками. Композиция слева и справа от Спаса разделена по горизонтали изображением города. В нижней части - трубящие ангелы. Их трубы наклонены вниз, ритмически продолжая линии складок полотенца. В верхней части изображение ангелов развернуто к Спасу.
Духовенство не приняло рериховской росписи: отступления от православного канона послужили причиной того, что храм так и не был освящен.
В 1914 году весть о начале войны застала Николая Константиновича в стенах храма. Работы пришлось остановить. Ни Тенишева, ни Рерих тогда не могли предположить, что это последнее лето, которое они провели в Талашкине. Впереди были тяготы войны, революция, эмиграция...
Для Рериха храм Св.Духа стал последней крупной работой в России, венцом и одновременно новым началом в духовном и творческом пути. Многие образы, мотивы и символы, родившиеся в период углубленной работы над храмом, встречаются в более поздних работах художника.

Памятник М.К.Тенишевой

Мария Клавдиевна навсегда покинула Россию в 1918 году, отплыв из Крыма в эмиграцию на одном из последних пароходов. До конца ее не покидала надежда вернуться в Смоленск, в свое имение, чтобы продолжить строительство храма «в ознаменование Святого Духа». Последние годы жизни М.К.Тенишева проводит во Франции, в Сен-Клу, близ Парижа. В эмиграции Мария Клавдиевна продолжила дело, начатое в Талашкине: она работала как художник-эмальер, возрождая древнее искусство эмалей, участвуя в многочисленных выставках. Ее работы украсили отделы прикладного искусства многих европейских музеев и частных коллекций. «Имея только свой рабочий стол, небольшую мастерскую и маленькую виллу под Парижем (как я называл ее „Малое Талашкино“), Мария Клавдиевна опять оказывается свободной в своих помыслах. Не останавливаясь на людских оценках, она говорит о будущем, а будущее это в знании… Но она не делается теоретиком. Никакие потрясения не могут оторвать ее от жизни. Она работает и по-прежнему полна желанием давать людям радость искусства» , - писал Рерих. Умерла М.К.Тенишева в 1928 году в возрасте шестидесяти одного года.
23 июня 2008 г. к 150-летию со дня рождения княгини в Талашкино был открыт памятник Марии Клавдиевне Тенишевой (автор памятника - скульптор Людмила Ельчанинова, заслуженный художник России).
Усадьба Талашкино сегодня входит в состав Смоленского государственного музея-заповедника (как
Историко-архитектурный комплекс «Теремок» ).
Много лет, начиная с 2002 года, возрождать Талашкино летом приезжали члены добровольческих экспедиций
Культурного центра «Новый Акрополь».




По материалам Википедии и сайтов http://www.proselki.ru,

http://rusprogram.ru, http://www.museum.ru, http://rusprogram.ru