 |
Талашкино |
Талашкино
— историко-художественный заповедник, известный художественный центр на Смоленщине, тесно связанный с
развитием русского искусства конца XIX—начала XX века. Здесь бывали и работали выдающиеся деятели отечественной культуры: И.Е.Репин, К.А.Коровин, М.А.Врубель,
Н.К.Рерих, С.В.Малютин и многие другие. Значительно пострадавшая в годы Великой Отечественной войны, усадьба не сохранила до настоящего времени своего первоначального
облика. Однако это не уменьшает значимости Талашкина в истории русского искусства.
«Талашкино, наравне с Абрамцевым, было самым известным и значительным пунктом дореволюционной России, где ряд русских художников с большим успехом
работал над возрождением народного русского искусства.Как раз в этих двух усадьбах были устроены наиболее крупные специальные мастерские для обучения местных
крестьян декоративной резьбе по дереву...»
— писал о Талашкине в 1946 году академик И.Э.Грабарь. Именно он обратился к советским партийным органам с предложением увековечить значение
художественного центра
Талашкино в истории русского искусства. И это имело положительный результат. Решением исполкома Смоленского областного Совета депутатов трудящихся
от 9 августа 1946 года Талашкино
объявлено историко-художественным заповедником. На его территории определена охранная зона. Художественные постройки во Фленове, которые входят в комплекс
усадьбы, также взяты под охрану
государства. Церковь Cвятого Духа в 1948 году Советом Министров РСФСР объявлена памятником архитектуры. В настоящее время «Теремок», в котором
размещена экспозиция, является отделом Смоленского
государственного объединенного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника. В его комнатах хранятся произведения, рассказывающие о
художественном прошлом Талашкина.
Талашкино действительно на протяжении почти четверти века (с 1893 по 1914 год) являлось крупным художественным центром России. Оно сыграло значительную
роль в возрождении и развитии основных
направлений русского прикладного искусства, в становлении неорусского стиля. С этим центром связано начало смоленского музея, здесь
была собрана одна из лучших в России коллекций русского народного искусства. В Талашкине художники создали немало значительных произведений.
Большое внимание уделялось музыке, был создан театр,
организован балалаечный оркестр, здесь композитор И.Ф.Стравинский начинал работу над балетом «Весна священная». Культурный масштаб центра широк.
О популярности его в культурно-художественной
жизни начала века свидетельствуют многочисленные материалы в отечественной и зарубежной печати. Но позже на многие годы Талашкино осталось в забвении.
Акцентировали внимание в основном на Абрамцеве.
Постепенно сложилось представление, нашедшее отражение в искусствоведческой литературе, что Талашкино - это лишь художественные мастерские, в то время как
структура его гораздо сложнее.
Имение князей Тенишевых
Талашкино
современники называли
«Русскими Афинами»,
а саму княгиню Марию Клавдиевну — «Периклом русских крестьян», ведь строила она
свои «Афины» для простых людей.
Талашкино расположено в 18 километрах
от Смоленска по дороге в город Рославль. Это старинная смоленская усадьба. Об этом
свидетельствуют остатки регулярного парка начала XVIII века. Высокие старые липы вырисовывают четкие планы аллей. С конца XVIII века талашкинский парк меняется,
в нем, следуя моде английского парка,
появляется живописная пейзажная часть. По всей видимости, тогда же были посажены редкие породы деревьев, сохранившиеся до наших дней: лиственница сибирская,
тополь серебристый, клен сахаристый,
бересклет европейский. На северном склоне парк окаймлен искусственным водоемом. Каскад прудов имелся и в центре парка. В XIX веке усадьба принадлежала
некоему дворянину Шупинскому. Затем
усадьба перешла к дочери Шупинского, в замужестве княгине Е.К.Святополк-Четвертинской. В 1893 году имение приобретают Тенишевы. С этого момента оно
преображается. Внешне все остается скромно.
Бережно охраняется парк. Вокруг него появляется деревянная ограда с резными воротами, выполненными по эскизам художников. Тенишевы были богаты, но, занятые
научной и художественной деятельностью,
не стремились к показной роскоши. Одноэтажный деревянный, на кирпичном подклете, увитый диким виноградом господский дом терялся в зелени парка. Комнаты были
заполнены акварелями, картинами,
скульптурой, майоликой. В одной из комнат висела картина М.В.Нестерова «Монахи» (ныне экспонируется в Государственном Русском музее), в другой - портрет
М.К.Тенишевой, написанный В.А.Серовым.
Несколько комнат оформлено по эскизам Н.К.Рериха, С.В.Малютина, А.П.Зиновьева. Так как в Талашкино часто приезжали музыканты, то более удобно была
переделана музыкальная гостиная. В ней Репин
выполнил несколько набросков. Вскоре в Талашкине появился театр, перестроенный из старого флигеля и украшенный резьбой С.В.Малютина. Невдалеке в
простых деревянных строениях разместились
художественные мастерские: вышивальная, резная, гончарная, эмальерная. Сюда же в Талашкино свозились художественные предметы для будущего музея старины.
М.К.Тенишева в Талашкине старалась создать
нечто необыкновенное по тем временам и условиям. Как бы ни складывались ее взаимоотношения с художниками, в Талашкине всегда было много гостей, всегда ощущалась
творческая атмосфера. М.К.Тенишева,
организатор талашкинского художественного центра, сыграла большую роль в русском искусстве конца XIX—начала XX века. По размаху деятельности близка
С.И.Мамонтову, С.П.Дягилеву. С ними она была не только знакома, но и сотрудничала.
 |
М.К.Тенишева |
Мария Клавдиевна Тенишева
родилась в 1864 году в Петербурге в состоятельной семье. В доме отчима М. П. Фон-Дезена девочка получила
первые уроки музыки и живописи.
Дальнейшее воспитание проходило в гимназии М.П.Спешневой. Эта гимназия, открытая в 1869 году, была первой в России, где обучение девочек приравнивалось
к курсу мужских гимназии, а это, в свою очередь,
открывало им путь к высшему образованию. Вскоре у молодой женщины проявляются вокальные способности, и по совету известного педагога и солиста
Маринского театра И.П.Прянишникова (1847—1921) она
едет в Париж брать уроки пения в известную студию Матильды Маркези. В студии Тенишева провела три года. В этот период она знакомится с композитором
и пианистом А.Г.Рубинштейном (1829—1894), с
актрисой Александрийского театра М.Г.Саниной (1854—1915), с великим русским писателем И.С.Тургеневым, который тогда жил в Париже. К 1880-м годам
относятся первые уроки рисования, которые она
получает в Лувре у французского художника Габриэля Виктора Жильбера. Позже непродолжительное время занимается в студии Штиглица в Петербурге, в парижской
академии Жюльена у Жана Поля Лоранса и Бенжамена
Констана. В Петербурге Тенишева брала частные уроки акварели у Н.А.Гоголинского, пользовалась советами Я.Ф.Ционглинского и И.Е.Репина. В 1892 году
Мария Клавдиевна выходит замуж за
В.Н.Тенишева.
В результате этого брака она приобретает большие материальные средства, позволившие развернуть широкую общественную работу. После замужества М.К.Тенишева
четыре года прожила в Бежице, близ Брянского
машиностроительного завода, где обратила внимание на тяжелое положение рабочих. Чтобы как-то облегчить им жизнь, в 1893 году М.К.Тенишева открывает
при заводе ремесленное двухклассное училище на 60
человек. Затем с ее участием строится новое здание училища. Она организует при заводе несколько школ, народную столовую, магазин. В 1891 году Мария
Клавдиевна познакомилась с И.Е.Репиным, и это имело
для нее исключительное значение, она включается в активную просветительскую работу. Первым начинанием в этом плане явилась организация в собственном доме
бесплатной рисовальной студии, которая открылась
16 ноября 1894 года. Руководил ею И.Е.Репин. Ему помогали А.А.Куренной, П.Е.Мясоедов, Д.А.Щербиновский. В студию поступали те молодые художники,
которые из-за слабой подготовки не сдали экзаменов
в Академию художеств. Таким образом, путь к академическому классу И.Е.Репина для многих прошел через студию. Атмосфера студии была наполнена творческим горением,
спорами об искусстве. В 1890-е годы
Тенишева собрала уникальную коллекцию русской и западноевропейской графики, которая показала исключительную зрелость новых сил, вступивших в искусство
в конце XIX века. Ценность этой коллекции определяется
и тем, что рисунок и даже акварель еще не были предметом широкого собирательства и только после тенишевского опыта в России стали коллекционировать
графику. В конце 1890-х годов начинает выходить журнал
«Мир искусства». М.К.Тенишева не только финансировала это издание, но и принимала самое деятельное участие в выработке его направления.
 |
Теремок |
И всё же особое место в деятельности Тенишевой занимало Талашкино. В 1894 году Тенишевы покупают у
разорившейся помещицы Красноленской хутор
Фленово
для устройства сельскохозяйственной школы. Школа была особой заботой М.К.Тенишевой. Фленово преобразилось
в своеобразный школьный городок: постройки, фруктовый
сад, озеро с запрудой и купальней. Причем в организации школы исключались всякие любительские мотивы. Были приглашены учителя, закончившие специальные
учебные заведения. Первые учителя, Панковы, преподавали детям также игру на балалайке, а при создании оркестра был приглашен профессиональный музыкант,
выпускник Петербургской консерватории, участник андреевского оркестра народных инструментов В.А.Лидин.
В 1901 году во Фленове по проекту художника С.В.Малютина выстроили сказочный домик
«Теремок».
«...Крыша красивыми шатрами высоко подымается над узорными
наличниками окон, расписанными во многие цвета; словно фантастические ожерелья пестрят на темных бревнах разнокрасочные орнаменты: карнизы, барельефы,
завитки чудовищных цветов, странные лебеди с
распущенными хвостами, лубочные «солнца», волнистые нити всевозможных кружев, полосок, звезд, квадратов»
, - писал о «Теремке» критик С.К.Маковский.
 |
Церковь Св.Духа |
Недалеко от «Теремка» в 1900—1905г.г. по проекту И.Ф.Барщевского, М.К.Тенишевой и С.В.Малютина
строится миниатюрная церковь Святого Духа.
С 1908 по 1914 год над ее украшением трудился Н.К.Рерих. К сожалению, росписи погибли (в советское
время в храме был склад, зерно ссыпали с грузовиков через окна).
Над главным входом церкви сохранилась рериховская мозаика. В 1910 году Рерих сделал эскизы, и тогда же 15 мая был подписан договор на исполнение
мозаик в мастерской В.А.Фролова в Петербурге. В этом
договоре особенно обращалось внимание на точность исполнения по отношению к эскизу.
«Принят мною от Н.К.Рериха заказ на исполнение мозаикой образа Спаса Нерукотворного с предстоящими ангелами мерою
около 80 кв. аршин (79) для фасада храма в имении кн. М.К.Тенишевой в Смоленской губ. на сумму 7000 руб. Оригинал образа, а также и картон в
натуральную величину предоставляется мне заказчиком.
Мозаика должна быть исполнена прочной точно по оригиналу, причем работы производятся под наблюдением и с одобрения Н.К.Рериха. Прочность мозаики
устанавливается сроком на три года, в течение которых я
отвечаю (починками) за цельность исполнения работы»
, - говорилось в договоре. Когда Рерих делал эскиз центральной мозаики
«Спас Нерукотворный»,
он, несомненно, учитывал общую цветовую гамму кирпичной кладки церкви, которая строгой гладью
стен еще больше подчеркивала разноцветье мозаики. Была учтена и обыграна форма кокошника, в который вписана мозаика.
 |
Мозаика «Спас Нерукотворный» |
Центральную часть занимает изображение головы Спаса. Плавность линий подчеркнута складками
плата, а чрезмерно расширенная часть верха
обыграна пространством с кучевыми облаками. Композиция слева и справа от Спаса разделена по горизонтали изображением города. В нижней части - трубящие ангелы.
Их трубы наклонены вниз, ритмически
продолжая линии складок полотенца. В верхней части изображение ангелов развернуто к Спасу. Духовенство не приняло рериховской росписи: отступления от
православного канона послужили причиной
того, что храм так и не был освящен. В 1914 году весть о начале войны застала Николая Константиновича в стенах храма. Работы пришлось остановить.
Ни Тенишева, ни Рерих тогда не могли предположить,
что это последнее лето, которое они провели в Талашкине. Впереди были тяготы войны, революция, эмиграция... Для Рериха храм Св.Духа стал последней
крупной работой в России, венцом и одновременно
новым началом в духовном и творческом пути. Многие образы, мотивы и символы, родившиеся в период углубленной работы над храмом, встречаются в более поздних
работах художника.
 |
Памятник М.К.Тенишевой |
Мария Клавдиевна навсегда покинула Россию в 1918 году, отплыв из Крыма в эмиграцию на одном из последних
пароходов. До конца ее не покидала надежда
вернуться в Смоленск, в свое имение, чтобы продолжить строительство храма «в ознаменование Святого Духа». Последние годы жизни М.К.Тенишева проводит во
Франции, в Сен-Клу, близ Парижа.
В эмиграции Мария Клавдиевна продолжила дело, начатое в Талашкине: она работала как художник-эмальер, возрождая древнее искусство эмалей, участвуя в
многочисленных выставках. Ее работы украсили отделы прикладного искусства многих европейских музеев и частных коллекций.
«Имея только свой рабочий стол, небольшую мастерскую и маленькую виллу под
Парижем (как я называл ее „Малое Талашкино“),
Мария Клавдиевна опять оказывается свободной в своих помыслах. Не останавливаясь на людских оценках, она говорит о будущем, а будущее это в знании… Но
она не делается теоретиком. Никакие потрясения не могут оторвать ее от жизни. Она работает и по-прежнему полна желанием давать людям радость искусства»
, - писал Рерих. Умерла М.К.Тенишева в 1928 году
в возрасте шестидесяти одного года.
23 июня 2008 г. к 150-летию со дня рождения княгини в Талашкино был открыт памятник Марии Клавдиевне Тенишевой (автор памятника - скульптор Людмила
Ельчанинова, заслуженный художник России).
Усадьба Талашкино сегодня входит в состав Смоленского государственного музея-заповедника (как
Историко-архитектурный комплекс «Теремок»
).
Много лет, начиная с 2002 года, возрождать Талашкино летом приезжали члены добровольческих экспедиций
Культурного центра «Новый Акрополь».
По материалам Википедии и сайтов
http://www.proselki.ru,
http://rusprogram.ru, http://www.museum.ru, http://rusprogram.ru |