Архивное фото (moscowwalks.ru)

Китайские бани купцов Хлудовых

    Видео-фильм "Китайские бани Хлудовых"   ЗДЕСЬ

Между зданиями Министерства Транспорта и МЧС РФ, во дворе (Театральный проезд, д. 3 стр. 3), находятся два сохранившихся трехэтажных корпуса бывших Центральных бань, которые также назывались по фамилии владельцев Хлудовскими, а по расположенной неподалеку Китайгородской стене — Китайскими. Герасим Иванович Хлудов, текстильный фабрикант, купец 1-ой гильдии, коллекционер картин и благотворитель, решил заняться банным делом, когда узнал о доходах, приносимых Сандуновскими банями. Для начала в 1878 году без лишнего шума он выкупил у приобрел грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей земельный участок от Неглинного проезда до Рождественской улицы вместе с баснословно дорогой недвижимостью — дворцами с домовой церковью Рождества Богородицы.
Проект банных зданий был заказан одному из самых высокооплачиваемых архитекторов Москвы
Семёну Семёновичу Эйбушицу . Когда Эйбушиц поинтересовался у заказчика, каким ему представляется будущий банный комплекс, тот ответил: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу» . Так архитектор и поступил: создал проект банного ансамбля в непривычном тогда роскошном стиле эклектики. Для воплощения грандиозного «сказочного» замысла Эйбушиц пригласил талантливого и «жадного до строительства всего нового» (как писали современники) Льва Николаевича Кекушева . Участие в строительстве этих бань было для будущего известного зодчего одним из первых реализованных проектов в Москве. Для отделки интерьера и создания витражей Лев Николаевич привлек известного тогда в Москве художника-предпринимателя Августа Томашки, который как правило сам работы не выполнял, а привлекал для этого учеников художественных училищ или начинающих авторов.

Это интересно!
С.Н.Дурылин «Нестеров» (ЖЗЛ):
«В сентябре 1940 года Нестеров рассказывал:
- Я был мальчишкой тогда. Дела мои были плохи. Ожидал Ольгу. Писал «До государя челобитчики». Ни гроша в кармане. Был тогда в Москве некий Август Августович Томашка, чех, принимал заказы на роспись потолка, стен, гостиных, работал с архитектором Клейном. Зарабатывал много, жирно, бил учеников, подмазков. Розы и лиры, букеты и арабески умел писать, а фигуры вовсе не умел. Вот он меня поймал как-то и предложил работать у него. Мы расписывали дом Морозовой на Воздвиженке. Томашка, когда уходил, запирал меня и ключ уносил с собой, чтобы, войдя случайно, когда я пишу фигуры, не увидел кто-нибудь, что он не сам их пишет. Он мне заплатил сто рублей. Я обомлел от радости: никогда у меня не было столько денег! А сам за эту работу получил 7 тысяч!.. Мне надоело все это, да и противно было смотреть, как он бьет ребят. Я ушел. »

В 1881 году, еще при жизни Герасима Ивановича Хлудова, был построен первый корпус комплекса — «простонародные» 5-копеечные бани. 7 июня 1885 Герасим Иванович скончался, и последующим строительством занимались уже его четыре дочери, вышедшие замуж за представителей известных купеческих фамилий Москвы (Прохоровы, Востряковы, Найденовы и Лукушины). Несколько лет ушло на создание банных помещений для дворянского сословия: от «полтинных», где вышколенный персонал обслуживал клиентлв по высшему классу, до 10-рублевых отдельных трехкомнатных номеров. В итоге хлудовские бани стали многофункциональным комплексом, в который помимо самих бань входили: гостиница, ресторан, доходный дом. Тут было все и еще чуть-чуть: роскошно оформленные комнаты отдыха с мягкими креслами, куда можно было заказать любые прохладительные или алкогольные напитки; кабинки массажистов и костоправов; цирюльня; отдельный кабинет врача. Центральные бани обслуживало 250 человек. Помимо основных работников, в Высшем мужском отделении по вечерам регулярно играл оркестр из пяти внештатных музыкантов. В штате числились телефонист и биотехник, который каждые три часа брал из бассейна пробу воды для биохимического анализа, а дежурный курьер увозил их в специальную лабораторию Москвы. Номерные бани часто использовались для заключения многомилионных сделок, поэтому возле номеров можно было увидеть дежурившего нотариуса. При банях было специальное детское отделение, с игрушками и банщицей, которая закреплялась за каждым ребенком. В фешенебельном женском отделении комнаты отдыха были разделены на уютные отсеки с помощью высоких резных спинок диванов, а в отсеках стояли туалетные столики и зеркала. На Хамовнической набережной бани открыли «пляжный филиал». С Финского залива туда специально доставляли белый мельчайший песок.
Отличались Хлудовские бани и множеством новшеств. По инициативе Герасима Ивановича здесь появилась первая в России механическая прачечная. Пока клиент мылся, его одежду (по желанию) бережно стирали, сушили и гладили. В 1894 году по предложению одной из дочерей Хлудова «для пущей выгоды» тут были сооружены первые в Москве крытые плавательные бассейны. По чертежам Кекушева были сделаны уникальные очистные подземные сооружения с тройным отстойником, и никакого дурного запаха рядом с банями никогда не было. Кекушев же соорудил в этих банях доселе невиданную, уникальную центрифугу для банных веников: к концу рабочего дня во дворе бань вырастала гора мокрых веников, которые подлежали уничтожению. Центрифуга Кекушева быстро выжимала из веников воду, после чего их сжигали в главном котле. Кекушев также создал машину для колки дров, работающую при помощи пара, и эта установка проработала в первозданном виде до 1931 года, потом на нее поставили электромотор и она в таком виде колола дрова аж до 1953 года. В начале 1893 года в западном (левом) здании Центральных бань немецкая фирма «Сименс и Гальске» установила первый в Москве электрический общественный лифт, который обслуживал посетителей номерных бань на третьем этаже. Лев Кекушев понимал возможные перебои с электричеством и, чтобы люди не застряли в лифте, усовершенствовал лифтовую систему так, что кабина продолжала поднимать пассажиров даже при полном отключении электричества. В фирме-изготовителе об этом узнали только через 20 лет, в 1913 году, во время капитального ремонта бань. Тогда из Германии специально приехали инженеры-конструкторы, чтобы своими глазами видеть это изобретение. За это новаторство в 1914 году фирма выдала Льву Кекушеву солидную премию, и он уступил немцам патент на свое изобретение. Банный лифт проработал до лета 1918 года, а затем был демонтирован и вывеезен в неизвестном направлении под конвоем латышских стрелков.
Сооруженный комплекс должен был приносить стабильные доходы не только от самих бань, поэтому первый этаж доходного дома Хлудовых занимали фешенебельный парфюмерный магазин известной тогда фирмы «Эмиль Бодло и К» и несколько промышленных и продуктовых лавок с отборными (лучшими в Москве) товарами.
Строительство бань окупилось владельцам лишь через 11 лет, зато после стало приносить солидный доход, достигавший в среднем 40 тысяч рублей в год.
Торжественное открытие Китайских бань состоялось 28 апреля 1893 года. Сестры Хлудовы решили устроить сразу четыре банкета в банях. Первый банкет-завтрак состоялся в 9 часов утра на втором этаже восточного корпуса. На него пригласили всех строителей и даже рабочих заводов, которые изготавливали кирпич для строительства бань. По окончании банкета всем выдали именные конверты с денежной премией. Второй банкет состоялся в 12 часов дня. На него были приглашены священнослужители всех соседних храмов, мужских и женских монастырей. По окончании банкета состоялся всеобщий молебен, после чего приглашенным вручили по отрезу ткани высокого качества: священникам - белого, а монахам и монахиням - черного цвета. Третий банкет был самым главным, он начался в 3 часа дня на втором этаже западного (левого) корпуса бань, в Высшем разряде мужского отделения. Столы накрывали шесть лучших рестораторов Москвы, за каждым гостем был закреплен свой официант. На этот банкет были приглашены важные государственные деятели, купцы первой гильдии, банкиры и иностранцы. Для музыкального сопровождения пригласили три оркестра и цыганский ансамбль. Этот банкет в Турецком зале посетил генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Четвертый банкет был устроен в восточном (правом) здании для самих Хлудовых и начался в семь часов вечера. Туда пришли и те, кто не догулял на третьем банкете. Всеобщее веселье закончилось лишь поздно ночью.

Легенда 1: О Сандунах
Среди приглашенных на открытие бань была и владелица Сандунов Вера Ивановна Фирсанова с мужем, Алексеем Николаевичем Гонецким . Но когда она увидела там своего ненавистного первого мужа, банкира Воронина, то спешно покинула банкет. Гонецкий принялся усердно дегустировать спиртное и уже в весьма сильном подпитии заявил, что сделает свои бани «выше уровня мирового совершенства»! Не на шутку загоревшись идеей, Гонецкий проштудировал горы книг о банном деле, а затем отправился в Европу - посмотреть, как устроены тамошние помывочные заведения. Больше всего понравились ему похожие на дворцы будапештские купальни с голубыми бассейнами. Через пару лет после открытия Центральных бань, Фирсанова и Гонецкий начали грандиозную перестройку своих Сандуновских бань.

После 1917 года Хлудовы уехали во Францию. В советское время бани продолжали работать и, хотя их пытались переименовать в «Имени 10-летия Октября», «Имени Я.М.Свердлова», «Московские бани имени Жданова», они благополучно оставались Центральными.

Легенда 2: О тазиках
В санитарный день в сентябре 1917 года в женском отделении Высшего разряда Китайских бань состоялось собрание семейства Хлудовых, всего человек сорок. Решили уезжать в Париж. По окончании собрания хозяйка Александра Герасимовна Найденова , которая к тому времени скупила все наследственные доли сестер, попросила мужа принести икону Христа Спасителя и пригласить трех самых надежных работников. Им хозяйка рассказала (после клятвы перед иконой хранить тайну), что в 1914 году для «полтинного» отделения бань Хлудовы заказали 3 тазика из чистого золота и 40 серебряных тазов (весом 10 килограммов каждый) . Но началась Первая мировая война, и драгоценные тазики были переданы на хранение в некий московский банк. Забрать их пока еще можно, а вывезти - нет. Потому верной троице выдали квитанции, и утром следующего дня 43 тазика были доставлены в Китайские бани. Боьше их никто не видел. Ходили слухи, что один из доверенных лиц Хлудовых на всякий случай перевез золотые и серебряные тазики в свою квартиру где-то на Волхонке. В те дни там во дворе дома строители копали новый колодец. На дне этого старого колодца, якобы, и были спрятаны драгоценные «шайки». Там они и лежат там до сих пор.

В 1993 году в здании Центральных бань произошел сильный пожар, который уничтожил значительную часть интерьеров и повредил фасады. В 2000-е годы левый корпус перестроили, сохранив почти в первозданном виде некоторые помещения мужского отделения «за 50 копеек»: мраморную лестницу, выполненную по проекту Льва Кекушева; зал с камином, где ранее была банная раздевалка; комнату в мавританском стиле; круглый бассейн, окруженный «писающими мальчиками» и античными статуями. Сейчас эти помещениях занимает ресторан «Серебряный век» .
Знаменитые посетители Центральных бань
В Китайских банях Хлудовых бывали богатые промышленники, первогильдейские купцы, банкиры, великие артисты и выдающиеся личности России. Любили посещать эти бани Л.Н.Толстой и А.П.Чехов. Артисты балета Большого театра традиционно ходили в основном в Центральные бани, а вокалисты предпочитали Сандуновские. Федор Иванович Шаляпин парился только в Сандунах и только в санитарные дни, а его жена-балерина Иола Торнаги посещала с коллегами Центральные бани. В первые месяцы советской власти в Высшем разряде постоянно бывал генерал Брусилов. Банные номера любили посещать руководители страны, партийные деятели и представители Интернационала. Очень любила посещать эти бани министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева. Приехавший в СССР министр культуры Франции и знаменитый писатель Морис Дрюон парился в Центральных банях в сопровождении Ростислава Плятта. Часто прямо в домашних тапочках приходила сюда Рина Зеленая, которая жила неподалеку в одном из номеров гостиницы «Европа». Нередко она бывала и со своей подругой, Фаиной Раневской. Постоянным посетителем номерных бань был артист Михаил Румянцев - знаменитый клоун Карандаш. Однажды в 1950 году Карандаш вернулся с гастролей и обнаружил, что потерял ключи от квартиры. Тогда он решил в ожидании семьи помыться в номере бани. Дело в том, что неизменным его спутником была собака Клякса, а с собаками можно было только в номера. Но все номера оказались закрытыми на ремонт. Тогда Румянцев пошел в общее отделение Высшего разряда. Это был единственный случай посещения бани с собакой и купания ее в бассейне. Но ни одной жалобы от посетителей не было!

Рекомендуется прочитать:
Евгений Аксенов. «Центральные бани» (Журнал «Москва», Март 2014)
Галина Ульянова. «Дневник фабриканта» (Журнал «Русский мир.ru», Январь 2016)


По материалам сайтов http://seeandgo.ru, http://siriustour.ru, https://trymoscow.ru